Пасынков Александр Сергеевич : другие произведения.

Контексты одиночества.6. Старость

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:


   Старость
  
   Ночь; дожив до седин, ужинаешь один,
   сам себе быдло, сам себе господин.
  
   Бродский
  
   Дважды в жизни человек должен быть одиноким: в юности - чтобы большему научиться и выработать себе, для руководства, образ мыслей, и в старости - чтобы взвесить все пережитое.
   И. Циммерман
  
   Уединение, как мне кажется, имеет разумные основания скорее для тех, кто успел уже отдать миру свои самые деятельные и цветущие годы, как это сделал, скажем, Фалес.
   Монтень
  
   Автор газеты "Версия" взял эксклюзивное интервью у Габриэля Гарсиа Маркеса. "Вскарабкавшись на вершину, - говорит Маркес, - я огляделся и ужаснулся: вокруг никого нет. Необычайно страшно быть в изоляции при том, что почти 24 часа в сутки находишься у всех на виду. Вот оно - настоящее одиночество, которое так занимало меня всю мою писательскую жизнь. Власть одиночества и одиночество власти - главные темы моих романов, рассказов и повестей. Судьба сыграла со мной злую шутку: на закате жизни я сам оказался заперт в одиночестве".
  
   Секрет спокойной старости состоит в том, чтобы войти в достойный сговор с одиночеством.
   Габриэль Гарсиа Маркес
  
  
   Одиночество -- самый верный признак старости.
   Олкотт
  
   Старость -- период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Вследствие старения организм становится менее приспособленным к условиям окружающей среды, уменьшает и теряет свою способность бороться с хищниками и противостоять болезням и травмам.
  
   Эволюционные теории считают, что старение является не необходимым свойством живых организмов, а запрограммированным процессом. Согласно им, старение развилось в результате эволюции из-за некоторых преимуществ, которые оно даёт целой популяции.
  
   Теории повреждения предполагают, что старение является результатом природного процесса накопления повреждений со временем, с которыми организм старается бороться, а различия старения у разных организмов является результатом разной эффективности этой борьбы.
  
   Теория одноразовой сомы, иногда ''теория расходуемой сомы'' ( en. Disposable soma theory) -- эволюционно-физиологическая модель, которая пытается пояснить эволюционное происхождение процесса старения. Теория была предложена в 1977 году Томасом Кирквудом, в то время сотрудником Британского Национального института биологических стандартов и контроля, в его обзорной статье Kirkwood, T. B. L. Evolution of Aging.Nature.volume 270.1977,pages 301-304 . Эта теория задаётся вопросом, как организм должен распорядиться своими ресурсами между поддержкой и ремонтом сомы и другими функциями, необходимыми для выживания. Необходимость компромисса в использовании этих ресурсов возникает в связи с ограниченностью ресурсов и необходимостью выбора лучшего пути их использования.
   Она предполагает, что индивидуумы должны инвестировать в поддержку и ремонт своей сомы (периферийных частей тела) в соответствии со своими ожиданиями относительно будущей продолжительности жизни и возможностей для размножения. Однако ожидания индивидуума будущих перспектив жизнеобеспечения и вероятности размножения не постоянны. Для разных видов, а иногда даже для разных индивидуумов в границах вида, таким образом, необходимо поддерживать свою сому на протяжении разных промежутков времени. Теория одноразовой сомы предусматривает, что виды и популяции, которые в среднем имеют небольшое число внешних угроз и низкую скорость размножения, должны инвестировать намного больше в защиту своей сомы, чем виды и популяции, которые ожидают короткую продолжительность жизни и быстрое размножение. Когда организмы попадают в защищённые условия и освобождаются от естественного отбора, различия в ремонте и поддержке сомы проявляются в виде межвидовых и межпопуляционных различий в скорости старения и максимальной продолжительности жизни.
   Было сделано предположение, что одной из причин того, что птицы и летучие мыши живут дольше, чем наземные животные аналогичного размера, является то, что благодаря возможности летать они были освобождены от значительной части эволюционного давления со стороны хищников, которую испытывают наземные животные.
   Austad, S. N., and Fisher, K. E.Mammalian Ageing, Metabolism, and Ecology: Evidence from the Bats and Marsupials.Journal of Gerontology,volume 46. 1991.pages 47-53 .
  
   http://imquest.alfaspace.net/BOOK/MFMA/mfma_4_12_3.htm В.Н. Анисимов. Молекулярные и физиологические механизмы старения . -- С.-Петербург: Наука, 2003.]
   http://medicine.jrank.org/pages/1758/Theories-Biological-Aging-Disposable-Soma.html Theories of Biological Aging: Disposable Soma
  
   Эффект старения животных обычно наблюдается только в защищённых средах (например, лабораториях и зоопарках). В природных условиях доминирующей причиной смерти являются хищники, болезни или нехватка еды, поэтому старение проявляется очень редко. Как правило, естественная продолжительность жизни животного только ненамного превышает время достижения половой зрелости, а максимальная продолжительность жизни до смерти от старости в несколько раз больше.
   Продолжительность жизни взрослых насекомых составляет лишь несколько недель.
   Этот процесс проявляется в постепенной деградации и потере жизнеспособности клеток на протяжении стационарной фазы Bacterial senescence: stasis results in increased and differential oxidation of cytoplasmic proteins leading to developmental induction of the heat shock regulon. Dukan S, NystrЖm T.Genes and Development.1998.volume 12,pages=3431-3441.
   http://www.genesdev.org/cgi/content/full/12/21/3431 http://www.asm.org/ASM/files/ccLibraryFiles/FILENAME/000000001727/znw00805000363.pdf .
  
   На примере дрожжей было обнаружено, что, подобно процессу репликативного старения, специфичного для материнских клеток, условное старение является как процессом износа внутриклеточных структур, так и генетической программы. Например, клеточная стенка в стационарной фазе проходит через ряд генетически запрограммированных структурных изменений с целью повышения жизнеспособности и продолжительности жизни организма. Но, в конце концов клетка стареет и умирает.
   На клеточном уровне старение проявляется в замедлении деления клеток. Частично этот эффект является результатом так называемого предела Хейфлика деления соматических клеток. Эта граница связана с отсутствием активной теломеразы, в результате чего конечные участки хромосом, теломеры, сокращаются при каждом делении. У человека соматическая клетка может делиться около 52 раз, после чего теломеры исчезают, и в клетках запускается программа апоптоза, "альтруистического самоубийства" клеток.
  
   Основная масса тела, которая складывается из массы мышц и тканей, после достижения половой зрелости постоянно уменьшается и в глубокой старости составляет около двух третей от максимального значения в молодости. Полная масса тела, напротив, обычно возрастает с возрастом, так как возрастает количество накопленного жира и воды.
  
   В брюшном и спинном нервном корешке человека количество нервных волокон уменьшается приблизительно на 20 процентов от 30-летнего до 90-летнего возраста. У человека количество обонятельных нервных волокон уменьшается с возрастом, приблизительно на 25 процентов с рождения до 90-летнего возраста, примерно как и количество оптических нервных волокон, которые обеспечивают зрение.
  
   Скорость залечивания ран постепенно уменьшается с возрастом, сначала быстро, а потом несколько медленнее.
   В старости кости постепенно теряют кальций и становятся менее крепкими. Это может привести к остеопорозу и способности выдерживать вес, увеличивая вероятность переломов. Утоньшение позвонков также приводит к сокращению высоты тела. Кроме того, позвонки отвердевают, что приводит к увеличению жёсткости всего позвоночника и потере манёвренности.
   Суставы также поддаются изменениям. Фактически артрит -- общее условие старого возраста, который принимает две общие формы: остеопороз (стирание хряща сустава) и ревматический артрит (болезнь соединительной ткани). Эти условия могут ослабить подвижность и повседневную активность организма.
  
   Одним из наиболее стабильных признаков старения является ухудшение способности фокусировать глаз как на близкие, так и на отдалённые объекты. Эта потеря в зрительной аккомодации -- результат ослабления мышц глаза и уменьшения эластичности линзы.
  
   Значительное уменьшение клеток наблюдается с возрастом и в количестве живых клеток в коре головного мозга человека.
  
   Георгий Фрумкер. Я плохо помню чудное мгновенье
  
   Потеря нейронов головного мозга -- главная причина снижения умственных способностей пожилых людей, хотя сказывается и некоторый эффект снижения поступления кислорода. Увеличивается также накопление накопление прионподобных белковых скоплений, приводящих у человека к деменции, а также болезням Альцгеймера и Паркинсона.
  
   Специалисты из Медицинского центра Университета Раш (США), (сообщает scienceblog.ru ) провели исследование под названием Rush Memory and Aging Project длилось 5 лет, и в нем приняли участие 1138 добровольцев, возраст которых на начало эксперимента был около 80 лет. Для того, чтобы изучить хронические состояния в старости, медики ежегодно проводили своим подопечным полное медицинское обследование и нейропсихологические тесты на эпизодическую, рабочую и семантическую память, а также скорость восприятия. Выяснилось, что если на начало эксперимента все старики обладали примерно одинаковыми познавательными способностями, то через пять лет, те из них, кто предпочитал уединение и одиночество активной социальной жизни, на 75% хуже воспринимали и запоминали новую информацию. Почему социальная активность в старости так важна для поддержания когнитивных способностей? На этот вопрос ученые пока не могут ответить однозначно. Однако, есть давно установленный факт: интенсивное межличностное общение поддерживает нейроны в работоспособном состоянии не хуже, чем разгадывание кроссвордов.
   KP.RU
  
   Молодые люди действительно не всегда оказываются в состоянии понять, что чувствуют старики, и потому подчас с изрядным раздражением относятся к их жалобам на плохое самочувствие. И вот немецкая компания Meyer- Hentschel предлагает всем желающим на собственном опыте (чтобы не сказать - шкуре) испытать все "прелести" старческого возраста. Заглянуть в собственное будущее, так сказать. Испытать на собственном опыте, что такое тугоухость, слабость зрения, боли в суставах, трудности в передвижении и так далее. Как? Всего лишь специальный костюм-симулятор, покрывающий всё тело, и шлем на голову. Внешне очень похоже на костюм мотоциклиста, особенно за счёт шлема. Весит это одеяние шесть килограммов, при этом специальные конструкционные особенности позволяют симулировать ощущения дополнительной тяжести в разных местах тела. Из-за "защитного стекла" всё видно очень плохо. В шлем вмонтированы весьма эффективные затычки для ушей, а защитное стекло не только мешает видеть нормально, но ещё и искажает цвета, придавая всему скучный желтоватый оттенок. Все суставные соединения сделаны тугими, чтобы затруднить движения и причинять всяческие неудобства при попытке сесть или встать. И, быть может, самое неприятное - это крошечное устройство в перчатках, которое всё время колет руки, имитируя ощущения, возникающие при артрите. Это пыточное орудие называется Age Explorer (Исследователь возраста). Ну а самое забавное состоит в том, что костюм, на самом деле, был создан для... облегчения жизни престарелым людям! Вот и мы тут подумали, как это? А всё, оказывается, очень просто: костюм рассчитан не на стариков, а на людей молодых и чересчур бодрых, которые думают, что будут жить вечно, и потому не понимают, что это старики так медленно двигаются, не слышат с первого раза, что им говорят, всё время переспрашивают... Говорят, уже 4500 человек испытали Age Explorer. Большинство добровольцев представляли бизнес-сектор, остальные - всевозможные службы ухода за престарелыми. 23 -летняя корреспондентка немецкой газеты Bild не без удивления, судя по всему, обнаружила, что в 70 лет на велосипеде особо не погоняешь. Ей не удалось даже сеть в седло. Сгибаться и разгибаться оказывается целым приключением. Причём не из приятных. Переходить улицу тоже оказалось целым приключением, сидеть на скамейке - это постоянная боль, а подниматься - и вообще мрак и скрежет зубовный. Другой человек, испытывавший на себе костюм Age Explorer, поведал журналистам Independent Online и разработчикам костюма, как он весь исстрадался, пытаясь вытащить на свет божий бумажник, чтобы купить себе билет на поезд: крошечное устройство в перчатках язвило его руки нещадно. "Я не смог разобрать без очков ничего из того, что было написано в расписании поездов, - рассказывает он. - На первый поезд метро я не попал, он уехал у меня из-под носа. Очень скоро я понял, как сильно престарелые люди нуждаются в свободном сидении... Я, наверное, никогда не забуду, как тяжело выуживать мелочь из разменного автомата - это было самое трудное. В этот момент, я понял, насколько тяжело приходится старикам".
   MEMBRANA
  
  
   В древней Греции, если община балансировала на грани голодной смерти, существовал обычай избавляться от членов, которые перестали быть полезными из-за увечья или старости. Обычно старики уходили из жизни добровольно. В Афинах и ряде других городов имелся особый запас яда для тех, кто желал уйти из жизни и мог обосновать свое намерение перед ареопагом. Читаем у Либания: "Пусть тот, кто не хочет больше жить, изложит свои основания ареопагу и, получивши разрешение, покидает жизнь. Если жизнь тебе претит - умирай; если ты обижен судьбой - пей цикуту. Если сломлен горем - оставляй жизнь. Пусть несчастный расскажет про свои горести, пусть власти дадут ему лекарство, и его беде наступит конец".
  
   В древней Европе (у датчан, готов) этот ритуал сохранялся вплоть до христианской эры. У вестготов была так называемая "Скала предков", с которой бросались старики, не желавшие обременять собой сородичей. Такой же обычай описан у испанских кельтов. На острове Кеос во времена античности старики украшали головы венками и устраивали веселый праздник, в конце которого пили цикуту. Еще совсем недавно, в Новое время, в голодных горных деревнях провинциальной Японии старики и старухи, которые больше не могли работать и чувствовали, что превратились в обузу для своих детей, требовали, чтобы их отнесли в горы и оставили там умирать голодной смертью. Этот обычай, известный нам по литературе и кинематографу, оставил о себе память и в географии: название горы Обасутэяма буквально означает "Гора, где оставляют бабушек". Когда миссионеры добрались до голодных снежных пустынь, где обитали эскимосы, христианских пастырей потряс жестокий туземный обычай: старики, чувствуя приближение дряхлости, сами уходили в тундру и замерзали там.
  
   "Легенда о Нараяме" ( ja. Narayama Bushiko) -- фильм режиссёра Сёхэя Имамура. Картина является переработкой одноимённого фильма режиссёра Кэйсукэ Киносита, снятого в 1958 году. Сюжет основан на книге Ситиро Фуказава "Человек из Тохоку".
   = Сюжет =
   Забытая маленькая японская деревня, где неторопливо течёт почти первобытная жизнь, хотя в фильме события происходят примерно в 19-м веке.
   Жизнь долгой зимой трудна и полна невзгод. Одной из семей приходится обменять у бродячего продавца ребёнка на порцию соли, чтобы выжить. Но вот приходит весна и всё расцветает и полно жизни. Люди и животные - вся природа готова к продолжению рода.
   Суть "Легенды о Нараяме" это обычай, который испокон веков соблюдается в деревне. Когда старику или старой женщине исполняется 70 лет деревня и семья не должны больше кормить бесполезный рот. Старший сын должен отнести пожилого человека умереть от голода и жажды на вершину горы Нараяма. Отнести сам на своих плечах.
   Главной героине фильма Орин вот-вот исполнится 70. Она полна сил, у неё целы все зубы, но закон есть закон. Она сама готовится к исходу и готовит своего сына Тацухэя, который нежно любит её, к последнему пути. Исполняя долг сына Тацухэй относит мать умирать в зимний день, когда выпадает первый снег. Снежинки медленно падают на седую голову Орин...
   Когда Тацухэй возвращается домой он другими глазами смотрит на своего маленького сына. Пройдут годы и сын понесёт его на гору Нараяма.
  
  
   Примеры отношения древнегреческих философов к старости:
  
   Антипатр Тарсийский (ок. 210 -ок. 130 до н.э.) Древнегреческий философ. Глава и реформатор стоической школы. Следуя традиции своих предшественников - Зенона, Клеанфа и Хрисиппа - ушел из жизни добровольно. Достигнув преклонного возраста и чувствуя угасание сил, принял яд.
  
   Антисфен (ок. 445 -ок. 336 до н.э.) Древнегреческий философ. Сын фракийской рабыни. Жил в Афинах, был учеником Горгия и Сократа, оппонентом Платона. Основал киническую школу. Был учителем Диогена. А. отвергал богатство, ходил в лохмотьях, проповедовал простоту и естественность. Труды Антисфена оказали немалое влияние на стоиков и Эпиктета. Достигнув глубокой старости, закололся кинжалом.
  
   Аристарх Самофракийский (II век до н.э.) Знаменитый александрийский грамматик, воспитатель Птолемея Евпатора, сына Птолемея VII Филометора. Был учеником грамматика Аристофана, основал собственную филологическую школу. Считался великим учителем критики, занимался истолкованием Гомера и других греческих поэтов. Родоначальник всех благожелательных, объективных литературных критиков (в противоположность своему антиподу Зоилу). Страдая неизлечимой болезнью, уморил себя голодом в возрасте 72 лет.
  
   Аттик, Тит Помпоний Titus Pomponius Atticus ( 109- 32 до н.э.) Древнеримский писатель и финансист. Прозвище Аттик, то есть "Аттический", получил из-за того, что более 30 лет прожил в Афинах. Был богатым человеком - откупщиком податей, владельцем школы гладиаторов, книгопродавцем. Близкий друг Цицерона. Оставил несколько исторических трудов. Сохранились адресованные ему письма Цицерона. Эпикуреец по убеждениям, Аттик ушел из жизни добровольно, когда в старости заболел мучительным недугом. Уморил себя голодом.
  
   Демокрит (ок. 460 -ок. 370 до н.э.) Древнегреческий философ- материалист родом из Абдеры. Основатель атомистической теории. Этическое учение Демокрит видит главную добродетель в знании Демокрит Абдерский ( ; Абдеры, ок. 460 до н. э. -- ок. 370 до н. э.) -- древнегреческий философ, ученик Левкиппа, один из основателей атомистики. Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм (идей), материалистическая категория, в противоположность идеалистическим ''идеям'' Платона).
   Основным принципом существования человека считал нахождение в состоянии благостного, безмятежного расположения духа (эвтюмия), лишенном страстей и крайностей. Это не простое лишь чувственное удовольствие, а состояние "покоя, безмятежности и гармонии".
   Демокрит считал, что всё зло и несчастья происходят с человеком из-за отсутствия необходимого знания. Отсюда он делал вывод, что устранение проблем лежит в приобретении знаний.
   За время своей жизни много путешествовал, изучая философские и натурфилософские воззрения различных народов (Древний Египет, Вавилон, Персия, Индия, Эфиопия). Слушал в Афинах пифагорейца Филолая и Сократа, был знаком с Анаксагором.
   На эти путешествия Демокрит потратил большие деньги, доставшиеся ему по наследству. Однако растрата наследства в Абдерах преследовалось в судебном порядке. На суде, вместо своей защиты, Демокрит зачитал отрывки из своего произведения, "Великий мирострой", и был оправдан: сограждане решили, что отцовские деньги потрачены не зря.
   Образ жизни Демокрита, однако, казался абдеритам непонятным: он постоянно уходил из города, скрывался на кладбищах, где вдали от городской суеты предавался размышлениям; иногда Демокрит без видимой причины разражался смехом, настолько смешными казались ему людские дела на фоне великого мирового порядка (отсюда его прозвище ''"Смеющийся Философ"''). Сограждане сочли Демокрита умалишенным и даже пригласили для его освидетельствования знаменитого врача Гиппократа, который действительно встретился с философом, но постановил, что Демокрит абсолютно здоров, как физически, так и психически. А его странное поведение объясняется погруженностью в свои мысли.
   http://www.krotov.info/lib_sec/05_d/dio/gen_07.htm#99 О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов
  
   Пользовался огромным авторитетом у сограждан. Дожив до глубокой старости, решил, что пора уйти из жизни, и перестал принимать пищу. Согласно преданию, к умирающему Демокриту пришла племянница и попросила его повременить со смертью, чтобы не омрачать праздник. Демокрит согласился понюхать горячие лепешки, и это продлило его жизнь еще на три дня.
  
   Зенон Китионский (ок.335 -ок.262 до н.э.) Древнегреческий философ. Родился на Кипре, был торговцем. Стал философом после того, как чудом спасся во время кораблекрушения. Основал в Афинах стоическую школу. Сочинения Зенона дошли до наших дней во фрагментах. Предание о самоубийстве Зенона считается классической иллюстрацией стоического пренебрежения к смерти. В старости Зенон споткнулся, ушиб палец и, восприняв это маленькое происшествие как зов земли, удавился.
  
   Ксенократ (ок. 395-312 до н.э.) Древнегреческий философ. Родился в Калхедоне. С 339 возглавлял Афинскую платоновскую академию. Развил учение Платона о числах, а также пифагорейское учение о злых и добрых демонах. Подразделил науку философию на логику, физику и этику. Достигнув глубокой старости, принял яд.
  
   Хрисипп (ок.280 -ок.204 до н.э.) Древнегреческий философ-стоик. Последователь Зенона и Клеанфа. Главной философской дисциплиной почитал этику. Создал образ идеального мудреца, живущего в гармонии с миром. Из многочисленных трудов Хрисиппа до наших дней дошли лишь отрывки. Следуя укоренившейся в стоической школе традиции, ушел из жизни добровольно, когда стал стар и немощен. Согласно одной версии, отравился. Согласно другой, упился до смерти неразбавленным вином.
  
  
   Эратосфен Киренский (ок. 276-194 до н.э.) Греческий ученый, писатель и поэт. В истории прежде всего остался как астроном, попытавшийся вычислить окружность Земли. Родился в Египте. Учился в Александрии и Афинах. Долгие годы был директором Александрийской библиотеки. Составил календарь, в который включил високосные годы. Создал хронологию, ведущую отсчет от Троянской войны. Автор астрономической поэмы, а также этических и литературно- критических трактатов. В старости ослеп и уморил себя голодом
  
   Крупномасштабное исследование ученых из Чикагского (University of Chicago), Гарвардского и Калифорнийского университетов, США, было посвящено здоровью людей старше 60 лет. В результате оказалось, что одинокие пожилые люди могут "заражать" своим настроем окружающих: их знакомые и соседи впоследствии постепенно удаляются от людей, устраняясь в итоге от социума в целом. В своей работе специалисты рассматривали истории сердечных болезней во Фрамингеме, штат Массачусетс, США. Данные собирались с 1948 года, сначала было изучено состояние более 5 тыс. человек, обследующихся с жалобами на сердечно-сосудистые заболевания. В процессе исследование расширилось и охватило порядка 12 тыс. человек, так как тесты, определяющие степень одиночества и депрессии, заполнялись также детьми, внуками и другими ближайшими родственниками замкнутых пациентов. Специалисты поддерживали устойчивый контакт с участниками в течение длительного времени, каждые два-четыре года фиксируя круг общения и количество друзей, которые впоследствии стали отличным источником информации о социальной активности испытуемых. Данные исследования показали, что одинокие люди буквально "заражали" своим одиночеством всех вокруг. Особенно четко это проявлялось по отношению к соседям, с которыми устанавливались близкие, дружеские отношения. "Мы обнаружили необычную инфекцию, которая просто вынуждает людей выпадать из социальных отношений и превращаться в одиноче", - говорит психолог из Чикагского университета Джон Качоппо, один из авторов исследования. - У близких к одиноким становится меньше друзей, одиночество лишает их даже тех немногих связей, которые у них были". Прежде чем разорвать отношения с окружающими, эти люди транслируют свое чувство одиночества оставшимся друзьям, которые потом повторяют их путь. Чем больше времени человек проводит в одиночестве, тем менее доверчивым он становится, тем труднее ему становится установить дружеские взаимоотношения с окружением. Общество в свою очередь вытесняет одиночек. Это хорошо видно на примере популяции обезьян: они прогоняют тех особей, которые сначала удалялись от группы, а затем пытались вернуться. "Периферийные социальные связи могут изнашиваться, как края вязаной одежды", - поясняют Джон Качоппо и Тиффани и Маргарет Блейк, психологи и соавторы данной работы. membrana
  
  
   В целом в мире, согласно данным ООН, процент населения старше 60 лет составлял 8 % в 1950 году, 10 % в 2000, и ожидается на уровне 21 % в 2050.
   Из данных ООН следует, что к 2001 году возраст каждого десятого жителя земли превысил 60 лет. Интенсивно "стареют" западноевропейские страны, США, Канада и Япония. В настоящее время продолжительность жизни достигает в России 67 лет, в США - 76 лет, во Франции - 77 лет, в Канаде - 78 лет, в Японии - 80 лет. Средний возраст населения становится все выше, а численность детей, подростков и молодых людей сокращается, что квалифицируется как "демографическая революция". К 1995 году доля граждан пожилого возраста в составе населения России (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) достигло самого высокого уровня за период с 1959 года и составила 20 ,6 %. В настоящее время 30 ,2 млн. россиян относятся к старшему поколению.
  
   http://www.bbc.co.uk/worldservice/apps/ru/sendemail/i/http://www.bbc.co.uk/russian/science/2010/09/100921_dementia_cost.shtml?t= Старческое слабоумие стоит 1% мирового ВВП
   Старческое слабоумие стоит 1% мирового ВВП
   Эксперты считают, что к 2050 году количество больных старческим слабоумием утроится
   В этом году страны мира потратят на уход за людьми, страдающими от старческого слабоумия, 604 млрд. долларов, или около 1% объема мирового ВВП, отмечают эксперты.
   В докладе организации, которая изучает ситуацию с болезнью Альцгеймера, сказано, что объем средств, направляемых на борьбу с недугом, превышает размеры выручки таких мировых гигантов, как торговая сеть Wal-Mart или нефтяная компания Exxon Mobile.
   Из-за того, что общая продолжительность жизни человека постоянно растет, все больше людей в будущем будут страдать от болезни Альцгеймера, говорят ученые. По их прогнозам, к 2030 году больных станет вдвое больше, чем сейчас, а к 2050 их количество утроится. В некоторых государствах, в том числе в Великобритании, старческое слабоумие уже стало одним из самых дорогостоящих заболеваний.
  
   Ученые доказали роль одиночества в развитии болезни Альцгеймера Совместное исследование шведских и финских ученых показало, что в развитии болезни Альцгеймера значительную роль играет одиночество. Результаты работы ученых были опубликованы в British Medical Journal , сообщает ВВС . Исследование состояло из двух этапов с интервалом в 20 лет. В нем приняли участие две тысячи жителей Финляндии, возраст которых на момент первого этапа исследования составлял около 50 лет. Ученые выяснили, что среди разведенных или овдовевших в среднем возрасте болезнь Альцгеймера встречалась в три раза чаще, а среди повторно разводившихся в более позднем возрасте - в 7,67 раз чаще, чем среди женатых или живущих в гражданском браке испытуемых. Кроме того, дополнительный риск старческого слабоумия был выявлен для участников, являвшихся носителями одного из вариантов гена APOE. Связь этого гена с повышенным риском болезни была подтверждена рядом предыдущих исследований. По мнению исследователей, проживание совместно с партнером позволяет избежать когнитивных и социальных изменений, которые впоследствии приводят к развитию болезни Альцгеймера.
   Solo life ups gene dementia risk - BBC, 02.07.2009 - Болезнью Альцгеймера страдает более 5 миллионов американцев
  
  
   Hезультаты недавно проведенного в США исследования. В течение четырех лет американские ученые наблюдали за более чем 800 пожилыми пациентами. Ежегодно участники эксперимента отвечали на вопросы анкеты, в которой им предлагалось выразить свое отношение к различным аспектам одинокой жизни. Респонденты должны были использовать пятибалльную шкалу, чтобы указать, насколько определенные утверждения описывают их жизнь. Например, "меня преследует ощущение пустоты" или "я чувствую себя абсолютно брошенным". Проанализировав проведенную работу, профессор Роберт Вилсон и его коллеги сделали вывод о существовании прямой связи между одиночеством и развитием болезни Альцгеймера. Оказалось, что одинокие люди чаще страдают слабоумием: риск заболевания вышеназванным психическим расстройством увеличивается у них более чем в два раза. Руководитель исследовательской группы и профессор нейропсихологии Вилсон так прокомментировал результаты работы: "Исследование дало нам два результата: во-первых, оно показало, что одиночество на самом деле является фактором риска, и, во-вторых, мы поняли, что для изучения его связи с развитием психических расстройств необходимо выйти за рамки обычной невропатологии". Он также добавил, что одинокая жизнь не является следствием слабоумия. Наоборот, одиночество может влиять на те системы в мозгу, которые отвечают за восприятие и память, поэтому одинокие люди более подвержены возрастным изменениям в нервной системе, впоследствии приводящим к психическим расстройствам. "Нужно иметь в виду, что одиночество имеет влияние не только на эмоциональный фон, но и на здоровье организма".
  
   Одиночество людей пожилого возраста, как социальная проблема. В преклонном возрасте реальность старения влечет за собой много причин одиночества. Умирают старые друзья, и хотя их можно заменить новыми знакомыми, мысль, что ты продолжаешь свое существование, не служит достаточным утешением. Взрослые дети отдаляются от родителей, иногда лишь физически, но чаще из эмоциональной потребности быть самим собой и иметь время и возможность заниматься собственными проблемами и взаимоотношениями. Со старостью приходят опасения и одиночество, вызванное ухудшением здоровья и страхом смерти. В целях наилучшего приспособления к среде человек должен иметь и того, к кому он лично привязан, и широкую сеть друзей. Дефицит каждого из этих различных типов отношений может привести либо к эмоциональному, либо к социальному одиночеству.
  
   ОДИНОЧЕСТВО - БИЧ СТАРОСТИ, или КАК ЖИВУТ И УМИРАЮТ СТАРИКИ?
   Редакционная почта полна писем, повествующих о безысходной старости, о горе одиноких людей. Они взывают о помощи. Им плохо, они больны, бессильны, чувствуют свою ненужность и брошенность. Жуткое одиночество, которое едва ли скрашивает приходящая раз или два в неделю женщина из службы милосердия. Хорошо, когда есть добрые соседи и как-то они помогают. "РОДСТВЕННИКИ МЕНЯ БРОСИЛИ..." "Помогите! Это крик одинокой 86 - летней престарелой женщины. После смерти мужа, капитана в отставке, осталась одна в доме. Был сын, но в 2004 г. умер. Есть внук и племянник. После смерти сына они приехали ко мне и уговорили отдать все документы на дом. Пенсию получаю за мужа, но внук с женой придут ко мне, возьмут под руки и везут получать пенсию. Деньги забирали, а я оставалась голодная. Раз в три дня принесут мне полкастрюльки макарон или картошки - и все. Ни за свет, ни за газ платить нечем. Я уже едва ходила от голода, да соседка, Мария Андреевна, увидела меня и ужаснулась. Она сжалилась надо мной и стала подкармливать. Ходила со мной в милицию, к участковому, в райадминистрацию, но толку нет. Правда, паспорт мне вернули. Чтобы восстановить все документы, надо ходить по судам? Но ходить-то не могу, да и соседке тоже ведь уже 75 лет. Мои родственники меня бросили. С уважением и надеждой - Таисия Андриановна Пагудина, пос. Садки-1 , пер. Луговой, д. 21". ...В КВАРТИРЕ НАШЕГО ПОДЪЕЗДА УМИРАЕТ БРОШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК" "Дорогая редакция! У нас в подъезде, в квартире Ж 75 , лежит брошенный человек. Он весь в ранах, от него несет трупным запахом. Когда он поднимается на 4 -й этаж, от его ног (обуви) на ступеньках остаются следы какой- то жидкости. Она засыхает. Соседи уже два раза вызывали "скорую помощь". Ни одна больница его не принимала. Неужели для него не найдется в городе изолятора? Мы, жители 4-го подъезда и всего дома, не знаем, что с ним, чем он болен. Помогите нам, изолируйте этого человека. Александр Иванович Стулов, пр. Металлургов, 215". ...
   "Газета "Приазовский рабочий"
  
  
   "В Сан-Франциско стариков встретишь повсюду. Они составляют 18 % населения города - такую пропорцию можно найти в немногих других районах страны, несмотря на возросшее число пожилых людей в стране в целом [...]. Лишь небольшое число обследованных нами пожилых людей еще продолжают участвовать в деловой жизни Сан- Франциско.
   ...
   Примерно четвертая часть опрошенных показала, что иногда им все же не нравится оставаться одним и что их терпимость к одиночеству уменьшилась в старости. Все, кроме одного, из этой части респонеднтов состояли когда- то в браке и около половины из них жили сейчас со своими супругами. Полученные нами данные идентичны выводам Лоуэнталь, исследовавшей проблему социальной изоляции людей, всю жизнь проживших отшельниками. Она установила, что этим "одиноким волкам" в случаях крайнего затворничества "нравилось быть одним, и они... редко сообщали об одиночестве как о проблеме своей прошлой или теперешней жизни". Анализируя характерные особенности этой группы людей, Лоуэнталь пишет: "В плане культуры такой уединенный образ жизни можно было бы определить как форму душевного заболевания, но в то же время отсутствие межличностных отношений, являющееся одной из его основных признаков, может помочь в старости предотвратить развитие открытых форм психогенетического расстройства или помешать его распознаванию, если оно все-таки проявится". С другой стороны, она установила, что "слишком ничтожная их приспособленность к обществу на протяжении всей жизни может привести к появлению душевного расстройства в старости". По сути, пожилые люди, мало приспособленные к жизни в обществе, "побежденные" и "обвинители" - как их называет Лоуэнталь, - это те, кто когда-то пытался удовлетворить свою потребность в зависимости от других и, потерпев при этом неудачу, частично самоустранился от общения. Эти люди, согласно данным Лоуэнталь, "чаще, чем отчужденные всю жизнь, жаловались на одиночество". Одним словом, чувство одиночества в старости возникает у тех, кто пытался в течение своей жизни установить удовлетворительные личные отношения с другими людьми, но кому по той или иной причине не удалось получить нужного удовлетворения. Поэтому они обосновались на границе социальной системы, надеясь здесь защитить себя. С другой стороны, мы обнаружили и таких одиноких пожилых, кто никогда - по крайней мере за всю свою взрослую жизнь - не предпринимал попыток установить реальный контакт с другими людьми. Начав самостоятельную жизнь в ранней молодости, они с тех пор придерживаются строгого и независимого курса в своей жизни. По иронии судьбы, эти люди "одиночки", убежденные холостяки или старые девы и те, кто часто переезжает с места на место, - оказываются более закаленными, когда приходит старость и они сталкиваются с одиночеством и отчуждением, навязанными многим старикам в современном американском обществе. Такие одинокие пожилые прошли хорошую школу и подготовились к подобному образу жизни. Но, как мы увидим далее, если болезнь выводит их из строя и ставит в зависимость от других людей, если твердыня полной уверенности в своих силах дает трещину хрупкая система собственного "Я", заключенная в ней, может также получить серьезное повреждение. В целом, однако, именно в среде тех, кто в недостаточной мере приспособился к обществу, - в среде обиженных, но все еще продолжающих надеяться людей - одиночество представляет собой самую серьезную угрозу оберегаемому спокойствию и наносит удар по самолюбию. Для таких людей одиночество опасно...
  
   Поскольку, чем старше становится человек, тем больше ему нужна помощь, и старики часто вынуждены признать эту истину, обращаясь за помощью. К сожалению, для некоторых - и особенно для мужчин в нашем обществе - такие реальные и очень серьезные обстоятельства резко противоречат их дополнительной потребности связывать чувство собственного достоинства с самостоятельностью - способностью и в старости обслуживать самого себя, самому со всем управляться, доказывать, что ты все еще ни от кого не зависимый взрослый человек. Именно исходя из трудностей этой первую очередь культурной дилеммы, и нужно анализировать расторжение связей с обществом, чтобы лучше понять его причину и сущность. То, что в одном случае могло бы показаться опасным разрывом всех связей с обществом и превращением человека в отшельника, в действительности может быть законной попыткой сохранить уважение к себе вопреки очевидному спаду физической и умственной активности. Если этот спад пока не настолько серьезен, чтобы человеку потребовался профессиональный уход или вмешательство соответствующего учреждения, мы вынуждены признать такой разрыв как разумно обоснованный предусмотренной обществом потребностью индивида в самостоятельности и умении во всем полагаться на самого себя. Однако в других случаях - когда разрыв с людьми чрезвычайно осторожно подходить к оценке расторжения связей как обоснованного или необоснованного. ...
   Люди с укоренившейся тягой к самостоятельности - главной ценности в глазах мужчин- американцев. И в особенности представителей того поколения, которое мы изучаем, - могут воспринимать разрушение жизненного пространства человека, даже в интересах здоровья, как агрессивный, враждебный акт угрозу целостности своей личности, личности взрослого человека, как событие, которому нужно противиться всеми силами. Таким образом, то, как человек относится к своему одиночеству, может служить хорошим показателем его потребности в зависимости...
  
   Вопрос о желательности расторжения связей с обществом в целом является первостепенным вопросом геронтологического исследования.
  
   Традиционные культуры часто отводят старику решающую роль патриарха, старейшины в деревне, советника, сказителя, мудреца и друга. Благодаря этому пожилые люди не выпадают из общественной иерархии и поддерживают линейные связи. ..
  
   У большинства старых американцев этого поколения чувство собственного достоинства неразрывно связано с личной и принятой в данной культуре оценкой независимости - с самостоятельностью и уверенностью в своих силах. И все же старость в реальной жизни - это зачастую такой период, когда необходима помощь и поддержка, чтобы выжить. Такова основная дилемма. Трагическое противоречие, которое породила американская культура между и этими двумя главными целями у пожилых людей, оказалась основной проблемой при адаптации к старению, согласно нашей выборке. Эти состарившиеся люди, продукты "протестантской этики" (или иммигранты в ней), должны быть независимыми, чтобы сохранить уважение к себе. Многие из них считают, что лучше умереть, чем превратиться в обузу". Они не возражают против финансовой поддержки - и часто рады получить ее, пока могут поддерживать некоторую видимость самостоятельности: иметь свою комнату, свободу передвижения и выбора, избежать позора быть "нищим, просящим милостыню". Однако когда приходит настоящая беда - при болезни, лишении всех средств, эмоциональном расстройстве, ухудшении зрения или упадке сил, - выживание может во многом зависеть от помощи и поддержки других. Но наше общество считает нерациональным брать на себя особое обслуживание особых случаев; это дорого, отнимает много времени и распыляет ценные кадры. Мы в централизованном порядке рационально объединяем эти функции в крупных заведениях - государственных больницах и домах для престарелых или, как их стали недавно называть, в "домах по уходу за ходячими больными преклонного возраста". А там исчезает даже иллюзия независимости.
  
   Некоторые старые люди из нашей выборки считают, что, если помощь можно получить только такой ценой, то есть попав в эти заведения, если небольшую сферу и без того сузившегося жизненного пространства, в пределах которой пожилой человек проявляет самостоятельность, сохраняя уважение к себе, можно проколоть, как воздушный шарик, тогда, наверное, лучше рискнуть и постараться выжить, полагаясь только на себя. Такие люди задвинут шторы на окнах своей квартиры, чтобы их беспомощность не бросалась в глаза; они будут недоедать, будут сторониться врачей и отказывать себе даже в самых необходимых лекарствах, они будут дрожать от холода, жить в грязи и запустении - но гордостью своей поступятся только в крайнем случае, когда ухудшившееся состояние здоровья заставит их лечь в больницу".
   (Кларк Митчелл)
  
   "И вот, пожалуйста. Сижу и слушаю дождь. Если я сейчас умру, в мире не
   прольется ни одной слезинки. Разве этого я добивался? Как странно. До какой степени можно быть одиноким? Но мир полон таких старых ослов вроде меня. Сидят, и слушают дождь, и думают, куда это все катится. Вот когда понимаешь, что ты стар, - когда сидишь и думаешь, куда же это все катится. Да никуда это не катится, и катиться некуда. Я на три четверти мертвый".
   Макулатура. Чарльз Буковски
  
   " Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной".
   ....
   - Жизнь -- это затяжной прыжок из п...зды в могилу.
   ....
   - Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: "Умерла от отвращения".
   ...
   - Одиноко. Смертная тоска. Мне 81 год...
   Сижу в Москве, лето, не могу бросить псину. Сняли мне домик за городом и с сортиром. А в мои годы один может быть любовник - домашний клозет.
   ....
   -- Старость, это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.
   ....
   - Старость, -- говорила Раневская, -- это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы".
   Фаина Раневская. Случаи. Шутки. Афоризмы. ЗАХАРОВ, Москва 2002
  
  
   Уровень и причины одиночества в понимании пожилых людей, зависят от возрастных групп. Люди в возрасте 80 лет и старше понимают значение термина "одиночество" не так, как представители других возрастных групп. Для престарелых одиночество ассоциируется со снижением деятельности, обусловленной нетрудоспособностью или невозможностью передвижения, а не с отсутствием социальных контактов.
   Пожилые женщины меньше подвержены одиночеству, так как у них в среднем больше социальных ролей, чем у мужчин. По проведенным исследованиям овдовевшие мужчины более одиноки, чем мужчины, состоящие в браке, а среди женщин, состоящих в браке и овдовевших, не обнаружено существенного различия в ощущении одиночества. Мужчины и женщины, состоящие в браке, менее подвержены чувству одиночества, чем люди, живущие одни; но опять же такое влияние больше испытывали мужчины, чем женщины. Одинокие мужчины принадлежали к группе наиболее страдающих от одиночества людей; мужчины, состоящие в браке, относились наименее подверженных чувству одиночества людей, женщины состоящие в браке, а также живущие одни, занимали промежуточное положение между первыми двумя группами. Такие данные частично объясняются различием в организации свободного времени у мужчин и женщин пожилого возраста. Результаты показали, что две третьи одиноких мужчин, занимаются делами, вязанными с уединением, тогда как свыше две трети одиноки женщин посвящают свободное время различного рода социальной деятельности. Проведенные исследования социологов показали, что большинство пожилых людей (56 %) проживают вместе с детьми, причем в 45 % таких семей есть внуки, 59 % пенсионеров имеют супруга (супругу). Одинокие составляют 13 %. Если среди опрошенных пенсионеров чувство одиночества как реальный факт отмечают 23 %, то для одиноких этот показатель - 38 %.
   Аналитические данные Департамента пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития Российской Федерации. - журнал Пенсия 1998 г.Ж1. 28 .
   Документы ООН о проведении международного года пожилых людей (1999 год). - М., 1998.
   Вульф Л.С. Одиночество пожилых людей. - журнал Социальное обеспечение. 1998
   Тора К. Биксон, Летиция Энн Пепло, Карен С. Рук. Жаклин Д. Гудчайс. Жизнь старого и одинокого человека. -М.,1989.
  
  
   Большинство англичан не хочет жить до 120 лет membrana , 15 сентября 2004
   Проведённый в Великобритании опрос тысячи человек показал, что большинство англичан - 52 % - не желает жить до 120 лет. Они сообщили, что предпочитают дожить полной и активной жизнью лет до 80.больше половины британцев быть долгожителями не хочет и денег на это тратить не желает: только 15% готовы инвестировать в продление своей жизни. Когда же англичан спросили, что, по их мнению, самое лучшее в жизни до 120 , больше 40 % ответили - возможность празднования 100-летия свадьбы. 20% упиваются мыслью о том, что переживут своих заклятых врагов. Говоря о самом важном, чего их лишает нынешняя "короткая" жизнь, треть опрошенных с грустью признала, что не сможет посмотреть будущие песенные конкурсы.MEMBRANA
  
   Люди, которые тратят все свое время на рутинную работу и во многом сомневаются, с большей вероятностью доживут до глубокой старости. А смех, несмотря на известное суждение, не продлевает жизнь. К такому неутешительному выводу пришли ученые из калифорнийского университета в Риверсайде. Американские психологи опираются на данные длительного социологического эксперимента под названием "Longevity Project". Эксперимент начался более полувека назад, когда доктор психологии Льюис Терман составил список из полутора тысячи испытуемых, которым в 1921 году исполнилось по десять лет. Целью эксперимента стало изучение влияния эмоционального состояния индивида на продолжительность его жизни. Ученый составлял психологические портреты участников, которые дополнялись подробностями каждое десятилетие. Участники должны были делиться с Терманом своими переживаниями и докладывать о работе и семейных отношениях в определенные моменты жизни. В начале девяностых последователи Термана решили завершить эксперимент, воспользовавшись архивами известного психолога и его коллег. Среди документов обнаружились данные об учебе в школе и университете, отчеты о военной службе, трудовые книжки - в том числе, уже умерших испытуемых. Только к нынешнему моменту психологи окончательно завершили мониторинг и систематизацию полученных данных. Анализ информации, копившейся девяносто лет, привел к неожиданному результату: ключ к долголетию - пессимизм. Именно те из участников эксперимента, которые скончались задолго до его окончания, отличались особой жизнерадостностью и чувством юмора. "До преклонного возраста дожили, в основном, скряги и скептики. Дело в том, что оптимистичный взгляд на жизнь часто грозит самонадеянностью. В результате оптимисты теряют чувство благоразумности: они любят выпить, покурить и совершенно не заботятся о здоровом питании", - цитирует The Daily Mail доктора Фридмана, одного из ведущих специалистов "Longevity Project". Вопреки здравому смыслу, жизнь беззаботных оптимистов не продлевается ни от благоприятного эмоционального фона, ни от множества друзей и домашних животных. Успех долголетия, полагают калифорнийские исследователи, заключается в пренебрежении удовольствиями, упорном труде и позднем выходе на пенсию.
   Основные выводы учёных: брак может быть полезен для здоровья мужчин, но на женщинах никак не отражается; дольше всех остальных мужчин живут те, что состоят в многолетних браках (доживают до 70 лет и более); менее одной трети разведённых мужчин доживают до 70 лет; мужчины, ни разу не вступавшие в брак, живут дольше тех, кто повторно пошёл под венец, и значительно дольше разведённых; для здоровья женщин развод не столь губителен: те из них, что развелись и так и остались одинокими, живут почти столько же, сколько и женщины в длительном браке; предложение не работать на износ не увеличивает продолжительность жизни: постоянно работающие люди обоих полов живут дольше своих более "расслабленных" сограждан; домашние животные никак не влияют на продолжительность жизни, хотя могут временно улучшить самочувствие, также они не годятся в качестве замены друзьям; ощущение любви и заботы со стороны окружающих улучшает самочувствие, но не отражается на продолжительности жизни; самый очевидный положительный эффект на здоровье оказывает вовлеченность в социальные отношения, помощь окружающим; в большинстве случаев здоровый/нездоровый образ жизни человека определяет его окружение.
   Вадим ЛЕБЕДЕВ Lenty.ru: http://www.utro.ru/articles/2011 /03 /15 / 962349 .shtml
  
   Все больше японских пенсионеров воруют в магазинах "Конкурировать" с пенсионерами в магазинных кражах в Токио могут только подростки Более четверти всех магазинных краж в Японии в 2010 году были совершены людьми в возрасте более 65 лет. Как заявляют полицейские, число пожилых людей, совершающих это преступление, достигло рекордных показателей. В ежегодном докладе полицейского ведомства отмечается, что по обвинению в магазинных кражах в 2010 было арестовано более 27 тысяч стариков. По этому показателю пенсионеры почти сравнялись с подростками. Большинство из арестованных воровали еду и одежду, не покушаясь на предметы роскоши. Японское общество стремительно стареет, а экономика переживает затянувшийся период стагнации. Более 20 % населения современной Японии - люди, которым за 65 . Как ожидается, их число возрастет до 40 % к 2050 году. Опасная тенденция Представитель полиции заявил в интервью японской газете Mainichi, что пожилые люди воруют не только по финансовым причинам, но и потому, что "особо остро переживают в этом возрасте одиночество". В последнее время традиционный уклад японской семьи, когда в одном доме проживали три поколения, изменился. Все больше молодых людей отправляются в большие города в поисках работы, оставляя родителей, которые вынуждены сами о себе заботиться. Пожилым людям, которые не хотят выходить на пенсию, в условиях экономического кризиса сложнее получить работу.
   bbc.co.uk
  
   В Японии сегодня около 32.200 столетних человек.
   По данным специального комитета, отслеживающего жителей планеты старше 100 лет, сейчас в мире насчитываются 84 человека (из них только 8 - мужчины), которым перевалило за 110 лет.
  
  
   http://www.lenta.ru>
   В Германии появились старики-разбойники. В Германии растет уровень преступности среди пожилых людей, сообщает DW-WORLD <http://www.dw-world.de/russian/>. По данным статистики, с середины 1990 года преступность среди пенсионеров выросла на 28 процентов. Увеличилось и число отбывающих наказание пожилых людей.
   Среди причин этого малоизученного феномена эксперты называют в первую очередь демографические: немецкое общество стареет, а вместе с ним стареют и преступники. Вторая причина - падение качества жизни многих нынешних пенсионеров. Рост цен и сокращение пенсионных выплат подталкивают пожилых людей к черте, за которой начинается нищета.
   Некоторые просто вынуждены красть по мелочам в магазинах, чтобы жить в меру достойно, утверждают социальные работники.
  
   Кроме того, некоторые эксперты полагают, что на преступную тропу пожилых людей толкает одиночество, пишет DW-WORLD: пенсионеры крадут ненужные им зонтики и зубочистки, чтобы хоть как-то разнообразить существование и привлечь к себе внимание. Некоторые надеются при этом, что их поймают с поличным. Именно подобные незначительные правонарушения составляют 80 процентов статистических данных по "пожилой" преступности в Германии.
   Тем временем власти Нижней Саксонии разрабатывают планы по созданию
   первой в Германии тюрьмы для заключенных старше 60 лет. Здесь будут
   содержаться исключительно старики-разбойники, потребности которых, как
   убеждены чиновники, кардинально отличаются от потребностей молодых
   правонарушителей.
  
  

КОНТЕКСТНАЯ ГАЛЕРЕЯ

   Самюэль Тэйлор Кольридж ( en. Samuel Taylor Coleridge; 21 октября 1772, Оттери-Сент-Мэри, Девоншир -- 25 июля 1834, Лондон -- английский поэт-романтик, критик и философ, выдающийся представитель "озёрной школы". вся его поэзия проникнута характерным меланхолическим настроением и вдумчивым отношением к природе. Он всегда стремился к познанию основных принципов, к "исканию абсолютного",его отличает стремление проследить в конкретных, ограниченных, видимых произведениях искусства смутную, невидимую и сравнительно бесконечную душу художника
   Сэмюэл Кольридж был младшим из десяти детей своего отца, служившего пастором в Девоншире. В 9 лет был отправлен в лондонскую школу Christ's Hospital, где провёл детство.
   Письма Кольриджа свидетельствуют о тяжких домашних обстоятельствах поэта, бедности и первых зачатках болезни, породивших у него роковую страсть к опиуму.
   Здоровье Кольриджа пошатнулось, он ездил, на остров Мальту, но вернулся домой ещё более расшатанный, и развившаяся наклонность к опиуму ослабляла его умственную деятельность.
   Борьба с опиумом лишала его силы работать, к тому же он жил отдельно от семьи, у чужих. В нём совершился за эти годы религиозный переворот, он стал верующим христианином и стал много писать по религиозным и философским вопросам.
   Его домик в Highgate был сборным пунктом лучших умов того времени, приезжавших слушать престарелого философа-поэта. Кольридж умер в 1834 г. в Highgate (Лондон), где жил так долго.
   http://ekhalt.freeshell.org/Articles/KublahKhan-Balmont.htm
  
   Шанель. Среди её клиенток были миллиардерши и актрисы, жены президентов, но главной своей победой Коко считала то, что стиль её вышел на улицы городов. Она создала колоссальное состояние, но умерла в одиночестве, мучительно страдая от того, что ей некому передать накопленное. До конца своих дней она трудилась над новыми коллекциями, но однажды у неё вырвалось: "Даже не знаю, была ли я счастлива..."
  
   Гончаров, Иван Александрович (6 (18) июня 1812, Симбирск, ныне Ульяновск -- 15 (27) сентября 1891, Санкт-Петербург) -- русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860).
  
   В 1859 году впервые в России прозвучало слово "обломовщина". В романе судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное ("обломовщина"), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего "прогресса". Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы. Выход в свет "Обломова" и громадный успех его у читателей закрепили за Гончаровым славу одного из самых выдающихся русских писателей. Гончаров не оставляет писательскую деятельность и начинает своё новое произведение -- "Обрыв". Надвигавшаяся старость всё более пугала писателя и отвращала его от работы. Гончаров однажды сказал об "Обрыве": "это дитя моего сердца". Автор трудился над ним долго (двадцать лет) и неутомлимо. Временами, особенно к концу работы, он впадал в апатию, и ему казалось, что не хватит сил завершить это монументальное произведение. Ценой огромных усилий, превозмогая физические и нравственные недуги, он довёл своё "дитя" до конца.
   "Обрыв" стал последним крупным художественным произведением Гончарова. Но после конца работы над произведением, жизнь его сложилась очень трудно. Больной, одинокий, Гончаров часто поддавался душевной депрессии. Одно время мечталось ему даже взяться за новый роман, "если старость не помешает", как писал он П. В. Анненкову. Но не приступил к нему. Он всегда писал медленно, натужно.
   Гончаров оставался в полном одиночестве и 12 (24) сентября 1891 года он простудился. Болезнь развивалась стремительно, и в ночь на 15 сентября он умер от воспаления легких на восьмидесятом году жизни.
   Краснощекова Е. Гончаров //Мир творчества. С-Пб., Издательство "Пушкинский фонд", 1997
   http://goncharov.spb.ru/ Всё о Гончарове
  
   Шандор Мараи ( hu. Sandor Marai, собственно hu. Sandor Karoly Henrik Grosschmid de Mara, 11 апреля 1900, Кашау, Австро-Венгрия, с 1918 -- Кошице, Чехословакия, ныне Словакия -- 22 февраля 1989, Сан-Диего) -- венгерский писатель.
   Романы Мараи -- а он их написал около 50-ти -- дают глубокое изображение межвоенной Европы после краха Австро-Венгерской империи. Большую известность в разных странах приобрели его мемуары и дневники 1940--1980-х годов.Сегодня известность и авторитет писателя в Европе чрезвычайно велики, его ставят рядом с Йозефом Ротом, Робертом Музилем, Томасом Манном.
   Родился в еврейской семье, сын адвоката, выходца из Саксонии, мать -- венгерка. Учился на юридическом факультете Будапештского университета, принимал участие в революционных событиях 1918--1919. После разгрома Венгерской республики переехал в 1919 в Германию, учился журналистике в Лейпциге, Франкфурте, Берлине. Стал свидетелем зарождения германского нацизма, последовательно придерживался антифашистских взглядов. В 1923 перебрался в Париж, изучал философию. В 1950-х работал на радио ''Свободная Европа'', приветствовал Венгерскую революцию 1956, тяжело перенес ее подавление.
   В 1986 умерла его жена (они прожили в браке больше 60-ти лет), в 1987 скончался от сердечного приступа их приемный сын. Не пережив одиночества, в приступе депрессии Мараи застрелился.
   http://www.brainsum.com/marai/en/history.htm]
  
   Бруно Беттельгейм, иначе - ''Беттельхейм'', ''Беттельхайм'' ( de. Bruno Bettelheim, 28 августа 1903, Вена, Австрия -- 13 марта 1990, Силвер Спринг, штат Мериленд, США) -- американский психолог и психиатр австрийского происхождения.
   Сын лесоторговца, учился коммерции, затем изучал историю литературы и искусства. Увлекся психоанализом, общался с Рихардом Штербой, учеником Фрейда. В 1938-1939 как еврей был узником Дахау и Бухенвальда. Освобожден из концлагеря по амнистии, объявленной к дню рождения Гитлера. Осенью 1939 переехал в США.
   Последние годы жизни, овдовев, страдал от одиночества и депрессии. Покончил с собой. После его смерти в США возникла публичная дискуссия по некоторым спорным моментам его теории, а также деталям биографии и профессионального поведения.
   Известен пионерскими работами по изучению поведения людей в экстремальных условиях концлагеря, трудами по исследованию аутизма, мужского взросления и его ритуалов, психологической роли волшебных сказок и чтения вообще в воспитании детей.
   *Индивидуальное и массовое поведение в крайних ситуациях [1943] // Дружба народов, 1992, N 11/12, с.101-116
   http://www.krotov.info/library/02_b/bet/telheym.htm О психологической привлекательности тоталитаризма, 1952
   Беттельгейм сыграл самого себя в фильме Вуди Аллена ''Зелиг'' (1983, в аналогичных ролях-камео здесь появились также Сьюзен Зонтаг и Сол Беллоу).
   http://www.krugosvet.ru/articles/61/1006185/1006185a1.htm В энциклопедии ''Кругосвет''
  
   Бугатти, Джованни Баттиста ( it. Giovanni Battista Bugatti, 1780--1869) по прозвищу Mastro Tittа (искажённое it. maestro di giustizia, "исполнитель правосудия") был официальным палачом Папской Области в 1796--1865. Ему приписываются казни 516 человек, как правило, происходившие на Пьяцца дель Пополо и у замка св. Ангела.
   Первую казнь Бугатти провёл 22 марта 1796. До 1810 года осужденных казнили через повешение или обезглавливание, с 1816 года Бугатти казнил гильотиной; в отличие от французских образцов, римская гильотина имела прямое, а не скошенное, лезвие. 19 мая 1817 свидетелем казни стал Байрон, описавший её в письмах на родину, а 8 марта 1845 года -- Диккенс, опубликовавший описание казни в "Картинах Италии" (1846).
   Тело было увезено на телеге, нож тщательно вытерт, помост разобран, и все отвратительные приспособления убраны. Палач -- человек, ex officio поставленный вне закона (какая сатира на то, что зовется возмездием!) и под страхом смерти не смеющий перейти мост св. Архангела, кроме как дляисполнения своих обязанностей, -- удалился в свою берлогу, и представление было окончено.
   ''Диккенс, "Картины Италии", перевод А. С. Бобовича''.
   Поэт, современник Бугатти, упоминает римский обычай приводить на казнь малых детей, "в назидание", и давать им хорошего шлепка в момент смерти казнённого:
   Tutt'a un tempo ar paziente mastro Titta
   J'appoggi un carcio in culo, e ttata a mene
   Un schiaffone a la guancia de mandritta.
   ''Джузеппе Белли, 29 сентября 1830''.
   В возрасте 85 лет Бугатти был отправлен в почётную отставку с ежемесячной пенсией в 30 скуди. Свидетели описывали как набожного человека невысокого роста, крепкого телосложения, всегда хорошо одетого. Он был женат, но бездетен. В "свободное время" семья продавала туристам зонтики (традиционный промысел жителей via degli Ombrellari) и прочие безделушки.
   Заработок Бугатти на государственной службе был фиксирован и не зависел от количества казней. За палачом было закреплено служебное жильё. Непосредственно за казнь Бугатти получал символическое вознаграждение в размере трёх сентисимо (0,03 лиры), что должно было подчёркивать совершение казни во имя правосудия, а не наживы.
   Личные вещи и орудия Бугатти хранятся в римском Музее криминологии.
   http://it.wikisource.org/wiki/Mastro_Titta%2C_il_boia_di_Roma Подробная биография на wikisource
  
   Татьяна Ивановна Пельтцер (6 июня 1904, Москва -- 16 июля 1992, Москва) -- советская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1960)
   Отец -- Иоганн Робертович Пельтцер, немец, предки которого переселились из Германии в Россию во времена Ивана Грозного. Они были портными, шили шубы, "пельтцы", так что их ремесло дало им и фамилию. Мать -- еврейка, дочь главного раввина из Киева.
   На сцену она впервые вышла в девять лет. Актрисой она стала без актёрского образования.
   1927 -- выходит замуж за молодого немецкого коммуниста и философа Ганса Тейблера.
   1940 -- в Московском театре миниатюр наконец раскрывается её талант. Она играет почти всё -- скетчи, сценки, -- ведёт концерты, проявляется как острохарактерная актриса в ролях банщиц, молочниц, нянек и т. д. После роли в фильме "Солдат Иван Бровкин" она получила эпитет "мать русского солдата".Один из последних спектаклей, где играла выдающаяся актриса, это "Поминальная молитва", где актриса играла практически без слов (сказывалась ужасная для актёра болезнь -- потеря памяти).
   Умерла 16 июля 1992 года, похоронена в Москве.
    -- счастливая старуха", -- произнесла Татьяна Ивановна на своём 70-летии.
  
  
   Арт Бухвальд- американский журналист и писатель-сатирик.
   Родился в семье еврейских выходцев из Польши и Австро-Венгрии. Мать Бухвальда, Хелен Клайнбергер вскоре после его рождения была помещена в психиатрическую лечебницу. Бухвальд так ни разу и не увидел её.
   После начала Великой депрессии маленького Артура отдают в еврейский детский приют в Нью-Йорке: денег мало, а в семье ещё три ребёнка -- дочери Элис, Эдит и Дорис. Бухвальд сменил несколько приютов, пока в 5-летнем возрасте не воссоединился с семьёй, жившей тогда в нью-йоркском районе Квинс.
   Не закончив школу, в 17 лет Бухвальд бежал из дома и, завысив свой возраст, записался в корпус морских пехотинцев. Служил с октября 1942 по октябрь 1945 года, два года его службы прошли в районе Тихоокеанского театра военных действий. Уволился из армии в звании сержанта.
   В 1948 году бросил учёбу и уехал в Париж, где работал корреспондентом журнала "Variety", а в январе 1949 года опубликовал первую колонку в европейской версии газеты "The New York Herald Tribune".
   На родину Арт Бухвальд вернулся в 1963 году с женой и тремя усыновленными детьми из разных приютов. В США он начал работать в газете "The Washington Post".
   по свидетельству знавших его людей, афоризм он мог придумать на любую тему.
   За свою жизнь Бухвальд написал более 8000 колонок, причём в 1960--80-е годы их перепечатывало порядка 550 изданий по всему миру, включая основанное Горьким советское издание "За рубежом", а также газету "Правда".
   В 1990 году Бухвальд подал в суд на "Paramount Pictures" в связи с тем, что в основу снятой на киностудии картины "Поездка в Америку" с Эдди Мерфи в главной роли легла придуманная ранее Бухвальдом история. Процесс был журналистом выигран: студия была вынуждена выплатить ему 900 тысяч долларов. С тех пор киностудии взяли за правило включать в свои контракты оговорку, что оригинальные идеи сторонних авторов оплате не подлежат. Эта ссылка вошла в историю авторского права Америки как "закон Бухвальда". [ http://www.rian.ru/analytics/20070122/59479111.html/ Арт Бухвальд: легче умереть, чем найти место для парковки] ]
   В 1994 году после тяжёлой болезни умерла жена Бухвальда, с которой они последнее время жили раздельно. Сам он в 2000 году перенёс инсульт, однако вскоре смог вернуться к работе.
   Всего Бухвальд выпустил около сорока книг и произведений.
   В феврале 2006 года Бухвальд попрощался с читателями, заявив, что, по оценке врачей, жить ему осталось пару недель, и переехал в хоспис. Однако через несколько месяцев он неожиданно выздоровел и вернулся домой. В ноябре того же года он представил публике последнюю прижизненную книгу -- "Рано прощаться" ("''Too soon to say good-bye''"), где в свойственном ему ироничном стиле описывал толпы друзей, приходивших к нему проститься, и резюмировал: "Никогда не думал, что умирать так весело".
   Бухвальд умер 17 января 2007 года в доме своего сына в Вашингтоне. После его смерти газета "Вашингтон пост", для которой он писал колонки в течение более чем сорока лет, опубликовала его последнюю статью -- "Good-bye, my friends". Также, в Интернете появился видеоролик, в котором Бухвальд сам объявлял о своей кончине.
  
  
   Марк Твен ( en. Mark Twain, настоящее имя Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс ( en. Samuel Langhorne Clemens); 30 ноября 1835, посёлок Флорида (штат Миссури) -- 21 апреля 1910, Реддинг (штат Коннектикут); похоронен в Элмайре (штат Нью-Йорк) -- выдающийся американский писатель, журналист и общественный деятель. Его творчество охватывает множество жанров -- реализм, романтизм, юмор, сатира, философская фантастика, публицистика и др., и во всех этих жанрах он неизменно занимает позицию гуманиста и демократа. Эрнест Хемингуэй писал, что "вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется "Приключения Гекльберри Финна"".
   За свою писательскую карьеру Твен попутешествовал по Европе, Азии, Африке и даже Австралии.
   До своей смерти в 1910 году он пережил потерю троих из четырёх детей, умерла и любимая жена Оливия. В свои поздние годы Твен находился в глубокой депрессии, но всё ещё мог шутить. В ответ на ошибочный некролог в "New York Journal" он произнёс свою знаменитую фразу: "Слухи о моей смерти сильно преувеличены".
   Успехи Марка Твена плавно начали угасать. Материальное положение Твена также пошатнулось: его издательская компания разорилась; он вложил много денег в новую модель печатного станка, который так никогда и не был запущен в производство; плагиаторы украли права на несколько его книг.
   Твен умер 21 апреля 1910 года от грудной жабы (стенокардии). За год до смерти он сказал: "Я пришёл в 1835 году с Кометой Галлея, через год она снова прилетает, и я рассчитываю уйти вместе с ней". Так оно и случилось.
   Свои взгляды он подытожил в 1906 году в "Размышлениях о религии":
   "Известно ли нам, что он (Бог)справедлив, благостен, добр, кроток, милосерден, сострадателен? Нет. У нас нет никаких доказательств того, что он обладает хотя бы одним из этих качеств, -- и в то же время каждый приходящий день приносит нам сотни тысяч свидетельств -- нет, не свидетельств, а неопровержимых доказательств, -- что он не обладает ни одним из них...Он каждый день совершенно ясно показывает, что нисколько не интересуется ни человеком, ни другими животными -- разве только для того, чтобы пытать их, уничтожать и извлекать из этого занятия какое-то развлечение, делая при этом все возможное, чтобы его вечное и неизменное однообразие ему не приелось."
   ''Ромм, А. С.'' Марк Твен. М.: Наука, 1977. -- 192 с. -- (Из истории мировой культуры).
   http://www.world-art.ru/people_bio.php?id=4701
  
  
   "Быть старым - такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым, учиться умирать и умирать - такая же почтенная функция, как и любая другая, - при условии, что она выполняется с благоговением перед смыслом и священностью всяческой жизни. Старик, которому старость, седины и близость смерти только ненавистны и страшны, такой же недостойный представитель своей ступени жизни, как молодой и сильный, который ненавидит свое занятие и каждодневный труд и старается от них увильнуть.
   .. Каждый знает, что старческий возраст приносит всякие тяготы и что он кончается смертью. Год за годом надо приносить жертвы и отказываться от многого. Надо научиться не доверять своим чувствам и силам. Путь, который еще недавно был маленькой прогулочкой, становится длинным и трудным, и в один прекрасный день мы уже не сможем пройти его. От кушанья, которое мы любили всю жизнь, приходится отказываться. Физические радости и удовольствия выпадают все реже, и за них приходится все дороже платить. И потом, всяческие недуги и болезни, притупление чувств, ослабление органов, и различные боли, особенно ночами, часто такими длинными и страшными,-- от всего этого никуда не денешься, это горькая действительность...
   Но кое-какие дары, которые приносит нам старость, я могу перечислить. Самый дорогой для меня из них - сокровищница картин, которые носишь в памяти после долгой жизни и к которым, когда твоя активность идет на убыль, обращаешься с совершенно другим участием, чем когда-либо прежде. Образы и лица людей, отсутствующих на земле уже шестьдесят-семьдесят лет, составляют нам компанию, глядят на нас живыми глазами. Дома, сады, города, уже исчезнувшие и полностью изменившиеся, мы видим целыми и невредимыми, как когда-то, и далекие горы, взморья, которые мы видели в поездках десятки лет назад, мы снова находим во всей их свежей красочности в этой своей книге с картинками.
   Рассматривание, наблюдение, созерцание все больше становится привычкой и упражнением, и незаметно настроение и позиция наблюдающего определяют все наше поведение. Гонимые желаниями, мечтами, влечениями, страстями, мы, как большинство людей, мчались через годы и десятилетия нашей жизни, мчались нетерпеливо, с любопытством и надеждами, бурно переживая удачи и разочарования,-- а сегодня, осторожно листая большую иллюстрированную книгу нашей собственной жизни, мы удивляемся тому, как прекрасно и славно уйти от этой гонки и спешки и отдаться vita contemplativa(Созерцательной жизни (лат.)).
   Здесь, в этом саду стариков, цветет множество цветов, об уходе за которыми мы прежде и думать не думали. Тут цветет цветок терпения, злак благородный, мы делаемся спокойнее, снисходительнее, и чем меньше становится наша потребность вмешиваться и действовать, тем больше становится наша способность присматриваться и прислушиваться к
   жизни природы и к жизни наших собратьев, наблюдая за ее ходом без критики и не переставая удивляться ее разнообразию, иногда с участием и тихой грустью, иногда со смехом, светлой радостью, с юмором.
   Недавно я стоял у себя в саду у костра, подбрасывая в него листья и сухие ветки. Мимо колючей изгороди проходила какая-то старая женщина, лет, наверное, восьмидесяти, она остановилась и стала наблюдать за мной. Я поздоровался, тогда она засмеялась и сказала: "Правильно сделали, что развели костер. В нашем возрасте надо приноравливаться к аду". Так был задан тон разговору, в котором мы жаловались друг другу на всяческие боли и беды, но каждый раз шутливо. А в конце беседы мы признались, что при всем при том мы еще не так уж страшно стары и вряд ли можем считать себя настоящими стариками, пока в нашей деревне жив еще самый старший, которому сто лет.
   Когда совсем молодые люди с превосходством их силы и наивности, смеются у нас за спиной, находя смешными нашу тяжелую походку и наши жилистые шеи, мы вспоминаем, как, обладая такой же силой и такой же наивностью, смеялись когда-то и мы, и мы вовсе не кажемся себе побежденными и побитыми, а радуемся тому, что переросли эту ступень жизни и стали немного умней и терпимей".
   Герман Гессе. О старости. 1952
  
  

  

Когда б я долго жил на свете,

Должно быть, на исходе дней

Упали бы соблазнов сети

С несчастной совести моей.

Какая может быть досада

И счастья разве хочешь сам,

Когда нездешняя прохлада

Уже бежит по волосам?

Глаз отдыхает, слух не слышит,

Жизнь потаенно хороша,

И небом невозвратно дышит

Почти свободная душа.

В. Ходасевич

  
  
  
  
  
  
  
  
  


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"