Протестантизм благословлял одиночество как путь к истинной вере потому, что человек в одиночестве вступает в диалог с Богом, и сам Бог - не одинок, он не бросает человека. У Жана Кальвина читаем: "Ведь если небеса - это наша родина, что же тогда земля, как не место изгнания? Если уход от мира - это вхождение в жизнь, что тогда такое мир, как не гробница? Что есть пребывание в нем, как не погружение в смерть? Если освобождение от тела есть вхождение в полную свободу, что есть тогда тело, как не тюрьма?..".
Протестантизм(от la. protestans-- публично доказывающий) определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии), отказался от идеи монашества как особого спасительного поприща. Учение о спасении выражается известным выражением "sola gratia, sola fide", то есть "только благодатью, только верой". Сами же дела, без наличия спасительной веры, не могут спасти человека, а при наличии веры рассматриваются как дела Бога в человеке, а не дела самого человека.
Основные значимые догматы протестантизма:
* Человек изначально грешен
* До начала жизни все предопределено
* Знак о том, спасен ты или нет, можно получить, лишь совершенствуясь в своей профессии
* Послушание властям
* Отрицание превосходства аскетического долга над мирским
* Примирение со своим местом в мире
Квиетизм (от la. quies "покой") -- религиозное течение, возникшее в XVII в., приверженцы которого культивируют мистико-созерцательный взгляд на мир и своеобразную моральную индифферентность. В переносном смысле "квиетизм" означает отрешённое, лишенное аффектов пассивное поведение; безвольная и непротивленческая покорность божественной воле. Франц Залес выражает сущность квиетизма следующими словами: "не стремиться ни к чему, ничего не отклонять" ("ni desirer, ni refuser").
Протестантизм -- одна из немногих религий, бурно распространяющихся по миру в наши дни. За последние 30 лет 15--20 % населения Бразилии, 15--25 % населения Чили, треть населения Гватемалы, от четверти до половины (по разным оценкам) населения Южной Кореи приняли протестантизм. По информации члена Евразийского исламского совета Казахстана Сабри Хизметли, в протестантизм за последние 15 лет перешли свыше 500 тыс. мусульман Средней Азии.
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000297/ Протестантская этика и дух капитализма Вебера.
http://calvinism.ru/ -- Кальвинизм.ру - протестантская трудовая этика, богословие и официальные вероисповедные документы протестантской Реформации 16-17 веков. Прикладная реформатская теология (кальвинизм). Учение Библии для успеха семьи, экономики, государства.
Основные корни современного капитализма как социально-экономической системы лежат, по Фромму (Эрих Фромм ( de. Erich Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне, -- 18 марта 1980, Локарно) -- немецкий социальный психолог, философ) , в специфике ситуации позднесредневековой Центральной и Западной Европы. В ходе экономического развития капитализма индивид освобождается от экономических и политических оков и вместе с активной и независимой ролью в новой системе приобретает позитивную свободу. Вместе с тем свобода порождает чувства неуверенности, бессилия, сомнения, одиночества, тревоги, особенно характерные для средних горожан, городской бедноты и крестьянства в силу нестабильности их экономического положения. Выражением как чувства свободы и независимости, так и чувства бессилия, неуверенности и тревоги становятся лютеранство и кальвинизм с их акцентом на греховности, ничтожности и изолированности человека. Тем самым доктрины протестантизма, по мнению Фромма, психологически подготовили человека к роли незначительного элемента промышленной системы.
Э. Фромм. Бегство от свободы. -- М.: АСТ -- Минск: Харвест, 2005.
http://fromm.hpsy.ru/ Эрих Фромм на сайте http://hpsy.ru Экзистенциальной и гуманистической психологии
Лютер, Мартин ( de. Martin Luther; 10 ноября 1483, Айслебен, Саксония -- 18 февраля 1546) -- христианский теолог, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма.
Родился в семье Ганса Лютера (1459-1530) - бывшего крестьянина, перебравшегося в Эйслебен (Саксония) в надежде на лучшую жизнь. Там его отец поменял профессию и занялся горным делом в медных рудниках.
В 1497 году 14-летнего Мартина родители отвели во францисканскую школу города Марбург. В эти времена Лютер с друзьями зарабатывали на хлеб пением песен под окнами набожных обывателей. В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в Эрфуртский университет.
Против воли отца он поступил в Августинский монастырь в Эрфурте. Существует несколько точек зрения, объясняющих такое неожиданное решение. Первая - угнетенное состояние вследствие "сознания своей греховности". Вторая гласит о том, что однажды Лютер попал в сильную грозу, и был настолько напуган, что дал обет монашества. Третья говорит о чрезвычайной строгости родительского воспитания, которую Лютер не смог пережить.
В 1507 г. был посвящён в священники.
В 1511 г. Лютера отправили в Рим по делам ордена. Поездка произвела на молодого богослова неизгладимое впечатление. Именно там он впервые столкнулся и увидел воочию развращенность римско-католического клира. В 1512 г. он получил степень доктора богословия.
Лютер постоянно ощущал себя в состоянии одиночества и невероятной слабости по отношению к Богу, и эти переживания играли значительную роль в формировании его взглядов.
Лютер говорил, что он постоянно пребывает в состоянии ощущения греха. После сильного кризиса Лютер открыл для себя иную интерпретацию посланий св. Павла. "Я понял," - писал он, - "что божественную справедливость мы получаем последствием самой веры в Бога и благодаря ей, тем самым милостивый Господь оправдывает нас последствием самой веры". При этой мысли Лютер, как он сказал, почувствовал, что он родился вновь и чрез открытые врата вступил в рай. Представление о том, что оправдание верующий получает благодаря своей вере в милость Бога, Лютер разработал в 1515-19 гг.
18 октября 1517 года папа Лев Х выпускает буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях "Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира".
Лютер взрывается критикой роли церкви в спасении, которая выражается 31 октября 1517 года в 95 http://www.znanie-sila.ru/online/issue_619.html Был ли Лютер мятежником?. Тезисы были также отправлены епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому.
Папа Римский Лев X предает Лютера анафеме в 1520 году . Лютер публично сжигает во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви и в обращении "К христианскому дворянству немецкой нации" объявляет, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.
В 1529 году Лютер составляет Большой и Малый Катехизис, которые были положены во главу угла Книги Согласия.
В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется благодать Бога.
Бог предназначает человека к определенному виду деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека прилежно трудиться, исполняя свое призвание. Причем в глазах Бога нет труда благородного или презренного.
Основной мыслью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они лишь должны направлять паству и являть собой пример истинных христиан. Лютер утверждал: "Мы все - пленники Диавола, который является нашим повелителем и божеством. Телом и имуществом мы покорны Диаволу, будучи чужестранцами и пришельцами в мире, повелителем которого является Диавол. Хлеб, который мы едим, напитки, которые мы пьем, одежда, которую носим, да и сам воздух, которым дышим, и все, что принадлежит нам в нашей телесной жизни, все это от его царствия".
"Человек спасает душу не через Церковь, а через веру" - писал Лютер.
В 2003 году по результатам опросов общественного мнения Лютер стал вторым великим немцем в истории Германии http://newsru.ru/religy/09dec2003/martin.html
http://www.gumer.info/authors.php?name=%CB%FE%F2%E5%F0+%CC Книги Мартина Лютера в электронной библиотеке Гумер
http://www.krotov.info/libr_min/b/beyton.html Роланд Бейнтон "На сем стою". Биография Мартина Лютера]
Лютер М. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520--1526. Харьков, 1994
Гобри Иван. Лютер / Предисл. А. П. Левандовского. (ЖЗЛ, вып.786)] -- М.: Молодая гвардия, 2000.