Закон причинно-следственных связей. Голос предков - это голос потомков.
В целом ряде предыдущих работ на тему Торы, были перечислены некоторые законы Мироздания, законы Господа Бога, раскрытые Торой. (Смотри, например, статью "Парадоксы Торы" на Интернет сайте "proza.ru")
Временами, возможно, они казались через чур "нейтральными" относительно понятий "добро" и "зло", что, несовместимо с нашим восприятием Господа Бога, как источника абсолютного "добра".
Эти законы Мироздания, законы Торы не отличались от привычных нам научных определений законов "природы".
Сейчас будет сформулирован один из основных законов Господа Бога, законов Торы. Он назван "законом Авраама", ибо Господь Бог впервые сформулировал этот закон непосредственно Аврааму на одной из их встреч.
Этот закон "основной" ибо, он является основой Мироздания, и ему подчинены все прочие законы. Это вектором действия всех "нейтральных" законов.
Итак, из Торы, мы знаем, что отец Авраама Терах, из Ура халдейского в Месопотамии, отправился в Ханаан. Причины этого переезда Тора не сообщает. Вместе с Терахом были его сын Авраам (первоначально Аврам), жена Авраама Сара (первоначально Сарай) и внук Тераха Лаван. Добравшись до Харана, на пол пути до Ханаана, Терах, глубокий старик (Аврааму было 70-75 лет) устал и остановился.
Его путь в Ханаан продолжил Авраам по совету Господа. Тора (Берейшит 12:1):
"И сказал Господь Авраму: "Уходи из твоей земли, из твоей родины, из твоей отчизны (из дома отца твоего) в землю, которую я укажу тебе. И я сделаю тебя великим народом и благословлю тебя и возвеличу имя твое и будешь благословением. И тот, кто благословляет тебя будет благословлен, а тот, кто проклинает тебя, будет проклят, и благословятся тобой все семьи земли." И пошел Авраам, как повелел ему Господь..."
Авраам - обыкновенный человек, ну разве что, обладающий большей чем иные люди проницательностью и чистотой помыслов такой, что в шуме повседневной жизни и бытовых забот он слышит голос Господа.
И вот, приняв от Господа совет "отправляйся в Ханаан в поисках своей судьбы, он оставляет любимого отца, которому был необычайно предан и отправляется в полную неизвестность.
Авраам не похож на сказочного былинного героя, всегда готового отправиться на поиск приключений. Это тихий, мирный, спокойный человек, домосед. Он не любит путешествий, и уход из дома отца дался ему нелегко. Мы узнаем об этом спустя время из сетований и жалоб Авраама на совет Господа, что подчеркивает глубину веры, с которой Авраам принял слова Господа Бога, вопреки всей тяжести решения уйти из родного дома отца в суровую неизвестность.
Как человек не привыкший к опасным путешествиям, Авраам постоянно попадает в разного рода неприятные ситуации, требующие от него напряжения всех духовных и физических сил, для их преодоления.
Временами на помощь измученному герою приходит Господь, помогая выпутаться из той или иной ситуации. Но в основном Авраам действует самостоятельно, как это произошло, например, в войне против четырех царей.
А помощь Господа Бога обычно носит чисто моральный характер, иногда в виде курса лекций на тему законов Мироздания, разъясняющих Аврааму его предназначение в мире. Временами эти лекции обширны и убедительны, иной раз они весьма кратки.
Одна из фундаментальных лекций Господа была прочитана Аврааму в главе 14 Торы (Берейшит), названной клятвой между рассеченными частями. Эта весьма таинственная встреча-клятва, к сожалению, не удостоилась убедительного и необходимого ей пространного исследования мудрецов Торы. И этот отрывок Торы поныне остается крайне туманным, требующим глубочайшего изучения.
Итак, Авраам после целого ряда приключений и фантастического успеха (величайшая победа, истинный триумф в войне против четырех царей) впадает в глубокое уныние и обращается к Господу с вопросом: "Все это прекрасно, я польщен, но объясни мне, прошу, зачем мне все это? Зачем эти войны, битвы, победы? Зачем я тут? Во имя чего я живу?"
Господь отлично понимает настроение своего героя, которому блестящие победы над значительно превосходящим врагом не вскружили голову и не могут быть главной целью жизни. Авраам хочет мира, покоя, хочет знать смысл своей жизни более глубоко и основательно. Зачем ему даже такая великая победа над могучими врагами? К чему все это? Для чего он живет на свете? И Господь дает достойный ответ на этот необычайно глубокий вопрос Авраама (14:13):
"Знай же, что твои потомки будут нищими рабами в чужих землях на протяжении многих тысячелетий. Но, в конце концов, они выйдут оттуда с огромным достоянием. И поколение твоих праправнуков вернется сюда, ибо пока еще не пришло время, предназначенное для этого..."
В этом предложении Господь сформулировал Аврааму один из самых главных законов мироздания: "Твоя жизнь предопределена будущим потомством (праправнуками)! Ты здесь для того, чтобы твои праправнуки вернулось сюда!"
До сих пор мы знали из жизненной практики, из научного опыта, что наша жизнь определена, так называемыми, "причинно- следственными связями. Наши родители, наши предыдущие поступки формируют наше настоящее и будущее.
Родители нас порождают, обучают, дают приют и заботу. На первых порах они определяют все на нашем дальнейшем жизненном пути. Нас обучают и направляют в жизни наши мудрые учителя.
Авраама взрастил и воспитал отец, которого он очень любил. Дом отца был его гнездом.
Но Господь Бог вырвал Авраама с корнем из дома отца, заставил пройти множество испытаний и теперь в этой лекции объявил Аврааму ранее не известный принцип, закон Своего мира, который соединяет его судьбу с судьбой потомков:
Ты живешь ради своих потомков! Твоя жизнь определена не твоим прошлым, не твоими предками! Нет! Твоя жизнь определена твоим будущим, потребностями потомков! Они определяют все твои решения и поступки.
Это совершенно новое, не знакомое нам до сих пор законодательство из области логики причинно-следственных связей. Это полный переворот в привычных, знакомых нам причинно-следственных зависимостях. Вернее, это значительно более глубокое, отличное от элементарного бытового понимание причинно-следственных связей нашего мира.
Если раньше мы полагали, что причиной в непрерывной цепи событий является то, что произошло прежде в этой цепи и породило всю дальнейшую цепь событий, а следствием -то, что произошло позже в этой цепи, как результат, как следствие событий, произошедших ранее, и вызвавших данное последствие, то из лекции Господа Бога Аврааму, мы узнаем, что причиной всех или многих явлений в жизни является не события, предшествующие этим явлениям, но... конечная цель или какая-то будущая промежуточная точка во всей бесконечной цепи событий.
Это кажется явным абсурдом, нонсенсом.
Как неизвестный будущий результат через многие сотни или тысячи лет в будущем может влиять на нынешние, современные или на давно прошедшие в прошлом события? И тем не менее, именно это утверждает Лектор, Господь Бог!
Действительно, находясь в жестких рамках физических наук нам трудно себе это представить - да это просто невозможно физически!
Но не будем спешить и горячиться по этому поводу.
Давайте представим себя в роли Господа Бога.
Знаю, это очень нелегко. Но попытаемся.
Ну ладно, в роли не Господа Бога, а просто в роли толкового и рассудительного хозяина.
Этот человек намерен завести большую семью, обширное хозяйство и многое другое. У него грандиозные планы.
И хотя пока у него еще нет семьи, но он уже закладывает просторный дом, чтобы в нем хватило места для всех. Он еще не завел семью, но уже начал строить дом. Он еще не построил дом, но уже начал рыть огромный котлован, в котором будет фундамент будущего дома. Он еще не вырыл котлован для будущего дома, но он уже начал строить электростанцию, для снабжения электроэнергией будущего дома и так далее.
Все действия этого рачительного хозяина определяются не тем, что он уже сделал раньше, а, в первую очередь, его общим генеральным планом будущего - что он намерен создать, его далекой конечной целью, которая есть будущая большая семья. Вот так намеченное будущее является причиной, истоком прошлого и настоящего.
Но такое возможно лишь в случае, если существует генеральный план, конечная цель общего развития, если существует Творца и Его далекие цели.
А ведь мы, хоть и относимся к "четвертому поколению", "к праправнукам Авраама", но все еще не готовы признать Его существование. Мы все еще колеблемся, где-то глубоко внутри себя. Мы живем в точности, как Он предсказал Аврааму, но вот все еще грызет кое-кого в глубине глубин червь сомнения. Действительно, мы очень "жестоковыйный народ"!
Да и как же, ну как же далекие будущие цели могут влиять на наше прошлое, на наше настоящее?
Ведь это мы сами, мы, и никто иной кроме нас, решаем, что делать, как поступить в любую минуту жизни, куда пойти, куда поехать, что купить, где поселиться, кого выбрать в жены-мужья, и многое, многое другое, и решаем это, заметьте, исходя из наших сиюминутным соображений, интересов и проблем, а не исходя из мнимых желаний и интересов каких-то неизвестных нам далеких праправнуков.
Прежде чем ответить на все эти вполне обоснованные сомнения, хочу еще раз обратиться к Торе. Вот мы читаем, что Господь сказал Аврааму в Харане: "Иди! Иди к себе!"
Что это такое? В какое справочное бюро обратился за советом Авраам, и где ему дали этот совет - "Иди к себе!"?
Это справочное бюро - глубокие внутренние сомнения, касающиеся его жизни - как долго ему идти в общем родном "стаде" - в семье отца? Не пора ли ему найти, выбрать свой собственный путь в жизни?
И эти его глубочайшие внутренние сомнения получили ответ Небес - "Иди к себе!"
Каждый раз, когда кто-то из нас начинает задавать глубокие судьбоносные вопросы, он, подобно Аврааму, получает ответ Небес. И все наши, казалось бы, совершенно "самостоятельные решения" это решения, подсказанные Небесами, пусть не так громко и явно, как в случае Авраама, но подсказанные именно "оттуда". Не каждому суждено стать Авраамом, но каждый не должен забывать, что будущее его и потомков неизвестно!
"Подсказка Небес".
Звучит красиво, я бы сказал, одухотворенно, но ... маловероятно.
Ну в самом деле - ну какие такие Небеса, где они, что все это значит?! "Сплошной опиум для народа и ничего другого!"
Короче говоря - трудно верить в эти ... басни. Нужно что-то более материальное, более ощутимое, более доверительное, что ли.
Согласен! Давайте искать нечто более материальное, более осязаемое.
Наше тело состоит из миллиардов клеток. И в каждой клетке тела есть деталь, элемент памяти, которую наука назвала ДНК.
Говорят, что в ней закодировано все наше тело до последнего волоска. Говорят также, что в нем закодировано и все наше прошлое, те наши прапрадеды, что были до нас. Но говорят еще, что в нем закодированы и наши будущие потомки, то есть все наши праправнуки.
Ну, скажем, утверждение о будущем еще никто и никогда не проверял, кстати, также как и о прошлом - поди-ка проверь.
Но предполагают, что это именно так. Давайте и мы предположим, что это правда.
Ну, действительно, если моя внучка, внешне и характером, так похожа на моего деда, то можно предположить, что нечто подобное будет и в отношении праправнучки моей праправнучки. Разумеется все это не является строгой математикой, но, если угодно, это предположение основано на бытовой практике.
Итак, наше ДНК определило нас, внешне и внутренне и оно же в той же мере определит наших праправнуков, то есть наше будущее.
И что же тогда, при таком предположении, получается?
А получается, что каждый из нас, живущих ныне, не только исполнен в точном соответствие с чертежом, нарисованном Творцом-Конструктором когда-то в далеком прошлом, но еще каждый из нас является участником бесконечной эстафеты, передающим эстафетную палочку, этот самый ДНК-чертеж, нашим потомкам с тем, чтобы те передали его своим потомкам и так далее в далекое будущее. Но и это не главное.
В любой мгновение времени, в любых обстоятельствах и ситуациях, когда мы лично принимаем свое "собственное свободное и независимое ("свобода воли") решение", как поступить и, казалось бы, не нуждаемся ни в чьем внешнем совете, мы, как участники этой самой бесконечной эстафеты ДНК, действуем "абсолютно свободно и независимо", и в полном соответствие со свободой, предоставленной нам нашим ДНК, которое есть ДНК наших далеких потомков, то есть целью всего процесса Творения.
Именно об этом говорил Аврааму в Своей лекции Господь Бог, когда сообщил, что Авраам находится в Ханаане лишь потому, что поколение его праправнуков вернется сюда. Это необходимо им, его праправнукам! Это их воля, воля их ДНК. Исполняй!
И выходит прав был мудрейший рабби Акива, когда сформулировал известный парадокс:
"Все заранее предопределено и каждому дана полная свобода".
Выходит все заранее "предопределено" нашим ДНК и она же предоставляет нам полную свободу действий в пределах всех возможных ДНК вариантов реакции на текущие обстоятельства.
В этом бесконечно далекая будущая цель всего Творения.
И когда Бог сказал "Да будет свет!", Он произнес эти слова не для того, чтобы стало светлее и даже не для того, чтобы потом создать пространство и воды, то есть, разумеется, и для этого тоже. Но, в первую очередь, Он произнес эту фразу, чтобы в бесконечно далеком будущем поколение праправнуков Авраама вернулось в Ханаан, а затем возвело на земле мир абсолютного добра и справедливости. Именно это было далекой конечной целью всего Творения!
Казалось бы!? Хм!
Но подумайте сами, ну какая может быть связь между грандиозным Творением Вселенной, между миром абсолютного добра и справедливости, и возвращением поколения праправнуков Авраама в Ханаан?
Это ведь вещи совершенно не соизмеримые, не сопоставимые - каждый отдельный человек с его мелкими личными желаниями и потребностями и величайшая Вселенная, Величайший Творец?!
Да такое сопоставление совершенно невозможно!
Ну разве что в случае..., если потомки Авраама в поколении праправнуков, в поколении Машиаха станут ... подобны Самому Господу Богу, как было задумано Творцом изначально!
Вот оказывается какую эстафету ДНК мы несем в себе и передаем нашим потомкам тысячелетиями!
Тут требуется некоторое уточнение.
Нам известно, что человек существо общественное, социальное. Он неотъемлемая часть своего социума. Это особенно характерно для евреев. А это означает, что ДНК человека это, по сути, есть ДНК его социума. Несомненно, что у каждого человека свой собственный ДНК, но также несомненно, что ДНК каждого человека находится в тесной связи с ДНК других членов социума, в первую очередь через процесс скрещивания мужа и жены при создании семей, а также в части поведения, принятия решений, установления обычаев социума, через школу, через дружбу, деловое партнерство, через совместный труд и совместную оборону, через соседство, общественные и государственные взаимоотношения и влияет на поведение других участников социума, на их ДНК.
То есть, говоря, что поколение праправнуков Авраама вернется в Ханаан Господь Бог имел в виду весь социум его потомков как таковой, а не определенную ветвь праправнуков.
Так говорит Тора!
Ну а в реальной повседневной жизни можно наблюдать осуществление этого закона?
Конечно.
Как мы показали, этот закон действует в бесконечности, на протяжении многих тысячелетий и каждому из нас, простому человеку, существу более чем конечному трудно на примере своей жизни обнаружить его действие в "бесконечности".
И тем не менее, кое что из наблюдаемого нами при жизни мы можем отметить в поддержку этого закона.
Еврейский народ более двух тысячелетий рассеянный, распыленный как прах земной между всеми народами, которые тысячелетиями втаптывали его в грязь, пройдя через пепел крематориев и рвы Европы вдруг встал во весь рост и вернулся праправнуками Авраама в Ханаан и создал свое могучее государство на зависть и страх многочисленных врагов, воплотив в жизнь предсказанный Торой закон Авраама.