Гюстав Доре. "Моисей разбивает скрижали с Законом".
Гравюра
Пайков Валерий Лазаревич
Член Союза русскоязычных писателей Израиля
E-mail: valpai@bezeqint.net
8-10-972-08-8567797
All rights reserved
љ Валерий Пайков, 2009
За обещанной Землёй 3
________________________________________________
Часть первая
Эта книга является продолжением написанной мною ра- нее "Истории библейских патриархов". В ней на основе тек-
стов 2, 3, 4, 5 частей моисеева Пятикнижия повествуется об обретении народом иврим (евреи - арам.) обещанной им бо- гом Земли Кынаанской. И всё же, это не свободный их пере- сказ, а попытка переосмысления древней истории иврим на основе данных современной библеистики и египтологии, ар- хеологических материалов, свидетельств античных авторов, Мидрашей, комментариев современных знатоков Торы (Тал- муда) и времён средневековья. В центре рассказа сложная, величественная, трагическая фигура Моисея ("Моше" в ивритской транскрипции), жизнь и судьба которого так и остаются для массового современного читателя малоизвестными и противоречивыми, несмотря на обширную литературу, посвящённую этой исторической личности...
Для того чтобы переход от первой моей книги к данной был более последовательным, я считал необходимым вернуться в более развёрнутой форме к истории "захвата" Египта гиксосами, предпослать её анализ Исходу иврим во главе с Моисеем из "египетского рабства". Насколько то "завоевание", о котором так эмоционально рассказал потомкам египетский жрец и историк Манефон, соответствует реалиям того давнего времени, каково участие иврим в тех "разрушениях и издевательствах", которые творили гиксосы в Египте, в какой мере их участие в "нашествии на Египет" стало причиной их последующего "порабощения" египтянами, и имело ли место это "порабощение" в действительности.
Ответы на эти вопросы важны для понимания событий, связанных с обретением народом иврим Кынаана, для понимания в целом древней истории иврим.
Всем последующим главам этой книги я хочу предполать
4 Манефон
________________________________________________
цитату из статьи А. С. Четверухина75 "Проблемы исследова-
ния раннего Египта": "Если признать, что история - это наука о современности, повёрнутой вспять, что упрямой ве- щью является не сам факт, а его интерпретация, что гумани-тарная наука это наука гипотез., а наука о Древнем Востоке ─ наука сугубо гипотетическая, что каждый исследователь обладает своим взглядом на вещи и трудно поддаётся пере- убеждению, что "сравнение не есть доказательство" (в строгом смысле), то непредвзятому и вдумчивому читателю должно быть ясно, на какой же зыбкой почве мы стоим, оперируя подобным материалом".
Манефон
Автором понятия "гиксосы" был, как мною отмечено выше, древнеегипетский историк Манефон (283 - 246 гг. до н. э. - даты жизни ориентировочные) из Себеннита (Себен - нитоса), города в египетской Дельте. Имя "Манефон" явля- ется греческой формой древнеегипетского прототипа "Мер- не - Джхути" ("Возлюбленный Тота, Любимый Нут"). Споры по поводу его настоящего имени ведутся до сих пор (можно
встретить и другие варианты последнего: "Манетон", "Мои -н - Тот"), что важно для уточнения роли, места Манефона в жреческой иерархии Египта, ибо, по общепринятому мнению, он был ещё и жрецом (верховным жрецом) бога Ра в Гелиополе, что открывало ему доступ к древнеегипет- ским документам из царских и храмовых архивов.
Согласно различным источникам, Манефон жил и тво- рил во времена династии Птолемеев - I Сотера (305 - 283 гг. до н. э.), II Филадельфа (285 - 246 гг. до н. э.) и, возможно, III Евергета (246 - 222 гг. до н. э.), и был близок кругам, осуществлявшим религиозную политику последних. Сведения о Манефоне и его сочинениях дошли до нас из трудов многих древних и средневековых авторов, писавших на греческом,
Манефон 5
________________________________________________
латинском, армянском, сирийском, арабском, древнерусском и других языках, включая санскрит.
Сам Манефон, будучи египтянином, писал на греческом языке. Он является единственным известным нам древнееги- петским автором, перу которого принадлежит труд по исто- рии Египта в трёх книгах. До нашего времени дошли лишь фрагменты, цитируемые другими авторами, что не умаляет её значения для египтологии. Именно Манефон разделил ис- торию Древнего Египта на периоды Древнего, Среднего и Нового царств, ввёл понятие "древнеегипетские династии", дал хронологию последних соответственно каждому из пе-
риодов. Два развёрнутых фрагмента его Истории Египта с информацией по интересующей нас теме, сохранились в ра- боте "Против Аппиона" Иосифа Флавия71.
Зачем мне понадобилось столь подробно, насколько это оказалось возможным, останавливаться на фигуре Манефона? Не достаточно ли было ограничиться упоминанием о том, что именно ему мы обязаны интригующей историей о захвате Древнего Египта инородцами - гиксосами?
Попробую разъяснить это обстоятельство. Представьте себе ситуацию: историк Иосиф Флавий, живший в I в. н. э., то есть 300 лет спустя после кончины Манефона, знакомится с пересказами отрывков из Истории Египта, доставшимися ему от его предшественников из среды эллинизированных иврим, в которых встречает упоминание о гиксосах, и не только упоминание, но и драматический рассказ об их варварском нашествии на Древний Египет, об их жестокостях и патологической жадности. В какой мере можно доверять точности этих пересказов?
Допустим, сами пересказы сохранили суть манефоновского повествования, ибо авторами и этих пересказов были иврим, и вряд ли они бы возвели напраслину на гиксосов - семитов, разрушавших, по Манефону, египетские святыни и т.д., и т.п. Но насколько точен и объективен сам Манефон?
6 Манефон
________________________________________________
Ведь он жил, как отмечено выше, в III в. до н.э., в то время как описанные им события происходили в диапазоне от середины XVII до середины XVI вв. до н. э., то есть за 1300 - 1400 лет до него. Барбара Мертц49 в своей книге "Древний Египет" пишет: "Когда речь заходила о неприятных фактах [их истории - В.П.], египтяне впадали в некую официальную амнезию". Задолго до правителей безымянного государства, описанного Джорджем Оруэллом в его знаменитом романе "1984", фараоны Египта уничтожали малейшие свидетельства событий, порочащих их лично, или государство в целом. При этом, проводились такие трудоёмкие работы, как уничтожение текстов, вырубленных на памятных стелах, создание текстов с новым содержанием в местах захоронений, и даже перезахоронение неугодных останков. В любой современной книге, излагающей историю Древнего Египта, можно встретить немало примеров такого рода действий власть предержащих. Трудно себе представить, чтобы такая же чистка не коснулась документов (глиняных табличек, папирусов), хранившихся в храмовых архивах. Остаётся загадкой, откуда Манефон почерпнул свои сведения о гиксосах, и насколько они доверительны.
На сегодняшний день археологи располагают семью до- кументированными свидетельствами существования гиксо- сов. Перечислим их и мы:
1. В папирусе Саллье 1 рассказывается о провокации гиксос- ского фараона Апопи I с целью поиска повода для начала войны против фараона Верхнего Египта XVII династии Сек- ненры, платившего ему дань (судя по фрагментам писем, ги- ксосский царь писал египетскому фараону, правившему в Фивах, о том, что ему в его столице Аварисе мешают спать бегемоты, живущие в болоте под Фивами, в 800-х км от Ава- риса, и требовал привести невоспитанных бегемотов в чув- ство).
Манефон 7
________________________________________________
2. "Стела 400 лет" из Таниса: в ней упоминается один из фа-раонов - гиксосов династии Апопи, поверженных фараона-
ми - египтянами.
3. В табличке Карнарвона из Фив (стела 1) сначала описыва- ется ситуация в Египте, при которой Камос, фараон из XVII династии, сын Секненры Таа II, контролировал его средний район, гиксосы - север, а на Элефантине принцы Куша упра- вляли югом. Камос решился на поход. Согласно тексту сте- лы, он добился успеха благодаря внезапности своих дейст-вий. Камос умер молодым, и его наследником стал млад-
ший брат Яхмос.
4. Стела 2 фараона Камоса из Фив: как следует из царской надписи в храме Амона, Камос созвал сановников и объявил, что не в состоянии дальше делить власть над Египтом с гиксосами и намерен освободить страну от иноземного ига. Он начал с разгрома союзника гиксосского царя князя Тети из Куша. Потом нанёс поражение самим гиксосам. Их фараон Апопи II отступил в свою столицу Аварис. Египтяне начали осаду города, не смогли его захватить, но зато разгромили все его окрестности.
5."Стела Бури": согласно её текста, во время победной вой-ны основателя XVIII династии Яхмоса с гиксосами имел ме- сто некий природный катаклизм, сопровождавшийся темно- той, наводнением и каменным градом .
6. К самым ранним памятникам Нового царства относятся скальные гробницы, среди которых особенно интересна гро- бница Яхмоса, сына Абаны из Эль-Каба - Эйлетиасполя (на- ходился на восточном берегу Нила в 3 номе Верхнего Егип- та к северу от Эдфу, с додинастических времен - религиозный центр Верхнего Египта), начальника гребцов времён
8 Манефон
________________________________________________
Яхмоса I, основателя XVIII династии. В ней найдено знаме-нитое описание взятия Авариса и изгнания гиксосов.
7. В храме, высеченном в скале в Бени-Хасане, была обнару- жена надпись, повествующая об уроне, который нанесли ги-
ксосы Египту, и о том, как страну пришлось восстанавливать и возрождать царице Хатшепсут.
Представленный перечень весьма любопытен. Вчитай- тесь в эти тексты, и Вы увидите в них подтверждение тезиса Барбары Мертц (см. выше). И действительно, в шести сохранившихся текстах из семи Вы найдёте лишь описание героических побед египтян над гиксосами и восхваление царицы Хатшепсут, XVIII династия (1505 - 1484 гг. до н. э.), в восстановлении Египта после "гиксосских разрушений". А где же описание событий, непосредственно связанных с нападением гиксосов на Египет, его молниеносным захватом, жестоким полуторавековым правлением? Их нет. Что это, случайность? Надписи с победными реляциями сохранились в течение 3.5 тысяч лет, а с описанием поражений египтян в сражениях с гиксосами и их тирании - нет. Можно, конечно, отсутствие соответствующих свидетельств списать на их уничтожение самолюбивыми победителями. Но, в таком случае, откуда Манефон мог почерпнуть инфомацию, на которую
он ссылается?
Ниже приведу "манефоновский текст" в том виде, в каком его цитирует Иосиф Флавий, и в той его части, которая наиболее значима в контексте моего повествования: "Был у нас царь по имени Тимаос. В его царствие бог, неведомо мне почему, прогневался, и нежданно из восточных стран люди происхождения бесславного напали на страну и без сражений легко овладели ею. И властителей её покорив, они безжалостно предали города огню и святилища богов разрушили. А с жителями поступали бесчеловечно, жестоко -
Манефон 9
________________________________________________
одних убивали, детей и жён других уводили в рабство". Ес-ли существование общности под названием "гиксосы", уп- равление Египтом выходцами из этой общности, и восста- новление лидирующей роли в Египте собственно египтян
подтверждено документально, то факты из Манефона, при-
веденные выше, фактически, только им и озвучены. И это вызывает большие сомнения в их достоверности.
В связи с этим может возникнуть вопрос: а зачем Манефону понадобилась эта мистификация? У меня нет внятных объяснений этому. Можно лишь предположить, что данная аггравация понадобилась ему, чтобы усилить победный эф- фект свержения власти фараона - инородца, возвысить в гла- зах потомков мужество египтян, реабилитировать Египет в качестве величайшей державы мира.
И тут мы подходим к оценке фигуры Манефона - верховного жреца бога Ра (солнечного божества, изображавшегося в образе человека с солнечным диском на голове) в Гелиополе, Городе Солнца (ныне Эль - Матария, расположена примерно в десяти км к северо-востоку от современного Каира). Политическим центром страны Гелиополь (египетское название города ─ "Иуну", что в переводе на русский звучит как "Город Столбов") никогда не был, однако с эпохи Древнего царства и вплоть до конца Позднего периода город не утрачивал значения важнейшего теологического центра и главного культового центра солярных богов. Космогоническая версия Гелиополя (происхождения земли и жизни на ней), сложившаяся в V-ю династию, была наиболее распространённой, а главные боги гелиопольского пантеона ─ особенно популярными во всей стране. Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Нефтида, Сет, Исида, Осирис составляют великую Гелиопольскую Эннеаду, или Великую Девятку богов. Существенное место в гелиопольской космогонии занимает "Ка". Ка - существо высшего порядка, состоявшее, по
10 Манефон
________________________________________________
верованию древних египтян, в тесных отношениях со своим земным проявлением. Ка имели не только люди, но и неоду- шевлённые предметы, и боги; при этом, боги ─ нескольких Ка. Нередко встречаются изображения людей, молящихся собственному Ка, который обычно изображался в виде под-
нятых рук. Древние египтяне верили, что после смерти фи-зического тела человека остаётся жить его имя (рен), душа (ба) и энергетический двойник Ка. Ка уходит, как и Солнце, в страну мрака на запад, где и пребывают души всех умерших. В зависимости от количества добрых и дурных дел, совершённых человеком при жизни, судьба души - двойника (Ка) складывается по - разному, что не может быть для него безразличным.
Несмотря на возвышение культа Амона в результате политического доминирования Фив, гелиопольский Ра сохра-нял своё значение и авторитет как древний верховный бог. Гелиопольское жречество постоянно адаптировалось к новым политическим условиям, развив представления о синкретических божествах (Ра + Хор и Ра + Амон), что и позволило обеспечить теологическое преобладание гелиопольской космогонии.
Много сделал для Гелиополя Рамсес III (1198 - 1166 гг. до н.э.), фараон XX династии. При нём число служителей одного лишь храма Атума составляло 4583 человека (папирус Харрис I, 31, 3). Некоторые наиболее выдающиеся правители Поздней эпохи стремились украсить священную территорию Гелиополя фигурами сфинксов (Псамметих I, 663 - 609 гг. до н. э., и Априй, 588 - 568 гг. до н.э.) или обелисками (Псамметих II, 594 - 588 гг. до н.э.) - все трое - фараоны XXVI династии. Ограда комплекса была возведена, вероятно, в годы правления Амасиса (568 - 526 гг. до н.э.) - предпоследнего фараона той же XXVI династии: "стена Хнуми- бра" (Амасиса), расположенная "вокруг большого дворца", имела тридцать локтей в ширину (что составляет 15,6 м, в
то время как ширина стены, окружавшей храмы Карнака, не превышает 12 м). Сохранились также следы строительства времен Нектанеба II (?), 359 ─ 341 гг. до н.э. (фараона XXX династии), и Птолемеев.
Гелиополь был хорошо известен древним грекам и рим- лянам. В 332 г. до н. э. в городе на короткое время останавливался Александр Македонский. Спустя, примерно, полвека здесь родился, жил и творил Манефон, герой первой главы данной книги.
Здесь уместно привести имеющиеся на сегодняшний день сведения об институте жречества в Древнем Египте. Древние египтяне, согласно свидетельствам Геродота, были самым богобоязненным и религиозным народом Древнего Мира, а жрецы, по мнению египтологов, играли важнейшую роль в жизни Египта в качестве хранителей и носителей его священных традиций, истории и культуры, в формировании и процветании государства, в развитии духовного здоровья нации. Свидетельством этому является тот факт, что древнеегипетская цивилизация в сравнении с другими просуществовала наиболее продолжительный период. Религия в Древнем Египте была залогом общественного прогресса, а жрецы его гарантами, являясь в ряде случаев и светскими администраторами. По этой, видимо, причине, жрецы высших санов удостаивались таких титулов как "высокий", "великий провидец", "высокий Ра" и тому подобное.
Как отмечалось выше, имя "Манефон", древнеегипетский его прототип "Мер - не - Джхути", переводится как "Возлюбленный Тота", или "Любимый Нут". Джхути - Тот в Древнем Египте - бог времени, мудрости, счёта и письма, всех наук и искусств, главный книжник и чародей, Нут - богиня неба, супруга бога земли Геба. Именно Нут родила Сета, Осириса, Хора, Исиду и Нефтиду (наиболее известных русскоязычному читателю египетских богов). Носитель такого имени несомненно был высокочтим египтянами, занимал