Патрик Элис: другие произведения.

О "черном романтизме" в литературе

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:

  Романтизмом называют литературное направление, сформировавшееся в европейской и американской культуре конца XVIII - начала XIX веков, и явившее собой противоположность классицизму. Этимология слова "романтизм" (франц. romantisme) восходит к значениям "фантастическое, причудливое, странное".
  
  Главными отличиями романтизма от классицизма стали пренебрежение возвышенной, благородной тематикой классики, использование естественных, общеупотребительных языковых оборотов и отказ от строго следования правилам. Цитируя профессора литературоведения Ю.В. Манна, можно сказать, что романтизм "не просто отрицание "правил", но следование "правилам" более сложным и прихотливым".
  
  В широком смысле под романтизмом понимается такой тип художественного творчества, в котором решающую роль играет не буквальное воспроизведение реальности, а воплощение авторского идеала, пересоздание действительности. В центре художественной системы романтизма находится личность, и его главный конфликт - это конфликт личности и общества.
  
  Сформировавшись однажды как литературное направление, романтизм развивался, следуя общим тенденциям современной ему мировой культуры. В обществе XIX века постепенно нарастало разочарование в буржуазной цивилизации; плодами прогресса вместо ожидаемого духовного подъема становились бездуховность и пессимизм. Несмотря на все заверения ученых, окружающая действительность оставалась до конца непознаваемой и полной загадок, а мироустройство лишало человека личных свобод. Все это нашло свое отражение в романтической литературе того времени, в которой материальный мир нередко представлялся квинтэссенцией зла, а человек - орудием сил хаоса. В поисках ответа на извечные вопросы "кто виноват и что делать?", писатели углублялись в исследование внутреннего мира, как собственного, так и своих персонажей. Эта тенденция воплотилась в так называемом "черном жанре", в котором описания "страшного" внешнего мира сопровождаются погружением в мрачные глубины человеческой души. Увлечение определенных слоев общества оккультизмом и мистицизмом добавило "черному романтизму" инфернальности. Также это течение отличается тяготением к демонстративной условности формы, к фантастике, гротеску и символике.
  
  Перечисляя отдельные элементы "черного романтизма", можно назвать мистические переживания автора или персонажей, присутствие фантастических существ и описания жутких, несуществующих в реальности мест, "изысканное безумие", кошмары, болезненные фантазии, страдание, отчаяние, разочарование и одиночество. Такую причудливую смесь изобразительных средств, в которой фантастика и реальность сплетены воедино, "черный романтизм" унаследовал от своего предшественника, "готического романа". Эти два течения часто путают или вообще объединяют в одно, но между ними есть существенные различия. В готических романах всегда создается атмосфера ужаса, тревоги, необъяснимого напряжения; упоминаются странные звуки, завывания ветра, загадочные шорохи, таинственные незнакомцы и разные призрачные существа. При этом позиция автора - отстраненная, он вместе с читателем смотрит на описываемые события, как на театральное действо. В "черном романтизме" страх - не самоцель, главное - не просто наличие внешних эффектов, а то, как они взаимосвязаны с душевными терзаниями персонажей и автора. Автор сопереживает героям и призывает к этому читателя, полностью погружая читателя в мир своих образов, интерпретаций и ощущений.
  
  Произведения, относящиеся к жанру "черного романтизма", выходили из-под пера самых разных авторов. Это новеллы Эдгара По и Проспера Мериме, стихи Бодлера и Байрона, романы Э.Гофмана, Густава Майринка и Говарда Лавкрафта, и даже "Грозовой перевал" Эмили Бронте.
  
   ноябрь 2011 год
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Т.Ильясов "Знамение. Час Икс"(Постапокалипсис) Д.Сугралинов "Дисгардиум 6. Демонические игры"(ЛитРПГ) Ю.Резник "Семь"(Киберпанк) Э.Моргот "Злодейский путь!.. [том 7-8]"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) Т.Мух "Падальщик 2. Сотрясая Основы"(Боевая фантастика) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) А.Завгородняя "Невеста Напрокат"(Любовное фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Путь офицера."(Боевое фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Решение офицера."(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"