Панченко Григорий Константинович : другие произведения.

Любви все возрасты. Обзор Ск-13

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор основной номинации конкурса "Стоптанные Кирзачи-13"

  Общее впечатление от конкурса: движения вперед (ни по количеству, ни по качеству) не произошло, СК-13 получились достаточно рядовыми. Однако в нынешних условиях, нелегких для конкурсов, особенно на СИ, это тоже неплохой результат. Какое-то время мы всерьез опасались, что будет хуже. Ну, "чертова дюжина" - вообще несчастливое число.
  Как обычно, хорошо сработали дополнительные номинации, у нас являющиеся полноценными опорами конкурса - и подтвердившие этот свой статус. Явно выросла и окрепла номинация "Эссе и статьи", тоже став одной из таких опор. А вот от судейской номинации впечатление двоякое. С одной стороны, она наконец получилась достаточно наполненной - чего давно уже не было; но с другой - впервые я бы не поставил ни одному из судейских рассказов высших оценок: все заслуживают, имхо, по 7-8 баллов. Большинство их подано в последний день, причем в конце его, и из-за спешки явно скомканы (будем надеяться, после конкурса получится развернуть).
  В общем, изнеможение судейской бригады по-прежнему налицо. К тому же, как мы теперь знаем, все рассказы "кирзовые", мужские, судьи прекрасного пола на сей раз номинацию не поддержали... что жаль.
  Кроме того, предполагался шанс на издание сборника фантастики с "купидонистым" ака эротическим уклоном - разумеется, без выхода за рамки писаных и неписаных законов, однако внутри этих рамок вполне смелым. Тем не менее в основной и внеконкурсной номинации оказалось весьма кисло с эротикой. Ну кто бы мог подумать! Я был уверен, что при гарантированном отсутствии дискриминации (и шансах на публикацию) многие рискнут... А вот вместо этого - четкое преобладание "пионерской любви" и "любви к партии". Самые ярко эротические оказались среди отклоненных - в т. ч. за патологию ("любовь к Пушкину" и "любовь к манере поручика Ржевского").
  Да, еще такой нюанс: преноминаторы отклоняли довольно многие тексты, причем главным образом по литературным критериям. Сейчас такое редко делается - но вот на СК достаточно суровая преноминация тоже является одной из фирменных марок.
  Итак, приступаю к обзору основной номинации. Названия категорий - с оглядкой на "наше всё", раз уж и сам конкурс в каком-то смысле с той же оглядкой проводился. Публикабельными считаю категории I-III, если же считать по проставленным оценкам, то 7-10, причем 7 (а иногда все же и 6) - после доработки. Разумеется, потенциальные издатели, они же судьи суперфинала, могут рассудить иначе.
  Очередность рассказов в каждой из категорий случайна и не связана с оценками.
  
  I. Сердце страстное пленилось (9-10 баллов)
  
  АФМ "Хранитель"
  Хорошо! Подводка оригинальная, и вплоть до финала в самом деле не ясно, к чему подводили. Правда, от мельком упомянутого "шрамика на руке" я ждал чего-то радикального: вампирский укус-инициация, что ли...
  И все же непонятно, как ГГ в такой крутой дом, который подобает родителям Кнопки, пробирается (и выбирается). Ох, не кастрировали бы они его... Или - УЖЕ, но на человеческом теле это не отражается? Хотя нет: "Да у тебя женщин больше, чем у моего кота по весне!". Правда, может быть, кот платонически на женщин западает, а не физиологически - на кошек?
  Поставлю-ка 10 баллов именно ему - для почину: автору двух других текстов в этом разделе явно уже ставил десятку прежде, и не раз...
  
  Лю "Четыре чертенка"
  Хорошо! Эротики нет (почему бы не добавить, кстати: напр., в воспоминаниях ГГ-ни?), но любовь - очень даже. И написано сильно (хотя авторство слишком узнаваемо).
  Сперва как-то странно: ребёнка в экспедицию отправляют, деда при смерти... и даму с завихрениями. Но это экспедиция не исследовательская, а спасательная: для тех, кто в нее включен. Да и не факт, что ГГ-ню в эту экспедицию возьмут (она ведь только претендует), ибо неизвестно, что из этого выйдет и на сколько частей она сама разделится...
  
  Лю "Концерт для сказки с оркестром"
  Весьма плюс. Местами даже эротика есть, не только любовь. И скрипка Пикассо разъяснилась не хуже, чем кисточка Гварнери...
  Авторство, конечно, выпирает еще сильней, чем в прошлом рассказе. И это (а не только ситуация с "неоднократным лауреатством") удерживает от того, чтобы поставить 10. Все же хорошо бы разнообразить творческую манеру...
  
  II. Открой сомкнуты негой взоры (7-8 баллов)
  
  Демин "Висы"
  Хорошо, хотя замечаний куча и оценку за них снижу. Тема: тяжесть "разорванной" любви очень зримо лежит на всем. Не Купидон, но Антерос - что тоже допустимо.
  Есть такой фантаст, Владимир Покровский, создатель турбореализма, уже потом подхваченного Лазарчуком, Столяровым и пр. Местами он пишет сложно, экстравагантно, но именно за счет этого замечательно на высшем пределе; а местами - ну уж совсем словечка в простоте не скажет, переотяжеляя тексты почти до неудобочитаемости (но все равно лучше аккуратных середнячков). Вот очень похоже на него во втором варианте. Сочно придуманный мир, некий край крупного замысла (и можно принять, что многое остается за кадром), редкий поджанр психологической фантастики... Но на всех уровнях, от запредельно самобытного стиля до сюжета - спотыки.
  "Стены, крыши дали корни" - кто на чем стоял... "Руки ее были брошены, как если бы не было сил, она их и бросила" - тоже избыточная тяжеловесность. "Совсем ровесники" - это все же не когда одному 33, а другой 30; "почти" - и вопрос снят. "нормальное земное притяжение, когда люди обеими ногами стоят на земле, отсутствовало полностью, глаза вечно смеялись, а на щеке отпечаталась деревянная столешница" - одна нога была другой короче, вторая деревянная была...
  И вообще если на столь плотно обитаемой планете (да еще и вопрос об отсутствии разумной жизни не так чтобы решен) проводятся попытки терраформирования - это означает, что у Земли в этом какая-то совсем уж крайняя нужда. На что не похоже.
  А редактировать подобные тексты следует так: ткнуть автора в эти фхцчшщ и спросить: тебе так и хотелось - или оно само? Если само, то исправляй немедленно, но собственной рукой, по-своему. Потому как редкий это зверь - хороший автор. Его приручать надо, а не дрессировать.
  
  NN. "Чёрный огонь"
  Очень плюс, хотя картинка, возможно, чересчур сложная, рассчитанная на повесть. Ну, автор и так вогнал объем в наш максимум - по-моему, урезав... А если так и задумывалось, то оно выглядит урезанным - за что все же оценка снижается.
  Опять похоже на Покровского, конкретно на "Танцы для мужчин".
  Говорят, я везде согласен увидеть тему: это, мол, профдеформация такая. Я бы сказал иначе: к хорошему рассказу "на грани" можно и нужно отнестись снисходительней, чем к середнячку или слабачку, который по теме на той же грани.
  Но вот тут тему действительно вижу: ГГ бежит от своей прежней любви, понимая, что вот-вот начнет превращаться в чудовище - и, встретив ГГ-ню, проявляет к ней любовь так, как может и успевает в этом дедлайне, с самопожертвованием. Плюс та "посмертная любовь", которой заражен корабль...
  Любовь (фактически с первого взгляда) к ГГ-не, молодой следовательнице, показана очень скупо, но, имхо, несомненно. И та странная, патологическая (здесь без осуждения), посмертная любовь, которая запустила ситуацию с созданием коллективного образа "абордажников", включив в него и корабль...
  
  Тормоз "Восхождение на Землю"
  Название, может, излишне замаскированное, но рассказ действительно неплохой и даже хороший. Столь редкостная у нас ксенобиология (с трудом отличимая от ксеноэтнографии) - и очень приличные биологические знания автора в сочетании с аналогичным лит. уровнем. При этом все же чувствуется некоторая избыточность, метание бисера на водных лыжах с шестом: чтобы никто не просмотрел, как автор старался. Лучше бы эту эрудицию и склонность к экспериментам пустить на более мирные цели. Ладно, это придирки.
  "Прекословящая" манера почти перестала выпирать, я даже усомнился, тот ли автор, о ком все-таки думается. Но все же лишь почти: и по стилю, и по сюжету. Напр., забыто, что основному успеху ГГ способствовал как раз вовремя налаженный перевод, так что не вполне корректно превозносить его "экологически чистые" методы: закованные в скафандры этнографы работали на планете до него, но ДЛЯ НЕГО.
  
  Лакво Читва "Песня"
  Хорошо. Любовь к жене, конечно, самый оригинальный поворот темы... Чуть поменьше назидательности и чуть меньше, э-э, подчеркнуто благонамеренного целомудрия - попал бы в фавориты. Но и сейчас к ним близок.
  
  Монт Эребус "Толстый сумрак криминалистики"
  Хорошо, хотя сеттинг не прописан настолько, чтобы понять, как функционирует мир, где вымерли все профессии, кроме... этой. А ведь можно прописать, причем считанными штрихами!
  Но и тема есть, и уровень (хотя трудно отрицать, что по сравнению с ДРУГИМ рассказом ощутимо перемудрено; или это я перемудрил и у них не один автор?). Подозреваю, конкурс, в котором играл первый вариант, был детективным...
  Если издатель задумается: "Не пришьют ли пропаганду наркотиков?" - ответим: "Другой мир". Да и там она из числа "грехов того мира". Не случайно типа, в чьем офисе они устраивают эти игры, взяли именно за наркоторговлю.
  
  Наташа Квардыш "Деликатная проблема"
  Хорошо и по теме, хотя как раз эротики мизер, даже в космо/ксено/варианте. Не уверен, правильно ли, что представители этой головоногой расы говорят о себе как о "самках" и "самцах", а не женщинах и мужчинах... но это мелочь. Чуть утомительно, за что снижаю оценку - остающуюся высокой.
  
  Гоцци "Ненависть к трём апельсинам"
  Есть эротика, редкая у нас гостья - а что она тут для ГГ-ни обернулась темной стороной, так куда деться... Близкая к запредельной, но все же лишь предельная насыщенность отсылками к самым разным лит. образам, частью уже скорее экранным. От манеры дель арте в принципе остается странное послевкусие, даже (особенно?) когда она пропущена сквозь фильтр космооперы - что не дает ввести рассказ в число фаворитов. Но в ближней к ним категории он остается.
  
  III. И жизнь, и слёзы, и любовь (6-7 баллов)
  
  Счастов "Счастье"
  Не знаю, правда, как лапочка может светить. И не знаю, как можно "считать за глаза". Но вообще рассказ и хороший, и по теме.
  Все же странно, до чего же часто термин "клон" употребляется категорически не к месту... Или в данном случае это лапша для ушей клиента? Мне так не показалось: в той ситуации клиент схавал бы что угодно - но изготовитель, кажется, произнес это для себя. Возможно, хотя бы часть лапши накрыла и автора тоже...
  
  Пан Кочерыжка "Два Купидона против Облома"
  Оценка будет довольно высокая, т. к. рассказ, состоящий из сплошного диалога, не провален: за это дополнительный плюс. Правда, совсем уж высший пилотаж не показан - но все же уровень приличный. И финал прочитывается не так чтобы на раз.
  
  fores "Падала листва и метель мела"
  Неплохо, однако как-то слишком похоже на фрагмент крупной формы.
  
  grav "Купол, хата и антиграв"
  Неплохо и даже хорошо. Только перетехничено местами. И с некоторых пор не люблю я такой "бунтарский дух", когда автор всячески показывает, насколько правы те, кто норовит вырваться из-под контроля, и неправы "кураторы", удерживающие их под контролем. Особенно когда при беспристрастном анализе картинки однозначно прийти к такому выводу нельзя. Ну вот и здесь как раз нельзя. А читателю не просто швыряют в физию солидарность и самоотождествление с персонажами (это как раз полезно), но и мешают увидеть возможность того, что позиция их антагонистов не обязательно абсурдна...
  Ну и, честно говоря, для уровня, когда появляются антигравы, задача (надежное управление такими вот "живыми дронами") выглядит мелковато. А тот факт, что огроменная дыра меж их "хатами" годами остается незамеченной, просто смешон (что, положившись на камеры, ни разу не проверили по-тихому "вживую" в те часы, когда они под куполом тренируются?). Равно как и необнаружение беременности до начала шевеления плода: при таких-то обстоятельствах - за их состоянием не следят, анализы не берут регулярно, медосмотры не проводят?!
  Но оценка будет, в общем, не низкая.
  
  Менестрель "Красавец и чудовище"
  Ну, плюсовал как преноминатор. Ну, без колебаний. Ну, вполне прилично написано. Но объем там 15 кб, а хватило бы 8: очень уж предсказуемо. Если королева идиотка, незачем считать таковыми заодно и читателей...
  В общем, рассказу не помешала бы доработка. Может быть, и в самом деле - просто подсушить, ужать?
  
  Перышкина "Умвельт"
  Что-то очень задумчивое и недовысказанное. Сильно подозреваю, что это фрагмент чего-то большего. Пока длился прием, я все думал - может, в качестве второго рассказа мы получим еще один осколок того же мира и даже сюжета.
  Ошибки (сбои в пунктуации, "на каждого животного") легко поправимы, но дело не в них. Стиль все же хромает.
  Об УК (для потенциального издателя, т. к. издания этот рассказ, имхо, достоин). Ровесники ли они с Укой - не сказано. Ей сейчас 14 + 13 лет = 27. Какая-то любовь (возможно, "пионерская", без секса: из текста не следует обратное) у них была на прошлом этапе жизни. Даже если она началась раньше 14-ти, то ее "пионерский" характер (во всяк. сл., так можно трактовать) под статью не попадает.
  
  IV. Любовь ещё быть может (4-6 баллов)
  
  Калиостров Гриня "Стрелы Амура и не только"
  Экое все суконное: "вставить деталь А в отверстие Б"... Автор, ну зачем же вы меня так настойчиво убеждаете, что публикабельного уровня у вас получаются только миниатюры?! Я ведь и поверить могу...
  С чисто детективной стороны столь же спотычно, как и с чисто литературной. Надо бы добавить что-то вроде "Дуракам и психам всегда везет": без тренировки, даже с близкого расстояния (но с неудобной позиции, сколь ни толсты ветки), сразу попасть из арбалета в убойное место... да еще - поганой папуасской стрелой, которая к тому же совсем не рассчитана на арбалет... При этом хотел бы я видеть тот принтер, который отпечатает то, что может сойти за ее точную копию: 2 сорта дерева (считая наконечник - вот такие они, папуасы) и перья! Уж не буду говорить, что все рассуждения Ермака чисто гипотетические, очень к месту нашедшийся профессор сродни роялю в кустах (да еще, похоже, из прошлого рассказа взялся: фрагмент цикла?), а доводы в пользу телевизора на самом деле являются доводами в пользу БОЛЬШОГО ПЛАЗМЕННОГО ЭКРАНА, к которому хоть смартфон подключай и с него же нужный фильм находи. Я уже много лет телевизором пользуюсь исключительно так, пусть даже от ноутбука, а не смартфона.
  Вдобавок не понимаю, почему следствие не нашло этого удобного для стрельбы места на дереве. И следов пребывания там стрелка. Особенно раз уж были какие-то неясности с "баллистической экспертизой", т. е. стрелу воспринимали как прилетевшую, а не воткнутую. Добавлю, что место падения застреленного должно было подтверждать версию о выстреле из окна, которая т. о. становилась бы приоритетной.
  Вывод, честно говоря, очередной раз подтверждает ту мысль, которая давно уже у меня сложилась как у редактора-составителя ретро-сборников: детектив (безотносительно к ретро или фантастике) и в самом деле "низкий жанр". Все примеры обратного на самом деле не есть примеры обратного, потому что в действительности это - тексты С ЭЛЕМЕНТАМИ детектива. Даже если их читатели и сами авторы этого не осознают. Такие же элементы боевика, космоНФ, исторического жанра, социального памфлета, классической фэнтези "меча и магии", хоррора и т. п. замечательно могут улучшить произведение (если у автора получится), но когда автор использует их как становой хребет - получается "жутик", "заклепочничество", "назидалово", "мочилово"... ну и детектив...
  Шаг в сторону - но для контроля прочел все тексты конкурса "Рождественский детектив", аж целых 9 их. Ну... вот именно оно и есть...
  Так что детективная фантастика (с элементами) - да, а фантастический детектив - см. выше.
  
  Инди "Эй, Джуд!"
  Вполне неплохо, даже эротика наконец-то есть. Но ряд формулировок сыроват, да и замысел, пожалуй, сыроват тоже. Доработке очень даже подлежит!
  
  Игрец "Семь литров газа"
  Снова неплохо, хотя и тема, и смысл едва-едва угадываются. Пикник необученных...
  
  fores "Двери прошлого"
  Тоже неплохо, тоже литературисто, хотя внутренняя логика зависает, как чертеж машины времени, предназначенной для изготовления с помощи ломика и известной матери. Доработке весьма подлежит!
  
  Пан Кочерыжка "За что я их люблю"
  Все же лучше бы автор не совсем умело работал ТОЛЬКО с диалогом, чем еще менее умело сочетал по сути диалогическое произведение с авторским текстом. И слишком все назидательно. И постфинал мне видится так: Саша обманула учителя, призналась в любви к людям - после чего успешно уничтожила их...
  
  Майя "Вертушка"
  Опять неплохо, хотя сумбурно. Ряд сюжетных и стилистических глюков налицо. И очередной раз любовь без эротики. И, собственно, куда ГГ-ня так рвется: в мир, где у нее быстротекущая онкология?
  
  Пашеко "Мигала лампочка на потолке"
  Довольно странная вещь: словно бы хороший рецепт очень средне приготовлен... и, самое главное, в него забыли доложить кое-что из важных ингредиентов. Литературную сверхзадачу, например. И какой-никакой мир за пределами этой картинки... Но съедобным остается, да. И доработке отлично поддается, если автор захочет.
  
  Oktava "Новогодняя сказка о Герде и Кае"
  Тема есть, стиль не неумелый. Технически - трудно разобраться, где кто, однако все-таки получается. Впрочем, я рекомендовал автору кое-что подчеркнуть... и это было учтено.
  Опять "пралюбофффь, но без окаянной йеротики". А вообще поневоле вспоминаю старый анекдот: через несколько лет Кай все-таки начал подозревать, что из ледяных букв А, П, О и Ж слово "ВЕЧНОСТЬ" никак не складывается...
  
  Dr. Robot "Новый модуль"
  Теме соответствует и уровня приемлемого. Но в целом - суконновато, с длинными фрагментами сплошного объяснялова: чувствуется, что автор не умеет их разбивать на более компактные фрагменты, перемежать действием и ощущениями, "показывать" вместо того, чтобы рассказывать. Напоминает чем-то старую НФ, которую я читал в НиЖ за, кажется, еще 60-е гг.: тогда, конечно, без компьютеризации и киборгизации обошлось. Там слепок сознания посылали на планету, условно названную "Коллега". Если в той повести и были подобного рода огрехи, они оправдывались за счет эпохи написания; а здесь, наоборот, усугубляются...
  Тем не менее по-настоящему слабым рассказ не назову.
  Жаль, конечно, идею. Мог бы отличный рассказ получиться, но да, многие авторы так и остались в 60-х, даже если родились на десятилетия позже.
  Из мелочей: насколько я понимаю, солнечный парус эффективен только в пределах Солнечной системы, и то не всей, а внутренней ее части, в межзвездных же полетах совершенно бесполезен. И вообще что-то слишком близко для межзвездных вояжей. И кто бы им позволил иметь соответствующие возможности для секса, этим киборгам, нафига непроизводительные части тел на Проксиме?! Все должно было остаться в виртуале (к тому же и "тела" их негуманоидны). А вот их земным "первоисточникам" вовсе незачем было таить чувства друг к другу, наоборот: их взаимная любовь стала бы хорошим козырем для окончательного отбора именно этой пары.
  Но, повторюсь, ПО-НАСТОЯЩЕМУ слабым рассказ не считаю, хотя для публикации не отберу.
  
  Фотохудожник "Любовь к дальнему"
  С такой задачей автор точно мог бы и написать крепче, и не комкать финал... Национальный колорит, имхо, вообще был использован зря: лучше бы что-нибудь нейтральное. По нынешним временам, более чем достаточно и того, что место действия уж очень узнаваемо...
  Начало, можно сказать, даже удалось. Зацепило. Но чем дальше, тем хуже.
  Попытка поиграть в речевые характеристики провалилась с треском. Временами говорит какой-то коллежский асессор, иногда шестидесятник, но 2010 года не чувствуется вообще. Да и объяснительная тоже свалилась с псевдонаучного (который, кстати, зачем нужен в общении с участковым?) все к тому же асессору-шестидесятнику.
  Ну и еще много чего по мелочам. Особенно "ленын". Бяк мухтар Бабай-ага.
  Тем не менее рассказ в принципе не из худших, хотя в планах на издание я его не держу: не возьмусь давать автору советы по улучшению.
  Улавливаю сходство с другим конкурсным рассказом. Если так, то разница не в пользу этого.
  
  V. Дитя мое, ты нездорова (2-4 балла)
  
  Элипс "Элия и Лепс"
  Тема есть, уровень выше неприемлемо слабого. Однако словно бы читаешь очень несильную фантастику 60-х гг.
  
  Viperine "Прикоснись ко мне, если сможешь"
  Как преноминатор я поставил плюс-минус, потому что слишком уж непонятно, "кто на ком стоял". (Или лежал.) Масса не слишком впечатляющего юмора, вкл. в стиле анекдота про коров и зоотехника "А поцеловать?": ну конечно, если проблемная зона - это лицо, то секс без соприкосновения с ним может быть только изнасилованием... Как эти лягушки вообще прошли свой путь эволюции?!
  
  Циник "Алгоритм любви"
  Извините, словно бы робот писал, хотя этот псевдоним за другим участником зарезервирован. Правда, возникает подозрение, что рассказ умышленно написан языком инструкции по эксплуатации. Тогда это попытка к чему-то большему... но она не удалась.
  
  Dr. Robot "Изумрудная сказка"
  Кто сказал, что нет темы? Любовь "человека города" и "девы леса"... Ну, как по мне - лит. уровень выше ряда принятых и соответствие теме тоже. Но это весьма относительная похвала.
  
  Переселенец "Внеземная любовь"
  Суконновато и назидательновато; уровень, впрочем, выше минимально допустимого (похвала ли это?). Обычно такие вещи пытаются хотя бы сделать "юмористическими". Здесь даже этого нет. Опять ксенобиология, опять на базе спрутов... но зато с эротикой, чем не мог похвастаться прежний рассказ о спрутах, в целом сделанный куда более умело.
  
  Афродита "Сердце"
  Рассказ слабоват, но не буквально слаб. Начинать конкурс с такого - не позорно, хотя восторга я, прямо скажем, не испытал.
  Впрочем, из этого контраста между розовыми "изячными чуйствами" и грубоватыми фразами в принципе могло бы что-то получиться. Пусть даже пока - нет.
  
  VI. Но боже мой, какая скука... (1-2 балла)
  
  Семён "Влюблённый Семаргл"
  Массаракш, автор, не обижайтесь - но рассказ преноминаторы пропустили по единственной причине: его уровень не ниже того, который заслуживает судейской единицы. Так что - плюс за старание и единица по факту. Направлять на доработку бессмысленно...
  
  Анчар "Красная портянка"
  Очень слабо, с большими проблемами в грамотности даже на школьном уровне... однако лит. уровень как таковой не ниже допустимого, тема в достаточной мере есть (честно говоря, она-то близ нижнего предела), а сюжет ближе к середине неожиданно раздухарился. Как преноминатор поставил плюс, хотя в начале чтения думал, что проминусую, пускай и плохо это делать с третьим рассказом подряд (такой расклад тогда был). Оценка, конечно, может быть только низкая.
  Тема все же есть: тот, который проваливал под землю, делал это с чувством ненависти - но из-за любви. Оба раза: и у себя в деревне, и потом, узнав, что платок его возлюбленной использовали как портянку. К тому же флирта вокруг полно, пусть даже не реализовавшегося. Все это по минимуму, но тему создает.
  Удивительная манера - натолкать в первый абзац с десяток персонажей, половина из которых там навсегда и останется. Похоже, автор задумал это как некий фрагмент из жизни сотворенного им мира... но замахиваться на франшизу, конечно, ему еще рановато. Или даже вообще не стОит.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"