Миг осознания своей бездарности - это проблеск гения.
Лец
Человеку, стоящему высоко в умственном отношении, одиночество доставляет двоякую выгоду: во-первых, быть с самим собою и, во-вторых, не быть с другими. - А. Шопенгауэр
Одиночество есть жребий всех выдающихся умов. - А. Шопенгауэр
Гениальность -- предельно допустимая демонстрация творческого потенциала личности. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых "шедеврами".
Наиболее известны проявления гениальности в научном и художественном творчестве. Например, гениальность музыкантов (прежде всего, исполнителей) основана на врождённых и приобретённых свойствах организма, недоступных другим представителям данной сферы деятельности.
В современный период при умалении фактора универсализма атрибутом гениальности признаётся способность исключительной личности воспринимать, отслеживать и обрабатывать огромное количество информации.
Н. В. Гончаренко. Гений в искусстве и науке. (Москва, 1991)
http://genii.ru/index.php?option=com_docman&task=doc_details&gid=20&&Itemid=31 В. П. Эфроимсон. Гениальность.
Эфроимсон В. П. Генетика гениальности. М., 2002.
Гении (от la. genius) -- в римской мифологии: демоны и духи-хранители приданные людям, предметам и местностям, ведающие появлением на свет своих подопечных, и определяющие характер человека или атмосферу местности. Римляне изображали человеческого гения в виде антропоморфной фигуры, а гения местности ( la. genius loci) -- в виде змеи.
Вера в существование богов, демонов и духов, покровительствующих человеку, очень древняя и встречается во многих культурах. Считается, что некоторые демоны-гении могут вдохновлять человека, внушая ему знание истины и наделяя талантами, которыми человек превосходит многих смертных; отсюда происходит понятие о человеческой гениальности, что буквально означает покровительство особого духа-гения. Так же гений защищает человека от нападения злых демонов, несущих болезни и невзгоды.
Теософы называют его Высшей Самостью, Молчаливый Наблюдатель или Великий Мастер. В Ордене "Золотой Зари" его называют Гением, гностики называют Логосом, египтяне говорят Асар Ун-нефер, зороастр говорит об объединении всех этих символов в форме Льва , буддисты называют его Ади-Буддой , Бхагавад-Гита называет его Вишну, И Цзин называет его "Великий Человек", в Каббале его называют Иехида.
И я ниоткуда
Пришел расколоть
Единое чудо
На душу и плоть.
(А. Тарковский)
В греческой мифологии в качестве гениев выступают некоторые даймоны , то есть демоны.
В диалоге "Эпиномис" Платон говорит, что даймоны "относясь, однако, к роду, умеющему быстро учиться и обладающему хорошей памятью, они прочитывают все наши мысли и относятся к добрым и благородным с поразительной милостью, однако очень злые мысли мысли они воспринимают с крайним отвращением". В диалоге "Государство" Платон говорит, что злоключения человечества объясняются "недостатком внимания со стороны даймона, воспитавшего нас, руководившего нами... и сделавшегося слабым и беспомощным".
Сократ описывал своего даймона-гения как внутренний голос, который всегда предупреждал философа, как только тот хотел совершить неправильный поступок. В "Федоне", 107--108, Сократ объясняет, что гений человека, заботившийся о душе при жизни, помогает душе покинуть мир живых и спуститься в Аид, что роднит гения с описанием ангела Азраила.
В трактате "Книга священной магии Абрамелина-мага, кою Авраам Еврей передал сыну своему Ламеху. Гримуар пятнадцатого века" говорится, что каждый человек связан с особой духовной сущностью, которая именуется Священным Ангелом-Хранителем, без вступления в духовный союз с которым для человека невозможно по-настоящему продвинуться по пути духовного развития или повеливать обитателями сфер низшей природы.
Единственный Наивысший Ритуал -- это достижение Познания и Собеседования со Священным Ангелом-Хранителем.
Гуили, Розмари Эллен''. Энциклопедия ангелов/Розмари Эллен Гуили. -- М.: Вече, 2008. -- 416
Тщетно, художник, ты мнишь, что творений
своих ты создатель!
Вечно носились они над землею, незримые оку...
Нет, то не Гете великого Фауста создал, который
В древнегерманской одежде, но в правде
глубокой вселенской.
С образом сходен предвечным своим от слова до слова.
Или Бетховен когда находил он свой марш похоронный,
Плач неутешной души над погибшей великою мыслью,
Рушенье светлых миров в безнадежную бездну хаоса?
Нет, эти звуки рыдали всегда
в беспредельном пространстве,
Он же, глухой для земли, неземные подслушал рыданья.
Много в пространстве невидимых форм
и неслышимых звуков,
Много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света,
Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать,
Кто, уловив лишь рисунка черту,
лишь созвучье, лишь слово,
Целое с ним вовлекает созданье в наш мир удивленный.
О, окружи себя мраком, поэт, окружися молчаньем,
Будь одинок и слеп, как Гомер, и глух, как Бетховен,
Слух же душевный сильней напрягай и душевное зренье.
И как над пламенем грамоты тайной бесцветные строки
Вдруг выступают, так выступят вдруг пред тобою картины,
Выйдут из мрака все ярче цвета, осязательней формы,
Стройные слов сочетания в ясном сплетутся значенье...
Ты ж в этот миг и внимай, и гляди, притаивши дыханье,
И, созидая потом, мимолетное помни виденье!
(А. К. Толстой)
Гении часто во сне совершают открытия, нередко им их "диктуют" умершие гении. Менделеев во сне открыл таблицу элементов. Ко Ньютону решение большинства задач пришло во сне. Философ Кардано увидел сон, в котором Ньютон открыл всемирный закон тяготения, и сказал ему об этом, хотя понятия не имел, о чем идет речь. Спустя время Ньютон открыл этот закон. Паскаль во сне ставил опыты, наяву они привели к открытию. Шуман считал, что мелодии ему диктуют Бетховен и Мендельсон из своих могил.
*КОГДА И ГДЕ РОЖДАЮТСЯ ГЕНИИ?*
<http://editor.inauka.ru/>
Древние были уверены, что рождаемость одаренных людей колеблется во времени в зависимости от периодов и циклов изменения солнечной активности. Сегодня учёные не часто готовы рассуждать на эти темы, боясь показаться несовременными. Но есть исследователи, которые пытаются
разобраться в закономерностях гениальности.
В принципе, можно согласиться с тем, что умственные задатки человека могут зависеть от состояния природной среды в то время, когда активно формируются нейронные микросети коры головного мозга. Однако состояние природной среды неодинаково, как во времени, так и в пространстве.
Неужели частота рождения одаренных людей и в самом деле может зависеть от географической широты и даты рождения?
Чтобы ответить на этот вопрос, ведущий инженер филиала ЦАГИ Евгений Виноградов проанализировал данные о месте и времени рождения множества выдающихся деятелей. Гипотеза о зависимости подтвердилась. И всё же: чтобы стать гением недостаточно родиться в правильном месте и правильное
время. Одаренность -- сложный феномен, отмечают учёные, она зависит от бесконечного числа факторов, и мы сейчас находимся лишь на пороге их понимания.
Приступая к исследованию, Евгений Виноградов из различных источников собрал сведения о времени и месте рождения 757 нобелевских лауреатов из 61 страны, известные на 1 января 2006 года. Таким образом, удалось выявить небольшую, но представительную группу одаренных людей. Затем
были проанализированы данные еще 329 выдающихся деятелей, указанные в биографических справочниках (математики, механики, физики, астрономы, химики, биологи, композиторы) и биографии 1201 человека, которые были приведены в Большой Советской Энциклопедии.
Собранные данные позволили сравнить доли одарённых людей, родившихся в среднем за большой промежуток времени в высоких и в низких широтах Земли. В высоких широтах таланты рождались явно чаще. Так, в 40 раз больше нобелевских лауреатов родились на широте 60 градусов, чем на
широте 20-30 градусов. Совокупная рождаемость нобелевских лауреатов в Финляндии, Швеции и Норвегии оказалась в 8,7 раза больше, чем в Португалии, Испании и Италии вместе взятых. Такая же закономерность прослеживалась и для других групп знаменитостей.
Полученные данные автор исследования объясняет тем, что от экватора к полюсам Земли происходят изменения элементов природной среды: возрастает интенсивность и амплитуды вариаций интенсивности космических лучей, увеличивается содержание кислорода в воздухе и амплитуды вариаций содержания кислорода в воздухе, возрастают амплитуды вариаций давления
воздуха. В связи с этим автор формулирует гипотезу "младенческого просветления": чем выше уровень радиационного фона и содержание кислорода в воздухе при образовании в мозгу ребенка нейронных микросетей (они возникают на самых последних этапах внутриутробного развития), тем
больше микросетей образуется, и тем выше умственные способности человека.
Естественный радиационный фон характеризуется средним уровнем и колебаниями разной высоты и длительности. Причинами резких колебаний могут быть, например, широкие атмосферные ливни частиц или вспышки на солнце. Массовое включение и переключение генетических программ, в том
числе отвечающих за построение нейронных микросетей коры головного мозга, происходит в течение примерно суток до момента рождения ребенка.
И если в это ключевое время, когда радиочувствительность генома возрастает, радиационный фон оказывается повышен, программы построения нейронных микросетей реализуются в сильном варианте и умственные задатки ребенка улучшаются. Если же в ключевые моменты фон понижен или резко
понижается, программы построения нейронных микросетей реализуются в слабом варианте и умственные задатки ребенка ухудшаются. При среднем фоне рождается нормальный "середняк", каких большинство.
Учёный полагает, что потенциальный гений рождается, когда сильный радиационный импульс приходится на первый вздох младенца или близок к нему. Вероятность этого события мала, ну так и гении рождаются нечасто.
Также с середины ХХ века в радиобиологии известен кислородный эффект, суть которого в том, что биологическое действие ионизирующей радиации усиливается с насыщением организма кислородом. Если кислорода достаточно, то и обычная фоновая радиация может стать стимулирующей.
Например, было замечено, что дети женщин, получавших во время беременности кислород, особенно на последних днях, опережают по темпам и уровню умственного развития детей женщин, кислорода не получавших. Здесь налицо кислородная стимуляция задатков, отмечает исследователь.
Однако кислородный эффект может проявиться и в естественных условиях, например, при смене циклона антициклоном, особенно зимой. Давление воздуха растет, а влажность падает, следовательно, содержание кислорода в воздухе и организме ребенка повышается, и улучшаются его умственные
задатки. При смене антициклона циклоном все идет наоборот, и умственные задатки ребенка ухудшаются.
Рождение умных детей у получивших кислород женщин автор научной работы считает одним из подтверждений своей гипотезы младенческого просветления. Но есть и другие. Количество кислорода в воздухе растет не только от низких широт к высоким, не только при смене циклона антициклоном, но и от лета к зиме. Следовательно, зимой одаренных людей должно рождаться больше, чем летом. И действительно, статистика это подтверждает.
Распределив по месяцам даты рождения 19043 знаменитостей, биографии которых приведены в Большой Советской Энциклопедии и некоторых справочниках, учёный обнаружил, что больше всего талантов появляется на свет в феврале, а меньше всего -- в июне и августе. Причем в холодную
половину года (ноябрь-апрель) талантов родилось в 1,14 раза больше, чем в теплую половину. Среди особо одарённых и знаменитых людей (таковых было отобрано 1570) тенденция была та же, но размах оказался ещё больше.
Что интересно, закономерность действует и в южном полушарии Земли: здесь больше всего талантов рождается в июле, и меньше всего в феврале и декабре.
По материалам демографической статистики исследователь построил кривую общей рождаемости для населения Европы и России, оказалось, что простые смертные рождаются в течение года значительно более равномерно, нежели таланты и уж тем более гении.
Автор указывает несколько причин сезонных всплесков рождения талантов:
годичные изменения солнечной активности, положения Земли относительно плоскости солнечного экватора, содержания кислорода в воздухе. Все эти причины действуют благодаря изменению уровня радиационного фона и чувствительности к нему организма человека.
Кроме того, исследователь обратил внимание на то, что многие выдающиеся люди родились недалеко от вулканов и горных хребтов. Как оказалось, чаще всего нобелевские лауреаты рождаются в окрестностях гор высотой 700-1400 м, и реже всего -- в окрестностях гор высотой 2600-3100 м, причем отличие
было выявлено немалое. Предположительно, это может быть связано с тем, что поскольку на разных высотах в атмосфере образуются разные вторичные частицы, они по-разному отклоняются магнитными полями разной протяженности, то есть горами разной высоты.
По материалам: Corriere Della Sera, NEWSru, Инопресса, Интерфакс
Одарённые дети или вундеркинды (от de. Wunderkind, дословно -- ''чудесное дитя'') -- дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте -- они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам -- становятся чемпионами.
Саванты -- дети с синдромом саванта, демонстрирующие прекрасные способности в какой-либо узкой сфере (чаще всего это арифметика, музыка, изобразительное искусство), но часто имеющие проблемы в других (обычно в вербальных умениях). Часто у таких детей наблюдается синдром Аспергера.
* Савант-аутист -- человек с аутизмом, который демонстрирует необычные способности, редко достигаемые другими. Раннее таких людей называли ''idiot savants'' -- "идиотомудрецы". В 1978 году д-р Бернард Римланд ввел термин ''autistic savant'' -- "савант-аутист" -- который используют сейчас.
Тесты коэффициента интеллекта используют следующую классификацию для определения различных уровней одаренности:
* ''"Яркий", просветленный'': 115+, или 1 из шести (17 %)
* ''Умеренно одаренный'': 130+, или 1 из 50 (2 %)
* ''Высоко одаренный'': 145+, или 1 из 1000 (0,1 %)
* ''Исключительно одаренный'': 160+, или 1 из 30 000 (0,003 %)
* ''Необычайно одаренный'': 175+, или 1 из 3 миллионов (0,00003 %)
http://gerric.arts.unsw.edu.au Исследовательско-информационный институт одаренного развития
Человек с синдромом саванта может повторить несколько страниц текста, услышанного им всего один раз. Или безошибочно выдать результат умножения шестизначных чисел, как будто результат ему просто известен (не исключено, что в некотором роде так оно и есть). Или запросто сказать, на какой день недели придется Новый 3001 год. Некоторые саванты владеют 30 языками, могут спеть все арии, выйдя из оперы, или начертить карту Лондона после полета над городом, как это сделал 29-летний савант Стивен Вильтшир. При этом, в областях, лежащих вне проявлений синдрома, такой человек может демонстрировать явную неполноценностъ, вплоть до умственной отсталости.
http://world.lib.ru/l/lotwina_l/rainpeople.shtml Люди дождя, или жадный мозг
Мэрилин вос Савант ( en. Marilyn vos Savant, родилась 11 августа 1946 г., Сент-Луис, Миссури) -- американская писательница, драматург и журналист, занесённая в Книгу рекордов Гиннесса как обладательница самого высокого в мире IQ.
По отцу является потомком австрийского философа и физика Эрнста Маха.В данный момент Мэрилин живёт в Нью-Йорке, где является финансовым директором корпорации Jarvik Heart, в которой также вовлечена в исследование сердечно-сосудистых заболеваний.
В зрелом возрасте по результатам так называемого Мега-теста, разработанного академиком Рональдом К. Хефлином ( en. Ronald K. Hoeflin), её IQ составил 186. С 1986 по 1989 гг. вос Савант входила в книгу рекордов Гиннесса как обладательница самого высокого IQ. Хотя её IQ является одним из самых высоких, зарегистрированных в мире, утверждения о том, что она является самым умным человеком на планете или гением, достаточно спорны, так как общепризнанного неоспоримого способа, позволяющего определить, насколько умён человек, не существует. Сама вос Савант считает, что интеллект включает так много компонентов, что попытки точно измерить его бесполезны.
Мэрилин вос Савант входит в общество Менса и Общество Прометея, объединяющие людей, обладающих высоким IQ.
Фамилия Савант происходит от французского слова ''savoir'' ("знать") и означает "мудрец".
http://www.marilynvossavant.com/ Официальный сайт
Менса ( la. стол) -- крупнейшая, старейшая и самая известная организация для людей с высоким коэффициентом интеллекта. [cite web
Это некоммерческая организация, открытая для всех, кто сдал стандартизованные тесты IQ лучше, чем 98 % населения. Минимальный допустимый результат для принятия в Менсу теста Станфорд-Бинет будет 132, а теста Раттель будет 148.
Тест должен сдаваться в присутствии наблюдателей.
Организация имеет национальные группы в 50 странах мира, а количество членов превышает 100 тысяч человек из примерно 100 стран. Две самых больших организации это американская Менса, в которой больше 56 тысяч членов и британская Менса, в которой примерно 25 500 членов.
Известные члены :
* Айзек Азимов -- писатель-фантаст, бывший вице-президент Менсы
* Джина Дэвис -- актриса, лауреат премии "Оскар"
* Мэрилин вос Савант -- женщина с самым высоким в мире IQ
* Стив Мартин -- американский комик
Сообщается, что в странах Латинской Америки слово "менса" означает "дура", хотя, слово "менс" означает разум и название не вызывает негативных коннотаций у большинства испаноязычных людей. "Менса" также значит "кафетерий" на итальянском и немецком, а "Менс" -- "человек" по-голландски.
http://www.mensa.org/home.php Общество Менса
http://www.bergmandata.com IQ test like Mensa
Общество тройной девятки (ОТД) -- международная организация, принимающая в члены только тех, кто может доказать, что их коэффициент интеллекта (IQ) находится на уровне верхней одной тысячной населения, то есть, выше, чем у 99,9 % всех людей. Этот уровень соответствует отметке IQ 150 при стандартном отклонении в 16 пунктов шкалы, или 142 при стандартном отклонении в 15 пунктов. Для сравнения, более известное общество Менса принимает всех, чей IQ находится на уровне верхних 2 % населения, что соответствует отметке IQ 132.
По состоянию на 2007 год, в Обществе Тройной Девятки состоит более 800 членов, из почти 30 стран мира, хотя большинство проживает в США. ОТД было основано в 1978 году несколькими людьми, покинувшими ISPE. Оно выпускает журнал под названием ''Видия'' и поддерживает [http://groups.yahoo.com/group/triplenine/ дискуссионный форум в Интернете.
В качестве доказательства уровня IQ принимаются только результаты тестов, проводимых под наблюдением официальных лиц. Список этих тестов и оценок за них, позволяющих быть принятым в ОТД, можно найти на http://www.triplenine.org Общество тройной девятки.
Общество Мега ( en. The Mega Society) было основано в 1982 году доктором Рональдом К. Хоэфлином для содействия психометрическим исследованиям. Открыто для тех людей, чьи результаты по тесту на общий интеллект настолько высоки, что встречаются только у одного человека на миллион.
Журнал общества издаётся регулярно с января 1982 года, сначала под названием ''Circle'' (круг), с июля 1987 года -- ''Noesis'' (''ноэзис'', ''чисто умственное восприятие'').
http://www.megasociety.org Главный сайт Общества Мега
Дети индиго -- термин, введённый экстрасенсом Нэнси Энн Тэпп http://rastu.com.ua/content/view/1418/369/ "Дети индиго -- люди будущего?"
для обозначения детей, которые, по её мнению, обладают аурой цвета индиго. В наше время, по мнению Тэпп, 70 % детей в возрасте до 10 лет и 40 % в возрасте от 15 до 25 являются "индиго". Широкую известность термин получил в конце 1990-х благодаря упоминанию в источниках, имеющих отношение к движению нью-эйдж. Детям индиго приписывают множество различных свойств, начиная от высокого уровня интеллекта и заканчивая телепатическими способностями. Утверждается также, что "дети индиго" представляют собой "новую расу людей" http://psyplanet.ru/article.php?id=23 Дети индиго
Перечень качеств и основных признаков, которые обычно приписывают "детям индиго":
* асоциальность, низкая коммуникабельность, склонность замыкаться в себе;
* эгоистичность, высокая самооценка, индивидуализм, нежелание подчиняться другим, неприятие авторитетов;
* большой творческий потенциал в сочетании с высоким уровнем интеллекта;
* склонность приобретать знания эмпирическим путём; интерес к далёким друг от друга предметам
* неусидчивость, энергичность, дефицит внимания
* импульсивность, резкие перепады настроения и поведения, склонность к депрессиям;
* чувство социальной справедливости, повышенное чувство ответственности
* невосприимчивость к традиционным приёмам воспитания;
* развитая интуиция и чувство опасности;
* способность быстро осваивать компьютерные технологии.
Кроме того, большая часть свойств "детей индиго" давно известна психологам и описывается диагнозом СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность). http://gazeta.24.ua/news/show/id/48842.htm Дети цвета ультрамарин
Кристиан Фридрих Хейнекен ( de. Christian Friedrich Heinecken; 6 февраля 1721 -- 27 июня 1725) -- известен как "младенец из Любека", по месту своего рождения; по рассказам, начал говорить через несколько часов после своего рождения.
К первому году жизни он знал все основные положения Пятикнижия, к двум годам -- все события Библии, к трём -- историю, географию, латынь и французский.
Слух о чуде быстро разнёсся по весям и люди отовсюду приходили, чтобы посмотреть на него своими глазами. Король Фридрих IV Датский повелел доставить мальчика в Копенгаген в 1724, чтобы лично убедиться в правдивости рассказов. Вскоре после этого ребёнок заболел и предсказал скорую собственную смерть, которая случилась в возрасте четырёх лет, как и было предсказано.
В семье Пушкиных дочь была любимицей отца, сын - любимцем матери. Александр до 9 лет жил сам по себе. После этого возраста гениальность выбить можно, лишь уничтожив гения. Владимир Леви Пушкин: пунктир одиночества в книге "ОДИНОКИЙ ДРУГ ОДИНОКИХ" пишет:
"Основополагающий факт, недооцениваемый пушкинистами - отчуждающая, жестокая родительская холодность, с оттенком даже расовой неприязни. Задумчивый смуглый малыш, мулатистый, толстенький, не был любим родителями, не вызывал у них интереса и хуже того: был мучим и унижаем. Одиночество на корню. "Ну что ж за угрюмый увалень этот мальчуган!.. От Александра не услышишь смеха. Он не бегает. Роняет игрушки. Шляется из комнаты в комнату, лениво таская ноги. Молчаливость и ярко выраженная лень раздражают мать мальчика. Ей бы хотелось ребенка бойкого, смеющегося, живого, она предпочитает ему сестру Ольгу, которая на два года старше. и предпочтет ему брата Левушку. Право, из трех детей именно Александр делает ей менее всего чести. Надежда Осиповна испытывает к нему какое-то брезгливое отвращение. Сама удивляется. что произвела на свет такое чучело. Да собственно говоря, на кого он похож? На дурно выбеленного негра, вот на кого... Она насильственно заставляет его бегать... надувает губы на сына, не разговаривая с ним по целым дням; жалуется Сергею Львовичу, проливая потоки слез... Тот злится, кричит, отмахивается, требует, чтобы ему больше не досаждали историями про маленького Александра... ...он при всяком случае потирал ладони одну об другую... терял носовые платки... Надежда Осиповна завязывала ему ручонки за спину, да так и оставляла на целый день... приказывала пришивать ему платок к курточке, причем велела менять его не чаще двух раз в неделю; и, чтобы унизить сына, заставляла его выйти к гостям, коим и показывала этот пришитый платочек, сопровождая это пространными комментариями. Бедный ребенок краснел со стыда, как рак, понурив голову..." (Из книги Анри Труайя "Александр Пушкин", М., Эксмо, 2004)
В послании Горчакову, другу не близкому, но слушателю достойному, наиболее обнаженно звучит мотив одиночества - тоска и предзнание рокового пути: "Вся жизнь моя - печальный мрак ненастья. Две-три весны, младенцем, может быть, Я счастлив был, не понимая счастья... Я знал любовь, но не знавал надежды, Страдал один, в безмолвии любил... Душа полна невольной, грустной думой; Мне кажется, на жизненном пиру Один с тоской явлюсь я, гость угрюмый, Явлюсь на час - и одинок умру."
Ему в это время было всего 18 лет".
Владимир Леви www.levi.ru
Ника Георгиевна Турбина (17 декабря 1974 -- 11 мая 2002) -- русская поэтесса.
Первый ребёнок. Страдала астмой и, по свидетельству родных, ночами почти совсем не спала. С четырёх лет, во время этих бессонниц, просила записывать маму и бабушку стихи, которые по её словам ей говорил Бог.
С первого класса (1981/82) слава о "чудо-ребёнке" разнеслась за пределы Крыма, и когда её стихи попали к Юлиану Семёнову, их напечатала "Комсомольская правда". Когда Нике исполнилось 9 лет (1983), в Москве вышел первый сборник её стихов "Черновики". Книга была впоследствии переведена на 12 языков.
В 10 лет смогла принять участие в международном поэтическом фестивале "Поэты и Земля" (в рамках Венецианского биеннале). Там ей был присуждён главный приз -- "Золотой лев" (до Турбиной из всех советских поэтов им была награждена лишь Анна Ахматова).
В 1990 после нервного срыва поэтесса под предлогом учёбы уехала в Швейцарию, в психиатрическую клинику в Лозанне. Там она вступила в гражданский брак со своим психиатром, 76-летним профессором, который до того переписывался с Турбиными и будто б лечил своих пациентов её стихами. Муж был интересным собеседником, Нику не обижал, но целыми днями пропадал в своей клинике. Мучась от безделья, она стала пить, а через год вернулась домой и никогда особо не упоминала о нём. Публично своих стихов она уже давно не читала.
По возвращении не удавалось найти подходящую работу, пыталась запустить телевизионный проект о неудавшихся самоубийцах.
Затем, в 1994 г. Нику без экзаменов приняли в Московский институт культуры. При том, что на тот момент у Ники были ощутимо нарушенная психика, неважная координация и ненадёжная память, первые полгода она проучилась очень хорошо и снова писала стихи - на любом клочке бумаги и даже губной помадой, если под рукой не было карандаша. Но 17 декабря, в день своего 20-летия, Ника, которая уже не раз "зашивалась", сорвалась.
Но в конце первого курса, незадолго до экзаменов, Ника уехала в Ялту к Косте, парню, с которым встречалась уже несколько лет. К экзаменам она не вернулась.
Май 1997 года. В тот день с Никой был другой мужчина. Они поссорились. Ника бросилась к балкону - как потом говорила, "в шутку", не удержалась, повисла и тут же протрезвела. Он схватил её за руки, Ника пыталась забраться назад. Спасло только то, что, падая, она зацепилась за дерево. Была сломана ключица, повреждён позвоночник.
В Ялте Ника попала в местную психушку. Её забрали после буйного припадка, которых раньше с ней вроде бы не случалось.
11 мая 2002 года они с её другом Сашей были в гостях у своей знакомой Инны, которая жила на той же улице. Выпили. Саша и Инна пошли в магазин, а Ника ждала их, сидя на подоконнике пятого этажа, свесив ноги вниз. Это была её излюбленная поза, она никогда не боялась высоты. Видимо, она неудачно повернулась. С координацией у Ники всегда было плохо. Гуляющий с собакой мужчина увидел, как она повисла на окне, и услышал её крик: "--Саша, помоги мне, я сейчас сорвусь!" Внизу какие-то люди пытались растянуть куртку...Гроб повезли в Подмосковье озлобленные рабочие, которым Саша просто не захотел платить.
Ника, которая больше всего на свете боялась одиночества, поехала в свой последний путь одна.
Зарешечено небо
Тропинками судеб -
Миллиарды следов.
И надежда, что будет
Только то, что хотелось,
Чтоб было светло.
Над землею холодное
Солнце взошло.
И расколоты судьбы,
Как грецкий орех,
Кто-то взял сердцевину,
А под ноги грех.''
(1985-1987)''
http://stih.by.ru/
Передается ли гениальность по наследству? Ломброзо считал, что гений почти всегда шизофреник.
Чезаре Ломброзо ( it. Cesare Lombroso) (6 ноября 1835, Верона, Италия -- 9 октября 1909, Турин, Италия) -- итальянский тюремный врач-психиатр, родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве, основной мыслью которого стала идея о прирождённом преступнике.
В 1863 году Чезаре Ломброзо издает свою книгу "Гениальность и помешательство" (русский перевод К. Тетюшиновой, 1892), в которой проводит параллель между великими людьми и помешанными. В своей работе Ломброзо пишет о физическом сходстве гениальных людей с помешанными, о влиянии различных явлений (атмосферных, наследственности и др.) на гениальность и помешательство, приводит примеры, многочисленные свидетельства медицинского характера о наличии у ряда писателей психических отклонений, а так же описывает специальные особенности гениальных людей, страдавших в то же время и помешательством.
Эти особенности заключаются в следующем:
1. Некоторые из таких людей обнаруживали неестественное, слишком раннее развитие гениальных способностей. Так, например, Ампер в 13 лет уже был хорошим математиком, а Паскаль в 10 лет придумал теорию акустики, основываясь на звуках, производимых тарелками, когда их расставляют на стол.
2. Многие из них чрезвычайно злоупотребляли наркотическими веществами и спиртуозными напитками. Так, Галлер поглощал громадное количество опия, а, например, Руссо -- кофе.
3. Многие не чувствовали потребности работать спокойно в тиши своего кабинета, а как будто не могли усидеть на одном месте и должны были постоянно путешествовать.
4. Не менее часто меняли они также и свои профессии и специальности, точно мощный гений их не мог удовольствоваться одной какой-нибудь наукой и вполне в ней выразиться.
5. Подобные сильные, увлекающиеся умы страстно предаются науке и с жадностью берутся за разрешение труднейших вопросов, как наиболее подходящих, может быть, для их болезненно-возбужденной энергии. В каждой науке они умеют уловить новые выдающиеся черты и на основании их строят нелепые иногда выводы.
6. У всех гениев есть свой особый стиль, страстный, трепещущий, колоритный, отличающий их от других здоровых писателей и свойственный им, может быть, именно потому, что он вырабатывается под влиянием психоза. Положение это подтверждается и собственным признанием таких гениев, что все они по окончании экстаза не способны не только сочинять, но и мыслить.
7. Почти все они глубоко страдали от религиозных сомнений, которые невольно представлялись их уму, между тем как робкая совесть заставляла считать такие сомнения преступлениями. Например, Галлер писал в своем дневнике: "Боже мой! Пошли мне хотя бы одну каплю веры; разум мой верит в тебя, но сердце не разделяет этой веры -- вот в чем мое преступление".
8. Главные признаки ненормальности этих великих людей выражаются уже в самом строении их устной и письменной речи, в не логических выводах, в нелепых противоречиях. Разве Сократ, гениальный мыслитель, предугадавший христианскую мораль и еврейский монотеизм, не был сумасшедшим, когда руководствовался в своих поступках голосом и указаниями своего воображаемого Гения или даже просто чиханьем?
9. Почти все гении придавали большое значение своим сновидениям.
В заключении своей книги Ч. Ломброзо, однако, говорит о том, что на основании вышеизложенного нельзя прийти к заключению, что гениальность вообще есть не что иное как умопомешательство. Правда в бурной и тревожной жизни гениальных людей бывают моменты, когда эти люди представляют сходство с помешанными, и в психической деятельности и других есть немало общих черт -- например, усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям, бессознательность творчества и сильная рассеянность, злоупотребление спиртными напитками и громадное тщеславие. Между гениальными людьми есть помешанные, и между сумасшедшими -- гении. Но было и есть множество гениальных людей, у которых нельзя отыскать ни малейших признаков умопомешательства.
http://www.psychiatry.ru/lib_show.php?id=73 "Гениальность и помешательство"
Ломброзо объяснил происхождение гениальности и шизофрении одинаковыми причинами. Составленный им список больных гениев включал Сократа, Савонаролу, Руссо, Наполеона, Шумана, Гоголя. В "пограничном состоянии" находились почти все известные люди. К мысли о том, что гениальность - разновидность шизофрении, Ломброзо привели странности гениев. У многих были отклонения в половой сфере. Микеланджело был холостым, и твердил, что искусство заменяет ему жену. Леонардо да Винчи любил мужчин. Ньютон умер девственником. Безумный Руссо страдал недержанием спермы, был крайне развратен, страдал манией величия, считая себя равным Богу, о чем свидетельствует такой факт. Он писал письма... лично Богу, и вместо того, чтобы отправить их по почте, что уже было бы нелепо, шел в церковь, клал их под алтарь собора. Неделями он вполне серьезно ждал ответа, считая себя равным Богу! Поскольку ответных писем он не получал, он заключил, что Бога нет. Холостыми были Шопенгауэр, Спиноза, Декарт, Лейбниц, Микеланжело, Гоголь, Лермонтов, Тургенев. Композитор Шуман к 46 годам потерял рассудок, выгнал из дому жену, его одолевали кошмары: ему казалось, что его преследуют говорящие столы и табуретки, превращавшиеся в чудовищ. В попытке покончить с собой он бросился в реку, но его спасли. После его смерти у него обнаружили атрофию мозга. Джонатан Свифт в порыве безумия призывал простолюдинов отдавать своих детей на мясо аристократам.
"Мотанус (Motanus), всегда жаждавший уединения и отличавшийся странностями, кончил тем, что считал себя превратившимся в ячменное зерно, вследствие чего не хотел выходить на улицу из боязни, чтобы его не склевали птицы.
Ампер сжег свой трактат о "Будущности химии" на том основании, что он написан по внушению сатаны.
Мендельсон страдал меланхолией. ...
Великий голландский живописец Ван Гог думал, что он одержим бесом. ....
Гоббс, материалист Гоббс, не мог остаться в темной комнате без того, чтобы ему тотчас же не начали представляться привидения. ...
Моцарт был убежден, что итальянцы собираются отравить его. Мольер часто страдал припадками сильной меланхолии. Россини (двоюродный брат которого, идиот, страстно любящий музыку, жив еще и до сих пор) сделался в 1848 году настоящим липеманьяком вследствие огорчения от невыгодной для себя покупки дворца. Он вообразил, что теперь его ожидает нищета, что ему даже придется просить милостыню и что умственные способности оставили его; в этом состоянии он не только утратил способность писать музыкальные произведения, но даже не мог слышать разговоров о музыке. Однако успешное лечение почтенного доктора Сансоне из Анконы мало-помалу снова возвратило гениального музыканта его искусству и друзьям...
Шуман, предвестник того направления в музыкальном искусстве, которое известно под названием "музыки будущего", родившись в богатой семье, беспрепятственно мог заниматься своим любимым искусством и в своей жене, Кларе Вик, нашел нежную, вполне достойную его подругу жизни. Несмотря на это, уже на 24-м году он сделался жертвою липемании, а в 46 лет совсем почти лишился рассудка: то его преследовали говорящие столы, обладающие всеведением, то он видел не дававшие ему покоя звуки, которые сначала складывались в аккорды, а затем и в целые музыкальные фразы. Бетховен и Мендельсон из своих могил диктовали ему различные мелодии. В 1854 году Шуман бросился в реку, но его спасли, и он умер в Бонне. Вскрытие обнаружило у него образование остеофитов - утолщений мозговых оболочек и атрофию мозга. (липемания - мрачное помешательство)...
Великий мыслитель Огюст Конт, основатель позитивной философии, в продолжение десяти лет лечился у Эскироля от психического расстройства и затем по выздоровлении без всякой причины прогнал жену, которая своими нежными попечениями спасла ему жизнь. Перед смертью он объявил себя апостолом и священнослужителем материалистической религии, хотя раньше сам проповедовал уничтожение всякого духовенства. В сочинениях Конта рядом с поразительно глубокими положениями встречаются чисто безумные мысли, вроде той, например, что настанет время, когда оплодотворение женщины будет совершаться без посредства мужчины".
Ломброзо
Отец Бетховена был алкоголиком, мать - ограниченной женщиной, умершей от туберкулеза. Леонардо да Винчи был незаконнорожденным ребенком глупой крестьянки и согрешившего с ней нотариуса. Дети гениев часто рождаются идиотами. У сына Эйнштейна врачи нашли шизофрению. Сам Эйнштейн на старости впал в безумие.
Воззрения идеолога французской революции Руссо определили характер Европы после того, как монархии стали меняться на республики. Современная Европа, одна из главных мировых сил - плод таких изменений. Но кто же такой Руссо? Глубоко больной человек. Он страдал маниакальными сдвигами в психике. Идеи Ницше о сверхчеловеке подтолкнули Гитлера к уничтожению миллионов людей "неполноценных" (по мнению нацистов) рас. Движущей силой этой самой кровавой бойни в истории был Адольф Гитлер, увлеченный оккультизмом человек с манией величия и серьезным психическим сдвигом, а его вдохновитель Ницше был психически ненормален. Кроме перечисленных "властителей дум", безумными были такие крупнейшие философы как Декарт, Платон, Шопенгауэр, Спенсер и другие. А среди крупнейших лидеров ненормальными признаны жестокие римские императоры Калигула и Нерон, император и завоеватель половины Европы Наполеон, страдавший маниями величия и преследования, бесноватый Муссолини. Но, заметим, речь здесь по большей части шла о философах и политиках, но не о технических гениях или творческих.
В XIX веке Карла Ясперса заинтересовал вопрос, может ли гений творить, когда мозг его уже разрушается, и с какого момента вместо творчества начнется бред? Ведь именно от этого зависит, расценивать ли наш мир как сгусток гениальных прозрений или как безумство? Гениальность и шизофрению Ясперс назвал "наиболее таинственными состояниями души". Шведский драматург Август Стринберг, по мнению Ясперса, впал в бред шизофрении. Он ставил опыты на себе, изучая манию преследования. Судить о том, в какие бездны погружается страдающее сознание, можно по его пронзительным книгам - "Исповедь безумца" и "Ад". Они настолько драматичны, что вошли в учебники по психиатрии. Но было ли это безумие? Стринбергу удалось заглянуть в неведомое, в другую реальность. Ясперс был уверен, что гений создает лучшие произведения только в начальный период шизофрении, когда распадающееся сознание открывает невероятные глубины. Затем идет полоса распада.
Вывод Ясперса: без шизофрении гениальность не может проявиться, но развитие болезни убивает творчество, в чем состоит трагедия гения.