Эссе о судьбе тайваневедения и малого почти непризнанного государства.
Глава 1. Концептуальные основы исследований островного Китая
Гипотиза в тезисах
В тайваньском, российском и международном китаеведении тайваневедение превратилось в самостоятельное научно-исследовательское направление. И тенденция состоит в окончательном выходе за рамки китаеведения.
Тайваневедение как регионоведческая и полинаучная дисциплина. Его статус - регионоведение, в рамках синологии. Или конгломерат научных дисциплин в контексте изучения Тайваня вообще. Тайваневедение в узком и широком смысле слова.
Его место в классификации наук - на междисциплинарном пересечении с регионоведением и страноведением. Либо не предметный, а волновой охват самых разных областей знания, но на принципах историзма.
Повсюду тайваневедение росло вслед за развитием островного государства и за счёт отвлечения научных кадров от более глубокого изучения континентального Китая. В этом смысле характерна переориентация на более узкое тайваневедческое направление специалистов-китаеведов ИВ РАН.
Кадровое наполнение отечественного тайваневедения зависило как от состояния собственно Тайваньского государства, так и от внутренних проблем России. В связи с решением задачи научного обеспечения международных и межгосударственных отношений.
Корни отечественного тайваневедения кроются в китаистике ещё Российской империи 18 - начала 20 вв.
По своей государственной принадлежности становление отечественного тайваневедения - скорее российское научное достижение, чем советское. А на современном этапе - и более российское.
Современный этап в развитии тайваневедения связан с выходом исследований за рамки китаеведения. Это не просто преодоление регионоведческих ограничений, а углубление предметного содержания научной дисциплины.
Вполне допускаю, что путь экстенсивного развития оно пройдёт за счёт не только гуманитарных, но и естественных наук.
Единственной угрозой тайваневедению является его переход под юрисдикцию материкого Китая и превращение в малопродуктивное краеведение, т.е. в науку о "малой родине" в огромной стране с гигантским населением.
Тайваневедение даёт зарубежным исследователям возможность переосмыслить теоретические модели, полученные в результате изучения более крупных и более однородных культурно-политических субъектов.
Тайваневедение способно привлекать к себе интерес ведущих учёных - специалистов в различных областях знаний. В КНР исследования Тайваня целенаправленно развивали именно в аналитических "мозговых" центрах при крупных университетах и академиях. В РФ проблема китайского языка принуждала оставлять тайваневедение в синологических организациях.
На наш взгляд, это вызвало стремление КР (Тайвань) в благодарность и в ответ организовать изучение русского языка и, возможно, "россиеведения" на своей территории. Появление русского центра - зеркальное воспроизводство тайваневедения на острове и в РФ, поскольку и иной язык, и иная культура, несомненно, окажут влияние на культуру Тайваня.
**
Классификация тайваневедческого функционала
Тайваневедение на острове и тайваневедение в других государствах, включая Россию, существенно отличаются друг от друга. Прежде всего, функционально.
По мнению профессора Чжуан Вань-шоу, тайваневедение - это тайваньские исследования, которые связаны с осознанием национальной идентичности. Предмет тайваневедения - специфические элементы местной культуры, накопленные за всё время с древности до наших дней. Внутри страны тайваневедение призвано, во-первых, помочь выявить общие, коллективно разделяемые ценности, во-вторых, способствовать отождествлению людей с землёй, на которой они живут. За рубежом предназначение тайваневедения - содействовать лучшему пониманию исторических и культурных реалий Тайваня. (См.: Новый взгляд на Тайвань // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на https://taipanorama.tw/print.php?unit=388&post=110156)
Иерархию тайваневедения профессор Чжуан Вань-шоу выстраивал, прежде всего, по критерию отечественной и зарубежной принадлежности. Он полагал, что учёные самого Тайваня должны всё же первыми прилагать усилия на поприще изучения яркой и самобытной культуры с тем, чтобы иностранцы могли затем присоединиться к ним. Хотя он признавал, что в некоторых областях зарубежное тайваневедение уже опережало национальную практику. (См.: Новый взгляд на Тайвань // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на https://taipanorama.tw/print.php?unit=388&post=110156)
Сяо Синь-хуан, директор Института социологии Центральной академии (Academia Sinica, AS) в Тайбэе и профессор Факультета социологии ГТУ, полагал, что одна из функций тайваневедения состоит в опровержении заблуждений. Он считал, что распространение знаний об аборигенных народах и их тысячелетних традициях позволяет видеть ошибочность представлений, будто Тайвань - маленький остров, не затронутый сколько-нибудь глубоко культурой, особенно в сопоставлении с материковым Китаем. (См.: Новый взгляд на Тайвань // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на https://taipanorama.tw/print.php?unit=388&post=110156)
В процессе формирования тайваньской нации проявилась и культуроформирующая функция тайваневедения для национальной самоидентификации граждан.
Профессор Сяо Синь-хуан отмечал, что "понимание нашей истории было бы неполным, если бы тайваньские исследования велись лишь с позиций китайской кульутры". В качестве значимой культуроформирующей альтернативы для тайваньских исследований он выделял японское колониальное правление 1895 - 1945 гг. (См.: Новый взгляд на Тайвань // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на https://taipanorama.tw/print.php?unit=388&post=110156)
Парадигмальные противоречия между тайваневедением и китаеведением в контексте их региональной принадлежности не носят антагонистического характера, но всё-таки остаются довольно обострёнными на современном этапе.
На наш взгляд, очень упрощённо их можно представить как противоречия "остров - континент" и "свои - чужые". Первое решается тем, что континент признаёт остров равноправным субъектом отношений и, следовательно, самостоятельным объектом исследований, а второе - простым привлечением чужих к своим. Современный Тайбэй взял курс на решение первого противоречия через решение второго как более доступного и перспективного.
Местные и зарубежные тайваневеды действительно отличаются, и речь идет не об индивидуальных особенностях.
По мнению профессора Чжуан Вань-шоу, после некоторого обобщения можно выделить существенные различия в исследовательских подходах. Тайваньцы склонялись к более узкой научной трактовке предмета данной дисциплины. Зарубежные коллеги тяготели к рассмотрению любых вопросов в широком социально-политическом контексте. Местные учёные проявляли интерес к истории, культуре и литературе, зарубежные - к экономике, политике и общественному развитию современного Тайваня, включая взаимоотношения с материковым Китаем. (См.: Новый взгляд на Тайвань // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на https://taipanorama.tw/print.php?unit=388&post=110156)
Профессор Сяо Синь-хуан объяснял очевидное несходство между двумя категориями тайваневедов фундаментальными различиями в их исходной мотивации. Местные исходили из намерения содействовать устойчивому развитию молодой демократии на Тайване, зарубежные - из стремления сформировать самостоятельную научную дисциплину, цельную и с собственной идентичностью. (См.: Новый взгляд на Тайвань // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на https://taipanorama.tw/print.php?unit=388&post=110156)
В 2012 г. на конференции EATS профессор Сяо Синь-хуан указал на прямую зависимость увеличения внимания к тайваневедению от всемирной тенденции роста к регионоведению. (См.: Новый взгляд на Тайвань // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на https://taipanorama.tw/print.php?unit=388&post=110156)
По его мнению, тайваневедение и китаеведение вазаимно дополняли друг друга. Как самостоятельные научные дисциплины они находились в отношениях не конфронтации, а соседства и сотрудничества. Тем более что они имели дело с различным материалом, требовали различных подходов и неодинаковых методов исследования. В связи с этим особое значение имел опыт Тайваня, обусловленный иноземными влияниями и весьма оргиничным инкорпорированием разных этнических групп по сравнению с большинством других китаеязычных обществ. (См.: Новый взгляд на Тайвань // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на https://taipanorama.tw/print.php?unit=388&post=110156)
Организация и современный этап становления островного тайваневедения
Академические структуры на Тайване
Центральная академия (Academia Sinica, AS) в Тайбэе провела свою первую Международную синологическую конференцию в 1980 г. Но до отмены военного положения в 1987 г. интерес к изучению собственно Тайваня был весьма ограниченным. Только с утверждением демократии тайваньцы начали открывать для себя богатство собственной культуры, чем стимулировали рост интереса к тайваньским исследованиям. (См.: Новый взгляд на Тайвань // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на https://taipanorama.tw/print.php?unit=388&post=110156)
В 1994 г. был создан подготовительный офис современного Института тайваньской истории Центральной академии (Academia Sinica, AS) в Тайбэе. Возникла новая традиция ориентации на собственно тайваньскую культуру. (См.: Новый взгляд на Тайвань // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на https://taipanorama.tw/print.php?unit=388&post=110156)
В 2004 г. был официально создан Институт тайваньской истории в AS.
В апреле 2012 г. состоялся 1-й Всемирный конгресс тайваневедов. В трёхдневном крупнейшем форуме приняли участие около 170 местных и зарубежных учёных. Они представляли самые разные области гуманитарных знаний - археологию, антропологию, историю, искусство, изучение автохтонных аустронезийских культур, экономику, правоведение, языкознание, литературоведение, политологию, религиоведение, социологию. Организаторами выступали Институт социологии, Институт тайваньской истории и ещё 9 других институтов и центров Центральной академи (AS) в Тайбэе. (См.: Новый взгляд на Тайвань // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на https://taipanorama.tw/print.php?unit=388&post=110156)
В 2010 г. Ван Фань-сэнь, один из трех вице-президентов академии (AS), предложил идею проведения такого конгресса. По всей видимости, в противовес 4-й Международной конференции по синологии, которая состоялась в июне 2012 г. В выступлениях на открытии конгресса Ван Фань-сян и президент академии Вэн Ци-хуэй приветствовали тенденцию к обретению тайваневедением самостоятельного академического статуса. Профессор Сяо Синь-хуан выражал надежду на то, что такие конгрессы будут проводиться каждае 2-3 года на Тайване или за рубежом, их предназначением станет служить постоянной платформой для интеграции усилий университетов и исследовательских центров в данной области. (См.: Новый взгляд на Тайвань // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на https://taipanorama.tw/print.php?unit=388&post=110156)
**
Международные и зарубежные структуры
В эти годы тайваньские исследования в Европе велись активнее, чем когда-либо прежде. Существовал широкий спектр программ и центров изучения Тайваня в Великобритании, Германии, Франции и других странах Европейского Союза. Кроме того, в ЕС проводилось много научных мероприятий в области тайваневедения, самым важным из которых можно считать ежегодную конференцию EATS, которую устраивали в разных городах Евросоюза. См.: Необъятный простор для исследований // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на: https://taipanorama.tw/news.php?post=110157&unit=388 01.12.2012.
Тенденция превращения тайваневедения в нарождающуюся научную дисциплину распространялась на университеты и исследовательские центры во всём мире.
Университетские центры тайваневедения
Европейские
Лондон
1.
В Западной Европе в 1999 г. Школа востоковедения и африканистики (SOAS) Лондонского университета приняла специальную Программу изучения Тайваня, обосновав это "ключевым геостратегическим расположением Тайваня в Азиатско-Тихоокеанском регионе". (См.: Новый взгляд на Тайвань // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на https://taipanorama.tw/print.php?unit=388&post=110156)
В 2000 г. там начали предлагать годичный курс для магистрантов под названием "Современный Тайвань", охватывающий историю, экономику, политику и общественную жизнь страны.
В 2005 г. SOAS первой во всём англоязычном мире стала присуждать магистерскую степень в области тайваневедения, а в 2006 г. введённая ранее программа была преобразована в Центр изучения Тайваня. См.: Необъятный простор для исследований // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на: https://taipanorama.tw/news.php?post=110157&unit=388 01.12.2012.
Варьируя учебные курсы и темы конференций, центр стремился повысить интерес молодых исследователей к современному Тайваню и содействовать лучшему пониманию ими тенденций его развития. Чтобы усилить научный охват Тайваня, центр руководствовался дисциплинарным, а не регионоведческим подходом, поставив целью максимально широко, по возможности всеобъемлюще подходить к изучению Тайваня в областях конкретных дисциплин.
Важными направлениями деятельности Центра SOAS были преподавание, научные мероприятия, публикация научных работ по тайваньской тематике. Среди обычных мероприятий - лекций, семинаров, летних курсов, - конференции были ориентированы на подготовку и выпуск высококачественной научной продукции.
В 2002-2012 гг. центр издал ряд сборников научных трудов и специальных выпусков на основе материалов семи проведённых им конференций. Кроме того, при содействии центра научные труды по тайваньской тематике издавали в серии книг о Тайване, публикуемой издательским домом "Routledge" (Великобритания), а также в серии "Harrassowitz Studia Formosiana" издательства "Harrassowitz" (Германия). См.: Необъятный простор для исследований // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на: https://taipanorama.tw/news.php?post=110157&unit=388 01.12.2012.
В 2012 г. посвящённые Тайваню курсы в центре SOAS изучало рекордное количество студентов - 55. Наибольшей популярностью у учащихся бакалавриата пользовались курсы, связанные с политическим и экономическим развитием Тайваня, а у магистрантов - курсы, посвящённые отношениям между двумя сторонами Тайваньского пролива и современному тайваньскому искусству - в частности, кинематографии. См.: Необъятный простор для исследований // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на: https://taipanorama.tw/news.php?post=110157&unit=388 01.12.2012.
Курс на "тайванизацию" ключевых преподавательских кадров нашёл место в образовательной политике всех причастных университетов. Известность получили либо уроженцы Тайваня, либо лица, которые по несколько лет изучали там китайский язык и сопутствующие дисциплины.
Уроженка Тайваня и старший преподаватель в SOAS Чжу Мин-цинь вела в центре спецкурсы по истории и внешней политике Тайваня, взаимоотношениям двух сторон Тайваньского пролива и роли государства в экономическом развитии Тайваня. Она являлась также координатором курсов, охватывающих широкий спектр тем - от тенденций развития культуры, образования, семьи и гендерных вопросов до лингвистической ситуации, миграционных процессов, средств массовой информации и популярной культуры в современном тайваньском обществе.
Главной целью этих курсов она видела в том, чтобы научить студентов мыслить независимо и критически, самостоятельно знакомиться с литературой теоретической и эмпирической направленности, относящейся к области тайваневедения. См.: Необъятный простор для исследований // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на: https://taipanorama.tw/news.php?post=110157&unit=388 01.12.2012.
Занятия Чжу Мин-цинь посещали студенты из многих стран как Запада (Австрия, Канада, Франция, Греция, Италия, Нидерланды, Норвегия, Швейцария, США, Великобритания), так и Азии (Гонконг, Япония, КНР, Монголия, Сингапур и Тайвань). Наибольший интерес у них вызывали темы, связанные с вопросами статуса и места Тайваня в международном сообществе, отношений между островом и материком, а также с гендерными и миграционными вопросами. См.: Необъятный простор для исследований // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на: https://taipanorama.tw/news.php?post=110157&unit=388 01.12.2012.
Одновременно SOAS вел силами своих специалистов много краткосрочных учебных курсов по тайваньской проблематике в университетах Германии и Чехии. В конце июня - начале июля 2012 г. Д. Фелл провёл недельный курс под названием "Политическая система Тайваня" в Хайдельбергском университете (Германия). См.: Необъятный простор для исследований // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на: https://taipanorama.tw/news.php?post=110157&unit=388 01.12.2012.
2.
В 2000 году Лондонская школа экономики и политических наук (LSE) - другое подразделение Лондонского университета - провела свой 1-й Лондонский семинар по Тайваню.
В 2003 году LSE приняла Программу изучения культуры Тайваня, в 2008 году переименовала её в Программу изучения Тайваня (TRP). Проводимые в рамках TRP мероприятия - конференции, лекции, онлайновые журналы, семинары и симпозиумы - были нацелены на то, чтобы способствовать обсуждению вопросов, связанных с Тайванем, путём сопоставления различных мнений и применения междисциплинарных подходов. (См.: Новый взгляд на Тайвань // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на https://taipanorama.tw/print.php?unit=388&post=110156)
Германия
В 2008 г. в Тюбингенском университете (Баден-Вюртембург, Германия) был создан Европейский центр изучения современного Тайваня. Он ставил целью проведение постбакалаврских исследований в областях экономики, правоведения, политики, социологии и отношений между двумя сторонами Тайваньского пролива. (См.: Новый взгляд на Тайвань // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на https://taipanorama.tw/print.php?unit=388&post=110156)
Американский континет
США
Факультет ориенталистики Техасского университета (Остин, США). В 2010 г. университет получил грант тайваньского МО на открытие отдельной программы изучения Тайваня в рамках бакалаврской специализации по ориенталистике. В 2010-2012 гг. в соответствии с ней студентам бакалавриата предлагали несколько учебных курсов: авторское кино и его мастера, "культурное воображение" и идентичность, процесс демократизации, художественная литература и кинематография, образ женщины в литературе и культуре, миграция и колонизация. На следующие годы готовили новые курсы - в частности, по искусству японского колониального периода (1895-1945) и по китаеязычной литературе. Координатором и преподавателем выступала уроженка Тайваня Чжан Сун-шэн, которая считала тайваневедение самостоятельной, пока относительно небольшой научной дисциплиной. См.: Необъятный простор для исследований // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на: https://taipanorama.tw/news.php?post=110157&unit=388 01.12.2012.
Канада
Оттавский университет обязан своим приобщением к тайваневедению научным интересам двух своих профессоров и финансовой поддержке МО Тайваня.
Андре Лалиберте, профессор Школы политических исследований Оттавского университета, с 1992 г. изучал политические процессы на Тайване и отношения между двумя сторонами Тайваньского пролива. Он - автор монографии "Политика буддийских организаций на Тайване" (2004) и нескольких глав в коллективных трудах по Тайваню, а также многих статей, опубликованных на китайском, английском и французском языках. Тематика его работ включала переход Тайваня к демократии, участие женщин в политической жизни, межэтнические отношения и регулирование деятельности религиозных организаций.
Он утвердился в убеждении, что история Тайваня имеет слишком много уникальных черт, чтобы быть помещённой под рубрику "изучение Китая". Он указывал, в числе прочего, на автономность острова до его "открытия" ханьскими переселенцами в эпоху правления китайской династии Мин (1368-1644), двухвековое пребывание в составе империи, управлявшейся маньчжурской династией Цин (1683-1895), полувековое японское правление, передислокацию правительства Китайской Республики с материка на остров в 1949 г. и демократические преобразования, начавшиеся в 1987 году. Поэтому А. Лалиберте пришёл к выводу, что концепция изучения Тайваня в рамках синологии абсолютно ошибочна, поскольку она игнорирует отличительные характеристики тайваньского общества. См.: Необъятный простор для исследований // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на: https://taipanorama.tw/news.php?post=110157&unit=388 01.12.2012.
Скотт Саймон, профессор Факультета социологии и антропологии Оттавского университета с 1996 г. занимался этнографическими исследованиями коренных этносов Тайваня. Объектами его пристального изучения являлись общины аборигенных народностей труку в уезде Хуалянь, на востоке Тайваня, и сидик в уезде Наньтоу, в центральной части острова. Он рассматривал Тайвань как замечательное место взаимовлияния различных этносов, уникальный сплав культур Океании, Японии, Китая и Запада. За период с 2003 по 2012 год С. Саймон опубликовал три книги с описанием и анализом положения некоторых социальных и этнических групп населения Тайваня. См.: Необъятный простор для исследований // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на: https://taipanorama.tw/news.php?post=110157&unit=388 01.12.2012.
Усилия двух учёных из Оттавского университета привлекли к себе внимание Тайбэйского экономического и культурного бюро в Канаде - тайваньского представительства МО в этой стране. В сентябре 2011 г. было подписано соглашение о помощи университету в создании Кафедры тайваневедения на Факультете социальных наук сроком на три года. А. Лалиберте и С. Саймон были назначены соруководителями кафедры, которая с 2013 г. должна была стать платформой для проведения тайваньских исследований и распространения информации о Тайване. Средства, предоставленные в распоряжение кафедры, позволяли ей приглашать извне лекторов - специалистов по Тайваню - и проводить конференции по различным вопросам, соответствующим их тайваневедческой квалификации. Предполагалось привлекать в университет учёных, специализирующихся в области тайваньских исследований, для преподавания либо реализации постдокторских исследовательских программ, для подготовки к изданию книг на основе защищённых учёными докторских диссертаций. См.: Необъятный простор для исследований // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на: https://taipanorama.tw/news.php?post=110157&unit=388 01.12.2012.
На церемонии подписания соглашения о создании в Оттавском университете Кафедры тайваневедения присутствовали Ли Да-вэй, глава Тайбэйского экономического и культурного бюро в Канаде, Марсель Меретт, декан Факультета социальных наук Оттавского университета, и Франсуа Каррье, директор Центра международных исследований того же ВУЗа. См.: Необъятный простор для исследований // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на: https://taipanorama.tw/news.php?post=110157&unit=388 01.12.2012.
Используя возможности кафедры, А. Лалиберте предложил студентам в 2013 г. новый учебный курс, посвящённый сопоставлению тайваньского общества с другими обществами, где национальная идентичность граждан является предметом дебатов. С. Саймон начал в 2014 и 2015 гг. читать новые курсы - антропологии Тайваня и сравнительной социологии Тайваня и Квебека соответственно. См.: Необъятный простор для исследований // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на: https://taipanorama.tw/news.php?post=110157&unit=388 01.12.2012.
Студенты и профессора Оттавского университета, их тайваньские коллеги получили возможность сотрудничать в осуществлении проектов, представляющих обоюдный интерес. Для университета, который шёл по пути интернационализации, Тайвань мог служить воротами ко всей Азии, включая Китай, Японию, Филиппины и другие соседние страны. См.: Необъятный простор для исследований // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на: https://taipanorama.tw/news.php?post=110157&unit=388 01.12.2012.
На Евразийском пространстве в начале 2012 г. были созданы ещё два зарубежных тайваневедческих центра - Центр изучения Тайваня в Институте востоковедения Российской академии наук в Москве и Центр тайваньских исследований в Китайском университете Гонконга.
**
Особенность организации российского тайваневедения состояла в том, что центры изучения Тайваня формировались как в академической, так и в университетской среде.
Организация исследований в РФ
Институт востоковедения РАН выделял несколько этапов истории изучения Тайваня в России. Среди них - начальный, с 18 века; до и после превращения острова в Японскую колонию в 1895 г.; малоактивный, до начала 1990-х гг.; активный, вследствие восстановления связей Тайваня и РФ, 1991 - 2000 гг.; относительного спада, 2000 - 2010 гг.; нового подъёма, за счёт интернационального научного партнёрства, как можно предположить из контекста, 2012 - 2020-е гг.
Именно в последний период был учреждён Центр тайваньских исследований (ЦТИ) ИВ РАН, в состав которого вошли сотрудники отдела Китая, Центра японских исследований, Центра исследования общих проблем современного Востока и др. Работу ЦТИ ИВ РАН возглавил с.н.с. ИВ РАН, к.и.н. В.Ц. Головачёв. (См.: Центр тайваньских исследований. https://www.ivran.ru/centr-tajvanskih-issledovanij - 02.09.2020.)
Вместе с тем, география центров изучения Тайваня в РФ - в лице структурных подразделений и самостоятельных учёных - охватывала уже широкую научную территорию страны. В Москве - это Институт Дальнего востока РАН (Центр изучения Тайваня и проблем эмиграции), Институт стран Азии и Африки МГУ, Институт востоковедения РАН (сектор изучения Тайваня при отделе Китая), в Санкт-Петербурге - СПбГУ, в Новосибирске - НГУ, Томске - ТГУ, во Владивостоке - Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. (См.: https://www.ivran.ru/centr-tajvanskih-issledovanij - 02.09.2020.)
Концентрация исследовательских усилий преследовала цели активизации и повышения уровня тайваньских исследований, содействия развитию научных и прочих китаеведческих связей, распространения двусторонней страноведческой информации. Проблематика охватывала сферы истории, экономики, политики, науки и культуры Тайваня, демонстрируя многогранность объекта изучения.
В 1990-х гг. отечественное тайваневедение накопило достаточно продуктивный опыт. Сотрудники сектора Тайваня при отделе Китая, который возглавлял П.М. Иванов, опубликовали десятки тематических статей, сборники, монографии, провели конференции и семинары.
После 2004 г. в ИВ РАН были изданы несколько монографий и около полусотни статей по истории и современности Тайваня.
В 2009-2012 гг. совместно с Тайваньским государственным университетом (ТГУ, Тайбэй), "Международным радио Тайваня" (Тайбэй) и Китайской академией общественных наук (Пекин) успешно реализовали проект "Китаеведение - устная история".
В 1991-2011 гг. проводились исследования по теме "Российско-тайваньские отношения: история, современность, перспективы", материалы которых были опубликованы и на Тайване, и в России.
После подписания 1 сентября 2011 г. соглашения о сотрудничестве между ИВ РАН и Национальной центральной библиотекой в Тайбэе (НЦБ) последняя безвозмездно передала более 500 томов и видеоматериалы, положив начало систематическому ежегодному обмену научной литературой.
В 2012 г. стартовал международный проект по изучению Тайваня в эпоху японского колониального правления. В трёхстороннем сотрудничестве приняли участие японский университет Такусёку и НИИ истории Тайваня при академии Синика (Тайбэй). (См.: Центр тайваньских исследований. https://www.ivran.ru/centr-tajvanskih-issledovanij - 02.09.2020.)
Ассоциации за рубежом
С середины 1990-х гг. важную роль в развитии тайваневедения стали играть международные научные ассоциации. Их география расширялась неуклонно, а финансорование постепенно выходило за рамки университетских бюджетов.
В 1994 г. в Йельском университете (Коннектикут, США) была учреждена Североамериканская ассоциация тайваньских исследований (NATSA).
В 1997 г. в Токийском университете была создана Японская ассоциация тайваньских исследований.
В Западной Европе в 2004 г. в Лондоне была создана Европейская ассоциация тайваньских исследований (EATS). В июне 2012 г. проф. Сяо Синь-хуан участвовал в её конференции в Университете Южной Дании, в Сённерборге. Это был девятый по счёту ежегодный форум, проведённый EATS в 2004 - 2012 гг.
Некоторые из этих международных ассоциаций и исследовательских центров получали финансовую поддержку со стороны государственного и частного секторов Тайваня. NATSA получала средства от ряда тайваньских правительственных учреждений, включая Министерство образования, и частных групп - таких, как Фонд тайваньских исследований, основанный и руководимый учёным Хуан Хуан-сюном.
**
Тайванизация финансирования зарубежных тайваневедческих структур
Тайваньское правительство целенаправленно поддерживало усилия зарубежных учёных и программ. В 2012 г. генеральный директор Бюро международных культурных и образовательных связей Министерства образования (МО) Линь Вэнь-тун видел в целях оказания такой поддержки содействие лучшему пониманию Тайваня международным сообществом и повышению статуса тайваневедения в мире. Поскольку изучение Тайваня в зарубежных университетах велось в основном в рамках программ синологии, то есть китайских исследований, МО стремиось способствовать тому, чтобы тайваньские исследования стали самостоятельной научной дисциплиной и в этом качестве ярче высвечивали роль Тайваня в мире. В соответствии с этим МО поручало своим зарубежным офисам изучать возможности сотрудничества и взаимообмена с известными университетами, в которых созданы подразделения, ориентированные на изучение восточноазиатского региона. См.: Необъятный простор для исследований // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на: https://taipanorama.tw/news.php?post=110157&unit=388 01.12.2012.
Так Центр изучения Тайваня в Школе востоковедения и африканистики (SOAS) Лондонского университета на протяжении многих лет успешно сотрудничал с рядом тайваньских правительственных и неправительственных организаций. Его руководство выражало особую благодарность Министерству образования, Министерству иностранных дел и Фонду Цзян Цзин-го за их долговременную и щедрую поддержку. См.: Необъятный простор для исследований // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на: https://taipanorama.tw/news.php?post=110157&unit=388 01.12.2012.
К 2012 г. МО заключило соглашения, которыми предусматривалось финансирование им создания кафедр, исследовательских центров или обществ, с 26 университетами в девяти странах, включая Университет Калифорнии в Санта-Барбаре (США), Лондонский университет (Великобритания), Оттавский университет (Канада) и Университет Васэда (Япония). МИД дополнительно финансировал программы в Лондонском университете и Университете Васэда.
Денежные средства МО и МИД шли на разработку учебников и учебных курсов, создание цифровых архивов, выплату стипендий учащимся и оплату труда преподавателей, организацию преподавания китайского языка, закупку книг, финансирование публикаций, научных обменов, а также на проведение лекций, семинаров, симпозиумов и иных мероприятий - таких, как художественные выставки и кинофестивали.
Программы, предусмотренные соглашениями о сотрудничестве, были рассчитаны на срок от трёх до пяти лет, однако МО ежегодно определяло, отвечают ли программы поставленным задачам, - с учётом данных об учебных курсах и количестве записавшихся на них студентов - и соответственно корректировало размеры субсидий. См.: Необъятный простор для исследований // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на: https://taipanorama.tw/news.php?post=110157&unit=388 01.12.2012.
В 2012 г. руководители МО отчитывались о весьма позитивных результатах. Во-первых, учебные курсы в университетах-партнёрах охватывали разнообразные области знаний о современном Тайване. Они включали искусство, культуру, экономику, этнологию, литературу, кинематографию, военно-стратегические вопросы, политику, общественную жизнь и технологию. Во-вторых, немало зарубежных учёных вели исследования по своим докторским и постдокторским программам на Тайване; некоторые из них получали гранты от правительства. В-третьих, ряд тайваньских учёных преподавали за рубежом, в университетах-партнёрах.
Финансовая поддержка тайваньских исследований способствовала более глубокому пониманию зарубежными учёными Тайваня - его общества, его культуры - и одновременно делала более заметным присутствие Тайваня в международном сообществе. См.: Необъятный простор для исследований // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на: https://taipanorama.tw/news.php?post=110157&unit=388 01.12.2012.
С другой стороны, МО так же предоставляло финансовую поддержку местным университетам, которые сотрудничали с известными зарубежными вузами в осуществлении исследовательских проектов, связанных с Тайванем. Такой двуединый подход вполне оправдывал себя.
В 2012 г. МО финансировало проведение Католическим университетом Фужэнь семинаров по тайваньской тематике в Бельгии. Работу Государственного университета Чжэнчжи по созданию кафедр тайваневедения в Австрии. Содействие Государственного университета Чжунсин изучению тайваньской литературы и кинематографии в Южной Корее. Программы Государственного тайваньского университета по преподаванию языка холо, часто называемого южнофуцзяньским, или тайваньским наречием, в Германии и Великобритании. См.: Необъятный простор для исследований // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на: https://taipanorama.tw/news.php?post=110157&unit=388 01.12.2012.
**
Тайваневедение по-китайски
В КНР пошли по пути развития тайванведения на базе национальных экспертно-аналитических центров. На Западе их аналоги называли "Think tanks" либо "мозговые центры" (МЦ). В мире сложилась целая МЦ-индустрия, которая обеспечивала результатами исследований и консультационными услугами правительственные, общественные и частные структуры по широкому кругу проблем внутренней и внешней политики, экономики, безопасности, социальной сферы, экологии, медицины и пр. "Мозговые" (аналитические) центры как институты современной политической системы впервые появились в США в начале ХХ столетия. В современном мире они превратились в важный инструмент поддержки управленческой деятельности. См.: Беляева Н., Зайцев Д. "Мозговые центры" в России и странах Запада: сравнительный анализ // Мировая экономика и международные отношения. 2009. ? 1. С. 26
В 2000-е гг. в большинстве стран мира отмечался интенсивный рост числа МЦ, расширение масштабов и сфер их влияния. Американские эксперты называли следующие причины роста потребности в продукции МЦ: информационная революция, прекращение правительственной монополии на информацию, многократно возросшая сложность политических проблем, масштабность современных процессов руководства страной и кризис уверенности среди правительственных чиновников, глобализация и рост государственных и негосударственных участников, потребность в своевременной, полной и оптимально концентрированной информации (См.: Global Trends in Think Tanks and Policy Advice / University of Pennsylvania. Philadelphia, PA, USA. 2007. P. 3−4.) В результате МЦ оказывали воздействие на процесс принятия внутри- и внешнеполитических решений.
В Университете штата Пенсильвания (США) в ходе исследований по долгосрочной программе "Мозговые тресты и гражданские общества" к 2007 г. были обобщены данные на более чем 4,5 тыс. организаций из 126 стран. В 2008 г. впервые был издан развёрнутый справочник, который содержал сведения уже о 5465 учреждениях из 169 стран мира, классифицированных по типу, региону и проблематике исследований, а также рейтинг ведущих МЦ по степени их авторитетности на международной арене 6 The Global "Go-To Think Tanks" 2008. The Leading Public Policy Research Organizations in the World / University of Pennsylvania. Philadelphia, PA, USA. 2009. URL: http://www.foreignpolicy.com/files/2008_Global_Go_To_Think_Tanks.pdf. В следующее издание справочника по итогам 2009 г. вошли данные о 6305 организациях 7, а по итогам 2010 г. - 6480 8 The Global "Go-To Think Tanks" 2010. The Leading Public Policy Research Organizations in the World / University of Pennsylvania. Philadelphia, PA, USA. 2011. January 18. URL: http://www.gotothinktank.com/wp-content/uploads/2010GlobalGo ToReport_ThinkTankIndex_UNEDITION_15_.pdf.
По данным пенсильванского справочника, в 2010 г. в КНР функционировали 425 МЦ. Весной 2011 г. был опубликован первый "Доклад о развитии китайских think tanks", в котором были показаны предпосылки создания МЦ, дана классификация, приведены примеры успешной деятельности известных центров и методы их работы, а также факторы, сдерживающие позитивный процесс развития think tanks в стране. В докладе прогнозировали, что 2010-2015 гг. станут периодом интенсивного развития этих структур.
В российской научной и политической печати тема китайских "мозговых центров" освещалась крайне скупо. Поэтому Российский институт стретегических исследований предпринял попытку восполнить этот пробел в части деятельности МЦ Китайской Народной Республики, за исключением организаций Гонконга и Макао. В 2012 г. был опубликован российский справочник "Научные и аналитические центра Китая", в отдельных материалах которого были представлены центры китайского тайваневедения. Совокупность информации о них позволяет сделать вывод в масштабах и уровне тайваневедения в КНР, принципах его организации тенденциях развития.
Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5
(См.: Комиссина И.Н. Научные и аналитические центры Китая.: Справочник / И.Н. Комиссина; Российский институт стратегических исследований. - М.: РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5. В электронном варианте Справочник представлен на сайте Регионального центра инновационных технологий: http://rcit.su/inform-cn-mz-00.html#icnmz-1, также книга воспроизведена и доступна на https://www.abirus.ru/user/files/Ebooks/thinktank.pdf)
Китайские МЦ существенно отличались от западных, причём не только ограниченными масштабами и влиянием. Они обслуживали государственные органы, выполняя для них экспертно-аналитическую работу, в то время как американские функционировали в качестве практически независимых субъектов политического процесса. (См.: Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-01.html) Китайские официальные МЦ редко озвучивали тематику своих исследований и тем более не обсуждали её публично.
Высший уровень китайской системы МЦ образовали Академия общественных наук Китая (АОНК), Исследовательский центр по вопросам развития при Госсовете КНР, Академия макроэкономических исследований Государственного комитета по развитию и реформе, а также исследовательские органы институтов, министерств и комиссий, которые помогали правительству страны при формулировании новых фундаментальных направлений политики и решении насущных проблем населения, разработке пятилетних планов социального и экономического развития страны 6. (См.: China"s Think Tanks Proliferate // People"s Daily on-line. 2009. July 3.) Данные организации оказывали реальное влияние на процесс принятия решений в Китае.
На провинциальном уровне аналогичные функции выполняли исследовательские центры по вопросам развития при провинциальных правительствах (например, Исследовательский центр по вопросам развития Народного правительства Шанхая), провинциальные академии общественных наук (Институт экономических и социальных прогнозов Тяньцзиньской академии общественных наук), институты при провинциальных университетах (Центр изучения экономического развития Центрального Китая Наньчанского университета, Центр экономического и социального развития района дельты реки Янцзы Нанкинского университета), комиссиях и т.п. Существлвали МЦ и при властных структурах более низкого уровня: крупных городов (например, Шанхайский муниципальный центр международных исследований), районов и пр. (Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-01.html#icnmz-2)
По американской классификации, существующие в Китае МЦ подразделяли на три типа: официальные, полуофициальные и независимые. По китайской классификации, структура МЦ включала официальные, полуофициальные и гражданские организации. (Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-01.html#icnmz-2)
Одной из особенностей китайских тайваневедческих МЦ являлась их территориальная близость к объекту изучения. Так, институты провинции Фуцзянь, расположенной в непосредственной близости от Тайваня, проводили исследования по проблемам острова (например, Институт изучения Тайваня Сямэньского университета). Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-01.html#icnmz-5
МЦ, проводившие исследования по международной тематике, подразделялись на два типа. Одни представляли собой институты, связанные с университетами и академиями общественных наук различных уровней, другие - с властными структурами. Последние в основном занимались изучением политических вопросов и были более похожи на МЦ Запада.
В 2000-е годы в Китае была принята установка на приоритетное развитие МЦ с тем, чтобы они быстрее вышли на международную арену и стали играть более активную роль в мировом научном сообществе. Свидетельством тому стал проведённый в 2006 г. Первый национальный форум "мозговых центров", на котором были названы 10 лучших организаций подобного рода. В июле 2007 г. по инициативе китайской стороны руководители МЦ десяти стран мира собрались в Шанхае для активизации обменов и сотрудничества между китайскими и зарубежными организациями. Раньше основное внимание уделялось сотрудничеству главным образом с соседними странами, такими как США, Россия и Япония. На 2010 гг. была поставлена задача наладить связи с МЦ всех пяти континентов, причём не только с официальными, но и с общественными, с учебными заведениями и исследовательскими институтами 23. Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-01.html#icnmz-5
В июле 2009 г. Китай инициировал проведение в Пекине Глобального саммита "мозговых центров", в котором приняли участие около 900 представителей более чем 100 МЦ и международных организаций, таких как Всемирный банк и Конференция ООН по торговле и развитию. На саммите принял участие премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао. Работа саммита в течение недели подробно освещалась на страницах китайских газет. Он был призван продемонстрировать миру растущее значение китайских МЦ. Присутствовавший на встрече экс-премьер-министр Италии Романо Проди заявил, что проведение данного саммита отражает желание Китая играть важную роль в мировом сообществе. Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-01.html#icnmz-5
В июне 2011 г. в Пекине прошёл уже Второй глобальный саммит на тему "Глобальное экономическое управление: общая ответственность", в котором приняли участие более 100 организаций из разных стран. Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-01.html#icnmz-5
В 2010-е гг. в стране на официальном уровне была признана необходимость изменения существующей системы МЦ в направлении создания полуофициальных и независимых организаций. Этому вопросу посвящено множество публикаций в китайской прессе с анализом существующего положения. Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-01.html#icnmz-5
В 2010-е гг. именно на китайские МЦ руководство страны возложило задачу обеспечения достойной контрпропаганды, чтобы противостоять теоретическим "измышлениям", наносящим ущерб имиджу Китая 47. (См.: Ge Qing Zhongguo zuigao jibie" xin zhiku; yu jian daguo jingji ruan shili ("China's highest level" new thinktank seeks to build great economy soft power), Nanfang zhoumo, April 15, 2009. URL: http://www.infzm.com/content/27036.) МЦ должны были также содействовать совершенствованию "мягкой силы", которая в современном мире имела не меньшее значение, чем в былые времена экономическая или военная мощь. Для этого МЦ были призваны активно пропагандировать "китайскую модель развития". (Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-01.html#icnmz-5)
**
Исследования Тайваня были инициированы в университетах и академиях КНР. Представим некоторые тайваневедческие центры в общих чертах и применительно к первому десятилетию текущего века.
Ведущая академическая научно-исследовательская и образовательная организация КНР - Академия общественных наук Китая (АОНК, Chinese Academy of Social Sciences - CASS). Занимала 1-е место в десятке лучших МЦ Китая и в рейтинге 25 ведущих аналитических центров Азии, входила в 75 лучших МЦ мира. Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5;
АОНК была основана в 1977 г., после того, как отделение философии и общественных наук было выведено из состава Китайской академии наук. Подчинялась непосредственно Госсовету КНР. Академия была призвана содействовать развитию в КНР общественных наук. Это включало изучение фундаментальных теорий; осуществление прикладных исследований макроэкономического, стратегического и прогностического характера; критическое использование богатого культурного наследия китайской нации и освоение выдающихся достижений человеческой цивилизации; повышение идеологического, научного и культурного уровня граждан; подготовка высококвалифицированных специалистов в области общественных наук и управленческих кадров.
Сфера исследований охватывала более 300 научных дисциплин. АОНК имела 5 академических отделений. В штате Академии было свыше 4200 человек, из них 3200 научных сотрудников. Организационная структура включала 33 научных института и 2 исследовательских центра. Всего при институтах Академии действало более 50 центров. АОНК издавала 82 журнала. Три её издательства выпускали большое количество книг и прочих информационных материалов. Финансировалась из государственного бюджета, получала гранты международных организаций и частных зарубежных фондов. Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5;
АОНК поддерживала рабочие связи с более чем 200 исследовательскими институтами, университетами, фондами и правительственными структурами 80 стран мира. Регулярные академические обмены практиковала с более чем 30 зарубежными институтами и университетами. (интернет-сайт: http://www.cass.net.cn. Президент - Чэнь Куйюань, вице-президенты - Ван Вэйуан, Ли Шэньмин, Чэнь Цзягуй, Чжу Цзяму, Гао Цюаньли, У Инь.)
Собственно сферу тайваневедения затрагивали два НИИ АОНК - Институт современной истории и Институт изучения Тайваня. Первый был образован в 1950 г. в структуре АНК на базе факультета истории Северокитайского университета. После образования АОНК вошёл в её состав. Тематика исследований: история Китая в период 1840 - 1949 гг., история Гонконга, Тайваня и Макао. Располагал одним из богатейших в стране собраний документов по истории Китая. Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5;
Структура Института включала девять научных отделов, один из которых - истории Тайваня. В штате института было 135 научных сотрудников. Издавал журналы: "Modern Historical Data" (раз в два месяца), "Modern Chinese History Studies" (нерегулярно), "The Journal of China"s Resistance War against Japan" (ежеквартально). http://rcit.su/inform-cn-mz-02.html
Институт изучения Тайваня (Institute of Taiwan Studies CASS. Директор - Юй Кэли) был создан в 1984 г. В состав Института входили 3 отдела: политики, экономики, комплексных исследований. Выпускал ежеквартальный журнал "Taiwan Studies" и раз в год "Annual Report on Taiwan Studies". Проводил семинары и международные симпозиумы. Приглашал до нескольких сот учёных, большей частью из Тайваня, для проведения исследований в Институте. Имел соглашения об обмене с рядом тайваньских организаций, например, Тайваньским институтом экономических исследований, Тамканским университетом, Институтом экономических исследований Чунхуа и др. Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-02.html
**
В 1980 г. Институт изучения Тайваня Сямэньского университета ( Taiwan Research Institute of Xiamen University) был учреждён под эгидой Министерства образования КНР и правительства пров. Фуцзянь. Один из старейших академических институтов Китая, ведущих исследования по Тайваню. Институт выполнял исследовательские проекты министерского и провинциального уровня, а также по заказу департаментов по делам Тайваня различного уровня. Институт имел 5 исследовательских отделов: политики Тайваня, экономики, истории, литературы и двусторонних отношений (через пролив). Занимал также вопросами Гонконга и Макао. При Институте действовал исследовательский центр Тайваня. Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-02.html
Библиотека насчитывала около 30 тыс. книг, изданных на Тайване, и 13-тысячную коллекцию газет острова. Штат - 8 человек, 8 сотрудников на неполный рабочий день. Издавал книги и брошюры, а также ежеквартальный журнал "Taiwan Research Quarterly", который стал первым изданием по Тайваню в Китае 61 , Интернет-сайт: http://ctwr.xmu.edu.cn.. Являлся пионером среди МЦ на базе университетов. Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-02.html
Школа экономики Сямэньского университета была первой, созданной в Китае в 1982 г. на базе факультета экономики Университета. Она стала одним из ведущих академических центров страны. Самая большая школа Университета имела 5 факультетов: экономики, планирования и статистики, государственных финансов, финансов, международной экономики и торговли. В Школе работали 168 преподавателей, среди которых 45 профессоров. Сотрудничали с высшими учебными заведениями Германии, Великобритании, США, Японии, Австралии, Сингапура и Тайваня. При Школе функционировал ряд научно-исследовательских центров/институтов. Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-05.html
**
В 1989 г. Китайский фонд международных стратегических исследований был учреждён бывшим сотрудником 2-го Департамента (разведки) Генштаба НОАК в качестве организации, занимающейся международным обменом и политическими исследованиями. (Chinese Foundation for International Strategic Studies - CFISS.)
Явился полунезависимой исследовательской группой, имеющей связи со 2-м Департаментом Генштаба НОАК. Самостоятельно проводил широкий спектр исследований, выполнял исследовательские проекты по контрактам (коммерческие), а также для НОАК и МИД, организовывал зарубежные и национальные конференции, семинары и встречи, оказывал финансовую поддержку китайским учёным, организовывал визиты иностранных учёных в Китай, предоставлял консультационные услуги в области международных и стратегических исследований. Выступал в качестве связующего звена между китайскими военными и зарубежными участниками международного обмена по военным вопросам и вопросам безопасности. В его штате много бывших кадровых военных. Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-04.html
В структуру Фонда входило несколько научно-исследовательских подразделений. Среди них во второй половине 2000-х гг. Центр снижения рисков в кризисных ситуациях занимался изучением менеджмента в условиях кризиса, разработкой и моделированием возможных сценариев развития отношений между Китаем и США (в условиях сотрудничества или конфликта). Большое внимание уделялось изучению проблемы Тайваня. Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-04.html
Доходы Фонда формировались за счёт пожертвований и поступлений от государственных институтов, гражданских организаций, предприятий, финансовых учреждений и частных лиц, а также от зарубежных и национальных фондов. Что касается исследовательской работы, то Фонд готовил ежегодный аналитический отчёт, который распространялся среди членов Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК. По свидетельству специалистов, его отчёты отличались меньшим формализмом. В некоторых случаях он даже занимал более спорную позицию, чем хорошо известные научные институты. Так в 1995 г. Фонд опубликовал книгу "Может ли Тайвань стать независимым?", которую отказались печатать другие издательства и институты. Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-04.html
Участвовал в международных проектах. Совместно с Фондом Карнеги за международный мир (США) в 2006 г. выпустил книгу "Управление китайско-американскими кризисами: исследования и анализ". Фонд на коммерческой основе занимался издательской деятельностью, крупным проектом явилась публикация истории 20 века в 22 томах. Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-04.html
**
Предшественником Китайской академии современных международных отношений (КАСМО, China Institutes of Contemporary International Relations - CICIR.) был Институт с названием одноименной тематики, образованный в 1965 г. в соответствии с директивой Госсовета КНР, но закрытый в период "культурной революции". В 1980 г. был основан Китайский институт современных международных отношений (КИСМО), который в 2003 г. был преобразован в Академию. КАСМО находилась в ведении Министерства государственной безопасности, финансировалась из государственного бюджета, но получала и иностранные гранты. Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-03.html
Научно-исследовательская организация занималась комплексным изучением проблем развития международных отношений в современном мире. По праву считалась старейшим МЦ Китая в области международных отношений. Занимала 6-е место в десятке лучших "мозговых центров" страны, 5-е место в рейтинге 25 ведущих аналитических центров Азии и входила в рейтинг 75 ведущих МЦ мира. Исследовательская работа Академии была сконцентрирована на изучении вопросов мирового стратегического развития, политической и экономической деятельности, безопасности, международных связей Китая, а также на проблемах внутреннего и регионального развития. Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-03.html
Основным заказчиком КАСМО выступала Руководящая группа по внешнеполитическим делам при ЦК КПК. В частности, Академия осуществляла информационное обеспечение планирующихся визитов зарубежных лидеров в Китай или поездок китайских руководителей за рубеж, т.е. представляла биографию будущего собеседника, современную внутриполитическую ситуация в стране, откуда приезжает собеседник, последние внешнеполитические контакты между странами и подборку заявлений, касающихся позиции собеседника по Тайваню. Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-03.html
Научно-исследовательские работы Академия направляла в соответствующие правительственные органы в форме отчётов, а также публиковала в академических журналах. Большое внимание в научных трудах уделяли анализу и прогнозам (в политической, экономической и военной сферах). Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-03.html
По оценкам американских экспертов годовой бюджет аналогичного американского института может составлять около 50 млн. долл. Библиотека КАСМО являлась самой крупной в Китае по количеству книг, посвящённых проблемам международных отношений, и насчитывала около 500 тыс. наименований на различных языках, выписывала свыше 1 тыс. периодических изданий, газет и журналов. интернет-сайт: http://www.cicir.ac.cn. См.: Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-03.html
Академия имела собственное издательство "Shishi chubanzshe" и с 1981 г. издавала ежемесячный влиятельный журнал "Contemporary International Relations" (на кит. и англ. языках), ежемесячные справочные материалы "International Materials and Information" (на кит. яз.), а также специализированные работы по международным проблемам на нерегулярной основе. Поддерживала интенсивные научные контакты с большим количеством зарубежных исследовательских организаций. Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-03.html
Штат КАСМО насчитывал 380 сотрудников (в том числе 150 высшей квалификации). Организационная структура КАСМО включала несколько административных подразделений, 11 научных институтов, 8 исследовательских центров и два научных отдела. Центр Тайваня уделял приоритетное внимание политике ведущих государств мира в отношении Тайваня и их связям с Тайванем. Директор - Ню Синьчунь. Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-03.html
**
Чжуннаньский университет экономики и права (Zhongnan University of Economics and Law - ZUE) был основан в 1948 г. и являлся высшим учебным заведением Министерства образования (профилирующие дисциплины - экономика, право и управление). Университет включал в себя 16 факультетов, на которых обучали 20 тыс. студентов.
Университет вёл научно-исследовательскую работу в 69 институтах/центрах, в том числе по делам Тайваня, экономики Сянгана, Аомэня и Тайваня. Институты выполняли научно-исследовательские проекты государственного и провинциального уровня, которые финансировались Государственным фондом общественных наук, Государственным фондом естественных наук, Министерством образования, Министерством финансов и Министерством юстиции. http://www.znufe.edu. cn. См Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-05.html
**
В 1960 г. при непосредственном участии Чжоу Эньлая был создан Шанхайский институт международных исследований, затем преобразован в Академию (ШАМИ, Shanghai Institutes for International Studies - SIIS, интернет-сайт: http://www.siis.org.cn, директор (президент) - Ян Цземянь.) Был призван проводить исследования в области международной и внешней политики Китая, экономики и безопасности. В 2004 г. бюджет Академии составлял 1 млн. долл. Штат - 9 человек. Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-05.html
При Академии действовали 6 НИИ. Среди них - Институт Тайваня, Гонконга и Макао. Он проводил исследования политического, экономического и социального развития Тайваня, Гонконга и Макао по двум направлениям. Первое рассматривало практические и теоретические аспекты политического и экономического взаимодействия Китая с Тайванем, Гонконгом и Макао с акцентом на изучение новых моментов в содержании формулы "одна страна, две системы" в новых условиях. Второе анализировало политику и отношения главных международных акторов по отношению к Тайваню, Гонконгу и Макао. Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-05.html
**
Шанхайская академия общественных наук (ШАОН, Shanghai Academy of Social Sciences - SASS) была основана в 1958 г., являлась старейшей научной организацией в области гуманитарных и общественных наук, одним из ведущих "мозговых центров" Китая.
Академия подчинялась непосредственно муниципальному правительству Шанхая, финансировалась преимущественно из муниципального бюджета, но наряду с этим получала финансовую поддержку от различных неправительственных китайских и зарубежных организаций.
В состав Академии входили 15 научно-исследовательских институтов, две школы, два междисциплинарных исследовательских центра, 31 аффилированный исследовательский центр, 10 специальных исследовательских подразделений, а также аспирантура и докторантура. Среди аффилированных - исследовательский центр Тайваня. В 2009 г. в штате академии числилось свыше 800 человек, из них 537 научных сотрудников. ШАОН издавала 13 периодических изданий и выпускала около 200 наименований книг по различной тематике в течение года. интернет-сайт: http://www.sass.org.cn. ШАОН широко участвовала в программах международного научного обмена, имела долгосрочные соглашения о сотрудничестве с 55 зарубежными университетами и исследовательскими институтами. В 2009 г. 100 научных сотрудников выезжали за рубеж для преподавательской и исследовательской работы, а также участия в конференциях, свыше 1000 иностранных учёных и экспертов посетили Академию. Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5;
Школа мировой экономики и политики (School of World Economy and Politics, SASS.) была создана в 2003 г. на базе Института мировой экономики, Института евроазиатских исследований, Института азиатско-тихоокеанских исследований ШАОН и Шанхайского исследовательского центра международных проблем. В структуре Школы были исследовательский центр Тайваня.
Школа входила в число 25 лучших мировых МЦ в области международной экономики и политики. (См.: Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; Доступно на: http://rcit.su/inform-cn-mz-05.html)
Институт мировой экономики (Institute of World Economy SASS.) был образован в 1978 г., в 2000-х гг. входил в структуру Школы мировой экономики и политики. Область исследования - мировая экономика и международные отношения. Для этого института был характерен высокий научный уровень исследовательской деятельности.
В его составе было шесть научных отделов: международных финансов, международной торговли, международных инвестиций, глобализации экономики, регионального сотрудничества, международной политической экономии. Институт включал также ряд исследовательских центров, включая Тайвань. Штат - 40 человека. Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5;
Издавал ежемесячный журнал "World Economy Study", ведущий в области экономики и международной торговли. С 2005 г. действовал академический интернет-портал по проблемам мировой экономики (http://www.worldeconomy.org.cn), который стал базой для исследования проблем мировой экономики и обсуждения новых путей международного развития КНР.
**
Задача Школы государственной политики и управления (School of Public Policy and Management) университета Цинхуа (Tsinghua University) - разработка и предоставление академических и профессиональных программ подготовки кадров в области государственного управления и проведение исследований по данной тематике в Центре китайских исследований, Институте государственного управления и инноваций, Институте международного развития и стратегии, Институте изучения Тайваня. Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5;
Институт изучения Тайваня был основан в 2000 г., занимался вопросами промышленного развития Тайваня, двусторонними отношениями, китайско-тайваньским экономическим сотрудничеством, политэкономией развития послевоенного Тайваня, а также тайваньскими инвестициями и компаниями, работавшими в континентальном Китае. Институт также организовывал учебные программы в целях оказания помощи инвесторам из Тайваня, которые хотели познакомиться с законодательством и политическими условиями, существующими на материке. Директор - Лю Чжэньтао. (См.: Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; Доступно на: http://rcit.su/inform-cn-mz-05.html)
Центр исследований проблем мира и развития (Centre for Peace and Development Studies - SPDS. ) был создан в декабре 1984 г. в Пекине, современное название носит с 1989 г. Считался второстепенным по значимости аналитическим центром, аффилированной структурой Китайской ассоциации международных дружественных контактов (CAIFC), которую американские эксперты называли своего рода департаментом внешних связей Главного политического управления НОАК. Поддерживал связи с МИД и Министерством государственной безопасности.
Причиной заинтересованности в работе данного Центра со стороны нескольких правительственных структур являлся их принципиальный интерес к проблеме Тайваня, изучением которой он давно и серьёзно занимался, ранее он также активно изучал Гонконг и Макао. Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5;
Формально не являлся правительственной организацией, однако организационная структура и финансирование указывали на его правительственную принадлежность. В структуру входили 7 отделов по изучению регионов, в том числе США, Европы, Восточной Азии, АТР. В его штате не более 20 постоянных сотрудников, при необходимости для выполнения конкретных работ приглашали экспертов из других учреждений, в том числе Академии общественных наук КНР. Специалисты Центра участвовали в международных конференциях в Китае и за рубежом. Центр издавал ежеквартально журнал "Мир и развитие" (Heping yu fazhan), который, по признанию американских экспертов, является одним из лучших журналов по актуальным вопросам международных отношений, издаваемых сегодня в Китае (См.: Shambaugh D. China"s International Relations Think Tanks: Evolving Structure and Process // The China Quarterly. 2002. September. Vol. 171. P. 575-596.
Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-04.html)
**
В 2002 г. был основан Институт изучения АТР Пекинского университета (Asia-Pacific Research Institute of Peking University). В качестве междисциплинарной научно-исследовательской организации он имел целью содействовать развитию и углублению исследований по АТР и обмену учёными, сотрудничеству с профильными институтами как в стране, так и за рубежом.( интернет-сайт: http:// www.apri.pku.edu.cn.)
Институт осуществлял исследовательские проекты по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона; издавал научные труды; координировал и оказывал содействие в проведении исследований по АТР в различных школах и исследовательских центрах Пекинского университета; проводил лекции, симпозиумы и семинары по проблемам региона; публиковал отчёт об исследованиях - "Beida Asian-Pacific Studies Series"; организовывал академический обмен и сотрудничество с соответствующими зарубежными институтами. Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-02.html
Исследованиями занимались преподаватели и учёные из разных школ и исследовательских центров Пекинского университета. Институт поддерживал тесные отношения с рядом китайских и зарубежных организаций. В его структуру входили 15 аффилированных научно-исследовательских центров, среди которых был и Центр изучения Тайваня. Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-02.html
**
Таким образом, в КНР пошли по пути объединения усилий учёных из разных университетов, школ и институтов, сконцентрировав их в центрах на конкретных проектах тайваневедческих исследований. В связи с этим представлял интерес и некоторый опыт следующей кадровой организации.
Китайская ассоциация учёных, получивших образование за рубежом (Chinese Overseas Returned Scholars Association - COSA.), являлась самой крупной и старой неправительственной организацией, основанной в 1913 г. в Пекине как Western Returned Scholars Association / Chinese Overseas-Educated Scholars Association (WRSA). Своё нынешнее название она получила в 2003 г. В 2005 г. усилиями ряда членов ассоциации, занимающихся предпринимательской и другой экономической деятельностью, был создан комитет, деятельность которого направлена на укрепление связей между китайскими и иностранными промышленными кругами, включая и тайваньские. В 2007 г. она провела форум в Пекине, на котором обсуждались наиболее острые социальные проблемы и были предложены конструктивные решения их преодоления.
Для работы Ассоциации был создан фонд, который формировали за счёт пожертвований от деловых людей Китая, Гонконга, Макао, Тайваня и других стран. Издавала журнал для внутреннего пользования "The Brief Suggestions", который рассылался соответствующим правительственным учреждениям. Интернет-сайт: http://www.coesa.cn
Поддерживала постоянные отношения с более чем 100 иностранными ассоциациями и лигами учёных и студентов, получивших образование за рубежом. Выступала в качестве одного из ведущих "мозговых центров" для правительства, промышленных предприятий и различных социальных организаций. (См.: Комиссина И. Н. Научные и аналитические центры Китая : Справ. / И. Н. Комиссина ; Рос. ин-т стратег. исслед. - М. : РИСИ, 2012. - 266 с. ISBN 978-5-7893-0139-5; http://rcit.su/inform-cn-mz-03.html)
**
Личность имеет значение
Типичный пример становления западноевропейского тайваневеда - британский профессор Дэйфидд Фелл, заместитель директора Центра тайваньских исследований в Школе востоковедения и африканистики (SOAS) Лондонского университета и генеральный секретарь Европейской ассоциации тайваньских исследований (EATS).
В Университете Лидса (Великобритания) обучался на бакалавриате по специальности "изучение современного Китая". После кровавого подавления пекинскими властями студенческих протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году Д. Фелл принял решение изучать китайский язык на Тайване. Он проучился год в языковом центре Государственного университета Чжэнчжи в Тайбэе. В 1992 году переехал в Гаосюн, на юге Тайваня, где прожил семь лет. Пребывание во втором по величине городе острова дало ему ценную возможность непосредственно наблюдать важный период тайваньской истории, когда в стране происходили стремительные политические и социальные изменения. См.: Необъятный простор для исследований // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на: https://taipanorama.tw/news.php?post=110157&unit=388 01.12.2012.
В 1999 г. Д. Фелл вернулся в Великобританию для работы над докторской диссертацией в области политических наук в SOAS. Темой его исследования было развитие многопартийной политической системы на Тайване в первое десятилетие после официальной легализации политических партий в 1989 году. В 2003 г. ему была присуждена учёная степень доктора, а в 2005 г. он опубликовал свою первую книгу "Политические партии на Тайване". С тех пор он работал в SOAS. Его книга "Политическая система Тайваня" вышла в свет в начале 2012 года. У него сложились прочные отношения сотрудничества с учёными в университетах Тайваня, включая Государственный университет Чжунсин и Государственный университет Чжунчжэн. См.: Необъятный простор для исследований // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на: https://taipanorama.tw/news.php?post=110157&unit=388 01.12.2012.
**
Образование и тайваневедение
Тайваневедение прошло путь от просвещения до народного образования.
Кадры
Тайваневедение прочно вошло в систему народного образования. Поскольку в целях поддержания и развития его как учебной общеобразовательной дисциплины сложилась система самого тайваневедческого образования в высших учебных заведениях. Вузовская подготовка кадров для преподавания - ключевое условие закрепления тайваневедения в школе.
В начале 1990-х гг. профессор Чжуан Вань-шоу возглавил Центр гуманитарного образования в Государственном тайваньском педагогическом университете (ГТПУ) в Тайбэе. Центр не просто организовывал международные форумы по культуре Тайваня, но и поощрял специальными премиями студентов, которые писали исследовательские работы по местной тематике. (См.: Новый взгляд на Тайвань // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на https://taipanorama.tw/print.php?unit=388&post=110156)
В 1997 г. высшее образование начало обращаться к изучению местных влияний: в Университете Алетейа, находящемся в нынешнем Новом Тайбэе, был создан Факультет тайваньской литературы - первый, по утверждению этого университета, такой факультет в мире. В последующие годы в университетах страны было создано более десятка факультетов и постбакалаврских институтов, в которых специально изучались культура, история, языки и литература Тайваня. (См.: Новый взгляд на Тайвань // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на https://taipanorama.tw/print.php?unit=388&post=110156)
В 2000-е гг. центры тайваньских исследований появлялись в разных университетах один за другим.
В 2003 г. был начат набор учащихся в Постбакалаврский институт тайваньских языков, литературы и культуры в ГТПУ.
В 2005 г. Христианский университет Чанчжун в Тайнане начал набор учащихся в свой Постбакалавоский институт тайваньских исследований. (См.: Новый взгляд на Тайвань // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на https://taipanorama.tw/print.php?unit=388&post=110156)
Школьное обученние
В 1997 г. Министерство образования ввело учебную программу для средних школ младшей ступени под названием "Знакомство с Тайванем". Она была посвящена исключительно истории, географии и обществу этой островной страны. Методической особенностью обучения явилось то, что эти темы излагались как самостоятельные, а не как дополнительные по отношению к некоему "основному" дискурсу, сфокусированному на китайские влияния. (См.: Новый взгляд на Тайвань // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на https://taipanorama.tw/print.php?unit=388&post=110156)
В 2006 г. изучение Тайваня заняло подобающее место в учебниках истории для учащихся средних школ. До того история Тайваня в основном преподавалась как часть истории Китая. В новых учебниках сведения по тайваньской истории составили один из трёх крупных разделов всего курса наряду с китайской историей и всемирной историей. (См.: Новый взгляд на Тайвань // Тайваньская панорама. 01.12.2012. Доступно на https://taipanorama.tw/print.php?unit=388&post=110156)