Мерно постукивают настенные часы. Камера делает неторопливый обзор комнаты Артёма: вот старый бабушкин комод, медные ручки ящиков, тёмно-зелёные от времени; на комоде стоит детсадовская фотография Артёма пятилетний мальчик в одежде мага с колпаком на голове и волшебной палочкой в руках, на губах пацанёнка злодейская ухмылочка; несколько наваленных горкой учебников за пятый класс; вот в кадре появляются тикающие часы, стрелки показывают без пяти минут семь; за стеклом ходит тяжёлый, тоже тёмно-зелёный маятник, к нему скотчем приклеена четвертина листка в клетку, на листке чёрной пастой изображён несчастного вида чёртик с рожками и усами, под портретом надпись следующего содержания: "Вадьку укачало! Блээаа!!!"; вот показывается настольная лампа с красным абажуром; камера идёт вниз, и в тусклом кругу электрического света, придушенном утренними лучами солнца, появляется край раскрытой тетради с математическим уравнением; икс подчёркнут размашистой рукой учителя, и над ним стоит жирный знак вопроса; и вот, наконец, виден непричёсанный затылок главного героя Артём спит лбом на тетради.
Камера увеличивает затылок мальчугана, устремляясь в краткое путешествие в глубь леса из волос. Но вот "деревья" смещаются в сторону, уменьшаются до толщины кошачьей ворсинки, и затем камера выходит наружу, но теперь вместо головы Артёма виден рыжий облезлый бок его обожаемого кота Бармалея картинка в лёгкой дымке, потому что это сон Артёма. Камера ещё немного отходит назад, и вот перед зрителем предстаёт морда животного. Бармалей чем-то недоволен, но в то же время в его взгляде улавливается некая назидательность. Шея кота, как обычно, обмотана шнуром от утюга. Сам бытовой прибор, давно разобранный и являющий собой одну алюминиевую подошву, полувисит у передних лап кота. Бармалей настолько привык к тяжести этого ярма, что сидит ровно и степенно. Рядом с утюгом блестит какой-то яркий новогодний кулёк. На кульке что-то написано. Вот камера фокусируется на надписи, и теперь её можно прочесть:
Нюхательный порошок доброты
Вдруг Бармалей открывает рот и говорит голосом Тамары Григорьевны, классной Артёма:
Это магический порошок. Кто его понюхает, тот станет добрым-предобрым таким, как Галка Рябкина.
"Это да! вслух думает Артём. Рябкина всем даёт списывать, добрейшей души человек!"
Порошок действует только на тех, кто нюхает его добровольно и ничего не знает про его волшебные свойства, продолжает мурлыкать Бармалей. Меняю кулёк на утюг. По рукам?
По рукам! отвечает Артём и... просыпается.
Кот пропадает, и в обзор камеры снизу (от письменного стола) поднимается помятая физиономия Артёма Фонарёва, на лбу у него фиолетовый оттиск с шаржа на Геннадия Ивановича, учителя математики. Артём удивлённо смотрит на рисунок в тетради: он не помнит, как уснул, и тем более как рисовал шарж вместо решения задачи. Но ничего удивительного в том нет. Если вставать раным-рано и делать уроки перед самой школой, ещё не такое может приключиться!
Неожиданно шарж волшебным образом оживает; на портрете, словно опущенном в раствор проявителя, появляются мелкие подробности внешности учителя, искажённые фантазией малолетнего карикатуриста. Учитель насмешливо смотрит на Фонарёва и вдруг кровожадно потирает руки двойка бездельнику обеспечена!
Артём мотает головой, прогоняя наваждение. Он переводит взгляд на часы. Лицо мальчугана проясняется. Сегодня первым уроком математика, и Геннадий Иванович грозился вызвать Фонарёва к доске!
В комнату заглядывает его мама. Она уже одета и готова идти на работу, в руках коричневая папка.
Ну, что, Артёмка? спрашивает она. Решил задачу?
Угу... мычит он в ответ, торопливо закрывая тетрадку.
Что у тебя на лбу?
Не дождавшись от сына ответа, она уходит. Артём слышит её голос из прихожей:
Я же говорила: утро вечера мудренее. Я сама в детстве вставала рано и делала все уроки перед школой. На плите гречневая каша. Ну, до вечера, сынок!
Хлопает дверь.
Артём направляется в ванную, там он встаёт перед зеркалом и оторопело смотрит на себя. Вдруг на него нападает неудержимый смех. Он тычет пальцем на своё отражение и хохочет. Это веселье прерывается звонком во входную дверь. Артём бежит в прихожую, пытаясь на ходу стереть оттиск Геннадия Ивановича. Открывает дверь на пороге стоит его друг Вадим.
Привет, Вадька!
Привет, Артэк, отвечает Вадим, входит, оглядывается и, убедившись, что родителей Артёма нет, бесцеремонно швыряет портфель на трюмо. Сегодня математика, не забыл? Тебе Интеграл обещал двойку вкатить.
Не вкатит, отвечает Артём беззаботно.
Ха! Что это у тебя на лбу? смеётся Вадим. Артём отворачивается, но Вадим успевает разглядеть: Интеграл! Ну ты даёшь! Прям вылитый! Слышь, Артэк, а прикольно! Как это ты умудрился у себя на лбу нарисовать? Сразу видна рука мастера!
Они входят в гостиную. Артём продолжает оттирать лоб, поплёвывая на ладонь. В конце концов от учителя математики остаётся размазанное чернильное пятно.
Мальчики останавливаются посреди комнаты, разглядывая сидящего в кресле Бармалея с утюгом на шее. Рядом с котом блестит что-то яркое и праздничное какой-то пакет!
Привет, Бармалей! приветствует кота Вадим.
Артём удивлённо смотрит на пакет. Он точь-в-точь такой, какой был в его сне. Между тем Вадим подходит к креслу, берёт пакет в руки и читает:
Нюхательный порошок доброты
Ха! смеётся Вадим. Что ещё за фокусы?
Артём выхватывает у него пакет.
Тсс! говорит он Вадиму. Это магический порошок. Кто его понюхает, тот станет добрым.
Да кончай, Артэк! хохочет его друг. Я тебе не сестра, чтобы подкалывать.
В этот момент открывается дверь и в комнату входит заспанная девочка лет пяти. Она сердито смотрит на старшего брата.
Алтём, это ты съел мои конфеты? Нам половну дали, а ты съел все конфеты! Я маме скажу!
Артём переводит взгляд с пакета на сестру, потом вновь на пакет, и в голову ему приходит замечательная идея. Он разрывает бумагу и вытряхивает на стол щепотку зеленовато-жёлтого порошка. Заглядывает в кулёк, ещё раз встряхивает над столом порошка очень мало!
Иди сюда, говорит он сестре приторно-слащавым голосом, погружая пальцы в порошок.
Девочка опасливо отступает от него на шаг.
Вадька, лови её! приказывает Артём.
Вадим хватает девочку и ведёт к Артёму. Она упирается.
Дурочка, чего ты боишься? говорит ей брат. Понюхай этот сахар. Он сладкий, лучше всяких конфет!
Его сестра мотает головой, но Артём насильно подсовывает ей к носу пальцы с порошком.
Убели! кричит девочка. Гадость!
Она вырывается и убегает к себе в комнату.
А ты что думал? усмехается Вадим. Что она понюхает и простит тебе слопанные конфеты?
Артём задумчиво смотрит на друга.
Порошок действует только на того, кто нюхает его добровольно, вспоминает он слова Бармалея из сна. Вот если бы Анька сама его понюхала!
Вадим с демонстративной жадностью наклоняется над кучкой порошка и шумно втягивает ноздрями воздух.
И правда сладковатый запах. Ну и что, я теперь добрым стану? он смеётся.
Нет, ты знаешь про его волшебные свойства, поэтому на тебя тоже не подействует, отвечает Артём и вдруг подпрыгивает: О! Придумал! Давай его Интегралу подсунем? Он всё время цветы на подоконнике нюхает. Насыпем на листья вот и пусть нюхает.
Классно придумал! одобряет друг. Я ведь тоже про эти рельсы не решил... Если это настоящий порошок доброты... то...
Вот на Интеграле и проверим. Если он всем пятёрки начнёт ставить, значит, настоящий!
Слышится трель дверного звонка.
Это Анькина сиделка, говорит Артём.
Он направляется в сторону прихожей, но вдруг останавливается, возвращается к столу и берёт щепоть порошка. Заговорщицки подмигивает Вадиму. Вместе они бегут в прихожую.
Открывай, шепчет Артём Вадиму.
Когда дверь открывается, Артём подбрасывает порошок в воздух.
В квартиру заходит хмурая пожилая женщина. Увидев ребят, она ворчит:
Ты ещё не оделся, Артём? Опять в школу опоздаешь. Вот пожалуюсь твоей матери... Она принюхивается. Чем это тут у вас пахнет?
Это Анька конфеты ела с утра, желудок портила, отвечает Артём, внимательно наблюдая за женщиной.
Глупенькая девочка, неожиданно улыбается сиделка. Надо налить ей тёплого чаю, чтобы у несчастной крошки не случилось несварения.
Напевая, она направляется в кухню.
А ты уже позавтракал, Артёмка? доносится оттуда её заботливый голос.
Да! Артём восторженно смотрит на Вадима.
А давай я тебе ещё хлебушка с маслом намажу? Много уроков, проголодаешься ведь.
Нет, спасибо, Антонина Ивановна! отвечает он, а другу шепчет: Видал?! Она такой доброй сроду не была!
Действует порошочек! подмигивает ему Вадим.
Бежим! Надо успеть перед уроком на листья насыпать.
Они сгребают остатки порошка в пакет, за три секунды одеваются и, застёгиваясь на ходу, бегут в школу.
Сцена 2. В школе
За минуту до звонка.
Артём с Вадимом возятся у подоконника, посыпая растения магическим порошком. Листья фиалок, фикусов и колючие головы кактусов покрываются желтоватым налётом.
Эй, что это вы там делаете? подозрительно спрашивает их Галя Рябкина с первой парты.
Удобряем цветочки, быстро отвечает ей Вадим.
Галя встаёт, чтобы поближе рассмотреть, что они делают, но в этот момент раздаётся звонок. Все рассаживаются по местам. Артём показывает Вадиму большой палец успели!
В класс входит средних лет мужчина в очках. Напряжённая походка, сдвинутые вместе брови. Ученики встают, приветствуя учителя математики.
Здравствуйте, ухмыляется Геннадий Иванович и косится на заднюю парту, где сидят Артём с Вадимом. Садитесь.
В полной тишине он кладёт на учительский стол журнал пятого "А", вынимает из портфеля свои вещи, потом встаёт перед классом и кровожадно потирает руки:
Итак, начнём-с. Я задавал на дом задачу номер шестьсот два. Есть такие, кто не решил? Ну, смелее!
Ему отвечает полное молчание. Артём с Вадимом инстинктивно втягивают головы в плечи.
А если не понюхает? одними губами шепчет Вадим.
Понюхает! так же тихо отвечает ему приятель.
Геннадий Иванович с заложенными за спину руками и невинной улыбкой на лице подходит к подоконнику. Там у него есть любимый цветок "лимонник", как называют его ученики. Учитель любит, слегка щёлкнув ногтем по его листьям, нюхать освежающий аромат растения.
Ну, смелее, смелее! бормочет он, обращаясь к классу. Если кто-то честно сидел над задачей, но не смог решить, пусть выходит к доске, будем решать вместе. За это я двойку не поставлю. Как минимум три с минусом.
Он склоняется над цветами и с наслаждением втягивает их аромат. Нос его начинает забавно двигаться из стороны в сторону, как у встревоженного зверька, учитель удивлённо морщится, мотает головой и поворачивается к ученикам. Его лицо странным образом преображается, глаза добреют, улыбка делается домашней, кроткой.
Ну, а вторую задачу, которую мы начали в классе, тоже все доделали? спрашивает Геннадий Иванович елейным голосочком. Какова скорость автомобиля? Гладышев?
Со второй парты неуверенно поднимается ученик.
Ч... четыреста сорок километров в час, отвечает он.
Да ты что, Гладышев! улыбается учитель. Скорость как у реактивной ракеты! Ты неправильно решил задачу. Но за усердие я поставлю тебе четвёрку.
Пришибленный этой новостью Гладышев делает круглые глаза и бесшумно садится. Геннадий Иванович подходит к журналу и ставит отметку напротив его фамилии. Потом он берёт дневник ученика и выставляет в нём "четвёрку".
Артём тычет Вадима локтем в бок.
Видал? Работает порошочек!
Ну, а что у нас с рельсами? спрашивает Геннадий Иванович. Кто пойдёт к доске?
Отличница Галя тянет руку, но учитель не замечает её усердия. Его внимание обращено к галёрке.
Фонарёв?
Артём поднимается:
Я... это... Геннадий Иванович... Решил! Только с ответом почему-то не сходится...
Вот и прекрасно! Лицо учителя озаряется отеческой улыбкой. Иди к доске, сейчас мы решим эту хитрую задачу вместе. А ты, Кретов, пока Артём собирается с мыслями, зачитай нам ещё раз, как звучит задача.
Вадим хмыкает, открывает учебник и зачитывает:
Масса одного метра рельса равна 32 кэгэ. Сколько понадобится желез... желез-но-до-рожных вагонов грузо... грузо-подъ-ёмностью 60 тэ, чтобы перевезти все рельсы, необходимые для постройки одноколейной железной дороги длиной 180 кэмэ? Уф...
Спасибо, Вадим. Ты заслуживаешь пятёрку за старание. Не забудь подойти ко мне в конце урока с дневником.
В классе становится совсем тихо. Ученики с удивлением смотрят на Геннадия Ивановича они не узнают учителя математики, у которого четвёрку-то заработать очень трудно!
Итак. Геннадий Иванович поворачивается к доске. Всем всё понятно? Запиши, Артём, условие задачи.
Артём ловит восторженный взгляд Вадима, берёт мел и начинает писать. Пока он пишет, учитель ещё раз подходит к подоконнику и нюхает цветы, затягиваясь, как заядлый курильщик. После этого он трогает нос, достаёт из кармана платок и промокает выступившую на глазах влагу. Взгляд его затуманивается, а мысли устремляются куда-то далеко, и Геннадий Иванович не сразу слышит вопрос, который задаёт Фонарёв:
Да-да, вспоминает Геннадий Иванович, нужно построить сто восемьдесят километров железной дороги. Записал условие? Теперь скажи, Артём, на каком месте ты застрял при решении этой задачи?
Так... это... Фонарёв улыбается, глядя на Вадима, который строит ему поросячьи рожицы. Эта задача на деление... Сто восемьдесят я поделил на шестьдесят...
У Рябкиной вырывается деликатный смешок.
Нет! с пафосом говорит учитель. Надо зреть в корень, Артём! Особенно когда собираешься что-то делить. Почему ты делишь километры на тонны? Задумайся только, какой смысл в этом твоём действии?
Никакого смысла... с готовностью вздыхает Артём.
Вот именно! радуется учитель и начинает с жаром объяснять: Сто восемьдесят километров столько нужно проложить рельсов. А по условию задачи нам известно, что один метр рельса весит...
Тридцать два кило! подхватывает Фонарёв мысль Геннадия Ивановича.
Верно! Значит, что? Весь путь можно выразить не только в километрах, но и в килограммах, так? Ну-ка, скажи мне, сколько метров в одном километре?
А весь путь тогда получается... в метрах? Сколько?
Сто восемьдесят тысяч? спрашивает Артём неуверенно.
Молодец, Фонарёв! подскакивает учитель. Я просто не узнаю тебя. Ты делаешь потрясающие успехи!
Галя опять хихикает, но теперь уже ехидно. А Геннадий Иванович, увлечённый учебным процессом, ничего не замечает.
Артём даже не краснеет. Он уже чувствует себя победителем. Вадим Кретов, развалившись и постукивая по парте пальцами, тоже уже мечтает о чём-то сладком. А весь класс с полным восторгом смотрит на Геннадия Ивановича, будто это не учитель, а какой-то редкий невиданный зверь.
Так как мы знаем, что один метр рельса весит тридцать два килограмма, то можем вычислить вес всего пути. Что для этого нужно сделать?
Нужно поделить... начинает Артём.
Фонарё-ов! морщится Геннадий Иванович. А я уже собрался ставить тебе пятёрку!..
Умножать! Умножать надо! тихо подсказывает Артёму Гладышев со второй парты.
А... э... я оговорился, Геннадий Иванович! мгновенно поправляется Артём. Надо умножить...
Правильно! поворачивается к нему обрадованный учитель. Надо умножить сто восемьдесят тысяч на тридцать два. И тогда мы получим вес всего пути в килограммах. Сколько это получается?
Артём делает вычисления столбиком. Тем временем Геннадий Иванович достаёт платок и прикладывает его сначала к носу, а потом к глазам.
576 тысяч, наконец выдаёт Артём.
Один нолик потерял, вежливо сообщает Рябкина.
Геннадий Иванович смотрит на доску.
Не беда! говорит он весело. Что такое нолик? Ничего, пустышка!
Фонарёв торопливо приписывает к числу ещё один ноль и веско заявляет:
Пять миллионов семьсот шестьдесят тысяч килограммов!
Ай да умница! радуется учитель. Я вижу, ты прекрасно схватываешь суть задачи. Думаю, уже можно поставить "отлично". Неси дневник.
Фонарёв издаёт тихий возглас: "Ййййес!" и бежит к своей парте.
И тут происходит самое невероятное. Нос Геннадия Ивановича, до того нестерпимо зудевший, внезапно требует прочищения. Геннадий Иванович открывает рот, делает судорожные порывы сдержаться, и вдруг:
А-апчхи!!! вся магическая дурь вылетает из него, как ядро из пушки.
Артём подходит к учителю и, заметив катастрофическое изменение на его лице, несмело протягивает ему дневник.
Эх, Фонарёв, Фонарёв... качает головой Геннадий Иванович.
Он не спеша садится за стол, открывает дневник, потом берёт платок и с шумом высмаркивается:
Опять "кол"! И когда ты за ум возьмёшься, а? Фонарёв?