Пападопулос Танасис : другие произведения.

Фанфик, бессмысленный и беспощадный (А.Фролов, Кредит на Милосердие)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Каждый хороший писатель рано или поздно обзаводится подражателями и фанфикерами. Это не исследовательский труд, посвященный их типологии, мотивациям, привычкам и повадкам. Но в качестве вступления к рецензии мне придется немного затронуть эту тему. Итак, зачем люди лезут городить свои заборы на чужом минном поле? Основных причин две - стремление создать что-то новое в любимом каноне и, разумеется, желание прославиться за чужой счет.

"Мне не жалко бумаги, наша бумажная промышленность работает превосходно!"
из к/ф "Служебный роман"

Каждый хороший писатель рано или поздно обзаводится подражателями и фанфикерами. Это не исследовательский труд, посвященный их типологии, мотивациям, привычкам и повадкам. Но в качестве вступления к рецензии мне придется немного затронуть эту тему. Итак, зачем люди лезут городить свои заборы на чужом минном поле? Основных причин две - стремление создать что-то новое в любимом каноне и, разумеется, желание прославиться за чужой счет.

Говоря о фанфикерах (я не буду называть этих ребят писателями, не заслужили), втюхивающих свое УГ под маркой "Анклавов," думаю, что вторая причина является определяющей. Мне, как фанату серии непонятно, чего ради писать об эпохе уже после ее заката. Если бы я считала себя писателем, или, по крайней мере, думала бы, что в состоянии написать достойную книгу, я бы взялась за приквел или написала бы какую-нибудь параллельно развивающуюся историю - короче, писала бы о расцвете эпохи Анклавов, а не о том, что происходит на Земле уже после того, как была запущена Станция.

Видимо, зти ребята решили, что такой ход даст им возможность в какой-то степени освободиться от созданного автором канона. Скорее всего, сыграла свою роль и популярность постапокалиптического чтива среди читателей. Возможно, они считают, что так им будет легче. Но несколько важных деталей горе-писатели все-таки не учли...

И вот что мне интересно: сам-то Панов читал ЭТО? И, если читал, то долго ли смеялся? 


КРЕДИТ НА МИЛОСЕРДИЕ, Андрей Фролов

Действительность - не бред собачий,
Она сложнее и богаче.
Валентин Берестов

А начиналось все совсем даже неплохо - например, идея выживающих своей маленькой колонией детдомовцев меня зацепила, но дальше... Дальше начался сплошной вынос мозга.

Автор, ну скажите мне, только честно: Вас укусил бешеный Глуховский, но из Вселенной Метро погнали за нежелание учить канон и матчасть? И Вы переписали этот сюжет под Анклавы, но пару важных деталей все-таки упустили?

Например, согласно каноническому глоссарию от Вадим Юрьича, наноэкран напыляется "на глаза", а не в глаза. То есть на роговицу, а не на сетчатку. Уважаемый, я, конечно, понимаю, что слово "сетчатка" красивое и умное, и Вам очень хочется щегольнуть своим богатым словарным запасом. Но, прежде чем пороть всякую чушь на каждой второй странице, можно было бы хотя бы медицинскую энциклопедию  открыть и посмотреть, в какой части глаза эта самая сетчатка находится...

Скажите мне, с какого перепою президент Республики Сибирь Ростислав Гиляров вдруг стал рассуждать, пользуясь терминами вроде "Традиция." Откуда он может знать о Традициях? Пил с Ляо на брудершафт? Или кто-то выложил в сеть мемуары Урзака?

Опять же, следуя оригиналу, у Панова ничего не было о возможности телепатической связи через балалайку. Видимо, ее придумал тот же Доктор Смерть, который решил, что наны надо запихивать в самую глубь живого глаза.

Но больше всего меня, конечно, убило то, что в мире, где господствуют (ну, по крайней мере, господствовали) Цифра и нанотехнологии, и где, согласно автору, научились делать наноэкраны прямо в глазном дне, тушенку по-прежнему хранят в жестяных банках.

"В "погребе " землянки Илья нашел несколько коробок с армейской тушенкой, причем китайской, не самого поганого качества. Взял, сколько считал нужным, но уже сейчас с улыбкой фантазировал, что мог бы ухватить и на пару банок больше." (стр. 72)

Ужоснах! Неужели за все эти годы человечество не придумало более легкой и транспортабельнй упаковки? Я вот, например, вспоминаю американские армейские пайки, которыми нас подкармливали в начале 90-х. Так вот, никаких жестяных банок там уже тогда и в помине не было. И поэтому, когда главный герой идет тысячу км. по тайге, громыхая забитым тушенкой рюкзаком, я смеюсь аффтару в лицо. Когда по тексту последовали еще несколько упоминаний о том, как тяжело и неудобно таскать консервы, я смеялась так, как не смеялась со времен приключений эпического капитана космофлота в исполнении аффтара Бэ, который в далеком космическом будущем заворачивал какую-то там жутко ценную статуэтку в бумагу, чтобы не побилась. Уважаемый, возьмите йаду с той же полки, где про сетчатку говорилось.

Мдя... Ну и девочка-це... тьфу, короче, Варвара с коровой Ластенкой. В начале она как бы... ну, присутствует и особого раздражения не вызывает. Ну, есть девочка - и есть. Первый тревожный звоночек ("фуйня какая-то!") начинает звучать в голове, когда описывается "чистая и светлая" деревенская жизнь многих поколений ее чисто бабской семьи - съездила в город, поразмножалась, вернулась в деревню, родила дочку, умерла, дочка съездила в город ну и так далее... Мне вот интересно, что значит "мальчики не рождались?" Может, они просто топили их в ближайшем болоте? Деревенские амазонки, е-мое.

Варвара меня бесит. И не потому что красивая, а потому, что я ненавижу, когда автор (кем бы он ни был), намеренно сталкивает лбами город и деревню. Вот, дескать, прожившая всю жизнь в тайге девочка Варя живая, а в городе все тупые, злые и вообще нелюди, прямым текстом говорит нам автор. Бросаясь такими суждениями, автор нагадил в душу не только мне, но и тем 70% россиян, которые живут в городах и, согласно его теории, уже стали животными. Автор, в деревнях Панова не читают, вас не будут читать тем более, и это заигрывание с аудиторией никто не оценит.

В общем, девочка Варвара должна страдать! И она страдает. Как положено - плача, блюя и шатаясь по тайге - чтобы читатель в полной мере проникся нетронутостью ее юной девственно-чистой души. Немного напрягает сцена кровавого расчленения Вариной бабушки людоедами на тушенку - нет, не в смысле жестокости. Кровишшапотрохарасчлененкаобожемойониееубили!!!11адынадын - это, как раз, вполне типичный ход неопытного писателя, имеющего смутное представление о том, как завлечь читателя. Настораживает другое - чистая и светлая (якобы) Варвара, которая сидела в кустах и смотрела "внимательно, насилуя себя зрелищем, подмечая любые подробности." Хорошая девочка, ничего не скажешь. Большинство городских животных, и я в том числе, бежали бы за горизонт от такого зрелища.

Автор пытается копировать стиль Панова, но получается у него неестественно - как у плохого пародиста. Язык убог, морали скучны и банальны, присутствует куча стилистических и смысловых ошибок. Например, несколько раз в тексте упоминаются "окаменевшие скулы," которые надолго вывели меня из душевного равновесия.

Есть и канонические ляпы, свойственные творчеству совсем уж юных графоманов, например, т.н. рентгеновское зрение:

"Светлые волосы под платком блестят и непокорно топорщатся, за меховой ворот прячется щедрая коса... Лицо идеальное, скуластое, зеленые глаза сверкают, что два изумруда"
(стр. 176).

Автор, волосы - если здоровые и мытые - действительно блестят, но уж никак не "топорщатся." Я вообще не понимаю, как можно под платком разглядеть, блестящие у девушки волосы, или нет? А разглядеть, что они, к тому же, еще и "топорщатся" возможно, разве что, после разряда в 220 вольт, и то вряд ли. А "щедрая" коса, сюрреалистично уползающая под воротник - это был намек на медузу Горгону?

Мдя... Ну и концовка. Напоминает использованный бумажный носовой платок. То, что можно было бы при желании растянуть еще страниц так на сто (и что было бы правильным), было левой ногой утрамбовано в десять, а по смысловой нагрузке и оформлению напоминает "Войну и Мир" в кратком изложении. От этого остается двоякое ощущение: то ли автор как бы намекает на продолжение, то ли сроки поджимали, то ли просто задолбался писать...

В общем, автор, как вы свою книгу писали (левой ногой) так мы ее и читали (одним глазом).

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"