Пасынков Александр Сергеевич : другие произведения.

Контексты одиночества.26.Любовь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

  
  Любовь
  
  
  "Они хотят любить друг друга, только не знают как!"
  Шандор Ференци
  
  
  Отцы и учители, мыслю: "что есть ад?" Рассуждаю так: "Страдание о том, что нельзя уже более любить".
  Достоевский Федор Михайлович. Братья Карамазовы.
  III. ИЗ БЕСЕД И ПОУЧЕНИЙ СТАРЦА ЗОСИМЫ
  
   На весеннем лугу
   бродит в травах фазан одинокий -
   и подругу зовет -
   он, вспорхнув, бьет крыльями громко
   и кричит: "О горе! О горе!"
  
   ЯПОНСКАЯ ПОЭЗИЯ
  
  Любовь - главный способ бегства от одиночества, которое мучит большинство мужчин и женщин в течение почти всей их жизни.
  Бертран Рассел
  
  Одиночество - условие обретения любви, и смысл одиночества - только в любви, ибо только любовь превращает одиночество в свободу и творчество. Одиночество - величественное условие развития персоны и развития вообще - всегда есть средство, любовь - исход и цель.
  Хамитов Н.В. Одиночество женское и мужское. Киев, 1995
  
   Одиночество дышит прохладой у твоей неподвижной
   груди
   Я увидел руки твои все такие же руки
   Ты их можешь скрестить
   Можешь себя к себе привязать
  
   Что ж хорошо - ведь ты одинока и я одинок....
  
   У меня за спиною закрылись мои глаза
   Свет дотла догорел обезглавлена ночь
   Птицы громаднее ветра
   Не знают где приземлиться.
  
   В жалких мученьях в морщинах смеха
   Близкую душу искать не буду
   Жизнь обмякла мои видения тусклы
   Все отреченья сказали последнее слово
   Им больше не встретиться они друг друга не знают
   Я одинок одинок совсем одинок
   Я никогда не менялся.
   Даже когда мы с тобой друг от друга вдали
   Все нас роднит
  
   Частица тебя обитает в голосе эха
   И в зеркале
   В комнате в городе
   В каждом мужчине в женщине каждой
   В моем одиночестве
   И это всегда частица тебя
   Элюар
  
  
  
  'Может, она ушла наверх, чтобы побыть в одиночестве, - поглощенная собой, как бывает поглощен ребенок видом кокона, выпускающего в сумерках красивую бабочку - все ту же сатурнию, зеленовато-серебристую, еще влажную, со смятыми крылышками, которые постепенно расправляются в полутьме и медленно веют, поднимая такой легкий ветерок, что, нагнувшись, его не почувствуешь и глазом. Если так, то она пошла к себе в комнату, чтобы разобраться, чем она стала, ибо, когда ты влюблен, ты как бы рождаешься заново. Тот, кто тебя любит, отбирает тебя из огромных залежей первозданной глины - человечества, чтобы сотворить из нее нечто, и ты, бесформенный комок этой глины, маешься, хочешь узнать, во что же тебя превратили. Но в то же время ты, любя кого-то, становишься одушевленным, перестаешь быть частью однородного первовещества, в тебя вселяется жизнь, и ты начинаешься. Ты создаешь себя, творя другого, кто в свою очередь сотворил тебя, выбрал тебя, комок глины, из общей массы. Получаются два тебя: один, которого ты сам создаешь, влюбившись, и второй, которого создает твой любимый, полюбив тебя. И чем дальше отстоят друг от друга эти два твоих существа, тем натужнее скрипит мир на своей оси. Но если твоя любовь и любовь к тебе совершенны, разрыв между обоими твоими "я" исчезает и они сливаются. Они совпадают полностью, они неразличимы, как два изображения в стереоскопе'.
  РОБЕРТ ПЕН УОРРЕН. ВСЯ КОРОЛЕВСКАЯ РАТЬ
  
  
  ЛЮБОВЬ. Это золотой ключ к творческому использованию всех остальных чувств. Шелли называл ее 'пищей поэтов'. Голдсмит - 'общением между тиранами и рабами'. Но ближе всех к психологически правильному определению 'диагноз' Рильке: 'Любовь состоит в том, что два одиночества приветствуют друг друга, соприкасаются и защищают друг друга'. Конечно, лучшая книга о любви - это книга Эриха Фромма. 'Любовь, - считает Фромм, - активное участие в жизни другого человека и принятие его таким, каков он есть'.
  Эверетт Шостром .Анти Карнеги .Попурри; 2004
  
  И сказал Господь Бог: нехорошо человеку быть одѓному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
  Бытие, 2, 18
  
  Любовь издревле мыслилась как особая мировая сила, играющая важнейшую роль в организации мироздания. Проблема возникновения мира разрешается в креационных мифах посредством сюжета об изначальной (или возникшей из изначального Хаоса) божественной брачной паре, прародителях вселенной. интерпретируется как порождение оформленного мира (пространства между ними). Богиня Любви (древнеиндийская Лакшми, древнегреческая Афродита и др.) возникает как персонификация этого процесса. Так, возникновение Афродиты из пены морской связывает ее с водной стихией, т.е. женскими силами плодородия и созидания; отнесенность же к мужскому началу (море вспенивается от крови оскопленного Урана) делает Афродиту причастной к животворной мужской силе. Афродита олицетворяет сам процесс сакрального брака, т.е. творения мира.
  
   Греческие философы выделяли четыре типа любви:
  
  * Агапэ - (возвышенная, в том числе божественная любовь). Жертвенная любовь, любовь к ближнему. Первоначально обозначала вечера дружеских застолий.
  
  * Эрос - (романтическая любовь - страсть, физическое влечение). Стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюблённость.
  
  * Филия - (любовь-дружба, приязнь одного человека к другому). В философии Эмпедокла филия - это космическая сила притягивания, противоположная силе вражды.
  
  * Сторге - (семейная, родственная любовь, привязанность).
  
  Характеристики любви:
  Аффилиация (от en. аfiliation - ''соединение'', ''связь'') - потребность человека в создании тёплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Стремление к сближению с людьми, дружба, любовь, общение - всё это подпадает под понятие аффилиация. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряжённых с тревогой и неуверенностью в себе и приводящих к возникновению чувства одиночества, беспомощности.
  http://flogiston.ru/library/hechauzen3 Х. Хекхаузен 'Мотив аффилиации'
  
  Эмпатия - способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию. Эмпатия также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д. Психолог Карл Роджерс определяет эмпатию следующим образом: '' Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения 'как будто'. Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок 'как будто': как будто это я радуюсь или огорчаюсь'' .
  http://flogiston.ru/library/rogers_2
  Карл Роджерс 'Эмпатия'. Отрывок из статьи: Rogers С. R. Empatic: an unappreciated way of being // The Counseling Psychologist. 1975. V. 5, N 2. P. 2-10.
  
  С эмпатией связан эмоциональный интеллект ( en. Emotional intelligence) - психологическая концепция, возникшая в 1990 году, и введенная в научный обиход П. Саловеем и Дж. Майером. Эмоциональный интеллект - по определению Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо, группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Два класса способностей (распознавать и выражать эмоции и использовать их в решении задач) являются основой для внешне проявляемой способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними. Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции не только собственных, но и чужих эмоций.
  Выделяются четыре главных составляющих EQ:
  
  самосознание
  самоконтроль
  эмпатия
  навыки отношений
  мотивация.
  
  http://epolotsk.com/psy/articles.php?lng=ru&pg=81&st=3
  
  Дружба - бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.
  
  Для развития дружбы могут быть необходимы:
  * взаимная симпатия (приятность взаимного общения)
  * взаимопонимание
  * открытость (не скажут 'это не твоё дело')
  * откровенность, искренность и бескорыстие
  * доверительность
  * активная взаимопомощь
  * общность интересов и увлечений
  * ценностно-ориентационное единство
  
  Социальная психология. Словарь
  http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex4/article/PS4/ps4-0081.htm
  
  Важнейшую роль в процессе развития представления о любви сыграла философская концепция Платона.
  Мир идей-образцов тождественен с небом постольку, поскольку относится к мужскому началу; доминирование идеальных образцов над земными вещами выражает не идеалистические, но лишь патриархальные взгляды. Постичь мир совершенных идей, пребывая среди сотворенных подобий, можно лишь посредством приобщения к тем телесным предметам, где образы воплощены наиболее адекватно, т.е. к прекрасным. Подняться до царства нетленных образцов может лишь влекомый Эросом. Платон строит свою знаменитую лестницу Любви и красоты: от единичного прекрасного тела - к прекрасным телам вообще - затем к красоте души - затем к наукам и т.д. - "до самого прекрасного вверх" (Пир, 211с).
  Люди, смертные по своей природе (как и животные), стремятся путем рождения детей сохранить себя в вечности, ради этого они и служат Эроту. Многие, "беременные телом", просто рожают обычных детей. Но есть и "беременные духовно", это - творцы, изобретатели, вынашивающие разум и прочие добродетели. Они тоже испытывают страстное желание родить и особенно радуются, когда встречают человека, наделенного прекрасной и даровитой душой. В соприкосновении с прекрасным рождается на свет то, что давно вынашивалось душой. "Дети", рожденные душой, в отличие от обычных детей, бессмертны.
  "Земную любовь"- необходимая ступенька, ведущая человека к познанию "любви небесной". В молодости человека сначала влечет к прекрасному телу, затем он замечает, что есть и другие прекрасные тела, и все они в этом смысле подобны одно другому. Тогда он начинает ценить душевную красоту выше телесной, его влечет к красоте нравов и наук. Постепенно, движимый любовью, человек поднимается над отдельными разновидностями прекрасного и его взору открывается прекрасное в его чистоте, идеальное, вечное, превосходящее все земное. Любовь к высшим ценностям - это и есть так называемая "платоническая любовь", причем она не отвергает "низшего эроса", а относится к нему как к своей ступеньке.
  Платоновская лестница ведет к одиночеству, поскольку целое включает в себя частное.
  
  Большой толковый психологический словарь/Ребер Артур: Пер. с англ. - М. Вече, АСТ, 2000. ISBN 5-7838-0606-4
  Ильин Е. П.'' Эмоции и чувства. - СПб: Питер,2001.-752 с ISBN 5-318-00236-6
  А.Б.Демидов. ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ Минск: ЗАО Издательский центр "Экономпресс", 1999
  Миф об андрогинах объясняет любовь как жажду целостности и стремление к ней. Впоследствии этот миф получил новое истолкование у В.С.Соловьева и Н.Л.Бердяева.
  Владимир Сергеевич Соловьев в работе "Смысл любви" утверждает, что настоящий смысл любви заключается не в размножении, а в стремлении человека к единству с другими, причем к такому единству, в котором не теряется его индивидуальность. В любви человек отрицает свой эгоизм и вместе с тем не утрачивает, а, наоборот, обретает свое настоящее "Я". Заблуждение эгоиста состоит в том, что, пренебрегая достоинством других, он тем самым лишает смысла свое собственное существование среди людей, которых не уважает и не любит.
  "Осуществить это единство, или создать истинного человека, как свободное единство мужского и женского начала", - в этом Соловьев видит ближайшую задачу любви. Соловьев B.C. Сочинения. М.: Мысль, 1988. Т.2.
  'Вселенная расширяется - каждая частичка удаляется от другой, швыряя нас в темное и полное одиночества пространство, отрывая нас: ребенка от матери, друга - от друга, направляя каждого по собственной тропе к единственной цели - смерти в одиночестве.
  Любовь - противовес этому ужасу, любовь - акт единения и сохранения. Как люди во время шторма держатся за руки, чтобы их не оторвало друг от друга и не смыло в море, так и соединение наших тел стало звеном в цепи, удерживающей нас от движения в пустоту'.
  Даниэл Киз. Цветы для Элджернона
  
  Трагедия любви: любовь очень часто - путь к одиночеству. Но и любовь к другому состоит в понимании и принятии его одиночества.
  
  В философии экзистенциализма любовь превращается в проект становления совершенством в глазах другого. Отсюда идея подвига и доказательства 'любви'.
  ИСКУССТВО ЛЮБВИ
  (Э.Фромм)
  Эрих Фромм (Fromm, 1900-1980) - немецко-американский философ, социолог и психолог, ведущий представитель неофрейдизма - утверждал, что способность любить - важнейшая черта человеческой личности и что любовь - критерий подлинности человеческого бытия, ответ на проблему человеческого существования. "Искусство жить" у Фромма включает в себя "искусство любить".
  По мнению Фромма, любовь - это путь преодоления отделенности людей друг от друга. Разобщенное существование невыносимо для человека, оно вводит и держит его в состоянии тревожности. Фромм рассматривает несколько способов, какими люди пытаются вырваться из одиночества.
  Первый: переход в оргиастическое состояние. Оно представляет собой транс, в который человек впадает при помощи наркотиков, алкоголя, секса. При состоянии экзальтации теряется из виду внешний мир, а вместе с ним и чувство отделенности от него. Эти состояния на время избавляют человека от тревоги, но в принципе проблему отделенности не снимают.
  Другой способ: приспособление индивида к группе. Он требует от личности конформизма: чтобы быть принятым в группу (попасть в "тусовку"), нужно поступиться своим личным достоинством ("не высовываться из толпы"), подчиниться правилам стада. По сравнению с оргиастическими состояниями стадный конформизм обладает тем достоинством, что он стабилен, а не периодичен. Он частично снимает проблему отделенности "я" от мира, но - за счет утраты "я".
  Третий способ: погружение в творческую деятельность. Человек творящий, созидающий сливается с предметом своей деятельности, благодаря чему объединяет себя с миром. При этом не происходит, как в двух предыдущих случаях, ни утраты мира, ни утраты "я", однако достигаемое тут единение с миром все же не является межличностным (между "я" и другим "я").
  Наконец, четвертый путь - любовь - Фромм считает подлинным преодолением человеческой отделенности от других. Причем сразу делается оговорка: собственно любовью следует называть зрелые ее формы, а незрелые - это не любовь, а только "симбиотический союз" (от биологического термина "симбиоз")... "зрелая любовь это единение при условии сохранения собственной целостности, собственной индивидуальности".
   Фромм Э. Искусство любви. Минск: ТПЦ "Полифакт", 1990. С. 15.
  Зрелая любовь, по Фромму, характеризуется такими чертами, как отдавание, забота, ответственность, уважение и знание. В современном обществе господствуют меновые отношения. Мужчины и женщины оценивают и выбирают друг друга наподобие товаров - по "потребительским" качествам, следуя рыночному принципу полезности товара; при этом выпадает из внимания самоценность человеческого "я". Подчиняясь законам рыночных отношений, люди не отличают себя самих от товаров и уподобляются живым автоматам, действующим по заданной программе. Но автоматы не могут любить, они способны только к наслаждению; их семейные отношения оцениваются по критерию слаженности (невзирая на наличие или отсутствие "глубинных связей"); неудивительно, что преувеличенное значение придается "правильной технике" секса. Современное общество, считает Фромм, обусловливает разложение любви, порождает различные формы "невротической любви" - такие как инфантильная привязанность к матери или отцу, безответная любовь - поклонение, фантазии о прошлой или будущей любви, стремление перевоспитывать любимого, перенесение смысла своей жизни на детей.
  ЛЮБОВЬ - КОНФЛИКТНАЯ
  "ИГРА ЗЕРКАЛЬНЫХ ОТРАЖЕНИЙ"
  (Ж.-П.Сартр)
  Жан-Поль Сартр исследует феномен любви с принципиально новой по сравнению с предшественниками позиции - экзистенциально-феноменологической 'соблазна соблазнить чужую свободу'.
  Если бы мужчина, любя женщину без взаимности, имел полную власть распоряжаться и обладать ею, он неизбежно испытал бы глубокое разочарование. Любящему не нужен всего лишь "автомат страсти", с которым он был бы все же одинок, не получая от любимой искреннего признания ценности его персоны.
  Любящий, по сути, стремится к иному - не лишить любимого свободы, а "соблазнить" и "очаровать" эту чужую свободу, чтобы она сама себя пленила, сама привязала себя к "соблазнителю". Почему любящий жаждет именно свободной взаимности от любимого? Как показывает Сартр, дело в том, что человек хочет при помощи другого добиться признания реальности и ценности своего бытия. Сам по себе я был бы "ничто", пока мое существование и моя ценность не были бы признаны другими людьми. (На Земле есть миллиарды людей, которые для меня - "ничто", не существуют как личности, пока я кого-то из них не узнаю и не признаю.) То есть мое бытие (в отличие от "ничто", каким я был бы при отсутствии признания) зависит от Другого. Другой "дает мне бытие и тем самым владеет мною". Наибольшую ценность мне придавало бы признание со стороны того, кого я сам признаю особо ценным существом.
  Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С. 207.
  Поскольку другой "дает мне бытие" (т.е. благодаря его признанию я обретаю некоторое достоинство, становлюсь "чем-то"), постольку вместе с тем я оказываюсь и зависимым от другого; эта зависимость ограничивает мою свободу и, значит, умаляет мое "я". (Ведь я - настолько "я", а не вещь среди вещей, насколько, в отличие от вещи, свободен, способен к самоопределению.) Таким образом, замечает Сартр, мое "бытие-для-другого" изначально конфликтно: другой дает бытие моему "я" и в той же мере отнимает у меня мое "я".
  Я стремлюсь "отвоевать" у другого мое бытие. Я хочу заставить другого, который уже признал меня "чем-то" (т.е. наделил меня, будто я вещь, определенным значением), признать меня еще и свободным (т.е. неопределенным, т.е. - "ничем"!). Неустранимая конфликтность моего "бытия-для-другого" в том, что я хочу быть для него одновременно "чем-то" (как вещь) и "ничем" (как свобода). Этот конфликт является условием любви, и сама "любовь есть конфликт"43.
  Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм. С. 210.
  Любовь - асимптотическая свобода или свобода раба ментальных оков.
  Чужая свобода, пленяющаяся много, придает мне значение высшей ценности. Теперь я не ничто, а все: я даю бытие другому, любящему меня. "Мое существование обеспечено тем, что оно необходимо. Это существование, насколько я беру его на себя, становится чистым благодеянием. Я существую потому, что раздариваю себя. <...> Как я хорош тем, что у меня есть глаза, волосы, брови, и я их неустанно раздариваю в преизбытке щедрости в ответ на неустанное желание, в которое по своему свободному выбору превращается другой. Тогда как раньше, когда нас еще не любили <...> мы чувствовали себя "лишними", теперь мы ощущаем, что наше существование принято и безусловно одобрено в своих мельчайших деталях... Вот источник радости любви, когда она есть: чувство, что наше существование оправдано"44.
  Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм. С. 217.
  "Если другой меня любит, он подсекает в корне мои ожидания самою своей любовью..." Я-то ожидал, что он мне "даст бытие" - т.е. извне меня признает меня, а он сам "погрузился" в мое бытие, в мою свободу; таким образом он вновь возложил на меня задачу самому искать оправдания - признания моего бытия. Единственное, чего я смог добиться, - овладел свободой другого, устранив угрозу "кражи" у меня моего бытия (моего "я") со стороны чужой свободы, т.е. устранил угрозу взгляда на меня как на вещь (взгляда, наделяющего меня бытием вещи и не признающего моей свободы). "Чем больше меня любят, - пишет Сартр, - тем вернее я утрачиваю свое бытие, тем неотвратимее возвращаюсь к существованию на свой страх и риск, к своей собственной способности обосновать свое бытие".
  Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм. С. 218, 219.
  Сартр показывает, что любовь несет сама в себе зародыш своего разрушения.
  Он выявляет способ невольного разрушения любви: другой может в любой момент "пробудиться от чар" и увидеть меня не непревосходимым пределом, а "объектом" среди прочих. Отсюда - "вечная необеспеченность" моего существования в качестве любимого.
  А.Б.Демидов. ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ Минск: ЗАО Издательский центр "Экономпресс", 1999
  'Связью с людьми мы обязаны лишь своим собственным усилиям: стоит перестать писать или говорить, стоит обособиться, и толпа людей вокруг вас растает; понимаем, что большая часть этих людей на самом деле готовы отвернуться от нас (не из злобы, а лишь из равнодушия), а остальные всегда оставляют за собой право переключить свое внимание на что- нибудь другое; в эти дни мы понимаем, сколько совпадений, сколько случайностей необходимы для рождения того, что называют любовью или дружбой, и тогда мир снова погружается во мрак, а мы - в тот лютый холод, от которого нас ненадолго укрыла человеческая нежность'.
  Альбер Камю.
  
  'И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!'
  Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита
  
  
  В древнегреческой мифологии Пигмалион - легендарный царь Кипра, который был известен тем, что чурался женщин и жил одиноко. В своем уединении Пигмалион сделал из слоновой кости статую прекрасной женщины и влюбился в нее. Он обратился с мольбой к Афродите, чтобы богиня вдохнула в статую жизнь. Тронутая такой любовью, Афродита оживила статую, которая стала женой Пигмалиона по имени Галатея и родила ему дочь.
  
  Чувство одиночества часто сопровождается так называемой Любовной застенчивостью ( en. love shyness) - фраза, придуманная психологом Брайаном Джилмартеном (Brian Gilmartin) для описания специфической разновидности сильной хронической застенчивости. В соответствии с его определением, опубликованном в книге ''Застенчивость и любовь: причины, последствия и лечение'' (1987 г.), любовно застенчивым людям сложно проявлять настойчивость в неформальных ситуациях, которые касаются потенциальных романтических или сексуальных партнеров. Например, у гетеросексуального любовно-застенчивого мужчины будут проблемы при попытке начать разговор с женщиной из-за острого ощущения тревоги или страха.
  У Джилмартена было семь критериев, в соответствии с которыми мужчину можно считать 'любовно-застенчивым':
  
  * Он девственник. Никогда не имел сексуальных отношений с женщиной.
  
  * Он человек, который редко проводит время с женщинами, не являющимися просто друзьями.
  
  * У него, в общем случае, есть друзья среди женщин, но он не знает, что с этим делать.
  * Он человек без опыта какой-либо эмоциональной близости, серьёзных отношений романтической и/или сексуальной природы с представителями противоположного пола.
  
  * Он человек, который страдал и продолжает страдать из-за отсутствия спутницы жизни. Коротко говоря, он человек, который отчаянно желает отношений с женщиной, но не имеет их из-за застенчивости.
  
  * Он человек, настолько зависимый от своего страха, что не может утвердить себя в глазах женщины случайным, дружеским способом. Это суть 'любовной застенчивости'.
  
  * Он человек, который строго гетеросексуален.
  
  Любовно-застенчивые мужчины в выборке Джилмартена значительно отличались по темпераменту от незастенчивых мужчин. Они значительно уступали по показателю экстравертности и одновременно набирали больше очков по показателю невротизма в Личностном опроснике Айзенка. В терминах Айзенка они обладали 'меланхолическим' темпераментом. Большинство любовно-застенчивых мужчин (и лишь несколько незастенчивых) сообщили, со слов матерей, что были тихими детьми.все любовно-застенчивые мужчины более старшего возраста были настроены очень пессимистично и, кроме того, обладали циничным взглядом на женщин в частности и мир вообще.
  Большинство любовно-застенчивых мужчин (и ни один из незастенчивых) утверждали, что никогда не имели друзей или хотя бы приятелей. Большинство из них рассказывали, что (в отличие от незастенчивых) были объектом издевательств со стороны сверстников из-за своих комплексов и интересов, а к тому же были менее склонны бороться с такими издевательствами. Примерно половина подвергалась издевательствам и в старших классах школы (в то время как с незастенчивыми таких случаев не было). Даже будучи взрослыми любовно-застенчивые люди оставались одинокими и порицаемыми со стороны других людей. Эта нехватка признания со стороны других людей заставляла любовно-застенчивых мужчин чувствовать себя чрезмерно одиноко и подавленно. Однако это же подталкивало их к тому, чтобы как можно меньше общаться с людьми своего пола.
  Большинство застенчивых мужчин не могли рассчитывать на эмоциональную поддержку со стороны родителей, а многие подвергались физическому насилию. Возможно, плохое обращение со стороны родителей, пренебрежение эмоциями, желаниями и интересами сына и стало, по крайней мере, частичной причиной возникновения его социальных комплексов.
  Застенчивый мужчина плохо приспособлен к жизни, несчастен, склонен к тревожным неврозам и даже к психическим заболеваниям. По данным Джилмартена, застенчивый мужчина, в сравнении с незастенчивым, испытывает больше фантазий, связанных с насилием, проявляет больше пессимизма и цинизма по отношению к миру, более склонен считать себя никому не нужным и испытывает заметные трудности с концентрацией.
  
  * Brian G. Gilmartin (1985). 'Some Family Antecedents of Severe Shyness in Males'. ''Family Relations'' 34: 429-438.
  * Brian G. Gilmartin (1987). [http://www.love-shy.com/Gilmartin/toc.html''Shyness & Love: Causes, Consequences, and Treatment''] (выдержки в HTML, полностью в PDF файле) (ISBN 0-8191-6102-0).
  
  
  Немецкий ученый из нацисткой Германии рассуждал о счастье в браке и улучшении наследственности:
  'Экзальтированная, 'романтическая' любовь - частая причина несчастных браков. Вторжение повседневной действительности в такую любовь является мучительным. Романтическое слияние двух людей, подобно Тристану и Изольде в изображении Р. Вагнера, невозможно. Полноценный человек должен своевременно понять, что для возвышенной жизни необходимо одиночество. Романтическая любовь, поскольку она отвергает одиночество индивидуальной души, легко приводит к разочарованию в браке. Каждый человек болезненно воспринимает, когда тот или та, кого она или он любит, не сопереживает того, что целиком переполняет его самого.
  Таков рок индивидуального бытия, с которым нужно либо смириться, либо как Тристан и Изольда у Вагнера попрать его своей смертью. Опасность романтической любви и романтического понимания сути любви в том, что романтическая любовь не хочет знать того, что граф Кейзерлинг называет 'бременем повседневности'.
  
  Люди, которые не должны вступать в брак
  
   Духовные бродяги
  
  Одинокими должны оставаться люди, часто творческие личности, которых называют 'духовными бродягами', люди беспокойные и склонные к авантюрам, начиная от людей типа лорда Байрона и кончая лишенными корней людьми обоих полов, которым 'везде плохо', но которые обычно предъявляют завышенные претензии к среде, исходя из своих действительных или мнимых талантов. Такие люди созданы для 'свободной любви'. Брак с ними можно сохранить только при необыкновенном терпении и уступчивости. Многие люди этого типа психопаты или близки к психопатии, так что их размножение нежелательно.
  
  Кабинетные ученые, исправители мира, лутаники
  
  Одинокими должны оставаться и покрытые книжной пылью кабинетные ученые, изобретатели 'систем' мышления или технических и экономических методов, а также либо нелюдимые, либо непрерывно воодушевлено болтающие исправители мира, которые при этом часто вносят хаос в свое ближайшее окружение. Среди них много упрямых одиночек, которых не излечить никаким браком. Одинокими должны оставаться люди, у которых ум зашел за разум, которые всюду выискивают 'проблемы', причем ставят вопросы и ответы с ног на голову и поэтому все оценивают искаженно. От таких людей, большей частью мужчин, лучше держаться подальше - для брака они не годятся. Среди них встречаются ранее богатые, но потом обедневшие люди, истратившие свое состояние на 'дело своей жизни'. Таким мужчинам можно сочувствовать, но ни одна девушка не должна выходить за них замуж.
  
  Одинокими должны оставаться и многие сверхутонченные люди, 'эстеты', которые все хотели бы растворить в 'духе' и 'красоте', которые чувствуют себя более одухотворенными, чем другие люди, и испытывают отвращение к повседневному быту.
  
   Ганс Ф. К. Гюнтер ВЫБОР СУПРУЖЕСКОЙ ПАРЫ ДЛЯ СЧАСТЬЯ В БРАКЕ И УЛУЧШЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ
  Ю.Ф. Леманс Ферлаг. Мюнхен-Берлин. 1941 г
  
  Однако, 'Природа вложила в каждое существо инстинкт избегать одиночества как чего-то тяжелого, ужасного; это хорошо, но нужно знать лучший способ, чтобы избежать одиночества. Сколько юношей и девушек так и не решили этой проблемы! Они несчастны, потому что очень хотели бы иметь партнера, но не находят его, тогда они начинают чахнуть и сохнуть'.
  Омраам Микаэль Айванхов. Любовь и сексуальность
  
  
  Накопленные анкетные данные одиноких людей - абонентов тюменского агентства знакомств "Дуэт" - за почти двухлетний период работы агентства, позволяют сделать некоторые любопытные статистические выкладки, которые и представлены вашему вниманию. Исходный материал - 616 анкет зарегистрированных в службе знакомств одиночек. 1. Возраст одиночества: Возраст/Кол-во чел. Женщины Мужчины 19-29 69 23 30-39 78 40 40-49 113 87 50-59 66 44 60-69 10 12 70-79 - 4 старше 80 - 1 Что мы видим? Преобладающее большинство одиноких, обратившихся в службу знакомств, имеют возраст 40-49 лет.
  Это предсказуемо и объяснимо (дети выросли, карьера и материальная база определились, а сексуальная активность почти в зените...Вторая молодость!). Далее тоже объяснимо: у молодых девушек больше стремления выйти замуж, чем у их сверстников - жениться. Эти цифры даже можно считать абсолютными, т.к. годов до 30 - 35 численность мужского и женского населения в нашей стране практически одинаковая. А вот еще далее с тюменскими женихами, в частности с зарегистрированными в агентстве знакомств "Дуэт", происходит что-то непонятное, идущее вразрез с российской статистикой.
  
  Статистика (по переписи 2002 г.): на 1000 мужчин приходится 1147 женщин - это в среднем, независимо от возраста. Преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается начиная с 33 -летнего возраста. И примерно 65 годам женщин остается почти вдвое больше мужчин. Очивидно, что наши тюменские мужички рушат статистику и к 60 - годам число их обращений в службу знакомств, а значит ( при смелом преположении)и численность в абсолютном выражении, преобладает над женскими.
  
  Самому взрослому одинокому парню, обратившемуся в службу знакомств за помощью по подбору спутницы жизни, исполнилось 83 года. Дай бог вам здоровья, мужчины!
  
  2. Имя одиночества (люди с какими именами чаще всего одиноки и обращаются в брачное агентство): Женщины: Татьяна (32 чел.) Елена (29) Наталья (27) Мужчины: Александр (23) Николай и Владимир (по 17) Сергей (14) Учитывая, что эти же имена являются наиболее распространенными в России в настоящее время, нельзя сделать вывод о том, что их носители чаще обречены на одиночество, разводы, вдовство и т.п. Но если вы обратитесь а агентство знакомств в поисках, к примеру, жены, то с вероятностью 1 :10 можно сказать, что ее имя будет Татьяна, а мужа, с той же вероятностью 1 :10, - Александр.
  
   3. Одиночество по зодиаку. Рассмотрим только слабые или отрицательные черты характера людей различных знаков зодиака, чтобы постараться понять, почему они в первых рядах неустроенных в личном плане. Скорее это не отрицательные, а, на наш взгляд, препятствующие сближению и взаимопониманию, черты характера. При анализе используются материалы книги Армана Португалова "Все гороскопы мира", Москва, Рипол Классик, 2007. Женщины 1-место среди одиноких женщин, обращающихся в службу знакомств, занимают Водолеи . Водолей-женщина отличается тщеславием, целеустремленностью, ее творческая натура стремится к совершенству и поэтому часто нетерпимо относится к ошибкам других. Бурные страсти ей недоступны. Может, все дело в ее перфекционизме и критичности? 2-место - Скорпионы . Сильная страсть и чувственность, при этом готовность приносить жертвы, отличают Скорпионов от остальных знаков зодиака. Часто эта страсть и оборачивается потерей любимого. 3-место - Раки. Рак-женщина постоянно хочет доминировать во всем, чем занимается, господствовать над окружающими и контролировать их. В сексе она стремится удовлетворить исключительно себя, и поэтому нередко партнера рассматривает только как инструмент для этого.Она очень тщеславна. Может, стоит научиться не только брать, но и отдавать?
  
  Мужчины 1-место - Козерог . Обладает весьма малой толикой нежности. Сдержанный и гордый, замкнутый и недоверчивый. Человек холодного рассудка, скупой, судящий строго и без снисхождения. Как правило, нелегко прячет и нелегко забывает обиды. Обращает много внимания на внешность. В его характере всегда прослеживаются эгоистические нотки. Пессимист и ворчун, он любит одиночество и очень честолюбив. Может стоит стать попроще и люди к вам потянуться? 2-место - Стрелец . Стрельцы прямы в манерах и речи, выражают свое личное мнение, не считаясь ни с чем. Они редко могут воздержаться от замечаний относительно личности своих любимых. Очень романтичны и страстны, честны и прямы в своих чувствах и намерениях. Однако часто это принимается за пустоту и поверхностность, или за притворную лесть. Общительны, но часто одиноки из-за крайней идеалистичности. 3-место - Тельцы, Раки, Водолеи . Тельцов трудно разозлить, но уж если это случится, готовы разрушить все, что попадется на глаза. Неуступчивы в спорах, нечувствительны к чужому горю. Зачастую бывают ревнивцами, эгоистами. Стремятся к материальному благополучию переходящему в страсть к накопительству. Раки-мужчины живут дома с матерью дольше,чем кто-либо другой. Они очень подозрительны и редко показывают свое внутреннее "Я". Не выносят резкого разговора, сильной критики. Если Рак разъярен он часто действует насилием. Могут злоупотреблять спиртным. Водолеи замкнуты, ленивы, упрямы, безответственны, поверхностны к повседневным проблемам, даже если для кого-то это вопрос жизни и смерти. Колеблются относительно женитьбы и не женятся столько, сколько это возможно. Мы не подводим резюме под этой СТАТИСТИКОЙ ОДИНОЧЕСТВА.
  Сайт знакомств в Тюмени агентства 'Дуэт'.
  
  Статистика в цивилизованных странах, наверное, может служить некоторым подтверждением: каждая третья мать - одиночка, каждый второй ребенок - вне брака.
  
  В исследовании, об итогах которого рассказано в журнале The Journal of Health Economics, была использована база данных 10 тыс. взрослых в возрасте от 30 до 40 , за которыми наблюдали на протяжении 10 лет и интервьюировали каждый год. В ходе исследования скончались 600 человек, и исследователи сравнили статистику смертности среди состоящих в браке, одиноких, разведенных и овдовевших мужчин и женщин, чтобы выяснить, есть ли различия среди разных групп на протяжении 8 лет. Оказалось, что среди мужчин, ни разу не вступавших в брак или разведенных в начале исследования, вероятность смерти на протяжении следующих восьми лет на 10% выше. Риск смерти среди одиноких, расставшихся с избранниками или разведенных в начале исследования женщин выше на 4 ,8 %. Это сравнимо с 5% дополнительного риска смерти, с которым сталкиваются курильщики. "Если ты замужем, то у тебя есть партнер, который поддерживает твою самооценку, - говорит сотрудница службы "телефон доверия" Клэр Райнер, которая прожила со своим мужем 47 лет. - Партнер считает, что ты просто волшебный человек, и беспокоится о тебе, когда ты опаздываешь домой. Если твоя самооценка высока, то ты проявляешь больше интереса к себе и больше о себе заботишься. У тебя есть чувство ответственности за себя и своего партнера. Если появляются и вырастают дети, то ты несешь ответственность и за них, особенно если ты женщина". "Я полагаю, рано умирать людей заставляет отсутствие счастья. Некоторые люди, когда они одиноки, страдают от несчастья, а если ты несчастлив, то ты не боишься смерти, как будто ты мешок с бобами, - замечает Вирджиния Аронсайд, сотрудница телефона доверия газеты Independent. - Но если ты простой человек, у тебя много друзей и ты чувствуешь себя комфортно, тогда в этом счастливом состоянии стоит пребывать подольше". Еще одним мощным фактором становится развод. "Развод, вероятно, чреват такими же стрессами, как и потеря близких, но во многих случаях он также грозит продолжением конфликта с партнерами, - указывает профессор Чарли Льюис, специалист по разводам и семейным отношениям в Университете Ланкастера. - Мужчины, переживающие развод, страдают от стресса и боли от невозможности быть со своими детьми. Я думаю, что частично проблема и в том, что мужчина лишается женской заботы, а сам о себе он позаботиться хорошо не может". Источник: Inopressa.ru
  
   'То, что человек предпочитает радости страдание, объяснить непросто. Понимание приходит лишь тогда, когда затаенное страдание или даже страх перед этим страданием становится более очевидным, чем внешние проявления. Упрощая, можно сказать, что некоторые люди предпочитают скорбь забвению. Иными словами, для этой категории страшнее остаться в одиночестве, быть нелюбимым и обделенным заботой, чем подвергать себя физическим мучениям и даже риску умереть. Таким образом, эти люди воспринимают скорбь как проявление любви, и для них она предпочтительнее, чем смерть и забвение. Мы упомянули лишь об общих принципах, которые отнюдь не проливают свет на чудовищность подобной сделки с судьбой. Фактически человеку приходится платить страшную цену, принося в жертву самого себя. В этом смысле цена жизни определяется хроническим расстройством, которое в конце концов полностью разрушает личность'.
  Меннингер Война с самим собой
  
  Особо велико страдание в фазе острого горя по потере( смерти) любимого или любимой.
  'Переживание горя, быть может, одно из самых таинств венных проявлений душевной жизни. Каким чудесным образом человеку, опустошенному утратой, удастся возродиться и наполнить свой мир смыслом?
  Схема З. Фрейда, данной еще в "Печали и меланхолии" (См.: Фрейд З. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. М, 1984.
   С. 203-211). бесхитростна: "работа печали" состоит в том, чтобы оторвать психическую энергию от любимого, но теперь утраченного объекта. До конца этой работы "объект продолжает существовать психически", а по ее завершении "я" становится свободным от привязанности и может направлять высвободившуюся энергию на другие объекты. "С глаз долой - из сердца вон" - таково, следуя логике схемы, было бы идеальное горе по Фрейду. Теория Фрейда объясняет, как люди забывают ушедших, но она даже не ставит вопроса о том, как они их помнят.
  
  Среди формулировок основных задач работы горя можно найти такие,
   как "принять реальность утраты", "ощутить боль", "заново приспособиться к действительности", "вернуть эмоциональную энергию и вложить ее в другие отношения", но тщетно искать задачу поминания и памятования.
   А именно эта задача составляет сокровенную суть человеческого горя.
  
  В момент переживания горя человек психологически отсутствует в настоящем, он не слышит, не чувствует, не включается в настоящее, оно как бы проходит мимо него, в то время как он сам пребывает где-то в другом пространстве и времени. Мы имеем дело не с отрицанием факта, что "его (умершего) нет здесь", а с отрицанием факта, что "я (горюющий) здесь". Не случившееся трагическое событие не впускается в настоящее, а само оно не впускает настоящее в прошедшее. Это событие, ни в один из моментов не став психологически настоящим, рвет связь времен, делит жизнь на несвязанные "до" и "после". Шок оставляет человека в этом "до", где умерший был еще жив, еще был рядом. Психологическое, субъективное чувство реальности, чувство "здесь-и-теперь" застревает в этом "до", объективном прошлом, а настоящее со всеми его события ми проходит мимо, не получая от сознания признания его реальности. Если бы человеку дано было ясно осознать
   что с ним происходит в этом периоде оцепенения, он бы мог сказать
   соболезнующим ему по поводу того, что умершего нет с ним: "Это меня нет с
   вами, я там, точнее, здесь, ним".
  
  Боль острого горя - это боль не только распада, разрушения и отмирания, но и боль рождения нового. Чего же именно? Двух новых "я" и новой связи между ними, двух новых времен, даже - миров, и согласования между ними.
   В фазе острого горя скорбящий обнаруживает, что тысячи и тысячи мелочей
   связаны в его жизни с умершим ("он купил эту книгу", "ему нравился этот вид из окна", "мы вместе смотрели этот фильм") и каждая из них увлекает его сознание в "там-и-тогда", в глубину потока минувшего, и ему приходится пройти через боль, чтобы вернуться на поверхность. Боль уходит, если ему удается вынести из глубины песчинку, камешек, ракушку воспоминания и рассмотреть их на свету настоящего, в "здесь-и-теперь". Психологическое время погруженности, "настоящее в прошедшем" ему нужно преобразовать в "прошедшее в настоящем".
  
  Василюк Ф.Е. ПЕРЕЖИТЬ ГОРЕ. psychology.ru
  
  'Случаи членовредительства и попыток самокастрации, связанные с эмоциональным потрясением, можно наблюдать и в животном мире. (О.Л.Тинкльпо. Членовредительство у самцов макаки-резус. Мам-мологический журнал, 1928 , т. IX, с. 293.) Автор приводит результаты наблюдений за поведением обезьян, проводимых в Йельском психологическом институте. 'Самец макаки, которому в клетку, вместо любимой подруги, подсадили другую самку, выказал к ней явное отвращение, которое выразилось в кусании своих конечностей. Он нанес себе глубокую рану в области бедра, разорвал мошонку, из которой вырвал одно яичко, и повредил себе хвост. В течение последующих четырех месяцев он пребывал в состоянии, сопоставимым с клинической картиной глубокой психопатической депрессии'.
  Меннингер. Война с самим собой
  
  
  
  
  КОНТЕКСТНАЯ ГАЛЕРЕЯ
  
  Пьер (Пётр) Абеляр или Абелар ( fr. Pierre Abailard/Abelard, la. Petrus Abaelardus; 1079- 21 апреля 1142) - знаменитый схоласт и богослов средневековой Франции, неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения.
  Его справедливо называли предтечей Спинозы.
  Он был учителем многих знаменитых впоследствии людей, из которых наиболее известны: папа Целестин II, Пётр Ломбардский и Арнольд Брешианский.
  Абеляр был всеми признанный глава диалектиков и ясностью и красотой своего изложения превзошёл прочих учителей Парижа, тогдашнего средоточия философии и богословия. В то время в Париже жила 17-летняя племянница каноника Фульбера Элоиза, славившаяся красотой, умом и познаниями. Абеляр возгорел пламенной страстью к Элоизе, ответившей ему полной взаимностью. Благодаря Фульберу Абеляр стал учителем и домашним человеком у Элоизы, и оба влюблённые наслаждались полным счастьем, пока страстные песни Абеляра не стали доноситься до слуха Фульбера. Попытка последнего разлучить любовников привела к тому, что Абеляр увёз Элоизу в Бретань, где она родила ему сына и втайне повенчалась с ним, на что Фульбер дал потом своё согласие. Вскоре, однако, Элоиза вернулась в дом дяди и отпёрлась от брака, не желая препятствовать Абеляру в получении им духовных званий. Фульбер же из мести приказал оскопить Абеляра, дабы таким образом по каноническим законам ему преграждён был путь к высоким церковным должностям. После этого Абеляр удалился простым монахом в монастырь в Сен-Дени, а 18-летняя Элоиза постриглась в Аржантеле.
  Его сочинение '''Introductio in theologiam''' было предано в 1121 году сожжению на соборе в Суассоне, а он сам осуждён на заточение в монастыре св. Медарда. С трудом получив разрешение проживать вне монастырских стен, Абеляр покинул Сен-Дени.
  Абеляр стал отшельником в Ножан-сюр-Сэн и в 1125 году выстроил себе в Ножане на Сене часовню и келью, названные Параклетом, где поселились после назначения его аббатом в Сен-Жильдас-де-Рюж в Бретани Элоиза и её благочестивые сестры по монашеству.
  Абеляр умер в монастыре Сен-Марсель-сюр-Сон в 1142 году в Жак-Марине.
  Тело Абеляра перевезли в Параклет, а затем на кладбище Пер-Лашез в Париже, рядом с возлюбленной Элоизой, которая умерла в 1164 году.
  История жизни Абеляра описана в его автобиографии ''Historia Calamitatum'' ('История моих бедствий').
  
  http://lib.kharkov.ua/HRISTIAN/ABELAR/abelar.txt История моих бедствий
  
  http://vpn.int.ru/index.php?name=Biography&op=page&pid=13 Пьер Абеляр - Биография. Библиография. Высказывания
  
  Франческо Петрарка ( it. Francesco Petrarca, 1304-1374) - итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Предренессанса.
  После долгих скитаний по небольшим городам Тосканы, родители девятилетнего Франческо переселились в Авиньон.
  По выходе из университета он не стал юристом, а был посвящён в священники, чтобы найти средства к жизни, так как по наследству от отца он получил только рукопись сочинений Цицерона.
  в 1327 году впервые увидел Лауру, неразделённая любовь к которой составила главный источник его поэзии и послужила одной из причин его удаления из Авиньона в уединённый Воклюз.
  литературная известность доставили ему несколько церковных синекур; он приобрёл домик в долине речки Сорги, где с перерывами прожил 16 лет (1337-1353).
  Свою возлюбленную он называет Лаурой и сообщает о ней только то, что впервые увидел её в церкви Санта-Кьяра 6 апреля 1327 г. и что ровно через 21 год она скончалась, после чего он воспевал её ещё 10 лет.
  Последние годы жизни Петрарка провёл при дворе Франческо да Kappapa, отчасти в Падуе, отчасти в загородной деревеньке Арква, где и умер в ночь с 18 на 19 июля 1374, не дожив одного дня до своего 70-летия. Его нашли утром за столом с пером в руке над жизнеописанием Цезаря.
  http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=1224 Франческо Петрарка 'Автобиография. Исповедь. Сонеты']= - факсимильное воспроизведение книги 1915 года. Переводы Михаила Гершензона и Вячеслава Иванова. Книга из библиотеки Вячеслава Иванова в Риме.
  
  Донн, Джон ( en. John Donne, 22 января 1572, Лондон - 31 марта 1631) - английский поэт, крупнейший представитель метафизического направления. Автор ряда любовных стихов, элегий, сонетов, эпиграмм, а также религиозных проповедей.
  Учился в Оксфордском и Кембриджском университетах, но ни там, ни там не получил диплома: действовали ограничения, введённые для католиков.
  В 1596-1597 путешествовал на европейский континент, сопровождал графа Эссекса в его военных операциях в Испании. Затем устроился на работу секретарём у влиятельного придворного, сэра Томаса Эджертона. Влюбившись в племянницу патрона, Анну Мор, втайне женился на ней. Когда Эджертон узнал об этом, он выгнал Донна и добился его заключения в тюрьму.
  В 1611 Донн создаёт 'Анатомию мира', в 1612 - 'Развитие души'. Освободившись из тюрьмы, Донн вместе с Анной поселяется в имении её родственников в графстве Саррей. В это же время поэт, стремясь поправить своё материальное положение, создаёт антикатолическое произведение ''Ignatius his Conclave''.
  Его семья быстро растёт - в течение ряда лет у Анны практически ежегодно рождается по ребенку. В 1617 Анна умирает, и с этого времени тон произведений Донна мрачнеет.
  В 1621 Донн становится настоятелем собора св. Павла в Лондоне.
  Донн скончался 31 марта 1631. Непосредственно перед смертью он прочёл собственную похоронную проповедь и велел создать собственный портрет в саване.
  По ком звонит колокол. М.: Aenigma, 2004
  * Алхимия любви. М.: Молодая гвардия, 2005
  
  'Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе'.
  
  Сэр Вальтер Скотт ( en. Walter Scott) (15 августа 1771, Эдинбург - 21 сентября 1832, Эбботсфорд) - всемирно известный английский писатель, поэт и историк, шотландец по происхождению. Считается основоположником жанра исторического романа. Обладал феноменальной памятью.
  В семье из 12 детей выжило шестеро, Вальтер был 9-м по счёту ребёнком. В раннем возрасте переболел детским параличом, что привело к атрофии мышц правой ноги и пожизненной хромоте. Несмотря на физический недостаток, уже в раннем возрасте он поражал окружающих живым умом и феноменальной памятью.
  В первые годы самостоятельной адвокатской практики Вальтер Скотт ездил по стране, попутно собирая народные легенды и баллады о шотландских героях прошлого.В 1791 году он познакомился со своей первой любовью - Вильяминой Белшес, дочерью эдинбургского адвоката. Скотт пять лет пытался добиться взаимности Вильямины, однако девушка держала его в неопределённости и в конце концов предпочла ему Вильяма Форбса, сына состоятельного банкира, за которого и вышла замуж в 1796 году. Неразделённая любовь стала для молодого человека сильнейшим ударом.
  В 1830 году он переносит первый апоплексический удар, который парализовал его правую руку. А в 1832 году, не оправившись после четвёртого удара, Вальтер Скотт скончался.
  http://www.walterscott.ru
  
  
  Клейст, Генрих фон ( de. Bernd Heinrich Wilhelm von Kleist; 18 октября 1777, Франкфурт-на-Одере - 21 ноября 1811, Ванзее, около Потсдама) - немецкий драматург, поэт и прозаик.
  Семья Клейстов происходила из старинной знатной семьи. После смерти отца в 1788 году Генриха послали учиться в Берлин. В 1792 году Генрих поступил на службу в гвардейский полк в Потсдаме и в 1796 году принял участие в войне против Франции. Ушел со службы в 1799 году в ранге лейтенанта. Затем изучал математику, физику и латынь в университете Виадрина, в 1800 году получил пост чиновника в министерстве финансов в Берлине. Путешествовал по Франции и Швейцарии.
  В 1810 году подружился с юной романтически настроенной девушкой. Её звали Генриетта Фогель. И они решили... покончить с собой - осуществить навязчивую идею, с которой Клейст не раз уже обращался к своей жене Марии, которой он с большим воодушевлением написал перед смертью: 'Я нашёл подругу с душой, парящей подобно молодому орлу, согласную умереть со мной'. В 1811 Клейст застрелился, предварительно застрелив свою подругу.
  Избранное. М.: Художественная литература, 1977
  http://www.imdb.com/name/nm0902535 Страница на сайте IMDB
  
  
  Валерий Яковлевич Брюсов (дата рождения 13|12|1873|, место рождения Москва- дата смерти 9|10|1924, место смерти Москва) - русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.
  Валерий Брюсов родился в Москве, в купеческой семье. Увлёкшись скачками, отец просадил всё состояние на тотализаторе; он заинтересовал скачками и сына. Родители мало занимались воспитанием Валерия, и мальчик был предоставлен самому себе. В последние гимназические годы Брюсов много занимался математикой.
  Уже в 13 лет Брюсов связывал свою будущую жизнь с поэзией.
  Основной круг его интересов в студенческие годы - история, философия, литература, искусство, языки. '...Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня', - отмечал поэт в дневнике
  Валерий Брюсов. Ремесло поэта. - М.: 'Современник', 1981. - С. 24.
  Самовлюблённость была характерна для Брюсова 1890-х; так, к примеру, в 1898 году поэт записал в своём дневнике: 'Юность моя - юность гения. Я жил и поступал так, что оправдать моё поведение могут только великие деяния'
  Валерий Брюсов. Дневники. Автобиографическая проза. Письма. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. С. 50
  Принцип 'искусство для искусства', отрешённость от 'внешнего мира', характерные для всей лирики Брюсова, отразились уже в стихотворениях сборника 'Chefs d'oeuvre'. В этом сборнике Брюсов вообще - 'одинокий мечтатель', холодный и равнодушный к людям. Иногда его желание оторваться от мира доходит до тем самоубийства, 'последних стихов'. Главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то - отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти.
  Сознание одиночества, презрение к человечеству, предчувствие неминуемого забвения (характерные стихотворения - 'В дни запустений' (1899), 'Словно нездешние тени' (1900)) нашли отражение в сборнике 'Urbi et Orbi' ('Граду и миру'), вышедшем в 1903 году.После выхода 'Urbi et Orbi' Брюсов становится признанным вождём русского символизма.
  Упаднические настроения только усилились в последующие годы жизни поэта. У Брюсова иногда возникает мотив 'бегства' с шумных улиц на лоно природы. Свободен человек лишь на природе, - в городе он лишь ощущает себя узником, 'рабом каменьев' и мечтает о будущем разрушении городов, наступлении 'дикой воли'.
   В 1913 году поэт переживает личную трагедию, вызванную мучительным для обоих романом с молодой поэтессой Надеждой Львовой и её самоубийством.
  Усиливаются мысли о бренности всего сущего, проявляется духовная усталость поэта (стихотворения 'Умирающий костёр', 1908; 'Демон самоубийства', 1910). В сборниках 'Зеркало теней' (1912), 'Семь цветов радуги' (1916) нередкими становятся выдающие этот кризис авторские призывы к самому себе 'продолжать', 'плыть дальше' и т. п.
  В эпоху построения новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и 'непонятными массам'. 9 октября 1924 года Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления лёгких.
  Ашукин Н. С., Щербаков Р. Л. Брюсов. М.: Молодая гвардия, 2006 (ЖЗЛ)
  
  Яворов, Пейо (1 января 1878, Чирпан - 29 октября 1914, София) - болгарский поэт, основоположник болгарского символизма.
  Работает сначала библиотекарем, затем, после обращения к драматургии - в Национальном Театре.
  С 1906 года был влюблён в Мину Тодорову, сестру писателя Петко Тодорова.
  В 1907 году публикует сборник 'Бессонница' ( bg. Безсъници), ставший классикой болгарской литературы и заложивший основы современной болгарской лирической поэзии. В 1910 году сопровождает свою возлюбленную в Париж, где она в возрасте 19 лет умирает от туберкулёза. В последующие годы Яворов неоднократно посещал её могилу на кладбище Пер-Лашез.
  В 1910 году была опубликована книга Яворова 'За тенями облаков' ( bg. Подир сенките на облаците), после выхода которой поэта начали сравнивать с Христо Ботевым.
  В 1912 году женился на Лоре Каравеловой, дочери политика Петко Каравелова и племяннице поэта Любена Каравелова, после чего отправился на фронт. Опубликованная переписка его с женой свидетельствует о бурном и быстро развивавшемся чувстве. 29 ноября 1913 года крайне ревновавшая мужа Лора покончила жизнь самоубийством. Пейо Яворов пытался застрелиться, но выжил. Тем не менее как общественное мнение, так и судебный процесс, длившийся около года, сочли его виновным в смерти жены. 29 октября 1914 года Яворов принял большую дозу яда и застрелился.
  Пейо Яворов, ''Избранное'', составление и вступительная статья Д.Маркова.- М.: Худож. лит., 1958.
  * Пейо Яворов, ''Лирика'', предисловие Л.Озерова.- М.: Худож. лит., 1972.
  
  
  Раймонд Чандлер ( en. Raymond Thornton Chandler, 23 июля 1888-26 марта 1959), американский писатель-реалист и критик, автор детективных романов, повестей и рассказов. Один из основателей, наряду с Д. Хэмметом и Д. М. Кейном, жанра 'крутого детектива'. Иногда Чандлера называют также одним из основателей субжанра 'нуар'. Мастер диалога.
  В 1912 Чандлер возвращается в США, в Лос-Анджелес. Он не может найти постоянной работы и перебивается временными заработками - собирает фрукты, изготавливает теннисные ракетки и т. п. Ему приходится экономить на всём, и он ведёт уединённый образ жизни. В конце концов, он заканчивает бухгалтерские курсы и находит постоянную работу. В 1917 США вступают в Первую Мировую Войну, Чандлер присоединяется к Канадским вооруженным силам, участвует в сражениях во Франции. В конце войны он переводится в Королевские военно-воздушные силы Великобритании.
  После окончания войны Чандлер возвращается в Лос-Анджелес, где у него вскоре завязывается роман с Сисси Паскаль, замужней женщиной, которая старше его на 18 лет. Сисси разводится со своим мужем в 1920, но мать Чандлера не одобряет эту связь и не даёт разрешения на брак. Однако 26 сентября 1923 года она умирает, и Чандлер 6 февраля 1924 женится на Сисси. Он работает бухгалтером в нефтяной компании 'Dabney Oil', и даже становится вице-президентом в 1932, но уже через год его увольняют за алкоголизм, прогулы и угрозы самоубийства. Для того чтобы как-то зарабатывать на жизнь, Чандлер вновь берётся за перо - но пишет уже не поэзию, а детективные рассказы для дешёвых журналов. В 1954 умирает Сисси Чандлер. Во время болезни, предшествующей её смерти, Чандлер пишет повесть 'Долгое прощание' (1954). Последовавшее за смертью жены одиночество приводит его к клинической депрессии, он снова начинает сильно пить, что сказывается на качестве его произведений. В 1955 он предпринимает попытку самоубийства. В 1956 он вновь берёт гражданство США, после чего едет путешествовать в Европу. Вернувшись домой, в 1959 он заболевает пневмонией и умирает в госпитале. Похоронен на кладбище Сан-Диего.
  http://homepage.mac.com/llatker/ Raymond Chandler's Shamus Town A history of Los Angeles via the locations where Raymond Chandler lived and wrote about, 1912-1946
  
  
  Далида ( fr. Dalida, ar. it. Yolanda Christina Gigliotti) - французская певица и актриса итальянского происхождения, родившаяся и выросшая в Египте. Настоящее имя - Иоланда Кристина Джильотти.
  В возрасте около 4-х лет ей сделали операцию на глазах, из-за инфекции, попавшей ей в глаза в возрасте 10 месяцев. В результате врачебной ошибки у неё появилось косоглазие из-за чего она не могла находиться в темноте и спала при свете.
  В 1956 году Далида записала свой первый хит 'Бамбино' (Bambino) и подписала свой первый контракт с фирмой 'Барклай'. К 1957 году было продано 300 000 копий пластинок с песней 'Бамбино', и Далида получила свой первый Золотой диск. Дальше последовали ее хиты 'Гондольер' (Gondolier), 'Как прежде' (Come prima), 'Прощай, прощай Бамбина' (Ciao, ciao Bambina). Далида получает бесчисленные музыкальные награды, а ее имя и фото не сходят с обложек журналов.
  8 апреля 1961 года Далида вышла замуж за Люсьена Морисса, к тому времени их роман продолжался уже 5 лет. Во время гастролей Далида познакомилась в Каннах с молодым художником Жаном Собески, в которого сразу влюбилась. Люсьен Морисс не смог смириться с изменой и развёлся с Далидой.
  В октябре 1966 года Далида знакомится с Луиджи Тенко, в которого влюбляется. На фестивале Сан Ремо в 1967 году Далида вместе с Луиджи исполняют его песню 'Прощай любовь, прощай' (Ciao amore ciao), но песня не прошла в финал. В тот же вечер Луиджи застрелился в своем номере в отеле. Далида была первой, кто обнаружил его тело, что послужило причиной её первой попытки самоубийства.
  В парижском отеле 'Принц де Галь' (Prince de Galles) она приняла смертельную дозу барбитуратов. Однако её удалось спасти. Она провела в реанимации в коме 90 часов в госпитале Фернанд-Видаль. На некоторое время Далида потеряла голос, и из-за некроза на руках ей потребовалось несколько операций по пересадке кожи. Были остановленны ее концерты и выступления.
  В сентябре 1970 года застрелился Люсьен Морисс. К тому времени он уже был женат на молодой актрисе Агате Аэмс и страдал от тяжелой болезни.
  В начале 1972 года Далида и Ален Делон записывают знаменитый дуэт 'Слова, слова' (Paroles paroles). Через несколько недель песня 'Слова, слова' занимает первую строчку хит-парадов во Франции, Италии, Бельгии, Швейцарии и Японии. Последующие песни имели грандиозный успех не только во Франции, но и во всём мире.
  В 1972 году Далида познакомилась с художником и авантюристом Ришаром Шамфре, с ним она проживёт 9 лет.
  20 июля 1983 года Ришар Шамфре найден мертвым в своей машине в Сен-Тропезе. Осенью 1985 года она перенесла еще две мучительные операции на глазах, так как яркий свет прожекторов стал причинять ей невыносимую боль, и она не могла выступать на сцене. После этого она стала реже выступать и записывать песни.
  3 мая 1987 года Далида покончила жизнь самоубийством приняв большую дозу снотворного. Похоронена на кладбище Монмартр в Париже.
  * [http://www.dalida-legenda.com/ Dalida-legenda - российский сайт о Далиде.
  
  Александр Михайлович Ляпунов (25 мая 1857, Ярославль - 3 ноября 1918, Одесса) - русский математик, академик Петербургской Академии наук.
  Родился 25 мая 1857 года в Ярославле в семье известного астронома, директора Демидовского лицея Михаила Васильевича Ляпунова.
  Систематическим ученьем с семилетнего возраста сына занимался отец, человек широких интересов (астрономия, история, философия, география и др.). Александру было 11 лет, когда умер его отец.
  На протяжении свой блестящей научной карьеры А. М. Ляпунов создал теорию устойчивости равновесия и движения механических систем с конечным числом параметров.
  Работы в области: дифференциальных уравнений, гидродинамики, теории вероятностей сопровождались чтением лекций и преподавательской работой в ведущих университетах России.
  Наиболее напряжённой и драматической оказалась жизнь А. М. Ляпунова в Одессе, куда он с женой выехал в июне 1917 г. по настоянию врачей, в надежде на благотворное влияние южного климата на серьёзно ухудшившееся состояние Натальи Рафаиловны (туберкулёз лёгких). В начале осени 1918 г. А. М. Ляпунов приступил к чтению лекций в Новороссийском университете. Это был курс 'О форме небесных тел'. Курс лекций А. М. Ляпунова оборвался после седьмой лекции. Последнюю свою лекцию Ляпунов прочёл в последний понедельник своей жизни, 28 октября 1918 года.
  В четверг, 31 октября умерла Наталия Рафаиловна. Для Александра Михайловича удар был слишком сильный, хотя он давно уже, конечно, понимал неизбежность такого исхода. В день смерти Наталии Рафаиловны Ляпунов выстрелил в себя и в течение трёх дней находился в бессознательном состоянии. 3 ноября 1918 года Александр Михайлович, не приходя в сознание, скончался в университетской хирургической клинике.
  
  Цыкало А. Л. Александр Михайлович Ляпунов. 1857-1918. М.: Наука, 1988.
  http://www.spbu.ru/History/275/Chronicle/spbu/Persons/L_yapunov.html Университет в лицах: Александр Михайлович Ляпунов (1857-1918)
  
  Жорж Эрнест Жан Мари Буланже ( fr. Georges Ernest Jean Marie Boulanger, 1837, Ренн - 30 сентября 1891, Брюссель) - французский генерал, политический деятель и вождь реваншистско-антиреспубликанского движения, известного как буланжизм.
  В семейной жизни Буланже был несчастлив: жена его, набожная янсенистка, не сходится с ним ни в чём, и они скоро расстаются. Появившись среди блестящего парижского общества, Буланже скоро делается всеобщим любимцем, французских женщин в особенности. Привязанность одной из них, г-жи Боннемен, имеет громадное значение во всей его жизни и даже в решительную минуту смерти.
  Летом 1891 г. умирает г-жа Боннемен, и тогда же, можно сказать, умирает Буланже для мира политического; все его интересы сосредоточиваются на могиле любимой женщины. 30 сентября (нов. стиля) телеграф принёс весть о самоубийстве Буланже. 30 сентября 1891 на могиле своей возлюбленной покончил с собой бывший военный министр Франции генерал Ж. Буланже
  'Он умер не как солдат, не как государственный деятель, а как романтик. Вся его бурная жизнь, полная приключений самого разнообразного характера, свелась на ничто; он ничего не довёл до конца; идея, державшаяся его именем, распалась с его бегством, искра этой идеи тлела, пока он был жив: надеялись ещё, что пройдёт немного времени и он явится во главе все ещё любившего его войска; но с его смертью и эта искра потухла.
  
  как бывает с теми, кто лишился дорогого человека, постепенно начал плакать не о его несчастии, а о собственном, и о собственном вновь обретенном одиночестве....'
  (Умберто Эко. Остров накануне)
  
  Огюст Конт ( fr. Auguste Comte; 19 января, 1798 - 5 сентября, 1857) - французский философ и социолог. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки.
  Родился в Монпелье, где отец его был сборщиком податей. В лицее особенно успевал в математике. Поступив в политехническую школу, он удивлял профессоров и товарищей своим умственным развитием.
  Вскоре он сблизился с Сен-Симоном, стал на несколько лет его учеником и сотрудником .
  Личная жизнь Конта во время его молодости была беспорядочна; в 1818 г. он сошёлся с женщиной значительно старшей его, от которой имел дочь; в 1821 г. он познакомился в одном увеселительном заведении с молодой особой лёгкого поведения, Каролиной Массен, с которой потом вступил в гражданский брак (1825 г.). Эта женщина отличалась замечательными умственными способностями и сильным характером, но вместе с тем, по свидетельству Конта, подтверждаемому её позднейшим поведением, ей недоставало женственности, сердечности и нравственного чувства.
  В апреле 1826 г. Конт открыл в своей квартире курс позитивной философии перед учёными слушателями, в числе которых находились такие знаменитости, как Александр Гумбольдт, Блэнвилль, Пуансо, Бруссэ. После третьей лекции Конт заболел умопомешательством, в припадке которого убежал из Парижа в Монморанси. Главной причиной болезни было, по-видимому, чрезмерное напряжение умственной деятельности; ускорению кризиса способствовали домашние неприятности с женой, возбуждавшей (быть может, невинно) ревность К. Отыскав его в Монморанси, она едва не утонула в озере, куда он её бросил в припадке бешенства. Помещённый сначала в психиатрическую лечебницу Эскироля, он скоро был взят домой на попечение жены и матери. Дома он стал выздоравливать и, по настоянию матери, вступил в церковный брак с Каролиной. По временам к нему возвращались припадки умоисступления, в один из которых он бросился в Сену, но был спасён. В августе 1828 г. наступило полное выздоровление.
  В 1842 году он разошёлся со своей женой, что косвенно также повлияло на его судьбу.
  В апреле 1845 г. Конт познакомился с Клотильдой де Вo (de-Vaux), женой одного лишённого прав преступника, и вступил с ней в тесную (платоническую) связь. Это была 30-летняя женщина, обладавшая всеми теми качествами, которых недоставало г-же Конт. Близкие сношения Конта с Клотильдой, которая решительно удерживала за ними чисто идеальный характер, продолжались ровно год, до её смерти, после чего восторженная любовь Конта к этой женщине перешла в мистический культ, сделавшийся настоящей основой новой 'позитивной' религии. Лично для Конта 'алтарем' этого культа было (и называлось) кресло, на котором обычно сидела Клотильда, когда посещала его жилище. Совершавшиеся трижды в день молитвословия состояли обычно из соединения стихов и изречений итальянских, латинских и испанских.
   В мае 1857 г. К. заболел.Через несколько дней после этого с ним сделался удар. 5 сентября утром он почувствовал облегчение и пожелал остаться один; когда к нему вошли, то нашли его неподвижно распростёртым перед 'алтарем Клотильды', а вечером того же дня он тихо скончался. Г-жа Конт после смерти мужа выказала большое неуважение к его памяти, завладела его жилищем, выгнала преданных ему людей, выбросила его реликвии и впоследствии оспаривала судебным порядком его завещание, доказывая, что он последние 12 лет жизни был умалишенным
  
  http://vpn.int.ru/index.php?name=Biography&op=page&pid=218 Конт, Огюст - Биография. Библиография. Философские взгляды. Высказывания
  
  На гавайском острове Кауаи самец птички, которую местное население называет 'ооаа', поет в одиночку свою меланхолическую песню. 'Он лучший певец на островах, - говорит Ферн Дуволл, руководитель опытной станции. - Его голос нельзя забыть. Он похож на звук старинной гавайской флейты'. Последние 3 года брачная песня 'ооаа' остается без ответа. Он последний представитель своего вида.
  
  
  
   'А что ты понимаешь под любовью?'
   'Разлуку с одиночеством'. 'Вполне?'
   "Возможность наклониться к изголовью
   и к жизни прикоснуться в тишине
   дыханием, руками или бровью..."
  
  
   Проблему одиночества вполне
   решить за счет раздвоенности можно.
   Отчаянье раскачивает мне,
   как доску, душу надвое, как нож, но
   не я с ним остаюсь наедине.
   А если двоедушие безбожно,
   то не дрова нуждаются в огне,
   а греет то, что противоположно.
  
   Ты, Боже, если властен сразу двум,
   двум голосам внимать, притом бегущим
   из уст одних, и видеть в них не шум,
   а вид борьбы минувшего с грядущим,
   восхить к Себе мой кашляющий ум,
   микробы расселив его по кущам,
   и сумму дней и судорожных дум
   Ты раздели им жестом всемогущим.
   А мне оставь, как разность этих сумм,
   победу над молчаньем и удушьем.
  
   Бродский
  
  
   Вот и я раздваиваюсь
   Ибо я одинок
   АПОЛИНЕР
  
  
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"