Погода трудная. И дождь, и снег, и тоскливое желание летнего тепла. Рядом с Догой сидим в коридоре гостиницы, он сжался, начинает дремать. Вижу, ему холодновато. Беру из гардероба своё пальто, укрываю великого композитора. Приоткрывает полузаснувшие глаза, с трудом благодарит. Глазами. Спит.
Объявили, что едем на концерт. Просыпается. Лицо посвежевшее.
- Юра, спасибо, что вы меня укрыли. Рука ноет, как ноет рука на погоду... Не знаю, как сейчас получится играть...
На то он и великий, чтобы иметь право пожаловаться, чтобы его дружески погладили по плечу и сказали бы, успокаивая: - Ну, как-то выдержим?
2
Нас обманули. Вместо нормальной гостиницы привезли для поселения в бывший пионерский лагерь, нищий, почти заброшенный. В делегации несколько Народных артистов, Заслуженных артистов, и деятелей искусств одной из стран. Ни душа, ни утюгов для отглажки концертных костюмов. Ни горячей воды для бритья. Вместо всего - ложь провинциального хамства.
Всеобщее негодование, ультиматум: или сейчас же будет нормальная гостиница, или вся делегация немедленно уезжает в Москву. Евгению Доге жалко оставлять вятских людей без концерта. Говорит: - "Да ладно, друзья, мы ведь не из Парижа вчера вернулись, давайте перетерпим все неудобства"? "Нет", - решает руководитель делегации, - "сейчас мы едем в город и нам организуют человеческие условия. Мы не имеем права унижать себя".
Удивило: Евгений Дога на всё согласится ради концерта. Сидим в тёплом автобусе, он говорит: - "Первый раз на Вятке я ехал на концерт в дальний район на тракторной тележке. Там не было дороги, а вместо клуба стояла холодная изба. Провёл концерт, люди удивлялись, что к ним в такую дальнюю глушь приехал композитор. В этой глуши при Сталине страдали мои родственники, и я сумел в том же самом месте показать другое, нужное для элегантной жизни, для души, а не для угнетения людей".
3
Торжественное открытие дней культуры России и Белоруссии год назад, в Кирове. Объявили: Евгений Дога. Он вышел из-за кулис. Грохот, в зале. Никому так не аплодировали, - не в обиду всем остальным участникам концерта...
Народ его любит, на самом деле.
4
- Юра, вы почему меня всегда называете Евгением Дмитриевичем? Вы понимаете - Евгений Дога - это имя, это брэнд, как сейчас говорят.
- Да, Евгений Дога - как название корабля, но я вас не могу называть не по имени и отчеству, это не вежливо, не уважительно.
- Я вам благодарен за уважение. Но - перестаньте и при людях называйте меня коротко: Евгений Дога.
5
Вернувшийся после долгой там жизни из Парижа поэт Юрий Кублановский у меня дома попросил включить знаменитый вальс Доги. Попросил включить снова, снова. Прослушал восемь раз подряд, внимая каждому перепеву нот. И спросил:
- А Дога знает, что написал великое произведение?
- Знает. Он мне сам об этом рассказал.
- Где?
- В этой же квартире. В этой же самой комнате.
6
- Знаете, когда я закончил консерваторию, два года ничего не мог написать. Так изломали душу, изломали что-то, откуда творчество начинается... Я два года занимался преподаванием в музыкальной школе и оттаивал, оттаивал...
7
Веду большой литературный вечер в областной крупнейшей библиотеке им.Герцена, работаю вместе с писателями Минска, Москвы. Зал слушателей - полный. Вижу, где-то через час, что после концерта приехал и тихонько вошёл Евгений Дога, скромно сел позади всех. По залу - шорох электричества. Тут же записка с просьбой, чтобы Евгений Дога сыграл на рояле. Читаю записку и говорю: "Евгений Дога устал после концертов, их сегодня было три, и если он сам согласиться сыграть..."
Как был одет для отдыха - в простом недорогом белом свитере, Евгений Дога сел и играл несколько произведений...
Молчание завороженности. И - грохот аплодисментов отражением услышанного счастья.
8
Воскресный день, самое начало 21 века. Соседи каким-то образом узнали, что в нашей квартире сидит в гостях Евгений Дога. Начали приходить семьями: с детьми, тортами, шампанским, фотоаппаратами. Просили сняться рядом с ним. Он весь - нескончаемая улыбка. И понимал, это не популярность, это - настоящая к нему любовь людей, совсем с ним не знакомых...
Счастливый человек, узнавший отражение своего творчества благодарностью тех, для кого и сотворил неведомое.
9
Соседка спрашивает: - Мой муж мне сказал, что в нашем подъезде познакомился с моим любимым композитором Евгением Догой. Неужели это правда? Я не поверила мужу. Откуда Дога взялся в нашем подъезде? Такого не может быть!
- Он приехал на один день к нам в город, мы шли по подъезду и познакомили его с вашим мужем, случайно рядом оказавшимся.
- Как жаль, что меня, что меня рядом не было! Я очень люблю его музыку, а познакомиться с таким человеком - навек запомнишь...
10
С молодым композитором в Москве вышли из квартиры Доги, надо ехать по остальным делам. Композитора как-то потряхивает, он просит: "Давайте постоим на улице, покурим, нужно успокоиться. Где мы побывали, где мы побывали... С кем получилось побеседовать, какой он внимательный и заботливый человек..." "Постарайся и ты быть таким, он - настоящее".
Получается удивляться, с кем рядом мы оказываемся.