Пашин Владимир Александрович : другие произведения.

Государственные люди

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О лакеях-аристократах. О идейных лакеях диктаторов.

  Когда слушаешь исполненные звериной яростью откровения А. Проханова или сочащиеся барской менторностью поучения Н. Михалкова по поводу народа-государственника, каждый раз искренне пытаюсь понять, какой внутренней мотивацией движимы эти в общем-то незаурядные, талантливые люди.
   
  Проще всего свести это к холуйству перед властью или стремлением к популярности посредством подигрывания темным инстинктам черни. Мне кажется, тут сложней. За всем этим мне чувствуется нечто большее. А именно - позиционированием самих себя как власть. Но не как ее административную часть ее, а власть духовную, мессианскую. Ту, которая, если не выше политической, то, как минимум, существует параллельно с ней. И взаимодействует, поучая, вдохновляя, обьясняя и поддерживая.
  
  Но что это такое психологически? Откуда берется эта поэтизация рабства, жестокости государства в его царской ипостаси а ля Иван Грозныйс (по выражению Проханова -чтоб кости трещали), в проповедях имперскости любой ценой и лапотошной традиционности - всех этих ветхозаветных скрепов и скопов по-ордынски? Причем в такой огалтелой, прям-таки саванароловской одержимости, словно речь идет о божественном .
  
  Думаю, здесь мы видим лик другого среза общества, чья государственность вышла из пучины ордынского рабства. А именно - его аристократии, если такой термин вообще применим в данном случае. Это амбиции барина в условиях феодализма в его восточной разновидности, который, в отличие европейской, базируется на вертикали абсолютной, самодержавной монархии. Если средневековье европейского образца в нашем представлении рисуется как вечное перетягивание власти между монархом и феодалам (яркий пример - соседняя Польша с анархией ее щляхты). То такие нравы в российской истории остались за пределами ордынского периода. После чего была создана государственность, по сравнению с которой внутреннее устройство Орды кажется светочем демократии. Венцом абсолютного, дикого самодержавия стало правление Ивана Грозного, которое окончательно выпило все соки из народной глины и обрушило Россию в Смутные времена.
  
  Исторической отрыжкой и уроком стал период царского матриархата в 18 веке, когда в правление Елизаветы и особенно - Екатерины, русский феодализм был сильно "либерализирован". Но это была особая форма его смягчения, направленная исключительно в пользу феодалов-помещиков. И выражалась в наделении их практически безграничными правами распоряжаться собственностью и рабами и ограничении произвола в их отъеме. По своему характеру это было примерно то же самое, как обет перед номенклатурой не сечь головы, принятый при Хрущеве после свирепого самодурства Сталина. Ну, а по сути означал , в пику общеевропейскому тренду, не ослабление и отмирание феодализма, а укрепление и перспективу сохранения элементов его до сегодняшних дней.
  
  Именно эти послабки, уступки со стороны абсолютизма способствовали появлению в среде крепостников породы "государевых людей", локализовавших и и персонифицировавших концепт Царя-батюшки в тысячах баринов-отцов. Это была абсолютно самодеятельная идеологическая волна со стороны феодалов, сформировавшаяся ко временам Николая Палкина в знаменитую формулу- триаду "Самодежавие-Православие- Народность". Ну, а в сущности она выражала взгляд на народ как на людишек, родных, своих, но темных, наивных, непутевых, без царя в голове и беспомощных без мудрого поводыря. Тех, которым если дать волю, начнется такое...Да они, дескать, и сами, осознавая это, по инстинктам своим -государственники. Причем, принимают и чтят только власть крутую.
  
  Такое мировоззрение давало массе крепостников сладкое ощущение себя уже не безропотными вассалами сатрапа, зависящими от любой его придури. А убежденного хранителя системы, органичной и единственно правильной для этого "народишка". Ведь каждая нация достойна своей власти.
  
  При этом оно давало возможность позиционировать себя отнюдь не деспотами, а строгими, но справедливыми отцами, если и мордующими рабов, то для их же блага. Кстати, современный монархист вполне резонно,на первый взгляд, может заявить: а разве это неправда была! Смотрите, во что все обернулось, когда Алексашка Второй дал им волю. И самого кокнули, и какой кошмар в 20 веке устроили. Сами же возвели потом над собой Тирана, по сравнению с которыми все предыдущие - просто овечки с розовыми бантиками.
  
  Проханово-михалковский разлив в нынешних российских брожжениях умов - это по природе своей и есть амбициозное самоощущение себя и относительно власти, и народа. В первой проекции - не прихлебателями, а идейными вдохновителем и охранителями "сильного государства". Во второй - не просто аристократами, надменно возвышающимися над чернью, но мудрыми и по своему любящими ее наставниками.
   Здесь ипостась представителей сословия, которые, претендуя на роль духовных поводырей, ведут не вперед, а тащат назад - в болотину рутины и покорности, несвободы и агрессивного изоляционизма. И в этом потакании и консервации отсталости и дикости сквозит их истинное реноме - глубокое барское презрение к народу, который они берутся поучать. И в этом особая мерзость такого рода апологетства.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"