Паришкуро Вячеслав Михайлович : другие произведения.

Агрессивная разведка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Представлены факты взаимоотношения между странами, союзниками США, а также их шпионские действия друг против друга. И, конечно, против СССР и социалистических стран. Те тоже в долгу не оставались, действуя по принципу - долг платежом красен.

  А Г Р Е С С И В Н А Я Р А З В Е Д К А
  
  Глава первая
  М О Р С К А Я Р А Д И О РА З В Е Д К А
   Примечание: По публикациям венгерского журналиста П. Вайды.
  
  В 1947 году родилось секретное соглашение об электронной разведке, которое действует и до сих пор. Участников соглашения американская шпионская служба делит на три категории: к первой относятся США, ко второй - англосаксонские страны, то есть Англия, Канада, Австралия и Новая Зеландия, к третьей ФРГ, Франция, Италия и другие страны НАТО, а также Япония и несколько стран-союзниц в Азии. Страны третьей категории присоединились к соглашению позднее стран второй категории. На самом деле США не выполняют тот секретный пункт соглашения, по которому страны второй категории не должны скрывать друг от друга никаких данных. Что касается стран третьей категории, то им США передают еще меньше информации, хотя получают от них все необходимые сведения.
  Вызывает изумление тот факт, что США шпионят одинаково за всеми, не делая различия между союзниками. Так, базы в Италии (Бриндизи), Турции (Истамбул), на Крите, в Западной Германии (Дармштадт) и прочие работают не только против СССР и других стран Варшавского Договора, но и против групп тех стран, на которых они расположены. И в этом смысле Англия - союзник, с которым Соединенные Штаты сотрудничают особенно тесно, не является исключением. "Американская станция радиоперехвата "Чиксеидс" прослушивает и расшифровывает необычайно важные военные и гражданские радио-переговоры, в то время как подразделение, находящееся в американском посольстве в Лондоне, следит за радиоконтактами английских властей на более низком уровне".
  Подтверждением шпионажа США за своими союзниками являются события войны Израиля против Египта в 1967 году. Они подтверждают, что высшее руководство Соединенных Штатов располагало совершенно точными данными о готовящейся израильской агрессии против арабских стран. Сотрудник ЦРУ Феллвок занимался в то время аналитической работой в резидентуре американской разведки в Истамбуле. На пресс-конференции он сказал следующее: "И наша база, и база на Крите уже в феврале получили информацию о том, что Израиль сосредоточивает большие военные силы - людские резервы, а также технику, проводит военные маневры и усиливает разведывательные операции на арабской территории, иными словами, занимается такими делами, которые государство обычно проводит в период подготовки к войне".
  Сотрудники журнала "Ремпартс" спросили молодого человека, что ему известно об американском разведывательном корабле "Либерти", оснащенным современным оборудованием радиоперехвата, который был потоплен во время войны израильским флотом. Согласно официальной американской версии, произошла "случайная трагедия", и в своей книге бывший президент Джонсон пишет о "сокрушившем его сердце эпизоде". Но ответ Феллвока снова подтверждает, что в этом не было ничего случайного. В данном периоде военных событий Соединенные Штаты, не веря своим союзникам в Тель-Авиве, захотели собрать собственную информацию о намерениях Израиля и направили "Либерти" поближе к израильскому побережью, чтобы получить надежные данные о планах Израиля. И "Либерти" установил, что Моше Даян намерен развивать наступление своих войск в направлении Дамаска и Каира.
  Сотрудники журнала "Ремпартс", заинтересовавшись этой темой, задали Феллвоку еще целый ряд вопросов.
  Вопрос: Проводим ли мы радиоперехват таких наших союзников, как Израиль?
  Ответ: Разумеется.
  Вопрос: А что можно узнать с помощью таких радиоперехватов?
  Ответ: Практически все. Например, мы знаем, что израильтяне на секретных площадках в Димоне работают над созданием ядерного оружия. Однажды американский посол в Израиле отправился туда на экскурсию. Для маскировки этот объект в Израиле называют текстильной фабрикой, и, когда посол посетил его, ему подарили новый костюм.
  Напомним, что 8 июня 1967 года израильская авиация и флот открыли огонь по кораблю "Либерти". Атака длилась 30 минут. Из 275 человек команды 34 были убиты, 75 ранены. Среди убитых был один из руководящих чиновников агентства национальной безопасности США.
  Согласно данным морского регистра, "Либерти" считался научно-исследовательским судном. На самом деле это - один из вариантов кораблей типа "Оксфорд", которые, начиная с 1965 года, занимаются исключительно электронной разведкой. С помощью специального оборудования подслушиваются всевозможные радио-переговоры в различных диапазонах; на корабле действует ЭВМ, которая очень быстро перерабатывает полученную информацию и передает ее в Центр. Во время атаки ВВС Израиля на "Либерти" между войсками Египта и Израиля шел бой, корабль находился всего в 15 морских милях от поля сражения. Как позднее писали об этом, когда судно получило первые попадания, корабль продолжал подслушивать, записывать и передавать радиограммы израильских и египетских передатчиков.
  Не оставляли без шпионского внимания американцы и Корейскую Народно-Демократическую Республику после позорно проигранной войны в 1950 - 53 годах. Возможно, еще и потому, что сын директора ЦРУ Аллена Даллеса на корейской войне получил ранение, повлекшее тяжкое психическое заболевание. Нарушения границы следовали постоянно с помощью наемников из Японии и Южной Кореи. Наконец, решились и на прямое нарушение.
  23 января 1968 года весь мир облетела весть о шпионском корабле США. Телеграфное агентство Корейской Народно-Демократической Республики сообщило, что сторожевые корабли республики окружили в национальных водах американский шпионский корабль "Пуэбло" и отконвоировали его в Венсан, а команду высадили на берег. В сообщении из Пхеньяна говорилось и о том, что во время задержки американский военный корабль оказал сопротивление.
  В Вашингтоне правительственные учреждения сделали противоречивые заявления, надеясь, что капитан корабля "Пуэбло" и его команда будут молчать. Но капитан не молчал. Более того, в интервью, которое он дал в Пхеньяне, он с готовностью ответил на все заданные ему вопросы.
  Вопрос: По какому принципу набиралась команда корабля-шпиона и каковы особенности оборудования судна?
  Ответ: Назначение моего корабля - вести шпионаж. Из этих соображений он и оснащен современными устройствами. Большинство членов экипажа - опытные разведчики и имеют соответствующий уровень подготовки.
  Вопрос: Расскажите, как вы были задержаны?
  Ответ: Наш корабль в начале 1967 года покинул японский порт Сасебо. 16 января 1968 г. "Пуэбло" достиг прибрежных вод Корейской Народно-Демократической Республики для выполнения шпионского задания. Мы с опаской подходили к берегам КНДР, зная, что береговая оборона страны очень сильна, а мы довольно далеко забрались в территориальные воды КНДР. Занимаясь радиошпионажем, мы все время держались близи Хо-до, неподалеку от Венсана.
  Преодолевая страх, мы все же выполнили шпионское задание. Вдруг увидели приближающиеся корабли Корейской Народной Армии. Мы объявили боевую тревогу и открыли по ним огонь. Поскольку вице-адмирал Френк А. Джонсон, командующий американскими военно-морскими силами в Японии, дал нам приказ не сдаваться в плен ни при каких обстоятельствах, мы сделали все, для того чтобы спастись. Но выхода не было. Мы запросили помощь военных баз в Южной Корее и Японии, но мы уже не могли ее получить, так слишком далеко проникли в территориальные воды КНДР. Нас захватили военно-морские силы Корейской Народной Армии приблизительно в семи с половиной милях от острова Рьедо.
  Вопрос: Вы признаете, что глубоко проникли в корейские воды и занимались там военным шпионажем? В чем состояло ваше разведывательное задание?
  Ответ: Задание было следующим: пройти вдоль корейского восточного побережья и произвести разведку военных объектов на побережье Корейской Народно-Демократической Республики, размещение радиолокационной сети и всевозможных электронных сигнальных устройств, маневренной способности военно-морских сил Корейской Народной Армии, вместительности портов, числа приходящих и уходящих кораблей, их водоизмещения, а также произвести океанографические исследования вдоль побережья.
  Вопрос: Какие подготовительные мероприятия вы провели, чтобы выполнить это шпионское задание?
  Ответ: Получив задание вице-адмирала Джонсона, мы приступили к усилению вооружения нашего корабля. Мы его замаскировали под океанографическое исследовательское судно, которое якобы изучает гидрографические особенности в открытом океане и ведет исследование материалов, найденных в океане. Занимаясь шпионской деятельностью, мы в течение всего этого времени не поднимали флаг Соединенных Штатов.
  Вопрос: Какого рода шпионскую деятельность выполнял шпионский корабль "Пуэбло", войдя в территориальные воды КНДР?
  Ответ: После того, как мы проникли в территориальные воды КНДР, мы провели разведку различных военных объектов на корейском берегу, определили их размещение и различные электронные сигналы возле Чхонджина, Венсана и в других местах.
  Кроме того, мы вели наблюдения и измеряли глубину, устанавливали течения, определяли температуру воды, изучали океанографические условия вдоль побережья Корейской Народно-Демократической Республики, соленость и прозрачность воды с помощью различных самых современных способов и оборудования.
  Вопрос: Говорят, что на вашем корабле были двое в гражданском. Кто они?
  Ответ: Профессиональные разведчики, замаскированные под ученых-океанографов. Они получили приказ в декабре 1967 года прибыть на наш корабль. Их имена: Данни Ричард Так и Гарри Айрдейл. Они привезли с собой приказ, подписанный директором берегового научно-исследовательского отдела военно-морского министерства.
  На основании опубликованных данных эксперты подготовили список главных элементов оборудования "Пуэбло" и аналогичных ему кораблей-шпионов. Вот что в него входит: 1. Большие спаренные антенны (названные по имени впервые применившего их японского ученого Яги). Их назначение - устанавливать, откуда поступают сигналы, после чего по ним настраивается и другое оборудование корабля. На фотографиях, сделанных с "Пуэбло", видны высокие шесты, между которыми натянуты длинные провода - это антенны для обмена информацией с подводными лодками, находящимися под водой. Волны очень низкой частоты способны проникать на глубину до 15 м. 2. Локаторное оборудование, используемое для связи с помощью отраженных от плотных слоев атмосферы радиосигналов. Это дает возможность кораблям вести разведку самолетов и наземных наводящих на цели пунктов. 3. Сферические антенны, которые являются главным средством связи с самолетами и подслушивания разговоров между пилотами. 4. Во время движения корабль "Пуэбло" тащит за собой на тросе длинную вереницу гидрофонов, имеющих очень важное значение: каждый тип корабля "звучит" на воде по-своему.
  Позднее эти сигналы специалисты корабля закладывают в ЭВМ, с тем, чтобы сравнить их с уже известными. С помощью подводной аппаратуры "Пуэбло" мог прослушивать все проходящие мимо корабли в радиусе 80 км.
  Что касается первичной обработки информации на "Пуэбло", военный эксперт американского журнала "Ньюсуик" писал следующее: "Под палубой, в так называемом товарном трюме, среди радиоприемных устройств, компьютеров, сигнальных лампочек и стрекочущих телетайпных аппаратов в кондиционированных кабинах трудились инженеры. Все сигналы принимающих устройств на корабле автоматически записывались, и специалисты выбирали из них те, которые казались наиболее важными. Затем с помощью ЭВМ они пытались их расшифровать. И наконец, эти сигналы и прочая информация передавались в центр в штате Мэриленд, где продолжалась работа на более высоком уровне. Пока аналитики-дешифровщики пытались раскрыть коды, другие специалисты с помощью метода, называемого "анализом деятельности" (имеется в виду деятельность радиопередатчиков), определяли данные о военной структуре страны, месте расположения воинских частей, степени их боевой готовности и даже о командире гарнизона...".
  Вскоре выяснилось, что в Мировом океане действует целая флотилия таких кораблей-шпионов. Стали известны и их названия: "Виктория", "Джеймстаун", "Бельмонт", "Винтаж" и "Атака". Официальные лица США под давлением мировой общественности поспешили сделать заявления, что большая часть этих кораблей "переведена в резерв". Однако это была заведомая дезинформация. Такие корабли можно и по сей день встретить в различных частях Мирового океана.
  
   Глава вторая
   В О З Д У Ш Н А Я Р А Д И О Р А З В Е Д К А
  
  Этот вид разведки получил распространение в 1958 году, когда стало известно об операции под кодовым названием "Элинт", проводившейся путем полетов вблизи локаторных устройств на территории СССР и других социалистических государств. Цель этих полетов - получить информацию об особенностях радиоизлучения локаторных устройств. Эти данные использовались для того, чтобы узнать, с помощью каких средств можно было бы ослабить действенность локаторов. Приведем пример.
  В сентябре 1958 года американский самолет С-130, вылетев с турецкой территории, нарушил советскую границу и проник в воздушное пространство Армянской ССР. С борта самолета инженеры-электронщики с помощью специальных устройств пытались с малого расстояния принимать сигналы советских радиолокационных станций. Самолет-нарушитель не подчинился сигналам истребителей, предлагавшим ему совершить посадку, и был сбит. Американцы факт потери своего самолета долго замалчивали.
  После того, как в СССР было опубликовано сообщение о том, что американский самолет "Геркулес С-130" вспыхнул и сгорел над территорией Армении, американская дипломатия попыталась применить свой испытанный способ и начала клеветническую кампанию против СССР, изложив версию, по которой невооруженный самолет был сбит в этом районе. Госдепартамент выдвигал все новые и новые обвинения, пока в феврале 1959 года не была изобретена версия, будто советский пограничный самолет заманил военный американский самолет через границу на свою территорию, а затем сбил его. Госдепартамент так и не объяснил, каким образом можно заманить самолет на чужую территорию, зато американцы изготовили магнитофонную ленту, на которой был якобы записан разговор пилотов советских истребителей между собой. Вот часть его: "Цель передо мной, я атакую...Цель - транспортный четырехмоторный самолет No218, вы атакуете...Да, я...Цель уже горит...Важная часть цели оторвалась...Смотрите, смотрите, она уже не может спастись, пошла вниз...Да, цель падает вниз. Ну, я с ней разделаюсь..." В ответе советского правительства говорилось, что такая запись напоминает сценарии, которые создают в Голливуде, и что ее, по-видимому, делал человек, не имеющий представления ни о русском языке, ни о методах ведения воздушного боя.
  Воздушный шпионаж не является новой областью разведки. Однако, если раньше самолеты-разведчики использовались прежде всего для непосредственного наблюдения и фотографирования, то теперь для них первоочередной задачей стала радиоразведка. И провал с самолетом "Локхид U-2", сбитым советской ракетой 1 мая 1961 года в районе Свердловска, не означал конца воздушной разведки. Просто ЦРУ выделило деньги фирме на совершенствование этого самолета. Сколько - военная тайна даже для сотрудников фирмы и большинства конгрессменов.
  В 1963 году разработана программа создания нового типа разведывательного самолета. По поводу этой программы тогдашний американский президент Джонсон сказал: "Мы создаем такую систему военно-воздушных сил стратегического назначения, которая сделает возможным вести военную разведку в любых масштабах".
  Главная цель этой программы - создание самолетов, неуязвимых для противовоздушной обороны и способных безнаказанно заниматься своей шпионской деятельностью. Для выполнения этой задачи американские специалисты выбрали два пути. Во-первых, построить такие самолеты, которые, совершая полеты очень низко над землей и будучи неуловимыми для радаров и большинства видов противовоздушного оружия, могли бы с малой высоты вести целенаправленную разведку. Во-вторых, создать такие самолеты, которые способны подниматься, например, до высоты 30 км. и двигаться со скоростью, в несколько раз больше звуковой. К первой группе относится самолет РФ-4С, который летит со скоростью 1600 км. в час и благодаря специальному навигационному оборудованию может вести разведку с высоты всего в несколько сотен метров. В составе американских военно-воздушных сил имеется несколько сотен таких самолетов, впервые их испытали во время позорной войны против вьетнамского народа.
  Ко второй группе относится самолет СР-7, который был построен по заданию ЦРУ знаменитой авиакомпанией "Локхид". Среди самолетов, способных подниматься на большую высоту, этот самый быстрый. И хотя в первый период его применения фантастическую стоимость самолета объясняли его особыми качествами, впоследствии выяснилось, что многие из этих качеств были преувеличены. Согласно официальным американским источникам, не одна дюжина таких машин потерпела аварию.
  Каждый тип самолетов-шпионов имеет свое предназначение и соответственно с этим имеет определенные особенности. Так, например, самолет РС-57Ф летит медленнее звука, приблизительно 1000 км. в час, зато может вести разведку и радиоразведку с высоты 6 км. Совсем иные свойства у самолета С-135, стратегического разведчика. Его скорость приблизительно равна скорости звука и в течение 10 - 12 часов он может вести радиотехническую разведку, покрывая за это время около 12 тыс. км. без дозаправки горючим.
  В апреле 1969 года над территориальными водами КНДР сбили самолет-шпион. В памяти мировой общественности еще жива была история с "Пуэбло", и американская пресса назвала этот случай "катастрофой воздушного "Пуэбло". Снова последовали вынужденные признания. На пресс-конференции в Белом доме подтвердили, что вблизи КНДР на протяжении 20 лет ведется подобная воздушная разведка, и в этом году было выполнено 190 таких полетов.
  В центре внимания самолетов-шпионов, естественно, находятся социалистические страны. С тех пор, как в 1960 году был сбит самолет U-2 с Пауэрсом на борту, Соединенные Штаты больше не посылали самолеты-шпионы ни в Советский Союз, ни в другие страны Варшавского Договора, так как знали, что над территорией этих стран на любой высоте они не могут быть в безопасности. Тем не менее, они продолжают радиоразведку с самолетов в непосредственной близости от границ. В тех же странах, где отсутствует хорошо налаженная современная противовоздушная оборона, американцы используют самолеты-шпионы.
  Соединенные Штаты ведут напряженную работу по усовершенствованию разведывательных воздушных средств без пилотов. Эта работа началась в 1970 году под кодовым названием "Ферфлай" ("Безупречный полет"). Только на проектные работы, связанные с этой программой, было истрачено более 100 млн. долларов. Эти самолеты должны практически летать беззвучно, быть не воспринимаемыми радарными системами, оснащенными таким оборудованием, которое уменьшает тепловое излучение и тем самым затрудняет их обнаружение с помощью аппаратуры, реагирующей на тепловые лучи.
  Такие самолеты были изготовлены, особое внимание среди них заслуживает тип 154, который создан с целью глубоко проникать в воздушное пространство над нужной территорией. По конструкции они напоминают планеры, с размахом крыльев около 15 м. Крылья и значительная часть фюзеляжа выполнены из синтетических материалов, которые не отражают радиоволны. Такой самолет запускается с авиаматки С-130, после того как она приблизилась к государственной границе разведываемой страны. Самолет-шпион действует по заранее запрограммированным заданиям, но управление самолетом можно вести как с другого самолета, так и с земли.
  
   Глава третья.
  С В Е Р Х В Ы С О Т Н Ы Й С А М О Л Е Т - Ш П И О Н
  
  О шпионском самолете с пилотом Пауэрсом мир впервые услышал весной 1960 года. Начало событий произошло значительно раньше. В конце февраля 1956 года в кабинете директора ЦРУ Аллена Даллеса в узком кругу был заслушан доклад полковника в отставке Превитта - члена экспертного комитета НАСА. Превитт извлек из своего портфеля чертежи и фотографии странного с виду самолета. Он имел всего 14,6 м длины, зато размах крыльев составлял 29 м. В фюзеляже, сзади, размещается турбовинтовой двигатель типа "Пратт-Витней 57". Это был гибрид одноместного истребителя и планера. Корпус будет сделан из металла, потому что при скорости, близкой к звуковой фюзеляж из пластмасс не подойдет. Зато его будет покрывать специальная эмаль, которая сделает невозможной для радаров его обнаружение, или сильно это затруднит. Самолет сможет подниматься на высоту более 21 км, где практически он становится неуязвимым, так как он будет недосягаем для ракет, тем более для истребителей. Кроме того, на этой высоте значительно уменьшается потребление горючего ввиду незначительного сопротивления воздуха. Самолет проектировал главный конструктор фирмы "Локхид" Кларенс Джонсон и был изготовлен на заводах фирмы. Самолет получил название У-2, а в рамках ЦРУ подготовкой серии разведывательных полетов занялся отдел 10-10.
  Полную тайну о создании сверхвысотного военного самолета-шпиона сохранить было трудно, во время летных испытаний У-2 видели многие, поэтому в патентном бюро решили зарегистрировать самолет как гражданский научно-исследовательский, принадлежащий НАСА. Вскоре в американской специальной прессе появилось наивное сообщение: "Самолет У-2 будет применен для измерения радиоактивности высших слоев атмосферы, а также для метеорологических наблюдений и исследования инфракрасного излучения... Для этой цели временно созданы три эскадрильи по изучению погодных условий, которые будут базироваться на следующих аэродромах: воздушная база Атеуги (Япония), Инкирлик (Турция) и воздушная база Эдвардс (США). Пилоты и наземный обслуживающий персонал - сотрудники американских гражданских фирм".
  Практическое применение самолета сопровождалось неполадками. В начале апреля 1957 года над пустыней Невада развалился на куски уже второй по счету самолет У-2, затем в ходе других испытаний отказал двигатель во время полета над западной частью СССР. К счастью для пилота, после длительного планирующего полета двигатель снова завелся, и У-2 возвратился на американскую базу в Баварии.
  24 сентября 1959 года в 65 км от Токио на японском планерном аэродроме совершил вынужденную посадку еще один У-2. Спортсмены, подбежав к самолету, увидели вооруженного пистолетом пилота, который отказался поднять крышу кабины. (Так поступать в подобных случаях предписывал приказ). Самолет возвратился из секретного полета над Сибирью, отснятые пленки были настолько секретными, что пилот сам не имел права вынуть их из аппарата. Четверть часа спустя прибыли американский самолет и "джип" с ревущей сиреной, в которых сидели гражданские лица. Угрожая пистолетами, они отогнали от самолета японцев.
  9 апреля 1960 года еще один самолет У-2 проник в воздушное пространство СССР. Следующий полет намечался на 1 мая. Предполагалось, что советские люди, включая радиолокаторщиков и ракетчиков, накануне вечером будут отмечать праздник. Согласно замыслу, У-2 начинал свой полет в Пешаваре (Пакистан) и далее летел по отмеченному на карте маршруту в район Свердловска. Пилотом был назначен Френсис Г. Пауэрс. Его снабдили, как было принято, пакетом "для подкупа", в котором находились 7,5 тыс. рублей и другая иностранная валюта: лиры, франки, западногерманские марки, две пары золотых часов и два женских кольца. Полковник Шелтон, его командир, передал ему в маленькой коробочке еще один предмет - иголку, на конец которой был нанесен яд.
  Самолет быстро поднялся и в 5 часов 56 минут достиг советской границы, после чего пилоту было запрещено пользоваться радио. В корпусе машины беззвучно работала фотокамера, действовали автоматы с магнитными лентами. Самолет миновал район, замаскированный американцами как "А", близ Аральского моря, и взял курс на Свердловск.
  В 8 часов 55 минут по московскому времени дежурный офицер ракетного подразделения получил приказ на уничтожение и запустил ракету. Пять минут спустя майор подошел к радиотелефону и отрапортовал: "Командиру 92851. Докладываю: приказ выполнил. Самолет уничтожен. Цель, появившаяся на высоте 20 км, поражена одной ракетой. Попадание отмечено радаром. Только что доложили: пилот выпрыгнул. Я отдал распоряжение о его поимке".
  Жизнь Пауэрса висела на волоске. Ракета большой силы разорвалась около самолета, но, сильно повредив заднюю часть машины, не задела кабины пилота. На следствии пилот показал: "Неожиданно я почувствовал какой то глухой взрыв и увидел оранжевый свет. Самолет тотчас начал же падать, и я почувствовал, что сейчас отвалятся крылья и хвост. Возможно, прямое попадание не достигло самолета, взрыв произошел вблизи его, но ударная волна и осколки повредили самолет. Это произошло на высоте 68 тыс. футов, примерно в 25 - 30 милях к юго-востоку от Свердловска. До этого я точно выдерживал намеченный на моей карте маршрут. Когда машна начала падать, меня прижало к средней приборной доске...
  На высоте 30 тыс. футов я понял, что не сумею использовать катапультирующее устройство. Центробежной силой меня до половины тела прижало к приборной доске, а вторая половина уже висела снаружи. Оказалось, я забыл отсоединить патрубки кислородной маски, они-то и удерживали меня. Немного погодя я все же освободился от патрубков. Парашют открылся сразу, как только я покинул машину. В это время я находился на высоте 14 тыс. футов".
  В силу своего устройства оставшийся без пилота У-2 спланировал и совершил посадку на вспаханное поле, прополз некоторое расстояние на брюхе, после чего нижняя часть корпуса лопнула. Лопатки заглохшей компрессорной турбины оторвало или загнуло назад. Высоко расположенные части не пострадали при приземлении.
  В Вашингтоне пришли к выводу, что самолет уничтожен и пилот погиб. 5 мая представитель госдепартамента США на специальной пресс-конференции заявил, что американский самолет типа У-2, проводивший вблизи советско-турецкой границы метеорологические исследования в высоких слоях атмосферы, в результате нарушения кислородного снабжения пилота сбился с пути. Далее в заявлении говорилось, что пилот потерял сознание и самолет, управляемый пилотом-роботом, залетел в воздушное пространство Советского Союза, что машина не принадлежит американским военно-воздушным силам, а является собственностью НАСА.
  7 мая на заседании Верховного Совета СССР советское правительство сделало заявление о том, что пилот сбитого самолета У-2 находится в Москве, что он дал показания и что в распоряжении советских властей имеются вещественные доказательства шпионского характера полета. В ответ госдепартамент после непродолжительного молчания выступил с новым заявлением: да, шпионские полеты продолжаются, поскольку президент Соединенных Штатов при вступлении на пост дал указание использовать все возможные средства для получения военной информации. Американское правительство заявило, что разведывательные полеты самолетов У-2 над Советским Союзом раз и навсегда прекращаются.
  17 августа 1960 года в Колонном зале Дома союзов в Москве начался суд над пилотом сбитого самолета-шпиона. Пауэрс - мужчина среднего роста, загорелый, сильного телосложения, вошел в зал суда и занял место на скамье подсудимых. На нем темно-синий костюм, белая сорочка, серый галстук. Перед ним расположился его адвокат, по другую сторону - представитель обвинения. Рядом с прокурором, на огромных столах разместили вещественные доказательства: фотоснимки, магнитофонные ленты, пилотское снаряжение, парашют, подобранные с земли части шпионского самолета У-2, его оборудование.
  Отвечая на вопросы председателя суда через переводчика, Пауэрс сообщил: гражданин Соединенных Шатов Америки, родился в 1929 году в штате Кентукки, родители живы, отец - сапожник, мать - домашняя хозяйка. Женат, детей не имеет. Члены его семьи во время суда сидели в зале вместе с другими американцами. Здесь были его родители, жена и теща в сопровождении двух врачей, трех адвокатов и лучшего друга семьи, а также журналистов и дипломатов. Родственники Пауэрса, до этого враждовавшие друг с другом, устроили примирение между собой во время завтрака в посольстве США в Москве и не скрывали своей радости, что получили советскую визу. Даже из поездки на суд они делают бизнес.
  55-летний сапожник Оливер В. Пауэрс, отец пилота, продал право на публикацию журналам "Лайф" и "Тайм" во время своей пресс-конференции в холле московской гостиницы "Советская", атакованный сотнями журналистов. Смущено отвечал на вопросы, из его глаз катились слезы.
  25-летняя жена Пауэрса Барбара появилась в Москве перед журналистами в изысканно простом шелковом платье. Она заключила договор с американским журналом "Ньюсуик" - конкурентом журнала "Тайм". Этот журнал слово в слово перепечатывал письма, которые миссис Пауэрс с 26 мая и до начала судебного заседания получала от мужа из московской тюрьмы.
  Шел допрос. Генеральный прокурор Руденко, задавая вопросы, выяснил, каковы были цели шпионского полета. В ответ на вопрос прокурора Пауэрс заявил, что "не знает, принадлежал ли самолет какому-либо военному подразделению. Отдел 10-10 находится под военным командованием, но в нем имеется и много гражданских". Его задачей было, летя по определенному маршруту, включать наблюдательное оборудование самолета в пунктах, заранее обозначенных на карте, бывшей в качестве вещественного доказательства. Он рассказал, что во время полета и сам делал на карте пометки. Вслед за этим он зачитал и указания, сделанные в бортовом журнале: в том случае, если с машиной что-то произойдет и она не сможет достичь аэродрома Бодже (Норвегия), где его ожидали люди из отдела 10-10, он должен будет немедленно покинуть территорию СССР. Полковник Шелтон сказал, что для посадки подходит любой аэродром, находящийся за пределами Советского Союза.
  - Почему у вас был при себе пистолет и большое количество боеприпасов? - спросил его прокурор Руденко.
  - Чтобы я мог охотиться.
  - Для этого вам нужно было 250 патронов?
  - Да, - последовал ответ.
  Пауэрс рассказал, что отравленную иглу он получил от полковника Шелтона, чтобы в случае задержания покончить с собой, если он не выдержит пыток.
  - Вам сказали, что в случае ареста в Советском Союзе вас будут пытать?
  - Не помню, сказали ли так, но я ожидал этого.
  - И что же было? Вас пытали?
  - Нет.
  - Как обращались с вами следственные органы?
  - Очень хорошо.
  На третий день процесса был объявлен приговор: десять лет лишения свободы, из которых первые три Пауэрс должен был отбыть в тюрьме. Однако через полтора года Пауэрс получил помилование и 10 февраля 1962 года в Берлине, на мосту в Глинике, его передали американским властям в Западном Берлине. В обмен на легендарного советского разведчика полковника Абеля.
  Пауэрс возвратился к своей жене, которая тем временем за 250 тыс. долларов продала свои мемуары одному американскому издательству. Спустя 10 месяцев он развелся с женой, которая не согласилась разделить с ним полученный гонорар, и женился на Клавдии Повни, психологе из ЦРУ.
   Глава четвертая.
   К О С М И Ч Е С К А Я Р А З В Е Д К А
  
  Подзорная труба с пятнадцатикратным увеличением позволяла различать предметы диаметром от 16 метров. Но если такие отличные результаты были достигнуты с помощью простейших оптических приборов при визуальном наблюдении, то уж, конечно, куда более богатую информацию поставляют фотографические снимки. "Развитие техники космического шпионажа, - сказал Ральф Е. Лани, американский физик, в октябре 1963 года, - предположительно достигло таких успехов, что на снимке можно разглядеть автомобили на улицах Москвы".
  Наземные наблюдательные станции, самолеты-шпионы, начиная с 60-х годов были дополнены космическими средствами, используемыми в в разведывательных целях. Искусственные спутники типа "Дискавер" ("Открыватель") были успешно испытаны уже через три месяца после того, как был сбит самолет U-2. "Дискаверы" могут возвращать на землю отснятую пленку, где ее проявляют, анализируют и расшифровывают.
   Для выведения на орбиту спутников с большим полезным весом применялись ракеты "Атлас-Агена". Ежемесячно выводилось по одному спутнику, исследующему объект, и через 3 - 5 дней они возвращали на землю отснятую пленку. Начиная с 1967 года с помощью ракеты типа "Титан 3Б" запускались в разведывательных целях искусственные спутники, действующие до двух недель.
  Первый действующий космический разведчик в американских военно-воздушных силах появился с применением спутников "Самос-2", которые были запущены 31 января 1961 г. на орбиту с удалением от земли на 485 - 560 км. Относительно технического оснащения этих искусственных спутников ничего не было известно, но все знали, что система позволяет проявлять пленку на борту и затем передавать информацию на землю. После первых испытаний выяснилось, что постоянно совершенствовавшиеся "Самосы" в среднем могут оставаться на орбите до трех-четырех недель и предназначены для ведения разведки. Если на полученных фотоснимках обнаруживались стратегические объекты, делались дополнительные снимки с помощью искусственных спутников типа "Дискавер".
  Хотя после первого успешного запуска спутника "Самос-2" сведения о нем держались в тайне, однако кое-какая информация просочилась. В эпоху локаторов и инфракрасной радиоразведки ни один запуск ракеты не может остаться в тайне, каким бы коротким ни было время работы ракеты-носителя. По единодушному мнению специалистов, в период между 1962 - 1965 годами с США в год в среднем проводился запуск 40 - 50 искусственных спутников различного назначения. Кроме фоторазведки, их использовали и для других целей, в том числе для регистрации отдельных географических точек, для обнаружения испытаний атомного оружия и т. д. О характере их задач можно было судить по запуску на сравнительно близкие к земле орбиты. Согласно изготовленной в Швейцарии сводной таблице, США запустили в 1962 году 26, в 1963-м - 14, а в октябре 1964 года - 15 искусственных спутников-шпионов. Затем, как писал журнал "Шпигель" в 1965 году, спутники-шпионы взлетали в космос каждые две недели. Расходы по этой разведывательной системе за пять лет после 1960 года составили 2 млрд. долларов.
  После запуска первого спутника типа "Самос" американский журнал "Миссайлс энд рокетс" утверждал, что фотокамера искусственного спутника может фиксировать на расстоянии 500 км. объекты диаметром 3 м, то есть разрешающая способность камеры вдвое превышает способность фотографирующего устройства самолета U-2. Три года спустя западная печать сообщила о том, что разрешающая способность выросла в шесть раз и можно было уже фотографировать и опознавать предметы диаметром 50 см.
  Хотя данные, получаемые с помощью искусственных спутников, используемых в целях шпионажа, хранят в величайшей тайне, все же по отдельным просачивающимся сведениям можно составить представление о средствах космической разведки в середине 70-х годов. Согласно американским сообщениям, можно выделить следующие типы спутников-шпионов;
  "Бигберд" (Большая птица). Впервые первый спутник этого типа запустили на орбиту 15 июня 1971 г. Перигей орбиты равнялся 200 км, апогей - 324 км. С помощью специального ракетного двигателя "Бигберд" мог изменять свою орбиту. Полученные изображения можно передать по радио на воздушные базы Нью-Бостон, Вандерберг, Оаху, на остров Кодьяк (Аляска) и на остров Гуам в Тихом океане. Также на корабли, стоящие на якорях в Мировом океане во время пролета над ними спутника.
  "Бигир" ("Длинное ухо") - это разведывательный искусственный спутник, который может хранить радио информацию до того момента, пока не получит с земли приказ о передаче ее в эфир.
  "Прожект-647" - спутники, на борту которых установлены специальные уловители теплового излучения, предназначенные для наблюдения за ядерными взрывами и запусками ракет.
   Спутники типа "Вела" с более вытянутой орбитой, чем предыдущие. Их приборы фиксируют гамма-излучение, рентгеновское излучение и поток нейтронов. Четыре спутника такого типа, вращаясь на одинаковой орбите, держат под постоянным наблюдением Европу и Азию.
  "ДМСП" - военные метеорологические спутники, цель которых 2 раза в день - в 9 часов и в полдень - давать полную картину о метеорологической обстановке и облачном покрове во всем мире.
  Наряду с этим время от времени запускаются искусственные спутники, которые не преследуют явно выраженные разведывательные цели, но имеют военное назначение - топографические, картографические, навигационные, определяют точное местонахождение военных кораблей и пр. Следует отметить, что агентство национальной безопасности США тщательно следит за появлением в космосе новых искусственных спутников, особенно тех, которые запускает СССР с космодрома Байконур.
  
   Глава пятая.
   С О Ч Е Т А Н И Е Р А З Н Ы Х Р А З В Е Д О К
  
  С 80-х годов американцы стали применять космическую разведку с воздушной радиоразведкой. Время пролета спутника-шпиона над определенной территорией по космической орбите над землей ограничено, поэтому над участком возле территории сопредельного государства задействуют стратегические самолеты-разведчики РС-135. Да еще в это время происходит нарушение воздушного пространства пассажирским самолетом-приманкой, командир-пилот которого соглашается намеренно "сбиться с курса". Трагический случай произошел с самолетом "Боинг КЭЛ-007" южнокорейской авиакомпании в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 года.
  Самолет вылетел из Нью-Йорка через Аляску в Сеул. Однако, взлетев с аэродрома Анкоридж на Аляске, по пути в Сеул он дважды на несколько сот километров отклонялся от указанного для него маршрута. Пролетев сначала над полуостровом Камчатка, а затем в районе Сахалина, самолет глубоко проник на территорию Советского Союза. Пилоты самолета вели себя, как типичные шпионы. "Боинг" шел, погасив бортовые навигационные огни, не подчинялся приказам советской противовоздушной обороны. Когда же истребители-перехватчики в конце концов сбили его, в Вашингтоне началась неслыханная шумиха, развернулась беспрецедентная кампания пропаганды и травли.
  Американское правительство и президент Рейган решили использовать этот случай для проведения через конгресс бюджета с увеличением военных расходов на антисоветские акции, для отмены и отсрочки переговоров о запрещении атомного оружия и для обострения международной напряженности. Управление национальной безопасности США (а точнее "Управление разведки с помощью средств электроники) в тесном контакте с ЦРУ стремились сфальсифицировать перехваченные переговоры советских пилотов, но, в конце концов, вынуждены были после ссылок на "добросовестное заблуждение", на технические ошибки при переводе и т. д. признать, что советский истребитель дал предупредительные выстрелы. А ведь до той поры высокие американские лица с помощью сфальсифицированных магнитофонных лент упорно пытались подвергнуть сомнению даже сам факт этих выстрелов. Здравомыслящая часть американской печати - к сожалению, оказавшаяся в меньшинстве, - с самого начала не без сомнения приняла официальную версию Вашингтона. Сомнения эти переросли в уверенность после того, как стало известно, что американские власти целую неделю скрывали от своей общественности такой факт. Во время инцидента вблизи советских берегов корейский пассажирский самолет сопровождал самолет-разведчик типа РС-135 американских воздушных сил.
  Голосом трезвых американцев отозвалась статья либерального еженедельного журнала "Нейши". "Как могло случиться, что на пассажирском "Боинге" три, независимые друг от друга системы аэронавигации и запрограммированные на определенный курс, выходят из строя одновременно? Обязаны ли американские и японские наземные службы радарного контроля известить экипаж самолета о том, что он сбился с курса и в течение двух с половиною часов летит над советской территорией? И, собственно говоря, что это за практика полетов с нарушением границ гражданскими самолетами Южной Кореи? Повседневны ли такие нарушения воздушного пространства, есть ли аналогичные примеры для сравнения или в данном случае мы имеем дело с явной провокацией? Почему в течение многих дней ни министр иностранных дел Шульц, ни президент Рейган не упомянули о пребывании в этом районе американского разведывательного самолета РС-135? Таковы наши вопросы".
  Немыслимые утверждения об ошибке находившейся на борту сбитого самолета ЭВМ опровергают специалисты из БСАА ( Английская гражданская авиакомпания), высказав свою точку зрения в передачах лондонского телевидения. Ведь пилоту и штурману достаточно было одного взгляда на бортовой радар и карту региона, чтобы установить, где точно находится лайнер в тот или иной момент полета. Британские эксперты сделали окончательный вывод: о случайном залете рейса 007 в чужое воздушное пространство не может быть и речи.
  Эксперты утверждают, что самолеты РС-135, учитывая значение их работы, постоянно сменяют друг друга в воздухе. Поэтому, утверждения президента Рейгана о том, что после ухода первого самолета в воздушном пространстве данного района якобы никого не было, противоречат практике. И действительно выяснилось, что, встретившись с корейским "Боингом", а затем удалившись, РС-135 вскоре был сменен другим находившимся вблизи него самолетом. Даже несколькими. Один из них приблизился к этому региону на траверсе Курильских островов, а другой разведывательный самолет типа "Орион", оснащенный электронным оборудованием, летал вблизи Северного Сахалина над Охотским морем, и, наконец, третий находился над Японским морем. Более того, американский военный корабль "Беджер" курсировал в международных водах неподалеку от Владивостока.
  Американские власти выдвинули новую версию, будто из-за ограниченного радиуса действия локаторов ни американские, ни японские средства наблюдения не могли предупредить южнокорейский "Боинг" о том, что он сбился с пути. Эксперты констатируют: "участок полета южнокорейского самолета все время находился в радиусе действия попеременно, то американской службы управления полетами, то американской системы противовоздушной обороны, то средств радиолокации японских органов". Итак, они не могли потерять самолет или не заметить его отклонение от заданного маршрута. Общеизвестно, что управление и наблюдение за полетом самолета переходит от американской к японской службе в южной оконечности полуострова Камчатка, в точке 47 град. северной широты и 160 град. восточной долготы. Каждая машина, пересекая эту разделительную линию, обязана подать соответствующий сигнал и запросить разрешение у японских властей на переход в их зону. Зная обо всем этом, приходится только догадываться, почему американские компетентные органы до сих пор не опубликовали записи переговоров между американскими и японскими военными и гражданскими диспетчерами, когда южнокорейский самолет вторгся в воздушное пространство Советского Союза.
  Это произошло в пять часов тридцать минут ( по московскому времени). Южнокорейский самолет КЭЛ-007 достиг берегов Камчатки и, не отвечая на запросы советской службы руководства полетами и противовоздушной обороны, продолжал движение вглубь территории. Одновременно с этим советские станции радиоконтроля перехватили периодически передававшиеся с самолета короткие сигналы, которые используются для передачи разведывательной информации. Попытки наземных постов противовоздушной обороны СССР установить радиосвязь с неизвестным самолетом были безрезультатными. Хотя они пользовались принятой в международном обращении частотой аварийных сигналов, предлагая при этом неизвестному самолету совершить посадку на ближайший советский аэродром. Но самолет не ответил на сигналы и продолжал свой путь в сторону Охотского моря. Над Сахалином он во второй раз вошел в советское воздушное пространство, и теперь действия самолета не оставляли никакого сомнения. Нарушитель не реагировал на сигналы, которые подавались ему шестью поднявшимися в воздух истребителями советской противовоздушной обороны, а его маневры показывали, что он торопится избавиться от своих преследователей. Не оставалось никаких сомнений: в воздухе самолет-шпион. Когда он достиг юго-западной оконечности Сахалина, была предпринята последняя попытка посадить самолет. Четыре очереди общим числом в сто двадцать предупредительных выстрелов были сделаны трассирующими снарядами. Поскольку самолет и на этот раз не подчинился указаниям и попытался продолжать путь в направлении Владивостока, в шесть часов двадцать четыре минуты самолет-перехватчик получил приказ пресечь дальнейшее вторжение на советскую территорию. Пассажирский самолет-нарушитель был сбит и упал в море.
  Эксперты установили, что маршрут полета КЭЛ-007 над советской территорией был согласован во времени с траекторией полета военного разведывательного спутника "Феррет-Д". Оснащенный аппаратурой для фиксирования радиоэлектронных разведывательных данных с полосой захвата в три тысячи километров, той ночью через каждые девяносто шесть минут спутник пролетал над территорией Восточной Сибири. При первом прохождении над Чукоткой в восемь часов сорок пять минут (по московскому времени) он мог фиксировать нормальную деятельность ПВО: воздушное пространство в районе Чукотки, Камчатки и Курильских островов было свободным от чужих самолетов. Во время второго прохождения спутника точно в двадцать часов тридцать минут (по Гринвичу) южнокорейский "Боинг" уже летел над Южной Камчаткой.
  "Само собой разумеется, что нарушение воздушных границ страны сопряжено с тем, что наши радиостанции и радарные устройства начинают активно работать. Именно на это и рассчитывали организаторы провокационного полета. Спутник "Феррет-Д" мог теперь регистрировать их деятельность, - констатировал в своем заявлении маршал авиации П. Кирсанов. Третий виток спутника-шпиона "Феррет-Д" точно совпал со временем, когда южнокорейский самолет появился над Сахалином.
  "Именно в это время, - продолжал свою аргументацию маршал Кирсанов, - искусственный спутник регистрировал деятельность всех станций наблюдения в этом регионе". Окончательный вывод маршала: ясно, что речь шла не о случайности, а наоборот, о тщательно продуманной акции, главной целью которой было - собрать также максимум сведений с помощью спутника "Феррет-Д".
  Не ускользнуло от внимания советского маршала авиации и других специалистов, занимавшихся этим вопросом, и то обстоятельство, что если бы южнокорейский самолет шел правильным курсом, то он не встретился бы с искусственным спутником над одной и той же точкой. Но он, как известно, изменил курс. По невыясненным до сих пор причинам дозаправка самолета в Анкоридже продолжалась на сорок минут дольше обычного, и это дало возможность осуществить "свидание" двух летательных аппаратов с точностью до секунды. Когда корреспонденты американских газет поинтересовались причинами отсрочки вылета самолета из Анкориджа, они получили ответ от компетентных местных властей на Аляске, что в соответствии с инструкциями из Вашингтона, они не могут делать никаких объяснений относительно указанного обстоятельства.
  Среди тех, кто совершали так трагически закончившийся полет рейсом 007, по сообщению южнокорейской компании, двадцать девять человек составляли экипаж самолета. Между тем, самолеты типа "Боинг" во всем мире имеют экипаж, состоящий из восемнадцати - максимум двадцати трех человек, так что по меньшей мере шесть человек на лайнере были "лишними". Представители КЭЛ объяснили, что эти шесть "лишних" были служащими авиакомпании, что они не принимали участия в обслуживании самолета или пассажиров. Так чем же они занимались? Поскольку в Сеуле их имена так и не были опубликованы, японские источники пришли к выводу: эти "шесть" и обслуживали аппаратуру шпионского характера, размещенную на борту самолета.
  Из списка погибших пассажиров самым известным был Лоуренс Мак Дональд, депутат американского конгресса, глава крайне правого "Общества Джона Берча". Японская газета "Токио Симбун" сообщила некоторые подробности, касающиеся незадачливой участи этого пассажира. "Депутат конгресса Мак Дональд получил секретное предупреждение от военного министерства, что ему не рекомендуют лететь этим рейсом. Мак Дональд, спешивший на международный съезд антикоммунистических деятелей в Токио, сначала принял во внимание предупреждение, но опоздал на предыдущий рейс и в конце концов полетел на злополучном "Боинге". Между прочим, этим же рейсом чуть было не полетел еще более знаменитый пассажир - Ричард Никсон, бывший президент Соединенных Штатов Америки. Однако - по заявлению вашингтонских и боннских газет - ЦРУ настоятельно "отсоветовало" ему лететь в этот день рейсом 007. Правда, секретариат бывшего президента пытался опровергнуть факт такого предупреждения. Но никто и не ожидал от приближенных Никсона, чтобы они что-либо признали: ведь им было хорошо известно, что данный рейс опасен для жизни, однако они никого больше об этом не предупредили".
  Гибель самолета с пассажирами не была ни случайностью, ни результатом ошибки, допущенной экипажем. Это ЦРУ специально так "запрограммировало" маршрут южнокорейского самолета в тот трагический рейс. Оно с хладнокровным цинизмом брало в расчет, что самолет может погибнуть. Тем не менее, американские разведчики не оказались от составленных ими планов. В конце концов, эта акция, помимо разведывательных задач по вскрытию советской радиолокационной системы ПВО Дальнего Востока, служила еще и целям обострения международной обстановки и создания напряженности в международных отношениях.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"