Военная мемуаристика: мемуарные автобиографии (МА) и автобиографические мемуары (АМ)
На наш взгляд, особое место в изучении военной мемуаристики занимает рассмотрение её институций.
Речь идёт о методике и критериях в акцентировании содержательных приоритетов написания военных мемуаров.
В связи с этим обращает на себя внимание модификационный подход, в рамках которого в структуре военной мемуаристики выделяют мемуарные автобиографии (МА) и автобиографические мемуары (АМ).
В 2014 г. на схожесть и различие этих понятий указала Т. Ю. Черкашина. (См.: Черкашина Т. Ю. Мемуарная автобиография и автобиографические мемуары: схожесть и различие понятий (См.: www.gramota.net/materials/2/2014/3-1/56.html) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов. Изд-во Грамота. 2014. No 3 (33): в 2-х ч. Ч. 1. С. 196-199. ISSN 1997-2911).
Мемуарно-автобиографическая проза (МАП) - синтез в различной степени мемуарности (внешняя для автора жизнь) и автобиографичности (непосредственно авторская жизнь).
Она недостаточно теоретически изучена. Нет фундаментальных литературоведческих работ. В большинстве случаев проведены историко-литературные исследования наследия конкретных авторов или определенных историко-литературных периодов. Ученые подчеркивают синтетический характер и полижанровую природу МАП.
В МАП включают мемуары, автобиографии, дневники, записки, заметки, письма. Эти жанры синтезируют М и А. Но это слишком широкая трактовка МАП. Исходя из структурно-типологических особенностей различных видов литературы личных воспоминаний, собственно мемуарно-автобиографическими являются МА и АМ. Они формируют ядро данного подвида мемуарной литературы. Переферия - дневники и письма.
МА и АМ - не самостоятельные жанры, а типологические модификации жанров А и М. Они сохраняют большинство жанрообразующих черт своих основных жанров, но имеют и набор собственных специфических характеристик.
Собственные специфические характеристики МА и АМ.
(Объектная, субъектно-объектная, экстравертивная, внешне событийная) МА - это ретроспективная проза автора с наррацией от первого лица (изредка от третьего лица), повествующая об истории индивидуальной жизни реальной личности. Сюжет и фабула в ней не принадлежат автору. В основе сюжета реальный жизненный путь человека. МА - реконструкция внешней жизни автора, психологические самописания не доминируют. События выстраивают по хронологическому принципу от рождения до определенного этапа. Обязательное условие - идентичность автора, нарратора и главного персонажа повествования. Перспектива видения нарратора ограничена своей жизнью и сопутствующими окружающими людьми. Автобиографическая память допускает вариативность интерпретации мемуарного материала - тогда (прошлое) и теперь (настоящее). Значение и смысл события могут изменяться со временем, последствиями и новыми обстоятельствами. Тогда нарратор предупреждает читателей о ревизии собственного прошлого.
Композиция МА выстраивает личную историю как связное целое, логичное и целенаправленное, завязка - детство и юность, кульминация и развязка в старости.
В содержательном плане для МА характерно акцентирование внимания на этапе взрослой, зрелой жизни автора. Вследствие этого освещаются преимущественно тематические блоки "образование", "самообразование", "интеллектуальное развитие", "профессиональная жизнь", "общественно-политическая жизнь", "социальная жизнь", "культурная жизнь" автора и тому подобное. При этом личностно "личная жизнь", "семейная жизнь", "повседневная жизнь" и тому подобное выходят на периферию автобиографического повествования и раскрываются лишь в дискретной форме.
Важная характеристика мемуарной автобиографии (МА) - конструирование системы персонажей. Обычно в ней содержатся центральный образ главного персонажа, образы его коллег, соратников, близких по духу людей. Реже образы родных и близких, которые либо активные помощники в общественных или профессиональных занятиях автобиографа, либо, антагонисты, не принимающие его внешнюю деятельность. В случаях индифферентных отношений прослеживается определенная доля боли и обиды автобиографа.
Тем самым, полагает Черкашина Т. Ю., в мемуарной автобиографии идет целостная реконструкция разносторонней, внешне ориентированной деятельности автобиографа, выписанная на широком контекстуальном фоне, с акцентированием внимания на его собственных достижениях и успехах.
В АМ, помимо вышеназванных характеристик, больше внимания уделяется мемуарной составляющей, вследствие чего появляется более разветвленная система побочных сюжетных линий и второстепенных персонажей.
Автобиографические мемуары (АМ) не имеют целью всестороннее раскрытие основных этапов жизнедеятельности автора. В отличие от мемуарной автобиографии с ее ориентацией на цельность повествования, в автобиографических мемуарах больше дискретных мемуарно-автобиографических воспоминаний.
В автобиографических мемуарах (АМ) основной сюжетной линией является история эпохи, поколения, а не история персональной жизни автобиографа. Но в отличие от собственно мемуаров, где полномасштабно детализируется мемуарный контекст, собственное жизнеописание автобиографического мемуариста обязательно проходит пунктирной линией на периферии сюжета. При этом имеет место вписывание истории приватной жизни мемуариста в историю жизни его времени.
И в МА (мемуарной автобиографии), и в АМ повествование выстраивают по хронологическому принципу - от этапа рождения главного персонажа до определенного этапа его жизненного пути. Как в мемуарной автобиографии, так и в АМ приоритет дается освещению тематических автобиографических блоков "образование", "интеллектуальное развитие", "профессиональная жизнь" и тому подобное. Личностно ориентированная информация, как правило, упоминается лишь в контексте социально значимых событий.
Военные автобиографические мемуары чаще всего пишут видные политические и общественные деятели, имевшие отношение к военно-промышленному комплексу. Люди, которые добились больших успехов в определенных видах военно-политической деятельности, и в то же время были непосредственными свидетелями либо участниками значительных военно-исторических, общественно-политических, культурных событий. Их собственные жизнеописания были неотъемлемой частью мировой и отечественной истории, как в случае с автобиографическими мемуарами Ш. де Голля, Г. К. Жукова и т.п. (См.: Голль Ш. де. Военные мемуары: единство 1942-1944 / пер. с фр. Б. С. Вайсман, H. М. Жаркова, Н. И. Немчинова и др. М.: ACT; Астрель, 2003. 814 с.; Голль Ш. де. Военные мемуары: призыв 1940-1942 / пер. с фр. А. А. Анфилофьева, Ю. Б. Арзуманова, В. Г. Гак и др. М.: ACT; Астрель, 2003. 814 с.; Голль Ш. де. Военные мемуары: спасение 1944-1946 / пер. с фр. И. В. Ионовой, Д. Д. Литвинова, А. И. Щедрова. М.: ACT; Астрель; Транзиткнига, 2004. 799 с.; Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. М.: Новости, 1969. 736 с.).
Нельзя не согласиться с вывдами автора "...Мемуарная автобиография и автобиографические мемуары как модификации жанров автобиографии и мемуаров соответственно при схожести ряда характерных типологических и жанрообразующих черт имеют и свои специфические особенности, которые выражаются, прежде всего, в основном объекте повествования, сюжетной линии, композиционной организации материала и тому подобное. При этом они составляют жанровое ядро мемуарно-автобиографической прозы, так как ориентируются на более или менее полное освещение двух основных составляющих мемуарно-автобиографического письма - внешне событийной по отношению к автору информации и личностно приватной". (См.: Черкашина Т. Ю. Указ соч. С. 199).