Бедность заставляет объединяться, а богатство ведет к одиночеству.
Уединение - роскошь богачей. - А. Камю
Депривация -- ( la. deprivatio -- потеря, лишение) -- психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей.
''Абсолютная депривация'' -- невозможность для индивида или социальной группы удовлетворять свои базовые потребности из-за отсутствия доступа к основным материальным благам и социальным ресурсам: продуктам питания, жилищу, медицине, образованию и т. д.
''Относительная депривация'' представляет собой субъективно воспринимаемое и болезненно переживаемое несовпадение "ценностных ожиданий" (блага и условия жизни, которые, как полагают люди, они заслуживают по справедливости) и "ценностных возможностей" (блага и условия жизни, которые люди, как опять же им представляется, могут получить в реальности).
Депривация вызывает агрессию.
Вектор агрессии может быть направлен и внутрь, на самого человека, который испытывает депривацию. Это выражается в суициде, в самоповреждениях без цели суицида, а так же в скрытых формах аутоагрессии - соматических болезнях, алкоголизме, наркоманиях, курении.
Основоположником относительной концепции бедности является П.Таунсенд, который свой анализ бедности основывал на понятии набора испытываемых лишений, многомерной депривации, которую он понимал как "состояние наблюдаемого и доказуемого невыгодного положения индивида, семьи или группы на фоне сообщества, общества или нации в целом".
Понятие многомерной депривации было введено П.Таунсендом потому, что наряду с материальной депривацией, включающей такие показатели как питание, одежда, жилищные условия, предметы длительного пользования, место и состояние среды проживания, условия и характер труда, они использовал и показатели социальной депривации, включающие характер занятости, особенности проведения досуга, образование и др.
До XIX века массовый голод был обычным явлением во всех странах. Он был связан с неурожаем. В Средние века на каждые 8-10 лет выпадал один голодный год с высокою смертностью. Особенно тяжелы были 1030-1032 годы во Франции, 1280-1282 годы в Богемии. По словам современников, голод 1125 года уменьшил население Германии наполовину. Спутниками голода были болезни, мор, грабежи, убийства и самоубийства; дело доходило до открытого пожирания детей родителями (1505 год в Венгрии). Обычной и даже узаконенной мерою было изгнание бедных за городскую черту, где они обрекались на голодную смерть; во Франции эта мера практиковалась ещё в XVII веке.
Подробное описание голодомора в России даёт Н. М. Карамзин ("История государства Российского"): "Жестокий мороз 14 сентября побил все озими; Между тем голод и мор свирепствовали, цена на хлеб сделалась неслыханная: За четверть ржи платили уже гривну серебра или семь гривен кунами. Бедные ели мох, жёлуди, сосну, ильмовый лист, кору липовую, собак, кошек и самые трупы человеческие; некоторые даже убивали людей, чтобы питаться их мясом: но сии злодеи были наказаны смертию. Другие в отчаянии зажигали домы граждан избыточных, имевших хлеб в житницах, и грабили оные; а беспорядок и мятеж только увеличивали бедствие. Скоро две новые скудельницы наполнились мёртвыми, которых было сочтено до 42 000; на улицах, на площади, на мосту гладные псы терзали множество непогребённых тел и самых живых оставленных младенцев; родители, чтобы не слыхать вопля детей своих, отдавали их в рабы чужеземцам. "Не было жалости в людях, -- говорит Летописец: -- казалось, что ни отец сына, ни мать дочери не любит. Сосед соседу не хотел уломить хлеба!" Кто мог, бежал в иные области; но зло было общее для всей России, кроме Киева: в одном Смоленске, тогда весьма многолюдном, умерло более тридцати тысяч людей".
Всемирный банк в качестве порога абсолютной бедности задает существование на менее чем 1.25 американского доллара в день (курс рассчитывается по ППС).The World Bank, 2007, Understanding Poverty
Около половины населения планеты не имеют достаточного поступления питательных веществ для того, чтобы вести здоровую полноценную жизнь. Многие регионы мира не имеют достаточного количества некоторых химических веществ в почве и в воде, что приводит к недостатку этих веществ в живых организмах, проживающих в этих регионах. Например, глубоко континентальные районы имеют в почве низкое содержание йода, что часто приводит к тяжёлым поражениям щитовидной железы (зоб) и нарушениям умственного развития, кретинизму.
По данным ООН на декабрь 2008 года число голодающих во всем мире превысило 960 миллионов человек. Большинство голодающих (907 миллионов человек) проживает в развивающихся странах. 65 процентов из них живут в Индии, Китае, Конго, Бангладеш, Индонезии, Пакистане и Эфиопии. http://www.fao.org/news/story/en/item/8836/icode/
По информации NSA США в 2004--2005 гг. каждый день от голода умирало 24000 человек.
КОНТЕКСТНАЯ ГАЛЕРЕЯ
Нищие были известны как еще с самых древних времен. Особенно сильно способствовало размножению Н. христианство, с распространением которого стали появляться все в большем и большем числе Н., просившие подаяния во имя Христа. К нищенству в тесном смысле слова примыкает странничество, паломничество, бродяжничество.
Вечный странник Тангейзер, иначе ''Тангузер'', ''Таннхойзер'' ( de. Tannhauser, Tanhuser) -- миннезингер XIII века, жизнь и личность которого стали темой для немецких народных легенд и сказаний.
Тангейзер, по словам собственных песен, "проел и прозаложил своё имение, так как ему очень дорого стоили красивые женщины, хорошее вино и вкусные закуски и дважды в неделю баня"; он впал в нужду и вынужден был скитаться странствующим рыцарем, причём домохозяева более радовались его уходу, чем приходу".
Франциск Ассизский ( la. Franciscus Assisiensis, it. Francesco d'Assisi (Giovanni di Pietro Bernardone); 1182--1226) -- католический святой, учредитель названного его именем нищенствующего ордена. Он знаменует собой перелом в истории аскетического идеала, а потому и новую эпоху в истории западного монашества и римской курии. Отец Франциска, по имени Бернардоне, торговал сукнами; торговцы этим дорогим международным товаром были в то время зажиточными людьми. Франциск знал песни трубадуров и часто распевал их на французском языке.
Он был единственным сыном; родители ни в чём ему не отказывали. Юношей он вел разгульную жизнь с молодёжью своего города, которая выбирала его "царём" пирушек.сам Франциск в это время не был лишён тщеславия: источники говорят, что он не хотел, чтобы "кто-либо его превосходил".
В 1209, услышав во время обедни фрагмент напутствия, которым Христос сопроводил своих учеников проповедовать о наступлении царства небесного: "не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха", Ф.А. принял решение трансформировать собственное нищее житие в апостолат. Молитва должна была уступить место проповеди. Он стал искать уединения; особенно привлекали его одинокие запущенные церкви за городом. В одной из них, церкви св. Дамиана, он однажды долго пребывал в горячей молитве перед распятием и, по воспоминаниям его "трёх (ранних) товарищей", "с этого часа сердце его восприяло рану и истаяло, памятуя Господни страсти".
Два года провел Франциск в окрестностях Ассизи, занимаясь, кроме молитвы, починкой церквей, для чего выпрашивал камни; особенно стала ему дорога полуразрушенная часовня св. Девы, под названием Порциункула. Исправив её, Франциск устроил около неё для себя шалаш. Питался он объедками, которые собирал по городу в обеденное время. Многие стали его считать помешанным, но к его бедному житью присоединился богатый гражданин Бернард де Квинтавалле, который, согласно с Евангелием, распродал свое имущество и раздал бедным; присоединились и другие. В одежде странников они ходили по соседним городам и деревням, призывая к миру и покаянию. На вопрос, кто они такие, они отвечали: "кающиеся грешники"; но они были бодры духом, называя себя "ликующими в Господе" или "потешниками Господа". Иные из них, как и сам Франциск, занимались ручным трудом, при случае помогая крестьянам в сельских работах, но денег не принимали, довольствуясь лишь скромной трапезой.
Число его учеников увеличилось, и он отправился в Рим просить у папы утверждения составленного им для своего братства устава.
Папа был так поражен грязным видом Франциска, что послал его к свиньям; но, когда Франциск, буквально исполнив совет, вернулся ещё грязнее с просьбой теперь исполнить его мольбу, то Иннокентий, растроганный таким смирением, отнесся к нему милостиво.
Иннокентий III товарищами, признал за ними право проповеди бедного житья.
Для общины последователей бедного Христа наступила эпоха, из которой она вышла преобразованной в монашеский орден. Желавшие вступить в братство Франциска должны были находиться год на испытании, но по принятии их в братство уже не имели права уйти.
Франциск преобразил и самое назначение монашества, заменив монаха-отшельника апостолом-миссионером, который, отрекшись внутренне от мира, остается в мире, чтобы среди него призывать людей к миру и покаянию.
По преданию, Франциск совершил много чудес, он исцелял слепых, воскрешал мёртвых, лечил паралитиков, ревматиков, прокажённых, больных водянкой Франциск отправляется в 1224 г с ближайшими товарищами на высокую вершину Алверно, в верховьях Арно, где проводит время, поодаль от братьев, в посте и уединённой молитве.
Франциск до конца сохранил своё поэтическое воззрение на мир. Его братская любовь ко всякой твари составляет основание его поэзии. Он кормит зимой пчёл мёдом и вином, поднимает с дороги червяков, чтобы их не раздавили, выкупает ягнёнка, которого ведут на бойню, освобождает зайчонка, попавшегося в капкан, обращается с наставлениями к птицам в поле, просит "брата огонь", когда ему делают прижигание, не причинять ему слишком много боли.
Весь мир, со всеми в нём живыми существами и стихиями, превращался для Франциска в любящую семью, происходившую от одного отца и соединённую в любви к нему. Этот образ был источником, из которого вылилась его поэтическая "хвала" Господу со всеми Его творениями и паче всего с господином братом солнышком и т.д.
"Господь призвал нас не столько для нашего спасения, сколько для спасения многих", -- было девизом Франциска Если в его идеал, как и в прежний монашеский, и входит отречение от мира, от земных благ и личного счастья, то это отречение сопровождается не презрением к миру, не брезгливым отчуждением от греховного и падшего человека, а жалостью к миру и состраданием к нищете и нуждам человека.
Последние дни Франциска были очень мучительны.в утро Воздвижения Св. Креста Франциск имел видение, после которого на его руках и ногах, по преданию, остались стигматы, то есть изображения головок и концов гвоздей распятого Христа.
Он прибавил к своей Хвале Господа и всех творений строфу с хвалой "сестре нашей, телесной смерти", и не как аскет, а как поэт, закончил жизнь словами: "Жить и умереть мне одинаково сладко". Франциск скончался 4 октября 1226 г; уже два года спустя он был канонизован папой Григорием IX.
http://www.eunnet.net/sofia/07-2005/text/0706.html Ефименко Е. В. Святой "волшебник" из Ассизии
Францисканцы ("ordo fratrum minorum", "минориты", "меньшие братья") -- католический нищенствующий монашеский орден, основан св. Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 г. с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.
В XVIII в. у ордена было 1700 монастырей и около 25 тысяч монахов.
Известные францисканцы =
* Св. Франциск Ассизский (1181/1182-1226) -- основатель ордена
* Св. Антоний Падуанский (1195--1231)
* Роджер Бэкон (ок.1214 -- после 1294) -- английский философ и естествоиспытатель
* Франсуа Рабле (1494--1553) -- великий французский писатель, перешедший в бенедиктинский орден из-за враждебного отношения францисканцев к изучению греческого языка
http://www.ofmconv.org/
Официальный сайт Ордена францисканцев
http://francis.baznica.info
Бедность обрекает на смерть в одиночестве
Антонио Вивальди ( it. Antonio Lucio Vivaldi; 4 марта 1678, Венеция -- 28 июля 1741, Вена) -- итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр.
За непривычный для венецианцев цвет волос его прозвали рыжим .
Еще при жизни стал известен как композитор, способный за пять дней создать трёхактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза. Оперное наследие композитора -примерно 90 опер, более 500 концертов,свыше 100 сонат для различных инструментов.Одно из самых известных произведений -- цикл из 4 скрипичных концертов "Времена года" -- ранний образец программной симфонической музыки.
В середине мая 1740 музыкант окончательно оставляет Венецию. Он прибыл в Вену в неудачное время, только что скончался император Карл VI и началась война за австрийское наследство. Вене было не до Вивальди. Всеми забытый, больной и без средств к существованию скончался в Вене 28 июля 1741 года. Квартальный врач зафиксировал смерть "преподобного дона Антонио Вивальди от внутреннего воспаления". Похоронен на кладбище для бедняков за скромную плату 19 флоринов 45 крейцеров. 26 августа судебный пристав описал его имущество в счет погашения долгов.
Боккарди В. Вивальди. М. Молодая гвардия 2007.
Николай Алексеевич Некрасов (ДатаРождения|10|12|1821|28|11, Немиров -- ДатаСмерти|8|1|1878|27|12|1877, Санкт-Петербург) -- русский поэт, писатель и публицист.
Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестёр [в живых осталось лишь трое -- двое братьев и сестра] ), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили отца Некрасова взять место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, а прибытие исправника в деревню всегда знаменует собой что-нибудь невесёлое: мёртвое тело, выбивание недоимок и т. п. -- и много, таким образом, залегло в чуткую душу мальчика печальных картин народного горя.
С 1839 по 1841 годы пробыл Некрасов в Петербургском университете, но почти всё время уходило у него на поиски заработка. Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имел возможность обедать за 15 коп. "Ровно три года, -- рассказывал он впоследствии, -- я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь".
Не всегда у Некрасова была квартира. От продолжительного голодания он заболел .
Над ним сжалился проходивший нищий и отвёл его в какую-то трущобу на окраине города. В этом ночлежном приюте Некрасов нашёл себе и заработок, написав кому-то за 15 коп. прошение. Ужасная нужда закалила Некрасова, но она же неблагоприятно повлияла на развитие его характера: он стал "практиком" не в лучшем значении этого слова.
В начале 1875 года Некрасов тяжко заболел (врачи обнаружили у него рак кишечника), и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию.
Некрасов умер 27 декабря 1877 года.
http://www.stihi-rus.ru/1/Nekrasov/
Розанов, Василий Васильевич (20 апреля (2 мая) 1856, Ветлуга -- 5 февраля 1919, Сергиев Посад) -- русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.
Рано потерял родителей, воспитывался старшим братом Николаем .В 1900 году Мережковским, Минским, Гиппиус и Розановым основывается Религиозно-Философское Общество. С конца 1890-х годов Розанов стал известным журналистом позднеславянофильского толка, работал в журналах "Русский вестник" и "Русское обозрение", публиковался в газете "Новое время".
Поздние книги "Уединённое" (1912), "Смертное" (1913) и "Опавшие листья" (ч. 1--2, 1913--1915) представляют собой собрание разрозненных эссеистических набросков, беглых умозрений, дневниковых записей, внутренних диалогов, объединённых по настроению.
"Мне и одному хорошо, и со всеми. Я и не одиночка и не общественник. Но
когда я один -- я полный, а когда со всеми -- не полный. Одному мне все-таки
Розанов с отчаянием и безнадёжностью принимает неизбежность революционной катастрофы, полагая её трагическим завершением российской истории.
Перед кончиной Розанов открыто нищенствовал, голодал, в конце 1918 года обратился со страниц своего "Апокалипсиса" с трагической просьбой:
''К читателю, если он друг''. -- В этот страшный, потрясающий год, от многих лиц, и знакомых, и вовсе неизвестных мне, я получил, по какой-то догадке сердца, помощь и денежную [В частности, деньгами помог (по просьбе Зинаиды Гиппиус) Максим Горький.] , и съестными продуктами. И не могу скрыть, что без таковой помощи я не мог бы, не сумел бы перебыть этот год. <...> За помощь -- великая благодарность; и слезы не раз увлажняли глаза и душу. "Кто-то помнит, кто-то думает, кто-то догадался". <...> Устал. Не могу. 2--3 горсти муки, 2--3 горсти крупы, ''пять'' круто испеченных яиц может часто спасти ''день мой''. <...> Сохрани, читатель, своего писателя, и что-то завершающее мне брезжится в последних днях моей жизни. В. Р. Сергиев Посад, Московск. губ., Красюковка, Полевая ул., дом свящ. Беляева.
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7806.php "Моя душа сплетена из грязи, нежности и грусти"] О Розанове
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7807.php Auto-портрет Розанова] (Составлен В. Г. Сукачем по книгам "Литературные изгнанники", "Мимолетное", "Уединенное", "Опавшие листья", "Сахарна"
Бирни, Александр Alexander Birnie ( 1826-1862 ) Английский поэт, публицист. Некоторое время был баптистским священником, потом работал журналистом. Издавал газету, но разорился. Доведенный до полной нищеты, заморил себя голодом - его нашли умирающим в стогу сена, где Бирни пролежал две недели, делая записи в дневнике.
Георгий Георгиевич Почепцов История русской семиотики до и после 1917
года. Учебно-справочное издание. Издательство "Лабиринт". М" 1998. - 336 с.
Богатство - иллюзорный способ избежать одиночества покупкой многообразия индивидуальной социализации.
В социологии богатым считается тот человек, который обладает значительными ценностями по отношению к другим членам общества. На английский язык богатство в смысле обладания ценностями переводится как Wealth, богатство в смысле крайнего превосходства над другими членами общества как Richness.
http://ec-dejavu.ru/l/Luxury.html
Марсель Энафф. Экономика излишеств: роскошь и расточительство
"В тридцатых годах нынешнего столетия(19-авт.) вечером или рано утром на Миллионной улице можно было встретить прогуливающегося старика невысокого роста, с умною добродушною физиономией, летом всегда без шляпы, с ермолкой на лысой голове и в халате, подвязанном красным фуляром вместо пояса. Старику этому всегда сопутствовал одетый в ливрею лакей. Эта оригинальная личность в свое время пользовалась большою известностью в столице. Дом его на Миллионной был самый богатый аристократический, а владелец его, князь Гагарин, служил генерал-адъютантом у двух императоров -- Павла I и Александра I. Смерть красавицы-жены подействовала на него вначале так сильно, что он заперся, никуда не выходил, никого не принимал, даже родных; не было друга, который мог бы ободрить, успокоить, утешить его.
Он сделался философом, отшельником и, разочаровавшись в людях, возлюбил одних птиц и собак. О своей наружности, прежде очень красивой, князь не помышлял более и ходил таким неряхой, какого другого не найти. В первое время единственным его развлечением была прогулка по саду, устроенному на дворе над конюшнями и сараями, в котором посредине стоял мраморный бюст усопшей. Князь жил в третьем этаже, куда вела круглая лестница. Первая зала была освещена сплошными окнами, упирающимися в пол. Все стены этой комнаты были заставлены полками с книгами; за неимением места на полках множество книг валялось на полу.
Петербургские книгопродавцы обязаны были все вновь вышедшие или полученные из-за границы книги немедленно доставлять князю. По прочтении или просмотре книжка бросалась в библиотечную кучу. Следующая затем комната была бильярдная. По стенам ее висели прекрасные картины, из которых многие подарены были императором Павлом, с его печатью сзади. В этой комнате по всем углам и около бильярда поставлены были сосновые и еловые большие ветви, на которых сидели, порхали, чирикали сотни чижей, снегирей, синиц и других птичек. Всякий раз во время своих прогулок по городу князь, встречая какую-нибудь уродливую, хромую, кривую или забитую уличную собаку из числа тех, которых фурманщики по ночам в те времена убивали, приводил домой.
Все это летало, ело и пило из расставленных сосудов, портило мебель и картины, из которых некоторые так были залеплены, что нельзя было рассмотреть сюжета. Остальные роскошные комнаты князя были в высшей степени загрязнены целыми сотнями собак: эти животные имели право ложиться на коврах, на диванах и креслах.
вылечивал и поселял в своем кабинете. В известный час князь выходил из своего кабинета через балкон по маленькой витой лестнице на террасу, которая соединялась с его висячим садом. Здесь он, несмотря ни на какую погоду, зимой и летом, открывал приготовленные его слугами корзины, наполненные накрошенным хлебом и разным зерном. Тотчас же все галки, голуби, вороны, воробьи бросались с соседнего Мраморного дворца и со всей Миллионной бесчисленными стаями с оглушительными криками на террасу и поглощали все то, что рассыпал для них князь. Замечательно, что он лет за пятнадцать до смерти вылечился от описанных странностей, сделался балетоманом, женился на танцовщице и затем разъезжал с доезжачими и борзятниками по окрестностям Петербурга. Умер он на своей даче на берегу Невы".
Пуляев. Как жили в старину.
Патологическое накопительство-- стремление накапливать разные ненужные вещи, выраженное в такой степени, что оно мешает нормально жить самому человеку и, нередко, окружающим. (Впрочем, сами накопители обычно этого не замечают.)
Часто человеку бывает жалко выбросить ненужную вещь, потому что она "может пригодиться". В деревне это не так страшно, поскольку там всегда есть много места для хранения барахла: сараи, чердаки и т. п. -- наконец, барахло можно просто свалить во дворе. В городской же квартире от таких вещей очень быстро становится тесно.
Более серьёзная стадия патологического накопительства -- когда человек начинает активно собирать всевозможные выброшенные вещи. Собранное добро складывается в общую кучу, на этом всё и заканчивается -- как правило, никакой пользы от своего "богатства" такие собиратели не извлекают. Бывает, что они похищают оставленные без присмотра или забытые вещи.
В церковнославянском языке страсть к собиранию вещей называется мшелоимство, и по православным традициям считается грехом. Иногда это шутливо называют "синдромом Плюшкина". Другое название -- силлогомания.
"Русские скупые люди по общности своей страсти мало отличаются от скупых других стран, все их действия более или менее одинаковы. Скряга меряет все на вес золота. Кроме денег, для него не существует ничего, и страсть к ним с годами не только не слабеет, но, напротив, усиливается все более и более. Скряга вечно трепещет за свое богатство и старается как можно искуснее скрыть его от посторонних взоров. Один прячет свои деньги в подвалы, другой опускает капиталы свои под пол, третий никогда с ними не расстается, четвертый беспрестанно перекладывает с одного места на другое, и так далее до бесконечности.
... нельзя не вспомнить другого богача-скрягу, бывшего доктора Б-го, который, чтобы напугать воров, украсил свои комнаты разными предметами ужаса. Он расписал стены своей квартиры картинами, которые изображали ужасные или
отвратительные сцены и возбуждали страх или отвращение зрителя. У входной двери в его квартиру стоял скелет женщины, убившей своего отца. Этот скелет заменял ему вешалку. У кровати красовался колоссальный скелет бывшего солдата, казненного за убийство. Третий скелет повесившейся старухи помещался у стола: между его ребрами он помещал салфетки, ножи, ложки и вилки. Сахарница его состояла из распиленного наполовину черепа детоубийцы, а должность щипцов исправляла большая бедренная кость. Трубка его была выдолблена из локтевой кости отравленного ребенка, а разные небольшие кости употреблялись для чистки трубки, вместо зубочисток и т.д.
Посреди такой угрюмой обстановки жил скряга-доктор. Этот образцовый скупец занемог с горя и досады на возрастающую за последние годы дороговизну съестных припасов, которых он, впрочем, и не был большим потребителем. Его единственная старуха-кухарка утверждала, что он давно бы повесился, если б ему не жаль было денег на веревку. Наконец, его болезнь приняла опасный оборот и свела его в могилу. За несколько минут до смерти он с трудом приподнялся на постели и последним вздохом своим задул свечу, стоявшую подле него на столе: вероятно, он думал в эту минуту, что умирать можно и впотьмах".
Пуляев. Как жили в старину
Самая большая скряга. Если измерить скупость как разницу имеющихся средств и расходов, то чемпионкой среди скряг по праву можно считать Генриетту Хоуленд (Гетти) Грин, у которой только на банковском счету хранилось 31 400 000 долл. Ее сыну вынуждены были ампутировать ногу из-за того, что мать слишком поздно поместила его в бесплатную клинику, а сама она питалась холодной овсянкой, так как считала, что разогревать ее слишком накладно. В 1996 г. стоимость ее имущества, равнявшаяся когда-то 95 млн. долл., достигла 816 млн. долл.
"Проглатывание предметов 2533 инородных тел, в том числе 947 английских булавок, было обнаружено в июне 1927 г. в желудке 42-летней женщины, страдавшей навязчивым заглатыванием. Она жаловалась на "несильную боль в животе. Самым тяжелым предметом, который когда- либо был удален из желудка человека, был волосяной ком весом 2 ,35 кг. Он находился в животе 20 - летней девушки, которая страдала навязчивым заглатыванием, и был извлечен 30 марта 1895 г. в больнице Южного Девона и Восточного Корнуолла, Великобритания".
Книга рекордов Гиннесса
Сегодня быть богатым - значит быть одиноким.
Начало Великой депрессии в США породило целую волну самоубийств финансистов. Букмекер Джесси Ливермор, которого и считают главным виновником Великой депрессии, берущей начало 29 октября 1929 г., смог сколотить состояние в 100 млн. долл. на чужом разорении. Но уже в начале 30-х гг. и его постигла биржевая неудача, пережить которую он не смог. Кризис 1998 г. стал причиной самоубийств крупного японского банкира Хонма и главы компании "Джапан хайвей" Сасаки. Легко заработанные миллионы легко и уходят... Мнение эксперта Павел Пономарёв, психотерапевт, научный сотрудник Центра экстренной помощи МГППУ: - Надо понимать, что бизнесмены - люди особого склада ума и психики. Как правило, они приравнивают самих себя, своё "я" к тому статусу, которого достигли. И если этот статус исчезает, то теряется смысл жизни. Фундаментальные убеждения о том, кто ты есть, рушатся, и человек остаётся без опоры, он словно подвешен во враждебном пространстве. А когда к этому добавляется агрессия, направленная на самого себя, то человек может покончить жизнь самоубийством. Ему кажется, что это единственный способ разрешить ситуацию, снять с себя бремя финансовой ответственности. То есть для него это некое движение вперёд, часть бизнес-плана на самый экстренный случай.
В 1929 году происходит крах Нью-Йоркской биржи, и в первые же три дня кризиса выпрыгивают из окон, стреляются и травятся 210 разорившихся бизнесменов.
" АиФ"
Сто лет назад самый высокий уровень самоубийств (72 на 100000 населения) наблюдался среди рантье, предшественников нынешнего среднего класса.
Встречается еще одна разновидность психического расстройства, свойственная упомянутой категории людей. (Существуют и другие типы характеров, предрасположенных к самоубийству; о них мы поговорим позднее.) К ней относятся люди, также неадекватно реагирующие на неожиданную радость. Они просто не в силах перенести свалившееся на них счастье. Я знал мужчин и женщин, впадавших в депрессивное состояние и пытавшихся покончить с собой сразу же после продвижения вверх по служебной лестнице, резкого увеличения доходов или нежданного повышения общественного статуса. Один банкир, частично благодаря собственной прозорливости, а отчасти - волей случая, значительно преуспел в своих деловых начинаниях. В то же время большинство других банков прогорели. Осознав случившееся, банкир-счастливчик впал в депрессию и вскоре застрелился.
Меннингер Война с самим собой
О разорившихся заграничных миллиардерах- самоубийцах пресса сообщает каждую неделю. Что для них смерть - спасение от угрызений совести за неверные бизнес-решения или уход от проблем?
Самоубийством покончили с собой такие бизнесмены как:
Дж.Истмен (George Eastman, 1854 - 1932 ), основатель компании "Eastman Kodak";
Филип Мерилл (Philip Merrill, 1934 - 2006 , застрелился на яхте в море), банкир, издатель, дипломат;
Ч.Ротшильд (Nathaniel Charles Rothschild, 1877 - 1923 , покончил с собой, страдая от энцефалита), англ.банкир и энтомолог; отец биолога Луизы Ротшильд ).
Джеймс Макдональд (James McDonald, 56 ) - миллионер. Погиб (13) 16 сентября 2009. Американский финансист, который сделал из семейной компании "Рокфеллер энд Ко" одну из крупнейших инвестиционных фирм в США, активы которой составляли 28 миллиардов долларов. Генеральным директором компании Rockefeller & Co, управляющей денежными средствами семьи Рокфеллеров, он стал в 2000 году. Совершил самоубийство, предположительно 13 сентября в воскресенье. Тело 56 -летнего бизнесмена было найдено 16 сентября в его автомобиле рядом с торговым центром в городе Дартмут, штат Массачусетс. По заключению врачей, смерть наступила от единственного огнестрельного ранения. lenta.ru
В 2009 году во время финансового кризиса покончили с собой президент французского подразделения компании Coca-Cola Entreprise Жан-Пьер Багар, финансовый директор крупнейшего американского ипотечного агентства Freddie Mac Дэвид Келлерманн, а также глава одной из крупнейших в США компаний по продаже недвижимости Sheldon Good & Company Auctions International Стивен Гуд.
Дэвид Келлерманн (David Kellermann, 41 ) - директор. Погиб 22 апреля 2009. Финансовый директор крупнейшего американского ипотечного агентства Freddie Mac, где работал 16 лет (с 1992 ) и директором полгода (с сентября 2008 ). (род.1967). Покончил жизнь самоубийством (повесился) в подвале своего дома в Vienna, Virginia (США). Одна из причин: тяжелое финансовое состояние (на грани краха) его компании, которую считают одной из главных виновников финансового кризиса в США и мире. lenta.ru
Сергей Поляков (56 ) - миллионер. Погиб 16 января 2009. Владелец торговой сети "Интермода" (одежда люксовых брендов) в Нижнем Новгороде, гламурный миллионер и торговец элитной дорогостоящей одежды. Покончил жизнь самоубийством. В 9.30 утра приехал на работу в магазин, прошел в свой кабинет, влез на стол и перекинул через потолочную балку веревку из альпинистского снаряжения. Когда взломали кабинет, нашли труп в петле и записку, адресованную двум сыновьям, маме и жене: "Простите меня, близкие. В настоящий момент отдать кредиты нет возможности. Прощайте". kp.ru
Стивен Гуд (Steven Good, 52 ) - бизнесмен. Погиб 6 января 2009. Глава одной из крупнейших в США компаний по продаже недвижимости Sheldon Good & Company Auctions International. С 1965 года компания продала более 40 тысяч объектов недвижимости на общую сумму, превышающую 9 ,5 миллиарда долларов. Покончил жизнь самоубийством. Автомобиль, в котором находилось тело Гуда, был обнаружен днем ранее в пригородном лесу. По данным предварительного расследования, 52-летний Гуд выстрелил себе в голову. Предположительно, из-за мирового финансового кризиса. lenta.ru
Адольф Меркле ( de. Adolf Merckle) (ДатаРождения|18|3|1934, Дрезден -- ДатаСмерти|5|1|2009, Блаубойрен) -- бизнесмен, один из богатейших людей в Германии http://www.forbes.com//lists/2006/10/2ORL.html Adolf Merckle на сайте Forbes.com .
Меркле родился в Дрездене в богатой семье. Большая часть его состояния досталась ему по наследству. Он развил химическую оптовую компанию своего дедушки в самую большую фармацевтическую компанию в Германии Phoenix Pharmahandel. Его семья также обладает фирмой Ratiopharm -- изготовителем недорогих аналогов (дженериков) известных препаратов. Также ей принадлежат контрольные пакеты акций цементной компании HeidelbergCement и производителя транспортных средств Kassbohrer.
Меркле получил образование адвоката, жил в Германии со своей женой и четырьмя детьми.
Большинство своего времени Меркле провёл как финансовый менеджер своего капитала. Он занимался не столько управлением компаниями, сколько операциями на фондовом рынке. Судя по всему, ряд сделок принесли существенные убытки. Только на одной сделке с акциями концерна Фольксваген Меркле потерял более, чем 400 млн евро (около 540 млн долларов). Меркле сделал спекулятивные инвестиции, предполагая, что цены на акции Фольксваген упадут. Он взял в долг акции Фольксвагена и продал их, рассчитывая купить потом дешевле, вернуть долг и остаться с прибылью. В октябре 2008 года, после объявления о поддержке Фольксвагена концерном Порше, цены на акции Фольксвагена на Франкфуртской фондовой бирже менее чем два дня выросли с 210.85 до более 900 евро за акцию. Чтобы вернуть долг, Меркле вынужден был покупать подорожавшие акции с большим убытком для себя.
В 2007 его состояние оценивалось Forbes в 12.8 миллиардов долларов США, а к декабрю 2008 осталось 9.2 млрд.
Адольф Меркле совершил самоубийство 5 января 2009, бросившись под поезд около своего родного города Блаубойрена.
http://www.newsru.com/world/06jan2009/suicide.html Один из самых богатых людей Европы, миллиардер Меркль, покончил с собой из-за кризиса.Tromm, Helmuth and Sheenagh Matthews. 6 January 2009
http://www.bloomberg.com/apps/news?pid=20601087&sid=aF5SBKSGYhwE&refer=home Billionaire Merckle Killed by Train . ''Bloomberg News''
http://hosted.ap.org/dynamic/stories/E/EU_GERMANY_OBIT_MERCKLE?SITE=AP&TEMPLATE=DEFAULT German billionaire Adolf Merckle commits suicide . ''The Associated Press''.
Святая Екатерина Сиенская (Lang-it|Caterina da Siena; урожд. ''Катерина Бенинкаса'' Lang-it|Caterina Benincasa) (25 марта 1347 года, Сиена -- 29 апреля 1380 года, Рим) -- итальянская религиозная деятельница и писательница, терциарка доминиканского ордена, причислена к лику святых католической Церковью, является одной из самых почитаемых святых женщин в католицизме, признана одной из трёх женщин-Учителей Церкви.
Дочь ремесленника из Сиены, младший ребёнок в большой семье (она была 25-м ребенком) красильщика Якопо Бенинказы и монны Лапы, дочери ремесленника, изготовлявшего лемехи для плугов.
Её семья принуждала девушку к браку, но она посвятила себя Господу, обрезав свои волосы, "которыми она так много нагрешила и которые так возненавидела".
В около 1367 года (в шестнадцать лет) вступила Третий доминиканский орден "кающихся сестер" (мантеллаты) -- то есть приняла постриг, не переехав в обитель. Екатерина вела аскетический образ жизни -- как пишут, "питалась только святыми дарами, спала лишь полчаса в двое суток, много молилась". Она работала в больницах и лепрозории. (Когда семья разорилась, Екатерина устроила свою особую общину, куда переехала жить с престарелой матерью).
Екатерина потеряла братьев и сестёр во время эпидемии чумы 1374 года, это развило в ней острое чувство человеческого сострадания. Она посвятила себя каждодневной заботе о больных и бедных, занималась общественными делами. Описывают, как однажды её остановил нищий и попросил одежду. Сначала она отдала ему свою нижнюю шерстяную рубашку, затем по его просьбе полотняное белье отца и братьев, затем рукава к полученной шерстяной рубашке (отпоротые с одежды служанки), в конце концов, когда вся семья спрятала от неё свою одежду, она для товарища нищего сняла последнюю рубашку с себя. За это она была "вознаграждена небесным одеянием, которое ей принес Христос", и обходилась всю жизнь одним единственным платьем, и зимой, и летом, не считая себя вправе носить верхнюю одежду, пока есть на свете нуждающиеся.
После одного из мистических видений (около 1370 года), когда она уже лежала на смертном одре, (по её утверждениям, её сердце было растерзано силой божественной любви и что она прошла через смерть, узрев райские врата), ей явился Господь, который сказал ей: ''"Вернись, дитя Мое, тебе нужно вернуться, чтобы спасти души многих: отныне и впредь ты будешь жить не в келье, но тебе нужно будет покинуть даже город твой... Я приведу тебя к князьям и властителям Церкви и христианского народа"''.
Благодаря своему аскетизму и подвижничеству стала известной. Cо временем вокруг неё сложился кружок ''катеринати'' -- учеников из различных слоев общества, записывавших её слова и облегчавших ей жизнь (их число доходило до ста человек). Но были и её противники, считавшие Екатерину шарлатанкой и истеричкой.
Рассказывают, как брат Габриэле да Вольтерра, провинциал ордена францисканцев и верховный инквизитор Сиены, один из самых знаменитых богословов и проповедников того времени в Италии, вместе с другим известным богословом, августинианцем Джованни Тантуччи, решил проверить её мудрость. Он спрашивал её о сложных проблемах богословия и Священного Писания. Она отвечала сначала спокойно, а затем "обратилась к спрашивающим с нежностью, разящей, как меч, напомнив им о том, что наука может ввергнуть в гордыню тех, кто ею обладает, тогда как единственное, что стоит знать, это наука Креста Христова". Покорённый её проповедью, он избавился от всего своего роскошного имущества, отказался также от всех занимаемых им постов и стал монахом-прислужником в монастыре Санта Кроче во Флоренции. Она скончалась в Риме в возрасте 33 лет.
Юродство как феномен мировой культуры показывает в истории пример отношения к богатству.
Прокопий Устюжский (''Святой Прокопий Устюжский'', ''Святой Прокопий Любекский''; de. Prokopius von Ustjug und Lubeck; (Любек(?) 8 июль 1303, Великий Устюг) -- "блаженный" (юродивый во Христе) чудотворец, причисленный к лику святых Русской Православной Церкви
Перешедший из католицизма в православие бывший любекский ганзейский купец, по происхождению этнический немец.
В Житии Прокопия сказано, что он происходит из знатного рода любекских ганзейских купцов-патрициев .
После смерти отца Прокопий погрузил свои богатства на корабли и отправился в Великий Новгород. Любознательный молодой человек посетил храм Святой Софии и другие церкви и монастыри, где увидел торжественность и благолепие обрядов Православной Церкви, услышал стройное хоровое пение, он решил принять православие. Желая подражать подвигу иноков, раздал все свои товары и завещанное ему отцом имущество -- городским нищим и бедным.
После того, как Прокопия стали почитать новгородцы, он начал юродствовать:
"В день убо яко юрод хождаше, в нощи без сна пребываше, и моляшеся непрестанно Господу Богу" (Житие Прокопия, С. 16).
Позже он удалился из Новгорода, где его стали прославлять за нестяжательство, в Великий Устюг, где жил на паперти храма Успения Божией Матери.
Жил на подаяние, был одет в рубище. Спал блаженный обычно на сырой земле, на куче мусора или на камнях.
В 1290 году, Прокопий предвидел стихийное бедствие -- сильную бурю с грозой, лесными пожарами и смерчем большой разрушительной силы, явившимися следствием падения метеорита в 20 верстах от Вел. Устюга. За неделю до падения метеорита Блаженный Прокопий начал ходить по городу, призывая со слезами жителей Великого Устюга каяться и молиться, чтобы Господь избавил город от участи Содома и Гоморры. В течение недели праведник предупреждал о скором суде Божием, но ему никто не верил. Когда же разразилась буря, жители бросились в самое укрепленное и безопасное здание города -- соборный храм, где застали молящегося за них и за спасение города Прокопия.
Прокопий прожил в юродстве 60 лет. После смерти он был причислен к лику православных святых.
http://www.saints.ru/p/prokopiy_ustug.html Русские святые: Прокопий, Устюжский: чудотворец, блаженный
http://www.krotov.info/spravki/temy/yu/yurodstvo.html Юродство: Библиотека Якова Кротова]
http://jurodstvo.upelsinka.com/rus/prokopiy.htm Житие Прокопия -- Юродство как феномен мировой культуры
С. A.Иванов. Византийское юродство. М.: Международные отношения, 1994
"Стильпону удалось спастись от пожара, опустошившего его родной город; но в огне погибли его жена, дети и все его имущество. Встретив его и не прочитав на его лице, несмотря на столь ужасное бедствие, постигшее его родину, ни испуга, ни потрясения, Деметрий Полиоркет11 задал ему вопрос, неужели он не потерпел никакого убытка. На это Стильпон ответил, что дело обошлось без убытков и ничего своего, благодарение бога, он не потерял. То же выразил философ Антисфен в следующем шутливом совете: "Человек должен запасать только то, что держится на воде и в случае кораблекрушения может вместе с ним вплавь добраться до берега"... Вот что значит умело выбирать для себя сокровища, которые невозможно похитить, и укрывать их в таком тайнике, куда никто не может проникнуть, так что выдать его можем только мы сами. Надо иметь жен, детей, имущество и, прежде всего, здоровье, кому это дано: но не следует привязываться ко всему этому свыше меры, так, чтобы от этого зависело наше счастье. Нужно приберечь для себя какой-нибудь уголок, который был бы целиком наш, всегда к нашим услугам, где мы располагали бы полной свободой, где было бы главное наше прибежище, где мы могли бы уединяться. Здесь и подобает нам вести внутренние беседы с собой и притом настолько доверительные, что к ним не должны иметь доступа ни наши приятели, ни посторонние; здесь надлежит нам размышлять и радоваться, забывая о том, что у нас есть жена, дети, имущество, хозяйство, слуги, дабы, если случится, что мы потеряем их, для нас не было бы чем-то необычным обходиться без всего этого. Мы обладаем душой, способной общаться с собой; она в состоянии составить себе компанию; у нее есть на что нападать и от чего защищаться, что получать и чем дарить. Нам нечего опасаться, что в этом уединении мы будем коснеть в томительной праздности:
in solis sis tibi turba locis.
Когда ты в одиночестве, будь себе сам толпой (лат.)".