... До чего смехотворны наши попытки обрести опору в себе подобных!
Такие же горестно ничтожные, такие же бессильные, они не могут нам помочь; в смертный свой час человек всегда одинок. Значит, и жить ему надобно так, словно он один на свете; но станет ли он тогда возводить себе роскошные палаты и пр.? Нет, он сразу же начнет искать истину, а не пожелает -- что ж, тем самым докажет, что людское мнение для него дороже поисков истины.
Блез Паскаль. МЫСЛИ
Хотя бывает часто, что более всего развиваются в духовности как раз те, которых забывают на земле любимые люди; но тем не менее, грустно быть забытым.
Вы вызываете в нас силу, предоставляя нас самим себе; но эта сила дается тяжело, и далеко не все души готовы для того, чтобы воспользоваться вынужденным одиночеством с целью быстрее под-
ниматься по лестнице духовного знания...
Э. Баркер. ПИСЬМА ЖИВОГО УСОПШЕГО или ПОСЛАНИЯ С ТОГО СВЕТА
Изолят ( fr. Isoler -- отделять) -- человек без социальных контактов; в социометрии -- член группы, которого не выбирают и/или который не выбирает.
"Одиночество - это условие жизни человека, его ощущение своей принадлежности к человеческой расе, которое дает ему поддержку и помогает развивать и углублять свою человечность... Усилия, направленные на преодоление или избежание ощущения экзистенциального одиночества, могут привести лишь к самоотчуждению. Когда человек отступает от фундаментальных жизненных истин, когда ему удается избежать ужасного субъективного переживания одиночества и отвергнуть его, он закрывает для себя один из самых важных путей, ведущих к личностному росту".
Карл Мустакис
Отчуждение - философская категория для обозначения общественного процесса, в границах которого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становящуюся выше своих творцов и подавляющую их.
Гегель впервые в мировой философии отметил, что в основе Отчуждения лежит отчужденная деятельная сущность личности. Раб, согласно Гегелю, являлся рабом потому, что весь объем его деятельности был отчужден господину.
По Марксу, каждый человек отчужден от другого и от человеческой сущности тем больше, чем выше уровень эксплуатации труда в данном обществе.
Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи. - Ф. Энгельс
Хайдеггер полагал в качестве главной причины того, что бездомность и отчужденность становятся мировой судьбой, то обстоятельство, что человек познается (и потому существует) как "господин сущего", а не как "пастырь бытия". По Хайдеггеру, налицо тенденция, при которой чем более действителен создаваемый человеком мир, тем менее действительным становится сам человек. Происходит "растворение" человека в мире, и на первый план выходит проблема актуализации потаенных, сокровенных горизонтов и возможностей бытия людей.
Современный философский словарь. А.А. Грицанов
Отчуждение - это процесс, в котором люди становятся чуждыми миру, в котором живут.
Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, Т. Гоббс, К. А. Гельвеций характеризовали современное им общество как общество отчуждения -- делегирования полномочий. Социальные институты в таком обществе (мораль, религия, искусство, также обычаи, привычки -- всё, что несет в себе подчинение общим интересам) являются посредниками между людьми и в силу того, что они есть воплощение воли частных лиц, становятся чуждыми человеку, заставляя его подчиняться частным интересам и развивать свою личность в рамках установленных законов. Эта сила, ставшая над человеком, забирает у него "подлинность", ничего не дав взамен, и он превращается в частичного человека ("дробную единицу").
Помимо вышеописанных социальных институтов, господствующих над человеком, М. Гесс отмечает еще явление денежного фетишизма в обществе: "Деньги -- это продукт взаимно отчуждённых людей, отрешённый вовне человек" (М. Гесс "О сущности денег").
Эрих Фромм ( de. Erich Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне, -- 18 марта 1980, Локарно) -- немецкий социальный психолог, философ говорит, что если человек в наличных условиях оказывается неспособен на продуктивный способ обретения единства с миром, который Фромм связывал с активной солидарностью с другими людьми и спонтанной деятельностью (любовью и трудом), то испытывает стремление отказаться от свободы и спастись, т.обр. от чувства отделенности и неуверенности. Это положение было развито Фромм в концепции "бегства от свободы", примененной к анализу прихода к власти в Германии фашистов. Согласно данной концепции, выделяется ряд механизмов "бегства", имеющих социальную значимость; в их основе - неуверенность изолированного индивида и его стремление к "непродуктивным" путям обретения единства. Авторитарный путь "бегства", реализуемый в механизмах садизма и мазохизма, осуществляется как "влечение индивида к слиянию, симбиозу с кем-либо или чем-либо внешним через стремление властвовать (садизм) или подчиняться (мазохизм)".
Другой способ "бегства" - деструктивизм - выражается в стремлении преодолеть бессилие и изоляцию, избавиться от угрозы со стороны мира через разрушение; проявлениями деструктивизма могут быть объяснены протестантский дух аскетизма или иррациональное моральное негодование. Фромм связывает деструктивный психический механизм с блокадой энергии, направленной на спонтанную самореализацию и считает деструктивизм родственным садомазохизму, но имеющим иные цели. Наконец, "бегство" посредством "автоматизирующего конформизма", которое Фромм считает наиболее распространенным в развитом индустриальном обществе, реализуется в форме отказа от собственного "Я", обезличивания, подчинения массовым стандартам и превращения в "отражение чужих ожиданий". Тем самым устраняется осознание страха перед одиночеством и бессилием ценой утраты собственной личности. Неподлинность обретения общности в "бегстве", невозможность удовлетворить потребность в позитивной "свободе для" Фромма полагает культурно смоделированными, обусловленными социально-экономической структурой общества. По Фромму, ни один из существовавших типов общества не обеспечивал полноценного развития позитивных потенций своих членов; капитализм оценивался им как "больное общество" тотального отчуждения и самоотчуждения.
Современный философский словарь. М.Н. Мазаник
Десоциализация ( la. de (отсутствие, устранение чего-либо) + fr. socialisation (социализация), en. desocialization, de. Desozia-Itsatton) -- утрата индивидом социальных ценностей и норм вследствие каких-либо внешних факторов. Десоциализация сопровождается отчуждением от своей группы или социума. Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии.
* http://scepsis.ru/library/id_901.html Гарвей Сводос "Миф о счастливом рабочем"
* Игорь Кон http://scepsis.ru/library/id_1113.html "Личность и общество"
* Эрнест ван ден Хааг http://scepsis.ru/library/id_963.html "И нет меры счастью и отчаянию нашему"
Отсутствие ориентиров вызывает у человека чувство, что жизнь бессмысленна. Неверные образы собственной самости могут создаваться и на описательном, и на нормативном уровне. Я могу считать себя гораздо более порочным, чем на самом деле, - меня могут терзать необоснованные комплексы вины, даже если мои нормативные представления вполне разумны. Или же я могу создать для себя абсурдные нормы,- например, могу вполне справедливо признавать, что я не гений, по при этом считать своим долгом стать им. Причиной кризиса идентичности является не только понимание несоответствия моего поведения всеобщим нормам. Более серьезной причиной кризиса является та мысль, что всеобщие нормы, которым я следовал с чистой совестью и даже жертвуя собой, не могут претендовать на обоснованность и законность,- что признание их было личной или коллективной ошибкой. Хорошими примерами этого типа кризиса идентичности являются состояния политика или солдата, служивших системе, которую сегодня они должны признать в корне аморальной, а также состояние менеджера, который участвовал в создании экономического чуда промышленно развитых стран и сейчас должен спросить себя о том, не ускорил ли он экологическую катастрофу, к которой мы идем".
Изгой (от ''из-жити'', праславянский корень ''go-i/gi'' 'жить', см. также гой еси) -- древнерусский социальный термин, означавший человека, выпавшего ("выжитого") из своей социальной среды.
Пример:
Метэки, ''метеки'', ''метойки'' ( el., букв. "переселенцы") -- в Древней Греции -- класс неполноправных жителей Аттики. Метэками являлись иностранцы, поселявшиеся в Аттике на продолжительное время или навсегда. Каждый иностранец по истечении известного срока обязан был вписаться в число метэков. Кроме того, в класс метэков поступали отпущенные на волю рабы.
Метэки были лично свободны, но не были гражданами и не пользовались их правами. Они не могли, например, ни занимать общественных должностей, ни подавать голос в народном собрании, ни совершать публичных жертвоприношений. Они не имели также права вступать в законный брак с гражданками и приобретать недвижимую собственность. Метэки не включались в Аттике ни в филы и фратрии, ни в роды, ни в демы (они "жили в таком-то деме", но не были демотами). Метэки не имели права непосредственно обращаться к правительственной власти. Они обязаны были выбрать себе из граждан покровителя , который и был посредником между метэками и органами управления. За неимение покровителя метэки наказывались лишением имущества.Число метэков в Аттике достигало при Димитрии Фалерийском десяти тысяч и, вероятно, по крайней мере столько же было их в V и IV веках.
Бастарды -- в Западной Европе в Средние века -- внебрачные дети владетельной особы (короля, герцога и т. д.). Незаконнорождённые дети дворян получали, как правило, перечёркнутый родительский герб.
* "Сколотные" дети -- в Поморье XIX -- начала XX века -- дети, рождённые добрачно.
* Мамзеры -- согласно еврейской традиции, мамзер/мамзерет -- это ребёнок, родившийся у замужней женщины в результате прелюбодеяния.
* чунъин -- сословие потомков детей наложниц дворян в средневековой Корее (несмотря на свою законность, были более презираемы и менее полноправны, чем незаконнорождённые дети европейских дворян, хоть и имели более высокое положение, чем простолюдины)
Отчуждение формирует Маргинальность (лат. margo - край, граница) - понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни.
В СССР под "общественно полезным трудом" понимался лишь труд в санкционированной государством форме. Самодеятельный же труд разрешался только в свободное от "общественно полезного труда" время, иначе он приравнивался к тунеядству. По советскому уголовному законодательству было наказуемо тунеядство, заключавшееся в длительном, более четырёх месяцев подряд (или в течение года в общей сложности), проживании совершеннолетнего трудоспособного лица на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда (ст. 209 УК РСФСР). В СССР лицам обвинённым в тунеядстве, присваивалась аббревиатура -- БОРЗ (без определённого рода занятий), и в уголовной среде на т. н. "блатном" жаргоне появились формулировки -- "борзой" и "борзый", то есть человек стойко не желающий работать. В СССР некоторые люди, чтобы избежать ответствености за тунеядство, шли на такую работу, которая оставляла много свободного времени -- были дворниками, сторожами, истопниками и т. п., даже если у них было высшее образование; отсюда фраза "поколение дворников и сторожей" Статьёй 209 УК РСФСР устанавливалась ответственность за три разные формы т. н. паразитического существования, образующие самостоятельные составы преступления, -- занятие ''бродяжничеством, попрошайничеством, ведение иного паразитического образа жизни''. Под понятие иного паразитического образа жизни, ведущегося в течение длительного времени подпадали те случаи, когда ''лицо уклоняется от общественно полезного труда и проживает на нетрудовые доходы более четырёх месяцев подряд или в общей сложности в течение года и в этой связи ему сделано официальное предостережение о недопустимости такого образа жизни''.
4 мая1961 года на основании Ст. 12 Конституции СССР 1936 года ("''Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: кто не работает, тот не ест''".) Президиум Верховного Совета СССР принял указ "''Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни''". Данный указ иногда использовался для преследований по политическим мотивам. Наиболее известный пример -- дело поэта Иосифа Бродского (1964 г.)
Вопросы уголовной ответственности за ведение паразитического образа жизни /В. Г. Павлов. //Правоведение.1985. -- N 5. -- C. 23 -- 28] ]
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm
Конституция СССР 1936 года
Рассмотрим несколько форм и методов социального отчуждения: изгнание, отлучение от церкви, общественная изоляция, политические репресиии, эскапизм, общественное отношение к врожденным дефектам внешности человека.
Изгнание -- вид наказания, заключающийся в запрете находиться на месте обычного проживания (в городе, области, государстве) под страхом тюремного заключения или казни.
Известно уже в Ветхом Завете, в античном праве ( la. Exilium). Юридически отличалось от ссылки ( la. elegation), при которой наказанному назначается конкретное место проживания.
В древней Греции изгнание назначалось путём голосования (остракизм).
Остракизм ( gr. От gr. То остракон/, "черепок, скорлупа") -- в Древних Афинах -- изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками. Как утверждает Аристотель, обычай введен автором демократических реформ Клисфеном после свержения тирании Писистратидов, то есть около 508 г. До н. э., как профилактическая мера против возможных новых тиранов. Первым изгнанным (в 487 г. До н. э.), действительно, оказался тесть бывшего тирана Гиппарх, сын Харма; Аристотель утверждает, что именно его и имел в виду Клисфен, когда вводил закон об остракизме.
КОНТЕКСТНАЯ ГАЛЕРЕЯ
Публий Овидий Назон, кратко Овидий ( la. Publius Ovidius Naso; 43 год до н. э. -- 17 год н. э.) -- римский поэт, работавший во многих жанрах, но более всего прославившийся любовными элегиями и двумя поэмами - "Метаморфозами" и "Искусством любви".Из-за несоответствия пропогандируемых им идеалов любви официальной политике императора Августа в отношении семьи и брака был сослан из Рима в западное Причерноморье, где провёл последние десять лет жизни.
Дополнил своё образование путешествием в Афины, Малую Азию и Сицилию и выступив на литературном поприще, Овидий сразу был замечен публикой и снискал дружбу выдающихся поэтов, например Горация и Проперция.
Осенью 9 г. Овидий неожиданно был отправлен Августом в ссылку на берега Чёрного моря, в дикую страну гетов и сарматов, и поселен в городе Томы (сейчас Констанция, в Румынии).
Возможная причина опалы, отдаленная, но может быть более существенная, прямо указывается самим поэтом: это -- его "глупая наука", то есть "Ars amatoria" (Ex Pont. II, 9, 73; 11, 10, 15), из-за которой его обвиняли как "учителя грязного прелюбодеяния". В одном из своих писем с Понта (IV, 13, 41 -- 42) он признается, что первой причиной его ссылки послужили именно его "стихи" (nocuerunt carmina quondam, Primaque tam miserae causa fuere fugae).
Ссылка на берега Чёрного моря подала повод к целому ряду произведений, вызванных исключительно новым положением поэта. Свидетельствуя о неиссякаемой силе таланта Овидия, они носят совсем другой колорит и представляют нам Овидия совсем в другом настроении, чем до постигшей его катастрофы. Ближайшим результатом этой катастрофы были его "Скорбные Элегии" или просто "Скорби" (Tristia), которые он начал писать ещё в дороге и продолжать писать на месте ссылки в течение трёх лет, изображая своё горестное положение, жалуясь на судьбу и стараясь склонить Августа к помилованию.
Тяжесть положения отразилась, очевидно, на свободе духа поэта; постоянно чувствуемый гнёт неблагоприятной обстановки все более и более стеснял полет его фантазии. Отсюда утомительная монотонность, которая, в соединении с минорным тоном производит в конце концов тягостное впечатление -- впечатление гибели первостепенного таланта, поставленного в жалкие и неестественные условия и теряющего своё могущество даже в языке и стихосложении. Однако, с берегов Чёрного моря пришли в Рим два произведения Овидия, свидетельствующие о том, что таланту Овидия были под силу и предметы, обработка которых требовала продолжительного и серьёзного изучения.
Первым из таких произведений были "Метаморфозы" ("Превращения"), огромный поэтический труд в 15 книгах, заключающий в себе изложение относящихся к превращениям мифов, греческих и римских, начиная с хаотического состояния вселенной до превращения Юлия Цезаря в звезду.
поэт, перед отправлением в ссылку, сжёг, с горя или в сердцах, даже саму рукопись, с которой, к счастью, было уже сделано несколько списков.
Не только Август, но и Тиберий, к которому он также обращался с мольбами, не возвратил его из ссылки: несчастный поэт скончался в Томах в 17 г. и погребен в окрестностях города.
Овидий был последний из знаменитых поэтов Августова века, со смертью которого окончился золотой век римской поэзии.
http://filfack.narod.ru/b/ovidiy2.html Наука Любви (Ars amatoria)] (рус.)
http://www.centant.pu.ru/sno/lib/tron/2-5-1-7.htm И.М. Тронский. История античной литературы: Овидий
В Риме право на изгнание имел римский сенат. Изгнанию из Флоренции подвергся Данте Алигьери.
Данте Алигьери ( it. Dante Alighieri), полное имя ''Дуранте дельи Алигьери [От имени его отца, которого звали Alighiero di Bellincione] '' (30 мая 1265-- 13 или 14 сентября 1321) -- итальянский поэт, один из основателей литературного итальянского языка. Создатель "Комедии" (позднее получившей эпитет "Божественной", введённый Бокаччо), в которой был дан синтез позднесредневековой культуры.
1302 -- изгнан из Флоренции. Годы изгнания были для Данте годами скитальчества.На первых порах он нашёл приют у властителя Вероны, Бартоломео делла Скала; поражение в 1304 г. его партии, пытавшейся силой добиться водворения во Флоренцию, обрекло его на долгое странствование по Италии.
1306--1321 -- создание "Божественной комедии"
Летом 1321 года Данте как посол правителя Равенны отправился в Венецию для заключения мира с республикой Святого Марка. Возвращаясь дорогой между берегами Адрии и болотами По, Данте заболел малярией и умер в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года.
http://zzl.lib.ru/catalog/05_d.shtml Голенищев-Кутузов И. Н. Данте
http://alighieri.ru Божественная Комедия с комментариями Лозинского и иллюстрациями Гюстава Доре
Абу ал-Валид Мухаммад ибн Ахмад ибн Рушд (1126, Кордова, Испания -- 12 декабря 1198, Марракеш, Марокко) -- знаменитый западноарабский философ. В Западной Европе известен под латинизированным именем Аверроэс.
При альмогадийском султане Юсуфе (1163--1184) достиг высших почётных должностей и жил то в Марокко, то в Севилье или Кордове. При его наследнике ал-Мансуре Ибн Рушд находился вначале в большой милости, но затем был обвинён завистниками в несоблюдении учения Корана и, попав в немилость, был смещён с должностей и жил в изгнании близ Кордовы.
Гайденко В. П., Смирнов Г. А. ''Западноевропейская наука в средние века: Общие принципы и учение о движении''. -- М.: Наука, 1989.
Отлучение (от церкви) -- практикуемая в некоторых религиях мера наказания за действия, несовместимые с одобряемым церковью образом жизни, за нарушение церковных правил, за отступничество (апостасию) или за ересь. Состоит в прерывании всяких отношений между церковью и отлучаемым. Религиозный смысл отлучения состоит в отказе церкви как бы то ни было отвечать за мысли, слова и действия отлучённого.
Отлучение практикуется во многих религиях, в частности, в христианстве и иудаизме. Практически отлучение состоит в том, что отлучённому отказывается в совершении любых религиозных действий. Он не имеет права входить в храм, не может участвовать в религиозных обрядах.
Родился в семье марранов; его отец был католиком. В 1620-х семья Акосты бежала в Амстердам, чтобы свободно исповедовать иудаизм. В Амстердаме вся семья открыто объявила себя евреями, и Акоста переменил свое первоначальное имя Гавриэль на Уриэль. Однако представления об иудаизме, выработавшиеся у Акосты на основании чтения Библии, существенно отличались от реально существовавшего иудаизма его времени.
В 1624 г. он выпустил книгу "Исследование традиции фарисеев в сравнении с Писаным Законом". Все существующие религии рассматривались им как изобретённые самими людьми. Не отрицая существования Бога, Акоста, тем не менее, отказался от всякой обрядности и стал усматривать высшую санкцию этических принципов в законах человеческой природы, в свободной от обрядности деистической "естественной религии".
За эту книгу раввины подвергли Акосту херему, а светские власти -- аресту и штрафу. Книга была сожжена. В 1633 г., не выдержав одиночества, Акоста стал искать примирения с еврейской общиной. Отлучение было снято, но Акоста не изменил своих взглядов.
За еретические взгляды и несоблюдение еврейских религиозных законов Акоста был вскоре снова подвергнут херему. В 1640 г. и это отлучение было снято после того, как Акоста публично отрёкся от своих взглядов, и его, как кающегося еретика, подвергли традиционным 39 ударам плетью, и все прихожане переступили через него (то есть символически попирали его ногами) при выходе из синагоги. Дух Акосты был сломлен, и вскоре он покончил с собой.
В конце XIX века был опубликован интересный очерк об Акосте И. Зангвилла (в книге "Мечтатели гетто", 1898).
Бенедикт Спиноза (рожд. ''Барух Спиноза'', впоследствии la. Benedictus de Spinoza; 24 ноября 1632, Амстердам -- 21 февраля 1677, Гаага) -- нидерландский философ еврейского происхождения. Один из главных представителей философии Нового времени, рационалист, пантеист.
Барух де Спиноза родился в семье сефардских евреев, чьи предки после изгнания евреев из Португалии осели в Амстердаме.
Мать очень рано умерла от туберкулёза -- в 1638 году, когда младшему Баруху было всего 6 лет. Отец (до его смерти в 1654) ведёт преуспевающую семейную фирму по торговле южными фруктами. Спиноза говорил на португальском, испанском, голландском и немного французском и итальянском языках, владел литературным ивритом; разговорным языком в семье вероятно был ладино.
Гёте считал, что Спиноза благодаря математической и древней раввинской культуре поднялся на вершину мышления, которая и доныне является целью всех спекулятивных устремлений.
После смерти отца Барух и его брат Габриэль перенимают управление фирмой. Высказывания Спинозой "неортодоксальных" взглядов, его сближение с сектантами (коллегианты, течение в протестантизме) и фактический отход от иудаизма вскоре приводят к обвинению в ереси и исключению из еврейской общины (херем 1656).
Спиноза принимает имя Бенедикт (уменьшительное Бенто), продаёт свою долю в фирме брату и уезжает в пригород Амстердама Оверкерк. Спиноза всецело посвятил себя философии. "Se lotum philosophiae dedit189") Чтобы освободить свою жизнь от забот и волнений мира, он сделал независимость и одиночество руководящими принципами своей жизни и ценил обладание досугом более, чем все внешние блага. В своих расходах он был в высшей степени бережливым; небольшое домашнее хозяйство, которое он в последние годы вел сам, он держал в строгом порядке, и небольшие долги, нараставшие за четверть года, уплачивались точно в назначенный срок. Он никогда не делал ни сбережений, ни долгов, так что его годовой доход всегда точно совпадал с расходом, и он нередко шутя сравнивал себя со змеей, которая ничего не оставляет от своего запаса и описывает своим телом круг. ... Его ежедневный расход, как показали сохранившиеся счета, едва равнялся двенадцати крейцерам. Одежда его, как сообщает Колерус, также была бедной, запущенной и не лучше одежды простейших горожан. Когда однажды его посетил один из виднейших государственных советников и нашел его дурно одетым, он упрекнул философа в этом и предложил ему лучшее платье. Спиноза ответил: "Платье не образует человека. К чему драгоценная оболочка для ничтожной вещи?"
Всякая пустая видимость была ему противна; всякого рода роскошь была ему чужда. Он был непритязателен, говорил Колерус, не по бедности, а по влечению. "Почти невероятно, как умеренно и скромно он жил, не потому, что он был слишком беден для более крупных расходов, ибо было достаточно людей, которые предлагали ему деньги и всякого рода поддержку; но он от природы был крайне умерен и непритязателен. Он ни за что не хотел. чтоб про него могли сказать, что он хоть раз жил на чужой счет". Совершенно так же смотрел на вещи и Кант. Спиноза в своей жизни довел себя до минимума потребностей и потому мог всецело отдаться познанию истины. Он хотел сберечь себе не деньги, а страсти и заботы, которые оковывают дух и делают его несчастным. Его образ жизни был правильным путем к обеспечению душевного спокойствия и к сокращению счетов с миром.
К. Фишер. История новой философии: Книга вторая. Спиноза. Его жизнь и труды. К. Фишер История новой философии, S. 1385 (vgl. Фишер К.: Том 2. Спиноза, его жизнь, сочинения и учение, S. 183)]
Колерус описывает нам тишину и уединенность его жизни. Большую часть дня он спокойно оставался в своей комнате. Если после долгих и упорных размышлений он иногда чувствовал себя усталым, то он спускался вниз, чтоб отдохнуть, и беседовал со своими сожителями об обычных вещах, даже о мелочах. Иногда он развлекался курением трубки табаку. Когда он хотел дать себе более продолжительный отдых, он ловил пауков и заставлял их бороться друг с другом, или мух, которых он бросал в паутину, причем он наблюдал за борьбой насекомых с таким удовольствием, что иногда громко смеялся. Он исследовал также под микроскопом отдельные части мельчайших насекомых и делал отсюда выводы, совпадавшие с его идеями.
Его беседа была кроткой и ласковой. Он удивительно умел владеть своими страстями. Его никогда не видели особенно печальным или особенно веселым. Он подавлял свой гнев и не давал заметить даже непроизвольные проявления неудовольствия; когда случалось, что в его жесте или слове проскользнет выражение досады, он тотчас же удалялся, чтобы ничем не нарушить добрых нравов...Основой и содержанием его жизни были его одинокие и глубокие размышления. Когда в своей тихой рабочей комнате он мог быть наедине со своими мыслями, тогда лишь Спиноза был самим собою. Тогда он был счастлив. "Большую часть времени он проводил в исследовании природы вещей, в приведении своих идей в систему и в сообщении их своим друзьям; меньше всего ему нужно было времени для отдыха; ревность его в исследовании истины была так велика и неустанна, что в продолжении трех месяцев он ни разу не выходил из дому". [К. Фишер. История новой философии: Книга вторая. Спиноза. Его жизнь и труды. К. Фишер История новой философии, S. 1387 (vgl. Фишер К.: Том 2. Спиноза, его жизнь, сочинения и учение, S. 184)]
Себастиан Кортгольд также приводит этот факт, основываясь на предисловии к посмертным трудам, и присовокупляет, что Спиноза работал в продолжение большей части ночи и написал свои работы, эти плоды тьмы, преимущественно в ночное время, от 10 часов вечера до 3 утра. Днем он по возможности уклонялся от общения с людьми. Никол. фон Грейффенкранц (Nikol. von Greiffenkrantz), живший в 1672 г. в Гааге и лично знавший Спинозу, писал отцу Себастиана Кортгольда: "Он всегда жил как бы только для себя самого, всегда был одинок и точно похоронен в своей рабочей комнате. Когда Сенека однажды проходил мимо дома уединившегося Сервилия Вации, он сказал шутя: "Vatia hic situs est" ("Здесь похоронен Вация"). То же можно было бы сказать о Спинозе и его рабочей комнате194".
В 1660 Амстердамская синагога официально просит муниципальные власти осудить Спинозу как "угрозу благочестию и морали", и последний вынужден покинуть Амстердам, поселившись в Рийнсбурге (в то время центре коллегиантов) -- деревне близ Лейдена. Шлифовка линз даёт ему доход, достаточный для жизни. Здесь он пишет "Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье", "Трактат об усовершенствовании разума", большую часть "Основ философии Декарта" и первую книгу "Этики". Его кончина, подобно жизни, была тихой и спокойной, лишенной ужаса и страха смерти. Более двадцати лет Спиноза страдал болезнью груди, но он редко говорил с другими о своей болезни и никогда не жаловался.
В воскресенье 21 февраля 1677 Спиноза умирает от туберкулёза (болезнь, которой он страдал в течение 20 лет, невольно усугубляя её вдыханием пыли при шлифовке оптических линз, курением -- табак считался тогда лечебным средством), ему было всего 44 года. Тело предварительно хоронится 25 февраля и вскоре подвергается перезахоронению в общей могиле. В 1678 все произведения Спинозы запрещаются.
Мы должны ответить, что на одиночество Спинозы вообще нельзя смотреть, как на несчастье, по отношению к которому можно было бы чувствовать некоторое облегчение, если бы дело обстояло не так худо, как предполагалось; одиночество было судьбой, свободно избранной им, адекватным ему образом жизни, который мы так же мало можем изменить или умалить, как это мог он сам. Конечно, он жил не в совершенной пустыне; никто этого и не утверждал; он жил несколько лет в уединенном деревенском домике, затем в двух голландских деревнях, а под конец жизни - в скромной комнате в Гааге, он принимал гостей, вероятно, больше, чем ему хотелось, и писал письма, общее число которых, поскольку они дошли до нас, равно 83 за долгий ряд лет. Он пользовался тем одиночеством, которого постоянно искал Декарт. Мы называем последнего отшельником, хотя он имел гораздо больше друзей и писал и получал гораздо больше писем, чем Спиноза. У Спинозы одиночество приняло характер почти полной изолированности, отчасти даже недобровольной. И это скорее, чем обратное, подтверждается всеми биографами, равно как всеми письмами и вновь открываемыми документами. Его одиночество стало покинутостью.
[К. Фишер. История новой философии: Книга вторая. Спиноза. Его жизнь и труды. К. Фишер История новой философии, S. 1392 (vgl. Фишер К.: Том 2. Спиноза, его жизнь, сочинения и учение, S. 187)]
http://abovo.net.ru/book/86570 О Боге, человеке и его счастье
Соколов В.В. Спиноза М. издательство Мысль, 1973. серия Мыслители прошлого.
Спиноза сам писал: " Мы никогда не можем сделать так, чтобы не нуждаться для сохранения своего существования ни в чем внешнем и жить таким образом, чтобы не иметь с внешними вещами никакого сношения. И мало того, если мы обратим внимание на нашу душу, то найдем, конечно, что наш разум был бы менее совершенен, если бы душа оставалась одинокой и не познавала ничего, кроме самой себя. ...Поэтому для человека нет ничего полезнее человека; люди, говорю я, не могут желать для сохранения своего существования ничего лучшего, как того, чтобы все, таким образом, во всем согласовались друг с другом, чтобы души и тела всех составляли как бы одну душу и одно тело, чтобы все вместе, насколько возможно, стремились сохранять свое существование и все вместе искали бы общеполезного для всех. ...
редко бывает, чтобы люди жили по руководству разума; напротив, все у них сложилось таким образом, что они большей частью бывают ненавистны и тягостны друг для друга. И тем не менее они едва ли могут вести одинокую жизнь, так что многим весьма нравится известное определение человека как животного общественного; и в действительности дело обстоит таким образом, что из общего сожития людей возникает гораздо более удобств, чем вреда.
Теорема 73
Человек, руководствующийся разумом, является более свободным в государстве, где он живет сообразно с общими постановлениями, чем в одиночестве, где он повинуется только самому себе.
Доказательство. Человек, руководствующийся разумом (по т. 63), а не страхом, приводится к повиновению, но поскольку он стремится сохранять свое существование по предписанию разума, т. е. (по сх. т. 66) поскольку он стремится жить свободно, желает сообразоваться с требованиями общей жизни и пользы (по т. 37), и следовательно (как мы показали в сх. 2 т. 37), жить сообразно с общими постановлениями государства. Следовательно, человек, руководствующийся разумом, дабы жить тем свободнее, желает соблюдать общие права государства; что и требовалось доказать".
Бенедикт Спиноза.
Этика
Эскапизм ( en. escape -- убежать, спастись) также известен вариант произношения ''эскейпизм'' -- стремление человека уйти от действительности в мир иллюзий. Часто возникает в кризисных ситуациях. Может проявляться в виде физического ухода от мира (в глухие деревни, труднодоступные регионы), так и без этого -- когда при отсутствии изоляции от общества, человек перестаёт проявлять интерес к известным ему и принятым в обществе ценностям, предпочитая мир своих грёз.
В течение достаточно продолжительного времени эскапизм имел свое выражение в европейской культуре в форме монашеского отшельничества. Однако после появления протестантизма, в котором монашество не имеет ценности, эскапизм приобрёл форму домашнего затворничества.
Эскапизм определяется не самим поведением, а причинами, это поведение побуждающими. Любая деятельность (карьера, искусство, спорт, мода, ролевые игры, секс и т. д.) может стать эскапизмом, если человек использует её в качестве компенсации неразрешённых личных проблем.
Это стремление, как правило, возникает в виде ответной реакции на постоянный и сильный стресс, вызываемый психологическими травмами, напряжённой работой, неспособностью создать адекватные отношения с окружающими.
Часто сопровождается такими чувствами как вина, бессилие, бессмысленность существования.
Афанасий Афанасьевич Фет (первые 14 и последние 19 лет жизни официально носил фамилию Шеншин, 23 ноября (5 декабря) 1820, усадьба Новоселки, Мценский уезд, Орловская губерния -- 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва) -- русский поэт-лирик, переводчик, мемуарист.
Творчество Фета характеризуется стремлением уйти от повседневной действительности в "светлое царство мечты".
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени.
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..
Фамилия Фет (точнее, Фёт, de. Foeth), стала для поэта, как он впоследствии вспоминал, "именем всех его страданий и горестей".
"Противоречивость, недосказанность, неохотность объяснений Фета вместе со странностью и запутанностью обстоятельств его рождения способствовали постепенному распространению третьей версии его происхождения. Согласно этой версии, Фет не был сыном ни ротмистра Шеншина, ни асессора Фёта, а был сыном безвестного корчмаря-еврея, продавшего Шеншину свою жену". http://www.school-city.by/index.php?option=com_content&task=view&id=10953&Itemid=159 Б. Я. Бухштаб. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества
Возможно, что у Иоганна Фёта или у матери поэта действительно были еврейские корни. Современникам (Толстому, Тургеневу, Боткину и многим другим) внешность Фета казалась еврейской, и распространение этих слухов было также причиной того, что поэт чувствовал себя "отверженным" в обществе.
По некоторым данным причиной его смерти от сердечного приступа 21 ноября 1892 предшествовала попытка самоубийства.
http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/
На прелести эскапизма настаивает Монтень: "Вспомните человека, который на вопрос, зачем он тратит столько усилий, постигая искусство, недоступное большинству людей, ответил: "С меня довольно очень немногих, с меня довольно и одного, с меня довольно, если даже не будет ни одного". Он говорил сущую правду. Вы и хотя бы еще один из ваших друзей - это уже целый театр для вас обоих, и даже вы один - театр для себя самого. Пусть целый народ будет для нас "одним" и этот "один" - целым народом. Желание извлечь славу из своей праздности и своего затворничества - это суетное тщеславие. Нужно поступать так, как поступают дикие звери, заметающие следы у входа в свою берлогу. Вам не следует больше стремиться к тому, чтобы о вас говорил весь мир; достаточно и того, чтобы вы сами могли говорить с собой о себе. Удалитесь в себя, но позаботьтесь сначала о том, чтобы сделать это подобающим образом; было бы безумием довериться себе, если вы не умеете собою управлять. Можно ошибаться в уединении так же, как и в обществе подобных себе".
Инакомыслие -- суждение, отличающееся от принятого в обществе или коллективе; а также открытое отстаивание данного суждения.
Диссидент ( la. dissidens -- несогласный) -- человек, политические взгляды которого существенно отличаются от официальной точки зрения в стране, где он живёт, инакомыслящий.
Диссидентами часто называют главным образом людей, противостоящих авторитарным и тоталитарным режимам, хотя это слово встречается и в более широком контексте, например для обозначения людей, противостоящих господствующему в их группе умонастроению. Диссидентами (в отличие от революционеров), как правило, называют тех, кто не применяет и не призывает к применению насильственных методов борьбы.
http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov/05/us171610.htm?text=%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82&stpar1=1.1.1 Диссидент в толковом словаре Ушакова.
"Дурак -- всякий инакомыслящий".
Г. Флобер
Пётр Яковлевич Чаадаев (27 мая (7 июня) 1794, Москва -- 14 (26) апреля 1856, там же) -- русский философ и публицист.
Во время Отечественной войны 1812 г. участвовал в Бородинском сражении, ходил в штыковую атаку при Кульме, был награждён русским орденом св. Анны и прусским Кульмским крестом. В 1814 в Кракове был принят в масонскую ложу. Чаадаев считается одним из возможных прототипов Александра Чацкого -- главного героя пьесы А. С. Грибоедова "Горе от ума"
В 1829--1831 создает своё главное произведение , за которыми закрепляется название "Философических писем". Обнародование первого из них в журнале "Телескоп" в 1836 году вызвало резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России от "всемирного воспитания человеческого рода", духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии. Журнал был закрыт, а Чаадаев -- объявлен сумасшедшим.
Тарасов Б. Н.'' Чаадаев. М.: Молодая гвардия, 1986, 1990. -- (Жизнь замечательных людей)
http://www.netslova.ru/kobrinsky/tchaad.html Кобринский А. М. Чаадаев: Психологический экскурс
Джозеф Пристли ( en. Joseph Priestley, 13 марта 1733--6 февраля 1804) -- британский священник-диссентер, естествоиспытатель, философ, общественный деятель. Вошёл в историю прежде всего как выдающийся химик, открывший кислород и углекислый газ.
Он изучил девять иностранных языков -- французский, итальянский, немецкий, латинский, древнегреческий, древнееврейский, арабский, сирийский, халдейский.
Несмотря на международное признание, Пристли на протяжении всей жизни был вынужден переезжать из города в город в поисках прилично оплачиваемого места.
Горячие симпатии Пристли к идеям Великой французской буржуазной революции вызвали ненависть к нему со стороны реакционеров. 14 июля 1791, когда группа его друзей собралась у него, чтобы отметить годовщину взятия Бастилии, с помощью подстрекательства гражданские и церковные власти Бирмингема спровоцировали нападение на его дом. Толпа фанатиков разгромила и сожгла дом, уничтожила лабораторию и библиотеку рукописей Пристли. Сам Пристли и члены его семьи едва избежали расправы и с трудом спаслись.
Пристли решил покинуть родину и переехать в Америку, куда ранее эмигрировали его сыновья. С 1794 г. до конца жизни ученый жил в Америке, занимаясь в основном литературной работой. Умер Пристли в 1804 г.
Фигуровский Н. А., Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX в., М., 1969, с. 304--310.
Соколов, Николай Матвеевич(СС|27|апреля|1860|15, Старополье Гдовского уезда Петербургской губернии -- СС|30|ноября|1908|17, Петербург) -- поэт, критик и переводчик (в том числе философских сочинений).
Образование получил в Санкт-Петербургской духовной академии. Преподавал латынь в Александро-Невском духовном училище (1885--1897), с 1898 состоял цензором Санкт-Петербургского цензурного комитета, действительный статский советник (1907).
Выпустил сборник философских и эпических стихотворений (в том числе на библейские сюжеты) .
Для его стиля характерен афористичная парадоксальность, он опровергал представления о западничестве Герцена и остроумно критиковал марксизм.
Еще на скамье академии начал переводить "Критику чистого разума" Канта, издал только в 1896--1897; перевёл также две другие "Критики" -- "Критику практического разума" и "Критику способности суждения", а также "Антропологию" и "Религию в пределах только разума"; некоторые его переводы Канта переиздавались и в советское время. Соколов выполнил также одних из первых русских переводов Шопенгауэра ("Мир как воля и представление", т. 2, 1893), перевёл роман Апулея "Золотой осёл", некоторые сонеты Петрарки и другие сочинения.
При всех своих разносторонних дарованиях и знаниях, Соколов вызывал агрессивное неприятие не только в либеральном лагере, но и в националистических кругах .
Скоропостижно скончался, отравившись уксусной эссенцией, принятой "в состоянии умопомрачения".
С. М. Александров. Николай Матвеевич Соколов // Русские писатели 1800--1917, т. 5, М., 2007, с. 709--711.
Изгой- новатор Дизель, Рудольф ( de. RЗdolf ChrМstian Karl DiИsel; 18 марта 1858, Париж -- 29 сентября 1913, Ла-Манш) -- немецкий инженер и изобретатель, создатель дизельного двигателя.
Родился в немецкой семье переплётчика книг. Во время франко-прусской войны с семьёй бежал в Англию.В том же году отправляется на учёбу в Германии.Лучшим учеником заканчивает реальное училище (1873) и Аугсбургскую политехническую школу (1875). После приглашён в Мюнхенскую Высшую техническую школу, которую в 1880 году заканчивает, сдав выпускные экзамены с лучшими результатами с начала её существования.
27 февраля 1892 году Дизель подает заявку на получение патента на "новый рациональный тепловой двигатель". Который и получает в императорском патентном бюро в Берлине 23 февраля 1893 года под названием "Метод и аппарат для преобразования высокой температуры в работу" (зарегистрирован 28 февраля 1892 года).
Первый функционирующий двигатель был создан Дизелем там же в 1897 году. Двигатель Дизеля сразу же нашёл применение, был оценён во многих странах. Но у себя на родине Р. Дизель не нашёл признания и тяжело это переживал.
1 января 1898 Дизель открыл собственный завод по производству дизельных двигателей.
Многочисленные патентные процессы подорвали здоровье (лечился в психиатрической клинике в Нойвиттельсбахе) Рудольфа Дизеля, кроме того финансовое состояние его дел было неудовлетворительным -- Дизель не был хорошим бизнесменом. А финансовый кризис 1913 года привёл к его полному банкротству.
29 сентября 1913 года Рудольф Дизель отправился из Антверпена на борту парома "Дрезден" в Лондон на открытие нового завода от одной из компаний, которая производила двигатели его конструкции. Он, казалось, был в хорошем настроении, однако, после того, как вечером отправился в свою каюту, его больше никто не видел. Через несколько недель немецкими рыбаками были предъявлены для опознания два кольца, снятые с тела хорошо одетого мужчины, найденного в море. По морскому обычаю тело оставили в воде. Сын Рудольфа Дизеля опознал кольца, как принадлежащие его отцу. Точные обстоятельства смерти так и не были выяснены.
В 1936-м впервые запущен в серию легковой автомобиль на дизельном двигателе (Мерседес-Бенц-260D).
http://www.100velikih.ru/view86.html Таинственная смерть Рудольфа Дизеля -- 100 великих загадок XX века]
http://www.mk.ru/blogs/MK/2008/03/18/society/344158/ Рудольф Дизель -- человек и мотор / Екатерина Краснослободцева]
http://www.dizelist.ru/index.php?id=2 Рудольф Дизель -- Биография и интересные факты из жизни
Видом изгнания было принятое в СССР наказание в виде запрета на жительство в крупнейших городах ("минус двенадцать") и высылка за сто первый километр, при которых наказываемый мог сам выбирать место жительства.
Ссылка -- вид уголовного наказания, состоящий в удалении осуждённого из места его постоянного или временного жительства с обязательным поселением в определённой местности как правило на периферии на срок, указанный в приговоре в пределах страны, государства.
В соответствии с советской судебной практикой, ссылка в качестве основного наказания применялась, если суд считал, исходя из характера и степени общественной опасности совершённого преступления и личности виновного, что его перевоспитание может быть достигнуто без изоляции от общества, но при условии удаления его из той среды, в которой было совершено преступление. Правовой режим отбывания ссылки заключался в ограничении свободы передвижения пределами того административного района, куда осуждённый был сослан. Он обязан был ежемесячно регистрироваться в местных органах внутренних дел и своевременно сообщать о перемене места жительства или работы. В советское время ссыльнопоселённые были обязаны заниматься общественно полезным трудом, иначе им ещё грозило и наказание за тунеядство.
Экспатриация (от la. ex -- ''из'' и ''patria'' -- ''родина, отечество'') -- временное или постоянное выдворение человека за пределы страны (своей географической или культурной родины), обычно сопряжённое с лишением гражданства.
На протяжении XIX и в первой половине XX века экспатриация широко практиковалась в тоталитарных государствах (Германия, Советский Союз и ряд других).
"Философский пароход" -- кампания большевистского правительства РСФСР по высылке неугодных власти интеллектуалов за границу в сентябре и ноябре 1922 года, вдохновлённая рейдами Палмера в США в 1919 г.
В мае 1922 года В. И. Ленин предложил заменить применение смертной казни для активно выступающих против советской власти высылкой за границу.
Тогда же Ленин в своём письме Ф. Э. Дзержинскому высказал мысль, что журнал "Экономист" -- "явный центр белогвардейцев, ... Все это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация ее слуг и шпионов и растлителей учащейся молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих "военных шпионов" изловить и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу" http://www.ihst.ru/projects/sohist/document/deport/lenin22.htm Письмо В. И. Ленина Ф. Э. Дзержинскому .
Л. Д. Троцкий так прокомментировал эту акцию: "Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно" http://www.ihst.ru/projects/sohist/document/deport/osorgin.htm М. А. Осоргин "Как нас уехали"(фрагмент из воспоминаний) .
Среди высланных летом--осенью 1922 г. (за границу и в отдалённые районы страны), наиболее высокий процент составили преподаватели вузов и, в целом лица гуманитарных профессий: из 225 человек: врачи -- 45, профессора, педагоги -- 41, экономисты, агрономы, кооператоры -- 30, литераторы -- 22, юристы -- 16, инженеры -- 12, политические деятели -- 9, религиозные деятели -- 2, студенты -- 34.
= Список высланных =
Проф. И. А. Ильин и кн. С. Е. Трубецкой.Рис. И. А. Матусевича, сделанный на борту парохода, плывущего в Германию. 1922 г.