Пахомов Евгений С. : другие произведения.

О практической Алхимии. Часть 1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  "Алхимия - это не что иное, как поставленная цель, намерение и тонкое стремление трансмутировать, преобразовать виды металлов из одного в другой".
  
  Парацельс, "Коэлум философорум".
  
  
  
  Для начала приведу несколько цитат с кратким пояснением:
  
  
  "Возьми кусок этого драгоценного медикамента величиною с боб. Брось его на тысячу унций ртути. Вся эта ртуть превратится в красный порошок. Прибавь унцию этого порошка к тысяче унций ртути - и эта ртуть тоже превратится в красный порошок. Если из этого порошка взять одну унцию и бросить ещё на тысячу унций ртути - всё превратится в медикамент. [...] Брось унцию этого нового медикамента ещё на тысячу унций ртути - и она вся превратится в золото, которое лучше рудничного".
  
  Раймунд Луллий.
  
  
  Подобных моментов в алхимических текстах тысячи. Покажите этот фрагмент и ему подобные любителям говорить о якобы "исключительно духовной природе" Алхимии вообще и алхимической практики в частности...
  
  
  Ещё цитата:
  
  
  "Если бы я стал перечислять здесь все причины, по которым говорят: "Наш Камень подобен человеку, его телу, душе и духу" - это заняло бы у меня слишком много времени. Я бы только пожелал тебе хорошо помнить о том, что, будучи человеком, наделенным телом, душой и духом, ты всё же един, и представляешь собой не что иное, как белое изделие, в котором объединены и присутствуют нераздельно тело, душа и дух. [...] Таким образом, мне пришлось изобразить здесь тело, душу и дух белыми, словно бы воскресшими, чтобы показать, что Солнце, Луна и Меркурий воскресают в ходе этой операции, белея и становясь элементами воздушной Стихии".
  
  Николя Фламель, "Иероглифические фигуры".
  
  
  В данном фрагменте речь идёт вовсе не о том, что "Камнем" или "белым изделием" на этом этапе "является" якобы "сам человек", но лишь о том, что Камень состоит из трёх частей, соединённых в единое целое, как человек, по подобию человека - то есть сравнение с человеком здесь вторично, а не первично. Сравнение Камня с человеком в алхимических текстах встречается достаточно часто - у Камня есть "Отец" и "Мать", Камень "растёт", "питается" и тому подобное - однако суть сего сравнения именно в подобии происходящих процессов, не более. О каком-то буквальном отождествлении Камня с человеком речи здесь в действительности не идёт, несмотря на то, что некоторые всю фразу и ей подобные фрагменты трактуют в таком вот ключе.
  
  
  Где же искать Камень?
  
  Приведу для наглядности ещё несколько цитат по теме:
  
  
  "...наш Камень растёт и увеличивается, поэтому его и называли "растительным" Камнем".
  
  "...ты должен искать Камень в его собственном семени и приготавливать только из его собственного семени, из которого наш Камень сам был вначале изготовлен".
  
  "...ты не должен для этого поиска выбирать животную душу".
  
  "...спроси себя сам, где ты должен искать наш Камень, тогда ты сам поймёшь, что он не должен быть иным, кроме как из Металлического Корня (sic!), откуда, собственно, Создателем предписано рождение металлов".
  
  Василий Валентин, "О великом Камне древних философов".
  
  
  "Истинная Алхимия, которая сама по себе, благодаря своему уникальному Искусству, учит, как изготовить Солнце и Луну из пяти несовершенных металлов, не допускает никаких других приемов, кроме этого, что хорошо и верно говорит: только из металлов, в металлах, металлами и с помощью металлов можно сделать совершенные металлы...".
  
  Парацельс, "Небо Философов или Книга Вексаций".
  
  
  Важное пояснение: Камень в Алхимии - это не сам человек, не его тело, не его личность, не его душа, психика и прочее - нет! Но Камень в некотором смысле и в некоторых "процессах" _подобен_ человеку - именно подобен.
  
  Оперативная Алхимия в узком смысле подразумевает реальную практическую работу с металлами, минералами и веществами в реальной лаборатории, а не в воображаемой или умозрительной. Так называемая условно внутренняя "Алхимия" - это нечто другое: йога, тантра, теургия, мистика, эзотерика, умное делание и так далее - однако Алхимией в практическом смысле это не является, просто они используют "алхимические" образы, термины, символы и сюжеты для выражения своих идей и практик. Путаница всегда возникала по той простой причине, что в те времена один и тот же человек, занимавшийся Алхимией, занимался в то же время и другими практиками, что усиливало синкретизацию и без того синкретических учений. При этом воззрения этого конкретного практика могли на тот момент основываться на общих или подобных принципах, что закономерно. И те же принципы по подобию переносились на разные области, сферы деятельности и так называемые "царства", образно говоря. Сегодня же чаще всего Алхимией называют почти все, что угодно - от сновидений и активного воображения - до психологии и прочего. Однако, к примеру, тантра, использующая квази-"алхимические" образы и термины, остается тантрой. То же самое касается исихазма, теургии, психологии, эзотерики в широком смысле, астрологии и прочего.
  
  Бёме, Ульман, Розенкрейцеры и тому подобное - это не совсем Алхимия, а скорее христианская мистика и эзотерическое христианство, "неканоническое" и местами даже отчасти "политизированное" умозрительное явление, использующее квази-"алхимическую" терминологию, символизм и образность, но не имеющее прямого отношения к практической Алхимии (за редким исключением), появившейся изначально в "языческой" Александрийской среде, а то и гораздо раньше. Подобные люди любую метафору из Ветхого или Нового Завета, связанную с рудой, камнями, печами и металлами, пытаются притянуть к Алхимии задним числом, тогда как на деле это просто бытовое или ремесленное иносказание, использованное другими авторами для наглядности, чтобы их религиозный посыл к читающим был более понятен - если человек сравнивает какое-то событие с "плавкой" или "удалением шлаков", например - это ещё не значит, что это-де "зашифрованная Алхимия". Алхимия изначально была прикладной. Не надо путать визионерство с Алхимией. Я не говорю, однако, что это само по себе есть "что-то плохое" - просто это иная сфера. Кроме того, я не отрицаю, что они могли заниматься _в том числе и Алхимией_ - и скорее всего занимались. Однако с религиоведческой точки зрения стоит отделять одно от другого, чтобы не запутаться.
  
  Некоторые исследователи, к сожалению, не учитывают тот факт, что многие пропагандисты древности и более поздних времён намеренно использовали определённые образы, сюжеты и символизм (в том числе и мистический, и квази-религиозный) в пропагандистских целях, щедрой россыпью вкладывая всё это в свои тексты или речи. Игнорирование данного факта этими исследователями приводит к тому, что они могут объявить "алхимическими" те тексты или фрагменты текстов, которые к Алхимии не особо относились или не относились вообще. Делают это часто и всевозможные мистификаторы. Аналогичным образом и некоторые "еретические", религиозные, эзотерические, легендарные, эпические, а порой даже этические и исторические тексты подобные люди умудряются записать в "алхимические" лишь по причине того, что в них присутствует похожий символизм - однако они не учитывают контекст, мягко говоря. А порой и просто обычный религиозный символизм принимают за "алхимический".
  
  Ещё один важный момент из наблюдений. Суть так называемой "духовной Алхимии" в трактовке некоторых "обществ" заключается в том, чтобы человек постепенно изменил свой образ мышления и поведение на более соответствующие христианскому этосу и идеалу, "подгоняя" себя под определённый "образец", который заранее "задан" ему. В некоторых группах этот подход порой доходит до абсурда в стиле "а вот на этом этапе ты должен мыслить так-то" и тому подобное. Если же человек в той или иной степени не разделяет христианский этос, то особого смысла для него в подобном закономерно не будет. И самое главное - какое отношение вся эта игра символами и образами, практикующаяся в подобных группах, имеет к реальной, в том числе к оперативной Алхимии? По сути никакого. Замечу, что речь идёт о конкретной разновидности интерпретации этого аспекта, а не о самом аспекте вообще - работа на разных уровнях должна была идти синхронно, без отбрасывания других сторон и аспектов. В работе должна быть симфоничность, но об этом как-нибудь потом.
  
  Повторюсь, что ошибочным является в том числе и стремление некоторых искать "алхимическое" в любом сюжете, в любом узоре, в любом образе, в любой метафоре, связанной с металлургией, рудниками, плавильными печами и тому подобным - с полным игнорированием прямого - религиозного или другого - смысла, с игнорированием контекста и так далее. Однако тут есть один момент - умение выразить алхимический смысл через сторонние образы, напрямую с Алхимией изначально не связанные - это тоже хорошая и интересная особенность. "Фулканелли" выражает алхимическое через те детали, которые изначально алхимического смысла в себе скорее всего не несли, а имели вполне очевидное религиозно-символическое и геральдическое значение, он создаёт ткань Мифа, чтобы возведённый этой реинтерпретацией образов в алхимическом ключе ум человека лучше усвоил сами алхимические идеи. В этом вся суть подобных трактовок, символических манипуляций и - отчасти - порой даже мистификаций. Это катализатор для ума.
  
  Да, существовало представление о том, что "Золотой" Дух человека нисходит на "ртутные воды" вещества мира сего, проходит здесь "амальгамацию", очищается - и, отделяясь, возвращается в Высшие Сферы более чистым "золотом", становясь по качественности подобным "Источнику руды".
  
  Но это лишь одна из "граней" вопроса.
  
  Ошибаются те, кто сводит всё исключительно к этому.
  
  Некоторые интерпретаторы алхимических рецептов и текстов вообще часто ошибались, когда понимали алхимические образы, метафоры, сюжеты и иносказания слишком буквально, видя во всём этом нечто "квази-религиозное", излишне "мистическое", порой даже "тантрическое" (!), что забавно, а в символах веществ, реакций и процессов - видели реальных "сущностей". Алхимик может иметь любые религиозные воззрения в деталях, но на саму практику это не будет особо сильно влиять. Аллегорические интерпретации писаний и мифов через призму алхимических процессов не учитывают контекст и не являются неким их "изначальным смыслом", который якобы "был сокрыт" - это очевидно всякому, кто понимает, когда вообще появился "аллегорический метод интерпретации" мифов и текстов. Кроме того, алхимические авторы часто для описания своих идей могли легко подбирать любые фрагменты текстов, любые образы, сюжеты, вымышленные ситуации, не происходившие в действительности и прочее - а порой даже элементы архитектуры, как "Фулканелли" - чтобы составить свой "узор" из того, в чём алхимического смысла изначально не было, как уже говорилось. Я по той же схеме могу использовать фрагменты о готах из работы Иордана "Гетика" при желании, чтобы выразить алхимические идеи. Или, например, интерпретировать события времён революции в России через призму Алхимии.
  
  Любые образы и сюжеты, любой шифр и символизм - всё это является продуктом человеческого ума, восприятия и сознания - а значит человеческим умом и может быть понято и верно расшифровано потенциально. Я говорю в данном случае не о Источнике самих идей и мыслей, а лишь о способе записи, отображения воспринятого "гнозишока". Попробуйте посмотреть на шифр, образ или символ "глазами" его автора - с учётом прочих факторов, разумеется - культуры того места и времени, особенностей языка, уровня общенаучных знаний того времени и тому подобного. Эти символы и образы являются доступным человеку средством, способом выразить мысль и суть - выразить Иное, находящееся за условными "пределами" каузальных форм.
  
  Оперативная алхимическая Работа происходит не в человеке, хоть и затрагивает самого человека тоже, не в обычном человеческом уме, хоть и косвенно влияет на него, не во сне, хоть и может изменять его должным образом, не в психике и не в воображении, хоть и воздействует на них в том числе, но главным образом в сосуде - в реальном сосуде и в реальной лаборатории. На стадии "павлиний хвост", например, смесь в сосуде буквально начинает "играть разными цветами" - это признак реакции, то есть определённых процессов, происходящих с веществами. Ни психология, ни эзотерика, ни теургия и подобное не имеют прямого отношения к Алхимии - просто основные "герметические" принципы подобны - однако разница заключается в сфере их практического применения: в Алхимии это "царство металлов, минералов и веществ" - и это не аллегории. "Алхимия" без практической работы с веществами и металлами - это уже не Алхимия, а что-то другое - эзотерика, теургия и прочее. "Камень" - тоже не философская абстракция, а вполне конкретное "активированное" вещество. Мистификации, уводящие совсем в другую область практики - это способ скрыть суть реальной работы. Кроме того, многие использовали слова "Алхимия" и "алхимический" в переносном смысле, подразумевая на самом деле эзотерику и теургию, что внесло путаницу дополнительно. Эта путаница напоминает ситуацию со словом "гнозис", например. Стоит сказать ещё, что так называемые "герметические" принципы в действительности более ранние - появившиеся задолго до написания и составления более позднего синкретического "Герметического Корпуса" - нельзя забывать этот важный момент.
  
  Алхимики и герметисты считали, что одни и те же глобальные принципы Натуры (Природы в высшем смысле) воспроизводят себя, повторяясь и на глобальном, и на локальном уровнях во всём, во всей структуре Бытия - они актуальны и во Вселенной на макроуровне, и в пределах человека-"микрокосма", и в так называемом "царстве металлов", в "царстве минералов" и так далее - то есть и на микроуровне. Это можно условно сравнить с фрактальным принципом, фрактальной структурой, "эманирующей" во Времени. Понятное дело, что работа по их представлениям в идеале должна была вестись на нескольких уровнях синхронно, одновременно, ибо, по словам некоторых - "человек есть врата и связь между акаузальным и каузальным", то есть алхимик вёл работу и с веществами в лаборатории, и на внутреннем, "духовном" уровне, и - возможно - на внутреннем "физическом" уровне. А значит и стадии, и процессы по сути подобны. Это основа, которую разделяли все алхимики, насколько я знаю.
  
  Теперь о прикладном.
  
  "Дух" на локальном, прикладном алхимическом уровне - это не то же самое, что Дух в глобальном и в ~религиозном смысле. "Духом" он называется лишь по подобию, по аналогии, а не буквально. "Дух" в алхимическом смысле на данном уровне - это скорее физический процесс, сравнимый с "паром", "испарением" чего-то нагретого должным образом. Под "духом" они подразумевали то, что содержится в реальных веществах и проявляется при их обработке, в процессе их подготовки и обработки. Да, в их представлении локальное проявление сего в "царстве металлов, минералов и веществ" - это отражение того же принципа, герметического принципа, который актуален и действует в том числе на более глобальном уровне - то есть суть в том, что если ты понимаешь их герметическую базу, их представление о глобальном, то ты поймёшь, что они подразумевали по аналогии и на локальном уровне, а именно - в "царстве металлов, минералов, веществ, физических и химических процессов". Алхимик следует Природе, подражает Природе, учится у Природы, наблюдая за ней - и закономерно использует те процессы и физические законы, которые существуют. Алхимик "творит" локальный "мир" в сосуде, где происходит подобие того, что по герметическим воззрениям происходило "в процессе творения и формирования мира" - и осуществляется это по тем же законам, действующим в Природе.
  
  Всевозможные психологические, религиозные и мистические интерпретации Алхимии со всеми этими "активными воображениями" - это часто лишь увод в сторону от практической стороны вопроса - эти элементы в ней присутствуют, но "практикой" в оперативном смысле они не являются. Так что же за "скрытый Огонь", о котором часто говорят? Этот "скрытый Огонь" по их представлениям содержится в золоте - реальном, физическом - он придаёт "золотистость" золоту, образно говоря, и "высвобождается", активируется при определённом "нагревании" в процессе определённой реакции. Когда этот "скрытый Огонь" ("эманация Солнца" в металле) под воздействием физического огня высвобождается при нагревании с определённым режимом температуры и в нужных пропорциях, то он (по их представлениям) начинает взаимодействовать с другим веществом в смеси - физически, то есть в реальной колбе, в сосуде, а не в "воображаемой" области. Но стоит сказать, что это не единственный "скрытый Огонь", разумеется - это отдельная тема.
  
  Если говорить очень кратко и упрощая, то условная "формула" примерно такова, насколько я понял:
  
  Золото + ртуть - вот вся Алхимия. Только они должны быть взяты в определённом соотношении, в определённом сосуде, с определённой печью, в определённое время и период, при определённом режиме огня (который меняется), должным образом подготовленные и "активированные", и так далее - и вот в этом-то основная сложность, потому что на практике это весьма непросто, мягко говоря - да и затратно, к сожалению, ибо если совершишь ошибку - смесь пропадёт вместе с золотом - по этой причине многие неудачливые алхимики в своё время разорялись. Вот только это не совсем то "золото" и не совсем та "ртуть", о которых наверняка сразу подумают многие - точнее они не в обычном "состоянии" должны быть, если кратко.
  
  Стоит пояснить ещё вот какой момент.
  
  Дело в том, что помимо классического "языческо"-философского понимания "энергий" в Алхимии под "энергиями" понимаются в том числе и процессы, напрямую связанные с формированием и так называемым "вызреванием" металлов и минералов, если говорить кратко. И надо понимать, что в те времена всё это добывалось иначе, не так, как добывается сейчас - а это очень существенный момент.
  
  Далее.
  
  Все алхимические стадии - это отражение того (тех реакций и процессов), что происходит в сосуде при взаимодействии, при реакции. Это процессы и физические (потому что идёт реальное взаимодействие реальных веществ, а не "воображаемых"), и не физические (потому что они считали, что работу синхронно, одновременно ведут и те "принципы", которые "заключены" в этих веществах - или точнее - которые являются своеобразными "гениями" или "идеями", чьи физические эффекты и "проявления" выражаются в определённых процессах - это можно отчасти сравнить в чём-то с неоплатонической теургией, с более древними "языческими" представлениями, с рядами ангелов и сил в гностическом и "эзотерическом" христианстве, с некоторыми каббалистическими воззрениями и прочим). Но если посмотреть на сами процессы, то это по большому счёту не эзотерика, не мистика и не психология в обычном смысле этих слов.
  
  В Алхимии Меркурий, как принцип, Меркурий, как "версия" формы вещества, и, наконец, Меркурий, как вещество (в том числе на разных стадиях работы) - это не одно и то же.
  
  Ртуть, как принцип, тоже связана с химическим составом того или иного тела, предмета и так далее, поэтому не стоит считать, что речь не идёт о реальных, материальных (то есть проявляющихся в материи) процессах. Приведу несколько цитат по теме.
  
  "Знай же, все семь металлов порождаемы тремя веществами, а именно: Ртутью, Серой и Солью, но только лишь с явственными и своеобразными расцветками. И в этом отношении истинно сказал Гермес, что все семь металлов созданы и составлены из трех субстанций, и подобным образом образованы также Тинктуры и Философский Камень. И назвал он субстанции эти: Дух, Душа и Тело. [...] А теперь, дабы были поняты должным образом эти три принципа, а именно: Дух, Душа и Тело, скажем, что означают они не что иное, как Ртуть, Серу и Соль, которыми все семь металлов порождаются. Ибо Ртуть - это Дух, Сера - это Душа, а Соль - это Тело. Металл, соединяющий Дух и Тело, о котором говорит Гермес, - это Душа, которая на самом деле есть Сера. Она соединяет две противоположности, Тело и Дух, и превращает их в единую субстанцию. Но это не должно понимать так, будто бы из любой Ртути, из любой Серы и любой Соли искусство Алхимии и огонь способны породить семь металлов или же Тинктуру и Философский Камень, поскольку эти семь металлов должны порождаться в горах Археем земли. Алхимику же легче произвести трансмутацию металлов, нежели породить или изготовить их. Тем не менее живая Ртуть суть мать всех металлов (!) и потому заслуживает имени Матери Металлов".
  
  Парацельс, "О природе вещей".
  
  "Возьми кусок дерева. Это есть тело. Затем сожги его. То, что сгорит - это Сера, дым - это Ртуть, а зола - это Соль".
  
  Парацельс, "Опус Парамирум".
  
  А вот ещё показательный момент:
  
  "Седьмой знак философов - огонь, обозначающий Серу, то есть землю и начало всех металлов. Она жена, вынашивающая плод, так как никакое семя не произрастет, пока не будет посажено в плодородную землю и даст плоды. Когда соединить чистый Меркурий с чистой Серой - они произведут чистые плоды, так как они - муж и жена, отец и мать, вода и огонь, семя и земля".
  
  Иоанн Исаак Голланд, "Рука философов".
  
  Это один из тех случаев, когда "Серой" фактически называют Ртуть, а "Меркурием", "Ртутью" - Серу, чтобы запутать читателя. На самом же деле для происходящих процессов нет особой разницы, так как одно влияет на другое подобным же образом при взаимодействии. Сера есть Золото, Солнце, а Ртуть - это Ртуть, Луна, живое Серебро. И Ртуть является Меркурием, и Золото содержит в себе Меркурий в ином виде - поэтому многие алхимики писали, что для работы "достаточно одного лишь Меркурия" - да, одного Меркурия, но в двух формах, в двух ипостасях - Золото + Ртуть. Повторюсь, однако, что Золото это не просто золото, но и не абстракция - оно должно быть подготовлено должным образом, а Ртуть должна быть добыта должным образом из определённой субстанции (посмотрите, как и где добывали Ртуть в те времена - и поймёте). В этом фрагменте сказано, что "Сера" здесь - это "начало всех металлов", а в фрагменте из Парацельса сказано, что "Ртуть - мать всех металлов" - вот и разгадка. Подобных символических перестановок в алхимических текстах множество, но не дайте себя запутать. Более подробно здесь и сейчас я не буду разбирать данный момент.
  
  Кроме того, "Дух" ртути - ещё и её пары. "Огонь" золота - его "золотистость", его структура и химический состав, образно выраженный, как "принцип", сокрытый в нём, либо проявляющийся через него (в том числе). Что же касается Камня - это реальный объект (или предмет, если угодно) - а тинктура - это особая настойка, которую делали уже из Камня, точнее с его использованием - важный момент: строго не советую рисковать, ибо даже малая ошибка в соотношении вредна! - просто описываю смысл сего в исследовательских целях, не более. Этот Камень - Ребис - был как "фундамент", основа всего, потому что его потом наращивали ("кормили"), повторяя те же процессы и стадии заново, но в иных пропорциях и соотношениях.
  
  Далее.
  
  Все (или почти все) на первый взгляд религиозные - "языческие", "авраамические" и прочие образы и сюжеты в Алхимии - это часто просто подходящая иллюстрация реальных химических и физических процессов - именно поэтому алхимические процессы легко выразить почти что через любой культ и любую религию при сильном желании, найдя подходящие образы - это порой могут быть даже исторические фигуры и некоторые легенды о них. Исключение: тот квази-теургический момент, о котором уже косвенно шла речь. Стоит ещё повторить, что не все по виду "алхимические" тексты действительно таковыми являются или являлись - бывают и тексты-имитации Алхимии, и домыслы отдельных лиц, и подделки, и псевдоэпиграфы, и те тексты, которые создавались специально для того, чтобы их продали искателям подобного за круглую сумму под видом "редкости", и тексты-мистификации - всё это было и в средневековье, и ранее, и позже - подобными же "рецептами" торговали и всевозможные псевдо-колдуны в период популярности синкретизма.
  
  Так называемая чисто "духовная" Алхимия - это вторичная ветвь оперативной, практической Алхимии, подразумевавшей взаимодействие и работу сразу на нескольких уровнях - без исключения работы в реальной лаборатории! Вторичная же ветвь появилась в результате путаницы в образах и сюжетах при излишне аллегорической интерпретации, что вполне ожидаемо и закономерно, поскольку легко воспринять сами "принципы", как нечто исключительно духовно-магическое, оккультное и тому подобное - теургия, медитации в духе синкретических учений первых веков н.э., а позже - ещё и юнгианская психология - вот это всё. В этом смысле очищенный Дух человека и есть "Философский Камень" для него, но изначально под Камнем всё-таки подразумевался конкретный "сплав" (условно говоря, разумеется), то есть объект или предмет. В идеале, однако же, внутренняя работа должна была по их мнению идти одновременно с внешней, оперативной - в итоге физическое получение Камня должно было обозначать и достижение "Камня Духа". Оно должно было стать в том числе и неким подтверждением действия этих принципов - ведь если это же получилось на локальном уровне "в царстве металлов", то должно действовать и на более глобальном уровне. Изначально Алхимия всегда была во многом именно оперативной, практической - эту сторону нельзя отбросить - описания конкретных колб, склянок, рукавов, приборов, печей и их типов - всё это не может быть аллегорически истолковано никак (соотношение сего с телом - не вариант) - и это всегда бросалось в глаза при чтении раньше, когда ещё сам считал иначе. К сему же все эти фразы в духе "возьмите столько-то частей такого-то вещества" и прочее - ибо нельзя взять "часть" Духа или души, например. Однако "духовная" сторона тоже не отбрасывалась, но суть её отличалась от тех интерпретаций, которые стали популярны позже... Таковы краткие выводы на данный момент - без излишних "вообразилий" и мистификаций про некоторых людей, которых никогда не существовало. Это, разумеется, далеко не всё, что хотелось бы сказать на эту тему - тем более, что исследования продолжаются. Так что можно пока считать это первой частью.
  
  
  17 января 2021
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"