Дневники бывают двух видов: во-первых, те, в которых описываются события, например: Встал в 2 часа дня. Башка раскалывается. С трудом вспоминаю подробности вчерашней пьянки. Да, все было именно так: в десять вечера ко мне пришли Паша с Костей и с портвейном, который мы благополучно и выпили; нам, однако, показалось мало, и вот, как стемнело, мы вновь отправились к ларьку - уже, впрочем, едва стоя на ногах. У окошка - знакомая рожа. Ба! Это же Феликс! Вот так встреча! Взяли еще три литра на четверых. И далее в том же духе. Есть дневники, описывающие чувства - строго говоря, это не дневники в собственном смысле слова, ибо даты в них отражают лишь время записывания той или иной мысли, скажем, такой вот: 28 декабря. Снова и снова задумываешься об одном и том же: для чего это все? Кому это нужно? Неужели за всем этим стоит еще некая движущая сила, которая запустила весь этот кровожадный механизм под названием жизнь и теперь не в силах его остановить? Хотя, о чем это я? Почему не в силах? Я, я сам обладаю вполне достаточной властью для того, чтобы положить этому конец - по крайней мере, для себя самого. Но что изменится от этого? Моя звезда потухнет и упадет, никем даже не замеченная, на ее месте загорится другая, которая точно так же будет наблюдать все это и беззвучно рыдать от сознания собственного бессилия, пока наконец в момент какого-то отчаянного озарения не придет вдруг к той же мысли, которая некогда и мне подсказала выход из этого вечного порочного круга... Наконец, иногда попадаются мнемонические дневники-конспекты, напоминающие скорее ежедневники, в которые вносится не то, что нужно сделать, а то, что уже сделано: 8:30 утра. Витебский вокзал. Поцелуй на прощанье.
Важный критерий классификации дневников - претензии их на литературность. Некоторые пишут как будто с расчетом, что через сотню-другую лет потомки опубликуют их дневники в каком-нибудь там 12-м томе Полного собрания их сочинений. Если бы я писал дневник, я как раз относился бы к таковым и писал бы примерно так:
Иные же, никогда ни о чем подобном не задумываясь, пишут как Бог на душу положит. Иногда, впрочем, получается хорошо: 16 июня. Как здорово! Мы опять едем купаться. Нас трое: Эдик, Валя и я. У Валюши скоро день рожденья, и я уже насмотрела ей классный подарок - милого плюшевого зайчика. Ехали на электричке. Там было очень душно, как приехали, сразу окунулись в воду. Потом устроили маленький пикничок на природе. И так весь день! Вернулись часов в девять вечера, Валина мама уже начала беспокоиться, потому что Валя ее не предупредила. Но мы ее быстро успокоили. Потом попили чаю, и Валя и Эдиком пошли по домам.
Различают еще дневники мужские и женские - впрочем, по-моему, единственное различие здесь в том, что первые пишутся мужчинами, а вторые женщинами. Можно, конечно, возразить, что разница не в этом, а в особенностях мировосприятия, отраженных в содержании дневников, но в действительности классификация дневников по содержанию совершенно иная. А именно, здесь нужно выделить: 1) дневники-хроники, встречающиеся у людей, чья жизнь наполнена событиями, действительными либо мнимыми; 2) интимные дневники, посвященные перипетиям любовной жизни; 3) дневники путешествий - причем с окончанием путешествия прекращается и писание дневника; 4) дневники-сплетни, где пишущий дает разные характеристики поступкам своих друзей и знакомых; 5) дневники гастрономические, где повествуется о том, что их авторы едят и пьют; 6) дневники графоманские, где пишется все что угодно.
И вообще, как все уже наверное поняли, дневник я рассматриваю здесь исключительно как литературное произведение. А содержание никак нельзя считать сколько-нибудь определяющим для характеристики такового произведения, иначе придется признать, что смысл литературы в ее содержании, а с этим никак нельзя согласиться.