Почему мы в России живём так, отвратительно от самой жизни?
Все прежние столетия мыслители наши работали над лучшим устройством жизни народа в стране, страны в мире, и что мы имеем сегодня для шага следующего, действия развивающего и созидающего? Неужели их размыслительная энергия была ошибочна - вся, на протяжении всей нашей прежней истории, а происходящее в последние пятнадцать лет и есть окончательная истина?
Уезжая в Москву из города Кирова, на вокзале я прошёл мимо туалетов и на двери мужского увидел картонную вывеску с редким текстом: "туалет сломался, мужчинам идти в женский." А куда же женщинам? - подумал я машинально и увидел, из женского туалета выходят все сразу. "Ну и как там?" - спросил у мужчины вышедшего. "Дак чего? Позорно. Стоят в очереди, в одну кабинку мужики, рядом бабы, кабинок несколько. Стыдно людям, дак не за вагоны бежать!"
Наша культура. То есть, уточню, наших начальников. Унижение человеческого досто-инства даже и тут. Интересно, если бы в Берлине, в Вене устроили бы подобное, сколько бы в своих кабинетах просидели и начальник вокзала, и мэр города? Почему за оскорбление современного вятского народа не отвечает никто?
Надо вернуться из столицы, пожить в Кирове провинциальном, и не среди трибунного и кабинетного вранья, а вместе с народом. Тогда получится ответить на многие "для чего и почему".
На примере Вятки можно увидеть проблемы любой нищей области нашей страны России.
Кировская область и Вятка - одно и то же. И снова проблема: в разных городах страны, где приходилось бывать, знают Вятку и не могут понять, где находится Киров. Молотовы, Калинины исчезли из названий городов. По всей России остались - из исторических русских - два, не возвращающие себе исторические названия, и этим наплевавшие на историю свою в государстве российском. У Карамзина в трудах упоминания о Кирове нет, есть Вятка. И пока праведное не исполнить, по которой правде искать в судьбе земли своей, Вятской, процветание? Через ложь оно не приходит...
Многие вятские жители, вернувшись из поездок в другие города, на контрасте отмечают ужасную грязь своего областного города. Тротуары здесь в дырах и ямах, по ним почему-то ездят иномарки. Да, прямо по тротуарам, иногда вплотную к пешеходам. Для запрета от автомобилей тротуары перегораживаются цепями, бетонными кубами. Ещё по тротуарам часто плывёт вырвавшееся из канализационных труб, над улицей удерживая соответствующие запахи и подсказывая, вспышка любой холере, другой болезни здесь возможна в любой день, и - неудивительна. Водители матерят городские дороги, на газонах растёт не гладенькая трава-мурава, а лебеда, крапива, лопухи, ещё какие-то дикие растения высотой в человеческий рост. Мне рассказывали о прямом влиянии состояния города - культурного, - на экономику: приехавший сюда немецкий промышленник, рационально желающий заинвестироваться в местную "промышленную инфраструктуру", проехал по здешним улицам от вокзала до гостиницы, прогулялся по городу и пешком и проводить переговоры не стал, отказавшись вот как, - "в таком грязном и некультурном городе бизнес делать невозможно, деловые люди так не живут."
Как раз этого не понимают местные начальники, для них вся культура - чистый служебный автомобиль и длинна юбки секретарши. "Имям культуры не привить" - местная народная поговорка.
Кировский мэр годами жалуется, что на нормальное удерживание городского хозяйства ему из областного бюджета регулярно недодают то ли миллионы, то ли миллиарды. Непонятно вот что. Если каждая городская семья зарабатывает сама на себя и не просит деньги в мэрии, почему городская власть не способна заработать на оплату нужд города и на его развитие? Почему и вся Кировская область тоже не способна заработать на своё развитие?
Простые вопросы для чиновников из местной власти самые кошмарные. Ответов на них, на простые и ясные, не дождаться. И как отвечать, не затрагивая тему отношения трудящихся к получению прибыли от результатов труда? К бессмысленно труда бедных на богатых? Как провернуть словесные выкрутасы вокруг темы наплевательского отношения наворовавших из общегосударственного, разбогатевших к нуждам всего общества? К городу своему? К области своей? Им она нужна, родная, ими же обворованная земля?
Ставшее знаменитым это воровство - из общенародного имущества, - признано воровством и так названо в странах других, неверующие могут для убеждения послушать любые западные "голоса". Может быть поскорее дойдёт, почему с ними европейские капиталисты не хотят "инвестироваться..." Помимо отсутствия обязательной для себя уважающего общества бытовой культуры.
Здесь ненавидятся самостоятельные, независимые личности. Любой начальник предпочитает управлять быдлом, скотинкой безответной. И система управленческая выстраивается не по принципу "давайте вместе подумаем, поищем необычные решения", а традиционно, десятилетиями выверено: или личная преданность, или ты, подчинённый, должен быть не умнее меня, начальника.
Откуда ждать умения городской, областной власти заработать на обеспечение общих нужд и на развитие экономики? Личная экономическая безопасность, обеспеченная чиновнику занимаемым креслом и бюджетом, первее экономической безопасности города, области. Не сорок первый год, причин вставать для атаки "нетути." И - серьёзной ответственности - тоже.
Полгода назад на Вятке проходили выборы нового губернатора. В списке "страдальцев за народ" тогда выстроилось 12 кандидатов, и все, конечно же, уверяли избирателей в единственном своём желании: сделать жизнь народа иной, трудиться ради народа. В три часа ночи вскакивать оторопело и думать, а что я ещё не сделал ради народа? Не знаю, может быть победивший не видит соратников среди бывших конкурентов, но если кандидатов в самом деле воспринимать лидерами области, людьми, способными вытащить экономику области из нищеты, то их следует объединить и совместно разработать стратегию успеха, с их помощью успеха добиваться... Я не хочу сказать, что кандидат, ставший губернатором, ото всех их избавился, другое меня заинтересовало, - где желающие "помочь любимому народу" сегодня? Создали своё общество для выработки идей? Самостоятельно помогают различным слоям населения решать социальные интересы? Тратят деньги на деятелей культуры, созидающих в нищете? Шефствуют над детскими домами, общественное в трудах своих тяжких не забывая?
Но в том и проблема, что они не вожди, что никто из них не имеет ни политической, ни экономической программы, что идеи у них - на нуле, и цель быть во власти двусторонняя: личное самолюбие ублажать и личное богатство увеличивать в размеры громадные.
Почти все они заняты личным бизнесом, приумножением своих капиталов. Что за картина получается? Дайте мне власть - буду за народ, а не дадите власть - буду только за себя?
Без больших денег во власть не попасть, каким бы умным специалист не был. И - каким бы честным. Если есть большие деньги - находясь во власти, можно их значительно приумножить. Но причём тут народ, надеющийся увидеть хорошее от власти? Наличие больших денег в одних руках никогда не означает желание с их помощью переменить жизнь общества. Что точно, как невозможность отмены дня и ночи. И наличие власти в наше время быстро переводит чиновников в более просторные квартиры размерами "сколько хочу", к квартирам их плюсует обеспечение всех родственников самыми удобными условиями частного предпринимательства, и далее - с перемещением на жительство из страны, где "за народ настрадался", куда-нибудь на берег Франции, Испании, Греции...
Весь же народ - другой он, другой, - бросить свою страну не способен, живёт народ иначе, запросами и желаниями, предателям непонятными. Есть в стране России нечто, с деньгами большими, с воровством не сочетаемое. Веками. Веками не сочетаемое.
Подумайте, совесть в человеке изуродовать можно. Совесть в народе уничтожить не получается ни делами подлыми, многими в нашей современности, ни лживыми премиями, орденами, ни указами чиновников. У кого-нибудь дома лежит сорок орденов и медалей, выпрошенных от власти, - так, а где признание народа? И пилите дальше на виолончели до полного перепила инструмента смычком...
Жестокость - обязательная деталь поведения любого вятского "бизнесмена", не способного действиями своими показать, он бандит или деловой человек, занимающийся экономикой? Только через жестокость эти странные порождения времени способны заставлять людей работать на них и за копейки, и за ноль зарплаты.
Лет десять назад гайдары-чубайсы-бурбулисы нам врали, что рынок всё поставит на места, а "бизнесмены" через труды свои тяжкие вытащат Россию на крепкую дорогу развития, устроят и сильное производство, и решение страшной проблемы безработицы. Каковы итоги?
Государство, где власть организуется не по принципу разумности и не по принципу профессионализма, а по схеме "у кого денег больше", обречено на самоуничтожение. Как и отдельная его область. Потому что интересы общества и интересы "бизнесменов" направлены всегда в разные стороны. Изначально в разные стороны и окончательно.
Понятно, откуда и как начинается разрушение России?
Товарищ президент Путин В.В., "прининимите меры", как пишут иногда, с такими незнаниями родного языка, государственные управители жизнями народа. Уберите от власти жестоких, корыстолюбивых и тупых, не умеющих и представить, что не деньги в жизни главное. Что в истории и России, и Вятки остаются памятью благодарной не миллионеры, а Циолковские, Бехтеревы, маршалы Коневы и Говоровы...
Итак, аналитически посмотрим, до чего народ доведён на Вятке по тёмному пути криминального капитализма?
В Москве жители могут и не поверить таким цифрам расслоения народа Кировской области на бедных и богатых. Полгода назад, в 2003 году: ниже прожиточного минимума, нищие, то есть, - доход до 1972 рубля, не доллара, численность нищих - 478,5 тысяч людей, - 31,9 % от числа всех жителей области. Затем считаем бедных, доход 1972 -4026 рублей, всего 686 тысяч людей, 45,8 %. Сложим два числа обездоленных, получаем 77,7 / всего, всего вятского народа живёт в нищете и бедности, это I миллион 164,5 тысяч человек из общего числа населения области I миллион 499 тысяч человек.
"За наши счастливые жизни спасибо, родная страна?"
Считаем дальше. Высоким достатком на Вятке официально называется доход в 4026-12592 тысяч рублей, так живут 329,7 тысяч людей, 22 % от общего числа. И совсем отдельно от народа - "страшно далеки они от народа", - живут 0,3 % численностью 4,8 человек с доходами свыше 12 с половиной тысяч рублей. Официально не уточняется, что многие из этих 0,3 % имеют доходы ежемесячно 20,50,70,100,120 тысяч рублей. Возможно и поболее, возможно ещё и в других городах и областях, возможно и за границами страны.
Главное в том, что всё основное население Вятского края, официально - Кировской области, 77,7 % - нищее, и жизнь для миллиона с лишним людей уныла и бессмысленна, а иногда и самоубийственна из-за беспросветности, безысходности и перенапряжённой психики.
Оно, основное население, так должно жить на своей родной земле, среди не скудных природных богатств? Вкалывать за 50 у.е. в месяц - если ещё заработанное выплатят вовремя, - матом рассказывая, как мечтают отсюда куда-нибудь у-е-нуться, "чтобы глаза такого не видели и дети мои не знали"?
Узнавая, куда передвигаемся все вместе, посмотрим, что и как переменилось на Вятке в первом квартале этого, 2004 года.
Населения стало на 20 тысяч меньше. Объяснений в официальном документе нет, но, видимо, население вымирает, потому что здесь, на Вятке, успешно растёт вверх число больных, спивающихся, теряющих трудоспособность от питания комбикормами, несчастных грабителей, пошедших на преступление по причине "я сильно есть хотел, а купить не на что".
Количество нищих выросло до 79,1%, это уже почти 80% ото всего населения области, если учесть нигде не прописанных бомжей, сплошь и рядом роющихся в мусорных баках в областном Кирове и городах поменьше. Местного начальствующего и прочего ворья, жирующего на бедах страны, почему-то стало 0,2 %, хотя никто против них здесь не воевал и местных трехбородочников в тюремные условия Ходорковского не переселяли, из особняков.
Ну что, будем и дальше проваливаться в окончательное разорение страны нашей России изнутри с уничтожением через скотские условия жизни и труда самого коренного населения?
2
У современного русского писателя любая общенародная беда переживается дважды, вместе со всеми в действительности и затем - через творчество синтезом, анализом, личным отношением... "Окаянные дни" И.А.Бунин иначе, чем методом таким, написать тоже не смог бы, для русской правды они не посторонни.
Жить сегодня в российской провинции писателем - сам себе не позавидуешь. Люди то и дело обращаются за помощью, почувствовав себя в окончательном тупике. Из городка районного звонит народный композитор, всю композиторскую деятельность посвятивший вятским сёлам, и говорит, спасаясь от морального, духовного удушья: - "До чего литературу русскую современную довели, читать нечего. Если литература настоящая умирает, значит, за ней и наша очередь?"
Попробуйте ему ответить, когда это - не пустотрёпность придурошной "фабрики звёзд". Отвечать-то надо честными, талантливыми романами и рассказами, такими, например, как рассказ Леонида Бородина "Осенние хлопоты", в котором чиновника трижды трескают мордой об стол и после того он начинает соображать, работать для человека...
Меня разыскивает думающий, переживающий за Вятку человек и требует идти к губернатору, доказывать, что нельзя телевизионного объявляльщика назначать руководителем областного департамента культуры, "он не творческий человек, не писатель и не художник, без образования нужного, ничего в прежней жизни не создал, он - полный распад для нашей культуры." Да, говорю, полный распад, но он рекламой в эфире руководил, деньги шли через него, а если места покупаются в Госдуме, почему в области такого быть не может? Деньгами покупаются или "чего изволите?" Разве не понятно, что на Вятке в местном правительстве люди самостоятельные, независимые от подписавшего приказ о назначении на должность не нужны со времён сосланного сюда в ссылку Салтыкова-Щедрина? Вспомнили, на каком материале написан его город Глупов? Нас, творческих деятелей, чиновники не спрашивают, кого нам поставить в руководители. Единственный выход - работать в стороне от них. Нормальный для России провинциальной, "имямской".
Ко мне приходят и рассказывают, требуя сопротивления наглости беспредельной: - "Какая-то фирма устроила лотерею. Со второго объявленного билета автомобиль выиграл чиновник мэрии. Да дураку ясно, так сейчас вручается взятка, прилюдно!" Я, далее, разговариваю с юристом. "Юридически мы имеем дело с выигрышем по лотерейному билету..."
Является другой человек - услышанному не сразу верится, но у него сказанное подтверждается документами. Просит помочь найти правду. Он - пенсионер, живёт в полусгнившем доме. Печное отопление, воды нет никакой, много лет - вёдрами с колонки. Начинал жить семьёй в соседнем с его гнилушкой доме, в подвале. Переехал в коммуналку. В очереди на улучшение жилья стоит с 1961 года. Уже сорок три года, всю взрослую жизнь. Последнее, как ему предложили "улучшить условия", - уехать километров за шестьдесят от города и жить на территории бывшей воинской части. Спасибо, родные "заботчики о народе?"
По его делам я дошёл до прежнего губернатора. При мне была написано решение о выделении его семье однокомнатной квартиры. Его пригласили в местное правительство, назвали и улицу, и номер дома. Бесполезно. Губернатор сменился, дело растворилось.
Есть желающие походить по местным чиновникам, правду поискать? Толковое дело предложить, неправленое на созидание, обновление жизни в сторону лучшую?
В мэрию города Кирова можно зайти свободно, любому человеку без пропуска. Труднее попасть в кабинет мэра, но, записавшись на приём и отстояв понятную очередь, с проблемой своей к нему попадёшь.
Вы можете представить себе культурную страну Германию без писателей? Плюющую на своих писателей, заставляющую их жить в нищете? Германию, для развития общемировой культуры и поддержки современной русской литературы приглашающую к себе русских писателей, с обеспечением хорошими условиями для бытовой жизни и творческой работы, даже стипендиями на несколько лет? А Вятка по территории не меньше Германии. Но - только по территории, не по разумности и по прогляду в будущее человечества. Давайте попробуем проблемы культурного созидания предлагать здесь.
В правительство Кировской области свободно двери открываются подъезжающим к крыльцу на очень дорогих машинах. Лет пять назад можно было сюда заходить любому гражданину, свободно. Теперь настроены перегородки, постами внутренними стоит милиция, и - очередь за пропусками. Унижение человеческого достоинства, страх начальников непонятно какой сразу с порога. Но зато чиновники как себя зауважали! "А как же, - гордится один из них, - мы государственные люди, нас положено охранять". Тогда чем же каменщики со стройки - люди не государственные? Отгородиться чиновнику от народа - высшая благодать, первейшая причина для самолюбия.
За милицейской охраной полоса препятствия посерьёзнее, секретарши. Почему-то они здесь не отвечают на обычное для людей культурных здравствуйте, и сразу понимаешь, это не Москва и не Братислава. Вежливо не встретят и выдрессировано исполнять свою "служебную установку", состоящую из умения ни за что не пропустить к начальнику. "А вы созванивались предварительно? А вы знаете дни и часы приёма? А вы согласовали свой вопрос..." - и прочая лабуда, объясняющая словами, почему она, секретарша, глаза упирает в полированный стол и лгать ей привычно, хотя и противно. Живая ведь...
У нас в области писатели не имеют никакого финансирования, их семьи живут полуголодными.
- Ничего не знаю. К Ван Санычу.
Разглядывающий потолок после "евроремонта" Ван Саныч сходу втыкает рычаг тормоза, "в правительстве идёт реформирование, вопросы не будут решаться до окончания назначений". "Сколько ждать?" "Два месяца". "А почему вы два месяца не согласны работать бесплатно, как годами в этой губернии работают писатели?" "Не ваше дело. Меня назначил губернатор, избранный всенародно. Я - власть народная, должен иметь и зарплату, и кабинет, служебную машину, деньги на поправку здоровья". "Вы, власть народная, можете переменить кошмарную на Вятке жизнь писателей? Обеспечить стипендиями, автомобилями для поездок по области, путёвки для поправки здоровья? Вы себе запросто выделяете деньги из бюджета, а нам годами говорите - денег нет". "Прекратите демагогию, освободите кабинет".
Кто из реальной власти, имеющей право решать, остался не посещённым? Губернатор? Не пройти в кабинет никак. Его можно увидеть по-местному телеобщению, только телевизор в его сторону не разговаривает, а все задаваемые вопросы - прямой телефон в студию, -сортируются его прислужниками. Не нужные уничтожаются.
Всё. Попытка добиться нормального положения писателей в тупике. Надолго, а скорее всего - навсегда. Здесь нет понимания, что общемировая культура собирается по произведениям любой области Европы, любой страны. И реально помогать творческим деятелям сегодня, или сидеть в президиумах по поводу очередного юбилея Грина, Васнецова с видом, будто к ним имеют какое-то отношение, для вятских чиновников удобнее, - мозгами соображать не надо, а ленточки красные разрезаешь, тебе хлопают, тебя после президиума на банкет везут, - ну чем не "конкретное" участие в "вопросах культуры"?
Мы давно в полнейшем тупике. Вот одна из причин, по которой молодёжь, получившая высшее образование, думающие взрослые люди стараются отсюда уехать в Москву, в Питер, за любую заграницу, и нищая Вятка оскудевает ещё больше и через самое главное, через умы. Напомню, всё хорошее в жизни начинается с умного...
Я дружил с художником-графиком Евгением Сидоркиным. Работая над иллюстрациями к произведениям Салтыкова-Щедрина и глубоко поняв написанное бывшим вятским ссыльным, он изобразил сущность российского чиновничества таким видом: по сторонам две шеренги забитых, запуганных чиновников, склонившихся перед начальником, а впереди за двухтумбовым столом их вождь в виде толстого и громадного, ужасного мужского полового члена.
От кого народу вятскому ждать изменения своей жизни в сторону лучщую? Кто их поведёт на "всенародную битву за удвоение ВВП?"
Ответ тут простой: российское чиновничество давно и привычно живёт в полном отрыве от народа, себя обеспечив материально навсегда. Вместе со всеми родственниками. А как известно из природы - тот же суслик, объевшийся зерна, в труды тяжкие не сунется. Спать будет, блаженствовать. Как и лев, сожравший очередную зебру из бегающего рядом стада.
Кто хочет узнать крайнюю степень омерзения? Трепать себе нервы? Тратить деньги на лекарства? Понимать раковую опухоль государства российского? Приезжайте в Вятку. Предлагайте вятским чиновникам дело, направленное на развитие России. В плане культуры. Экономики. Медицины. Образования. Сельского хозяйства. Промышленности.
А лучше - созидайте самостоятельно, в стороне от миазмов и маразмов. Без потери своего достоинства. Вы - человек. Вы, работающий на пользу России.
Но народ остаётся в одиночестве...
3
Если вы человек разумный, а у вас заболело ухо, вы обратитесь за помощью к специалисту по лёгочным болезням?
На Вятке придумали провести форум по борьбе с бедностью. Что толка не будет, я понял, когда увидел из программы, - всеми основными совещаниями руководит доктор искусствоведения. Он понимает в организации современной экономики? Может быть потому, что занимался анализом кризиса муниципального хозяйства г.Вашингтона? Он и в чужестранных схемах-делах разбирается сходу? Весело...
Форум - это когда на километр суровым образом не подпускается к местному дому правительства ни одна машина, кроме специальных. Когда улица пуста, расстояние ровно два квартала, и с милицией впереди участников из правительственной лучшей гостиницы везут к заветному крыльцу. Участники - московские и нижегородские советники гендиректора, директора стратегических институтов, институтов проблем, главные специалисты, куда-то ведущие специалисты и ни одного перед ними нищего и бедного. Бомжа, рухнувшего перед дверями гостницы со спецномером для чиновника Кириенко, милиция унесла с глаз долой моментально, чтобы мысли "высокого руководителя" не отвлекал. Форум - это когда случайные для данной территории, для накопившихся тяжёлых проблем люди, считающие себя "специалистами", собираются вместе и напролом, перебивая конкурентов, с самодовольными улыбками рассказывают, насколько они замечательны. И самореклама та пахнет жестокостью по отношению к обворованному народу Вятки.
Подходы, файл, механизмы, ФЦП, системный проект, мегапроект, реализация конкретного инструментария, самореализация города - это что? На каком языке русскими слогами и звуками? Что дяде Пете из деревни нищей понятно в таком, птичьем языке? А то, что "говорите, говорите, один чёрт цены растут на хлеб, на бензин, на все продукты". Что означает выражение "часть населения у нас недоедает"? Едят люди нищие завтрак, обед, а ужин - не могут доесть от сытости?
"Стыдно, когда власть допускает бедность, - трудно, но честно сказал на форуме вятский губернатор Н.И.Шаклеин, - стыдно за такую власть". Замученным и тоскливым выглядел он на круглых столах среди тарабарских речей, пахнущим крепко саентологией и хабардизмом. Как он может радоваться таким самоуважительным изречениям, - "позавчера мы в Москве, в правительстве, остановили программу по сносу ветхого жилья". Спасибо подученным в Вашингтоне?
"Мы очень большое внимание уделяем..." - вещали приезжие дяди и тёти, одетые в дорогие костюмы. Где результаты "очень большого уделения"? Продукты подешевле для нищего народа не появились? Доступные квартиры? Доступное образование? Отдых? Нормальные больницы, куда можно лечь на лечение без своих простыней и своего лекарства?
Видел бы дядя Петя из деревни нищей, с каким наслаждением, с какими улыбками рассуждали на форуме о нищете, заранее любя себя за "научные открытия" господа - только так друг друга называя, - докладчики, выучившие штампы "системный блок" - по отношению к людям, а не к компьютерам, "точки роста" - при обвальной бедности народа, - "города-репициенты" - откуда они берут за свою "деятельность" возможность жить с довольной ухмылкой хотя бы двое суток, любя себя на дневных беседах и на вечерних торжественных банкетах, оплаченных местными богатыми, и те затраты на праздник бесовщины сразу перекладываются на того самого дядю Петю нищего недодачей заработанного.
С какими тоскливыми глазами сидели на совещаниях вятские люди, от которых на самом деле зависит жизнь народа, - руководители сельских районов, мэры городов. "Нас, взрослых, учат ходить, - сказал один из них, - только учат хоть по-американски".
Беседа в перерыве с местным думающим человеком. "Они нас принимают за дураков. Я приехал в один из районов, в деревне разговариваю с местным народом. Диалог такой:
- Мужики, как живёте?
- За прошлый месяц зарплату дали нам, по 10 рублей на человека.
- Так это же цена булки хлеба! Чем вы живёте?
- Воруем.
- А разворуете остатки?
- Будем умирать.
Со стороны вятских выдвинулось предложение, - давайте обсуждать вот какие темы: достойные трудящегося условия труда, честное распределение материальных продуктов труда, заинтересованное отношение человека к государству, честное отношение государства к человеку.
Отвергнуто и заболтано приезжими "экспертами" - сразу.
Местный поп предложил свою победу над бедностью: всем нищим идти в церковь и впереди себя нести десятину от остатков своих, и как можно большим числом "воцерковлённых" должны быть. Весело... Им не жизнь для людей устроить, попам, им бы людей превратить в приносителей денег, денег, денег, - ни одна благотворительная столовая попами для нищих не устроена на Вятке, у них отговорка - Бог подаст. Неизвестно когда и что.
А на Вятке за последние 10 лет просто исчезло 1118 населённых пунктов, сёл и деревень...
Ничего. Рать банкетная сделала "потрясающие открытия", слушая которые, начинаешь всерьёз соображать, ты с ума сошёл или сторона говорящая?
Открытие: бедные и богатые есть в любом городе, в любой деревне.
Спасибо, без искусствоведов и "экспертов" не знали...
Открытие: борьбу с бедностью надо поручить некоммерческим организациям.
А почему же не бизнесменам, нищету наплодившим?
Открытие: власть интересуют критерии бедности, нам научно надо определить значение бедности.
Пожалуйста. Подите, пообедайте из мусорного ящика, дойдёт сразу.
Открытие: постепенно поднять зарплату до прожиточного минимума.
Здесь государственная премия наградой светит?
Или такое: нищий должен через интернет - вот это блеск! - посмотреть, что ему подаст государство.
И самое жестокое, просто подлое открытие: раздать нищим продуктовые карточки в обмен на изымание паспортов, в обмен на лишение их всех гражданских прав.
Ну как, не зря здесь поработали специалисты по созданию резервации для Вятской губернии, "конкретно"? Не зря пахло саентологией, противным для многих в России настойчивым и циничным внедрением американских способов жизни и сути вот какой: выжми из любого чело века силы, способности, наживись на нём и забудь, что он - был.
На прощание - пожелание "экспертов": - "хватит воспроизводить миф о бедности, бедность находится в головах", как верно перефразировал М.Булгакова Кириенко.
На прощании с трибуны вятичам объяснили: если человек способен купить стиральный порошок - он не бедный. Но не тот порошок, что какой-то дизайнер впаривает годами в рекламе, а есть и подешевле. И не должны вятичи хотеть пылесосы, холодильники, телевизоры, автомобили. И не должны думать, что В.В.Путин пообещал всем квартиры к 2010 году. Вятичи должны вкалывать.
Интересно, что собравшиеся на торжественное закрытие темы "борьбы с бедностью" аплодировали этим разъяснениям...
"Идите вы все в жопу", - буркнул, выходя, кто-то из вятских. И в трижды охраняемом зале форум закрылся. От бедности избавились.
Впереди - тихое продолжение. "Рабочая группа" за хорошие деньги отнятые у бедных, натарабанит "капитальный мегапроект." Такой уже был, году в 1994, академик Аганбегян создал. Дошли до нищеты. Кто автор следующий - не важно; главное - кто миллионы гонорара стырит, что нашли, как деньги стырить в очередной раз.
Русские люди, пожалуйста, будьте бдительны во всякой области страны нашей России. Идея резервации для нас уже озвучена, и возможно, мы её ещё услышим в Государственной Думе от депутатов, избранных нами: сытый голодного не разумеет.
4
Вятский народ в начале каждого лета отправляется крестным ходом на реку Великую. Идут тысячами по бездорожью. Через леса, поля, через болота, по древней традиции не имея права на путь по асфальту. Спят на голой земле. В 12 ночи - сон, в 2 ночи подъём и - дальнейший путь. Идут верующие и в церкви не бывающие. Идут молодые. Идут старики и старухи. Катят в колясках младенцев и инвалидов. На привалах кипятят чай, разжигая костерки, греясь. Ни ларьков по дороге, ни ночлежных домов. Трудно. Надо выдержать. Так принято со старины, трудное испытание - обязательно. Выполняют обет, данный свыше 600 лет предками. Несут иконы. Поют молитвы. Поднимают упавших. Уговаривают измучившиеся. Помогают иностранцам, специально приезжающим на Вятку пройти дорогу тяжелейшую, по пути через судьбу, на несколько суток совместную, попробовать ближе понять русских, вятских. И москвичей, идущих с вятскими, и питерцев. Путь - более ста километров. И бабушки возрастом под восемьдесят лет проходят...
На реке Великой в один и тот же день каждый год молят Бога о сохранении земли Вятской.
Молельщиков о земле Вятской, родной и единственной народ уважает. "Я не могу по здоровью своему, так вы за меня пострадали, поклон вам душевный..."
На вымоленную людскими страданиями, заслуженную избитыми по лесам и полям ногами тысяч народа вятского церковную службу, на главное вятское моление чиновничья рать прилетает на белых "Волгах" и чёрных "мерсах" ради одного, "засветиться". Изобразить своё причастие. Даже и тут явное противопоставление двух разделённых групп народа вятского. Разделённых на страдания и приобретения ложного авторитета за счёт чужих страданий. И не здесь ли историческая картина ясная, показывающая несоединимое разделение общественных сторон?
Шесть дней и ночей вместе с вятским народом шёл на реку Великую и обратно участником крестного хода американский историк Лэрри Холмс. В своих первых впечатлениях он рассказывает, что был готов несколько раз прекратить крестный ход при обнаружении любой машины, за доллары умчать в городскую гостиницу с ванной. Он замучился от дневной жары, ночного холода, паданий в грязь, раскисшей от дождей полевой дороги, казавшейся бесконечной. Ему помогали на привале сесть на землю и он думал, что встать не сможет никогда. Вставал, глядя на русских, шёл. Один раз его подняли на ноги тем, что как нищему - говорит и не стесняется такого слова, - подали хлеб и лук, солёные огурцы, воду. Подавшую еду женщину он воспринял и запомнил для себя ангелом-хранителем в женском образе, сошедшем с неба.
Вятский народ через этот тяжёлый крестный ход испытывает себя страданием настоящим. Превращающимся в противоположное качество. Я встречал паломников на последних сотнях метров крестного хода, при заходе на территорию храма, от коего путь начинался. Таких лиц, как у них, в дни иные на Вятке не увидеть: на каждом лице прошедшего тяжкий путь неимоверное самоуважение, счастье от ощущения личного причастия к общему хорошему делу.
Чем вы, вятские начальники, "страдатели за счастье народа", способны собрать тысячи и тысячи в силу единую? Какую задачу им выставить, не отвергаемую народом, ведущую на преодоление любых страданий? Какое счастье, провозглашённое вами целью, способно высветить тысячи и тысячи лиц народа вятского?
Вам - нечем. Нечем, вам. Нет у вас ни идей, ни желаний идеи найти. И через исполнение идеи найденной жизнь народа переменить с нищей на достойную, с унылой на радостную, с бессмысленной на энергичную. Нечем.
По своим условиям и по своей направленности преодоления трудного ради всего народа вятский главный крестный ход схож с современной русской художественной литературой.
Если писателю русскому, упавшему в грязь житейскую, в полуголод, в безнадёжность, одного слова человека из народа достаточно для пути дальнейшего - кто скажет слово помощи хоть главному, хоть второстепенному чиновнику после обрушения карьеры? Кто - мэру после прощания с барским кабинетом? Кто - буржую, обворовавшему страну и свой, по месту жительства, народ? Недаром, не дорогие ребята джиповые и мерседесные, разговаривать с вами как с равноценными, равноправными и уважаемыми за дела ваши люди за всеми заграницами не хотят, а спецслужбы по всей Европе на вас досье составляют. И, скорее всего, разговаривать с вами как с коллегами достойными не будут никогда. Все причины известны вам самим, и только вы полагаете, что никто ничего вокруг вас не понимает.
А у вас настоящее - где?
5
Выяснено, народ и партия начальников на Вятке - не едины.
Похоже, такая же ситуация сегодня проходит по всей России. Ну и каким скреплением общество такое, драбалыжное, при каждом шевелении своём теряющее отваливающиеся куски, способно передвигаться в сторону цивилизации? На одной неделе у заслуживших льготы и государственные награды заслуженное от имени государства отбирается, на неделе следующей банки вкладчикам деньги не выдают, за сутки исчезают из списочного состава и вторым дефолтом по стране пахнуть начинает, - "я другой страны такой не знаю, где живёт надёжно человек"?
Государство наше нынешнее, заложенное на идее "украдём всё через приватизацию и присвоим", продолжает инерцию этой идеи. Что не неделя - чего-нибудь у населения начальники спиз... сшиздят, перепишут на свои личные "активы и позитивы". Традиционно народ ждёт от государства хорошего, но когда начато оно с идеи воровства - корова куриные яйца приносить не способна. По природе своей.
Московский художник сидит у меня в гостях и рассказывает: - "Самое тяжкое моё впечатление от Вятки - лица людей. Я был на городском празднике, и вместо весёлых почему-то лица у людей злые, угрюмые, сердитые. Их будто наказали и сурово, и всех сразу".
Такое угнетение, отражаемое лицами, видишь сам и сомневаешься, - а может не тем взглядом глядишь? Может, настроение плохое и ты ошибаешься? Но вот приехал живописец в гости, а он человек со стороны, со взглядом свежим...
Вятский народ действительно наказали, и наказали сурово. Его обокрали в масштабе - крупнее некуда. Он не является сегодня хозяином на своей земле.
К гоголевским двум причинам, "плохие дороги и дураки", прибавилась паханскими "реформами" третья, карамзинская: - "воруют, воруют и воруют." Страшное трёхглавие не сказочного, реального змея-Горыныча с аппетитом ненасытной саранчи.
На Вятке множество хвойных, лиственных лесов. Река Вятка все прежние века носила по себе речные суда, работала на общество. На территории области и сегодня много заводов различного профиля, чего-то да способных производить. Но что от любой продукции, произведённой здесь, в виде материальном достаётся любому жителю области не из начальства, а из народа?
Ничего. Совсем ничего.
Вспомним, - "дали за месяц десять рублей..."
Вятский лес, в народе до сих пор воспринимаемый как "наше общее богатство", спиливается самыми разными фирмами и фирмочками, вывозится из области на продажу. Ни один житель области права срубить дерево для собственных нужд не имеет. И не имеет права выловить в реке Вятке любимую на чиновничьих банкетах стерлядь. "Законодательно" его отучают думать, что он - хозяин, а он обсуждает с соседом по деревне, как они начнут поступать, когда за поход в лес за грибами надо будет платить, и леса - все, - станут частными.
Ото всей продукции, производимой на Вятке, имеют свою прибыль "юридически оформившие" право иметь. Уверенные, - на разграблении страны можно построить личное счастье. Строят, пока.
Когда народ в своём громадном количестве от государства имеет паспорт и право - законом ещё не ограничили, - дышать бесплатно и сколько хочешь, он обездолен. И задумывается, а какое "право" имеют наворовавшие из общероссийского богатства? Почему Сан Лапыч может продавать лес? Металлы? Удобрения? Ну, и далее по списку?
Невозможно совместить интересы народа и частных предпринимателей, народом за честных, своим личным трудом достигших богатства не воспринимаемых. Ограблений и грабитель - конфликт на уровне психологии. Одновременно и перенесённый в историческую память народа. Дети, вырастающие если и в доме родном, но в нищете, родителей поймут, пожалеют. Спасибо в сторону сегодняшней власти не скажут, а захотят ли этот быдлизм продолжать уже своими жизнями - чего-то из прежней истории российской желаний таких не сильно видно...
Невозможно достичь единства народа и чиновников от районного до областного, до московского уровня через отсутствие равно устраивающей и тех, и этих задачи. И врать, что задачи такой не бывает - бесполезно: вспомним всего немного из истории, например 22 июня сорок первого года. Ну как, отличается от дефолта имени Кириенко?
А пока в правительстве на Вятке, полностью зависимым от правительства московского, проводятся "деловые игры". Выступления на них - в сотый раз переговаривание давно известного. И не изменимого, пока не закончится обезденежье приравненной к резервации провинции. Подписал мэр города Кирова договор с московской фирмой об обеспечении жителей питьевой водой, сразу цены выросли на 11 рублей с каждого горожанина. Пятьсот тысяч горожан умножаем на 11 рублей - московская фирма без всякого труда уже имеет 5 с половиной миллионов рублей, и не надо "налоги" протаскивать через решение Госдумы. Красиво? И горожанам понятно, это только первое от той фирмы московской, "пошедшей в регионы", повышение цен. И горожанам неизвестно, какую награду получил за "мудрое решение" обложивший их новым побором? Тот самый мэр, пожелавший перед подписанием такого договора сделаться "почётным гражданином", в историю города записаться на века...
А конференции, квадратные и круглые столы с громкими названиями собираются заново, с определениями, в первую очередь... роли народа? - нет, залов исключительно "для важных персон". С четырьмя рядами охраны. С запретом попадания в эти залы представителей "простого народа".
И ни слова - на всех этих играх, о самом главном, о праве любого гражданина России на часть собственности своей страны. На свою долю ото всех богатств. На право не голодать, требуя выплаты заработанного, на право не наблюдать по НТВ и прочим каналам, как те, из 0,3 процентов, на глазах всей России, на глазах всего мира вывозят из нашей страны любые богатства и продают их, самообогащаясь, а народу остаётся - шишь с маслом, но и масло - украдено. Что по всей России, что по любому району Кировской области.
И настойчиво сытый голодного не разумеет...
Но и по-прежнему ни в вятских, ни в смоленских, ни в каких других российских землях у людей природное, исторически образовавшееся, предками завещанное чувство и требование справедливости не уничтожить. Ни решением какой-нибудь городской, областной, другой не думающей о народе Думы, ни подписью президента, ни очередным предательством интересов России, продажей её богатств - всего её народа, - совершаемым ежесуточно.
Представьте себе семью, где кто-нибудь из её членов постоянно общее имущество семейное продаёт на сторону. Всем понятно, почему мы так живём?
6
Основная причина всех настоящих и будущих конфликтов в российских внутренних делах - сохраняющееся расхождение интересов общества и всех, пытающихся собой представлять государство или же управителей какой-то части жизни общества, кто частной компанией, кто губернией - суть одна.
Исторически это отразилось уже и в архитектуре, на той же Вятке. Опять люди цивилизованные могут не поверить, но - количество полностью благоустроенного жилья в областном городе Кирове не дотягивает до 60 %. Полностью благоустроенное - с отоплением, горячей и холодной водой, телефонами, электроплитами или же с газом - всего 33 % из числа, конечно, жилья не ветхого. А 40 % ветхого - старых полусгнивших домов, деревянных и кирпичных, ещё дореволюционных, - в любом квартале города. Здесь как-то хитро выстраивали город, вытягивая дома новые вдоль улиц и гнилушки оставляя за ними. За блистающим зданием мэрии во дворе - сразу две гнилушки, прикрытые чиновничьим "а мы чего, в бараках трудиться на благо народа должны?" Конечно же, в них, в гнилушках, живут нище и бедные, после августа 91 года сразу и не понявшие, что получить жильё по очереди, как было в СССР - осталось для них бывшей сказкой.
Архитектура Вятки выстраивалась политическими иллюстрациями: дома - построенные при царях, слой сталинский, слой хрущёвский, брежневский, и слой новой буржуазии. Сейчас чисто архитектурная дичь строится несусветная, то смесь дореволюционного модерна с громадным оштукатуренным сундуком, мрачным, отупелым всеми стенами, то смесь брежневской типовой девятиэтажки с курятником-чердаком на каждом балконе. И дикость вылезает особенно там, где дома рисуются по капризам наворовавших на личный дворец в три этажа, через "творчество" ворующих из лакированных журналов вылезает мешанина, эклектика остатков совести и архитектуры, показывающая полное бескультурье местного миллионера. Главные детали такой жлобской архиглупости, обязательные, - решётки на окнах и железные двери. Живут же в этих добровольных тюрьмах, и психически через месяцы не трогаются, надо же...
Как в Москве - очереднику здесь квартиру практически не получить. Но по лучшим районам города стоят новенькие дома, залепленные большущими плакатами с просьбами купить квартиру. При том, что в отличии от Москвы квадратный метр здесь стоит 14-15 тысяч рублей, не долларов, - очередь громадна, квартиры продаются, а вы помните названые прежде зарплаты-доходы вятского народа? Ещё одна явленная народу вятскому звериная рожа капитализма, вернувшегося в Россию, - жизни, направленной против основного населения, и трудящегося, и желающего трудиться. Но - не в условиях бессмысленных. Вы сто раз перетрудитесь при доходе в 5 тысяч рублей, или в 12 тысяч, - квартиру не купите никогда. Ипотека, кредиты в этой ситуации тоже невозможны.
Передовики капитализма за прошедшие 10 лет поменяли квартиры трижды, некоторые из них. Из трёхкомнатной в пятикомнатную на два этажа, из неё в трёхэтажную плюс личный Татдж-Махал за городом. С проститутками и шашлыками, на большее - смысловая философия отсутствует.
Жадность - на месте смысла?
Для того в нашей ближайшей истории погибели Отечества и уничтожалась социальная справедливость.
Передовые люди России - тот же сосланный когда-то на Вятку А.И. Герцен, за жизнь подобную не боролись. И они, умнейшие в истории прежней, не правы? Те, кто хорошей жизни хотел для всего народа?
Так не бывает. Социальные законы столетиями открывались не по принуждению, не по прихоти, не по заказам царей, премьер-министров.
Социальные законы не изменчивы так же, как законы физики: наличие плюса и минуса в природе электричества указом президента не отменить, плюс и минус могут при ума присутствии давать свет, тепло, изготовление любой продукции, а при модели несколько иной разнести всякий объект к чёртовой матери, что дом, что государство.
А проблемами освобождения от угнетателей, от рабства, проблемами социальной справедливости первыми в России занимались не большевики, задолго до них без всякой академической теории принялись за решение практическое порожденцы горя народного Болотников, Разин, Пугачёв, и Минин был, и Пожарский, для ежедневного напоминания честного отношения к стране своей памятником оставшиеся на самой главной площади России, на Красной.
На пикетировании правительства вятского пожилая женщина кричит в лицо чиновнику: - "Мы вас выбираем - а вы нас обманываете!"
Но что сделает любой губернатор любой области России, когда из Москвы, с самого верха чиновничьего светлые ветры благодатные не начинаются, и народам страны лучше жить не становится?
Не закричали бы, как на Вятке, в лица известные на Красной площади. Или, наоборот, народы российские согласятся безмолвно с очередным не называемым официально рабством?
..."И спросим тогда каждого: где ты был, когда земля наша корчилась от боли? Где ты был и что делал?"