Аннотация: одиночество героя победителя как экзистенция жертвы для Великой победы. Память и чувство вины.Лучшие песни о войне Кто пережил трагедию, не был ее героем. Станислав Ежи Лец
Экзистенциальное одиночество в песнях о Великой Отечественной войне
Великая Отечественная Война стала величайшей трагедией и величайшим подвигом советской цивилизации. Она переформатировала историческую память советского народа, генетически передала ее боль, скорбь и гордость следующим поколениям, сохранила память о погибших героях, Титанов великого подвига Победы.
По официальной версии ВС РФ безвозвратные военные потери СССР Великой Отечественной войне составляют 11 444 100 человек, из них погибло военнослужащих - 8 668 400 человек (6 818 300 солдат погибло в боях, госпиталях и при прочих происшествиях, а 1 850 100 человек не вернулось из плена), потери гражданского населения в зоне оккупации - 13 684 700 человек (из них: преднамеренно истреблено - 7 420 400 человек, погибло на принудительных работах в Германии - 2 164 300 человек, погибло от голода, болезней и отсутствия медицинской помощи - 4 100 000 человек). При практически равном количестве военнопленных за годы войны (4 559 000 советских солдат и 4 376 300 немецких солдат) из советского плена вернулось на родину 86,5 %, или 3 787 000 солдат, из немецкого - 44,2 %, или 2 016 000 солдат.
В 2015 году Министерство обороны РФ объявило следующие данные: безвозвратные военные потери - почти 12 млн человек, общие людские потери страны (СССР) - военнослужащих и гражданского населения - 26,6 млн человек.
За годы войны на советской территории было разрушено 1710 городов и посёлков городского типа и более 70 000 сёл и деревень, 32 000 промышленных предприятий, разгромлено 98 000 колхозов, 1876 совхозов, 31 850 заводов и фабрик, 1135 шахт, 65 тыс. км. Железнодорожных путей,16 тыс. паровозов,428 тыс. железнодорожных вагонов, 36,8 млн. га. Посевных площадей.
Государственная комиссия установила, что материальный ущерб составил около 30 % национального богатства Советского Союза, а в районах, подвергшихся оккупации, - около двух третей.
Великая Отечественная война стала основной травмой, неугасимой болью всего советского народа и государства в 20 столетии, ее последствия значимы и сейчас.
От героев былых времён
Не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй и травой.
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых,
Этот вечный огонь,
Нам завещанный одним,
Мы в груди храним.
...
Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой,
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Этот взгляд словно высший суд
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя
Ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть.
От героев былых времен
на стихи Евгения Аграновича
Лирические и героические песни о войне - YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=MFQw7XoqVnA.
Воспоминания о Великой Отечественной войне могут погружать в одиночество по разным причинам. Возможно, это связано с тем, что война была очень тяжелым и трагическим периодом в истории нашего народа, когда многие потеряли своих близких, друзей, родину, дом, здоровье. Война оставила глубокие раны в душе каждого, кто ее пережил, и эти раны не заживают до сих пор. Война также разделила поколения, создав пропасть между теми, кто знает о ней по личному опыту, и теми, кто узнает о ней из книг, фильмов, интернета. Война стала частью идентичности тех, кто участвовал в ней или был свидетелем ее последствий, и эта идентичность не всегда находит понимание и признание в современном обществе. Говорить о войне может быть очень трудно для тех, кто ее видел своими глазами. Война оставляет глубокие следы в психике человека, которые не всегда легко вылечить. Замечательный поэт и фронтовик Юрий Левитанский глубоко отразил это состояние:
Ну что с того, что я там был.
Я был давно. Я все забыл.
Не помню дней. Не помню дат.
Ни тех форсированных рек.
Я неопознанный солдат.
Я рядовой. Я имярек.
Я меткой пули недолет.
Я лед кровавый в январе.
Я прочно впаян в этот лед -
Я в нем, как мушка в янтаре.
Но что с того, что я там был.
Я все избыл. Я все забыл.
Не помню дат. Не помню дней.
Названий вспомнить не могу.
Я топот загнанных коней.
Я хриплый окрик на бегу.
Я миг непрожитого дня.
Я бой на дальнем рубеже.
Я пламя Вечного огня
И пламя гильзы в блиндаже.
Но что с того, что я там был,
В том грозном быть или не быть.
Я это все почти забыл.
Я это все хочу забыть.
Я не участвую в войне -
Она участвует во мне.
И отблеск Вечного огня
Дрожит на скулах у меня.
Уже меня не исключить
Из этих лет, из той войны.
Уже меня не излечить
От той зимы, от тех снегов.
И с той землей, и с той зимой
Уже меня не разлучить,
До тех снегов, где вам уже
Моих следов не различить.
Но что с того, что я там был!..
Воспоминания о войне являются источником гордости, уважения, благодарности, вдохновения. Война показала, на что способен наш народ, как он смог противостоять и победить врага, как он смог сохранить и возродить свою культуру, свои традиции, свои ценности. Война дала многим героизм, дружбу, любовь, веру. Война стала поводом для объединения, солидарности, патриотизма. Война стала уроком для будущих поколений, чтобы не повторять ошибок прошлого, чтобы ценить мир, свободу, жизнь.
Воспоминания и рассказы участников Великой Отечественной войны - Сорок .... http://aonb.astranet.ru/1941-1945/%d0%b2%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%bc%d0%b8%d0%bd%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f-%d0%b8-%d1%80%d0%b0%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d1%8b-%d1%83%d1%87%d0%b0%d1%81%d1%82%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2-%d0%b2/.
Память народа::Подлинные документы о Второй Мировой войне. https://pamyat-naroda.ru/.
ЧТО ПРОИСХОДИТ С ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТЬЮ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ?. https://www.rsuh.ru/upload/main/sf/Toschenko_Istor_pamyat_VOV.pdf.
Философы экзистенциалисты, заявившие о себе после Первой мировой войны, с особой остротой ощутили и сумели выразить вербально глубинное кризисное положение человека в современном мире, его полную растерянность в потоке иррациональных процессов бытия-сознания на войне и после ее завершения. Экзистенция ощущалась и описывалась ими как некое предельно одинокое, отчужденное, бесцельное и бессмысленное "бывание" запуганного и отчаявшегося человека в неопределенном, "абсурдном", жестоком мире смертей и ужасов войны, но в тоже время как процесс дистилляции воли, подготовки к самосознанию в предстоящем подвиге одиночки ради общих великих целей победы.
Экзистенциальное одиночество и готовность к подвигу и самопожертвованию на войне - это сложная и многогранная тема, которая затрагивает разные аспекты человеческой психологии, этики и философии. Свобода в экзистенциальной ситуации заключается в возможности выбора между гниением в своей кожуре (жизнь, по Камю, - "колумбарий, в котором гниет время") и заведомо обреченным бунтом против всех и вся, против самой бессмысленности бытия, но - и против всякого смысла одновременно.
Экзистенциальное одиночество - это стимул для готовности к подвигу и самопожертвованию на войне, так как оно заставляет человека осознать свою свободу, ответственность и уникальность. Человек, который переживает экзистенциальное одиночество, может чувствовать себя вызванным, творческим и ценным, и поэтому стремиться к выражению своей индивидуальности, своих убеждений или своих способностей. Такой человек может быть склонен к активности, энтузиазму или даже героизму. Эта точка зрения основывается на предположении, что человек нуждается в самоопределении, самоутверждении и самосовершенствовании, чтобы мотивировать себя к действиям.
"Ведь вся проблема того, что я называю мужеством невозможного или героизмом состоит в том, что, что бы ни было, независимо от времени и места, я могу. Такой взгляд на мир предполагает, конечно, что человек принял фундаментальное одиночество, которое в этом имплицировано. Потому что в этом всякий человек один. Я должен вам сказать, что есть глубокая философская истина в следующем утверждении: действительная человеческая связь возможна только между одинокими людьми. Все остальные больше разобщены, чем им кажется". К.Мамардашвили. Психологическая топология пути. ЛЕКЦИЯ 1. 6.03.1984
Ясперс (Jaspers) Карл (1883-1969) - немецкий философ и психиатр, один из создателей экзистенциализма. Доктор медицины (1909). Доктор психологии (1913). Профессор психологии (с 1916), профессор философии (с 1922) .
Экзистенциалист Ясперс пришёл к выводу о том, что исконный смысл и пафос бытия раскрываются человеку лишь в моменты этих кардинальнейших, жизнесоразмерных потрясений (размышления о смерти, болезнь и т.д.). Человек постоянно переживает в своей душе определенные обстоятельства, но иногда они предельно эмоционально сопрягаются с крайними потрясениями - человек сознает роль случая в своей жизни, а также то, насколько его жизнь не принадлежала ему самому, будучи несобственной. Это и есть "пограничная ситуация случая".
По Ясперсу, даже "смерть как объективный факт эмпирического бытия еще не есть пограничная ситуация": важен факт осознания такой возможности, факт ощущения хрупкости, конечности существования индивидов. Недостаточно просто умереть, надо подготовить себя к достойной смерти. Именно в эти моменты осуществляется "крушение шифра": человек элиминирует из системы собственного мировосприятия балласт повседневных тревог ("наличное бы-тие-в-мире"). Для человека актуализируются мир его интимного начала (происходит "озарение экзистенции") и его истинное переживание Бога, Родины, Семьи,Победы, Подвига.
Отрывок из книги К.Ясперса "Философия" (с комментариями). Взято с сайта elenakosilova.narod.ru.
Героизм - это род смерти, а не образ жизни. Габриэль Лауб
Смертельный Подвиг - это осознанное самоубийство во имя высших целей.
"Безусловный исток самоубийства остается несообщаемой тайной одиночества.
Любая гармония обманчива. Невозможно знать ничего существенного; мир не дает ответа на то, что я должен знать, чтобы мочь жить. Я не согласен принять эту жизнь, я не вижу, что могло бы заставить меня сказать ей Да. Мне только удивительно, как обманывается большинство, пребывая в своем счастье, как в саду куры, которых завтра зарежут.
В полной потерянности, в сознании ничто добровольная гибель представляется одинокому человеку возвращением к себе самому. ... Совершенно одинокий человек, который больше не может вернуть уходящую чистоту самосознания, спокойно и обдуманно, приведя свои дела в порядок, прекращает жизнь - наверное, совершает это, как будто приносит себя в жертву; самоубийство становится последней свободой в жизни. Он верит, что чистота и вера будут спасены, он не нанесёт раны ни одному любящему человеку, не прервет никакую коммуникацию, не совершит предательства. Он стоит у границы, где наступает невозможность ничего сделать, и никто ничего не теряет.
Если человек открывает тайну, это шанс. Поэтому все зависит от того, отвечает ли тому, кто стоит в пограничной ситуации, некая экзистенция. Ее ответ надо расслышать так же глубоко в душе".
Ясперс К. Духовная ситуация времени // К. Ясперс. Смысл и назначение истории. М., 1994.
Экзистенциальное одиночество и необходимость его преодоления. Новая .... https://fil.wikireading.ru/13226.
Экзистенциальное одиночество, связь со страхами и неуверенностью. https://mind-control.ru/psikhika-i-zdorove/yekzistencialnoe-odinochestvo/.
Готовность умереть за родину на войне не является самоубийством в традиционном смысле, а является проявлением патриотизма, долга, чести или веры. Готовность умереть за родину на войне - это готовность жертвовать своей жизнью ради высших ценностей, таких как свобода, справедливость, мир или любовь. Это не значит, что человек хочет умереть, а значит, что он готов сделать это, если это потребуется.
Этой проблеме посвящен "Миф о Сизифе. Эссе об абсурде" французского писателя и философа Альбера Камю (Camus, 1913-1960).
Камю писал: "Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит, ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно". Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. С. 24.
Готовность умереть на войне - это сложное и многогранное понятие, которое зависит от многих факторов, таких как мотивация, ценности, вера, личностные особенности, психологическое состояние, социальная среда, обстановка на фронте и т.д. Не все солдаты осознают свою готовность умереть на войне одинаково, и не все они готовы умереть ради одних и тех же целей. Некоторые солдаты готовы умереть за свою родину, свою семью, своих товарищей, свою веру, свою честь. Некоторые солдаты готовы умереть, чтобы выполнить свой долг, свою миссию, свой приказ. Некоторые солдаты готовы умереть, чтобы избавиться от страданий, страха, вины, безысходности. Другие солдаты готовы умереть, потому что не видят другого выхода, потому что не хотят жить в мире, где есть война, потому что не верят в свою победу или прощение.
Высшая доблесть состоит в том, чтобы совершать в одиночестве то, на что люди отваживаются лишь в присутствии многих свидетелей. - Ф. Ларошфуко
Готовность умереть на войне - это не только психологический, но и социальный, культурный, исторический, политический феномен, который имеет много аспектов, примеров, исследований, в том числе выраженный советских песнях о войне.
Тема одиночества в советских песнях о Великой Отечественной войне - это тема, которая затрагивает глубокие чувства и переживания тех, кто был на фронте или в тылу, кто потерял своих близких, друзей, родину, кто жил в условиях войны, блокады, оккупации. Одиночество на войне - это не только физическое отделение от других людей, но и психологическое состояние, когда человек чувствует себя непонятым, непризнанным, ненужным, брошенным, забытым. Одиночество на войне - это также сознание своей смертности, своей беспомощности, своей ответственности за свою судьбу и судьбу других. Трагедия одинокого солдата-победителя: самому победить смерть на войне, но потерять своих дорогих близких, допустить их гибель, осознать неспособность их защитить, защищая Родину.
Психалгия - состояние острой и/или хронической душевной боли. Одна из главнейших непосредственных побудительных причин суицида. Боль является важнейшим компонентом защитной системы организма. Боль это важная часть человеческого существования, а также других форм жизни, и, фактически, она жизненно необходима для выживания. Боль заставляет организм убраться прочь от разрушительных объектов или сил, вызывающих болезненные реакции.
http://www.painstudy.ru/org/iasp.htm
"Картина острого горя очень схожа у разных людей. Общим для всех является следующий синдром: периодические приступы физического страдания, длящиеся от двадцати минут до одного часа, спазмы в горле, припадки удушья с учащенным дыханием, постоянная потребность вздохнуть, чувство пустоты в животе, потеря мышечной силы и интенсивное субъективное страдание, описываемое как напряжение или душевная боль. Больные вскоре замечают, что очередной приступ наступает раньше обычного, если их кто-нибудь навещает, если им напоминают об умершем или выражают сочувствие..., часто наблюдается утрата теплоты в отношениях с другими людьми, тенденция разговаривать с ними с раздражением и злостью, желание, чтобы его вообще не беспокоили, причем все это сохраняется, несмотря на усиленные старания друзей и родных поддержать с ним дружеские отношения...
С этой картиной тесно связана дальнейшая утрата форм социальной активности. Ничто, как ему кажется, не сулит награды, делаются только обычные повседневные дела, причем шаблонно и буквально по шагам, каждый из которых требует от пациента больших усилий и лишен для него какого бы то ни было интереса. ..
Это в конце концов приводит к такой реакции горя, которая принимает форму ажитированной депрессии с напряжением, возбуждением, бессонницей, с чувством малоценности, жесткими самообвинениями и явной потребностью в наказании. Такие пациенты могут совершать попытки самоубийства".
Эрих Линдеманн. Клиника острого горя.
www.bibliard.ru
Песня "Враги сожгли родную хату" - это одна из самых трагических и драматических песен о Великой Отечественной войне, которая отражает глубокую скорбь и боль народа, пострадавшего от фашистского нашествия. Песня была написана по стихотворению Михаила Исаковского, а музыку сочинил Матвей Блантер. Песня стала широко известна в исполнении Марка Бернеса, который спел ее на концерте в 1960 году. Песня вызвала большой резонанс у слушателей и стала одной из "визитных карточек" певца.
Тема одиночества в песне "Враги сожгли родную хату" проявляется в том, что главный герой песни - советский солдат, который вернулся с войны, но не нашел своего дома и семьи. Его семья убита фашистами.Он остался одиноким и безутешным в мире, который ему чужд и равнодушен. Он не может найти себе места и смысла в жизни, которая лишила его всего, что ему было дорого. Он обращается к своей погибшей жене Прасковье, которая лежит в могиле, и просит ее простить его за то, что он пришёл к ней так поздно, не смог защитить ее. Он пытается утешить себя тем, что он служил народу и покорил три державы, но это не приносит ему радости и гордости, боль острого горя не исчезает. Он понимает, что он потерял все, что имело для него значение, и что он никогда не сможет быть счастливым.
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.
Стоит солдат - и словно комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат: "Встречай, Прасковья,
Героя - мужа своего...
Вздохнул солдат, ремень поправил,
Раскрыл мешок походный свой,
Бутылку горькую поставил
На серый камень гробовой.
"Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришел к тебе такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой...
Он пил - солдат, слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
"Я шел к тебе четыре года,
Я три державы покорил..."
Марк Бернес - "Враги сожгли родную хату" - YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=n5k-3PhdAkw.
"Враги сожгли родную хату" - Стихотворение Михаила Исаковского. https://rupoem.ru/isakovskij/vragi-sozhgli-rodnuyu.aspx.
В советских песнях о войне тема одиночества проявляется по-разному. В некоторых песнях она выражается в виде тоски по родным, по дому, по мирной жизни, как в песне "Темная ночь" или "С чего начинается родина" . В некоторых песнях она выражается в виде грусти по погибшим товарищам, по утраченной молодости, по невозвратимому времени, как в песне "Песня о погибшем летчике" или "как в песне "Туман" .
Список 100 рекомендуемых песен для Вооруженных Сил России. https://milcult.ru/article/spisok-100-rekomenduemyh-pesen-dlya.
Песни о войне. День победы. Военные песни. ♬ ιllιlι ιl Songs about war. Victory Day. https://www.youtube.com/watch?v=QZ-2nGgKryc.
Лирические и героические песни о войне - YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=MFQw7XoqVnA.
10 лучших песен о Великой отечественной войне - Афиша Daily. https://daily.afisha.ru/music/15545-10-pesen-o-voyne-i-pobede/.
Я привожу примеры некоторых лучших лирических песен о войне.
Песня была написана в 1971 году для фильма "Минута молчания" режиссера Евгения Матвеева по мотивам романа Петра Проскурина. Слова к песне написал поэт Роберт Рождественский, музыку - композитор Марк Фрадкин. Песня стала финалистом конкурса "Песня-77" в исполнении Льва Лещенко. Позже песню также исполняли Муслим Магомаев, Василий Уриевский, Сергей Волчков и другие певцы.
Песня имеет музыкальную форму баллады, то есть лирической песни, которая рассказывает какую-то историю. Песня состоит из четырех куплетов и припева, которые повторяются с разными вариациями. В песне используются разные музыкальные средства, такие как динамика, темп, ритм, гармония, тональность и т.д., чтобы создать разнообразие и выразительность.
Лев Лещенко исполнил песню "Я сегодня до зари встану" с большим чувством и мастерством. Его голос звучит то ласково и нежно, то страстно и проникновенно. Он передает все оттенки чувств героя песни, его горе и боль.
Я сегодня до зари встану... - YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=CqzJuf2XzDs.
Лев Лещенко - Я сегодня до зари встану: слушайте с текстом | Deezer. https://www.deezer.com/ru/track/688093472.
Тема одиночества в песне "За того Парня" очень сильна и пронзительна.
За того Парня
Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю,-
Что-то с памятью моей стало,
Всё, что было не со мной, помню.
Бьют дождинки по щекам впалым;
Для вселенной двадцать лет - мало.
Даже не был я знаком с парнем,
Обещавшим: "Я вернусь, мама..."...
Я от тяжести такой горблюсь,
Но иначе жить нельзя, если
Всё зовёт меня его голос,
Всё звучит во мне его песня.
/слова Р. Рождественского, музыка М. Фрадкина/
Лирические и героические песни о войне - YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=MFQw7XoqVnA.
Осознания на войне гибели товарища, который ещё совсем недавно был живым рядом с тобой, с одной стороны повергает солдата в состояние психалгии, но с другой стороны осознается в смирении и готовности к смерти, поскольку гибель друга защитила его, приблизила победу.
Владимир Высоцкий
Он не вернулся из боя
Почему всё не так? Вроде - всё как всегда:
То же небо - опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода...
Только - он не вернулся из боя....
То, что пусто теперь, - не про то разговор:
Вдруг заметил я - нас было двое...
Для меня - будто ветром задуло костёр,
Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалось, будто из плена весна, -
По ошибке окликнул его я:
"Друг, оставь покурить!" А в ответ - тишина:
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие - как часовые...
Отражается небо в лесу, как в воде, -
И деревья стоят голубые.
Необратимость гибели солдат кристаллизует горькую память выживших победителей.
На Безымянной Высоте
Дымилась роща под горою,
А вместе с ней горел закат.
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших
Лежать осталось в темноте...
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте...
Мне часто снятся те ребята,
Друзья моих военных дней.
Землянка наша в три наката,
Сосна сгоревшая над ней.
Как будто вновь я вместе с ними
Стою на огненной черте
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
Лирические и героические песни о войне - YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=MFQw7XoqVnA.
Возможно, некоторые солдаты чувствуют перед гибелью состояние одиночества, потому что они осознают, что оставляют своих близких, друзей, товарищей, и что никто не сможет полностью понять их переживания, мотивы, чувства. Но солдаты знают, что они не одни, что они часть большого коллектива, народа, истории, и что они умирают , совершая подвиг ради высокой цели Победы Родины.
Я думаю, что каждый солдат, совершающий подвиг, переживает своё уникальное и неповторимое состояние, которое может быть близко или далеко к одиночеству, но не совпадает с ним полностью. Этот вопрос зависит от многих факторов, таких как личность солдата, его воспитание, вера, характер, настроение, обстановка на фронте, ход боевых действий, отношение к войне и её целям, поддержка от окружающих и т.д.
Мы не можем точно знать, что чувствует солдат перед гибелью, но мы можем пытаться понять, уважать и почитать его подвиг.
Экзистенциальное одиночество солдата даёт ему свободу выбора смерти как подвига, как вызова судьбе и неизбежности, или как результат борьбы воина, победившего и смерть.
Об этом очень глубоко написал Константина Симонова в трилогии "Живые и мертвые":
"Жизнь разделила их на живых и мертвых, и никто не знал, кто из них счастливее. Живые, которые еще могут любить, надеяться, радоваться, или мертвые, которые уже не чувствуют ни боли, ни страха, ни горя. Живые, которые еще могут совершать подвиги, добывать победы, создавать историю, или мертвые, которые уже вошли в историю, став ее неотъемлемой частью. Живые, которые еще могут ошибаться, сомневаться, изменять, или мертвые, которые уже не могут ничего исправить, но и ничего не могут испортить. Живые, которые еще могут быть счастливыми, или мертвые, которые уже не могут быть несчастными".
10 цитат из книги "Живые и мертвые" Константина Симонова. https://eksmo.ru/interview/10-tsitat-iz-knigi-zhivye-i-mertvye-ID4017403/.