Павлова Ная Васильевна : другие произведения.

Курсовая работа по строению и жизни в Аиде (по произведением древних писателей)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  План:
  Введение
  Основная часть
  Глава 1. Топография Аида
  1.1. Врата в подземное царство
  1.2. Водные источники и их назначение
  1.3. Области подземного царства. Их внешний облик и назначение
  Глава 2. Обитатели царства мертвых
  2.1 Боги
  2.2. Чудовища
  2.3. Тени умерших
  2.4. Живые
  Глава 3. Условия пребывания теней в Аиде
  3.1. Тени не упокоенных
  3.2. Тени благочестивых
  3.3. Тени преступников
  3.4. Живые
  Глава 4. Влияние мира живых на мир мертвых
  4.1. Ритуалы над умершими и жертвы подземным богам
  4.2. Магия - посредник между живыми и умершими
  Глава 5. Влияние мира мертвых на мир живых
  5.1. Скорбь по умершим - способ политического влияния
  5.2. Отличия представлений о загробном мире у греков и римлян
  5.3. Значение Аида в сатирической литературе
  5.4. Атеистические направления в поздней античной литературе
  Заключение
   
  Введение
  Испокон веков люди задумывались о том, что же ждет их после смерти, нужно ли бояться конца своего земного существования и будет ли что-то после него. В этой работе я проанализировала отношение человека античного мира к смерти и загробной жизни. Выбор темы изображения иного мира в античной литературе, обусловлен ее актуальностью сегодня и большим количеством разнообразных источников в античной литературе.
  В данной работе я отражены разнообразные аспекты проблемы, каждая из пяти глав отвечает на один общий вопрос и рассматривает подтемы. Итак: первая глава - 'Что'? Здесь речь пойдет о топографии подземного царства, природных условиях этого места и ландшафте. Вторая глава - 'Кто'? Расскажет о том, кто живет в Аиде постоянно, а кто наведывается время от времени. В третьей главе говорится о том, как разным обитателям царства мертвых там живется, и от чего зависят условия их пребывания. Соответственно эта глава ответит на вопрос 'Как'? Четвертая часть поведает 'В какой степени' люди могли влиять на мир мертвых и было ли это вообще возможно. Последняя глава прояснит как образ подземного царства и вера или неверие в него действовали на людей, живших в древности. Вопрос этой главы - 'Зачем'?
  Ответив на все эти вопросы, я надеюсь воссоздать довольно точную и полную модель подземного царства. Также в этой работе я постаралась отобразить все возможные виды взаимоотношений мира живых и мира мертвых, выяснить какое значение оказывало царство Аида на умы и поступки смертных.
  Конечно, этой работой мне бы очень хотелось открыть что-то новое, но полагаю, что с моим начальным, пока уровнем знаний и невозможностью прочесть оригиналы литературных и мифологических источников я вряд ли смогу сделать серьезное научное открытие. Целью этой работы считаю - возбудить интерес к проблеме жизни и смерти в древних цивилизациях Греции и Рима, а также обобщения всех сведений о царстве мертвых, указанных в доступной мне переведенной литературе.
  Тема изображения иного мира в античной литературе привлекла меня в первую очередь своей не освещенностью. Так вышло, что раньше я уже пыталась найти описание подземного мира греков, но ни одного полного и грамотного описания в общедоступных источниках не нашла. Конечно, эта тема привлекательна и тем, что о ней говорили такие великие писатели эпоса, как Гомер и Вергилий. Именно на их труды опирается основная часть моей работы.
  Надо признать, что недостатка в источниках античной литературы, освещающих проблемы и жизнь подземного царства, нехватки не было, в отличие от научных трудов современных ученых. Еще одна трудность заключалась в том, что в разных произведениях встречались иногда кардинально противоположные мнения по поводу одного и того же персонажа или места. Тем не менее, я попробовала создать наиболее общую, не противоречащую ни одному автору версию подземного царства.
  В моей курсовой работе использовано несколько античных произведений, начиная от самых ранних 'Одиссеи' Гомера и 'Теогонии' Гесиода и кончая довольно поздними 'Энеидой' Вергилия и 'О природе вещей' Лукреция.
  Важно отметить, что эти произведения античных авторов принадлежат не только к разным векам, от 9 до н.э., кончая 1 до н.э., но и относятся к разным жанрам. Два национально-мифологических эпоса: Гомер 'Одиссея' и Публий Вергилий Марон 'Энеида', научные и мифологические труды: Гесиод 'Теогония', Тит Лукреций Кар 'О природе вещей', Марк Туллий Цицерон 'Государство', философское рассуждение: Платон 'Федон', сатирически-комедийные произведения: Аристофан 'Лягушки', Лукиан 'Менипп, или Путешествие в загробное царство', а также сборники мифов в литературной обработке: Публий Овидий Назон 'Метаморфозы', Аполлодор Афинский 'Мифологическая библиотека'.
  Еще в моей курсовой было использован материал из нескольких справочников по мифологии и научных трудов современности.
  Работа состоит из введения, основной части (5 глав с параграфами) и заключения.
   
  Основная часть
  Ах, ужасен мрак Аида, многотруден спуск подземный;
  А кто раз туда спустился - на возврат оставь надежды!
  Анакреонт
  Глава 1. Топография Аида
  1.1. Врата в подземное царство
  Мне удалось выяснить, что античные авторы упоминают четыре входа в Аид. Рискну предположить, что располагались они по сторонам света.
  Южные ворота - ход, через который в царство мертвых пробирались мифологические герои Геракл, Орфей и Тесей. Вход этот располагался на мысе Тенар, центральном из трех мысов Пелопоннеса. Там был древний храм бога морей Посейдона, под которым и находился проход в Аид.
  На Севере в подземное царство можно было попасть через одну из пещер в землях киммерийцев, располагавшихся на берегу Океана.
  Мы наконец Океан переплыли глубоко текущий.
  Там страна и город мужей коммерийских. Всегдашний
  Сумрак там и туман. Никогда светоносное солнце
  Не освещает лучами людей, населяющих край тот,
  Землю ль оно покидает, вступая на звездное небо,
  Или спускается с неба, к земле направляясь обратно.
  Ночь зловещая племя бессчастных людей окружает
  (Гомер, Одиссея, 11 песня, 13-19)
  В данном отрывке автор рисует перед нами образ мрачной и ужасной страны, в которой нет солнца и радости. Можно предположить, что киммерийцы у Гомера выступают как стражи загробного мира, а может быть, даже являются его частью. Эти люди словно тени в Аиде не знают ни света, ни радости, они как не упокоенные души не могут ни попасть в Аид, ни вернуться на землю. Одиссей тоже остается на этой тонкой грани между живыми и мертвыми, физически он не входит во владения Аида и Персефонеи, лишь призывает души к себе по средствам жертвоприношения. Но в определенный момент грань стирается, и герой видит суд Миноса, мучения Тантала и Сизифа.
  Царство мрачного Аида пренебрегает законами людей, здесь все зыбко, туманно и загадочно, герой никогда не может быть уверен в том, увидел ли он явь или все это лишь обман и козни враждебных богов.
  Западные ворота можно найти в пещере, расположенной за озером Аверн. Именно отсюда в Аид попал Эней в сопровождении Сивиллы. Вот как Вергилий описывает это место в современной Италии:
  Вход в пещеру меж скал зиял глубоким провалом,
  Озеро путь преграждало к нему и темная роща.
  Птица над ним ни одна не могла пролететь безопасно,
  Мчась на проворных крылах, - ибо черной бездны дыханье,
  Все отравляя вокруг, поднималось до сводов небесных.
  (Вергилий, 'Энеида', 6 книга, 237-241)
  Картина создается тоже мрачная, хоть здесь и нет таких ужасных и страшных людей, каких нам показывает Гомер, но ядовитые воды и воздух озера тоже выглядят устрашающе. Думаю, если бы герой не преследовал очень важную цель, спускаясь в Аид, он бы ни за что не отправился в это путешествие.
  И последние Восточные ворота располагались в Вавилоне, в болотистой местности, где теряется Евфрат. Этот вход нам предлагает сатирик Лукиан в своем произведении 'Менипп, или Путешествие в загробный мир'. Надо отметить, что это место не было постоянной дверью в царство мертвых, здесь располагался своего рода портал, который мог открыть лишь колдун по средствам жертвоприношения и заклинания.
  1.2. Водные источники и их назначение
  Преодолев все сложности, свершив все необходимые ритуалы, герои попадали непосредственно в Аид, где им встречалось множество рек, озер и болот. Наиболее полное их описание, пожалуй, представлено у Платона:
  'Этих рек многое множество, они велики и разнообразны, но особо примечательны среди них четыре. Самая большая из всех и самая далекая от середины течет по кругу; она зовется Океаном. Навстречу ей, но по другую сторону от центра течет Ахеронт. Он течет по многим пустынным местностям, главным образом под землей, и заканчивается озером Ахерусиадой. Туда приходят души большинства умерших и, пробыв назначенный судьбою срок - какая больший, какая меньший, - отсылаются назад, чтобы снова перейти в породу живых существ.
  Третья река берет начало между двумя первыми и вскоре достигает обширного места, пылающего жарким огнем, и образует озеро, где бурлит вода с илом, размерами больше нашего моря. Дальше она бежит по кругу, мутная и илистая, опоясывая ту Землю, и подходит вплотную к краю озера Ахерусиады, но не смешивается с его водами. Описав под землею еще много кругов, она впадает в нижнюю часть Тартара. Имя этой реки - Пирифлегетонт, и она изрыгает наружу брызги своей лавы повсюду, где коснется земной поверхности.
  В противоположном от нее направлении берет начало четвертая река, которая сперва течет по местам, как говорят, диким и страшным, иссиня-черного цвета; их называют Стигийскою страной, и озеро, которое образует река, зовется Стикс. Впадая в него, воды реки приобретают грозную силу и катятся под землею дальше, описывая круг в направлении, обратном Пирифлегетонту, и подступают к озеру Ахерусиаде с противоположного края. Они тоже нигде не смешиваются с чужими водами и тоже, опоясав землю кольцом, вливаются в Тартар - напротив Пирифлегетонта. Имя этой реки, по словам поэтов, Кокит'.
  (Платон, 'Федон')
  У каждой реки есть свое предназначение. По Ахеронту души умерших добираются до суда, где решается их участь. Человекоубийцы попадали в Кокит, где находились до тех пор, пока не вымолят прощения у своих жертв. Матереубийцы и отцеубийцы отправлялись в огненные воды Пирифлегионта, где ожидали прощения или возвращения в Тартар. Стикс же самая опасная для богов река, водами которой клялись и этот обет был непреступен даже для небожителей. Еще одна важная река - Лета, река забвения, испив воды из которой, душа забывала о своей прошлой жизни и могла возродиться вновь.
  Из всего вышесказанного видно, что в Аиде множество рек и озер, хоть и заполнены они не всегда водой. В мире мертвых есть много того, что присуще и миру живых. Это не голая пустыня, не только горящий Тартар, здесь есть место прекрасному земному великолепию, но есть место и ужасным областям, где души преступников подвергаются наказаниям.
  1.3. Области подземного царства. Их внешний облик и назначение
  Мы выяснили, что в Аиде есть вода и огонь, теперь разберемся с ландшафтом подземного царства.
  Раз уж в прошлом разделе упоминался Тартар, с него и начнем описание царства мертвых.
  Медной оградою Тартар кругом огорожен. В три ряда
  Ночь непроглядная шею ему окружает, а сверху
  Корни земли залегают и горько-соленого моря.
  Там-то под сумрачной тьмою подземною боги Титаны
  Были сокрыты решеньем владыки бессмертных и смертных
  В месте угрюмом и затхлом, у края земли необъятной.
  (Гесиод, 'Теогония', 718-723)
  Итак, получается, что Тартар это бездна, где содержались самые страшные создания и преступники. Все античные авторы сходятся в том, что места ужаснее этого не существует. Но также, если верить Платону, именно отсюда берут начало все реки и здесь же они заканчиваются.
  Есть в Аиде и место для благочестивых - поля Элизиума, куда попал и отец Энея Анхиз. Вот как описывает нам это чудное место Вергилий:
  В радостный край вступили они, где взору отрадна
  Зелень счастливых дубрав, где приют блаженный таится.
  Здесь над полями высок эфир, и светом багряным
  Солнце сияет свое, и свои загораются звезды.
  (Вергилий, 'Энеида', 6 книга, 638-641)
  В этой области царства мертвых, тени могут заниматься тем, что любили при жизни: оружием, состязаниями, содержанием колесниц или разведением коней. Все они носят священную белоснежную повязку и странствуют по этой прекрасной земле.
  Еще одним интереснейшим местом Аида являются поля Скорби, куда попадают тени тех, чья жизнь оборвалась из-за любви. Души умерших здесь все еще тоскуют и переживают о своей потерянной любви. Они скрываются в непроходимых лесах или скитаются по широким степям. Именно здесь оказалась после смерти Карфагенская царица Дидона. Все в этой части Аида пропитано печалью и горем.
  Для теней есть лишь один способ избавиться от своих горестей и страданий - испить воды из Леты. Именно возле этой реки собираются души, которые хотят вернуться в мир живых, начать новый круг жизни. Но не все достойны возродиться вновь, не любая тень может вернуться в мир живых. Для каждой тени уготована своя судьба, которую вершат подземные боги и тени-судьи Минос, Эак и Радаманф.
  Практически во всех произведениях античной литературы, которые я анализировала, встречается образ Миноса, сидящего на троне и выносящего приговоры теням. Подземные боги вмешивались лишь в самых серьезных и важных делах. Миноса можно охарактеризовать как честного и справедливого судью, который дает теням лишь то, что они заслужили. Но не все умершие могут рассчитывать даже на суд. Не у всех есть деньги, чтобы перебраться через Ахеронт.
  Есть при входе в Аид место, где толпятся тени, которым нечем заплатить за въезд в подземное царство. Их не похоронили и не дали денег на оплату услуг перевозчика Харона.
  Лодочник этот - Харон; перевозит он лишь погребенных.
  На берег мрачный нельзя переплыть через шумные волны
  Прежде тенями, чем покой обретут в могиле останки.
  Здесь блуждают они и сто лет над берегом реют, -
  Только потом к желанной реке их вновь допускают
  (Вергилий, 'Энеида', 6 книга, 326-330)
  Есть в подземном царстве и пылающий город, сторожевая башня, которую охраняет чудище, дворец Аида и Персефоны.
  Еще важной частью Аида является Эреб - мрак, в который погружено царство мертвых, хотя, как мы видели в Элизиуме светит солнце, все же остальное пространство занимает Эреб.
  Аид совмещает в себе красоту подсолнечного мира и ужасы мира подземного. В нем одновременно властвуют законы людей, которые здесь работают куда жестче и бескомпромисснее, чем в землях Зевса. Здесь все должны соблюдать строгие правила, а за их нарушение непременно последует жестокое наказание.
   
  Глава 2. Обитатели царства мертвых
  Можно выделить четыре наиболее важных категории граждан для Аида: боги, чудовища, тени и гости из мира живых. Каждая из этих групп необходима для гармоничного существования царства мертвых.
  2.1 Боги
  Начать следует с властителей подземного царства - богов. Царство это принадлежит в первую очередь Аиду (Плутону) и Персефоне (Прозерпине). Этих богов авторы античной литературы наделили постоянными эпитетами, которые отображают то место, где живут подземные боги мрачный Аид и Персефонея ужасная.
  Иногда в Аид наведываются вестники богов Гермес, который проводит к царству мертвых души мужчин и Ирида, выполняющая ту же функцию, но для женщин.
  Нашлось здесь место и другим богам. Функции их ужасны и страшны:
  Скорбь ютится и с ней грызущие сердце Заботы,
  Бледные здесь Болезни живут и унылая Старость,
  Страх, Нищета, и Позор, и Голод, злобный советчик,
  Муки и тягостный Труд - ужасные видом обличья;
  Смерть и брат ее Сон на другом обитают пороге,
  Злобная Радость, Война, приносящая гибель, и здесь же
  Дев Эвменид железный чертог и безумная Распря
  (Вергилий, 'Энеида', 6 книга, 274-280)
  Все эти страшные боги населяют мрачный Аид, все они помогают вершить правосудие над тенями и охраняют границы мира мертвых от мира живых. Одну из богинь следует выделить отдельно, ибо ее функции очень четко выписаны в 'Энеиде'. Это Тизифона, одна из Эриний, которая и день и ночь сидит на железной башне и бичует тени преступников. Богиня эта страшна обличием и душой, в ней нет ни жалости, ни сострадания, она не спит и не отдыхает все 'стережет преддверия Дита'.
  Аид охраняют не только боги, но и чудовища, ведь никто не хотел, чтобы однажды Титаны и тени самых страшных преступников вырвались из своих темниц.
  2.2. Чудовища
  Самым известным стражем царства мертвых является Цербер (Кербер). 'Услышав шаги Геракла, Кербер проснулся, вскочил, зарычал и стремительно бросился на Геракла. Выставил Геракл вперед левую руку, обернутую львиной шкурой, а правой схватил пса за шею. Завыл Кербер, дикий вой его разнесся по всему подземному царству. Зубами всех трех голов он впился в львиную шкуру, змеи на спине пса стали плеваться ядом, а голова дракона, росшая на кончике его хвоста, защелкала острыми зубами у босых ног Геракла'. Как писал Лукиан в своем произведении 'Менипп, или Путешествие в загробное царство', Кербер вместе с Химерой помогали мучить тени преступников. Так Химера разрывала их на части, а Кербер пожирал. Этот трехглавый пес мог легко пропустить любого в Аид, но вот чтобы пройти обратно требовалось либо разрешение богов, либо хитрость.
  Образ Химеры еще более расплывчатый. Есть несколько описаний этого чудища. Согласно Гомеру, у Химеры голова и шея льва, хвост змеи и туловище козы. Несколько другое описание дает нам Гесиод:
  Мощной, большой, быстроногой Химерой с тремя головами:
  Первою - огненноокого льва, ужасного видом,
  Козьей - другою, а третьей - могучего змея - дракона.
  Спереди лев, позади же дракон, а коза в середине;
  Яркое, жгучее пламя все пасти ее извергали.
  (Гесиод, 'Теогония', 315-319)
  Также в Аиде есть Гидра, которая стережет вход в Тартар, как нам говорит Вергилий:
  Гидра огромная там, пятьдесят разинувши пастей,
  Первый чертог сторожит. В глубину уходит настолько
  Тартара темный провал, что вдвое до дна его дальше,
  Чем от земли до небес, до высот эфирных Олимпа
  (Вегрилий, 'Энеида', книга 6, 576-579)
  Сторукий велика Бриарей тоже несет вечную вахту в чертогах могучего Аида и Персефонеи ужасной.
  Есть в Аиде и перевозчик мертвых. Мы уже выяснили, что подземное царство отличается обилием рек и озер, которые не переплыть простому смертному или умершему, поэтому их возит в своей ладье Харон, за умеренную плату, разумеется. Как известно, во многих произведениях греческой и римской литературы вода символизировала грань между живыми и мертвыми, так и Харон - посредник между смертными и тенями.
  2.3. Тени умерших
  Самыми многочисленными обитателями подземного царства являются, конечно же, тени умерших. В Аиде их великое множество и меньше их не становится. Все новые и новые души подходят к вратам царства мертвых с целью остаться здесь, если уж не навсегда, так надолго - точно. Судьба теней в Аиде зависит от того, как вели себя эти люди при жизни.
  2.4. Живые
  Последней категорией существ, бывавших в Аиде можно считать редких гостей из мира живых. Количество смельчаков, решившихся пересечь реки Ахеронта можно пересчитать по пальцам. Все эти люди попадали в царство мертвых не из праздного любопытства: кому-то было нужно пророчество, кого-то принудила совершить это опасное путешествие клятва, или надо было забрать с собой что-то жизненно необходимое. Некоторым героям удавалось благополучно попасть сюда и также удачно вернуться обратно, другие же уходили, так и не достигнув цели, или оставались в мрачной обители Аида навечно.
  
   
  Глава 3. Условия пребывания теней в Аиде
  В данной главе мне хотелось бы рассказать о том, как же живется теням в Аиде и как подземное царство принимает своих немногочисленных гостей.
  3.1. Тени не упокоенных
  Есть несчастные души, которые не могут попасть в Аид или вернуться к живым. Это те, кого не смогли похоронить. У них нет денег на оплату услуг перевозчика, и они вынуждены целое столетие ожидать, скитаясь по берегу Ахеронта, лишь после этого они смогут попасть на суд Миноса и занять положенное место в Аиде. О душах таких несчастным нам рассказывают и Гомер, когда Одиссей встречается с тенью Ельпенора, погибшего во владения Цирцеи и Вергилий, описавший судьбу этих теней. Хочется отметить, что когда Одиссей встретил Ельпинора и тот рассказал ему о своей судьбе, многомудрый царь Итаки сразу пообещал погибшему товарищу найти его останки и захоронить их. Да и как могло быть иначе? Одиссей не мог отказать Ельпинору в этой просьбе, ведь оставлять умерших непогребенными считалось страшным преступлением. Вспомнить хотя бы то, что Ахиллес будучи обуреваем яростью все же отдал тело Гектора отцу, чтобы тот совершил должный обряд и захоронил тело сына.
  3.2. Тени благочестивых
  В отношении душ людей, которые при жизни соблюдали все законы и проявляли отвагу, мнения античных авторов расходятся. Гомер в 'Одиссее' говорит нам устами Ахилла о том, что:
  'Я б на земле предпочел батраком за ничтожную плату
  У бедняка, мужика безнадельного, вечно работать,
  Нежели быть здесь царем мертвецов, простившихся с жизнью'
  (Гомер, 'Одиссея', 11 песня, 489-491)
  Гомер представляет нам существование в Элизиуме, как нечто печальное и унылое, с чем такой человек, как Ахилл не может смириться. Воин, привыкший к битвам, славе и почету, он не может находиться среди безвольных душ, которые уже не могут менять мир вокруг себя. Они лишь тени, которые лишь влачат жалкое бесправное существование.
  В эпосе Вергилия картина куда более радостная. Тени, которым по решению суда предстояло жить в Элизиуме, могли заниматься всем, чем хотели. Люди могли жить так, как им было угодно в награду за свои деяния. В Аиде были все условия для их благостного существования.
  Но были также места вне Аида, куда попадали души благочестивых. Это Острова Блаженных, которые по некоторым версиям находились не в Аиде, а в укромном уголке земли.
  Есть и другой путь. Некоторые люди были в награду за свою достойную жизнь превращены богами в деревья или цветы, другие же помещены на небо. Марк Тулий Цицерон в 'Сне Сципиона' говорит о том, что самые достойные люди после смерти станут звездами и созвездиями, чтобы иметь возможность наблюдать за течением жизни на Земле.
  3.3. Тени преступников
  Жизнь благочестивых и не упокоенных теней можно назвать относительно спокойным и однообразным процессом, для преступников же была масса наказаний. Авторы античной литературы не скупятся на описания пыток и всевозможных мучений.
  Каждый герой, спускавшийся в Аид, видел там Тантала, Сизифа, Иксиона и Тития. За свои преступления они были наказаны вечными пытками, от которых нет возможности избавиться. Другие смертные, посмевшие нарушить законы при жизни, имели право на искупление своей вины, пройдя все испытания, они подходили к Лете и могли возродиться вновь.
  Те, кто при жизни враждой родных преследовал братьев,
  Кто ударил отца, или был бесчестен с клиентом,
  Или, богатства нажив, для себя лишь берёг их и близким
  Не уделял ничего (здесь таких бессчетные толпы),
  Или убит был за то, что бесчестил брачное ложе,
  Или восстать на царя дерзнул, изменяя присяге,
  Казни здесь ждут. Но казни какой - узнать не пытайся,
  Не вопрошай об участи их и о видах мучений.
  Катят камни одни, у других распятое тело
  К спицам прибито колес...
  (Вергилий, 'Энеида', 6 книга, 608-617)
  Были и те тени, наказание для которых было вечное пребывание в огненной реке. Они должны были вымаливать прощение у своих жертв, иначе попадали в Тартар.
  Место пребывания теней преступников мрачно, там всегда полыхает пламя или царит кромешный мрак. Атмосфера пугающая и вселяющая настоящий ужас. Думаю, любая душа умершего была готова на все, чтобы избежать вечных мук и начать жизнь сначала.
  3.4. Живые
  Для немногочисленных живых, которые рисковали пробраться в Аид и надеялись выбраться отсюда, был предусмотрен индивидуальный подход. Все зависело от того, зачем тот или иной путник переправлялся через Ахеронт. Геракла, например, дядя принял довольно тепло, разрешил забрать с собой Цербера, опустим, что трехглавого пса сначала надо было победить голыми руками. Боги благосклонно отнеслись к герою, а вот несчастные тени шарахнулись от силача, боясь вызвать его ярость.
  Орфею боги и тени благоволили, ведь он очаровал их своей прекрасной музыкой и трогательной историей о любви к своей погибшей жене, которую он хотел вывести из подземного царства. Здесь Аид с Персефоной тоже были удовлетворить просьбу героя, но не без выполнения условия, с которым, Орфей к сожалению, не справился.
  Совсем другая участь ждала двух других смертных, посмевших вторгнуться в Аид, чтобы похитить жену владыки царства мертвых Персефону. Тесей и Перефой были жестоко наказаны. Аид приговорил их к вечному нахождению в Аиде, правда, позже Геракл спас Тесея и смог вернуть его к солнцу и живым людям.
  Как мы видим, отношение к теням и душам было разным. Можно также сказать, что боги и судьи подземного царства были справедливы и никого не карали зря.
   
  Глава 4. Влияние мира живых на мир мертвых
  4.1. Ритуалы над умершими и жертвы подземным богам
  Как бы это не банально звучало, но смерть играла важную роль в жизни древних греков и римлян. Эти народы всегда старались соблюдать все погребальные ритуалы и вовремя возносить жертвы подземным богам.
  Из исторических и литературных источников нам известно, что у греков и римлян были приняты два типа погребальных обрядов: захоронение тела в землю и захоронение с предварительным сожжением останков умершего. Нас интересует второй способ, потому что именно его чаще всего освещают в литературе.
  Мы встречаем подробную сцену сожжения и похорон у Вергилия. Эней, прежде чем отправиться в Аид должен был совершить погребальный обряд над своим товарищем Мизеном.
  Сложен высокий костер из дубовых стволов и смолистых
  Веток; со всех сторон оплетен он зеленью темной.
  Ставят дарданцы пред ним печальный ряд кипарисов,
  Сверху кладут на костер блестящие мужа доспехи,
  После снимают с огня котлы с бурлящей водою,
  Чтобы омыть и потом умастить охладелое тело.
  Вновь поднимается стон. Возлагают героя на ложе,
  Алый набросив покров - одежду, знакомую тевкрам.
  Грустный долг исполняют друзья: поднимают носилки,
  В сторону глядя, несут к костру опрокинутый факел,
  Отчий обычай блюдя. И сгорают в пламени жарком
  Ладан, яства, елей, из сосудов пролившийся емких.
  После того как огонь прогорел и угли угасли,
  Жаждущий пепел вином, омывая останки, залили;
  Кости собрал Кориней и сокрыл их в бронзовой урне,
  Он же, с чистой водой обошедши спутников трижды,
  Всех окропил, увлажнив плодоносной ветку оливы;
  Этим очистив мужей, произнес он прощальное слово.
  (Вергилий, 'Энеида', 6 книга, 214-231)
  Из этой красочной и подробной цитаты видно, что весь ритуал делится на предварительную подготовку, акт сожжения и погребение, и последующее очищение живых.
  Еще было важно приносить жертвы подземным богам, чтобы те заботились об усопших и не гневались на живущих сейчас. Также жертвы должны были приносить те, кто собирался отправиться в подземное царство, о чем подробно рассказывают Гомер и Вергилий.
  Для каждого конкретного случая жертвы и ритуал были особыми. Одиссею нужно было напоить тени умерших жертвенной кровью, чтобы они смогли говорить, а туши зверей сжечь в честь богов
  Выкопал яму. Была шириной и длиной она в локоть.
  Всем мертвецам возлиянье свершил я над этою ямой -
  Раньше медовым напитком, потом - вином медосладким
  И напоследок - водой. И ячной посыпал мукою.
  Главам бессильных умерших молитву вознес я с обетом,
  В дом свой вернувшись, корову бесплодную, лучшую в стаде,
  В жертву принесть им и много в костер драгоценностей бросить,
  Старцу ж Тиресию - в жертву принесть одному лишь, отдельно,
  Черного сплошь, наиболе прекрасного в стаде барана.
  (Гомер, 'Одиссея', 11 песня,25-33)
  Здесь и в других произведениях античной литературы и мифологии мы видим, что в жертву подземным богам приносили именно черный скот, а также то, что без крови тени не имели силы. Еще Геракл заколол одну из коров, принадлежавших Аиду, чтобы заговорить с тенями умерших.
  4.2. Магия - посредник между живыми и умершими
  Анализируя все античные источники, которые мне удалось найти, можно сказать, что магия и колдовство - обязательные посредники между миром живых и царством мертвых. Ни один человек без помощи колдуньи или жрицы, или хотя бы не посвященный в мистерии не мог пробраться в Аид. Волшебство было еще одной границей, охраняющей спокойствие мертвых от вмешательства смертных. Знание того, что без специальной подготовки и помощи колдуньи или жрицы вы никогда не попадете в подземное царство не умерев, останавливало многих безрассудных смельчаков, желавших приблизиться к богам. Из первых глав видно, сколь тщательно охранялся подземный мир. Думаю, все это было сделано для того, чтобы люди ни при каких условиях не решили, что могут сами что-то решать и вторгаться в мир небожителей. Подземное царство должен был быть надежно закрыт от глаз смертных. Все они могли лишь догадываться, что ждет их по ту Сторону Ахеронта.
  Мир живых всегда хотел контролировать и мир богов и мир мертвых, но это людям удавалось плохо. Лишь несколько смельчаков смогли пробраться в царство мрачного Аида, еще несколько, связанных с магией человек могли быть посредниками между живыми и мертвыми.
   
  Глава 5. Влияние мира мертвых на мир живых
  5.1. Скорбь по умершим - способ политического влияния
  Когда люди поняли, что обязательно умрут? Когда они начали думать, что их ждет что-то после смерти? Почему они создали Аид именно таким, каким мы его сейчас представляем? Вряд ли найдется человек, который сможет ответить на эти вопросы, я лишь хочу выдвинуть несколько предположений, которые, увы, мне нечем подкрепить, разве что здравым смыслом.
  Мне всегда казалось, что любая религия или мифология, в конце концов, а может быть, и с самого начала случайно или вынужденно помогала политикам воздействовать на умы людей. Представьте, как резко падает уровень преступности, когда люди верят, что после смерти их ждет вечная жизнь и условия ее зависят от того, как они жили в бытность смертных. А как удобно говорить своим подданным, что в полисе голод не потому, что власти вовремя не позаботились о заготовке зерна или о поливе полей, а потому, что граждане не принесли жертву Деметре или разгневали Посейдона. Но, быть может, это взгляд современно человека, привыкшего, что все на этой планете покупается и продается, а когда-то все было иначе и Аид порождение не политиков, желавших управлять, а людей надеявшихся, что их погибшие близкие продолжают жить.
  Можно сказать, что греко-римский мир мертвых соответствует обеим целям мифологии. Люди во что-то верят, политики и жрецы грозят страшными муками Тартара. Вот так когда-то давно появилось очередное средство воздействия и давления на умы людей, а также главная надежда человека на то, что душа его бессмертна.
  5.2. Отличия представлений о загробном мире у греков и римлян
  Римский и греческий народы имеют много общего в культуре и государственном устройстве, но и различий между ними тоже великое множество. Эти отличия были видны практически во всех областях их жизни. Вот и загробный мир, греки и римляне видели несколько по-разному.
  Греки большую часть времени полагались на рок и богов, римляне же видели себя центром мира и считали, что смогут повелевать всеми. Даже в Аиде римлянин не терял своей индивидуальности и существовал в достойных условиях. Тени римлян оставляли за собой большую часть человеческих качеств, за исключением тела, пожалуй.
  Теория Цицерона о том, что после смерти достойные граждане Рима станут звездами тоже довольно смела и отвечает всем условиям главенства Рима надо остальными городами и государствами. Вечные звезды, которые надменно взирают на деяния смертных.
  Еще одно отличие в изображении подземного царства можно проследить по тому, как античные авторы относились к участи Тесея. В греческой мифологии его уводит с собой Геракл, да и сам поступок Тесея не вызывает осуждения. Он ведь пытался выкрасть Персефону, связанный клятвой. Римляне же по-другому относятся к афинскому царю, приросшему к скале. Вергилий в 'Энеиде' показал его с точки зрения преступника, обреченного на вечные муки. Можно сказать, что Вергилий презирает слабость Тесея. Ему не могут простить и стенаний. Если бы Тесей был римлянином, то обязательно смог бы поступить правильно или избежать наказания.
  Главным отличием греческого Аида от римского является то, что Эней смог увидеть в подземном царстве будущее. Греки никогда не стали бы отдавать будущее в руки Аида. В подземном царстве все мертво и нет места надежде. Это просто неприемлемо для греков видеть в царстве мертвых еще не родившиеся души. Но римский эпос допускает подобные вольности. Ведь для Вергилия несомненно важно было показать то, что тевкры смогут основать Рим и будут править миром.
  
  
  
  
  5.3. Значение Аида в сатирической литературе
  Подземное царство для сатириков было идеальным образом для отображения пороков человечества и наказания за них. Где, как не в Аиде можно проследить судьбы тех, кто, по мнению авторов, не соответствовал идеалам общества. Но изображать подземное царство было делом довольно опасным, ведь можно было попасть в немилость богов. Поэтому у нас не так много источников, в которых действие происходит в Аиде. Среди них следует выделить комедию 'Лягушки' Аристофана и сатиру 'Менипп, или Путешествие в загробное царство' Лукиана.
  Комедия 'Лягушки' говорит нам о том, что современная трагедия в упадке и надо искать лучшее в прошлом. Тогда бог Дионис - покровитель артистического искусства в Афинах решает спуститься в Аид и забрать с собой лучшего трагика. А где, как не в подземном царстве с его неподкупными судьями можно провести соревнования между авторами трагедий?!
  Также важной частью данной комедии является концовка, в которой Аид просит передать некоторым царям, что он их уже заждался. Здесь Аристофан показывает свое отношение к правителям, не порицая их власть напрямую.
  Еще одно замечательное сатирическое произведение - 'Менипп, или Путешествие в загробное царство'. Здесь события тоже разворачиваются в царстве мертвых. Менипп запутался в том, что есть истина и как следует жить. Он решает обратиться за помощью к мудрому старцу Тиресию.
  В этом произведении Лукиан не только изображает все наказания преступников в Аиде, но и насмехается над учениками Зороастра, чьи заклинания невнятны, а ритуалы ужасают. Линию осмеяния лжепророков, магов и колдунов можно проследить во всем творчестве Лукиана.
  Примечательно, что Лукиан помещает в Аид и скелеты - телесные, а не духовные части человека. Из-за этого создается очень яркая, но не соответствующая традиции картинка.
  Итак, изображение Аида в сатирических произведениях было очень ярким и несло не только функцию помощника в обличение, но носило дидактический характер. Когда автор так наглядно и живо описывал все пороки и наказания за них, я думаю, живые еще раз задумывались о том, стоит ли им преступать земной или божественный закон.
  5.4. Атеистические направления в поздней античной литературе
  В более поздней научной литературе появляется теория о том, что Аида вообще быть не могло. Ведь не существует ничего вечного, соответственно душа не может жить вечно и она умирает вместе с телом, а если нет души после смерти, то и загробного царства быть не может.
  Лукреций в своей работе 'О природе вещей' доказывает теорию о смертности души и невозможности существования загробного царства. Лукреций говорит о том, что вечно ничто существовать не может. Ни один преступник не мог вечно подвергаться пыткам.
  Подобную теорию можно было считать революционной, ведь здесь появляется мысль о том, что богов вообще не существовало. Эта идея кардинально меняла представление человека античного мира о жизни и том, какая кара может последовать за нарушение закона. Теперь божественный закон терял свое значение, лишь нормы морали и человеческие законы могли руководствовать делами людей.
  
  
  Заключение
  В данной работе я постаралась объяснить, как представляли себе загробный мир древние греки и римляне. Рассмотрела разнообразные литературные и мифологические источники и постаралась восстановить наиболее точное описание топографии Аида. Также целью данного исследования было показать, как существуют души умерших в представлении античных авторов. Ответить на вопрос, кому и зачем было выгодно появление мифологии и подземного царства в частности. Показать, как сказывалось знание о мире мертвых на морали и соблюдении законов живыми.
  Существует множество теорий по данному вопросу, но, к сожалению, в своей курсовой работе я смогла охватить лишь малую их часть. Ведь люди размышляли на эту тему испокон веков, таким образом, за века накопилось множество произведений о жизни после смерти.
  Стало понятно, что царство мертвых оказывало огромное влияние на живых. Но со временем изменялось мировоззрение и отношение к Аиду.
  Надеюсь, что в этой работе мне удалось создать единое представлении о строении и функционировании подземного царства античности. Думаю, эта работа сможет помочь в дальнейшем более подробному изучению вопроса и упорядочению представления современного человека о древнем мифическом царстве.
  В заключение хочу сказать, что мне бы хотелось продолжить работу над данной темой и раскрыть ее более полно. Возможно, проанализировав мифологии других народов мира, удалось бы создать модель мира мертвых, которая бы отвечала представлениям всех древних людей.
   
  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
  1. Анакреонт 'Мелика', В книге 'Античная лирика. Греческие поэты', М., Рипол Классик, 2001
  2. Аполлодор 'Мифологическая библиотека', М., Наука, 1972
  3. Аристофан 'Лягушки', М., Эксмо, 2007
  4. Вергилий 'Энеида', М., Художественная литература, 1979
  5. Гомер 'Одиссея' 'Античные писатели. Словарь.' СПб, М., Лань, 1999
  6. Гесиод 'Теогония' Полное собрание текстов. / Пер. В.В. Вересаева, О.П. Цыбенко. Вступительная статья В.Н. Ярхо. Комментарии О.П. Цыбенко и В.Н. Ярхо. М., Лабиринт, 2001
  Интернет-ресурсы:
  7..http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm
  8. http://greekroman.ru/hades.htm
  9. Кондрашов А. 'Легенды и мифы Древней Греции', М., Рипол Классик, 2004
  10. Лосев А. 'Диалектика мифа'. М.. Академический проект, 2008
  11. Лукиан 'Менипп или путешествие в загробное царство', Сочинения в 2 томах, М., Алетейа, 2001, том 1.
  12. Немеровский 'Мифы Древней Эллады'. М., Просвещение, 1992.
  13. Платон 'Федон' В книге 'Диалоги'. АСТ, Астрель, 2011
  14. Публий Овдий Назон 'Метаморфозы'. М., Художественная литература, 1983
  15. Роузен Б. 'Мифические существа', М., Кладезь-Букс, 2009
  16. Тит Лукреций Кар 'О природе вещей' М., ЛКИ, 20011
  17. Цицерон Марк Туллий 'О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Речи. Письма', М., Мысль, 1999
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"