Патрик Элис: другие произведения.

"Белая гвардия". Война на соседней улице, обыкновенный фашизм и современные реалии

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:


"Белая гвардия". Война на соседней улице, обыкновенный фашизм

и современные реалии.

  
   Первое полное издание "Белой гвардии", как и "Мастера и Маргариты", вышло в России только в 1966 г., в период хрущевской оттепели. К тому моменту все перипетии гражданской войны и революции, описанные в "Белой гвардии" остались далеко позади, и были уже не слишком актуальны. К тому же пересмотр итогов революции никоим образом не подразумевался, несмотря на некоторые послабления со стороны властей. Зато аллюзии на Сталина, издевки в отношении "органов", Евангельские главы "Мастера и Маргариты" оказались очень востребованы вольнодумцами-интеллигентами. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что "Белая гвардия" постоянно остается в тени другого, более известного булгаковского романа. Между тем, проблематика "Белой гвардии" ничуть не утратила своей актуальности. Более того, если бы роман все эти годы пользовался такой же популярностью, как и "Мастер и Маргарита", возможно, его воспитательное значение смогло бы на ранних стадиях многих современных этнических конфликтов в околороссийском пространстве склонить чашу весов в другую сторону...
   Итак, в чем же заключается ценность "Белой гвардии", кроме несомненных художественных достоинств? В том, что это одно из немногих литературных свидетельств очевидца, показавшего нам последствия революции и Гражданскую войну изнутри, причем очевидца "с другой стороны". Почти все произведения об этом периоде, издававшиеся в СССР, были написаны с точки зрения победителей-большевиков. "Как закалялась сталь", "Тихий Дон", "Хождение по мукам" -- акценты там расставлены предельно четко: красные/белые, большевики/контрреволюционеры, первые -- герои и борцы за правое дело, со вторыми разговор короткий, обычно с неутешительным для них итогом. Точка зрения побежденных не имела права на существование, особенно в литературном смысле. Бунинские "Окаянные дни" вообще не издавались в СССР вплоть до перестройки. Зато каким-то чудом, спустя всего несколько лет после описываемых событий, выходит (пусть и не целиком) роман "Белая гвардия". Довольно конкретное, правдивое повествование о нескольких месяцах жизни Киева (Города в романе) образца 1918 -- времени, когда там сменилось больше 10 правительств за короткий срок.
   Конечно, "Белая гвардия" в первую очередь -- литературное произведение, а не историческая хроника. Поэтому не у всех действующих лиц есть один-единственный прототип, многие из них -- собирательные образы. Хронология реальных событий не вполне совпадает с романными: уход из Киева немецких оккупантов, вторжение Петлюры и приход большевиков заняли в действительности несколько месяцев, тогда в романе это произошло за несколько дней. Но описания общей обстановки, настроений и поступков людей, ощущения и воспоминания самого автора-очевидца, озвученные его персонажами, имеют немалую историческую и философскую ценность.
   Следуя российской литературной традиции, Булгаков повествует о судьбах членов одной семьи, олицетворяющих всю интеллигенцию, доводя до нас жуткую правду о том, чем на самом деле была революция и гражданская война для миллионов жителей Российской империи. В центре сюжета -- семья Турбиных, киевских интеллигентов среднего достатка (их квартира съемная). Глава семьи -- врач Алексей Турбин (в некоторых моментах -- альтер-эго автора), "хранительница домашнего очага" -- его сестра Елена, младший брат Николка -- юнкер, есть и горничная-воспитанница Анюта. Муж Елены Сергей Тальберг -- капитан гетманского генштаба, друзья семьи Мышлаевский, Шервинский и Карась -- военные, кузен из Житомира Ларион Суржанский -- богатый молодой человек неопределенных занятий. Обычная семья городских интеллигентов, это их глазами мы видим происходящее. А происходят ужасные вещи...
   Что страшнее всего в гражданских войнах? То, что в отличие от войн межгосударственных, деление на "своих" и "чужих" очень условно. Нет четко обозначенной географической линии фронта, а идеологическая линия зачастую разделяет не только знакомых, но даже членов одной семьи. Это мы наблюдаем сегодня на Украине, и свидетелем этому был Булгаков почти сто лет назад. Кроме того, обязательным спутником гражданской войны выступает война информационная. Когда власть переходит из рук в руки на одной и той же территории по нескольку раз за месяц, разрушается система оповещения населения о реально происходящих событиях. Главным источником информации становятся слухи и сплетни. Как следствие, люди, не находящиеся непосредственно в эпицентре военных действий, очень долго не могут осознать, что вокруг идет настоящая война. Это мы видим сегодня в репортажах из Новороссии, то же самое видел Булгаков.
   Действие романа начинается в Киеве, в мае 1918 г. К этому времени последствия буржуазной февральской революции усугубились итогами большевистской октябрьской революции. В январе 1918 была провозглашена Украинская республика, но после подписания брестских мирных соглашений территория Украины попала под контроль немецкой и австро-венгерской армий. Из-за неспособности правительства контролировать ситуацию в стране верховная Рада была распущена, и провозглашена Украинская держава под руководством гетмана Скоропадского. Из революционных Москвы и Петрограда в Киев съезжались беглецы, спасаясь от большевиков -- аристократы, интеллигенция, идейные противники советской власти, аферисты всех мастей и т.д.
   Как раз к похоронам матери вернулся доктор Турбин -- "после тяжких походов, службы и бед" (мобилизация в армию военврачом). И семья, очевидно, решила, что уж теперь все неприятности позади. Как думал Николка, "зачем понадобилось отнять мать, когда все съехались, когда наступило облегчение?"
   К декабрю становится ясно, что ситуация тревожная. Но братья Турбины все еще надеются на лучшее, а Николка вообще воспринимает происходящее, как приключение, предлагая брату устроить ночью засаду на воришек, стянувших со двора дрова. Алексей -- "постаревший и мрачный", он представляет себе, что такое война. Но -- "...пока что, видите ли, ничего еще толком не известно." Тревожится Елена, ожидая припозднившегося мужа, но семья чувствует себя дома в полной безопасности. Ночная пушечная канонада повергает всех в изумление: "...будто под Святошиным стреляют. Странно, не может быть так близко". Обсуждение вероятного отъезда немцев из города (после чего сразу войдут войска Петлюры) не выходит за рамки светского разговора:
   -- Так, по-вашему, Петлюра не войдет?
   -- Гм... По-моему, этого не может быть.
   -- Апсольман. Налей мне, пожалуйста, еще одну чашечку чая...
   Появляется едва не обморозившийся поручик Мышлаевский, и из его рассказа становится понятно, какая неразбериха творится в войсках: смены для солдат нет, теплого обмундирования нет, координация между частями и штабом почти отсутствует, и военные даже не знают, кто шел на них в атаку -- то ли петлюровские войска, то ли местные банды.
   Наконец, появляется и припозднившийся Тальберг. Он служит в штабе гетмана, поэтому единственный обладает информацией из первых рук. В штабе уже принято решение оставить город, и Тальберг предлагает Елене срочно уехать с ним (конкретно причину не объясняя, ввиду сохранения секретности). И что же отвечает Елена? "... Через дней пять-шесть, а? Может, положение еще изменится к лучшему?" Т.е. несмотря на недавние пушечные выстрелы в 12 верстах (12 км) от Города, рассказы Мышлаевского, информацию от мужа, у Елены совершенно нет понимания того, что война уже на пороге. Сегодняшние реалии ничуть не изменились. В телерепортажах жители Новороссии жалуются корреспондентам на минометные обстрелы, как на какое-то стихийное бедствие. Рассказывают, что снарядом разнесло полдома, воды в кранах нет, и недоуменно интересуются, когда же это закончится. Примерно в таких же выражениях рассказывают о своих бедах жители какой-нибудь подтопленной деревни. Нет понимания того, что "это" просто так не закончится, что "это" -- война, и она будет продолжаться до победы одной из сторон.
   Причины гражданских войн бывают разнообразны -- столкновение экономических интересов, религиозные, социальные, или этнические разногласия. Разногласия на этнической почве, национализм, нередко приводит к насаждению фашистской идеологии, когда утверждается превосходство одной нации над другой. Сейчас это одна из главных причин гражданской войны в Новороссии, но "первый звоночек" там прозвенел еще сто лет назад. Снова обращаемся к тексту книги. Подробностей там не много, но можно составить себе представление о том, как все начиналось. "... люди эти заявили, что ... они останутся здесь, в Городе, ибо это их Город, украинский город, а вовсе не русский". И дальше: "...Я позавчера спрашиваю этого каналью, доктора Курицкого, он, изволите ли видеть, разучился говорить по-русски с ноября прошлого года. Был Курицкий, а стал Курицький... Так вот спрашиваю: как по-украински "кот"? Он отвечает: "кит". Спрашиваю: а как "кит"? А он остановился, вытаращил глаза и молчит. И теперь не кланяется". Логика тут очень проста: использование принципа "разделяй и властвуй". Во все времена власть имущие жили припеваючи именно благодаря проведению в жизнь политики искусственного разделения больших групп населения. Только почва на Украине оказалась слишком уж благодатной: "И в этих же городишках народные учителя, фельдшера, однодворцы, украинские семинаристы, волею судеб ставшие прапорщиками, здоровенные сыны пчеловодов, штабс-капитаны с украинскими фамилиями... все говорят на украинском языке, все любят Украину волшебную, воображаемую, без панов, без офицеров-москалей...". Очень знакомо звучит диалог во время молебна в честь входа петлюровских войск, риторика ничуть не изменилась за сто лет:
   -- От строго заборонют щоб не було бильш московской мовы.
   -- Что же это, позвольте, как же? Уж и на православном, родном языке говорить не разрешается?
   -- Це вам не Россия, добродию.
   -- Геть! В Россию! Геть с Украины!
   Поскольку "Белая гвардия" -- не учебник истории, а художественное произведение, никакого анализа того, что происходит, Булгаков не дает. Зато рисует картину эпохи, показывает нам то, что довелось увидеть ему. Множество мелких деталек, только подтверждают достоверность повествования об ужасах военного времени, недоумении обывателей, предательстве высоких чинов, присягавших защищать свой народ. Кстати, как и сейчас, в те страшные дни двуцветная георгиевская лента была символом сопротивления антироссийским и антирусским силам: "...Най с аршином пестрой георгиевской ленты, собственноручно Николкой уложенной под рубаху...".
   По свидетельствам современников и данным исследователей творчества писателя, Булгаков изначально планировал написать трилогию, в которой "Белая гвардия" была бы первой частью, а в последующих рассказ о судьбах Турбиных и их близких был бы продолжен. Действие происходило бы уже в разгар Гражданской войны, в 1920е годы. Но остальные книги так и не были написаны. Действие "Белой гвардии" заканчивается бегством из Города петлюровских войск, а на подходе уже части Красной армии. Мы, теперешние читатели, уже знаем историю, знаем, что происходило в России потом. И можем предположить, какие судьбы ожидали героев. Они еще могли эмигрировать, могли остаться в Городе и принять новую власть или быть ею расстреляны, могли (мужчины) уйти с Белой армией. Но на момент окончания романа окончательных решений для себя они еще не приняли.
   Но как бы их судьбы не сложились, они всегда будут помнить то, что довелось увидеть и пережить зимой 1918/1919 гг. И не раз будут задавать себе вопрос, который задал Булгаков в финале романа: "А зачем оно было? Никто не скажет. Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто." Это и есть квинтэссенция любой гражданской войны. Хорошо бы и нам об этом не забывать.
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик) Т.Ильясов "Знамение. Начало"(Постапокалипсис) А.Субботина "Проклятие для Обреченного"(Любовное фэнтези) О.Миронова "Межгалактическая любовь"(Постапокалипсис) Л.Джонсон "Колдунья"(Боевое фэнтези) В.Кей "У Безумия тоже есть цвет "(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"