Панков Юрий Васильевич : другие произведения.

Политический портрет Жана Кретьена

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Прочие книги
  
   СОДЕРЖАНИЕ
  ВВЕДЕНИЕ 3
  Глава 1. Становление Жана Кретьена как политического лидера
  5
  1.1. Типология и функции лидеров 5
  1.2. Биография Жана Кретьена 10
  1.3. Жан Кретьен как политический лидер 11
  1.3.1. Политический стратег 11
  1.3.2. Преодоление сепаратизма 16
  1.3.3. Осень премьера 19
  Глава 2. Экономические реформы Жана Кретьена 21
  2.1.. Социально-экономическое развитие Северных территорий
  21
  2.2. Канадский опыт привлечения прямых иностранных инвестиций
  23
  Глава 3. Внешняя политика кабинета Ж. Кретьена 26
  3.1. Понятие "Сборная Канады" 27
  3.2. Международная безопасность 29
  3.3. Раскол в споре по Ираку 33
  3.4. Позиция на саммите 2002 г. 34
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
  
  
  
   ВВЕДЕНИЕ
  Политическое портретирование - одна из наиболее древних и в то же время наиболее молодых сфер научных исследований. Люди, внесшие заметный вклад в историю, всегда вызывали интерес у своих современников и потомков. И этот интерес никогда не ограничивался только тем, что они делали на политической и общественной арене. Известный деятель всегда привлекал внимание именно как личность - всем своим психоэмоциональным, нравственным и интеллектуальным обликом, мотивами действий, прозрениями и просчетами.Реф/курс/дип/канд/докт! Учитесь снами! 88insur@mail.ru
  Во многом утверждение О. Бисмарка о том, что "каждый народ заслуживает своего вождя", - вполне справедливо. Образ лидера, его личность, его идеи не возникают из ничего, на пустом месте. Лидерство - отражение той эпохи, той страны и того народа, который возносит лидера на политический Олимп. Критикуя лидера или, напротив, прославляя его, народ, прежде всего, должен увидеть самого себя, постараться разобраться в себе самом. Принижать роль и значение лидера нельзя. Он аккумулирует политическую волю, веления времени.
  Лидер концентрирует все, чем богата или бедна эпоха. Политический лидер - это понятие значительно более широкое, чем лидер государственный. Этим словом мы можем назвать и лидера политической партии, блока, общественного движения. Политический же лидер может быть и неформальным. Положение же государственного лидера четко определено в законах, очерчен круг властных полномочий, которые он имеет.
  Таким образом, избранная тема исследования сохраняет свою актуальность, как в теоретическом, так и практически-политическом плане.
  Объектом исследования является политическая деятельность Жана Кретьена, предметом - его политический портрет.
  Цель данной работы показать политический портрет Жана Кретьена - политического и государственного лидера Канады.
  Задачи - осмысление ситуационных факторов, представленных процессами и явлениями, в которые политик оказывается вовлеченным (втянутым) "волею судьбы", рассмотрение областей исследования, связанных с личностью политика, спецификой его деятельности, а также оценкой его профессионального потенциала.
  Методологической и информационной базой исследования послужили работы отечественных ученых и публицистов.
  В соответствии с целью и задачами сложилась следующая структура работы: первая глава посвящена становлению политического лидера, вторая - Ж.Кретьену как экономическому реформатору, третья - его внешней политике.
   Глава 1. Становление Жана Кретьена как политического лидера
  1.1. Типология и функции лидеров
  При систематизации исследовательских усилий на формирование и деятельность лидера представляется оправданным определять "внешние" условия, которые воздействуют, от его собственных "внутренних" психологических характеристик и поведения. Фундаментальные особенности политической системы - далеко не единственный объективный фактор, воздействующий на психологию лидеров. Конкретный характер этого воздействия во многом определяется состоянием системы, конкретной фазой ее исторического бытия. От этих параметров исторической ситуации зависят, в частности, такие значимые моменты, как "политический климат", в котором осуществляется политический старт лидера, его предшествующий политический опыт, способы, которыми он достиг своего положения .
  В рамках же современной политической науки выделяются следующие основные подходы к определению природы политического лидерства:
  1) лидерство как разновидность власти, направленной сверху вниз, носителем которой является человек или группа, побуждающие остальных людей к действиям (французский социолог Ж.Блондель);
  2) лидерство как управленческий статус, как руководящая должность, связанная с принятием обязательных для большинства решений (Ф.Даунтон). Иначе говоря, тот, кто занимает руководящий пост, и является лидером;
  3) лидерство как влияние на других людей, которое является постоянным, распространяется на всю группу, организацию или общество, направляется сверху вниз от лидера к членам выдвинувшей его группы, опирается на авторитет лидера и на признание правомерности его руководства (В.Кац, Л.Эдингер);
  4) лидерство как своего рода обмен или торг, при котором определенный деятель обещает связанной с ним группе или обществу отстаивать их интересы в обмен на поддержку его персоны (Дж. Оппенгеймер и Н.Фролих и др.);
  5) лидерство как порождение неформальных отношений внутри группы - лидер выдвигается стихийно снизу и принимается последователями, являясь символом единства и образцом поведения.
  Одновременно в политологии существует ряд теорий, пытающихся определить основные факторы, лежащие в основе явления политического лидерства:
   теория черт рассматривает политическое лидерство как порождение личных качеств самого лидера - ума, воли, энергии, организаторских способностей, компетентности и ответственности, которые и позволяют лидеру доминировать в группе. В то же время специально проведенные социологические исследования ставят данную теорию под сомнение, поскольку показали, что все вышеперечисленные черты являются качествами личности вообще;
   ситуационная концепция рассматривает лидерство как порождение ситуации, требующей выдвижения личности с определенным набором качеств, способной решить стоящие перед обществом задачи (Р.Стогдилл, Т.Хилтон, А.Голдиер). Однако, по мнению критиков, данная теория заметно ограничивает самостоятельность лидера - в действительности он является не только порождением ситуации, но может встать над ней, направив события в желательное для себя русло.
   теория конституентов (т.е. последователей). Согласно ей, лидера "делают" его сторонники, последователи и активисты, ведущие пропаганду в его пользу - без их поддержки и учета их интересов лидер не состоится. При этом надо помнить, что лидер силой своей личности также влияет на сознание и поведение своих приверженцев, его действия на определенном
   этапе могут идти вразрез с интересами тех, кто привел его к власти, а сам лидер может менять свою социальную опору;
   наконец, психологическая концепция рассматривает лидерство как порождение индивидуальной и групповой психологии людей.
  Весьма специфическую классификацию типов политических лидеров предлагает французский социолог Ж.Блондель. При этом каждый из выделенных им тип лидера вызывается к жизни определенной общественно - политической ситуацией:
  1) в ситуации, требующей сохранения существующего положения существующего положения вещей, выдвигаются лидеры - спасатели с широкой программой деятельности (У.Черчилль, Ш. де Голль) и лидеры - успокоители без такой программы (президент США генерал Д.Эйзенхауэр);
  2) в ситуации, когда необходимые умеренные изменения, выдвигаются лидеры - патерналисты и лидеры - популисты с программой изменения основных сфер жизни общества (Бисмарк и Сталин), либо лидеры - пересмотрщики, планирующие перемены в некоторых областях жизни (Р.Рейган и М.Тэтчер);
  3) в ситуации, требующей широкомасштабных изменений в жизни общества, выделяются лидеры - идеологи (Мао Цзе Дун, Гитлер) с широкой программой изменений либо лидеры - реформаторы (Ф.Рузвельт), планирующие глубокие изменения в отдельных областях.
  В числе основных функций политических лидеров соответственно называют:
  1) осуществление управления, которое подразумевает оценку ситуации, определение направления и программы деятельности, мобилизацию масс и конкретных исполнителей на их осуществление;
  2) интеграция общества, объединение людей вокруг своей личности, идей и программ;
  3) нахождение и принятие оптимальных политических решений - без этого нет руководителя, ни руководства;
  4) социальный арбитраж и патронаж - защита граждан от беззакония и самоуправства бюрократии, поддержание порядка и законности;
  5) обеспечение коммуникации власти и масс, предотвращение отчуждения граждан от политики и власти;
  6) инициирование обновления, распространение в обществе оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на осуществление политических целей;
  7) легитимация строя - лидер делает существование политической системы и ее институтов законным в глазах граждан самим фактом своего присутствия в них (в качестве президента, министра, депутата, и т.д.) . Что касается самих перспектив политического лидерства как явления, то и сегодня в политической науке продолжаются споры о его возможном будущем:
   неясно, как сочетается лидерство с принципами демократии, которая понимается как власть народа (большинства) и формально не допускает возвышения какого - либо лица над обществом;
   усложнение механизма политической системы предполагает увеличение числа регулирующих ее деятельность формальных норм и институтов и одновременно - уменьшение роли личного фактора в политике;
   в то же время сильная личность лидерского типа может востребоваться политической системой в ситуации острого кризиса и в связи с необходимостью бороться с засильем бюрократии;
   в странах "Третьего мира", где низкий уровень социально - экономического развития требует проведения модернизации, а институты и механизмы демократии весьма слабы, активность политического лидера, его личные качества и программа становятся главными факторами развития. Но, так или иначе, следует признать, что современная ситуация требует институциализации (укрепления связи с существующими политическими нормами и институтами) и профессионализации (повышения профессионализма) политических лидеров.
  1.2. Биография Жана Кретьена
  Самым популярным политиком Канады считается нынешний премьер-министр Жан Кретьен. В ходе опроса общественного мнения 65 процентов респондентов заявили, что они одобряют деятельность Кретьена как руководителя, прилагающего немалые усилия для сохранения единства Канады перед лицом угрозы целостности страны со стороны сепаратистов Квебека, как лидера честного и пользующегося доверием правительства.
  Жан Кретьен родился в небольшом городке Шавининган (провинция Квебек) 11 января 1934 г.
  В 1958 г., закончив юридический факультет Университета Лаваль, занялся адвокатской практикой, в 1962-1963 гг. возглавлял коллегию адвокатов города Труа-Ривьер (провинция Квебек).
  В 1963 г. впервые был избран в палату общин канадского парламента, в 1965 г. был назначен парламентским секретарем премьер-министра Канады Лестера Пирсона, в 1966 г. - парламентским секретарем министра финансов.
  В 1967 г. был назначен государственным министром при министре финансов Канады, а год спустя - министром по делам национального дохода.
  В период с 1968 по 1980 гг. он пять раз подряд избирался депутатом Палаты общин, занимал ряд министерских постов в правительстве страны. В 1974-76 гг. был председателем федерального Казначейства, в 1984 г. был назначен заместителем премьер-министра и государственным секретарем по иностранным делам.
  После выборов 1984 г, когда Либеральная партия ушла в оппозицию, Жан Кретьен выступал в парламенте в качестве официального критика от оппозиции по вопросам внешней политики.
  В 1986 г. Жан Кретьен оставил политическое поприще, и в течение четырех лет работал советником по юридическим вопросам в ряде крупных частных адвокатских фирм и финансовых компаний.
  В 1990 г. Кретьен вернулся в большую политику - он был избран лидером Либеральной партии Канады. В том же году он был избран в Палату общин канадского парламента и приведен к присяге в качестве официального лидера оппозиции.
  По итогам парламентских выборов 1990 г., на которых либералы одержали убедительную победу, Жан Кретьен стал двадцатым по счету премьер-министром Канады. Он сохранил за собой этот пост и по итогам парламентских выборов 1997 г.
  Победа либералов на выборах 27 ноября 2000 г. дает право Жану Кретьену в третий раз подряд сформировать однопартийное правительство, опирающееся на поддержку парламентского большинства. Либералы получили 171 депутатский мандат в 301-местной палате общин, увеличив тем самым свое представительство в ней на 16 мест.
  С 1957 года Жан Кретьен женат на Алине Шене; они имеют троих детей.
  1.3. Жан Кретьен как политический лидер
  1.3.1. Политический стратег
  Глава правительства - премьер-министр, им становится лидер партии, получившей на выборах большинство в Палате Общин (с 1993 г. Жан Кретьен).
  Как видно из биографии, Жан Кретьен был избран лидером Либеральной партии в 1990 году. На состоявшихся в том же году парламентских выборах либералы одержали убедительную победу, и Кретьен стал 20-м по счету премьер-министром Канады. Он сохранил за собой этот пост и по итогам парламентских выборов 1997 года.
  На состоявшихся в ноябре 2000 г. в Канаде парламентских выборах победу получила правящая Либеральная партия. Получив абсолютное большинство (172 депутатских места из 301), эта партия имеет право сформировать правительство и выдвинуть на пост премьер-министра своего представителя. Таким образом, нынешний премьер Жан Кретьен остается на этом посту на третий срок. Более того, Либеральная партия смогла улучшить свои позиции, получив в новом составе парламента на 11 мест больше. Такого либералы добивались лишь в 30-40 годы при Вильяме Макензи.
  О возможности осенних выборов стали говорить летом 1999 г., когда на политической арене Канады появилась новая правая партия - Канадский альянс, в который вошли члены Реформистской партии и консерваторы из провинции Онтарио. Ее политическая платформа, а также новый молодой и энергичный лидер Стокуэлл Дэй вызвали беспокойство либералов, чувствовавших себя до недавнего времени довольно комфортабельно, так как серьезных противников у них не было. Популярность Либеральной партии все еще высока, поэтому она и решила добиваться третьего мандата именно в то время, пока Канадский альянс не опередил ее в опросах общественного мнения.
  Жан Кретьен пошел на назначение выборов на 27 ноября 2000 года только после того, как были созданы три важнейшие предпосылки, закрепившие шансы канадских либералов на успех:
   достигнуто соглашение либерального центра с провинциями о принципах финансирования системы здравоохранения в Канаде, которое обещало стать одной из главных тем выборной кампании;
   опубликован мини-бюджет, в котором либералы объявили о намерении провести ряд популярных и давно ожидаемых мер, таких как более радикальное, чем объявленное в бюджете, сокращение налогов с граждан и корпораций, и более быстрая выплата государственного долга, размер которого составлял 546 млрд. кан. долл. Этими обещаниями либералы эффективно перехватили главные лозунги оппозиционногоКанадского консервативного альянса реформ, опубликованного незадолго до этого свою предвыборную платформу;
   усилены позиции либералов в Атлантических провинциях (Новой Шотландии, Нью-Брансуике, Ньюфаунленде и на Острове Принца Эдуарда), где, в случае если бы Альянс успешно выступил в Онтарио, могла решаться судьба выборов. Это было сделано двумя основными путями. Жан Кретьен публично извинился за те сокращения в финансировании страхования по безработице, которые были сделаны правительством в годы борьбы с дефицитом федерального бюджета в середине 90-х годов и нанесли наибольший ущерб сезонным рабочим (прежде всего рыбакам) в экономически депрессивных Атлантических провинциях. Кроме того, за несколько дней до объявления даты выборов премьер-министр пригласил войти в состав своего кабинета популярного премьера провинции Ньюфаунленда Брайана Тобина и назначил его на влиятельный пост министра промышленности, укрепив тем самым представительство Атлантических провинций в Оттаве.
  Объявляя о своем решении провести досрочные выборы, Жан Кретьен рисковал:
   во-первых, ему могла отказать генерал-губернатор Канады Адриен Кларксон, к которой он обратился с просьбой о роспуске парламента, из-за недостаточной обоснованности такого шага (объясняя свое неожиданное решение, Ж.Кретьен заявил, что он хочет посоветоваться с канадцами как лучше распорядиться огромным дефицитом федерального бюджета);
   во-вторых, любой другой результат выборов, кроме увеличения числа депутатов от Либеральной партии в палате общин, мог стоить Ж.Кретьену поста лидера партии.
  После победы на досрочных выборах и ухода в январе с политической арены Билла Клинтона 66-летний Кретьен остается единственным политическим долгожителем среди лидеров индустриального мира. Кроме того, он - один из всего лишь трех либеральных премьеров Канады, которым когда-либо удавалось сохранить свой портфель три срока подряд. Такое не получилось даже у супер-популярного Пьера Трюдо.
  Идя ва-банк, патриарх канадской политики рисковал многим: избиратели могли просто "устать" от частых выборов и отомстить либералам за беспокойство. За два месяца до досрочных выборов он провел чистку своего кабинета, неожиданно отправив в отставку давнего конкурента на пост лидера партии Пола Мартина, занимавшего должность министра финансов. Аналитики полагают, что на намеченном на февраль 2001 года съезде партии у Мартина были весьма высокие шансы стать главным канадским либералом. Что, согласно законодательству, повлекло бы за собой смену премьера.
  По мнению канадских журналистов, отставка Мартина была спланирована "не совсем чисто". Можно себе попытаться представить реакцию "виновника", узнавшего о решении по радио. "Ваша работа на посту министра финансов станет неиссякаемым источником гордости для вас и меня", - многократно повторяли слова заявления Кретьена все радиостанции. Парадоксальным и одновременно изящным выглядит резюме: "Я с грустью вынужден констатировать, что вы покидаете кабинет министров".
  Отставка Пола Мартина, естественно, не повлекла за собой выход из партии. И многие канадские масс-медиа сообщают, что последний усердно трудится над сколачиванием коалиции для смещения Кретьена.
  Таким образом, главными "коньками" Жана Кретьена в предвыборной борьбе стали обещание в течение 5 лет сократить налоги на 67 миллиардов долларов и экономический подъем, переживаемый страной в связи с американским бумом последних лет, развитие бедных провинций Канады. Планируется направить туда значительные средства. Одобрялась его внешняя политика. Популярность других видных канадских политиков была значительно ниже.
  Однако, досрочные парламентские выборы в Канаде стали предметом ожесточенных споров и недовольства большой части населения. Большинство канадцев выступали против проведения выборов за полтора года до истечения второго пятилетнего срока премьерства Кретьена. По их мнению, это ненужная трата средств.
  Жан Кретьен находился на посту премьера уже соответственно 8 или 9 лет. Считается, что за такой срок пребывания у власти политик показывает все, на что способен, и нужно дать возможность встать во главе государства другому политику с новыми, свежими идеями. К тому же в 2001 году Кретьену было уже 67 лет. Несмотря на его завидные здоровье и работоспособность, большинство опрошенных канадцев считают, что в этом возрасте уже пора "на заслуженный отдых".
  Однако, Кретьен решил не испытывать судьбу (возможность провала) и созвал выборы на пике популярности своего правительства, что определяет его как незаурядного стратега.
  Очевидно, впервые за много лет канадцам объявили о снижении налогов. Маневры Жана Кретьена вызвали резкое недовольство среди оппозиционных партий. Несмотря на критику, расчет Жана Кретьена довольно удачен. Практика показывает, что избиратель легко ловится на обещания о снижении налогов или цен. Поэтому особого риска для Либеральной партии Канады предстоящие выборы не представляли.
  Секрет политического долголетия Жана Кретьена кроется в особенностях Конституции страны. Канада - конституционная монархия, в которой правит королева Великобритании. Она, по совместительству, и является главой заокеанского государства. В свою очередь, Елизавета II назначает на пятилетний срок генерал-губернатора, в функции которого входит назначение премьер-министра, которым автоматически становится лидер большинства. Однако при выборе кандидатуры генерал-губернатора Ее Величество руководствуется... рекомендациями премьер-министра. Таким образом, премьерство Ж.Кретьена гарантировано автоматически, пока его партия в палате представителей парламента остается в большинстве. Как показали последние (досрочные) выборы, проводившиеся 28 ноября 2000 года, Кретьен, "съевший на политике зубы", хорошо знал, как запустить этот автоматизм. Это его характеризует как большого стратега.
  1.3.2. Преодоление сепаратизма
  Острейшая проблема всех правительств Канады - сепаратизм. В течение всего времени франкоговорящее население Квебека и представляющие его политики не устают повторять о необходимости отделиться. Впрочем, в том, что касается программы правящей в провинции и пользующейся поддержкой большинства ее населения Квебекской партии, то в ней идет речь о "суверенитете", ее сторонники называют себя не "сепаратистами", а "суверенистами". Политический суверенитет первая часть ее программной формулы "суверенитет-ассоциация" это не одно и то же, что полное отделение от Канады, и здесь необходимо соблюдать терминологическую точность. Новое поколение квебекцев, возникшее в
   результате "Тихой революции" 1960-1970-х гг. (которая ведь началась именно с реформы народного образования), успешно занимается бизнесом, наукой и все в большей степени техникой на родном, французском языке по переписи 1996 г., родном для 81,5% жителей провинции, языке домашнего общения для 83%, языке, которым свободно владеют 94% жителей (тогда как английским только 43%). Представляется в высшей степени нормальным явлением (а никаким не "проявлением национализма") то, что французский язык провозглашен единственным официальным языком провинции.
  До настоящего времени неясно, какое отношение к проблеме было у молодого юриста Кретьена, родившегося, выросшего и начавшего заниматься частной юридической практикой в этой провинции. В то время, когда президент Франции Шарль де Голль провозглашал с монреальского балкона свои знаменитые слова: "Да здравствует Квебек!", "Да здравствует свободный Квебек!", "Да здравствует французская Канада!", Кретьен уж точно не был сепаратистом, так как служил парламентским секретарем премьер-министра Пирсона, а последний потребовал от французского лидера немедленных извинений за сказанное. Отказавшись принести извинения, де Голль был вынужден свернуть свой, наделавший много шума, визит. Когда, в ознаменование десятой годовщины скандального выступления, в Квебеке открыли памятник де Голлю, Кретьен был министром федерального правительства. Уже в статусе генерального прокурора встречает Кретьен первый референдум о независимости Квебека, на котором сторонники самоопределения проиграли. Не последнюю скрипку в этом сыграло обещание пересмотреть Конституцию страны, по которой права провинции должны быть существенно расширены. Переговоры по конституционным изменениям были для Жана Кретьена дополнительной нагрузкой к его основной должности - министра социального развития. Через два года, когда он уже ведал в правительстве шахтами и копями, Конституция была принята.
  Когда в Квебеке "созрели" для проведения второго референдума, Кретьен уже был премьер-министром. Для него проведение этого референдума было связано с большими нервными нагрузками - ведь на карту была поставлена целостность страны. Сепаратистам в 1995году не хватило всего одного процента голосов... Он вносит целый пакет законопроектов, направленных на предоставление Квебеку "особого статуса".
  Нельзя утверждать, что страсти улеглись, - каждый новый местный лидер начинает свою деятельность с обещаний провести новый референдум. Однако одно можно сказать определенно - конъюнктура для третьей попытки станет благоприятной не скоро. Как известно по опросам общественного мнения, в настоящее время только 12 процентов готовы проголосовать за независимость. К тому же следует подчеркнуть, что пресловутый квебекский "сепаратизм" в настоящее время носит исключительно "лингвистическую" (языковую) направленность и полностью лишен какого-либо ксенофобского, расистского оттенка. Этнокультурная политика, т. е. политика в отношении иммиграции и этнокультурных меньшинств правительства Квебека в настоящее время весьма напоминает "мультикультурализм" политику развития многих культур, проводимую федеральным правительством Канады .
  Так что если третьему референдуму и суждено случиться, то наверняка не в "эру Кретьена".
   1.3.3. Осень премьера
  Не стоит сомневаться, что и сам Ж.Кретьен будет готовиться к съезду партии фундаментально. Ведь в последние годы, как из рога изобилия, сыплются неприятности.
  Во-первых, согласно опросу общественного мнения, более 70 процентов опрошенных полагают, что Ж.Кретьен должен сложить досрочно свои полномочия. Основная причина - возраст. Ж.Кретьен заметно старше всех без исключения лидеров "Большой семерки".
  Во-вторых, раскол в партии тлеет на фоне коррупционных скандалов, следующих буквально обоймами.
  А вся история началась с исчезнувшего доклада, подготовленного для федерального правительства одной маркетинговой фирмой по заказу Министерства общественных работ, который затрагивал проблемы сепаратизма. Исследование обошлось в 550 тысяч канадских долларов, и правительство заказало этой фирме еще два доклада на аналогичную тему. Когда выяснилось, что первый доклад пропал, то фирма предоставила его копию. Оказалось, что она слово в слово совпадает со вторым докладом, за который министерство общественных работ заплатило еще 575 тыс. долл. Шум, поднятый оппозицией, заставил либералов прибегнуть к услугам генерального аудитора. Обнаружилось множество других нарушений существующих правил предоставления правительственных контрактов, и делом занялась федеральная полиция. Генеральный аудитор также отметила, что она не понимает, на каком основании правительство выбрало именно эту компанию. Ответ на вопрос нашла оппозиция: квебекская маркетинговая фирма - щедрый жертвователь в кассу Либеральной партии Канады. За последние девять лет она внесла 100 тыс. долл.
  В сети скандалов попали и другие министры. Министр общественных работ Дон Будрия был обвинен в нарушении этики, так как он провел уик-энд на шикарной даче президента компании, получающей выгодные контракты от его министерства. Министр обороны Канады заплатил своей бывшей любовнице 36 500 долларов за 14-страничное исследование о здоровье канадских военнослужащих. Пытаясь спасти честь мундира, Ж.Кретьен провел новые перестановки в своем кабинете. Не прошло и суток после этого, как оппозиция набросилась на другого министра - Дени Кодерра, ведающего иммиграцией.
  Все это популярности премьеру они вряд ли добавят.
  Таким образом, самым популярным политиком Канады считается нынешний премьер-министр Жан Кретьен. В ходе опроса общественного мнения 65 процентов респондентов заявили, что они одобряют деятельность Ж.Кретьена как руководителя, прилагающего немалые усилия для сохранения единства Канады перед лицом угрозы целостности страны со стороны сепаратистов Квебека, как лидера честного и пользующегося доверием правительства.
  Как политический лидер он характеризуется бойцовским темпераментом, фанатичной целеустремленностью. Обладая данными качествами политического лидера он является еще и большим стратегом.
   Глава 2. Экономические реформы Ж. Кретьена
  2.1. Социально-экономическое развитие
  Северных территорий
  Основной составляющей успехов канадского правительства, возглавляемое Ж. Кретьеном, в социально-экономическом развитии Северных территорий является четко сформулированная северная политика. Ее главная стратегическая задача - является создание экономической основы самодостаточности северных территорий: обеспечение жизнеспособности ресурсно ориентированной экономики Севера, повышение эффективности сотрудничества федеральных и территориальных властей, создание благоприятных условий для развития бизнеса на Севере: все направления деятельности ориентированы на создание условий жизни и труда на северных территориях, максимально приближенных по социальным стандартам к жизни в обычных районах. Именно этим (а не льготами и надбавками к зарплате) привлекаются люди для работы на Севере. Теплые комфортабельные дома с горячим водоснабжением и канализацией, несколько современно оборудованных школ, выстроенный по западным стандартам аэропорт, гостиницы, спортивно-развлекательный комплекс, бассейн, поселковая теплица, где желающим за символическую плату раздаются небольшие участки для занятий огородничеством, маленький телецентр, уникальный католический храм в форме эскимосского иглу - это обычный поселок в провинции Канады.
  К основным составляющим успеха следует отнести и развитие новых основ межбюджетных отношений федерального центра с территориальными правительствами и коренными народами, создание собственной доходной базы территорий и аборигенных общин.
   Для Канады, как для парламентской республики с большими правами федерального правительства, нет необходимости в специальном законодательном регулировании социально-экономического развития северных территорий . Эти проблемы Жан Кретьен решает через программы, договоры и текущую деятельность правительства. Например, федеральные и территориальные правительства ставят перед компаниями, изъявившими желание работать на Севере, ряд условий, на которых те будут использовать землю аборигенов. В соответствии с соглашением между властями и аборигенами первоочередное право на пользование природными ресурсами имеют аборигенные корпорации. Земли могут сдаваться в аренду под проведение определенных видов работ. Когда компании приступают к их разработке, заключаются два вида соглашений: об использовании поверхностного слоя и об использовании недр. И все компании платят налоги - 43% от прибыли - в местный бюджет. А, кроме того, осуществляют программы образования и подготовки кадров для аборигенного населения.
   Показателем эффективности данной политики является российско-канадское сотрудничество на Севере и в Арктике, в рамках которого предложено 35 проектов и направлений совместной деятельности в области науки (геологии, геофизики и др. наук о Земле), строительства, здравоохранения, решения проблем коренного населения, социально-экономического развития, защиты окружающей среды и развития горнодобыґвающей промышленности на 5-летний срок.
  Доклад "Канада и приполярный мир", опубликованный в апреле 1997 г. Постоянным комитетом по иностранным делам и международной торговле палаты общин канадского парламента, рекомендуя продлить срок действия этого соглашения, характеризует состояние российско-канадских отношений
   как "хорошие, если не замечательные"; более того, "Северо-Восток Сибири" (в нашей терминологии - северная часть Дальневосточного региона) с точки зрения возможностей освоения его богатейших ресурсов оценивается как "регион с низким коммерческим риском и огромным потенциалом".
  2.2. Канадский опыт привлечения прямых
   иностранных инвестиций
  Канадский опыт привлечения и регулирования прямых иностранных инвестиций представляет несомненный интерес (особенно для России).
  Параметром интернационализации канадской экономики являются иностранные капиталовложения. Под контролем иностранного капитала находится примерно 20% промышленного производства Канады. На 1996 г. прямые иностранные капиталовложения в Канаду составили 180 млрд.долл.. (При этом, на американские инвестиции приходится 67% от общей суммы иностранных капиталовложений). В то же время быстро возрастают и канадские капиталовложения за рубежом: если в 1991 г, их общий объем составлял 91,5 млрд.долл., то в 1996 г. он достиг 171 млрд.долл.
  Для канадской экономики характерен долгосрочный, плавно протекающий процесс перемещения центра ее тяжести с востока на запад. Естественно, этот процесс воздействует на направленность внутриканадских миграций населения, (также с востока на запад), динамику предложения рабочих мест и межпровинциальные различия в уровнях безработицы.
  Одним из больших достижений в области информационных и коммуникационных технологий промышленности Канады явилась реализация национальной программы Connecting Canadians ("Соединяя канадцев"), направленной на подключение к Интернету граждан, школ, библиотек, общин и общественных организаций страны и развитие ее телекоммуникационной инфраструктуры. Достижения Канады впечатляют:
   она стала первой в мире страной, где все школы и библиотеки подключены к Интернету;
   в школах установлено 240 тыс. персональных машин;
   создано 9,1 тыс. общественных пунктов доступа в Интернет;
   к Интернету подключено 12 тыс. общественных организаций;
   еще в 1999 г. в стране была создана волоконно-оптическая национальная магистральная (опорная) сеть с пропускной способностью 40 Гб/с, или 1 млн. стр./с (в России пропускная способность опорной сети Ростелекома составляет лишь 155 Мб/с, или 3 тыс. стр./с).
  Однако для реализации услуг в области дистанционной медицины и обучения возможностей существующей опорной сети уже недостаточно, поэтому Канада приступила к построению широкополосной сети передачи мультимедийной интерактивной информации. Правительством поставлена задача к 2010 г. ввести страну кленового листа в первую пятерку стран по уровню внедрения инновационных технологий. Для этого оно будет:
   поддерживать новаторскую деятельность бизнеса;
   инвестировать в НИОКР и фундаментальную науку;
   стимулировать и создавать условия для иммиграции в страну высококвалифицированных специалистов из-за рубежа;
   способствовать коммерциализации высоких технологий;
   смягчать налоговый режим для инновационных компаний.
  Политика государственного регулирования в Канаде при правлении Ж.Кретьеном показывает, что в отдельных отраслях экономики и в течение ограниченного периода времени контроль над прямыми иностранными капиталовложениями должен быть желательным и необходимым. Эконометрический анализ показывает, что воздействие жестких мер на
   объемы, характер и направление движения инвестиционных потоков оказался меньшим, чем ожидалось. Однако, гораздо большее воздействие на эволюцию этих показателей оказали такие факторы общего характера, как политическая стабильность принимающей страны, динамизм экономического роста, уровень эффективности производства и производительности труда, наличие обученной рабочей силы и развитой инфраструктуры и др.
  Таким образом, говоря словами Ж.Кретьена, "необходимо найти баланс между государственным регулированием в экономике и свободным рынком..., по принципу такого баланса работает экономика Канады".
   Глава 3. Внешняя политика кабинета Ж.Кретьена
  Формально Канада получила право на самостоятельное проведение внешней политики лишь в 1931 г. по акту британского парламента, так называемому Вестминстерскому статуту. Фактически же самостоятельную внешнюю политику Канада стала проводить только после окончания Второй мировой войны.
  Поскольку Канаде приходится иметь дело с более сильными державами, это диктует необходимость, чтобы канадская внешняя политика быстро и гибко реагировала на изменения в международной обстановке, которые канадцы не в состоянии предотвратить. Поэтому канадское правительство не имеет жесткой, детально разработанной внешнеполитической программы, рассчитанной на длительный период.
  Особое значение для Канады имеют ее отношения с США. Достаточно отметить, что объём внутренней торговли между канадскими провинциями уступает объёму торговли любой из этих провинций с США.
  Хотя вторым по значению направлением в настоящее время канадской внешней политики пока остаются исторически сложившиеся отношения с Европой, на этом фоне бурно развиваются отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и со странами Латинской Америки. Упомянем соглашение о сотрудничестве Канады с МЕРКОСУРом (крупным торговым союзом южно-американского континента, в который входят Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай, Чили и Боливия - на правах ассоциированных членов, а также двустороннее соглашение о свободной торговле Канады с Чили по образцу НАФТА). Канада особенно во время правления Ж.Кретьена выступает за открытый характер НАФТА, против его "затвердения",
   позволяющего Соединенным Штатам, как "кореннику" тройки, навязывать темп и направление движения своим "пристяжным" - Канаде и Мексике. И в этом стремлении обе "пристяжные" выступают заодно.
  Касаясь российско-канадских отношений, необходимо отметить, что, несмотря на природно-географическое сходство обеих стран, главной проблемой российско-канадских отношений на нынешнем этапе представляется их явно неадекватное торгово-экономическое "содержание", которое в данный момент и по своему объему, и по качественному наполнению никак не соответствует потенциалам ни России, ни Канады.
  3.1. Понятие "Сборная Канады"
  Экспорт жизненно важен для Канады, поскольку его стоимость составляет 43% от стоимости всех товаров и услуг, производимых на ее территории. В стране каждое третье место работы имеет отношение к экспорту, а каждый миллиард канадских долларов, получаемых от экспорта, создает или сохраняет 11 тыс. рабочих мест. Понятно поэтому, что экспорт - забота самых высших должностных лиц Канады, включая и премьер-министра.
  Торговая миссия "Сборная Канады" (название намекает на единство государства и бизнеса и на хоккейные традиции Канады) раз в год отправляется в одну или несколько стран с потенциально большими рынками для канадских товаров и услуг. Предварительно в стране-поставщике и странах-реципиентах проводится большая подготовительная работа. Министерство иностранных дел и международной торговли Канады заранее объявляет в средствах массовой информации о планах посылки очередной миссии в конкретную страну и указывает при этом 8-10 отраслей народного хозяйства с наиболее благоприятными условиями для бизнеса. Во всех 12
   провинциях и территориях страны кленового листа есть свои центры международной торговли, которые конкретно помогают бизнесменам, желающим стать членами очередной миссии, в подготовке контрактов или протоколов о намерениях с компаниями в посещаемых странах. В результате "Сборная Канады" включает в себя пару-тройку сотен бизнесменов, одна часть которых желает знакомиться с условиями и возможностями бизнеса вдали от родины, а другая имеет на руках заранее подготовленные к подписанию договора и протоколы; в состав "сборной" входят также руководители провинций и территорий.
  Миссия в Россию, а далее в Германию (февраль 2002 г.) - уже седьмая по счету, которую возглавляет премьер-министр Канады Жан Кретьен. "Визит этой "Сборной Канады" укрепит канадское присутствие на растущем российском рынке, - считает Ж.Кретьен. Он демонстрирует нашу поддержку происходящим в России историческим структурным реформам, которые приведут к большему доверию инвесторов и утвердят Россию в качестве открытой рыночной экономики. Это сигнал перспективным российским партнерам о готовности канадской стороны работать с ними. В канадских деловых кругах считают, что общий экономический климат в России безусловно меняется к лучшему и что несмотря на все трудности сейчас наступил удачный момент для расширения и упрочения двусторонних экономических связей. По замыслу канадской стороны, этот визит должен помочь российским бизнесменам и промышленникам, особенно малого и среднего звена, найти свое место на современных рынках в условиях острой конкуренции, укрепить и взаимодополнить уже завязавшиеся отношения, а также установить новые связи. Российская сторона разделяет надежды канадской делегации и имеет на этот счет свои конкретные планы. В России зарегистрировано около 500 предприятий с участием канадского капитала. Объем двусторонней торговли в 2001 году составил 582 млн долларов. Канада занимает лишь 19 место по объему инвестиций в российскую экономику.
  До этого были визиты в Китай (2001 г.), Японию (1999 г.), Мексику, Бразилию, Аргентину и Чили (1998 г.), Южную Корею, на Филиппины и в Таиланд (1997 г.), в Индию, Пакистан, Индонезию и Малайзию (1996 г.), Китай (1996 г.).
  Такие миссии называют "Ноу-хау Ж.Креьена." В некоторых из этих поездок суммы подписанных контрактов исчислялись миллиардами американских долларов.
  3.2. Международная безопасность
  Что касается международной безопасности в обычном, узком смысле, то следует напомнить об участии Канады в обеих совместных миссиях ООН - ОАГ по наблюдению за выполнением мирных соглашений в Центральной Америке и отдельно в Сальвадоре - за реализацией Чепультапекских соглашений 1992 г. (демобилизация повстанцев, перестройка вооруженных сил, реформы в области прав человека и т.д.). Канадский воинский контингент в операции по поддержанию мира в Центральной Америке был самым многочисленным. Успешный пример Канады в проведении международных операций по поддержанию мира (ОПМ) содействовал росту авторитета таких мероприятий среди общественности. Он способствовал облегчению для ООН решение задачи поиска государств, согласных предоставить воинские контингенты и средства для подобных акций, но, в свою очередь, давало военным послужить достойному делу обеспечения мира на международной арене и установить тесные контакты с представителями вооруженных сил демократических государств.
  Правительство Канады, возглавляемое Ж.Кретьеном добилось создания в ОАГ (Организация американских государств), а затем превращения в постоянный, Комитета по вопросам безопасности, обладающего мандатом обрабатывать повестку дня по вопросам безопасности всего западного полушария. Очевидно, что результатом деятельности такого комитета является ослабление монополии США в этой важнейшей области. Постепенно операции по поддержанию мира перерастают в миссии миростроительства, подкрепляемые крупными суммами на помощь экономическому развитию (Гаити, Сирия-Израиль: канадские миротворцы на Голанских высотах, вот уже 25 лет патрулирующие буферную зону между израильскими и сирийскими войсками).
  Канада активно выступала за полное запрещение противопехотных мин (ППМ) и за создание зон, свободных от ППМ. После подписания 124 государствами (включая 33 из 34 членов ОАГ) Оттавской конвенции 1997г. о всеобщем запрещении ППМ Канада выделила 100 млн. дол. На ее реализацию в Латинской Америке и заключила специальное соглашение с Аргентиной, Бразилией и Мексикой о сотрудничестве о разминировании территории других стран, в первую очередь стран Центральной Америки.
  Вдохновленные успехом по завершению кампании по запрещению противопехотных мин канадцы с удвоенной энергией включились в подготовку конвенции ОАГ против незаконного производства и торговли легким огнестрельным оружием, боеприпасами, взрывчатыми материалами, подписание которой явилось важным международным прецедентом. Далее Ж.Кретьен в своих инициативах предложил сделать еще один шаг в решении этой проблемы, разработав практические меры по разоружению и реабилитации детей-солдат, по выкупу оружия у гражданских лиц и переобучению населения районов недавних военных столкновений, чтобы оно смогло жить мирной продуктивной жизнью. Канада сама активно участвовала в создании реестров контроля над вооружением.
  Это направление канадской внешней политики (развитие связей со странами Латинской Америки) становится заметным явлением на внутриполитической арене Канады. Оно пользуется одобрением и поддержкой всего канадского общества, включая его франкоканадскую часть, что является обязательным условием успеха любого правительства в Оттаве в том числе и Ж. Кретьена.
  Одним из основных вопросов международной безопасности является "вопросы международной безопасности и сотрудничества между Канадой и Россией", обсуждавшимися между Президентом В.В.Путиным и премьер-министром Канады Жаном Кретьеном. Президент России ставил задачу убедить Кретьена выступить против США в вопросе о ПРО. По данным высокопоставленных военных экспертов, "тема ПРО в переговорах между Путином и Кретьеном была под номером один". У Канады имеется совместная с США система аэрокосмической обороны, NORAD, и именно ее американцы хотят переоборудовать в компонент системы защиты от ядерных ракет. В случае, если Канада откажется поддержать проект, никакой системы ПРО вообще может не быть, так как для США будет очень сложно, вернее, практически невозможно развернуть антиядерный щит только над территорией собственной страны без участия Канады, особенно учитывая тот факт, что Канада отделяет от основной территории США Аляску .
  Правительство США в последнее время неоднократно заявляло, что Америку больше не устраивает договор с СССР 1972 года, согласно которому нельзя создавать национальную систему защиты от ядерного нападения. В администрации США полагают, а в новой администрации Буша-младшего так и вообще уверены, что НПРО сейчас необходима, чтобы предотвратить возможную ядерную атаку со стороны так называемых "стран-изгоев", например Северной Кореи или Ирана. Российские власти называют предложения США по соответствующей модернизации договора по ПРО "неприемлемыми" и "нарушающими стратегический баланс сил на Земле". И здесь очень многое зависит от того, на чью сторону в конце концов встанет Канада.
  3.3. Раскол в споре по Ираку
  В марте произошло воистину историческое событие: военный альянс НАТО, а, значит, и весь блок западных стран раскололся в споре по Ираку. Франция, Германия и Бельгия не только отвергли необходимость военного удара по Ираку, но даже наложили вето на разработку планов по укреплению обороноспособности Турции. Закончилось и разделение по принципу "Восток-Запад", сохранявшееся даже после крушения коммунизма в России. Францию и Германию активно поддержала Россия. Эти три страны выступили с совместным заявлением и предложили дать возможность инспекторам продолжить свою работу в Ираке, а Россия к тому же вместе с Францией вообще выступила против обсуждения новой антииракской резолюции в Совете Безопасности ООН. Где же оказалась Канада?
  Канадскую позицию озвучил сам премьер-министр Жан Кретьен, выступивший в Чикаго на заседании Совета по международным делам. Организация со столь безобидным названием на самом деле является довольно влиятельным общественным институтом, объединяющим политическую, финансовую и деловую элиту. Вкратце его речь свелась к совету администрации Буша не предпринимать односторонних действий против Ирака.
  Жан Кретьен выразил, что Саддам - это зло, но призвал продолжать деятельность по разоружению Ирака исключительно через структуры ООН. По мнению Жана Кретьена, американская война может быть воспринята, как столкновение цивилизаций, что крайне нежелательно. Он признал, что война без санкции ООН нанесет ущерб организации, которая является
   противовесом единственной сверхдержаве в мире. Хотя здесь желаемое, конечно, выдается за действительное - американской мощи сейчас и в обозримом будущем противопоставить нечего. В целом было сказано точно: речь идет не о Саддаме и даже не о будущем самой ООН, а о перспективах существующей системы международного сообщества, все субъекты которого, вопреки очевидному, объявлены равными, а единственной их общей чертой является государственный суверенитет.
  Канадский премьер указал, что Канада примет участие в военной операции против Ирака в том случае, если эта операция получит одобрение ООН. Но он ничего не сказал о том, что будет делать Канада, если США начнут войну в одностороннем порядке. Это дало повод лидеру оппозиции от партии Канадский Альянс Стивену Харперу обвинить правительство Жана Кретьена в том, что оно отказывается уточнить свою позицию по отношению к возможной войне с Ираком. На самом деле, эта позиция ясна: она выжидательная. Канаде очень не хочется участвовать в этой явно не популярной войне (опросы показывают, что большинство канадцев выступают против) . Тем не менее, всем понятно: Канада настолько сильно зависит от США, что просто не сможет не поддержать своего могущественного соседа. Однако, поддержка поддержке рознь. На днях министр обороны Канады Джон Мак Каллум сообщил, что к концу лета Канада направит в Афганистан контингент численностью в тысячу солдат. Они будут помогать там силам безопасности ООН. Как справедливо заметил бывший министр обороны Канады Арт Эгглетон, Канаде теперь будет трудно выделить сколько-нибудь значительные силы для войны с Ираком за исключением нескольких фрегатов и эсминцев, которые уже находятся в районе Персидского Залива.
  Однако, премьер-министр Канады Жан Кретьен объявил в о предоставлении 100 млн. канадских долларов для оказания гуманитарной помощи народу Ирака. Средства будут направлены ООН, Детскому фонду ООН (ЮНИСЕФ), Международному комитету Красного Креста через Канадское агентство международного развития (КАМР). Этот взнос - демонстрация от имени канадцев оказания гуманитарной помощи иракскому народу. В первую очередь 20 млн. долларов будут предоставлены незамедлительно для обеспечения иракского населения прежде всего продуктами питания и питьевой водой. Речь
  не идет об использовании этих средств для послевоенного восстановления Ирака.
  Таким образом, премьер-министр Канады Жан Кретьен выступил в защиту решения своего правительства не отправлять канадские войска в Ирак, показывая осторожность и серьезную озабоченность гуманитарными последствиями продолжающихся военных действий. В этой связи дается позитивная оценка призыву генерального секретаря ООН об оказании гуманитарной помощи Ираку, решению Совета Безопасности ООН о срочных мерах по возобновлению программы "Нефть в обмен на продовольствие".
  3.4. Позиция на саммите 2002 г.
  С приветственного обращения премьер-министра Канады Жана Кретьена, как хозяина встречи, в гостинице Дельта-лодж в канадском горном курорте Кананаскис открылся саммит лидеров ведущих стран мира.
   Согласно программе, оно было посвящено обсуждению вопросов глобального экономического развития в том числе: борьба с терроризмом, укрепление устойчивого экономического роста и план содействия развитию Африки.
  При обсуждении больного вопроса "терроризма" Жан Кретьен сказал: "Нельзя использовать свою мощь и власть для унижения других. В более слабых странах живут такие же люди. Если сейчас мы не начнем бороться с бедностью, то через несколько десятилетий нас будут ожидать очень неприятные последствия. Я совершенно уверен, что западный мир богатеет за счет бедных стран. События 11 сентября дали это понять в полной мере".
  Говоря о "заносчивости, самодовольстве и безграничной жадности западного мира", он призвал правительства высокоразвитых государств присоединиться к кампании по борьбе с бедностью в Африке. Помочь этому континенту встать на ноги в наших интересах, если подойти к этому вопросу с позиции одной общечеловеческой семьи, а также с позиции создания процветающей планеты и появлением на ней новых рынков. "Все мы видели в Нью-Йорке последствия недальновидной политики Соединенных Штатов в экономически отсталых странах. Мы больше не можем позволить себе игнорировать имеющиеся проблемы: пришло время действовать. Все остальное зависит лишь от политической воли государств".
  С 1 января 2003 г. Канада отменяет пошлины на ввозимые в страну товары, производимые в развивающихся странах. Таким образом правительство вносит свой вклад в рост экономического потенциала развивающихся стран и в борьбу с бедностью. "Время дискуссий прошло: теперь у нас есть проект по налаживанию нового партнерства. Наконец, мы должны заняться делом" - с такими словами канадский премьер-министр обратился к участникам сессии Генеральной ассамблеи ООН, посвященной созданию нового партнерства по развитию Африки и рассмотрению решений, принятых на состоявшемся в июне нынешнего года саммите "большой восьмерки" .
  Он сделал это заявление, зная, что будет вызвана волна критики со стороны консерваторов и политических деятелей Канады с проамериканскими настроениями. Однако после пресс-служба премьер-министра была вынуждена выступить с заявлением, что речь не идет о начале антиамериканской кампании, Ж.Кретьен преувеличил историческую роль Канады, которая готова выступить в качестве "всеобщего благодетеля".
   ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  
  Хорошо зная ситуацию, просчитывая ее на несколько ходов вперед, канадский премьер рискнул, пойдя в 28 ноября 2000 г. на досрочные парламентские выборы, его либеральная партия достигла желаемого - обеспечила себе абсолютное большинство мест в парламенте. Ум, воля, энергия, организаторские способности, компетентность и ответственность, которые позволяют Ж.Кретьену доминировать в Либеральной партии, привели ее в третий раз к власти. Обладая бойцовскими качествами, премьер стал самым "долгоиграющим" в послевоенной истории Канады. Это характеризует его как большого стратега.
  Его политическое лидерство (приход в третий раз к власти) стало также неким торгом, своего рода обменом, при котором он обещал в течение 5 лет сократить налоги и экономический подъем, переживаемый страной в связи с американским бумом последних лет, развитие бедных провинций Канады.
  При Ж. Кретьене происходит интеграция общества, объединение людей вокруг его личности, идей и программ:
   создание важнейших предпосылок, закрепивших успех выборов;
   приложение немалых усилий для сохранения единства Канады перед лицом угрозы целостности страны со стороны сепаратистов Квебека, как лидера честного и пользующегося доверием правительства;
   четкое формирование северной политики;
   опыт привлечения и регулирования прямых иностранных инвестиций;
   способность выходить с "минного поля" политики так, как будто ничего особенного и не случилось (бесконечные скандалы вокруг правительства Кретьена подрывают общественное доверие к демократическим учреждениям и угрожают стабильности страны);
   обобщение стратегий в области внешней политики, известной под названием "Сборная Канады";
   выступление в последние десять лет в роли "примирителя режимов", создавая зоны примирения: посылка военного контингента и финансирование этих мероприятий;
   активное запрещение противопехотных мин;
   позиция к содержанию договора ПРО между Россией и США;
   выжидательная позиция по отношению к военным действиям США в Ираке;
   предоставление гуманитарной помощи народу Ирака;
   призывы к правительствам высокоразвитых государств присоединиться к кампании по борьбе с бедностью в Африке с конкретными финансовыми программами, направленными на эту борьбу.
  Очевидно, можно сделать вывод о соответствии Жана Кретьена основным функциям политических лидеров.
  Однако, премьер-министр Канады Жан Кретьен обявил в августе 2002 г. о том, что уйдет в отставку через полтора года. Этим шагом он хочет положить конец длительной внутрипартийной борьбе. Решение Жана Кретьена - положить конец его 40-летней работе в рядах Либеральной партии. До сих пор казалось, что он не обращал внимания на разговоры о том, что большинство членов партии и сами канадцы устали от его премьерства. Это также характеризует его как стратега.
   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Акимов Ю.Г. Канадское общество на пороге ХХI века /Ю.Г. Акимов // США-Канада: экономика, политика, культура. - 2001. - ?8. - С.47-61.
  2. Барановский К.Ю. Квебекский сепаратизм - острая проблема канадской федерации / К.Ю. Барановский // США-Канада: экономика, политика, культура. - 2001. - ?11. - С.63-84.
  3. Еременко Е. Современная политическая ситуация в Канаде /Е. Еременко // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - ?4. - С.75-80.
  4. Захаров А.А. Федеративное государство и сепаратизм: канадский вариант/ А.А. Захаров // Полис. - 2000. - ?3. - С.129-141.
  5. Комкова Е.Г. Выборы в Канаде: чистая победа Жана Кретьена / Е.Г. Комкова // США-Канада: экономика, политика, культура. - 2001. - ?2. - С.36-44.
  6. Комкова Е.Г., Молочков, С.Ф. Перестановка в правительстве Канады / Е.Г. Комкова, С.Ф. Молоков // США-Канада: экономика, политика, культура. - 2002. - ?3. - С.123-127.
  7. Кретьен пообещал Путину помочь во вступлении в ВТО //Независимая газета. - 2002.02.14.- С.2.
  8. Мелкунов А.А. Особенности государственного политического устройства Канады / А.А. Мелкунов //Вестник МГУ. Серия 12, политические науки. - 2000. - ?3. - С.103-120.
  9. Молочков С.Ф. Успехи и проблемы "южной" инициативы: Канада в Латинской Америке / С.Ф. Молочков. // США-Канада: экономика, политика, культура. - 1999. - ?8. - С.3-19.
  10. Молочков С.Ф. Внешняя политика Канады: факторы, особенности, проблемы /С.Ф. Молочков. // США-Канада: экономика, политика, культура. - 2000. - ?10. - С.59-75.
  11. Николаева Н.Г. Канадский опыт привлечения и регулирования прямых иностранных инвестиций /Н.Г. Николаева //США-Канада: экономика, политика, культура. - 2000. -?11. - С.21-38.
  12. Рыскова Т.М Политический портрет лидера: вопросы типологии /Т.М. Рыскова // Вестник МГУ, Серия 12, 1997.- ? 3. - С.16-23.
  13. Черкассов, А.И. Экономическое и социальное развитие Канадского Севера / А.И. Черкассов // США-Канада: экономика, политика, культура. - 2001. -?6. - С.38-52.
  14. Белецкий, М. Патриарх "Большой семерки" / М. Белецкий (http://cn.com.ua/N226/personage/firstfaces/firstfaces.html, 16.04.2003).
  15. Боголепов, Ю. Удачный маневр Жана Кретьена (http://www.ng.ru/world/2000-10-24/6_korotko.html, 23.04.2003).
  16. Гуцал, А.Ф. Недбаевский, С.Л. Портрет политического лидера в историческом интерьере / А.Ф. Гуцал, С.Л. Недбаевский (http://www.niurr.gov.ua/ru/publication/methodology/90914portret.htm, 31.03.2003).
  17. Дрожжинов, В. Ноу-хау Жана Кретьена в действии / В. Дрожжинов (http://www.pcweek.ru/Year2002/N7/CP1251/Strategy/chapt4.htm, 31.03.2003).
  18. Назаров, А. Как чукче стать индейцем / А.Назаров (http://www.hro.org/editions/press/0802/29/29080215.htm, 21.04.2003).
  19. Политическое лидерство (http://www.kemtipp.ru/char27/polit1-7.htm, 23.04.2003).
  20. Политические партии Канады (http//www.krugosvet.ru/articles/23/1002338/1002338a16.htm#1002338-L-171, 12.04.2003)
  21. Пыльнова И. Голод в южной Африке / Пыльнова И. (http://www.agnuz.info/index.php?year=2002&mounth1=September&day=18&files=l01.txt&yr=2002&mr=9&cit=1, 02.04.2003).
  22. Туров А. Системная ошибка / А. Туров (http://ej.ru/059/life/column/ , 02.04.2003).
   Прочие книги
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"