Самиздат:
[Регистрация]
 
[Найти] 
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
 
 
   Искандер Аджиган
   
   БАЯН
   
   Восточно-западный диван
   
   Самара
   1980 - 1985
   
   
   
   Когда путей нет внешних - в самом себе ты странствуй,
   Как лалу - блеск пусть дарит тебе лучистый свод.
   Ты в существе, о мастер, своем открой дорогу -
   Так к россыпям бесценным в земле открылся ход.
   Из горечи суровой ты к сладости проникни -
   Как на соленой почве плодов душистый мед.
   
                                                   Руми
   
   
   
   Шариат
   
   
   
   I. Хаджж
   
   	Что Кааба для мусульман, то для тебя душа.
   	Свершай вкруг этой Каабы обход свой не спеша.
   
                                                  Руми
   
   Первый таваф
   
   1
   
   Сползая вкось по вылизанной змейке,
   складной аршин - состав - отмерил ткань.
   Игла стучит по черной тюбетейке.
   Куда ни ткни - кругом Тмутаракань.
   
   Прибытие - предлог дли  поворота
   кругом: по кругу в миллиард углов.
   Тускла засаленная позолота
   лепных полустеблей и полуслов.
   
   Смело самумом смысл для бедуина,
   звучание - пучком согласных-стрел.
   И шепелявит каждая руина
   Самары с выщербленным "р".
   
   2
   
   Наплыв венков - щекоткой на губах.
   Надрывное гуденье катафалка
   гнездится в раструбах и в праздных рукавах
   разбитых механизмов луна-парка,
   
   где что-то лязгает, сверкает и шипит
   окрошкою Песка, Огня и Сада
   и все - суннит ли, суфий ли, шиит -
   пестрят, как этикетки лимонада.
   
   Отравлены колодцы вдоль пути.
   Щепоткой соли, толикою блажи
   удержит дервиш дерганье культи,
   ведь на пути Аллаха нет поклажи.
   
   3
   
   Терновник на заброшенном карьере,
   синеющий орнаментами сур,
   свиреп и укреплен, как аль-Мансур,
   корнями в реставрируемой вере.
   
   По камешку окрашена в цвета
   отцов и вся - ворсинкою к ворсинке -
   подобрана... Сорви! - уже не та:
   то в меле желтизна сквозит, то в синьке
   
   Не выбелить ракушечный костяк.
   не высинить воздушные чешуйки:
   горят! И окроплен зеленый стяг
   поволжской позолотой желчной шутки.
   
   
   Второй таваф
   
   1
   
   Сириус направил острие
   на мою раскрытую тетрадь.
   Если я создание Твое,
   что тогда такое благодать?
   
   Утро развернуло ворох лент:
   солнце, как султана, величать.
   Если я искусный инструмент,
   почему тогда на мне - печать?
   
   Вся земля сверкает, как алмаз.
   беспросветно в тайниках ума.
   Если я - Твой филигранный глаз,
   почему во мне такая тьма?
   
   2
   
   Славу былых племен,
   пепел становищ их,
   сотню Твоих имен,
   тысячу звезд Твоих,
   праведность чистых жен,
   пение райских хур,
   светоч священных войн
   или полночных сур -
   все, что могу назвать,
   все я назвал бы. Но
   "словом и убивать,
   и воскрешать дано..."
   Я же, немой имам,
   темный шаир песков,
   слабость, кичась, придам
   сонму сыпучих слов:
   каждое - тверже ядр,
   а под рукой - ручей.
   Пейте! Неверным - яд,
   праведным - мед речей.
   
   3
   
   Когда - под пятистопный перестук -
   меня размелет мельница разлук,
   кому, скажи, понадобится эта
   мука - щепоть нерастворимых мук?
   
   
   Третий таваф
   
   1
   
   Говорится хикмет в год от хиджры такой:
   одна тысяча триста сорок седьмой,
   говорится в Самаре над Волгой-рекой,
   говорит Искандер Аджиган.
   
   У кафиров цыган холостит кабанов,
   и Самара стоит, как очаг без хуев.
   Я обрезан. Теперь я без ков и без -ов.
   Ни отцов, ни богов - нет: хитан!
   
   Не один я открыл и запомнил хадис.
   Шамсиддин Мухаммад по прозванью Хафиз
   меньше знал! Без конца бормотал я девиз
   и орал муэззином азан...
   
   Правоверные! Вместо мечети вокзал
   свой облупленный купол Аллаху казал,
   кыблу щит - помигал, помигал! - указал:
   в Туристан - в ресторан - вдрабадан!
   
   Правоверные, прозит! Чеснок - на зубок,
   хлеба - Черного камня чернее - кусок,
   крепче - белого - Черного камня - глоток,
   и айда, куда дует хазан!
   
   2
   
   Мне чужие здесь цветы
   
   Фет
   
   Говорится другой хикмет.
   Ночь. Бессонница. Лейлы нет.
   Черным глазом на черный свет
   красной розы открылась рана.
   
   Аллах, помилуй Аджигана!
   
   Ночь ушербна. Во сне - изъян.
   Зачервивел любви тюльпан.
   Я ж опять спозаранку пьян
   в простынях своего дивана.
   
   Аллах, помилуй Аджигана!
   
   Лейла, черных касыд орда
   до утра голосит: "Беда!"
   Но михраб твоего бедра
   озарен немотой Баяна.
   
   Аллах, помилуй Аджигана!
   
   Лейла, "Фатихи" первый звук
   превращен Джабраилом в стук
   сердца: лотосом сжатых рук
   под луной серебрится - джанна...
   
   Аллах, помилуй Аджигана!
   
   3
   
   Это проповедь маджина:
   "Эй, не слушай муэззина!
   Вот с утра у магазина
   мусульмане голосят.
   
   Если бы в нем были вина,
   вылакали бы Сарат!
   
   Час - посту и чан - досугу.
   Время тащится по кругу
   чашей, переданной другу,
   но - троится циферблат.
   
   Присудил к питью  пьянчугу
   справедливый шариат.
   
   И едва Аллах затеплит
   утро, - лихорадка треплет
   правоверных. Мир не терпит
   пустоты. Часы стоят.
   
   И мулла вслепую лепит
   пятерни своих салят.
   
   Лейла фаррашем в шалмане,
   будто гуль в Раха Битане,
   держит жизнь мою в стакане
   в добром жанре хамрийят...
   
   Каждый - клятва на Коране! -
   волосок ее - сират."
   
   
   Четвертый таваф
   
   Абу Нувас
   
   1
   
   Ну послушай, Бишр, что общего у меня с мечом? Война?
   Видишь ли, звезде послушен я целиком - светла она!
   Нет, дружище, не рассчитывай на меня: я смело трусом
   мог себя назвать бы в стычке, где зуботычина нужна.
   Если же я неожиданно неприятеля увижу
   в этой стороне, покажется вдруг желанней сторона
   прямо противоположная моему коню. Нагрудник?
   налокотник? шит? шлем?... Господи упаси, - вот имена!
   Нет, как только разгораются эти наши войны, право:
   как бы драпануть удачнее? - перво-наперво важна
   мысль!.. Вот если б было рыцарской доблестью - развеселиться