Аннотация: О том, как некоторые любят слово "неформат"
Начало формы
Конец формы
Одеялко неформата
Начало формы
Конец формы
Идея подсказана коллегой, ищущей баланс между форматом и неформатом в творчестве. Надеюсь, она его нашла. Много букв.
Опять же: все совпадения являются случайными, автор не несет ответственности за личные обидки читателей и коллег, но рад мнениям и корректному диалогу.
Новое модное явление, с которым я столкнулась не так давно - укрываться одеялком неформата. Укрылся, торчит обиженный носик - и хорошо так сразу становится, приятно. Неформатом можно прикрыть все. Меня не печатают - я неформат. Меня не читают - я неформат. Меня критикуют - я неформат. Я ненавижу всю современную литературу - я неформат. Я считаю всех вокруг графоманами - я неформат. Я пишу по зову души, а не по зову рынка - я неформат. И так далее. Вообще этой фразой можно объяснить все! "Автор, почему у тебя рассказ из трех страниц называется романом, стоит как собрание сочинений и больше напоминает синопсис?". А ты в ответ: "Я НЕФОРМАААААААТ!" голосом Джигурды в истерике.
В некоторых кругах слово "неформат" стало синонимом "хорошая литература". Форматом пренебрежительно называют все, что популярно и любимо, а неформатом (прежде всего включая в него себя) - то, что якобы гениально, шикарно, нестандартно, талантливо. Но так ли это?
Значение этого слова просто потерялось от многократных употреблений теми, кто за громкими лозунгами пытается скрыть суть проблем - своих, или каких-то более глобальных. Далеко не все, на что вешают ярлык "неформат" является таковым.
Ситуация сродни той, когда ты берешь ник "эксгибиционист". Хрен знает, что это такое, но звучит красиво и, кажется, связано с инквизицией... с неформатом так же - громкое, звучное слово. "Я - неформат!" - объявляешь ты и в теории все должны пасть ниц и обалдеть от качества текста, но на деле, почему-то, никто не падает.
Неформат - понятие широкое и вариабельное. Есть некий глобальный неформат - это все, что выпадает из общей масс-культуры. Формат-неформат часто меняется. Сейчас на волне популярности фэнтези, попаданцы, эротическая фантастика, литРПГ. Однако было время, когда эти жанры-темы-сюжеты находились в стороне и были любимы небольшой частью читателей. Пройдет еще немного времени, и на гребень волны поднимется нечто другое. Станет форматом, завоюет любовь миллионов, а все остальное оттеснит на обочину, и уже некоторые авторы фэнтези будут кутаться в одеялко неформата.
Есть формат издательств. И вот тут говорить о формате вообще очень сложно, потому что у каждого издательства, или даже у каждой серии, понятие неформата свое. Для романтической серии боевик про захватчиков с Сатурна - неформат, однако в серию фантастического боевика он пойдет "на ура". Для юмористической серии антиутопия не подходит, а в серии антиутопий она станет хитом. Для серии "бестселлеры Нью Йорк Таймс" произведение Агафьи Леонидовой про попаданцев - неформат, но в серии "На вкус и цвет попаданцы разные" оно подойдет идеально. Суть, я думаю, понятна.
Есть, конечно, произведения, которые неформат для всех издательств. И такое бывает. Наверное, к ним свои творения причисляет большинство авторов-неформатчиков. И только процентов двадцать из них действительно правы. Да, есть ниши, в которые не пробиться, для которых ты будешь вечным неформатом. То, что позволено Акунину, никогда не дадут сделать Оле Пашниной. То, что может писать Дэн Браун, никогда не напечатают у Маньки Сидоровой. Может, их попытки превзойти мэтров хороши. Может, убоги. Но такая уж сложилась ситуация - неформат.
Да, тексты хорошие, талантливые, потенциально гениальные есть, их не издают, авторы плачут, что они неформат. Печальная ситуация, но с другой стороны достаточно логичная. Если не издают, значит, не читают или читают мало. Не будем говорить о том, почему не читают, что за народ у нас такой - у каждого свое мнение. Упомянем лишь только, что исключения случаются и гремят на весь мир.
Но присказка "неформат" сама по себе означает только то, что текст не подходит издательству или какой-то определенной аудитории. И больше НИ-ЧЕ-ГО. Это слово - не гарант качества текста. Оно не показывает, как вы круты, как автор. Как невероятен ваш текст. Как вы достойны обожания, читателей, поклонников, фанатов и маньяков. Нет, это слово вбирает в себя определенный набор характеристик, которые о качестве произведения не говорят ровным счетом ничего.
Очень многие этого не понимают, на СИ я часто встречаю жалобы "я неформат, меня не читают". Обычно иду смотреть текст - формат фэнтези я не читаю в силу профессиональных качеств, просто не могу тащить фэнтези из работы еще и в удовольствие. И натыкаюсь на... ага, обычный такой формат, который не читают, потому что он скучный и больше напоминает поток сознания. Нет, если считать форматом "интересную книжку" - то да, это неформат. В остальном те же яйца, только в омлете - ни черта не понятно.
Не все, являющееся неформатом, является хорошим. Как и в формате, популярных и читаемых течениях-авторах-текстах здесь есть и шедевры, забытые всеми. И шедевры, получившие признание. И ужас на крыльях слова, получивший печать. И то, что только выдается за неформат, а на деле... последнего, увы, большинство. А как облегчилась бы жизнь, если бы можно было сразу понять, еформатен ли автор, или просто выпендривается. Мечты-мечты...
Не спорю, отмазка очень удобная. Ей можно прикрыть неудачи, оправдать перед самим собой нежелание работать, думать, анализировать, да любой бред можно оправдать этим мифическим неформатом, особенно если не вдумываться в смысл слова. Но как и любое оправдание себя любимого, вытекающее из нежелания что-то менять, критически подойти к собственному творчеству, оно только убивает. Автора, текст, будущее. И рано или поздно автор псевдо-неформата перестанет быть автором вообще.