Павлов Сергей Анатольевич : другие произведения.

Галопом по педагогике

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Выдержки из книг на тему педагогики. Известно, что в подобных книгах, особенно советского периода, много лишнего и пустого("воды"). Здесь -- самая суть; все, показавшееся интересным лично мне: читай и применяй в повседневной жизни к своим (если Вы -- родитель) или чужим детям (если Вы -- педагог). Сейчас появилось много зарубежных книг, посвященных воспитанию детей. Наши -- ничуть их не хуже, а даже НАМНОГО ЛУЧШЕ. Именно тем, что они -- наши и о наших детях. ... Составление эту подборки посвящаю ребятам начала 90-х годов, знакомство с которыми утвердило меня в мысли, что многое из собранного здесь весьма практично и насущно.


Павлов С.А.

ГАЛОПОМ ПО ПЕДАГОГИКЕ.


Список используемой литературы:

1. Новикова Л.И. Школа и среда. (М.,Знание,1985 г.)
2. Воронцов Д.Д. Страна детства. (М.,Знание,1986 г.)
3. Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. (М.,Знание,1984 г.)
4. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. (М.,Педагогика,1983 г.)
5. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Еще не поздно. (М.,Знание, 1992 г.)
6. Богуславский С.Р. "Пока сердца для чести живы..." (М.,Знание,1990 г.)
7. ?...

Для начала несколько загадок:

Представьте, что вы водитель такси. Ваша машина окрашена в желтый и черный цвета, и вы ездите на ней 7 лет. Один стеклоочиститель у машины сломан, карбюратор барахлит. Бак вмещает 30 литров бензина, но сейчас наполнен лишь на три четверти.
Сколько лет водителю такси?..

Профессора спросили:
Можно ли бросить теннисный мяч так, чтобы он, пролетев некоторое расстояние, остановился и начал двигаться в обратном направлении?
(Не разрешается ударять мяч о препятствие, а также ударять его в полете или привязывать к чему-либо.)
Профессор признал свое поражение, между тем как решение было удивительно простым.

Профессор утверждает, что может поставить бутылку в центре комнаты и вползти в нее. Правда ли это?
...
(М.Гарднер. Есть идея! М.,Мир,1982 г.)

Вот такими же внимательными нужно быть с детьми.


* * *

1. Новикова Л.И. Школа и среда.

...Можно влиять на характер свободного общения школьников, задавая его образцы в школе, на уроках. Установлено, что информативно насыщенный урок вызывает волну последующих разговоров ребят.

(?) ...Опыт разновозрастных отрядов привел к отрицательным результатам, хотя их организаторами был проявлен немалый энтузиазм.
Отряды собирались, контролировали и поведение своих членов на улице, старшие помогали младшим делать уроки, вместе ходили на прогулки, организовывали игры с младшими, проводили трудовые десанты. И как следствие всего этого -- упадок классных коллективов.
Были классы, дети отсиживали в них уроки и рвались на улицу, в отряды, где было интереснее и легче. В итоге снизилась успеваемость.
Бум РВО кончился, хотя ныне их пытаются возродить, не учитывая неизбежных отрицательных последствий.

...Учителя перегружены. У них нет времени с детьми даже в классе организовать что-то интересное, а уж вступать в контакт с окружением школы -- тем более.
Задача учителей -- научить детей:
# Видеть положительные и отрицательные стороны среды, адекватно к ним относиться;
# Ощущать свою принадлежность к среде и ответственность за нее;
# Ощущать потребность в совершенствовании среды, в преобразовании ее по законам гуманности и красоты;
# Способствовать превращению окружающей среды в среду объединяющего их коллектива.


2. Воронцов Д.Д. Страна детства.

Любовь к ребенку начинается с первых его дней, когда вы носите его наруках, ощущая тяжесть тельца, а на плече - головку, которая пахнет молоком...
...У отцов, лишенных эмоциональной памяти осязания и обоняния, любовь к своему ребенку может и не возникнуть.

Однажды, в далекие времена, один половецкий хан бежал в горы после боя и остался там надолго. Прошли годы и когда брат прислал к нему гонца с тем, чтобы, объединившись, выступить снова, ему показались чуждыми старые споры. Тогда гонец вынул пучок полыни... Хан вдохнул запах травы, заплакал и наутро выступил с дружиной. Он вдохнул запах степей, которыми дышал до того десятки лет...

...Провели опыт. Взяли две группы только что родившихся крольчат. Одну группу, пока они росли, все время поглаживали, а другую -- нет. И оказалось, что в первой группе кролики выросли гораздо более крупнее, сильнее и смышленее, чем во второй.
Вот что такое опыт положительных эмоций!
Нехватка их у детей ведет к неврозам, душевной травме, ощущению покинутости. Кстати, статистикой доказано, что преступники -- это чаще всего люди, в детстве не знавшие любви ближних, отчего в них и развились жестокость и безразличие к себе и к людям.
..Иногда ребенку нужно, чтобы вы просто посидели рядом. Минуты, когда он засыпает, а вы сидите рядом -- лучшие в его жизни (это свидетельство многих детей).
Нужно постоянно помнить о том, что ребенок должен шалить не слушаться, бегать и кричать. Конечно, все в пределах нормы, но ведь норму-то взрослый часто определяет как для самого себя: раз он сам, сидя за столом, не вертится на стуле, то и ребенку не положено. А ему-то как раз положено! А вот если не вертится, это симптом неблагополучия.
"Без во всей полноте пережитого детства не может быть полноценной взрослой жизни" -- писал Я. Корчак.

...Только сопереживание укрепляет контакт, но вот его-то ребенок часто и получает... Вот ваш сын, придя с улицы, выкладывает из кармана камни, а из ботинок высыпает на пол горы песка. Тут уж вы!.. Но позвольте: ведь это означает, что он всласть и от души нагулялся, это означает быстрый рост ребенка, хорошее настроение, а значит, и приобретенную душевную стойкость, которая так ему пригодится в жизни. И все это вы хотите разрушить одним махом?.. Вот если он и на улице будет помнить ваши указания и придет без единого пятнышка на одежде -- вот тогда надо серьезно обеспокоиться, ибо это означает, что у него нет полной радости, когда он забывает сам себя в дворовых играх, а без этого нет настоящего детства.
Нужно радоваться, если ребенок пришел "истерзанным", уставшим, встречать его с улыбкой, с удовольствием и участием высыпать песок и камни, слушать его приключения, и вы увидите, что он будет спокоен и счастлив. А что же вы хотите для своего ребенка? И главное, он будет всегда спокойно идти домой, зная, что там его ждет только радость.

Ребенку нужно постоянное восхищение, одобрение его поступков. Вот сделал первый корабль, нарисовал птицу -- "Мама, смотри!", и мама должна оценить его труд только в превосходных степенях.
Но есть и другие мамы: "Что это за птица, урод какой-то, а не птица!" -- заявляют они, не понимая, что так говорить с ребенком могут действительно только духовные уроды.
Кстати, подобные ответы, как и вообще всякая насмешка взрослых над детьми, означают самоутверждение этих взрослых, которые еще слабы и ищут любой повод, чтобы подчеркнуть свое "я".
Такие родители, как правило, требуют послушания с первого слова; сами воспитанные в жесткости, без любви, они считают, что и своих детей нужно воспитывать так же, держа вожжи в руках до тех пор, пока они не женятся или не выйдут замуж.

Самоутверждение -- одно из главных свойств человеческой личности. Оно необходимо ребенку ежедневно и в больших дозах. Наше дело -- дать ему проявиться. И если до 11-12 лет ребенок еще может мириться с диктатурой взрослых, то в подростковом возрасте ему нужна самостоятельность.

Самая БОЛЬШАЯ ОШИБКА ВЗРОСЛЫХ та, что они считают детей как бы полулюдьми.
"Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке... Детей нет, есть люди, но с иным масштабом понятий, иным опытом, иными влечениями" -- писал Януш Корчак.
Заметьте, что взрослые, к которым дети хорошо относятся, разговаривают с ними (даже с самыми маленькими) как с равными себе...

...Известно, что характер складывается к пяти годам. До пяти лет человек усваивает 90% всей информации об окружающем мире, на последующие годы приходится лишь 10%. Все, что он видит и слышит, поражает его своей новизной и поэтому запоминается на всю жизнь. Очень важно, чтобы эти первые впечатления были светлыми и радостными, а не тяжелыми и гнетущими душу.

...Воображение -- это бесценный дар, который надо беречь и развивать. Без хорошо развитой фантазии нельзя стать ни хорошим математиком, ни конструктором, ни поэтом. По умению фантазировать определял способности своих учеников Леонардо да Винчи. Все великие открытия сделаны людьми с исключительно сильным воображением, которое является составной частью всякого таланта.
В некоторых школах есть специальные уроки, где у детей развивают воображение, так как растить таланты -- задача прежде всего социальная. Например, детям задают вопрос:
-- Что будет, если дерево будет расти все выше и выше?
-- Дойдет до облаков! -- радуются малыши.
-- А еще выше?
-- Уйдет в космос! Нет, согнется!..
-- А еще выше?
-- Обовьет земной шар! -- глаза детей горят огнем изумления, открывшейся тайны.
Особенно сильно воображение развито в раннем детстве. Малыша нельзя пугать, изображая тигра или медведя: он сразу видит в нас настоящего тигра, и страх надолго остается в детской душе.

Ребенок не сомневается, что есть чудеса и волшебство, и всегда готов жить по распорядку дня Мюнхгаузена: "С утра -- разгон облаков, после обеда -- подвиг!"
На воображении основана и способность человека мечтать. Мечты ребенка -- это самое хрупкое, требующее предельно бережного отношения явление. Стоит лишь раз или два посмеяться над ними, и он уже никогда не будет с вами откровенен.
Однако мечтательность, доведенная до крайности, приносит вред. Такой мечтатель впоследствии легко превращается в инфантильного человека. Вообще же, сильного мечты укрепляют, а слабого расслабляют. И если у вас ребенок с сильным характером -- развивайте его фантазию, если со слабым -- не делайте этого, а, напротив, прежде всего вырабатывайте решительность и твердость.

Чем богаче зрительная и эмоциональная среда вокруг ребенка, тем быстрее он развивается. Зрительные впечатления создают эмоциональную платформу будущей жизни, почву для богатства ассоциаций, то есть для ума и интеллекта. ВОТ ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНЫ ПУТЕШЕСТВИЯ, ПОХОДЫ И ВООБЩЕ РАЗНООБРАЗИЕ ОБСТАНОВКИ.
Некоторые родители ждут, пока ребенок окрепнет, подрастет, тогда только отправляются с ним в путешествия. Но вот однажды я видел на Кавказе, как по крутой тропе поднимался молодой загорелый мужчина, а из торбы на его спине весело смотрел на горы и сосны годовалый сын...
В познании мира большое значение для ребенка имеет осязание. Родители, не зная об этом, часто останавливают малыша, запрещая трогать окружающее... Этим они задерживают его умственное развитие, так как он еще многое не может понять только на основе рассуждения.
-- Ну, обязательно потрогать надо! -- часто возмущаются взрослые, сдерживая ребенка. Да, представьте себе, обязательно!
Спрашивая "что это?", ребенок требует оценки, а не названия. И постепенно в его сознании складывается мир из наших оценок. Насколько они будут глубоки и эмоциональны, настолько глубок и эмоционален будет этот мир.
Одна из главных особенностей детей -- это подражание. Лет до десяти в ребенке образуется личность по образу и подобию его родителей. Во многом это относится и к темпераменту: у спокойных родителей растет спокойный ребенок, у вспыльчивых -- нервный.

...Отличительным признаком хорошей семьи является веселье. Веселая музыка, неглупый смех, шутки -- все это повышает настроение и помогает преодолевать трудности. Если ребенок из года в год видит перед собой веселых, жизнерадостных родителей, он и сам будет таким же.
Десятилетний мальчик так ответил на вопрос родителей, что такое уют: "Это когда мы сидим на маленьком диванчике, и я -- между вами." Вот об этом желании неплохо бы нам помнить всегда...

У нас острый дефицит умного направленного воспитания, и дети зачастую предоставлены сами себе. Между тем, как известно, что ЕСЛИ ВОСПИТЫВАТЬ ДОБРО -- БУДЕТ ДОБРО, ЕСЛИ КУЛЬТИВИРОВАТЬ ЗЛО -- БУДЕТ ЗЛО, ЕСЛИ ВООБЩЕ НЕ ВОСПИТЫВАТЬ, ТО БУДЕТ ОПЯТЬ ЖЕ ЗЛО.
Но что такое добро?..
Евангельское понимание добра нам не подходит, оно полностью развязывает руки злу. А истинное добро состоит как раз в искоренении зла. Ведь чем больше человек любит добро, тем больше он ненавидит зло. Это значит, что нужно воспитывать в ребенке не доброту всепрощения, а доброту, связанную с неприятием зла, а в более зрелом возрасте -- с активной борьбой со злом.
Безусловно, мир детства должен быть светел и неомрачаем, но затем все же следует постепенно вводит ребенка в реальную жизнь. Но делать это очень осторожно, ибо нигилизм -- сильнейший яд и давать его надо в малых дозах, чтобы детский оптимизм и вера в людей не сменились безверием и скептицизмом.

...Когда доверие бывает обмануто, часто за этим следует катастрофа. Дети отдают нам всю душу, надеясь то же получить в ответ. Но часто получают совсем другое.
-- Не бойся, никто об этом не узнает! -- говорит учительница ученику и через пять минут громко рассказывает обо всем в учительской.
-- Мы за ней все время следим! -- авторитетно заявляют родители о подростке-дочери, не понимая, что "следить" -- вообще занятие подлое, а за своим ребенком -- вдвойне.
Доверие ребенка -- огромная ценность. Лишь те родители по-настоящему счастливы, кто сохранил полное доверие своих детей, когда тем исполнилось и семнадцать лет, и тридцать, и сорок.

...Человечность начинается там, где человек делает что-то для других. Поскольку первые пять лет ребенок находится в семье, то его первые дела "для других" должны быть направлены на родителей. Мы и есть для него другие. Свое для него только игра, и когда ему велят вымыть тарелку или убрать постель, ему не хочется. Вот тут и важно постепенно, ласково и настойчиво приучать его к общему труду. При этом желательно, чтобы он делал это с радостью.

...Нужно следить, чтобы плохое действие никогда не сопровождалось приятными ощущениями и, наоборот, хорошее всегда сопровождалось ими, ибо ПРИВЫЧКА ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ НА ОСНОВЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ, ПОЛУЧЕНЫХ ПРИ ДЕЙСТВИИ.
Но не одни привычки воспитывают характер, важно и простое словесное воспитание.
-- Ты за своей дочкой тоже так будешь ухаживать? -- спрашиваю я сына, моя в тазу ему ноги.
-- Да-а, -- неуверенно тянет он, начиная осознавать, что любовь может потребовать и усилий.
-- Ты своего сына тоже не будешь ругать, если он разобьет тарелку? -- спрашивая я его.
-- Не буду! -- бодро отвечает он.
Если он сумеет запомнить эти свои чувства, есть надежда, что в зрелом возрасте он действительно поступит так же.
С ростом ребенка изменяются наши требования к его любви. Нам уже мало, чтобы он просто приласкался, нам нужно, чтобы он помогал по хозяйству, брал из рук тяжелую сумку, ухаживал, если мы заболеем. Не думайте, что это заложено природой и ребенок сам по себе должен любить и заботиться о нас. Во-первых, основной инстинкт человечества -- это продолжение рода, и поэтому, как правило, человек больше любит своих детей, чем родителей; во-вторых, ребенок может и любить нас, но не умеет этого выразить. Так что всему этому, увы, придется учить...
-- Давай-ка купим маме цветы...
-- Чем бы нам порадовать папу?..
Если такую заботу друг о друге ребенок видит постоянно, возможно, что и сам он вырастет чутким и заботливым.
С самого раннего детства полезно приучать детей обмениваться игрушками, ибо это предупреждает воспитание жадности -- начала многих пороков.
Вы должны закусить губу, но ни слова не сказать, если ваш сын отдает ценную машинку за поломанную или даже просто так. Ваш выигрыш гораздо больше, ибо радость от отдачи -- высшая радость, и только такими чувствами и нужно заполнять душу ребенка. Жизнь сама позаботится, чтобы дать ему отрицательные защитные рефлексы. Но, разумеется, нельзя требовать, чтобы ребенок отдал свою игрушку: все это дело добровольное, и должно приносить только радость.

Важно воспитать сопереживание к человеку. Здесь тоже нужна тренировка. Используйте любой случай, в котором ребенок мог бы проявить свое участие, доброту, сопереживание, ведь добрый -- тот, кто чувствует боль другого.
Но чтобы воспитать в ребенке любовь и доверие к людям, вы сами должны относиться к ним с уважением и добротой. Если же этого нет, то и у вашего ребенка этих качеств не будет. Вам достаточно лишь несколько раз показать свой нигилизм, чтобы в ребенке он стал устойчивым явлением.
Так что, как бы трудно вам ни приходилось, старайтесь, чтобы ребенок видел в вас оптимиста.

Развивая в ребенке ум, следует внушать, что он нужен для добра и поиска истины, а не для хитрости и эгоизма. Развивая силу, нужно говорить, что она нужна для восстановления справедливости и защиты слабых, а не сама по себе. Взращивая талант, нужно объяснять, что он имеет цену лишь тогда, когда помогает людям жить, поднимает их еще на одну ступеньку в развитии, а не для удовлетворения личного честолюбия или гордости...

Нельзя по низкой успеваемости делать вывод о неспособности школьника. Современные психологи доказали, что пик раскрытия способностей человека может быть смещен и к двадцати, и к сорока, и к шестидесяти годам. Это значит, что люди развиваются очень неравномерно, и требовать от ребенка, чтобы он именно сейчас умел, знал, мог то, чего он еще не может, все равно, что дергать колос у земли, чтобы он стал повыше, вместо того, чтобы поливать или дать ему больше света.
Ребенок во всем берет пример с родителей, как оказалось, в познавательной активности тоже.

Ребенок готов часами бегать, гулять, заниматься любимым делом... А если он "тянет время" и не хочет делать уроки, то наша задача -- переплавить это нехотение в хотение, а не обзывать его лентяем или повышать голос до крика. Тем более, что в отсутствии у него интереса к учебе чаще всего виноваты мы сами.
..Вообще же, помогать в занятиях нужно очень осторожно. Если сидеть с ребенком все время, пока он делает уроки, начиная с первого класса, то наверняка придется сидеть вплоть до десятого. К тому же этой постоянной помощью в ребенке убивается вера в себя, самостоятельность мышления.
Одна из главных причин неуспеваемости -- это неумение учиться. Ребенку говорят: "Думай!", а он не знает, как думать и что это такое вообще. Между тем, внимание -- основа хорошей учебы. Умение сосредоточиться в короткий промежуток времени требуется и на экзамене, и на контрольной, и просто при ответе у доски.

У памяти есть одна особенность: если учить материал для завтрашнего урока, то лишь до завтра он закрепится в голове; если учить и при этом думать, что спросят через неделю, ровно неделю знание и будет. Так что полезней думать, что все, что узнаешь, пригодится в течении всей жизни. Кстати, именно этим отличаются мудрецы от простых смертных: они помнят все, что когда либо видели и слышали.
Ребенок должен знать, что любое творческое дело состоит минимум из 40% черновой неинтересной работы, и чтобы впоследствии не пасовать перед этой неизбежной нагрузкой, нужно научиться преодолевать ее с детства.

Если у ребенка нелады в школе, ему особенно важна поддержка в семье. Но вот он подходит с учебником к отцу: "Папа, вот тут у меня задачка не получается..." "Ты всегда был кретином и никогда ничего не понимал!" -- говорит отец, беря учебник...
Учеба -- только часть жизни школьника, а эта жизнь должна быть интересной, спокойной, радостной.
Не стоит принимать близко к сердцу, если ребенок принесет двойку или не сможет разобраться в параграфе по физике или химии, все это преходяще. Гораздо важнее, если, взяв из вазы последний апельсин, он разделит его с вами, а не съест в одиночку. УЧЕНИЕ ВООБЩЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ САМОЦЕЛЬЮ. ГЛАВНОЕ -- ЭТО ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, А НЕ БИОЛОГА, СЛЕСАРЯ ИЛИ КОСМОНАВТА.

...В три года каждый малыш с удовольствием помогает по хозяйству, для него это такое же познание мира, как и игра. Ему интересно смотреть и слышать, как вода льется из крана, как тарелка норовит выскользнуть из рук и разбиться на мелкие кусочки. Вот тут и нужно, воспользовавшись этим интересом, почаще предлагать ему разные дела: пришить пуговицу, забить гвоздь (пусть даже это все с вашей помощью, но при его участии).
Нужно всегда поддерживать инициативу: если он захотел чистить ботинки -- пусть чистит, подметать пол -- пусть подметает. И если по каким-либо причинам (испачкается, сделает не так) вы запретите его деятельность, впоследствии вы затратите уйму труда, чтобы приучить его к ней снова, и скорее всего ваши усилия будут напрасны.
Самостоятельность -- это творчество; когда ребенок делает что-то сам -- он творец, а когда человек творит -- он счастлив. Для полноты жизни нужно постоянное ощущение ее новизны. Творческий труд и дает это ощущение. К тому же творчество -- это всегда напряжение ума, некое усилие над собой.
Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может сделать и сам. Ведь и таким вот образом вы оказываете ему свое доверие. Неопытные родители поступают иначе. "Я сам!" -- восклицает малыш, пытаясь надеть рубашку или завязать шнурок. "Ты еще мал" -- говорит мать, делая все за него. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего самому не делать. Затем он начинает командовать...
..Ничего хорошего не получается и в том случае, когда родители не помогают детям "из принципа", желая, чтобы те всему научились сами. И бедный ребенок, испытывая трудности первобытного человека, все больше и больше отстает в развитии от своих сверстников, у которых родители не столь невежественны.
Еще худший вариант мы имеем в том случае, когда детей приучают к труду силой...
У малыша должны быть свои обязанности по дому. Однако нельзя требовать, чтобы ребенок делал сразу все, как надо, -- это выше его сил и возможностей. Любая нагрузка должна нарастать постепенно.
Наша главная задача -- воспитать любовь к труду. Как только он превратится в повинность -- все пропало, ибо трудовое воспитание -- это прежде всего нравственное воспитание.
(!) В одном пионерлагере вожатый с утра объявил ребятам, что сейчас они пойдут пропалывать саженцы кедра. Он очень интересно рассказал о ценности и значении кедра, и когда ребята уже прониклись важностью задачи, вдруг закончил: "А кто будет плохо работать -- того накажем!" И все пропало. А главное, в детях разрушился целый мир радости, в котором они могли бы прибывать от осознания ценности своего труда.

Опыт показывает, что ребенка несравненно труднее обучить трудовым и бытовым навыкам, наказывая его за ошибку, чем мягко поправляя. Ласка за правильное действие и отсутствие ее - при не правильном. И никаких наказаний! Именно в этом случае обучение идет наиболее быстро.
После того как ребенок приучится к определенным трудовым усилиям в интересном для него виде труда, он легко будет справляться и с неинтересным, ибо роль сознания в нем повышается с каждым годом.

Есть люди, легкие на подъем, а есть домоседы, которых с места не сдвинешь. Если ребенок ходит в магазин, аптеку, кружок, в турпоходы, то есть приучен к активной жизни, то и в дальнейшем это не будет для него в тягость. Кроме того, в не развивается инициативность -- качество очень важное как для семейной, так и общественной жизни.
Когда ребенок не убирает за собой игрушки или не складывает одежду перед сном -- это не только расхлябанность, но и отсутствие привычки к волевому усилию. Если школьник, сделав один урок, не хочет делать другой, а норовит удрать гулять -- это опять то же самое. Когда подростка не заставить сходить в магазин или выгладить брюки -- это опять то же.

Воспитывать ребенка нужно всегда и везде. Во всех случаях важно разъяснить, что внешняя культура отражает внутреннюю сущность человека. И главное, как можно больше положительных примеров. Ведь лет до десяти ребенок хочет видеть и чувствовать мир лишь красивым, надежным и добрым.
Воспитать человека со светлым, ясным взглядом на мир -- задача непростая. Вот почему добро и красоту ребенок должен видеть вокруг себя постоянно. Причем из каждого частного положительного примера старайтесь выделить общее, тпичное для нормального человека.
Пусть он знает, что хороший человек прежде всего видит в людях хорошее, а плохой -- только плохое. Хороший человек всегда рад чужому счастью, плохой -- и понять не в состоянии, как это можно радоваться за другого. Хороший человек не в силах оскорбить другого, плохой, наоборот, находит удовольствие в уничижении, оскорблении другого. Хороший человек чужую боль воспринимает как свою, плохой -- глубоко равнодушен ко всему, кроме себя...
Если ребенок глубоко усвоит все это и еще тысячу истин в раннем детстве, то и в юности, и в зрелом возрасте его уже будет трудно сбить с правильного пути.

...Чувство красоты какими-то невидимыми путями связано с нравственной красотой человека. Эстетически развитому человеку всякая дисгармония приносит настоящее страдание: он не может видет тупые, жестокие лица, слышать фальшивый голос, читать плохую книгу.
И наоборот, у эстетически и духовно неразвитого человека красота, гармония вызывают чувство ненависти, желание растоптать, уничтожить эту красоту, ибо уродство более соответствует его внутреннему духовному миру.
В детстве душа открыта прекрасному, с годами это качество теряется, и то, что упущено в детстве в эстетическом плане, во взрослом состоянии уже не наверстать.

..Сейчас много говорят о современных школьниках: шесть-семь часов сидения в школе и несколько часов дома -- надо иметь поистине богатырское здоровье, чтобы выдержать подобную нагрузку. Вот почему в наше время так важен спорт.
Каждое воскресенье всей семьей -- за город: жечь костер, кататься на лыжах, играть с мячом на зеленой траве -- все это дает огромный заряд здоровья как ребенку, так и взрослому.
А много ли семей, которые отдыхают за городом систематически?..

..."Если детская комната, вопреки нашим запретам, так часто бывает мастерской и складом хлама, а значит складом материала для предполагаемых работ, не в этом ли направлении обратить наши поиски? Быть может для комнаты маленького ребенка нужен не линолеум, а воз полезного для здоровья желтого песку, изрядная вязанка палок и тачка камней? Быть может, доска, картон, фунт гвоздей, пила, молоток и токарный станок были бы более желаемым подарком, чем игра, а учитель труда полезнее, чем преподаватель гимнастики или игры на пианино? Но тогда придется изгнать из детской больничную тишину, чистоту и боязнь порезанных пальцев..." (Януш Корчак).


3. Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь.

...Какие формы неправильного воспитания особенно отрицательно влияют на характер ребенка?

ВОСПИТАНИЕ ПО ТИПУ ЗОЛУШКИ, когда родители чрезмерно придирчиво, враждебно или недоброжелательно относятся к своему ребенку, предъявляя к нему повышенные требования, не давая ему нужной ласки и теплоты. Забитые, робкие, вечно под страхом наказаний и оскорблений, многие из таких детей и подростков в дальнейшем вырастают нерешительными, пугливыми, неспособными за себя постоять. Обостренно переживая несправедливое отношение родителей, эти дети нередко много фантазируют, мечтая о сказочном принце и необыкновенном случае, который избавит их от всех сложностей жизни. Вместо того, чтобы активно относиться к жизни, они уходят в мир фантазий.
ВОСПИТАНИЕ ПО ТИПУ КУМИРА СЕМЬИ. В таких случаях выполняются все требования и малейшие капризы ребенка, вся жизнь семьи крутится только вокруг его желаний и прихотей. Дети растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не понимающими ограниченность материальных или иных возможностей родителей. Эгоизм, безответственность, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим -- вот следствия такого уродливого воспитания.
ГИПЕРОПЕКА. Тут ребенок лишен самостоятельности, его инициатива подавлена, не дают развернуться его возможностям. Многие из таких детей с годами становятся нерешительными, слабовольными, неприспособленными к жизни, они привыкают, что за них кто-то все будет делать.
ВОСПИТАНИЕ ПО ТИПУ ГИПООПЕКИ, когда ребенок предоставлен сам себе, никем не контролируется, никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию, "что такое хорошо и что такое плохо".

...Подросток, видя, что у его родителей мало друзей, что к ним никто не приходит и им не к кому пойти в праздники, что они изолированы от окружающих, впитывает в себя подобные отношения с людьми и, когда вырастает, ведет себя так же, как и его родители.


4. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики.

...Не отсюда ли рукастость деревенских мальчишек? Безбоязненно и лихо берутся они за любое дело, потому что вокруг -- мир людей делающих все своими руками. Женя с Витькой уже несколько дней в перерывах между прополкой, хлопотами по дому сидели над разобранным велосипедом и пытались из его останков создать усовершенствованную модель. Не получалось, но ни отец, ни Валентин не тревожились -- пусть учатся.
Когда отправились на лодке в соседнюю деревню в гости, отец доверил Женьке управлять мотором, и тот долго копался в нем посреди реки, когда заглох двигатель. А потом взревели лошадиные силы и понеслась семейная лодка вдоль красных берегов.
Вите 13 лет, в седьмой перешел. Весной, в распутицу -- мать больна, отец дежурит в котельной, Женька в интернате за рекой живет -- все хозяйство на Витьке. Шестнадцать ведер воды принести в день. А еще дров нарубить на топку. А еще полы помыть в доме. Рано поднимаются деревенские ребятишки. И не ходят -- летают. От дела к делу. Из избы в хлев, от поленницы к баньке, от колодца к огороду.
Летят по траве летние сани, белоголовые парни верхом -- голыми пятками по конским бокам...

Городской ребенок шагнул с тропинки на мокрый от дождя луг: "Нельзя!" Потянул руки к березовой ветке: "Нельзя!" Разулся и по лужам босиком: "Нельзя!" Как красные флажки на охоте: "Нельзя!" А что можно?.. Сколькими своими "нельзя" мы погасили ростков любознательности, радости, желания перемерить мир своими шагами. Черными ступнями, не знающими летом сандалий и носков, деревенские ребятишки салютуют о свободе, с которой они познают мир.

.."Жила очень давно мать, растила сыновей, и, повзрослев, отправились они в мир. И каждому дала она совет, как верного выбрать товарища. Одному сказала: нарочно отстань в пути, а спутнику крикни: подпруга, мол, у коня ослабла, поезжай, догоню. Уедет, не предложит помочь -- не товарищ он тебе. Другому сказала: проголодаешься, достань лепешку, протяни спутнику, чтоб делил. Возьмет он себе большую часть, а меньшую отдаст -- жаден, не иди с ним..."

Ловкость, силу, развитые мужские плечи, возможность выйти с достоинством из случайной ночной встречи с хулиганьем -- вот что видят мальчишки за манящим словом "самбист". Их увлечение -- как упрек за недополученное в детстве мужское воспитание. Журавлиные, длинные ноги, вихляющая походка, из-под воротника тянется худенькая шея -- а что вы хотите? -- в детсаду, в школе, дома - всюду женщины. Они могут научить аккуратно есть, даже вышивать. Но что мальчику хочется и нужно состязаться в силе, ловкости, в борьбе -- об этом им подумать страшно. Тех, кто борется, -- в угол! Осуждаем мы драки, называем хулиганством, взамен размахивания кулаками пропагандируем только меру убеждения.
Если девочкам мать многое может дать сама, то мальчикам, выросшим без отца, не узнать никогда, как хорошо еще сонному идти на рыбалку по крупной седой росе, касаясь отцовского рукава, как интересно проверять свои хрупкие построения мира на крепость мужской железной логики, как радостно узнавать в себе те же черточки, те же мужские движения, поступки, слова, как у отца.


5. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Еще не поздно.

...Даже если ребенок с помощью своего воображения не открывает ничего нового для человечества, он открывает многое для себя. В воображении ребенок еще и еще раз перерабатывает увиденное и услышанное им, достраивает и уточняет свое представление о жизни, создает свою картину мира, находит место для себя в этом мире.

Воображение тесно связано с внутренней жизнью каждой личности.
Положительные эмоции -- и на рисунках ребенка: качели, карусели, праздничный стол.
Отрицательные переживания -- и его спутниками становятся черти, Баба-Яга, черный цветок, зубастый самолет, выдуманный плохой мальчик, который творит бесконечные шалости и проказы.
...тогда с уверенностью можно сказать, что живется этому человеку непросто, что все его воображение направлено на то, чтобы защитить себя. Значит, что-то неблагополучно вокруг малыша. Это сигнал взрослым.

Познавательное воображение имеет тенденцию к полному угасанию. Установка обучения, особенно школьного, на определенность знаний, получаемых ребенком, однозначность его ответов на все вопросы, усвоения готовых схем преобразования действительности ведут к снижению роли воображения, а затем, нередко, и к практически полному его исчезновению.
..Не секрет, что школьники оценивают сверстников по тому, насколько с ними интересно, могут ли они придумать новую, захватывающую игру. Ребенок должен уметь найти неожиданную точку зрения, новое применение уже известных предметов. Только тогда с ним будет интересно другим детям, а потом и другим взрослым людям. К такому лидеру будут тянуться остальные соглашаясь даже на второстепенные, непрестижные роли.
Главная причина интеллектуальной пассивности -- это слабое развитие творческого воображения, отсутствие гибкости мышления и связанного с ним особого видения ситуации, умения отказаться от шаблонного ответа.

"Что увеличивается тем больше, чем больше от него отнимают?"
Именно эту особенность канав или ям сумел увидеть Леонардо да Винчи.

Задача: "На дереве сидело пять уток. Охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток осталось на дереве?" (Дело не в том, улетели ли утки после выстрела, а в том, садятся ли утки на деревья.)

Побеждать -- победить Учиться -- от'учиваться
Отчуждать -- ? (отчудить!) Очутиться -- ?


6. Богуславский С.Р. "Пока сердца для чести живы..."

...Учитель не любящий детей -- нонсенс. Тем не менее это не редкость. Много именно молодых (и не только) учителей, которые детей только терпят. Три четверти студентов первого курса пединститута убеждены, что с детьми они работать не будут.. А если им потом все-таки придется работать в школе, они будут думать только о том, как оттуда удрать.
..Привыкают работать без увлечения и радости, вечно ноют, злятся, воюют с ребятами и говорят, что работа -- нервная.
Любить детей, значит -- понимать их.
У детей свой мир, свои представления и оценки, далеко не всегда совпадающие с тем, что думают и чувствуют взрослые. Учителю, действительно любящему детей, как правило интересны в первую очередь не взаимоотношеня, а сами дети. Он наблюдает за ними, прислушивается к тому, что они говорят, анализирует их поступки и решает, как поступать самому в том или ином случае.
...Вот две воспитательницы группы продленного дня. Одна все время с детьми: то играет в ручеек, то затеяла викторину, то рассказывает какую-то историю. Причем главное, что ей самой это интересно. Другая сидит и не сдвинется. Она присутствует и считает, что этого достаточно. Изредка возмущается, учит, как надо себя вести. Обидно, что такие встречаются и среди молодых.

Сидя на уроках, я заметил, что дети очень любят юмор, даже грубый и примитивный. Я потом уже, работая учителем, не пропускал комичных ситуаций, постепеннно это вошло в стиль моего общения с классом.
Еще я зарифмовал фамилии у чеников... и делал записи-замечания в дневниках.
Мне иногда говорят: "Что вы делаете? Разве так наказывают?" Но я считаю, что юмор куда эффективнее нотаций и слез.

У некоторых молодых педагогов строгость диктуется страхом перед детьми. Они боятся доверительных отношений, считая, что тогда ребята не будут их слушаться. То они орут на детей и даже оскобляют их, то сурово и безапеляционно ставят двойки.

Дети -- психологи. Они интуитивно распознают, чего вы стоите как учитель. Знающих педагогов дети признают безоговорочно, хотя сами они порядочные шалопаи. Поэтому вы моете быть остроумны и красивы, вы можете надеть модный пиджак, но все это -- тьфу! -- по сравнению с тем, как вы рассказываете: образно, содержательно, убедительно. Или трудные задачки вы щелкаете как орешки, или физические опыты вы демонстрируете так грациозно и таинственно, что даже сам Кио вам позавидовал бы! Вот и решайте, как вам быть: мастером или балаболкой...
Дети, как и взрослые, тоже бывают разными. И злыми, и жестокими, и коварными, и мстительными, и скрытными, и, конечно, ленивыми и равнодушными. Не надо их идеализировать. Но это означает только то, что с ними надо работать, надо терпеливо лепить из них будущих друзей. Воспитывать -- это значит мыслить перспективно. И если сегодня мальчишка украл авторучку, это еще не значит, что он вор, и если он сегодня закурил, подрался, выругался матом, это еще не значит, что он хулиган и бандит. Он просто ребенок и он слабее нас.

В школу я пришел с огромным энтузиазмом, запасом навыков, песен и большим желанием научить туризму своих учеников.
Во-первых, будучи классным руководителем, я, можно сказать, сразу же завоевал свой класс именно тем, что почти каждое воскресенье отправлялся с ребятами в поход. Во-вторых, среди учительской молодежи у меня нашлись сторонники и сподвижники; мы стали проводить общешкольные слеты, где обязательными атрибутами были костры, песни, туристические эстафеты. В-третьих, каникулы у нас стали времеенем многодневных походов. В-четвертых, благодаря повальному увлечению туризмом, в школе стало намного интереснее, образовался устойчивый нравтсвенный микроклимат, стиль взаимоотношений, открытых, веселых. Никаким пожилым учителям поднять такое дело было бы не под силу.


7. ?...

ОШИБКА 1. У друга не может быть секретов от меня.

В детстве и молодости главное -- похожесть и приспосабливаемость: хочу быть таким, как мой друг, так же одеваться, тем же увлекаться...
В двадцать, тридцать, сорок лет человек развивается в самостоятельную личность, для которой неестественно желание говорить вслух об интимных вещах, стремление оградить в душе уголок, куда никто, даже самый близкий друг, не имеет права входить.


ОШИБКА 2. Настоящий друг -- это друг на всю жизнь.

ОШИБКА 3. В дружбе нет места зависти.

В дружбе дело обстоит иначе: нам надо научиться смотреть на зависть, соперничество и конкуренцию как на составные части дружбы, и находить в них импульс для достижения своих целей. Зависть, понимаемая таким образом, не является смертным грехом. Можно сказать так: если в дружбе отсутствует зависть, в ней отсутствует и необходимая доля восхищения. Но как только зависть начинает брать верх, дружба оказывается под угрозой.

ОШИБКА 4. Крепкой дружбе не страшна долгая разлука.

Дружба живет буднями -- ежедневными встречами, нашим знанием о том, как идут дела у близкого человека. Телефонные разговоры и письма -- не равноценная замена душевным беседам tete-a-tete.

ОШИБКА 5. Настоящие друзья познаются лишь в беде.

Не случайно многие философы считают характерной чертой настоящей дружбы -- преобладание общей радости, а не выражение сочувствия.


Рекомендуемая литература:

1. Ермакова С., Жаров Л. Да и нет. Как жить, когда тебе двенадцать. (Взрослые разговоры с подростками.) [(см. www.leonid-sveta.tyunet.ru)]
2. Корчак Я. Как любить ребенка.
3. Корчак Я. Когда я снова стану маленьким.
4. Никитины Б. и Л. Резервы здоровья наших детей. Мы и наши дети. Развивающие игры.
...


(1992-93 гг., июнь 2008 г.) г.Омск



 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"