Пасынков Александр Сергеевич : другие произведения.

Контексты одиночества.46.Индивид

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


ИНДИВИД

  
   Одиночество- это мембрана внутреннего космоса человека.
  
  
   Наш "универсальный конфликт" связан с тем, что мы стремимся быть индивидуальностью, но индивидуальное существование требует от нас признания пугающей изоляции.
   Ялом И.
  
   Какого цвета хамелеон, когда он смотрится в зеркало?
   Генин М.М. Невечные мысли: Юмористические миниатюры Москва : 1996 - 143 с.
  
  
  
   Понятие "индивид" (впервые введено в научный оборот Цицероном как латинский аналог греческого термина "атом").
   В социологии Индивиду вменяются (приписываются) сущностные признаки: быть носителем определенного типа сознания (обыденного - в массовых опросах, специализированного, профессионального - в экспертных и т.д.); обладать компетентностью, т.е. определенной информацией и знаниями; иметь выработанное отношение ("мнение") о предмете опроса, т.е. обладать определенными установками; быть включенным в те или иные социокультурные контексты, прежде всего в нормативные системы, что позволяет наделять респондента характеристикой рациональных стратегий поведения; иметь индивидуальные черты (уровень интеллектуального развития, аналитические возможности, память, воображение, мера допустимого конформизма и т.д.).
  
   3 сентября 1984 в Великобритании доктор Алек Джеффриз ( en. Alec John Jeffreys) из Лестерского университета обнаружил, что последовательность оснований в ДНК является индивидуальной особенностью каждого человека. Это свойство ДНК, известное как "генетические отпечатки", стало использоваться при установлении родственных отношений и в криминалистике.
  
   Личная идентификация в философии -- ответ на вопрос об отношении личности к самой себе. Многие философы думали над этим вопросом. Они хотят обяснить коренные аспекты личности (необходимые и достаточные условия), чтобы понять, как личность может сохраняться в течение времени.
   http://plato.stanford.edu/entries/identity-personal/ Stanford Encyclopedia of Philosophy
  
   "Один пациент ... вел себя следующим образом: он в течение месяцев оставался в изолированной обособленности от мира, живяодин в комнате, существуя на скромные сбережения и грезя. Но, поступая так, он начинал ощущать, что внутренне умирает. Он становился все более и более пустым и наблюдал "прогрессирующее обнищание образа жизни". Большая часть гордости и чувства собственного достоинства при таком существовании замыкалась на себя, но, когда его состояние деперсонализации начинало прогрессировать, он на короткий срок окунался в общественную жизнь для того, чтобы получить "дозу" других людей, но без "передозировки". Он напоминал алкоголика, продолжающего внезапно устраивать пьяные оргии в промежутках между периодами трезвости, за исключением того, что в его случае у него было пагубное пристрастие -которого он боялся и стыдился, как любой раскаивающийся алкоголик или наркоман,-к другим людям. Через короткое время он начинал ощущать, что существует угроза быть пойманным тем кругом, в который он вошел, и он вновь удалялся в свою изоляцию в смущении от
   безнадежности, подозрений и стыда".
  
   Человек, ощущающий одиночество, испытывает уникальное переживание странствия и вместе с тем осознает свою некую внутреннюю сущность, с которой он может вступать в диалог. Благодаря такому диалогу начинается индивидуационный процесс. Каким трагичным тогда становится отказ от этой возможности личностного роста! Человек может стать личностью, постоянно вступая в такой диалог, постоянно осознавая и исследуя автономию и телеологию своей души
   Холлис Дж.
  
   "Основным маневром, используемым для сохранения индивидуальности под давлением страха поглощения, является изолирование. Таким образом, вместо полюсов отделенности и связанности, основанных на индивидуальной автономии, существует антитеза между полной потерей бытия посредством захвата другой
   личностью (поглощением) и полным одиночеством (изоляцией). Не существует третьей, безопасной возможности диалектических взаимоотношений между двумя личностями, уверенными в собственной основательности и на базе этого способными "потерять себя" друг в друге. ...
   При таком поражении личностной автономии имеет место как неудача при поддержании ощущения самого себя в качестве личности вместе с другими, так и неудача при поддержании его в одиночку. Имеет место неудача при поддержании ощущения собственного бытия в отсутствие других людей. Это неумение быть
   самому по себе, неумение существовать одному. Как выразил это Джеймс: "Другие люди снабжают меня моим существованием"...
   Способность переживать самого себя как автономного означает, что человек действительно стал осознавать, что он есть личность, отделенная ото всех остальных. Неважно, насколько глубоко я привязан в радостях или горестях к кому-то еще, этот человек не является мной, а я -им. Как бы одинок или печален ни был человек, он может существовать один..."
   Лэнг Р. Д. РАСКОЛОТОЕ "Я": пер. с англ. - СПБ.: Белый Кролик. 1995. - 352 с.
  
  
   Я думаю, что в зеркале моем
   когда-нибудь окажемся втроем
   во тьме, среди гнетущей тишины,
   откуда-то едва освещены,
   я сам и отраженье и тоска -
   единственная здесь без двойника.
  
   Бродский
  
  
   Самосознание есть сознание субъектом самого себя в отличие от иного -- других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени -- удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире.
   Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени -- как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.
   С. Л. Рубинштейн Основы общей психологии. М., 1946.
  
  
   Интроспекция -- метод углубленного исследования и познания человеком моментов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание.
  
   http://filosof.historic.ru/enc/item/f00/s04/a000422.shtml Интернет-энциклопедия по философии
  
   В психологии Юнга архетип Самости позволяет достичь конечной цели индивидуального развития - личностной целостности и неповторимости. Юнг пишет: "Можно сказать, немного преувеличивая, что персона есть то, чего в действительности нет, но о чем она сама, как и другие, думает, что есть....Индивидуация отделяет человека от личностного подчинения и, следовательно, от коллективности. Это и составляет ту самую вину, которую индивидуант оставляет за собой перед миром, вину, которую он должен постараться искупить. Он должен предложить какой-то выкуп вместо себя, т.е. должен принести некие ценности, которые окажутся равной заменой за его отсутствие в коллективной личностной сфере. Без такого производства ценностей окончательная Индивидуация аморальна и -- более того -- самоубийственна <...>.У индивидуанта нет априорной претензии на ту или иную оценку. Он должен довольствоваться той оценкой, которая приходит к нему со стороны, благодаря тем ценностям, которые он создает. Общество не только имеет право, но оно обязано осуждать индивидуанта, если он не достигает успеха в создании эквивалентных ценностей"
  
   Сам способ бытия индивида артикулируется Сартром как "быть видимым Другими".
   По формулировке Сартра, "мне нужен другой, чтобы целостно постичь все структуры своего бытия", т.е. индивидуальное бытие как бытие Я "в своем бытии содержит бытие другого", и в этом отношении "бытие-с-Пьером" или "бытие-с-Анной" является, по Сартру, "конститутивной структурой моего конкретного бытия", и при этом "мое бытие-для-другого, т.е. мое Я-объект не есть образ, отрезанный от меня и произрастающий в чужом сознании: это вполне реальное бытие, мое бытие как условие моей самости перед лицом другого и самости другого перед лицом меня".
  
   Если ты не сумел найти себя, как же тебя найдут другие?
   Эмиль Кроткий
  
   "Каждый является судьбой Другого, и, без сомнения, тайное предназначение каждого состоит в том, чтобы уничтожить Другого (или совратить его), прибегая при этом не к проклятию или какому-нибудь другому импульсу смерти, а к его собственному жизненному предназначению... Нельзя ли в таком случае представить себе, что человечество - это тоже некая болезнь, развивающаяся в каком-то огромном организме, который мы не можем охватить как единое целое и в котором оно обретает необходимые условия и смысл своего существования? Нельзя ли представить себе, что человечество стремится к разрушению этого организма и вынуждено совершать это разрушение по мере своего развития, в точности, как микроб жаждет уничтожения человеческого индивидуума, 'страдающего заболеванием'? Да будет нам позволено продолжить наши размышления и спросить себя, не является ли миссией всякого живого сообщества, будь то микробов или людей, постепенное разрушение мира, выходящего за их пределы независимо от того, представлен ли этот мир одним человеком или целой Вселенной....
   ...
   Моя жизнь, коль скоро она являет собой игру Другого, становится непостижимой для самой себя. Моя воля, коль скоро она передается Другому, становится тайной для самой себя".
   ЖАН БОДРИЙЯР ПРОЗРАЧНОСТЬ ЗЛА. Перевод Л.Любарской, Е.Марковской. М.: Добросвет, 2000
  
   Индивидуализм (лат. idividuum - неделимое) - философско-этический принцип, утверждающий приоритет и автономию личности перед любой формой социальной общности.
   Проблема соотношения индивидуального и коллективного (формально признаваемого официальным в данном обществе) достаточно сложна и актуальна для многих культур - например, такие явления, как нежелание участвовать в выборе коллективного Идеала. (аполитичность, асоциальность, бездуховность).
   Современный философский словарь. А.И. Лойко
  
  
   Возможно, главный процесс эволюции состоит во внутривидовой индивидуализации .
  
   Учёные обнаружили у муравьёв индивидуальный опыт membrana .
   Биологи Фабьен Равари ( Fabien Ravary ) и Эммануэль Лекоти ( Emmanuel Lecoutey ) из Парижского университета в Вильтанёс ( Universit? Paris Villetaneuse ), вместе со своей исследовательской группой изучавшие муравьёв, дали на этот вопрос дружный положительный ответ. Выбор учёных пал на муравьёв Cerapachys biroi. Биологи решили на примере некоторой популяции разобраться с тем, как действуют рабочие муравьи этого вида. Исследователи направили внимание на муравьёв одного поколения, которые появились на свет почти в одно и то же время, а значит, были примерно одинакового возраста, величины и развивались в схожих условиях. Эксперимент, который провели учёные, был несложен. Они дали возможность двум группам муравьёв заниматься обычным делом - заготовкой пищи. У представителей одной группы исследователи отбирали половину припасов. Муравьям же второй группы они не мешали. Со временем оказалось, что, видя результаты своих усилий, "успешные" муравьи, которые накапливали столько пищи, сколько приносили, спокойно продолжали своё дело. Но те, у которых усилия наполовину тратились впустую, постепенно приносили всё меньше добычи. Спустя месяц выяснилось, что никаких изменений у обычных муравьёв не произошло: они продолжали заготовку запасов, как и раньше. Однако "неудачливые" муравьи просто бросили это дело и занялись другим, более результативным, - заботой о потомстве муравейника. Оказалось, что для муравьёв характерна мотивация на выполнение успешной работы. При этом муравей "учитывает" собственный индивидуальный опыт и, если он оказывается неудачным, принимается за какое-нибудь более продуктивное дело. Подробности исследования - в статье в журнале Current Biology.
  
   Приоритет и автономия личности перед любой формой социальной общности конструктивны до тех пределов, за которыми превращаются в безответственное и антигуманное бытие человека в мире.
   В современном обществе феномен Индивидуализм - реакция на стандартизацию и обезличивание, протест против манипулирования сознанием человека, против тоталитарных режимов, сциентистского, прагматического и утилитарного подхода к человеку. Этот протест может принимать такие формы, как нигилизм, скептицизм, цинизм, волюнтаризм, анархизм, эгоизм, авторитаризм. Нигилизм как принцип отрицания моральных и идеологических норм ведет к скептическому сомнению в достоверности чего бы то ни было и к циничному презрению и осмеянию культурных феноменов. Ярким проявлением Индивидуализм в морали является эгоизм как принцип жизненной ориентации и моральное качество.
  
  

КОНТЕКСТНАЯ ГАЛЕРЕЯ

   Адлер, Альфред (7 февраля 1870, Рудольфсхайм, Вена, Австрия -- 28 мая 1937, Абердин, Великобритания)-- австрийский психолог и психиатр один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии . Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.
   Альфред был третьим из шести детей в небогатой еврейской семье. Адлер упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред бегал и играл с другими детьми, которые всегда с удовольствием принимали его в свою компанию. Казалось, он находил среди друзей то чувство равенства и самоуважения, которого был лишен дома. Влияние этого опыта можно видеть в последующей работе Адлера, когда он подчеркивает важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом, благодаря которому, по его мнению, личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества.
   В детстве Адлер несколько раз был близок к смерти. Когда Альфреду было 3 года, его младший брат умер в кроватке, где они спали вместе. Кроме того, дважды Адлер едва не был убит в уличных происшествиях, а в пять лет переболел тяжелой пневмонией. Семейный врач считал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика. После этой истории Адлер решил стать врачом.
   Будучи врачом-практиком, в 1902 году примкнул к кружку Фрейда. Тем не менее Адлер никогда не был сторонником фрейдистского тезиса об универсальной роли детской сексуальности в развитии человеческой психики. В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его "жизненного стиля", то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации "комплекса неполноценности" (Адлер первым вводит этот термин). Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы -- люди невысокого роста (Наполеон, А. В. Суворов).
   Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со "всемогущими взрослыми", что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).
   Среди главных ключевых принципов его теории:
  
   1) чувство неполноценности и компенсация;
   2) стремление к превосходству;
   3) стиль жизни;
   4) социальный интерес;
   5) творческое Я;
  
   Одним из основопологающих трудов теории личности Адлера является "Практика и теория индивидуальной психологии".
   В 1912 году Адлер опубликовал работу "О нервном характере", обобщавшую основные концепции индивидуальной психологии. В том же году Адлер основал "Журнал индивидуальной психологии", выпуск которого вскоре был прерван Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил военный госпиталь. В 1919 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Подобные клиники вскоре появились в Голландии и Германии, затем -- в США, где функционируют и поныне.
   С 1935 года под редакцией Адлера выходит журнал на английском языке (с 1957 года -- "Journal of Individual Psychology").
   С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись репрессиям и вынуждены были эмигрировать. В 1946 году, после окончания второй мировой войны экспериментальная школа открылась вновь, в то же время возобновилась и публикация журнала.
   В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США. В последние годы своей жизни он активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях Запада. 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет.
   http://lib.ru/PSIHO/ADLER/live.txt Наука жить
   http://lib.ru/PSIHO/ADLER/Adler-3.txt=48284C0;L=0O психология как путь к познанию и самопознанию человека (1926)
  
   Алиса Бейли ( en. Alice A. Bailey; 16 июня 1880, Манчестер -- 15 декабря 1949) -- американский писатель и эзотерик, её книги послужили основой многих аспектов течения Нью-эйдж.
   Она рано осиротела. Мать и отец один за другим скончались от туберкулёза, и Алиса воспитывалась у своих бабушки и дедушки. В детстве её жизнь не была праздной, она была пронизана дисциплиной, ритмом и послушанием -- за попытками своеволия неотвратимо следовало наказание.
   В юности её внутренняя жизнь была полна терзаний и душевных мук. Ей еще не было пятнадцати, но она уже несколько раз пыталась покончить с собой. К счастью, она стала понимать, что стоит за этим импульсом -- недовольство миром, её окружающим, соединение чувства и разума в стремлении постичь высокое и прекрасное, чувство одиночества и покинутости.
   Душевная боль и погруженность в себя вскоре вскрыли врожденную способность "чувствовать" людей и предвидеть обстоятельства, знать, что человек думает и как поступит. Осознание в себе этого свойства стало началом мистического периода в жизни Алисы.
   Первое видение, как она сама потом уверяла, состоялось 30 июня 1895 года. В доме не было никого, кроме слуг. Алиса читала в гостиной книгу. Вдруг отворилась дверь и появился высокий человек -- в европейском костюме, но с тюрбаном на голове. Незнакомец молча подошел к ней и сел рядом. Алиса была так ошеломлена, что не могла произнести ни звука. А Незнакомец сказал, что имеется важная запланированная работа, которую она могла бы выполнить для людей, но что эта работа потребует от нее глубокого изменения характера. Однако, сперва ей следует достичь полного самоконтроля, и только тогда можно будет начать. Он сказал, что ей придется много путешествовать по всему миру, посетить множество стран, выполняя работу, порученную ей Учителем. Он подчеркнул, что всё зависит от неё самой, от того, насколько она сумеет изменить свой характер и что она должна немедленно начать это делать. Незнакомец добавил, что будет вступать с ней в контакт один раз в несколько лет. Затем встал и вышел. Много позже она узнала,как она утверждала, что являвшийся ей тогда в видении Незнакомец -- это известный теософам Учитель Кут-Хуми (Koot Humi).
   В 22 года она оставила беззаботную материально обеспеченную жизнь, решив стать проповедником среди солдат Британской Армии. В течение шести лет Алиса вела трудную миссионерскую работу среди солдат. работала в Ирландии, в Индии, в Гималаях.
   Она пережила период бедности, ей пришлось тяжело работать, чтобы прокормить и воспитать детей.
   В 1923 г. Фостер и Алиса Бейли основали Школу Арканов (''Arcane School''), с целью сформировать школу учеников наступающей Новой Эры (New Age -- S|Нью-эйдж). Миссией школы было объявлено обучение учеников тому, как правильно построить свою жизнь, чтобы она была в соответствии с Великим Вселенским Планом, проводимым в жизнь внутренней иерархией духовных учителей, начиная с Христа. Интеграция человечества в мир духовный -- вот ближайшая задача, стоящая перед человечеством. Решить ее возможно только при расширении сознания.
   Она умерла в 1949 г.
   http://www.oneworld.ru/Blank-ru/wesniki/biograf/biog-2ru.htm о жизни А.Бейли
  
  
  
   Все улицы ведут к восходу,
   и если я далек народу,
   то перерос его тщету.
   Внимаю всем во мне идущим,
   и одиночеством растущим
   за утром утро обрету.
   Рильке
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"