Пайков Валерий Лазаревич : другие произведения.

@ Божья гора. Из кн. За обещанной землёй

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Земля Мадиамская, Мидианская, Мадиам (Быт 37:28 и 37:36; Исх 2:15; Чис 25:6; Суд 6:1; Деян 7:29) - пустынная местность, лежащая за пределами Синайского полуострова (Исход 18:1, 2, 5, 6, 27). Её положение обычно указывают около Эланитского (Эйлатского), он же Акабского (арабское название) залива, на восточной его стороне. Птолемей упоминает в своей географии местность Мидиана на восточном берегу Красного моря. Греко-римские, а позднее арабские источники упоминают о мадианитах и городе Мадиане (или Медиаме) в Аравии и на берегу Красного моря. Развалины города Мадиана обнаружены восточнее Акабского залива. Полагают, что во времена Моисея Земля Мадиамская занимала также часть земли Куш, о чём я уже сообщал выше, Синайского полуострова, южную и юго-восточную часть Кынаана (Исх 2:15).
   Мадиам, суммируем, находился в северо - западной Аравии, к востоку от Красного моря, в 200 милях юго - восточнее Гесема (Гошена), преодолев которые Моисей мог оказаться вне пределов Египетского царства. Напомню,
  спасение он мог найти и в Куше, на той части территории последнего, которая в то время контролировалась Мадиамом. Название "Красное море" относится ко всем частям данного моря, в том числе, к Суэцкому и к Эйлатскому (Акабскому)
  заливам, омывающим Синайский полуостров соответственно с западной и восточной сторон (Акабский залив имеется в виду в Исх 23:31, Чис 14:25, 21:4, Втор 1:40, 3Цар 9:26, Иер 49:21). В библейских текстах Красное море фигурирует под названиями "Чермное море", что в старорусском языке означало "красное" (как и червленое), "Египетское море", "Тростниковое море" ("Ям Суф", ивр.).
   А что сегодня можно прочесть о Земле Мадиамской, точнее, о той части Аравийского полуострова, в которой она когда-то располагалась? Что касается географических характеристик, то вот они39. Рельеф северо-западной области полуострова (именно она может интересовать нас) представляет собой поднятые до 1800 - 2300 м над уровнем моря плоскогория, вулканические плато и платообразные равнины, постепенно понижающиеся до 1000 - 1300 м и слабо расчленённые сухими долинами рек (вади). Большие площади занимают лавовые (главным образом базальтовые) поля и каменистые пустыни (хамады). Параллельно морскому побережью протягиваются горы Хиджаз и Асир высотой 2500 - 3000 м (местами - выше), с крутыми сильно расчленёнными западными склонами, ступенеобразно обрывающимися к узкой (до 70 км) прибрежной низменности Тихама.
   Согласно одним сведениям, климат этого региона со времён Моисея претерпел определённые изменения. В поисках материалов на данную тему мне встретился тезис о неизменности климата в районе Передней Азии за последние, минимум, полторы тысячи лет. "В настоящее время считается твёрдо установленным, что повышение среднеглобальной температуры сопровождается адекватным возрастанием количества осадков в большинстве районов земного шара. Однако это происходит не везде. В частности, с потеплением происходит уменьшение количества осадков в большей части Передней Азии, точнее, в Малой Азии и на Ближнем Востоке, исключая Сирийскую пустыню и Аравийский полуостров. Это подтверждается данными палеореконструкций и современными наблюдениями, сделанными в эпоху нынешнего потепления. Отмечу, что потепление XX столетия н. э. по своей величине (0,6№ для Северного полушария) соответствует масштабу климатических колебаний в эпоху ранних цивилизаций" (В. В. Клименко32). Представленные выше выводы интересной работы этого автора позволяют современные географические данные, по меньшей мере, в той их части, которая касается климата, распространить на то время, которое является предметом данного повествования.
   Климат большей части Аравийского полустрова тропический. Средние температуры (кроме высоких гор) января на северо-западе до +7№, июня (самый тёплый месяц) - от +30 до +50. Заморозков в узкой приморской полосе на западе и юге, в отличие от всех других районов Аравийского полуострова, не бывает. Количество осадков не превышает 100 мм в год.
   Почти вся Саудовская Аравия, включая её северо-западный регион, не имеет постоянных рек; временные потоки образуются только после интенсивных дождей. Основную роль в водоснабжении играют грунтовые воды. Последние часто располагаются близко к поверхности и под руслами вади, иногда даже выходя на поверхность. На большей части территории водоснабжение осуществляется посредством редких глубоких колодцев.
   В древности, обширные степные пространства Аравии были удобны для пастушеских племён. Лишь в прибрежной полосе возможно было земледелие и оседлая жизнь. Благоприятствовало занятиям скотоводством то обстоятельство, что северо-запад Аравийского полуострова (а для нас это, напомню, Земля Мадиамская) относится к зоне полупустыни, растительный покров которой характеризуется сочетанием степных растений (дерновидные злаки) и растений пустыни (различные виды полыней и солянок). На песках местами произрастают верблюжья колючка, лишайник манна (растение перекати-поле), на лавовых полях - полыни, астрагалы (кустарники и травы с глубоко идущими корнями), по руслам вади - одиночные тополя, акации, а в более засоленных местах - тамариск. Имеет место растительность и в каменистых пустынях хамадах, характерных, как отмечалось выше, для северо-запада Аравийского полуострова, - здесь растения укрываются в трещинах и в тени скал. Весной и во влажные годы
  в составе растительности усиливается роль эфемеров, то есть растений, имеющих короткий промежуток вегетации (именно они расцвечивают весной пустыни и полупустыни яркими цветами).
   Земля Мадиамская, теперь мы имеем представление, как она выглядела, была населена мадианитянами, потомками Мадиама (от "мидьян" - "спор, ссора, распря", ивр.), четвёртого сына Авраама и Хеттуры (Быт 25:2; 1Пар 1:32). Сы- новьями Мадиама были Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага (Быт 25:4; 1Пар 1:33).
   Царь Эдома Гадад, сын или потомок Бедада, также одного из царей эдомских (Быт 36:35,36; 1Пар 1.46,47), поразил, (но не уничтожил полностью - В. П.), мадианитян на поле Моава (Быт 36:35; 1Пар 1:46). Возможно, это произошло ещё до появления среди эдумеев Эйсава, сына Яакова-Исраэйля.
   Очевидно, что мадианитяне, продолжали жить в этом регионе и тогда, когда сыны Исраэйлевы, (бежавшие из Египта - В. П.), расположились станом на равнинах Моавитских ("Энциклопедия архимандрита Никифора"52; "Толковая Библия" Лопухина42; "Библейская энциклопедия Брокгауза" Ринекера Ф., Майера Г.64; Айзек Азимов2).
   А вот что пишет о мадианитянах Александр Кобринский34: "Проследим родословную Авраама от его жены - египтянки Агарь. Агарь родила Ишмаэйля (Измаила), жена Ишмаэйля родила ему дочь Махалат (Басмат). Эйсав, сын Яакова, взял её в жёны, и она родила ему сына Реуэля (Рыуэйля). Заметим, что Иофора (Йетера), будущего тестя Моисея, звали также и Реуэйлем. Совпадение этих имён даёт основание предположить, что последний был из рода измаильтян. В Быт 37:27-28 читаем: "Пойдём же продадим его (Йосэйфа - В. П.) Измаильтянам... И когда проходили купцы Мадиамские.., продали Йосэйфа Измаильтянам за двадцать серебряников". Таким образом.., уже во времена юноши Йосэйфа, задолго до бегства Моисея из Египта, существовали измаильтяне, которые... отождествлялись с мадианитянами. По-видимому, мадианитяне не исчезли бесследно после ряда кровопролитных войн, а слились с измаильтянами".
   Авторы Электронной еврейской энциклопедии утверждают, что мадианиты (в энциклопедии "мидианиты") относились к группе племён, составлявших конфедерацию, о чём свидетельствует наличие у них нескольких царей (Чис.31:8; Суд. 8:5). Мадианиты были родственны другим полукочевым и кочевым племенам Заиорданья, Негева и Синая - амалекитянам, кейнитам, измаильтянам и другим. Возможно, этим и объясняются довольно обширные области их кочевья. Помимо разведения мелкого рогатого скота (Исх. 2:16-17), мадианиты во времена Моисея занимались торговлей. При раскопках в [районе] Земли Мадиамской находят следы древней культуры, главным образом, развитого горнозаводского дела (добывание драгоценных металлов), что не удивительно, учитывая близость Мадиама к Египту.
   Как следует из представленных выше сведений, приоритетным источником о мадианитянах, Земле Мадиамской для всех авторов являются Ветхий и Новый Заветы. После смерти Сары Авраам, действительно, женился вторично на женщине по имени Кытура. Кто эта женщина, какого она рода и племени, где он нашёл её - об этом в книге Бытие ни слова. Вообще, трудно было поверить в реальность этого брака: Авраам искренне и всю свою жизнь любил Сару, и представлялось маловероятным, что, потеряв её, он женится вторично. Но факт остаётся фактом.
   А вот выдающийся комментатор Торы Раши утверждает, что "Кытура - это Агарь". Напомню, что Агарь, египтянка по происхождению, служанка Сары, по инициативе последней, когда та убедилась в том, что не может подарить мужу наследника, сыграла роль суррогатной матери. Это не совсем точное определение с учётом современных понятий: она должна была забеременеть от Авраама естественным образом, но ребёнок её считаться сыном Сары. Когда,
  согласно воле бога, но вопреки физиологии женщины, у которой, в связи с преклонным возрастом, исчезли месячные, Сара всё же забеременела и родила сына, пришлось, чтобы избежать конкуренции при передаче наследия главы рода, изгнать Агарь и сына её Ишмаэйля с глаз долой. Однако Ицхак, сын Сары и Авраама, после смерти матери, вернул Агарь к отцу. Перед повторным браком она приняла веру Авраама, отказавшись от идолопоклонства. Следует добавить, что Агарь-Кытура в отношении Авраама всегда вела себя безупречно, и в течение тридцати семи лет разлуки с ним не жила ни с одним другим мужчиной (Раши). "И она родила ему Зимрана и Йокшана, и Мыдана и Мидьяна, и Ишбака и Шуаха". Если следовать этому комментарию Раши, то выходит, что дети Авраама и Агарь-Кытуры были наполовину иврим, наполовину египтянами. И не случайно, детей своих от этого брака Авраам "отослал... ещё при жизни своей на восток, в землю Кэдэм" (Бытие 25:6). В книге Бытие (издание Священных Писаний, подготовленное специально для... говорящих и читающих по-русски) эта фраза звучит несколько по-иному: "...отослал их.., ещё при жизни своей, на восток, в землю восточную". То есть, в лондонском издании, в отличие от иерусалимского, в тексте отсутствует упоминание земли Кэдэм. В Библейском Словаре В. П. Вихлянцева19 под этим названием фигурируют пустыня Кедем [оф] (Вт 2.26), и древний город Кедем (Вт 2.26; Нав 13.18; 21.37; 1Пар 6.79), располагавшийся на востоке от Солёного моря в пустыне того же имени; нельзя исключить, что пустыня и город этот находились в пределах северной части Земли Мадиамской. Мадианитяне, судя по всему, были родственным народом и для израильтян, и для египтян.
   Если даже считать, что Моисей был из колена Левия, то есть по рождению израильтянином, то уж по духу, по воспитанию своему его вполне можно считать египтянином, а значит мадианитяне (потомки иври и египтянки) могли быть ему наиболее близки. Не случайно, Зиновий Косидовский37 написал: "Моисей чувствовал себя там (среди мадианитян - В. П.), как дома...".
   Томас Манн44 в своём блестящем романе "Иосиф и его братья" даёт яркую картину появления мадиамского купца в доме Потифара, высокопоставленного египетского вельможи, вполне доброжелательную, даже радостную, встречу с ним управляющего и домочадцев в предвкушении долгожданных торгов. Легко можно представить себе появление мадиамского купца и в доме Моисея, даже беседы Моисея с ним, ибо, будучи человеком высоко образованным и, в то же время, доступным, он вряд ли бы устоял перед искушением пообщаться с представителями близкого племени. Возможно даже, что во время этих бесед ему удалось немало узнать о народе мадиамском, о нравах и традициях его, о Земле Мадиамской (где она расположена, наиболее благоприятные пути к ней из Земли Гошен). Забегая вперёд, процитирую Шемот 14:2 в той его части, которая касается пути, по которому уходили израильтяне, спасаясь от преследования боевых колесниц фараона: "сказал Господь Моше: "Скажи сынам Исраэйлевым, чтобы они... расположились станом пред Пи-Ахиротом, между Мигдолом и морем, пред Баал-Цыфоном"". Очевидно, давая эти ориентировки без всякого дополнительного разъяснения, бог знал, что Моисею известно, где находились эти места. Конечно, Моисей мог познакомиться с ними в период своей продолжительной жизни в Земле Мадиамской, но я не исключаю, что первая информация была получена им в ходе разговоров с мадианитянами,
  приходившими в Египет. Нельзя забывать, что Моисей, будучи одним из военачальников фараона, должен был быть хорошо осведомлённым о стратегически важных дорогах, по которым могла бы двигаться армия во время военных походов, особенно, в азиатском направлении...
   Место последней встречи Моисея с Итро указано в книге Исход 18:5-6: "Моше... расположился станом у горы Божией", у которой есть название Хорив (в главе "Кейнит Итро, тесть Моисея" я уже упоминал, что именно там перед своим возвращением в Египет Моисей пас овец и впервые услышал бога, обращающегося к нему с её вершины). И здесь самое время уточнить, а где же конкретно располагается эта гора Хорив?
   У этой горы несколько названий. Одно из них мы уже знаем: "Хорив". Книга Второзаконие 5:2: "Господь, Бог наш, заключил с нами союз при Хориве". 3 Царств 8:9 (в христианской традиции): "В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской". В библейском повествовании о пророке Илии имеется следующий отрывок: "И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шёл сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива" (3 Цар 19: 8). В Псалме 105:19 описывается эпизод из Исхода, когда израильтяне, пройдя через Красное море и разбив лагерь, "...сделали [золотого] тельца у Хорива и поклонились истукану". Слово Хорив в разных сочетаниях упоминается также в Исх 3:1, 17:6, 33:6; Втор1:6, 4:10, 15, 9:8, 18:16; 1 Цар 8:9, 19:8; Малахи 3:22.
   Существует ещё одно малоизвестное в секулярной среде название священной горы - "Паран". Почему священной? - Да потому, что "Господь... явился от горы Паран" (Втор 33:2). Упоминание об этой горе мы находим также и
  у Авв 3:3.
   Наряду с этими двумя названиями встречается ещё и третье, известное, в отличие от первых двух, любому образованному человеку: гора Синай. Вот, что говорится в книге Исход 24:16 об эпизоде восхождения Моисея на гору за каменными скрижалями: "И осенила слава Господня гору Синай, и покрывало её облако шесть дней; и воззвал Он к Моше в седьмой день из среды облака". В той же книге (31:18) вновь приводится описание того, как Моисей получил каменные скрижали: "И дал Он Моше, по окончании разговора с ним на горе Синае, две скрижали откровения, скрижали каменные, написанные перстом Божиим". В благословении Моисеем сынов Исраэйля, данном им незадолго до смерти, звучат следующие слова: "Господь от Синая пришёл и воссиял им от Сэира, явился от горы Паран и пришёл из среды десятков тысяч святых..." (Втор. 33:2). Гора Синай упоминается также в книгах Исх. 19:11,18, 20, 23; 34: 2, 4, 29, 32; Лев. 7:38; 25:1; 26:46; 27:34; Чис. 3:1; 28:6; Суд. 5:5; Пс. 68 [в христианской традиции 67] :9, 18; Нех. 9:13. Заметьте, здесь появляется ещё одно название Божьей горы: Сэир.
   В своём письме к жителям Галатии апостол Павел пишет: "Авраам имел двух сынов, одного от рабы, другого от свободной. Но который от рабы, тот рождён по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синай, рождающий в рабство. Ибо Агарь означает гору Синай в Аравии..." (Гал. 4:22-25). Из речи Стефана, произнесённой спустя много лет после Исхода: "Это тот (речь идёт о Моисее - В. П.), который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам" (Деян.7:38). О той же горе, называя её Синаем, рассказывает и Иосиф Флавий72.
   Что касается названия "Божья гора", то я считаю это словосочетание не столько названием горы, сколько определением её принадлежности именно
  богу, местом его жительства.
   Те, кто внимательно, страница за страницей, читал пятикнижие Моисея, обратил внимание на то обстоятельство, что по сути первым распоряжением бога вслед за передачей Моисею скрижалей Завета и законов было создание скинии и шатра соборного. На первый взгляд, могло сложиться впечатление, что речь идёт лишь о пристойном месте для хранения скрижалей Завета и законов. Однако позднее мы понимаем: бог с помощью сынов Исраэйлевых строил себе Дом. И действительно, в течение всего периода жизни беглецов в пустыне бог находился рядом с ними, его можно было видеть в образе облачного или огненного столбов, колебавшихся над шатром соборным. У нас, жителей Земли, сложилось расхожее мнение, что бог присутствует везде, всё вокруг - это он. Так то оно так, но, обратите внимание: будучи созданными по образу и подобию бога, мы, в подавляющем своём большинстве, стремимся иметь свой дом, свою крышу над головой, а не скитаться по разным углам. Случайно ли это? Несомненно, нет, ибо и бог предпочитает иметь свой Дом. Гора, как место обитания бога, наиболее подходит к формуле, процитированной святым Стефаном: "Небо престол мой, и земля подножие ног моих" (Деяния 7:49). Я это к тому, что все четыре горы, упоминаемые в библейских текстах (Хорив, Синай, Сэир и Паран), скорей всего, разные названия одной и той же горы. Таково мнение и большинства библеистов.
   Высказывались предположения, что названия "Синай" и "Хорив" изначально относились к разным пикам одной возвышенности (так полагал Евсевий), или что одно из названий относилось к горе, а другое - к прилегающей местности
  
  (так полагал Нахманид). А. П. Лопухин42 пишет: "Так как название Хорив соответствует целому горному хребту с горой Синай на Синайском полуострове, то очевидно, что под пустыней, углубление в которую ("далеко в пустыню", "в конец пустыни" по самаритянскому тексту) привело Моисея к этой горе, разумеется пустыня Синайского полуострова. Пастбища при Хориве в древности, как и теперь, изобиловали кормом и водопоями, достаточными для мелкого скота".
   "Текстологический анализ Библии показывает, что так называемые источники её J и Р предпочтительно пользуются названием Синай, в то время как источники Е и D - только названием Хорив... [В качестве пояснения]: согласно распространённой в современной науке гипотезе, выдвинутой Ю. Вельхаузеном, в основе Пятикнижия лежат четыре основных письменных источника, которые исследователь условно назвал Яхвист (Jahwist, сокращённо J), Элохист (Elohist, сокращённо Е), Девтерономист (Deuteronomist, то есть связанный со Второзаконием; сокращённо D) и жреческий кодекс (Priestercodex, сокращённо Р)" (Электронная еврейская энциклопедия).
   Название Хорив, видимо, производное от ивритского корня, означающего "сухость". Этимология названий Сэир, Синай и Паран неясны. В иврите мне встретились слова סינ וור ("синвэр, синввур" - "ослеплял, ослепление"), פרנס ("парнас" - "глава [общины]") и פאר ("пээр" - "великолепие"). Лингвистически они соизмеримы со словами "синай" и "паран" в качестве названия "ослепляющей", "великолепной" божьей горы, на которой обитает "Глава (вселенской) общины". Слово "סיר" (сэир) в современном иврите мне найти не удалось.
   Итак, повторюсь, Хорив, Синай, Сэир и Паран - названия одной и той же божьей горы, которую можно считать Домом бога, и на которую он всегда возвращался из своих отлучек. Где же, повторю вопрос, находилась эта гора?
   Согласно христианской традиции, располагается она на юго-западе Синайского полуострова, и в настоящее время является местом паломничества миллионов людей, в том числе, и не столь уж глубоко верующих в существование Создателя.
   Не напрасно ли, однако, паломники из всех стран мира тратят силы, средства и время, чтобы достичь её и взойти на вершину? Хочу успокоить их - не напрасно уже хотя бы по той причине, что в библейском тексте есть определённые указания на это. Исход 19:1-3: "В третий месяц по выходе сынов Исраэйля из земли Египетской... пришли они в пустыню Синайскую... и расположились станом в пустыне... против горы. И Моше взошёл к Богу, и воззвал к нему Господь с горы...". Всё в этой фразе ясно и чётко: есть Синайская пустыня, есть гора в ней, против которой разбили стан свой беглецы, есть Моисей, взошедший на эту гору, и есть бог, обратившийся к нему там.
   Какие здесь сомнения могут возникнуть по поводу местоположения божьей горы? И всё же, вспомним ещё раз строки из Исхода 3:1: "Моше же пас овец у Итро, тестя своего... Повёл он раз овец за пустыню и пришёл к горе Божией, Хорэйву". С одной стороны, в них мы находим подтверждение версии о расположении горы Божьей в Синайской пустыне. Но что делать овцам в пустыне, чем их там кормить? Из впечатлений современного путешественника: "Синайская пустыня это камни, горы, песок, редко-редко встречающиеся деревья со сплющенной кроной, похожие на скелет умершей от жажды антилопы. В Синайской пустыне - ни души, ни облачка, ничего движущегося. Единственные обитатели пустыни - бедуины и их верблюды" (Дмитрий Семеник, http://www.travelwind.ru). И во времена Моисея пустыня была такой же. Об этом свидетельствует его Пятикнижие (отсутствие воды и пищи).
   Раз уж мы согласились с представлением о том, что у бога был один Дом, и Домом этим была гора Хорив, она же Синай, Сэир или Паран, то нужно согласиться и с библейским указанием на то, что в районе этой горы можно было пасти овец. Гора же Хорив, к которой привёл Моисей своё стадо, несомненно, находилась в Земле Мадиамской, ибо не мог он путешествовать со своим стадом за многие десятки километров от дома, отрываясь от источников воды. Чтобы попасть из Мадиама в район современной горы Синай, ему нужно было либо сделать большой крюк через горы Моава, либо пересечь с овцами на плотах Эйлатский (Акабский) залив. Кроме того, Моисей прекрасно знал, что на Синае очень мало пастбищ, ибо сам во время своего бегства из Египта пересёк эту пустыню. Дом тестя, в котором, видимо, жил и Моисей со своей семьёй, явно находился в поселении, расположенном поблизости от того самого колодца, из которого дочери Итро и другие пастухи набирали воду, чтобы напоить своих овец.
   Леннарт Мёллер50, изучая старые географические карты, датированные 1654 годом и позднее, на предмет определения местонахождения Мадиама, пришёл к выводу, что семья Итро проживала в селении Бад, сохранившемся до сегодняшних дней под названием Эль-Бад, и располагавшемся неподалёку от древнего города Мадиам. Свой вывод он подтверждает и данными монографии офицера египетского координационно-стратегического штаба Р. Ф. Бертона (1878), написанной по материалам картографического исследования в области исторической Земли Мадиамской. Только на участке в районе Эль-Бада было возможно существование поселения, благодаря доступу к источникам питьевой воды. Исследуя область Мадиама, Бертон и его подчинённые недалеко от Эль-Бада обнаружили колодец. Сопровождавшие их проводники утверждали, что источник называется "колодцем Моисея".
   К востоку, в непосредственной близости от этого места, находится самая высокая в данной местности гора Джебель-Эль-Лоз (основная её вершина достигает 2580 м над уровнем моря). Другое её название - "Алаль Бадр", фактически повторяющее название населённого пункта Эль-Бад, упомянутого выше. В своё время Иосиф Флавий72 отмечал, что эта гора является самой высокой в указанном районе. Он же упоминает ещё один факт, относящийся к этой горе: к ней никто не приближается, так как, по словам пастухов, она
  является местом обитания бога. Леннарт Мёллер обнаружил на разных старых картах эту же гору под следующими названиями (в скобках даны фамилии составителей карт): г. Орив (Джерард Меркейтор, 1512 ─ 1594); Гора Орив (Пьер Мариетт, 1654); Хаура (Николас Сэнсон, 1705); Хаура (Х. Миелиш, 1911). Речь, конечно же, идёт о "горе Божьей, Хорэйв". При первой встрече Моисея и бога, последний сказал ему: "при выводе твоём народа из Египта вы совершите служение Богу на этой горе" (Исход 3:12).
   Зиновий Косидовский37: "В Библии мы дословно читаем: "Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошёл на неё в огне..; восходил от неё дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась... звук трубный становился
  сильнее и сильнее" (Исход 19:18-19). Это, вне сомнения, и есть описание вулканической горы, с грохотом извергающей пламя. Так вот, известно, что на Синайском полуострове никогда не было вулканов. Зато с восточной стороны залива Акаба и, следовательно, на Земле Мадиамской высится цепь вулканических гор, которые, правда, давно погасли, но во времена Моисея были действующими вулканами". Дарование Торы (скрижалей завета) на горе Синай рассматривается некоторыми авторами как проявление извержения вулкана, каковым часто называется гора Алаль Бадр на территории современной Саудовской Аравии.
   Суммируя всё сказанное выше, можно заключить, что Божью гору Хорэйв (Хорив, Синай, Сэир, Паран) следует искать не на Синайском полуострове, а на территории бывшей Земли Мадиамской, то есть на крайнем западе Аравийского полуострова...
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"