Пайков Валерий Лазаревич : другие произведения.

@ За обещанной землёй. Рабство в Египте

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
   Сведений о рабстве у древних египтян сохранилось мало. Известный историк - востоковед Эдуард Мейер считал, что на Древнем Востоке вообще господствовал феодальный строй. Его оппонентом был В. В. Струве, предложивший, не без колебаний, рабовладельческую концепцию. В ряде своих научных выступлений он первым обратил внимание на роль рабского труда при создании сооружений типа плотин на Востоке, однако не развил эту теорию в печатных работах.
   У. Б. Эмери78: "Остатки древнейшей летописи Египетских царей... дошли до нас на обломке (43.5 х 25 см) некогда очень большой плиты из диорита. С 1877 г. обломок хранится в музее города Палермо (Италия) и поэтому в литера- туре именуется "Палермский камень". Текст летописи был высечен в период правления V династии (XXV в. до н. э.) и охватывает промежуток времени, начиная с Додинастических царей, т. е. не менее 600 - 700 лет. На этой плите впервые засвидетельствованы дарения храмам, помимо земли и продуктов питания, рабочей силы - рабов". "Воинственные египтяне с древнейших времён грабили, убивали, обращали в рабство азиатов", - пишет В. Новомирова54. Одной из примет герзейской культуры (4-е тыс. до н. э.) считается появление керамики, изображающей целые сцены; при этом, среди статуэток из глины и камня встречаются изображения пленных со связанными руками. Хор Скорпион (предположительно, именно тот царь Юга, который заложил основу для объединения страны, создания Первой династии фараонов) считал возможным хвалиться на булаве, подаренной Иераконпольскому храму (Иераконполь - столица царей Юга того периода, 3150 - 2700 гг. до н. э.), что во время одного из своих сражений угнал в Египет 120 тыс. пленных. "Так как Хор Скорпион воевал в непокорном Низовье, эти 120 тыс. могли быть его жителями, выселенными для использования по царскому назначению - [В.П.] в Верхний Египет или ос- тавленными на месте в подчинённом положении"27. К периоду Раннего царства (I - II династии фараонов) относятся находки с изображением целых верениц пленных, связанных по рукам и за шеи. Иногда по изображениям этих пленных можно было угадать в них определённо иноземцев-семитов.
   Рабство, несомненно, существовало и в Древнем царстве (III - VI династии). Глагол "порабощать" - по-египетски "бак" - одного корня со словами "бак, бака", что переводится как "раб, рабыня". В староегипетском письме, хранящемся в Каирском музее, говорится о "рабыне (бака) дома соб- ственного", носящей египетское имя Мррй.
   Значительно раньше, ещё в конце IV или начале V династии, некий вельможа, запрещал родне и служащим распоряжаться имуществом и рабами, которых он выделил заупокойным жрецам за службу по нему. Рабы принадлежали только заупокойным жрецам. Вельможа отличает их от "людей", которых он выделил жрецам в виде платы за службу вместе с пашней и "всякою вещью". Этих "людей" он запрещал заупокойным жрецам продавать или завещать кому бы то ни было, кроме преемников по несению службы. На осно- вании этой фразы можно заключить, что в те времена уже продавали и покупали людей.
   До нас дошли изображение купленных людей, вырезанные на камне, и хранящиеся ныне в Каирском музее. Покупка закреплена письменно в купчей. В купчей употреблены выражения "достать в уплату", "быть (занесенным) за печа- тью в договор кадастровой ведомости". Обозначены купленные люди как "платёжные (люди)", по существу же, они - домашние рабы.
   О существовании в эпоху Древнего царства слуг-рабов свидетельствуют и их изображения в гробнице сановника V династии Нисутнефера (Инси-на-фы). Рядом с их именами стоит и слово "платёжный" (т. е. купленный). Нередко в облике слуг можно было угадать "эфиопов". "В Среднем царстве наименование "эфиоп" в приложении к слуге означало "эфиопский раб", и вряд ли "эфиопы" Древнего царства были кем-нибудь иными"27.
   У нас нет данных о долговом рабстве в Древнем царстве, но трудно себе представить иную судьбу неоплатного должника.
   Интересно, что не найдено ни единого достоверного случая применения рабского труда в Древнем царстве вне домашнего хозяйства. И это при поразительном изобилии источников о староегипетском хозяйстве в целом. Но кто-то же занимался строительством дворцов для фараона и его приближённых, возведением пирамид. Установлено, что для осуществления своих строительных проектов фараоны Древнего царства использовали крестьян в периоды, свобод- ные от сельскохозяйственных работ. Вот такая была создана "интересная" система, по сути, крепостного труда в Кемет.
   Как и в эпоху Древнего Царства, в начальный период истории Среднего царства пленников-азиатов в Египте было совсем немного. В одном деловом документе времён XII династии говорится: "Я передал ей рабов из племени Аму четыре головы". В Бруклинском музее хранится папирус этого же периода, в котором перечисляется несколько рабов с семитскими именами (Шифра, Пуа, Менахем). Папирус конца Среднего царства приводит список, включающий 77 рабов, среди которых встречается уже 48 азиатских имён82.
   Землепользование и строительная деятельность фараонов в Среднем царстве покоились на тех же трудовых ресурсах, что и в эпоху Древнего царства. Во время завоевательных войн сюда ещё присоединялись толпы военнопленных. Военная добыча делилась таким образом: одна часть шла на храмы, а при царях XVIII - XX династий, в особенности, на большой Карнакский храм Амона в Фивах, к которому цари эти чувствовали особенное уважение, другая часть - царю и, наконец, третья распределялась войскам; каждый, даже и рядовой воин, получал по важности своих заслуг и чинов.
   При всём при том, отношения рабов и господ в Египте отличались патриархальностью. Рабы считались и назывались людьми, находились под покровительством законов, имели свою семью и собственность. "Они поселялись вместе, им не запрещалось сохранять свою религию, так что они мало даже чем разнились от коренного населения и, при спокойном поведении, условия жизни для них часто делались лучшими, чем на родине. Конечно, они также несли все обязанности и повинности египетского народа: поставляли рабочих для различных надобностей, платили подати и слуќжили также для укомплектования вспомогательных войск" (Пасыпкин Е. А.57).
   "Может показаться странным, что евреи, [едва начав исход из Египта], уже хотят возвратиться обратно, - ведь были они там рабами. Но, возможно, их положение в Египте складывалось не так уж плохо. Мидраш, записанный около двух тысяч лет тому назад, к словам Торы "полнилась евреями вся земля Египетская" добавляет: "Наполнились ими цирки и театры", т.е. культурная жизнь Египта. Евреи не были в рабстве у отдельных египтян - они служили Египту, т. е. были государственными рабочими, приписанными к месту службы" (рав Пинхас Полонский).
   А вот как описывает строителей пирамид Домокош Варга14: "Каменотёсы, перевозчики, строители были не загнанными насмерть, тысячами гибнущими рабами, а работниками, жившими в сносных условиях, работниками, которым за хорошо выполненную работу точно выплачивалось казён-ное содержание". Барбара Мертц49: "Домики рабочих [в эпоху фараона XVIII династии Эхнатона - В. П.] были маленькими и до монотонности одинаковыми, но и они выиграли бы рядом с некоторыми жилищами феллахов XX столетия". А вот обращение фараона Рамсеса III (1198 - 1166 гг. до н. э.) к своим "ловким, умелым, как на подбор", каменотёсам: "Для вас наполню я склады всем, что потребно: пищей, мясом, сладким тестом, сандалиями, одеждой, чтобы защитить ваши тела, множеством мазей, чтобы вы умащали свои головы каждые десять дней, дам я вам одежду на целый год, чтобы ноги ваши твёрдо стояли на земле каждый день и чтобы никто из вас не вздыхал во сне из-за беды. Я назначил много людей следить за тем, чтобы вы ни в чём не нуждались: рыбаков, чтобы доставляли рыбу, садовников, чтобы выращивали растения. На гончарных кругах изготовлена для вас посуда, сделаны кувшины, чтобы охлаждать для вас воду в летнее время. Для вас движутся гребные суда из Верхнего Египта в Нижний, из Нижнего Египта в Верхний с ячменём, зерном, пшеницей, солью, бобами в неограниченном количестве. И делают это они для того, чтобы с послушным сердцем работали вы для меня".
   А вот Иван Ефремов23 в романе "На краю ойкумены" так описывает жилищные условия, в которые помещали рабов: "Большой квадрат земли, примерно по две стадии с каждой стороны, был заключён в высокие неприступные стены, охранявшиеся ходившей поверху стражей. Часть отгороженной площади занимали крошечные глинобитные клетушки, сомкнутые друг с другом боковыми стенами и разделённые узкими продольными проходами... Близ двери стояли сосуды с водой.. Вся свободная часть квадрата была выглажена и вытоптана - ни одной травинки не зеленело на её серой и пыльной поверхности... Таков оказался "шене" - рабочий дом, один из многих сотен ему подобных, разбросанных по стране Та-Кем (Чёрная Земля - так называли древние египтяне свою страну - В.П.)". Нельзя исключить, что уважаемого профессора и писателя подвигли на создание столь мрачной картины идеологические соображения и цензура советского времени.
   Храмовые и казённые рабы отличались выжженным клеймом с печатью присутственного места, ведению которого они подлежали. О числе рабов в отдельных хозяйствах у частных лиц трудно сказать что-либо; известно только, что во время Среднего царства люди среднего достатка находили возможным дарить друг другу сразу по 4 раба.
   В жреческой Фиванской поэме (Гранитная стела, музей Булака, эксп. 3) в честь Тутмоса III (1504 - 1450 гг. до н. э.), фараона периода Нового царства, есть такие строки: "Я, [бог Амон], пришёл, и ты поразил живущих в Азии. Ты пленил [аму] пастухов...". Рабы и рабыни из страны Хар (видимо, из страны Гор, из Синая, района кочевий аму - В.П.) высоко ценились знатными египтянами и покупались за высокую цену для частной жизни или для прислуживания в хра-
  мах. В завещании Рамсеса III (начало периода упадка Нового царства) приведены громадные цифры храмовых рабов, и это понятно, так как войны этого царя наполнили Египет пленными. Одни фиванские храмы получили 3724 человека (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1890-1907).
   Мне не встретилось указаний на существование в додинастическом и династическом Египте класса илотов. По-видимому, их аналогом как раз и следует считать "государственных людей", "рабочих", появляющихся в эпоху Среднего царства (о них более подробно я писал в главе "Гиксосы"). Подневольных работников типа илотов греки, хетты чётко включали в общее понятие рабы". Теоретически, "государственных людей", лишённых средств производства и обычно считавшихся собственностью государства - их господина, также можно отнести к классу рабов. Что касается израильтян, то до поры до времени их положение в Египте нельзя было назвать рабским.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"