Павлов Владимир Александрович: другие произведения.

Реакция немцев менонитов на репрессии советского режима в первые годы Советской власти

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Читай на КНИГОМАН

Издавай на SelfPub

Читай и публикуй на Author.Today
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:


Павлов В.А. МПГУ 4 курс исторический факультет.

Реакция немцев менонитов на репрессии советского режима в первые годы Советской власти

   Данная работа освещает такой малоизученный вопрос, как реакция общества малых народов на действия власти идущие в разрез с принципами и жизнью такой части общества как менонитская община. Следует также сказать об актуальности этой проблемы в наши дни, когда существуют разногласия между обществом и властью в вопросах демократизации и централизации управления, воинской службы, религии и общего школьного образования, самоопределения малых народов. Поэтому такой вопрос, как сопротивление малых народов власти в наиболее критический момент русской истории представляет интерес для изучения.
   История немцев, проживающих в России насчитывает более 400 лет. На протяжении этого периода, данная группа населения по-разному взаимодействовала с российской властью и обществом . Особенно большой вклад в российское общество они внесли в XVII - XVIII вв., являясь катализатором западноевропейских новшеств в России. ХХ век внес значительные изменения в уклад и быт российских немцев. Россия к этому периоду стала неотъемлемой частью мировых государств, имея высокие показатели в разных областях науки, техники, культуры и военного искусства. Немецкие колонисты к этому периоду потеряли свою роль в формировании новшеств в России. Приход к власти большевиков в 1917 г. и последующие за этим изменения крайне негативно отразились на жизни национальных меньшинств. В этой статье хотелось бы коснуться вопроса о том, какова была реакция российских немцев на давление и репрессии со стороны советского режима. Российские немцы, та часть населения, которые претендуя на национальную обособленность всегда отличались лояльностью и миролюбием к власти ( особенности лютеранство ("чья земля, того и вера", "всякая власть от Б-га")). Однако, среди немцев лютеран выделялось течение немцев менонитов, возникшее в XVI в. в Нидерландах. В устав этого течения входило отказ от насилия, нравственное самоусовершенствование, отрицание церковной иерархии, самостоятельное управление общины. Руководители большинства общин этого движения враждебно встретили Октябрьскую революцию. Почему интересен именно вопрос о реакции немцем менонитов на репрессии со стороны советской власти? Немцы менониты- та часть немецкого общества в России, которая проживая в России жило крайне замкнутой общественно-религиозной группой, не желая и не имея возможности к ассимиляции. Религиозно-общественный устав менонитов шел в разрез с той политикой власти, которая была в России. Немцы- менониты не желая участвовать в политике советской власти создавали свои независимые объединения. Так менонитский союз объединял своих членов в "Объединение южнорусских колонистов и граждан германской расы". В устав менонитов входили такие особенности их вероучения, как отказ от насилия, а значит и от воинской службы, нравственное усовершенствование, влекущее за собой теологизацию общественной жизни и отрицание церковной иерархии, а значит и от той вертикали власти, которую проводило советское правительства. Если до Октябрьской революции 1917 г. попечительное управление ограждало немцев от вмешательства в их жизнь российских властей, то после революции эту функцию должны были взять на себя автономные органы и институты. Именно этим и объясняются нереалистические представления российских немцев о характере автономии. Так, призыв немецких депутатов Новоузенского земства в январе 1918 г. можно рассматривать как попытку отделить поволжские немецкие колонии от общей политической линии. Варенбургская конференция, состоявшаяся в конце февраля 1918 г., постановила отделить немецкие деревни от национально-смешанных волостей. Они предполагали объединиться в округа и присоединиться к "Федерации немцев на Волге", чьи органы управления должны были вступить в непосредственные отношения с центральными органами управления Российской Федерации. Эта попытка была заблокирована Сталиным через постановление комиссариата по немецким делам в апреле 1918 г. У причерноморских немцев преобладали две разные точки зрения на автономию   - одни выступали за подчинение немецких колоний германскому протекторату, другие -за создание так называемой "национально-персональной" автономии. После установления советской власти на Юге Украины причерноморскими немцами были организованы по этническому или конфессиональному признаку товарищества и региональные союзы. В период установления советской власти меннониты стремились прежде всего оградить свою молодежь от военной службы. Они хотели организовать нечто вроде альтернативной службы и создать орган, который учредил бы и финансировал эту так называемую "лесную службу". Однако после переговоров с правительством стало ясно, что власть вряд ли поддержит такую организацию. В апреле 1924 г. меннониты обратились к советскому правительству с требованиями, чтобы воинская повинность была заменена "необходимо-полезной работой для государства". Усилия меннонитов, баптистов и толстовцев, их борьба за отмену воинской повинности увенчалась тогда определенным успехом. В законе 1925 г. о воинской обязанности было зафиксировано, что представители религиозных групп, чьи верования запрещали проходить воинскую службу еще до революции, могли выбрать альтернативную службу. Поволжские немцы в 1918 и 1919 гг. организованно выступили против конфискации зерна и скота, против насильственной мобилизации их сыновей в Красную Армию. Непосредственное участие поволжские немцы приняли в так называемом "восстании голодных крестьян Поволжья" под руководством эсэров в 1921 г. Многое уже известно о вооруженном сопротивлении меннонитских колоний (благодаря воспоминаниям и историческим исследованиям эмигрантов-меннонитов) в период гражданской войны, против отрядов Махно. К сожалению, существуют весьма скудными сведениями о восстании в Гросслибентале в июле 1919 г. против направленной туда германской группы "Спартаковцы"и участие немцев в армиях Деникина. Менониты также хотели самоуправления и в сельском хозяйстве. После того, как Московский ЦК поддержал меннонитское "культурное хозяйство", а в апреле 1922 г. был официально признан и "Союз потомков голландских выходцев на Украине", российские меннониты, следуя примеру украинских, также объединились и создали свою структуру -всероссийское меннонитское сельскохозяйственное общество, которое было зарегистрировано в мае 1923 г. Немцы Южной Украины и Западной Сибири активно выступали против образования так называемых "национальных районов" управляемых назначаемыми партией руководителями. Экспроприация и уравниловка, которые власти начали проводить в немецких поселениях привело к объединению общин и общему сопротивлению государственному и партийному аппарату. Российские немцы использовали для обсуждения и решения своих вопросов такую форму, как традиционный сельский сход. Например, еще в начале 1930 г. крестьяне деревни Ново-Романовка в Западной Сибири твердо настаивали на том, чтобы все решения принимал сельский сход, а сельсовет лишь их выполнял. Это, конечно, противоречило линии партии, в соответствии с которой все должно было происходить наоборот.  В немецких поселениях было весьма невелико число желающих вступить в партию или взять на себя какие-либо руководящие функции. Например, в 1925 г. в Сибири только 34 из 214 руководителей были местными, остальные пришлыми "немцами", бывшими политкаторжанами и политзаключенными Колонисты не выступали непосредственно против отделения церкви от школы, но старались организовать религиозное обучение детей вне школы, предлагая обучение в общине, при этом организованные по демократическому принципу общины меннонитов, баптистов и пиетистов обладали определенными преимуществами перед иерархическими структурами в лютеранской и католической церквах. Там на место выбывшего или арестованного священника мог быть выбран новый  - простым голосованием членов общины. Вторая волна организованных актов сопротивления российских немцев была направлена против антирелигиозных мероприятий, коллективизации и раскулачивания, проводимых советскими и партийными органами. Эти протесты прокатились по всем немецким поселениям от Волги до Казахстана.Российские немцы требовали возвращения депортированных кулаков и открытия церквей. Когда началась депортация кулаков на Крайний Север, поволжские колонисты начали всеми способами противодействовать милиции. С декабря 1930 г. по апрель 1931 г. жители почти всех деревень Горной стороны и многих поселений Луговой стороны на Юге России выступили против коллективизации, раскулачивания и закрытия церквей. На подавление этого восстания были брошены армейские части и части ГПУ С 1923 по 1928 г. Советский Союз покинули 23 тыс. меннонитов (из 91 тыс., проживавших в стране). Органы ГПУ получили указание поддерживать эмиграцию "антисоветских элементов" и затруднять выезд из страны немецкой бедноты.
   В данной работе мы просмотрели реакцию немцев-менонитов на действия правительства в первые годы советской власти. Однако остаются такие малоизученные вопросы, как взаимоотношения менонитства с антиправительственными группами, (например с "белыми правительствами") антиправительственные выступления других малых народов, вопросы о сотрудничестве представителей российских немцев с органами власти.
   Литература: О.Лиценбергер Евангелическо-лютеранская церковь и Советское государство (1917-35). М., 1999; О. Курилло Лютеране в России XVI-XX вв. М., 2002; Гросс Э. Автономная Социалистическая Советская Республика немцев Поволжья М., 1995.
  
  
  
  
   3
  
  
  
  

Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  LitaWolf "Проданная невеста" (Любовное фэнтези) | | П.Роман "Игра богов" (Боевое фэнтези) | | Н.Кофф "Не молчи " (Короткий любовный роман) | | Н.Самсонова "Помолвка по расчету. Яд и шоколад" (Приключенческое фэнтези) | | К.Юраш "В том гробу твоя зарплата. Трудовыебудни" (Юмористическое фэнтези) | | С.Шавлюк "Родом из ниоткуда" (Любовное фэнтези) | | Каралина "Магическая академия компаньонов-ёкаев (МАКЁ): Ритуал слияния" (Любовное фэнтези) | | Н.Любимка "Власть любви" (Приключенческое фэнтези) | | Н.Романова "Ступая по шёлку" (Любовное фэнтези) | | А.Емельянов "Карты судьбы 3" (ЛитРПГ) | |
Связаться с программистом сайта.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
М.Эльденберт "Заклятые супруги.Золотая мгла" Г.Гончарова "Тайяна.Раскрыть крылья" И.Арьяр "Лорды гор.Белое пламя" В.Шихарева "Чертополох.Излом" М.Лазарева "Фрейлина королевской безопасности" С.Бакшеев "Похищение со многими неизвестными" Л.Каури "Золушка вне закона" А.Лисина "Профессиональный некромант.Мэтр на охоте" Б.Вонсович "Эрна Штерн и два ее брака" А.Лис "Маг и его кошка"
Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"