Погода трудная. И дождь, и снег, и тоскливое желание летнего тепла. Рядом с Догой сидим в коридоре гостиницы, он сжался, начинает дремать. Вижу, ему холодновато. Беру из гардероба своё пальто, укрываю великого композитора. Приоткрывает полузаснувшие глаза, с трудом благодарит. Глазами. Спит.
Объявили, что едем на концерт. Просыпается. Лицо посвежевшее.
- Юра, спасибо, что вы меня укрыли. Рука ноет, как ноет рука на погоду... Не знаю, как сейчас получится играть...
На то он и великий, чтобы иметь право пожаловаться, чтобы его дружески погладили по плечу и сказали бы, успокаивая: - Ну, как-то выдержим?
2
Нас обманули. Вместо нормальной гостиницы привезли для поселения в бывший пионерский лагерь, нищий, почти заброшенный. В делегации несколько Народных артистов, Заслуженных артистов, и деятелей искусств одной из стран. Ни душа, ни утюгов для отглажки концертных костюмов. Ни горячей воды для бритья. Вместо всего - ложь провинциального хамства.
Всеобщее негодование, ультиматум: или сейчас же будет нормальная гостиница, или вся делегация немедленно уезжает в Москву. Евгению Доге жалко оставлять вятских людей без концерта. Говорит: - "Да ладно, друзья, мы ведь не из Парижа вчера вернулись, давайте перетерпим все неудобства"? "Нет", - решает руководитель делегации, - "сейчас мы едем в город и нам организуют человеческие условия. Мы не имеем права унижать себя".
Удивило: Евгений Дога на всё согласится ради концерта. Сидим в тёплом автобусе, он говорит: - "Первый раз на Вятке я ехал на концерт в дальний район на тракторной тележке. Там не было дороги, а вместо клуба стояла холодная изба. Провёл концерт, люди удивлялись, что к ним в такую дальнюю глушь приехал композитор. В этой глуши при Сталине страдали мои родственники, и я сумел в том же самом месте показать другое, нужное для элегантной жизни, для души, а не для угнетения людей".
3
Идём осенью по городу. Дога спрашивает.
- Юра, на вас элегантное пальто, где вы его достали?
- Итальянское. В магазин с женой зашли, случайно, она увидела и сказала мне примерить.
- Мне такое же надо разыскать в Москве. Отличное пальто.
А я подумал... Вот вы написали много замечательного, в Юнеско ваш вальс признали лучшим, нашего времени, и такая простая забота у вас - купить пальто...
Нормально, для всех людей.
И для знаменитого достижениями в творчестве.
Мне всегда интересно, а какое содержание у людей знаменитых? Показанное через поведение?
4
Торжественное открытие дней культуры России и Белоруссии год назад, в Кирове. Объявили: Евгений Дога. Он вышел из-за кулис. Грохот, в зале. Никому так не аплодировали, - не в обиду всем остальным участникам концерта...
Народ его любит, на самом деле.
5
- Юра, вы почему меня всегда называете Евгением Дмитриевичем? Вы понимаете - Евгений Дога - это имя, это брэнд, как сейчас говорят.
- Да, Евгений Дога - как название корабля, но я вас не могу называть не по имени и отчеству, это не вежливо, не уважительно.
- Я вам благодарен за уважение. Но - перестаньте и при людях называйте меня коротко: Евгений Дога.
6
Вернувшийся после долгой там жизни из Парижа поэт Юрий Кублановский у меня дома попросил включить знаменитый вальс Доги. Попросил включить снова, снова. Прослушал восемь раз подряд, внимая каждому перепеву нот. И спросил:
- А Дога знает, что написал великое произведение?
- Знает. Он мне сам об этом рассказал.
- Где?
- В этой же квартире. В этой же самой комнате.
7
- Знаете, когда я закончил консерваторию, два года ничего не мог написать. Так изломали душу, изломали что-то, откуда творчество начинается... Я два года занимался преподаванием в музыкальной школе и оттаивал, оттаивал...
8
Веду большой литературный вечер в областной крупнейшей библиотеке им.Герцена, работаю вместе с писателями Минска, Москвы. Зал слушателей - полный. Вижу, где-то через час, что после концерта приехал и тихонько вошёл Евгений Дога, скромно сел позади всех. По залу - шорох электричества. Тут же записка с просьбой, чтобы Евгений Дога сыграл на рояле. Читаю записку и говорю: "Евгений Дога устал после концертов, их сегодня было три, и если он сам согласиться сыграть..."
Как был одет для отдыха - в простом недорогом белом свитере, Евгений Дога сел и играл несколько произведений...
Молчание завороженности. И - грохот аплодисментов отражением услышанного счастья.
9
Воскресный день, самое начало 21 века. Соседи каким-то образом узнали, что в нашей квартире сидит в гостях Евгений Дога. Начали приходить семьями: с детьми, тортами, шампанским, фотоаппаратами. Просили сняться рядом с ним. Он весь - нескончаемая улыбка. И понимал, это не популярность, это - настоящая к нему любовь людей, совсем с ним не знакомых...
Счастливый человек, узнавший отражение своего творчества благодарностью тех, для кого и сотворил неведомое.
10
Познакомились мы просто. В девяностые годы, когда всё в страну обрушилось и жить стало тоскливо от нависшей нищеты, утром позвонил мне кировский министр культуры Евгений Деришев.
- Юра, я нашёл машину, сейчас за тобой заеду, нас повезут на вокзал, встретим Евгения Догу. Он приезжает, днём даёт концерт в филармонии, вечером уезжает. Один директор частного магазина привезёт вам все нужные продукты, я договорился. Договориться об оплате гостиницы для него не смог, с другим директором, а Доге надо отдохнуть перед концертом. У тебя квартира близко от филармонии, давай у тебя посидим, пообедаем, в три часа проводим его на концерт.
На перрон вокзала из вагона вышел знаменитый композитор Дога. Улыбнулся, протянул руку Деришеву, мне, Евгений Тимофеевич рассказал композитору - едем домой к писателю и там отдохнёте.
- Отлично, опять улыбнулся Дога, - люблю быть среди своих, среди творческих!
Сели в машину и приехали к нам домой.
Так просто познакомились...
Не знаю, как моментально разлетается по городу.
Мне позвонил дирижёр городского струнного оркестра - мне сказали, у вас дома Евгений Дога, можно мне к вам? Очень хочу познакомиться с ним.
- Приходите.
11
Во дворе дома через несколько дней после приезда Доги меня остановила соседка по этажу.
- Мой муж пришел домой и сказал, что в нашем подъезде познакомился с моим любимым композитором Евгением Догой. Я подумала, он сошёл с ума, спросила, откуда в нашем подъезде Дога. Сказал не знаю, с ним шли вы и ещё много людей, остановились и с ним познакомили. Неужели это правда? Я не поверила мужу. Откуда Дога взялся в нашем подъезде? Такого не может быть!
- Он приехал на один день к нам в город, мы шли по подъезду и познакомили его с вашим мужем, случайно рядом оказавшимся.
- Слава богу, а то я подумала мой муж сошёл с ума! Как жаль, что меня, что меня рядом не было! Я очень люблю его музыку, а познакомиться с таким человеком - навек запомнишь...
12
Ко мне пришёл молодой композитор Илья Городничев.
Бледный. Рассказал.
- Я закончил консерваторию, написал много мелодий и песен. Провёл несколько своих концертов. Председатель областного отделения Союза композиторов сказал мне - пока я тут председатель, тебя в Союзе композиторов не будет. Что мне делать?
- Надо вдвоём ехать в Москву, я с председателем Союза композиторов страны несколько раз работал на фестивалях.
Приехали. Пришли в Союз композиторов. И в кабинет председателя Владислава Игоревича Казенина.
Больших размеров на стене позади его стола фотопортрет Шостаковича, столы, стулья, два чёрных рояля.
Рассказал о происшествии.
Казенин помолчал, предложил молодому композитору сыграть авторские мелодии на рояле.
Илья играл, одну за другой.
Казенин мне говорит тихо.
- Ты знаешь, на каком рояле он играет? За этим роялем Шостакович писал свои произведения.
С уважением я посмотрел на рояль Самого Шостаковича. И спросил Владислава Игоревича, сколько нужно рекомендаций для вступления в Союз.
- Три.
- А если будет одна, от Доги? Он же теперь академик?
- А ты сможешь?
- Посмотрим.
Весь вечер я звонил домой Доге. Дозвонился. Он назначил встречу на утро.
Открыл нам дверь пасмурным, и с жалобой.
- Юра, всю ночь летел снег, выл ветер, я плохо спал... Подождите, умоюсь и сварю нам кофе...
Рассказал Доге, в чём проблема. Попросил написать рекомендацию для приёма в Союз композиторов. Услышал в ответ.
- У вас председатель жестокий и злой завистник? Каждый талант в стране и редок, и ценен! Илья, садитесь в комнате и на моём пианино сыграйте мне свои мелодии. Я должен вас прослушать.
Слушал. Затем попросил поставить магнитофонные записи.
Сел за столик и написал рекомендацию. Отдал её мне. И подарил мне свой вальс "На катере".
Мы трое вышли на улицу. Догу ждала машина с водителем. Он сел, открыл дверь и сказал.
- Да метро на автобусе далеко, садитесь в машину, мы вас подвезём к метро.
Какой добрый, заботливый человек, подумал я.
В кабинете под большим фотопортретом Шостаковича Владислав Игоревич внимательно прочитал рекомендацию Евгения Доги, улыбнулся и сказал, - Илья, через две недели у нас будет приёмная комиссия, ты будешь принят, с такой рекомендацией.
Попозже молодой композитор пришёл ко мне и обалдевший без слов показал членский билет.
- Не меня благодари, а Евгения Догу. Поздравляю!
Позже Илья Городничев выступал на концерте с участием и Доги, и Казенина. А тот местный злой - нет.
13
С молодым композитором в Москве вышли из квартиры Доги, надо ехать по остальным делам. Композитора как-то потряхивает, он просит: "Давайте постоим на улице, покурим, нужно успокоиться. Где мы побывали, где мы побывали... С кем получилось побеседовать, какой он внимательный и заботливый человек..." "Постарайся и ты быть таким, он - настоящее".
Получается удивляться, с кем рядом мы оказываемся.