Пасынков Александр Сергеевич : другие произведения.

Контексты одиночества.18. Аскетизм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:


АСКЕТИЗМ

  
  
  
   Но несравненной ветвью в тишине
   Бог, дерево, созреет в той стране,
   где весть благую - летнюю - однажды
   услышат в шумных кронах, там, где каждый
   так одинок, как выпало и мне.
  
   Ведь одинокому открыт Господь,
   и многим одиноким не щепоть -
   а пригоршни. Лишь одиночке - горе.
   У каждого - свой Бог. Но станет вскоре
   понятно всем (и мне - в их хоре),
   что в бесконечном разговоре,
   наитьях, плаче, строгом споре,
   в явленном бытии-просторе
   единый волен Бог волной.
  
   Рильке
  
   Человека страшит одиночество. А из всех видов одиночества страшнее всего одиночество душевное. Отшельники древности жили в общении с богом, они пребывали в самом населенном мире, в мире духовном.
   Бальзак О. де
  
  
   Аскетизм (греч. aske - упражнение в чем либо) - техника телесных и ментальных практик, служащих средством к достижению сверхчувственных целей: этического идеала, мистического совершенства , а также соответствующая им система ценностей. В религиозно-философских учениях Древней Греции (орфизм, пифагореизм) аскетизмом часто называли упражнение в добродетели и особенно в подчинении своей воли. В раннем христианстве аскетизм стал началом монашества.
   Отшельничество, анахоретство -- аскетическое отречение по различным убеждениям от мирской жизни с максимальным ограничением внешних связей и удалением для жительства в пустынные места. Отшельничество как спорадическое явление существовало в религиях Индии, Китая, Японии и других стран Востока (иудаизм, буддизм, даосизм и др.). В разное время встречались следующие типы нехристианской монашеской жизни: отшельники Сераписа в Египте; аскеты-буддисты; ессеи, жившие подобно монахам у Красного моря примерно в 150 г. до н. э.; иудейские аскеты, называемые терапевтами, жившие неподалеку от Александрии; гностики неоплатоновского толка; аскеты-приверженцы бога Митры.
   Неспособность испытывать радость жизни вынуждает человека искать удовлетворения в горе и наслаждаться сочувствием окружающих.
  
   Особенного распространения и развития отшельничество достигло у христиан. Своими предшественниками первые христианские отшельники считали пророка Илью и Иоанна Крестителя. Прообразом будущего отшельничества также служило 40-дневное пребывание одного в пустыне Иисуса Христа, упоминаемое в Евангелиях.
  
   Рассказ о сорокадневном посте Иисуса Христа и о последующем его искушении дьяволом имеется у всех евангелистов, кроме Иоанна.
   После своего крещения (Марк в своём Евангелии ставит акцент, что это произошло немедленно после крещения) Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. По истечении сорока дней Иисус НЗ2|был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал|Лк|4:2.Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить Его на грех, как всякого человека. Выдержав все искушения дьявола, Иисус приступил к своей проповеди и общественному служению.
   В результате проповеди Иисуса Христа в Палестине возникло новое религиозное направление под названием Христианство.
   В 2008 году в мире насчитывается более 1 млрд человек, называющих себя христианами.
   Христу дано было :
   ''Искушение голодом''
   ''Искушение гордыней''
   ''Искушение верой''
  
   Слова, сказанные Иисусом в ответ на первое искушение, были "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих".
  
   "На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
   Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть".
   (2-е Коринфянам 10:7, 13:5)
   Видный польский светский исследователь Библии Зенон Косидовский, рассматривая в своей книге "Сказания евангелистов" вопрос историчности Иисуса Христа, указывает на то, что...нет никаких логических причин отрицать историчность Иисуса, поскольку в Палестине того времени подобного рода бродячие проповедники, пророки и мессии были обыденным явлением. В ту пору, когда жил и действовал Иисус, а также до его рождения и после его смерти историки насчитали в Палестине по меньшей мере двенадцать пророков и мессий, более популярных, чем он.
  
  
   Оскар Уайльд глубоко отмечает это в легенде "Хозяин": "И когда тьма спустилась на землю, Иосиф Аримафийский, зажегши факел, спустился с холма на равнину, так как дома его ждали неотложные дела. Пробираясь среди кремнистых валунов Долины Скорби, он увидел обнаженного юношу, который безутешно рыдал. Его волосы были цвета меда, а тело напоминало белоснежный цветок, хотя и было истерзано шипами терновника. Голову покрывал слой пепла наподобие венца. Иосиф, обладавший сказочным богатством, спросил юношу, который не имел ничего, кроме своей наготы: "Я не удивляюсь тому, что твоя скорбь так велика, ибо Он был человеком приличным". И юноша ответил: "Я оплакиваю не Его, но себя. Так же, как Он, я превращал воду в вино, исцелял прокаженных и возвращал зрение слепым. Я ходил по воде как посуху и изгонял духов словом, облегчая страдания бесноватых; кормил голодных в пустыне, где не было пищи; воскрешал покойников, и они вставали из своих гробов; по моему велению и при огромном скоплении народа бесплодная смоковница засохла. Все, что совершил этот человек, проделал и я. И все же меня они не распяли!". Оскар Уайльд.
  
   "Христианство выдвигает на первый план уникальный опыт Одинокого Богочеловека - Иисуса Христа, и предлагает каждому человеку, пребывающему в поиске божественных истин, следовать его примеру и выстроить жизнь - от рождения до смерти - под знаком опыта религиозного одиночества. Одиночество человеческого религиозного опыта означает не оторванность человека от Бога, а только его необходимую, первоначальную и исходную форму. ... Идея религиозного одиночества была актуальна и привлекательна в первые периоды становления христианства - периоды гонений, вынужденной маргинальности, которая превращалась в культово-знаковую дистанцированность, превращавшую одиночество мучеников в одиночество высшей ценности. .. Одиночество возможно было только как средство, путь к трансформации конечного, ничтожного Я в сосуд Абсолюта. Такая трансформация возможна при условии глубочайшего внутреннего сосредоточения, погружения в себя и вслушивания в божественный голос, что осуществимо только в тишине и уединении".
   Гагарин А.С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество,
   смерть, страх, (От античности до Нового времени) - Монография. Екате-
   ринбург. Изд-во Уральского ун-та. 2001. (23,25 печ. л.).
  
   Ориген ( la. Origenes Adamantius; ок. 185, Александрия -- 254, Тир) -- греческий христианский теолог, философ, ученый, представитель ранней патристики наставник древней христианской богословской школы в Александрии (203--231), затем -- настоятель основанного им в 232 году монастыря в Кесарии (Палестина).
   Ориген родился около 185 г в Александрии. Изучал под руководством своего отца, Леонида, священные тексты. В 202 г. Леонид был убит. С 203 г. Ориген начинает учительствовать в теологической школе, он спал на голой земле, постился, не носил обуви, не имел смены одежды. По сообщению Евсевия, в этот период Ориген в порыве благочестия оскопил себя.
   В 254 в Тире, во время очередной волны антихристианских репрессий, Ориген был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер.
   http://slovari.yandex.ru/dict/phil_dict/article/filo/filo-553.htm?text=%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B5%D0%BD Ориген] / Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. -- Мн.: Книжный Дом. 2003.-- 1280 с.
   http://www.mystudies.narod.ru/name/o/origen/origen.htm О судьбе Оригена: "Во время гонения на христиан при Септимии Севере"
  
   Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан ( la. Quintus Septimius Florens Tertullianus, 155/165, Карфаген -- 220/240, там же) -- один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов, автор сорока трактатов, из которых сохранился 31. В зарождавшейся теологии Тертуллиан впервые выразил концепцию Троицы. Мало кто сделал больше его для распространения христианства среди образованных слоёв римской публики.
   По возвращении в родной Карфаген (тогда ему было около 35 лет) Тертуллиан перешёл в христианство, около 200 г. был рукоположён в пресвитеры, однако примерно через 10 лет ушёл к аскетическим малоазийским сектантам-монтанистам.
   В учении монтанистов его привлекало ожидание близкого конца света и строгий аскетизм, но довольно скоро он счёл даже монтанистов недостаточно нравственными и основал собственную общину, просуществовавшую не менее века после его смерти. Умер Тертуллиан глубоким стариком, но когда точно -- неизвестно. Самые поздние из его сохранившихся трудов не могли быть написаны позднее 220 года.
  
   Знаменитая максима Тертуллиана гласит la. Credo quia absurdum est :
   "верую, ибо абсурдно"
  
   http://antology.rchgi.spb.ru/Tertullianus/afiny.html -- С. С. Неретина. Тертуллиан: Афины или Иерусалим?
  
   Со времени появления христианской проповеди прибавились новые причины для ухода в пустыню: христианство возносило бедность в идеал, учило налагать на себя обет самоотречения. В III веке бегство в пустыню принимает массовый характер.
   Особенно известна Фиваидская пустыня. Ее прославил отшельник Антоний (родился в 251 году), убежавший от общества. Сначала он жил в могильном склепе, потом в развалинах крепости. Молитвой, постом, ночными бдениями он старался отогнать дурные помыслы, боролся со "злыми духами", внушавшими ему страсти и похоти. Его ученик Пахомий основал первый монастырь на берегу Нила, где монахи вели строгую жизнь (подражание Пахомию было настолько велико, что незадолго до его смерти насчитывалось уже 8 монастырей с 3 тыс. монахов). Особо ревностные из них поселялись в полном одиночестве, подвергали себя тяжкому бичеванию. Стремление подавить в себе плотские желания доводило их до того, что они не снимали с себя одежды (которую носили из козлиной кожи в подражание Иоанну крестителю), чтобы не видеть тела, не мылись в реке, не стрилги волос. Также они спали сидя, на стульях, а иногда даже и в полустоячем положении. Пищу монахи принимали среди абсолютного безмолвия и, когда ели, закрывали свои лица капюшонами, чтобы не видеть соседа. Это было отказом вообще ото всех радостей жизни, от всег благ культуры, отрицание всего, что породила античность, отрицание ее быта, вкусов, искусства и мудрости. Не видя никакого смысла в этой жизни, они искали его в следующей. Мученичество - образец того, как христианин обращается со своим телом. Чем больше он страдает в жизни, тем больше радости и блаженства испытывает в минуту передышки и в предверии смерти.
   В истории раннего христианства можно найти многочисленные примеры добровольного мученичества. Леки (У. Е. X. Леки, "История европейской нравственности", т. II, с. 49 , Аппльтон, 1884 г.) утверждает, что: "Церковь осудила прямое и преднамеренное самоубийство, столь типичное для античной системы нравственных ценностей. Однако вне лона Церкви бродячие монахи четвертого столетия объявили себя "апостолами смерти" и не только исповедовали мученическую смерть как высшую ценность в противовес языческим верованиям, но и совершали групповые самоубийства, воображая, что этот путь приведет их к спасению и вечному блаженству. Сотни, а как свидетельствует св. Августин, даже тысячи монахов в исступленном приступе пароксизма прыгали в пропасть, обагряя скалы своей кровью... Святой Жером восторженно описывает монаха, питавшегося в течение тридцати лет исключительно ячменными лепешками, запивая их грязноватой водой; другой монах жил в яме, и его дневной рацион состоял всего лишь из трех смокв; третий мыл голову раз в год - на Пасху, никогда не стирал одежду и не снимал ее до тех пор, пока она не истлевала, голодал, пока не ослеп и не довел себя до такого истощения, что его кожа стала "просвечивать"... Известно, что Святой Макарий Александрийский в течение шести месяцев спал на болоте, подставляя свое тело укусам ядовитых насекомых. Кроме того, он носил железные вериги весом восемьдесят фунтов (прим. 36 кг). Его ученик, Св. Евсей, носил на теле сто пятьдесят фунтов [прим. 68 кг] железа и три года прожил на дне высохшего колодца. Св. Виссарион провел сорок дней и ночей в колючем кустарнике и в течение сорока лет спал стоя. Последний "подвиг" повторил св. Пахом. Некоторые святые великомученики, например, св. Марциан, ограничивались одноразовым приемом пищи, причем количество еды было столь ничтожным, что они постоянно испытывали муки голода. Известно, что единственной пищей одного из них являлся кусок хлеба весом в шесть унций (прим. 170 г) и несколько травинок; никто не видел, чтобы этот подвижник хоть раз прилег отдохнуть. Рассказывали, как однажды, вследствие хронической усталости, его веки смежились и пища выпала изо рта... Про другого святого, Иоанна, рассказывают, что он, растянувшись на скальном выступе, провел три года в молитве; за это время он не разу не попытался встать или сесть и питался просфорами, которые ему приносили по воскресеньям. Одни отшельники жили в заброшенных звериных берлогах, другие - в высохших колодцах; были и такие, кто находил себе прибежище на кладбище, среди могил. Некоторые обходились и вовсе без одежды; единственной защитой от холода им служили собственные спутанные волосы. В Месопотамии и некоторых районах Сирии существовала секта, известная под названием "Скоты", члены которой, подобно домашней скотине, "паслись" в горах и питались исключительно травой. Чистота тела приравнивалась к загрязнению души, и наиболее рьяные святые внешне представляли собой омерзительное зрелище". (Цитируется по У. Е. X. Леки, т. II, с. 107-109.)
  
   Отшельничество в христианстве известно с III века и было связано, как с преследованиями первохристиан со стороны римских императоров, так и с христианской идеей греховности мира и спасительности отказа от его соблазнов. Первым из известных христианских отшельников (анахоретов) был Павел Фивейский, который ушёл в пустыню, спасаясь от преследований христиан императором Децием.
   В Палестине аскеты вели почти неподвижную жизнь, прилепляясь к святым местам, чтобы иметь защиту и совершать богослужение. К четвёртому веку их ряды значительно пополнились из числа паломников; их также посещали св. Иероним, св. Павла и Иоанн Кассиан.
   Отцы-пустынники -- название христианских монахов, отшельников и аскетов периода возникновения монашества в IV--V веках. Используется преимущественно в отношении египетских подвижников, проживавших в Скитской пустыне (Вади-эль-Натрун). Изречения отцов-пустынников вошли в многочисленные сборники ("''Патерик Скитский''", "''Изречения отцов''", "''Книга святых мужей''"), известные с VI века. Отцы-пустынники придерживались анахоретного монашества, то есть проживали в уединённых и пустынных местностях, по возможности чуждаясь всякого общения с другими. Такое движение возникло уже во II веке и, первоначально, было вызвано преследованием первых христиан. Затем появилось уже богословское обоснование, что такой аскетизм есть подражание жизни Иоанна Крестителя в пустыне и сорокадневному посту Иисуса Христа во время его искушения в пустыне, на первый план в отшельничестве вышло стремление к духовным подвигам.
   Возникновение данной формы монашеской жизни приписывают преподобному Павлу Фивейскому (умер ок. 341 года), прожившему, по преданию, 91 год в отшельничестве.
  
   Павел Фивейский, ''Павел Египетский'', ''Павел Отшельник'' (умер ок. 341 г.) -- первый христианский монах и отшельник, проживший по преданию 91 год в отшельничестве.
   Павел Фивейский родился в Египте, в городе Фивы. Оставшись сиротой, он много претерпел от своего корыстолюбивого родственника из-за родительского наследства. Во время гонений на христиан императора Деция (249--251) святой Павел, узнав о коварном замысле родственника предать его в руки гонителей, покинул город и удалился в пустыню. Поселившись в пещере у подножия горы, преподобный Павел, никому не ведомый, прожил в ней 91 год, неустанно молясь Богу днем и ночью. Питался он финиками и хлебом, которые приносил ему ворон, одеждой из пальмовых листьев укрывался от холода и зноя.
   Незадолго до кончины Павла, состоялась его встреча со святым Антонием, посетившим Павла в его отшельническом месте. Антоний оставался со св. Павлом вплоть до его смерти последнего и похоронил отшельника. Согласно житию, св. Павел скончался во время молитвы, стоя на коленях.
   Традиционно датой его смерти считается 341 год.
   Несмотря на то, что Павел Фивейский не основал ни одной обители, его жизнь послужила образцом для отшельнических монашеских обителей, что даёт основание считать его первым христианским монахом -- отшельником в истории.
   В V веке на месте, где находилась пещера, в которой жил святой, был основан существующий по сей день монастырь св. Павла.
   В 1250 году был основан католический монашеский орден паулинов (полное название -- Орден святого Павла, первого отшельника), названный в честь Павла Фивейского.
   http://days.pravoslavie.ru/Life/life221.htm Преподобный Павел Фивейский на сайте Православие.Ru
  
   Подобный пример вдохновил многих христиан и когда Афанасий Великий в 356 году удалился в Ливийскую пустыню, он нашёл её уже заселённой многочисленными пустынниками.
  
   Самым важным источником информации о пустынножительстве служит Житие св. Антония, написанное св. Афанасием в 357 г. Другим полезным документом являются Apophthegmata Patrum или изречения известных отшельников. Одним из наиболее ранних и известных примеров отшельничества в пустыне является житие святой V века н. э. Марии Египетской http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/VII/Vita_Maria_Aegypten/text.htm Житие Марии Египетской, написанное Софронием Иерусалимским.
  
   Основателем и идеологом отшельнического монашества считается Антоний Великий, который с 270-х годов стал отшельником в Фивадской пустыне, а затем около 313 года перешёл на берег Красного моря, где вокруг него появилась монашеская община, а в 356 году на месте его погребения был основан монастырь, получивший впоследствии его имя.
   Антоний Великий, преподобный (около 251, Кома, Египет -- 356, Дейр-Мари) -- раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества.
   По преданию, однажды войдя в храм, он услышал евангельские слова: ''"Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной"'' (Мф. 19, 21). Поразившись этому, Антоний вскоре отказался от родительского наследства в пользу бедных из своего селения, но, не зная, кому оставить на попечение сестру, услышал слова Иисуса: ''"Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы"'' (Мф. 6, 34).
   Вскоре Антоний уединился в глубь Фивадской пустыни и жил сначала в гробовой пещере вблизи родного селения, а потом, взяв с собой только шестимесячный запас хлеба, поселился в развалинах воинского укрепления в Писпире на берегу Нила. Здесь он пробыл около 20 лет в уединении, только изредка поддаваясь на просьбы лиц, приходивших видеть и слышать его. Во время этого уединения Антоний, будучи много раз искушаем дьяволом, наложил на себя ещё более трудные обеты, даже с приходящими к нему беседовал через узкое отверстие, проделанное в стене, чтобы ни чем не прерывать своих великих трудов и постничества. По преданию, когда Антоний уже не выдерживал духовных страданий, к нему явился Бог, сообщивший, что Он был тут и ждал его подвига. В конце концов Антоний восторжествовал над дьяволом, его слава распространилась повсюду (чему способствовали чудеса, благодатью которых был отмечен святой), у него появились многочисленные ученики и последователи.После 305 года Антоний прерывает своё уединение, чтобы организовать монашескую жизнь отшельников, которые селились рядом с ним и подражали ему. Во время гонения императора Максимина в 311 году году он посетил Александрию, одобрял христиан и появлялся в наиболее опасных местах. Когда гонение стихло, в 313 году Антоний Великий ушёл ещё дальше -- на берег Красного моря, в монастырь близ залива Акабы в Писпирских горах. Здесь, чтобы избавить приносивших ему хлеб учеников от хлопот, он возделывал сам небольшое поле.
   Прожив уединённо около 70 лет, Антоний встретился со святым Павлом Фивейским, прожившим в пустыне около 90 лет.
   Он на 105 году скончался. Двум ученикам, ходившим за ним в последние 15 лет его жизни, он велел не открывать места своего погребения, из опасения обоготворения.
  
   "Повествование сие мало значительно в сравнении с Антониевыми добродетелями, -- пишет святой Афанасий, -- однако же и из сего заключайте, каков был Божий человек Антоний. С юных лет и до такого возраста соблюдавший равное усердие к подвижничеству, ни по старости не обольщавшийся дорогими снедями, ни по немощи тела своего не изменявший вида своей одежды, ни в чём однако же не потерпел он вреда, Глаза у него были здоровы и невредимы и видел он хорошо. Не выпало у него ни одного зуба, а только ослабли они в дёснах от преклонных лет старца. Здоров он был руками и ногами. ... А что всюду говорили о нём, все удивлялись ему, даже не видавшие любили его -- это служит доказательством его добродетели и Боголюбивой души".
   "Внемли! Ибо тридцать долгих лет своего отшельничества я провел в пустыне, страдая и мучаясь!.. Разве могут сравниться с моими муки тех, кого обезглавили, пытали раскаленным железом или заживо сожгли. Вся моя жизнь есть не что иное, как нескончаемое страдание".
   Гюстав Флобер. Искушение святого Антония
  
   Преподобный Антоний считается основателем отшельнического (анахоретское) монашества. При такой организации монашества несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника -- аввы, жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединённых под властью одного аввы, назывались лаврой (отсюда сохранившиеся до сих пор названия крупных православных монастырей -- Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра и др.).
   На Востоке Антония почитают как отшельника и отца монахов, на Западе, напротив -- как чудесного целителя, которому приписывается способность лечить.
  
   Следующие изречения приписываются Антонию:
   * "Если ты в миру не смог ужиться с людьми, то потом ты не сможешь справиться с одиночеством".
   * "Кто в пустыне в своей келье предаётся тишине, тот неуязвим для трёх искушений: слуховых, речевых и зрительных; одна лишь борьба предстоит ему: борьба с чувственностью".
   * "Как рыбы издыхают, если долго находятся на суше, так и монахи лишаются притягательной силы, даруемой тишиной, если они надолго покидают свою келью, проводя время со светскими людьми. Как рыба должна вернуться в воду, так и мы должны стремиться в келью, чтобы во время пребывания за её пределами не пропустить стражу в своём сознании".
   Флоренский П. Антоний романа и Антоний предания. Богословский Вестник, 1907.
  
  
   Св. Аммоний († 350), в день бракосочетания уговоривший жену принести обет целомудрия, удалился с нею в Нитрийскую пустыню и основал там колонию монахов. Они не имели общего устава, и каждый отшельник сам определял своё правило и жизненный уклад, хотя по субботним и воскресным дням они вместе собирались в храме для богослужения и наставления.
   Когда Афанасий в 356 г. удалился в Ливийскую пустыню, он нашёл её уже заселённой многочисленными пустынниками. Идеальный образ такого отшельника начертали Иероним в житии Павла Фивейского и Афанасий в житии святого Антония. Последний считается отцом настоящего монашества. Существует сказание, что его ученик Иларион ввел этот уединённый образ жизни в Палестине, а Евстафий в Армении и Малой Азии.
   В Скитской пустыне, лежащей южнее Нитрийской, подвизался в ещё более строгом уединении Макарий Египетский († 390) со своими учениками. Примерно тогда же в местности, называемой "Келлии отшельнические" (пустыня на западном берегу Нила), обосновался со своими последователями Макарий Александрийский († 394). К этой колонии присоединился и Евагрий Понтийский, остававшийся в ней до своей смерти в 399 году. В этот же период в Келиях проживал преподобный Дорофей, пустынник Египетский.
   Когда анахоретов стал осаждать народ, искавший их советов, утешения в несчастиях и благословения больных и детей, они вынуждены были отказаться от первоначального намерения совершенно устраниться от мира.
   Евсевий Софроний Иероним ( la. Eusebius Sophronius Hieronymus; 342, Стридон на границе Далмации и Паннонии -- 30 сентября 419 или 420, Вифлеем) -- церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии. Почитается как в православной, так и в католической традиции как святой и один из учителей Церкви.
   Иероним был человеком большого интеллекта. Он много путешествововал и, будучи молодым человеком, совершил паломничество в Святую Землю. Позже он удалился на четыре года в Халкидскую пустыню, где стал аскетом. Здесь он изучал еврейский язык и спутниками себе имел, по его собственным словам, "лишь скорпионов и диких зверей". Подобно Франциску Ассизскому, Антонию Великому и другим, кто исповедовал суровый аскетизм в своей каждодневной жизни, он переживал яркие сексуальные галлюцинации и описал в одном из писем, как должен был бить себя в грудь, пока эта лихорадка не отпускала его.
   Главные работы Иеронима -- латинский перевод Ветхого завета, сделанный на основе Септуагинты, и редакция латинской версий Нового завета ( la. Itala или la. Vetus Latina), получившие впоследствии название Вульгата ( la. Vulgata), а также исторический труд ''"О знаменитых мужах"'' ( la. De viris illustribus). Его версия -- Вульгата -- была одиннадцать столетий спустя провозглашена Тридентским собором как официальный латинский текст.
   День святого Иеронима отмечается католиками 30 сентября. Этот день был объявлен в 1991 году. Международной федерацией переводчиков Международным днем переводчиков. Святой Иероним считается покровителем всех переводчиков.
   http://www.krotov.info/library/i/ieronim/stridon.html Произведения Иеронима и статья о нём.
  
  
   Иоанн Златоуст ( ок. 347 -- 14 сентября 407) -- архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.
   Иоанн Златоуст -- христианский святой, почитаемый в лике святителей.
   Родился в Антиохии около 347 года, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углублённому изучению Священного Писания.
   Когда скончалась мать святого Иоанна, он принял иночество.
   Четыре года провёл святой в трудах пустынножительства, написав "Против вооружающихся на ищущих монашества" и "Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни". Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединённой пещере.
   В 386 году святой Иоанн был рукоположен во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. В 397 году, после кончины Константинопольского патриарха, архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру в качестве патриарха.
   Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия (395--408), распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. В марте 404 года состоялся собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях Небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.
   Зимой 406 года святой был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришёл приказ перевести его в глухой Питнус (Пицунду, в Абхазии). Истощённый болезнями святитель, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. Причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами "''Слава Богу за все!", отошёл ко Господу 14 сентября 407 года.
   http://days.pravoslavie.ru/Life/life6614.htm Святитель Иоанн Златоустый, архиепископ Константинополя
   * Ок. 250 г. Преподобный Феофан, Исповедник и постник. "Родился в семье язычников. В юношестве Феофан уверовал во Христа, крестился и тайно от родителей -- язычников ушел на гору Давис к старцу -- отшельнику". http://days.pravoslavie.ru/Life/life1493.htm
   * 4 век. Карион (подвижник) "Оставил жену и детей, удалился в скитскую пустыню в Египте, где предался суровым монашеским подвигам. Жена его, не имея средств содержать себя и детей, явилась с ними к мужу-отшельнику. Карион взял к себе сына и сделал из него такого же сурового аскета, каким был сам"
   Источник: ЭСБЭ.
   * 4-5 век - Алексий, человек Божий "Когда окончилось брачное пиршевство, молодой супруг в туже ночь тайно оставил дом свой, сел на корабль и уехал в Лаодикию"
   Полный православный богословский энциклопедический словарь т.1 стр.118 Алексий, человек Божий
   Согласно житию, Алексий родился в знатной римской семье. Его родители сенатор ''Евфимиан'' и ''Аглаида'' были благочестивыми христианами, помогавшими обездоленным и нуждающимся. Для своего сына родители выбрали невесту из знатной фамилии. В ночь после обручения Алексий, оставшийся со своей невестой наедине, отдал ей поясную пряжку и обручальное кольцо, сказав: "''Сохрани это, и да будет между тобою и мною Господь, доколе не обновит нас Своей благодатью''". После этого он покинул родной дом и отплыл на корабле на Восток.
   После прибытия в Лаодикию Сирийскую (сейчас Латакия в Сирии) Алексий пристал к погонщикам мулов и добрался с ними до Эдессы (сейчас Урфа в Турции). Здесь Алексий раздал остатки имущества, оделся в лохмотья и стал просить милостыню. В течение последующих семнадцати лет Алексий жил милостыней, питался только хлебом и водой, а все ночи проводил в бдении и молитве. За эти годы святой так изменился внешне, что слуги, посланные его родителями на розыски пропавшего сына и посетившие в том числе Эдессу, подали ему милостыню, но не узнали его.
   По истечении семнадцати лет подвижничества молва о святости Алексия широко распространилась по всей Сирии. Более того, церковному сторожу в видении Пресвятая Богородица указала на Алексия как на человека Божия. Смущённый оказываемым ему всенародным почтением Алексий тайно бежал из Эдессы, намереваясь на корабле переправиться в Тарс. Но корабль попал в бурю и через много дней был прибит к итальянским берегам.
   Никем не узнанный Алексий вернулся в Рим и пришёл в свой родной дом. Его родители не узнали сына, но позволили ему остаться в их доме. Алексий жил в каморке под лестницей, и к нему был приставлен слуга, которому было приказано кормить странника пищей с хозяйского стола. Остальные слуги из зависти исподтишка оскорбляли Алексия, но он принимал оскорбления со смирением. Живя в богатом доме, Алексий продолжал пребывать в непрестанном посте и молитвенном бдении. Наиболее тяжким испытанием для святого было слышать рыдания его матери и невесты, продолжавших его оплакивать. Так прошли ещё семнадцать лет.
   В 417 году во время воскресной литургии в соборе святого Петра глас Божий указал молящимся: "''Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его''". В следующий четверг тот же глас указал народу: "''В доме Евфимиана человек Божий, там ищите''". Император Гонорий и папа Иннокентий I напрасно спрашивали Евфимиана -- он ничего не знал о живущем в его доме праведнике. И лишь тогда приставленный к Алексию слуга рассказал Евфимиану о подвижничестве Алексия.
   Евфимиан, поспешно вернувшись в свой дом, не застал Алексия в живых. Лицо усопшего сияло, а в руке у него был некий свиток. Напрасно Евфимиан и домашние пытались изъять свиток из рук святого. Только когда прибывший в дом папа Иннокентий I испросил у святого позволения прочесть свиток, рука Алексия разжалась. Из свитка присутствовавшие узнали о том, кем на самом деле был человек Божий.
   Тело Алексия было выставлено для прощания на площади, и при его гробе произошли многочисленные исцеления. Папа и император лично несли тело святого в погребальной процессии и похоронили его в церкви святого Вонифатия на Авентинском холме.
   http://www.krotov.info/spravki/persons/05person/alexy_bozh.html Алексий, человек Божий. Житие сирийское, латинское, византийское.
  
  
   "Сирийские отшельники довели аскезу до крайности. Они отрицали всякую дисциплину, предпочитали странствующий образ жизни в диких и пустынных местностях, отказались полностью от ручного труда, посвятив свою жизнь непрерывной молитве. Некоторые анахореты подвергали свою грешную плоть ужасным мучениям, обременяли себя цепями, железными кольцами и т. п. веригами, уединялись почти в необитаемые местности, пещеры, отказывали себе в необходимом пропитании и одежде или же, принимая самые неестественные позы, оставались в них в течение многих лет. На заре Новой эры в социальной среде первых христиан существовало необычное явление, известное под названием "столпничество". Столпник ( el. ????????, la. stylita) -- христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига -- непрерывную молитву на "столпе" (открытой возвышеной площадке, башне и т. п.).
   Подвиги стояния на столпе ради благочестия встречаются еще ранее IV века. В первые века становления христианства, в период гонений и преследований римским государством последователей Иисуса,
   уход от мирской жизни, в отшельничество стали распространенным явлением. Такие люди поселялись в необжитых, диких местностях, в горах или пустынях, образуя общины.
   Некоторые из таких поселений позже становились монастырями. Среди разношерстной Христианской братии были и такие, кого подобный "уход от мира" не устраивал. Они становились отшельниками-одиночками, поселяясь в землянках, шалашах или пещерах, недалеко от христианской общины. Но даже среди отшельников особое место занимали люди, специально создававшие для себя еще более тяжелые условия жизни. Например, они строили небольшую, от двух до четырех метров в высоту, каменную башню с площадкой наверху. И на всю жизнь
   поселялись на этой площадке, которая зачастую была так мала, что на ней можно было только стоять. Это были христиане-столпники, посвятившие себя Христу и проводившие остаток своей жизни в непрерывной молитве, не сходя со "столпа".
   Святой Ефрем Сирин в 29 поучении к египетским монахам говорит, что он видел человека, который ради добродетели стоял на столпе. Однако основанием столпничества христианская традиция считает сирийского монаха Симеона Столпника, подвизавшегося на столпе более 30 лет. Симеон пользовался исключительным авторитетом в христианском мире, к нему стекались толпы верующих за советом и наставлением, писали письма императоры, почитание его как святого распространилось ещё при его жизни, особенно в сирийских общинах.
   Известная история о Симеоне Столпнике ...Именно о нем Леки писал: "Если верить его панегиристу и биографу, родители очень любили своего сына Симеона, в то время как он, решив вести праведную жизнь, начал с того, что разбил сердце собственного отца, который умер от горя, не в силах терпеть разлуку с любимым чадом. Однако его мать была еще жива, хотя каждый день ее становился черным от безысходной тоски. Через двадцать семь лет после того, как сын покинул ее, она сумела узнать, где он обитает, ибо слава о его благочестии распространилась повсюду. Не теряя времени, старушка отправляется в дорогу, но ее надеждам не суждено было сбыться. Ее не пускают даже на порог его жилища, и новоявленный святой не позволяет матери бросить последний взгляд на столь любимое ею лицо. Сквозь слезы и неудержимые рыдания она умоляет сына впустить ее. По преданию, она обратилась к нему со словами: "Сын мой, за что ты так жесток со мною? Я носила тебя во чреве, а ты иссушил мне душу печалью. Я кормила тебя грудью, а ты наполнил мои глаза слезами. На мои поцелуи ты ответил мне сердечной мукой. За все мои старания и заботы о тебе ты заплатил черной неблагодарностью". Наконец Симеон отправил к матери посыльного с сообщением, что вскоре она увидит своего сына. Несчастная провела три дня и три ночи в стенаниях и мольбах, и обессиленная, но с надеждой в душе, она опустилась на песок рядом с негостеприимной дверью и испустила последнее дыхание. Святой Симеон в сопровождении учеников вскоре вышел из кельи. Уронив скупую слезу на тело им же убитой матери, он сотворил молитву за упокой ее души, а затем под восторженный шепот почитателей удалился восвояси". И это был святой, превзошедший современных ему мучеников изощренностью своего покаяния и самоотречения! "От него исходило непереносимое для окружающих зловоние; с его тела опадали черви, а его ложе кишело паразитами. Иногда он покидал монастырь и ночевал на дне сухого колодца, населенного, по рассказам современников, демонами. Им были возведены три пьедестала, последний из которых был шести футов высотой [прим. 180 см] и диаметром в два локтя [прим. 90 см]. В течение тридцати лет, невзирая на непогоду, он усердно отбивал земные поклоны на этом пьедестале. Очевидец попробовал последовать его примеру, но обессилел на 1244 поклоне. Мы уже упоминали о том, что св. Симеон целый год простоял на одной ноге. Другая нога мученика была покрыта незаживающими язвами, и в то время, как его биограф возвращал опадающих на землю червей на место их привычной "трапезы", Симеон, обращаясь к очередному паразиту, приговаривал: "Вкушай плоть, дарованную тебе Господом". Цитируется по книге Леки, с. 134.
   Меннингер. Война с самим собой
  
   Русский иеромонах Алексий (Кузнецов) в начале XX столетия опубликовал следующие данные о продолжительности жизни столпников, специально изнурявщих собственное тело, в соответствии с бытовавшими в те времена представлениями, с целью приобретения все больших и больших Духовных даров:
   "Св. Симеон 1-й жил 103 года, стоял на столпе 80 лет; св. Даниил -- 83 года, стоял на столпе 33 года; св. Алипий Адрианопольский -- 117 лет, стоял на столпе 53 года; св. Симеон Дивногорец -- 85 лет, стоял на столпе около 70 лет" и т. д.
   Вячеслав Мещеряков. Тренинг мозга. Действенный метод трансформации сознания. Издательство "ДИЛЯ", М.-СПб., 2005
  
   Подвигу Симеона подражали в V веке преподобный Даниил (память 11 декабря), в VI веке -- преподобный Иоанн и Симеон Дивногорец, в отличие от первого Симеона (Столпника) называемый младшим (память 24 мая), в VII веке -- Алипий, подвизавшийся на столпе 66 лет (память 26 ноября), в VIII веке -- Феодосий, столпник едесский (память 9 июля), в Х веке -- преподобный Лука Столпник новый, 45 лет пребывший на столпе (память 11 декабря),в XI веке -- преподобный Лазарь Галисийский из Эфеса (память 30 июля), в XII веке -- преподобный Никита Переяславский (память 24 мая), в XV веке -- преподобный Савва Вишерский, скончавшийся в 1460 году (память 1 октября).
  
   Территория Синайского полуострова, где жил Антоний, стала в первой половине IV века местом возникновения многих анахоретских монастырей .
   Общежительное монашество начинает вытеснять отшельничество и с территории Египта распространяется через Палестину (Евфимиева лавра, лавра Саввы Освященного) до Константинополя. На Западе с трудами отцов-пустынников, в частности с уставом преподобного Пахомия, познакомились после визита в 340 году в Рим Афанасия Великого. С этого времени концепция общежительного монашества, заложенная отцами-пустынниками, начала развиваться и в Западной церкви.
   Ренье Л. ''Повседневная жизнь отцов-пустынников IV века''. М. 2008.
  
   Отшельничество превращается в один из важнейших церковных институтов -- монашество. Впоследствии отшельничество исчезло в западном христианстве, но сохранилось в восточном.
   Постепенно в результате стремлений аскетически настроенных христиан к более совершенному образу жизни, отшельничество превращается в один из важнейших церковных институтов -- монашество. Монах ( el. -- ''одиночный, единичный''),-- член религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий аскетическую жизнь либо в рамках монашеской общины, либо в одиночестве, отшельничестве. Монахи проживают в монастырях (обителях), пустынях, лаврах. Появились монахи в середине 1 тыс. до н. э. в буддизме, с III века н. э. монашество появилось и в различных ветвях христианства (монахов нет только в протестантизме).
  
   Обет -- даваемое Богу обещание совершить какой-либо подвиг, дело милосердия или благочестия. Схима ( el. ?????) -- торжественная клятва (обет) монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения.
   При пострижении в малую схиму монаху ещё раз изменяют имя и он даёт обеты послушания, нестяжания и девства. Великая схима -- это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения со Христом. Великосхимник даёт особые обеты, при этом ему снова изменяют имя. В монастырях великосхимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются ничем, кроме молитвы.
   Святой Целестин V ( la. Celestinus PP. V, в миру -- Пьетро Анджелари дель Мурроне, it. Pietro da Morrone; 1215 -- 19 мая 1296) -- папа римский с 5 июля по 13 декабря 1294.
   В 12 лет Пьетро вступил в орден бенедиктинцев, но вкоре решил провести жизнь отшельником. Для этого он удалился в Абруццо на гору Мурроне. К нему присоединились единомышленники и организовали орден отшельников святого Дамиана или мурронитов, после смерти Целестина V этот орден стал известен как целестинцы по имени основателя. Пьетро построил церковь, стал аббатом монастыря. Во время своего отшельничества 5 июля 1294 года Пьетро был избран папой (на тот момент ему было почти 80 лет).
   Скончался Целестин 19 мая 1296 года в крепости, в которую он был заключён своим преемником Бонифацием VIII. В 1313 году Целестин V был канонизирован.
  
  
   В Православной Церкви Затворники -- христианские подвижники, которые добровольно заключали себя на целую жизнь в пещеры и кельи, чтобы отдаться там постоянной молитве.
   Случаи выхода их оттуда бывали крайне редки и обусловливались какими-нибудь весьма вескими причинами общественного или частного свойства. Хотя, по православному учению, для достижения спасения достаточно с благодарением претерпевать невольные скорби, находящие на человека, но монашествующие для достижения больших ступеней христианского совершенства накладывают на себя произвольные скорби. Эти скорби: болезненный пост, бдение, молитва, смирение, девство и прочее. Богословская основа такого поведения -- противопоставление ветхого, плотского, человека -- духовному (Библия|2Кор|4:16). Соответственно, при умерщвлении плоти и порабощении её духу можно достичь высших духовных состояний, что и является целью монашества.
   Основателями русского монашества считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, создавшие в XI в. Киево-Печерский монастырь .
  
   Антоний Печерский (983--1073) -- святой Русской церкви, почитаемый в лике преподобного, основатель Киево-Печерской лавры, почитается Русскою церковью как "''начальник всех Российских монахов''". Именем Антония названы Ближние (Антониевы) пещеры Лавры.
   Горя желанием увидеть места земной жизни Иисуса Христа, он посетил Палестину и на обратном пути принял пострижение на Афоне где прожил несколько лет. Как повествует его житие, игумен получил внушение от Бога отпустить Антония обратно в русскую землю: "''Антоний! Иди обратно в русскую землю, -- пусть и там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской; да будет с тобою благословение святой горы!''".]
   В 1028 году вернулся в Киев, где предавался отшельническому подвигу в пещере на Берестовой горе, выкопанной священником Иларионом, будующим митрополитом Киевским. Как повествует его житие, он поселился там: Его аскетический подвиг привлекал к нему людей. Некоторые приходили за благословением, другие же хотели жить рядом со святым: "''и чтим стал повелику Антоний''". Первыми учениками Антония стали Никон и Феодосий (принял в 1032 году постриг от Никона по указанию Антония). Так начала образовываться Киево-Печерская лавра.
   После этого Антоний поставил игуменом Варлаама, удалился из обители и, выкопав новую пещеру, ушёл в затвор. Однако рядом с ним вновь стали селиться иноки. Так образовались Ближние и Дальние пещеры Лавры.
   Житие Антония повествует, что он обладал даром чудотворения: исцелял больных давая им есть зелень, которой питался сам.
   Из-за конфликта с князем Изяславом Антоний дважды покидал Киев: В 1069 году бежал от гнева Изяслава Ярославича в Чернигов, где выкопал пещеру в Болдиных горах.
   Последние годы жизни провел в уединении, устранившись от управления монастырем. Умер Антоний в 7 мая 1073 года.
  
   Погодин М.П. Древняя русская история до монгольского ига. М., 1999 г.
   http://www.pravoslavie.ru/put/060721142199 Преподобный Антоний Печерский ''Святые и святыни'' на сайте Православие.RU
  
  
   Феодосий Печерский (ок. 1008 -- 3 мая 1074) -- православный монах XI века, святой Русской церкви, почитаемый в лике преподобного, один из основателей Киево-Печерской лавры, ученик Антония Печерского. Именем Феодосия названы Дальние (Феодосиевые) пещеры Лавры и источник Феодосия на территории Лавры.
   Будучи с детства набожным Феодосий носил вериги и мечтал о монашестве. Уйдя из дома в 1032 году, Феодосий пытался принять постриг в киевских монастырях, но получал везде отказы в силу своего молодого возраста. Узнав о святом Антонии, Феодосий пришёл к нему и принял постриг (пострижение по указанию Антония совершил Никон Печерский).
   Феодосий прославился своим аскетизмом, носил ветхое рубище, которое, по словам составителя его жития Нестора, ''сияло на нем как честная багряница царская''. Перед Великим постом Феодосий обычно уходил в затвор на всю четыредесятницу. Затворяясь в пещере, он брал с собой немного хлеба, а дверь снаружи засыпали землёй и братия монастыря общалась с ним только по крайней нужде через оставляемое небольшое оконце, и то только в субботу или воскресение. Скончался Феодосий в 1074 году после непродолжительной болезни.Перед смертью он попросил похоронить его ночью в той пещере, где он совершал свой затвор во время Великого поста. Его просьба была выполнена.
   http://days.pravoslavie.ru/Life/life4438.htm Преподобный Феодосий Печерский.
   Погодин М.П. Древняя русская история до монгольского ига. М., 1999 г. ISBN 5-300-02727-8
  
   Никита Столпник ( 24 мая 1186) -- святой Русской церкви, почитается в лике преподобных. Прославился подвигом столпничества в Никитском монастыре близ Переславля.
   До монашеского пострига Никита был сборщиком податей, житие повествует о его жестокости и корыстолюбии. Услышанные в церкви слова пророка Исаии (Библия|Ис|1:16|-17), вызвали перемену в Никите и он удалился в монастырь, где, по данному игуменом послушанию, три дня стоял у ворот и исповедовал входящим свои грехи. Приняв постриг Никита выкопал яму, поселился в ней, надев на себя вериги и каменную шапку. Духовные подвиги святого Никиты привлекали сюда множество иноков, образовавших здесь монастырь.
   24 мая 1186 года святой Никита Переславский был убит разбойниками, решившими, что его вериги сделаны из серебра.
   http://www.krotov.info/acts/15/14000001.html Житие Никиты Столпника Переславского (древнерусский текст XV века)]
  
   Макарий Желтоводский (''Макарий Унженский''; 1349, Нижний Новгород -- 1444, Унжа) -- православный монах, основатель ряда монастырей. Канонизирован Русской церковью в лике преподобых.
   В двенадцать лет Макарий тайно уходит от родителей и принимает иноческий постриг в Печерском Вознесенском монастыре.
   В монастыре Макарий проявил себя как строгий аскет. Пищу принимал он только для того, чтобы не умереть от голода, но при этом ходил, как и прежде, с монастырской братией на трапезу, чтобы не показаться постящимся в глазах других. За свою подвижническую жизнь Макарий приобрел почет и уважение среди монастырских насельников. Тяготясь этим, он решил уйти из монастыря и поселиться в безлюдном месте.
   Странствуя несколько лет, Макарий в начале своего отшельнического подвига подвизался на реке Лух, а затем построил малую келью на берегу Волги, близ слободы Решмы Юрьевецкого уезда, где через некоторое время основал обитель во имя Богоявления Господня (Макарьевская пустынь). Житие сообщает, что Макарий побывал и на русском севере, возможно в Каргопольской земле.
   В 1434 году Макарий основывает Желтоводский Макариев монастырь во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы в устье реки Керженец. За 4 года существования обители к Макарию присоеденилось немало монахов, обитель весьма прославилась, на её обустройство давал пожертвования великий князь Василий Тёмный. Согласно житию, преподобный Макарий, "''обходясь ласково и беседуя с приходящими иноверцами''", обратил в православие немало мордвы, татар, марийцев и чувашей.
   Расцвет новой обители длился всего 5 лет; в 1439 году пустынь была разрушена ханом Улу-Махметом. Большинство монахов было убито, а сам Макарий был уведён в плен в Казань. Вскоре, хан отпустил его, запретив однако возобновлять монастырь на прежнем месте.
   Преподобный Макарий, предав земле убитых монахов, отправился с теми, кто остался жив, в Галичскую землю, имея намерение основать там новую обитель. После долгого пути, Макарий, которому было уже 90 лет, вместе со своими спутниками достиг реки Унжи, где основал в 15 верстах от с. Унжа деревянную "Макарьеву новую пустынь" (известную впоследствии как Макарьевский Унженский Монастырь). По пути из Казани в Унжу Преподобный останавливался в Варнавинской пустыни, где беседовал с Варнавой Ветлужским. Согласно житию, во время этого переселения молитвами преподобного, все его спутники были питаемы чудесным образом (чудо преподобного Макария о лосе).
   В 1444 году, в возрасте 95 лет Макарий мирно скончался в Макарьевском Унженском Монастыре.
   http://www.pecherskiy.nne.ru/saints/makariy.php Житие преподобного Макария
  
   Александр Свирский (1448 -- 30 августа 1533) -- русский (по рождению -- гражданин Новгородской земли)
   В 19 лет Амос тайно ушёл на Валаам, где 7 лет жил в качестве послушника, а в 1474 году принял монашеский постриг с именем ''Александр''. "Он был всегда послушен и кроток, избегал игр, смеха и сквернословия, носил скудную одежду и так изнурял себя постом, что вызывал беспокойство матери. По исполнении совершеннолетия он однажды встретился с валаамскими монахами. Разговорившись с ними, юноша заинтересовался их рассказом о скитской (по двое-трое вместе) и отшельнической жизни иноков. Зная, что родители хотели женить его, юноша в 19 лет тайно ушел на Валаам"
   Согласно агиографической литературе, прославился многими чудесами и праведным образом жизни. Он воспитал много учеников в монастыре и привел к вере многих мирян. Какое-то время святой жил в полном уединении и вел суровую жизнь. После 25 лет затворничества, согласно житию, Александр единственным из русских святых был удостоен явления Святой Троицы:
   На том месте, где располагалась "отходная пустынь" преподобного через некоторое время возникла обитель. В 1506 году Александр был поставлен игуменом Троицкого монастыря (впоследствии Александро-Свирский монастырь Олонецкой, ныне Санкт-Петербургской епархии) Скончался 30 августа 1533 года.
   http://www.saints.ru/a/12_rpAleksandrSvirskii.html Житие преподобного Александра Свирского.
  
   Нил Сорский (в миру Николай Майков; (1433, Москва -- 1508) -- святой, знаменитый деятель русской церкви.
   До поступления в монашество Нил Сорский занимался списыванием книг, был "скорописцем".
   Совершив путешествие на Восток, в Палестину, Константинополь и Афон, Нил Сорский особенно долго пробыл на Афоне, и едва ли не Афону был больше всего обязан созерцательным направлением своих идей.
   По возвращении в Россию (между 1473 и 1489 гг.) Нил Сорский основывает скит (в последствии Нило-Сорская пустынь), собирает около себя немногочисленных последователей, "которые были его нрава", и отдаётся замкнутой, уединённой жизни, интересуясь в особенности книжными занятиями. В конце XV в. среди монахов, живших на горе Афон, центре православного иночества, пошли разговоры о неминуемом конце света. Некоторые монахи ушли из монастырей и приняли схиму. Они жили в большой простоте, молились, читали и предавались созерцанию. Это движение исихастов было ввезено в России монахом Нилом Сорским, побывавшим на Афонской горе. Около 1480 г Нил ушел из своего монастыря и выкопал себе келейку в болотистой лесной чаще в верхнем течении Волги, где стал жить в
   одиночестве, молитвах и изучении Св. Писания и святоотеческих книг. Его примеру последовали другие монахи и стали селиться поблизости от его обители или дальше к северу.
   Все действия свои он старается обосновать на непосредственных указаниях "божественного писания", как единственного источника познания нравственных и религиозных обязанностей человека.
   он умер в 1508 г. Перед кончиной Нил Сорский написал "Завещание", прося своих учеников "повергнуть тело его в пустыне, да изъедят e зверие и птица, понеже согрешило к Богу много и недостойно погребения". Ученики не исполнили этой просьбы: они с честью похоронили его.
   Общее направление мыслей Нила Сорского -- строго аскетическое, но в более внутреннем, духовном смысле, чем понимался аскетизм большинством тогдашнего русского монашества.
   Иночество, по мнению Нила Сорского, должно быть не телесным, а духовным, и требует не внешнего умерщвления плоти, а внутреннего, духовного самосовершенствования.
   Почва монашеских подвигов -- не плоть, а мысль и сердце. Намеренно обессиливать, умерщвлять своё тело излишне: слабость тела может препятствовать в подвиге нравственного самоулучшения.
   Инок может и должен питать и поддерживать тело "по потребе без мала", даже "успокоивать его в мале", снисходя к физическим слабостям, болезни, старости. Непомерному пощению Нил Сорский не сочувствует.
   Подвиг нравственного самосовершенствования инока должен быть разумно-сознательным. Инок должен проходить его не в силу принуждений и предписаний, а "с рассмотрением" и "вся с рассуждением творити".
   С изучением божественных писаний должно быть, однако, соединено критическое отношение к общей массе письменного материала: "писания многа, но не вся божественна".
   Всякую собственность, не только богатство, Нил Сорский считает противоречащей иноческим обетам.
   Инок отрицается от мира и всего, "яже в нем" -- как же он может после этого тратить время на заботы о мирских имуществах, землях, богатствах? Иноки должны питаться исключительно своими трудами, и даже подаяния могут принимать только в крайних случаях. Они не должны "не точию не имети имения, но ни желати то стяжавати"...
  
   http://stnil.narod.ru/index.html Преподобный Нил Сорский
  
   Ричард Пайпс. Россия при старом режим. RUSSIA UNDER THE OLD REGIME. RICHARD PIPES. http://zakharov.ru/index.php?option=com_books&task=book_details&book_id=417&Itemid=56
  
   Антоний Сийский (1477--1556), преподобный Русской церкви, иеромонах, основатель и первый игумен Антониево-Сийского монастыря.
   Лишившись родителей, пришёл в Новгород и поступил на службу к местному боярину.
   После пяти лет службы женился, но через год овдовел. После этого принял решение уйти в монастырь. Раздав своё имущество пришёл на реку Кену в Пахомиеву пустынь и принял монашеский постриг с именем Антоний. Позднее был рукоположен в иеромонаха.
   Склонный к уединению, Антоний вместе с двумя монахами оставил пустынь и поселился на речке Шелексе на Черных порогах, где провёл 7 лет, пока не был изгнан местными жителями. После этого Антоний уже с семью учениками поселился на Большом Михайловом озере по течению реки Сии. В этом месте в 1520 году им была построена часовня, а затем образовалась Сийская обитель. Антоний стал её первым игуменом, но неоднократно оставлял монастырь, ища уединения. Скончался в 1556 году, на 79-м году жизни.
   http://days.pravoslavie.ru/Life/life3078.htm Преподобный Антоний Сийский
  
  
   Симеон Верхотурский (''Симеон Меркушинский''; ок. 1607--1642) -- святой Русской православной церкви, почитается в лике праведных.
   Согласно житию, Симеон имел дворянское происхождение, но оставив дом пришёл в Сибирь, где вёл жизнь странника, скрывал своё происхождение.
   В десяти верстах от Меркушино на берегу реки Туры Симеон летом уединялся для молитвы, добывая себе пропитание рыбной ловлей. Зимой он занимался пошивом шуб для крестьян в сёлах Верхотурского уезда. Отличался нестяжанием и чтобы не получать платы, он оставлял одежду недошитой и уходил из села.
   Вёл проповедь христианства среди вогулов. Скончался в Меркушине в 1642 году и был похоронен на кладбище при церкви.
   Мощи святого привлекали в монастырь многочисленных паломников число которых в начале XX века достигало 60 000 человек в год.В связи с этим в 1913 году в Николаевском монастыре был построен Крестовоздвиженский собор, рассчитанный на 8-10 тысяч человек.
   http://www.saints.ru/s/25-sent.prp.Simeon-Verhoturskii Житие и чудеса святого праведного Симеона Верхотурского
  
   Герман Аляскинский -- православный святой, почитаемый в лике преподобных, подвижник, руководитель русской духовной миссии на острове Кадьяк, крестивший множество алеутов и других жителей Русской Америки.
   Преподобный Герман происходил из купеческой семьи, мирское его имя неизвестно. Уже в шестнадцать лет он принял послушание в Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, на берегу Финского залива. Через пять лет, желая большего уединения, преподобный Герман отправился на Валаам, где после различных послушаний устроился на постоянное жительство в лесной пустыни в полуторе верстах от обители.
   Через пятнадцать лет жительства на острове Валаам, в 1793 году, преподобный Герман, среди других иноков монастыря, вошёл в Кадьякскую духовную миссию, созданную для проповеди Евангелия среди "диких" языческих народов Аляски и прилегающих островов. Преподобный Герман стойко нёс послушание в тяжёлых условиях миссии, и в 1807 году был назначен её главой.
   ''Я - нижайший слуга здешних народов и нянька.''
   Преподобный Герман Аляскинский весьма распространил православную веру в Русской Америке, покрестив десятки тысяч местных жителей. Он вёл жизнь полную самоотречения, пренебрегая всеми удобствами. Современники вспоминали о его поразительном уме и ясности мысли, быстроте и отчётливости суждений.
   Через некоторое время Герман Аляскинский переселяется на ближайший к миссии остров Еловый, который назвал Новым Валаамом. После многих трудов именно здесь он и обрёл успокоение, предсказав время своей кончины, 13 декабря 1837 года.
   http://www.asna.ca/alaska/research/zhizn.pdf Жизнь Валаамскаго Монаха Германа, Американскаго Миссионера, 1894.
  
   Праведный Даниил Ачинский (Сибирский) (настоящее имя -- Данила Корнилович Дёмин, по др. источникам, Делие; 12 декабря 1784 местечко Новые Санжары Полтавской губернии -- 15 апреля (27 апреля) 1843 Енисейск, Красноярский край) -- местночтимый святой Русской Церкви; прославлен в 1999 году.
   в 1807 году его забрали в солдаты. Определили Даниила Делие в артиллерию, там, в батарейной школе, он выучился грамоте.
   В Отечественную войну 1812 года участвовал Даниил в боевых сражениях против многочисленной армии Наполеона. Прошёл его ратный путь и через Бородинское поле. Бог хранил его: из восьми человек, обслуживающих артиллерийское орудие, в живых остались только двое -- Даниил и ещё один воин. Вместе с русскими войсками, обращая в бегство противника, дошёл артиллерист Делие до Парижа.
   Дослужился Даниил Делие до звания унтер-офицера и исполнял обязанности каптенармуса. Но на побывке жизнь повёл строгую: много молился и домашним говорил о необходимости ежедневной молитвы, читал духовные книги, рассказывал родным их содержание. Расставаясь с родными, Даниил поклонился им и сказал: "Прощайте. Более не ожидайте моего прихода..."
   Ревностное служение царю и Отечеству всё больше стало уступать стремлению послужить Богу.
   Много глубоких дум передумал он и дошёл до намерения подражать праведникам: удалиться от суеты и непостоянства мира в уединение для молитв и подвижничества. После семнадцати лет безупречной военной службы стал Даниил просить своих начальников о том, чтобы отпустили его в монастырь, либо в пустынь, но понимания не нашёл. Командиры пытались его вразумлять, сажали даже в карцер, но он только ещё более укреплялся в своём решении. В конце концов по делу Даниила Делие состоялся военный суд. Судили его за "намерение удалиться вовсе от службы для пустынножительства", лишили за это воинского звания и назначили ссылку.
   В Сибирь Даниил пришёл вместе с преступниками в кандалах. Местный пристав возненавидел смиренного каторжанина и стал возлагать на него самые тяжкие работы. Но Даниил крепился в Боге и не ослабевал. Протрудившись весь день, ночью он стоял на молитве. Пристав же издевался над ним всё более. Однажды зимой, дойдя до исступления, он приказал раздеть Даниила, посадить его на крышу и там поливать водой. При этом он кричал снизу, насмехаясь: "Спасайся! Ты же святой!".
   Но заболел после этого случая не Даниил, а его мучитель. Да так сильно, что вразумился он и понял, как тяжко согрешал перед Богом. Искренне раскаявшись в своих неблаговидных делах, стал он просить Даниила помолиться о нём Господу. Многое может молитва праведного, вскоре пристав совершенно выздоровел, а затем подал рапорт губернатору об освобождении Делие от каторги как неспособного к тяжёлым работам.
   Получив свободу, водворился Даниил в Ачинске в маленькой келье одного боголюбивого купца. Жестокое житие избрал себе тут отшельник: постоянный труд, аскетизм и непрестанную молитву.
   Там келья его была размером с гроб, окно в келье размером в медный гривенник. По целым неделям пребывал он в этом заключении безвылазно. Иногда в сенях занимался рукоделием. Но денег за труды не брал, принимал только хлеб для пропитания. По ночам тайно выходил, чтобы поработать у бедняков, возделывал им землю, жал, косил, работал на огородах.
   Для смирения плоти носил он берестяной пояс, впоследствии вросший в его тело (с ним он и был погребён). Носил также железные вериги и обруч, но незадолго до смерти снял их и так пояснил это: "Тело моё привыкло и не чувствует от них болезни, но тогда только подвиг бывает полезен, когда носит обуздание телу. Пусть лучше говорят обо мне люди: "Даниил нынче разленился". Это будет для меня лучше, чем их похвала".
   Стали ходить люди к Даниилу за благословением, за советом, а иные лишь для того, чтобы взглянуть на него. Один вид подвижника действовал на душу неотразимо. Бывало, закоснелые грешники рыдали и открывали свои грехи, ощущая воздействие благодати Божией, явно в старце пребывающей. Говорить старался притчами и чтоб понятно это было лишь тому, к кому эти слова обращены. Местные владыки и архиепископ Иркутский Михаил заезжали в Зерцалы. И, бывало, плакали во время беседы с Даниилом.
   Называть себя отцом старец запрещал, говоря, что один только у нас отец -- Господь Бог, а все мы братья, и потому велел звать себя -- "брат Даниил". Даровал Господь ему за труды дар прозорливости. Бывало так, что, когда кто-то из Ачинска собирался к нему в Зерцалы, он, прозревая это намерение, сам приходил к тем людям, у кого была большая нужда в нём. Любовь, наполнявшая его сердце, изливалась в слезах, без которых он не мог говорить. "Милость может оказать и неимущий, -- говаривал старец, когда его спрашивали о милостыне. -- Помоги бедному, поработай у него, утешь его словом, помолись о нём Богу, вот и через сие можно оказать любовь ближнему".
   Ко святому причастию приступал Даниил очень часто. От поста тело его сделалось как бы восковое, но несмотря на тяжесть своих подвигов ликом он был приятен и даже весел, часто небольшой румянец покрывал его щёки. От постоянного стояния на коленях образовались у него струпья и там завелись черви. Но старец благодушно переносил эти муки.
   15 апреля (по старому стилю) 1843 года старец Даниил в последний раз исповедался, на ранней обедне причастился и днём по прочтении отходной тихо скончался, стоя на коленях. Произошло это на Пасху -- в четверг Светлой седмицы в четвёртом часу дня на пятьдесят девятом году его многотрудной жизни. По смерти живая радостная улыбка запечатлелась на лице праведного старца.
   http://pravchten.narod.ru/Zhitiya/DaniilAchin.htm Преподобный Даниил Ачинский
  
  
   Преподобный Серафим Саровский, подражая святому Симеону, 1000 дней молитвенно предстоял Богу на камне.
   Серафим, Саровский и всея России чудотворец (в миру -- Прохор Исидорович Машнин; в некоторых источниках -- Мошнин) -- русский святой, преподобный.
   Рано потерял отца. В отрочестве упал с колокольни строящегося храма Сергия Радонежского, но остался невредим. В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен принять послушание и постриг. Этим местом была названа Саровская пустынь.
   В 1794 год, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря. Подвиги его в это время: телесные (носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, спал очень мало, во многом имел строгое воздержание, пост), чтение книг (перечитывание Евангелия, святоотеческого писания), ежедневная долгая молитва, столпничество. Около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник. Житие сообщает о случае, как преподобный из рук кормил медведя хлебом. Однажды на него в лесу напали разбойники и в великой злобе проломили обухом топора голову. В келии для себя они ничего не нашли. Позже эти люди были установлены, но отец Серафим простил и упрашивал не наказывать их. В 1807 году принял на себя иноческий труд молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Был посещаем знатными особами, в том числе императором Александром I. Ко всем приходящим к нему обращался словами "''Радость моя!''", в любое время года приветствовал словами "''Христос воскресе!''". Скончался в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время молитвы.
   Изречения его таковы:
   * Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом.
   * Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя.
   * Не должно без нужды другому открывать сердца своего. Когда случится быть среди людей в мире, о духовных вещах говорить не должно, особенно когда в них не примечается и желания к слушанию.
   * Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого.
   http://spiritual.ru/saint/ssar1.html Преподобный Серафим Саровский "''Жизнь и Путь''"
  
   Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров; 10 января (или 8 января http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1691 Феофан (Говоров), св.] ] ) 1815 -- 19 января 1894) -- епископ Православной Российской Церкви; богослов, публицист-проповедник. Прославлен в лике святителей.
   С 13 июня 1857 года -- ректор СПб духовной академии и профессор богословских наук.
   В 1866 году епископ Феофан неожиданно подал в Святейший Синод прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии, которое было удовлетворено 17 июня того же года. В 1872 году ушёл в затвор. Скончался 6 января 1894 года, в праздник Крещения Господня.
   http://www.pagez.ru/olb/101.php Советы святителя Феофана Затворника
  
  
   "Сколь много в монашестве смиренных и кротких, жаждущих уединения и пламенной в тишине молитвы. На сих меньше указывают и даже обходят молчанием вовсе, и сколь подивились бы, если скажу, что от сих кротких и жаждущих уединенной, молитвы выйдет может бытьеще раз спасение земли русской! Ибо воистину приготовлены в тишине "на деньи час, и месяц и год". Образ Христов хранят пока в уединении свое благолепно и неискаженно, в чистоте правды божией, от древнейших отцов, апостолов и мучеников, некогда надо будет, явят его поколебавшейся правде мира. Сия мысль великая. От востока звезда сия воссияет".
  
   Достоевский Федор Михайлович . Братья Карамазовы.
   III. ИЗ БЕСЕД И ПОУЧЕНИЙ СТАРЦА ЗОСИМЫ.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   15
  
  
  

Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"