1.3. Области подземного царства. Их внешний облик и назначение
Глава 2. Обитатели царства мертвых
2.1 Боги
2.2. Чудовища
2.3. Тени умерших
2.4. Живые
Глава 3. Условия пребывания теней в Аиде
3.1. Тени не упокоенных
3.2. Тени благочестивых
3.3. Тени преступников
3.4. Живые
Глава 4. Влияние мира живых на мир мертвых
4.1. Ритуалы над умершими и жертвы подземным богам
4.2. Магия - посредник между живыми и умершими
Глава 5. Влияние мира мертвых на мир живых
5.1. Скорбь по умершим - способ политического влияния
5.2. Отличия представлений о загробном мире у греков и римлян
5.3. Значение Аида в сатирической литературе
5.4. Атеистические направления в поздней античной литературе
Заключение
Введение
Испокон веков люди задумывались о том, что же ждет их после смерти, нужно ли бояться конца своего земного существования и будет ли что-то после него. В этой работе я проанализировала отношение человека античного мира к смерти и загробной жизни. Выбор темы изображения иного мира в античной литературе, обусловлен ее актуальностью сегодня и большим количеством разнообразных источников в античной литературе.
В данной работе я отражены разнообразные аспекты проблемы, каждая из пяти глав отвечает на один общий вопрос и рассматривает подтемы. Итак: первая глава - 'Что'? Здесь речь пойдет о топографии подземного царства, природных условиях этого места и ландшафте. Вторая глава - 'Кто'? Расскажет о том, кто живет в Аиде постоянно, а кто наведывается время от времени. В третьей главе говорится о том, как разным обитателям царства мертвых там живется, и от чего зависят условия их пребывания. Соответственно эта глава ответит на вопрос 'Как'? Четвертая часть поведает 'В какой степени' люди могли влиять на мир мертвых и было ли это вообще возможно. Последняя глава прояснит как образ подземного царства и вера или неверие в него действовали на людей, живших в древности. Вопрос этой главы - 'Зачем'?
Ответив на все эти вопросы, я надеюсь воссоздать довольно точную и полную модель подземного царства. Также в этой работе я постаралась отобразить все возможные виды взаимоотношений мира живых и мира мертвых, выяснить какое значение оказывало царство Аида на умы и поступки смертных.
Конечно, этой работой мне бы очень хотелось открыть что-то новое, но полагаю, что с моим начальным, пока уровнем знаний и невозможностью прочесть оригиналы литературных и мифологических источников я вряд ли смогу сделать серьезное научное открытие. Целью этой работы считаю - возбудить интерес к проблеме жизни и смерти в древних цивилизациях Греции и Рима, а также обобщения всех сведений о царстве мертвых, указанных в доступной мне переведенной литературе.
Тема изображения иного мира в античной литературе привлекла меня в первую очередь своей не освещенностью. Так вышло, что раньше я уже пыталась найти описание подземного мира греков, но ни одного полного и грамотного описания в общедоступных источниках не нашла. Конечно, эта тема привлекательна и тем, что о ней говорили такие великие писатели эпоса, как Гомер и Вергилий. Именно на их труды опирается основная часть моей работы.
Надо признать, что недостатка в источниках античной литературы, освещающих проблемы и жизнь подземного царства, нехватки не было, в отличие от научных трудов современных ученых. Еще одна трудность заключалась в том, что в разных произведениях встречались иногда кардинально противоположные мнения по поводу одного и того же персонажа или места. Тем не менее, я попробовала создать наиболее общую, не противоречащую ни одному автору версию подземного царства.
В моей курсовой работе использовано несколько античных произведений, начиная от самых ранних 'Одиссеи' Гомера и 'Теогонии' Гесиода и кончая довольно поздними 'Энеидой' Вергилия и 'О природе вещей' Лукреция.
Важно отметить, что эти произведения античных авторов принадлежат не только к разным векам, от 9 до н.э., кончая 1 до н.э., но и относятся к разным жанрам. Два национально-мифологических эпоса: Гомер 'Одиссея' и Публий Вергилий Марон 'Энеида', научные и мифологические труды: Гесиод 'Теогония', Тит Лукреций Кар 'О природе вещей', Марк Туллий Цицерон 'Государство', философское рассуждение: Платон 'Федон', сатирически-комедийные произведения: Аристофан 'Лягушки', Лукиан 'Менипп, или Путешествие в загробное царство', а также сборники мифов в литературной обработке: Публий Овидий Назон 'Метаморфозы', Аполлодор Афинский 'Мифологическая библиотека'.
Еще в моей курсовой было использован материал из нескольких справочников по мифологии и научных трудов современности.
Работа состоит из введения, основной части (5 глав с параграфами) и заключения.
А кто раз туда спустился - на возврат оставь надежды!
Анакреонт
Глава 1. Топография Аида
1.1. Врата в подземное царство
Мне удалось выяснить, что античные авторы упоминают четыре входа в Аид. Рискну предположить, что располагались они по сторонам света.
Южные ворота - ход, через который в царство мертвых пробирались мифологические герои Геракл, Орфей и Тесей. Вход этот располагался на мысе Тенар, центральном из трех мысов Пелопоннеса. Там был древний храм бога морей Посейдона, под которым и находился проход в Аид.
На Севере в подземное царство можно было попасть через одну из пещер в землях киммерийцев, располагавшихся на берегу Океана.
Мы наконец Океан переплыли глубоко текущий.
Там страна и город мужей коммерийских. Всегдашний
Сумрак там и туман. Никогда светоносное солнце
Не освещает лучами людей, населяющих край тот,
Землю ль оно покидает, вступая на звездное небо,
Или спускается с неба, к земле направляясь обратно.
Ночь зловещая племя бессчастных людей окружает
(Гомер, Одиссея, 11 песня, 13-19)
В данном отрывке автор рисует перед нами образ мрачной и ужасной страны, в которой нет солнца и радости. Можно предположить, что киммерийцы у Гомера выступают как стражи загробного мира, а может быть, даже являются его частью. Эти люди словно тени в Аиде не знают ни света, ни радости, они как не упокоенные души не могут ни попасть в Аид, ни вернуться на землю. Одиссей тоже остается на этой тонкой грани между живыми и мертвыми, физически он не входит во владения Аида и Персефонеи, лишь призывает души к себе по средствам жертвоприношения. Но в определенный момент грань стирается, и герой видит суд Миноса, мучения Тантала и Сизифа.
Царство мрачного Аида пренебрегает законами людей, здесь все зыбко, туманно и загадочно, герой никогда не может быть уверен в том, увидел ли он явь или все это лишь обман и козни враждебных богов.
Западные ворота можно найти в пещере, расположенной за озером Аверн. Именно отсюда в Аид попал Эней в сопровождении Сивиллы. Вот как Вергилий описывает это место в современной Италии:
Вход в пещеру меж скал зиял глубоким провалом,
Озеро путь преграждало к нему и темная роща.
Птица над ним ни одна не могла пролететь безопасно,
Мчась на проворных крылах, - ибо черной бездны дыханье,
Все отравляя вокруг, поднималось до сводов небесных.
(Вергилий, 'Энеида', 6 книга, 237-241)
Картина создается тоже мрачная, хоть здесь и нет таких ужасных и страшных людей, каких нам показывает Гомер, но ядовитые воды и воздух озера тоже выглядят устрашающе. Думаю, если бы герой не преследовал очень важную цель, спускаясь в Аид, он бы ни за что не отправился в это путешествие.
И последние Восточные ворота располагались в Вавилоне, в болотистой местности, где теряется Евфрат. Этот вход нам предлагает сатирик Лукиан в своем произведении 'Менипп, или Путешествие в загробный мир'. Надо отметить, что это место не было постоянной дверью в царство мертвых, здесь располагался своего рода портал, который мог открыть лишь колдун по средствам жертвоприношения и заклинания.
1.2. Водные источники и их назначение
Преодолев все сложности, свершив все необходимые ритуалы, герои попадали непосредственно в Аид, где им встречалось множество рек, озер и болот. Наиболее полное их описание, пожалуй, представлено у Платона:
'Этих рек многое множество, они велики и разнообразны, но особо примечательны среди них четыре. Самая большая из всех и самая далекая от середины течет по кругу; она зовется Океаном. Навстречу ей, но по другую сторону от центра течет Ахеронт. Он течет по многим пустынным местностям, главным образом под землей, и заканчивается озером Ахерусиадой. Туда приходят души большинства умерших и, пробыв назначенный судьбою срок - какая больший, какая меньший, - отсылаются назад, чтобы снова перейти в породу живых существ.
Третья река берет начало между двумя первыми и вскоре достигает обширного места, пылающего жарким огнем, и образует озеро, где бурлит вода с илом, размерами больше нашего моря. Дальше она бежит по кругу, мутная и илистая, опоясывая ту Землю, и подходит вплотную к краю озера Ахерусиады, но не смешивается с его водами. Описав под землею еще много кругов, она впадает в нижнюю часть Тартара. Имя этой реки - Пирифлегетонт, и она изрыгает наружу брызги своей лавы повсюду, где коснется земной поверхности.
В противоположном от нее направлении берет начало четвертая река, которая сперва течет по местам, как говорят, диким и страшным, иссиня-черного цвета; их называют Стигийскою страной, и озеро, которое образует река, зовется Стикс. Впадая в него, воды реки приобретают грозную силу и катятся под землею дальше, описывая круг в направлении, обратном Пирифлегетонту, и подступают к озеру Ахерусиаде с противоположного края. Они тоже нигде не смешиваются с чужими водами и тоже, опоясав землю кольцом, вливаются в Тартар - напротив Пирифлегетонта. Имя этой реки, по словам поэтов, Кокит'.
(Платон, 'Федон')
У каждой реки есть свое предназначение. По Ахеронту души умерших добираются до суда, где решается их участь. Человекоубийцы попадали в Кокит, где находились до тех пор, пока не вымолят прощения у своих жертв. Матереубийцы и отцеубийцы отправлялись в огненные воды Пирифлегионта, где ожидали прощения или возвращения в Тартар. Стикс же самая опасная для богов река, водами которой клялись и этот обет был непреступен даже для небожителей. Еще одна важная река - Лета, река забвения, испив воды из которой, душа забывала о своей прошлой жизни и могла возродиться вновь.
Из всего вышесказанного видно, что в Аиде множество рек и озер, хоть и заполнены они не всегда водой. В мире мертвых есть много того, что присуще и миру живых. Это не голая пустыня, не только горящий Тартар, здесь есть место прекрасному земному великолепию, но есть место и ужасным областям, где души преступников подвергаются наказаниям.
1.3. Области подземного царства. Их внешний облик и назначение
Мы выяснили, что в Аиде есть вода и огонь, теперь разберемся с ландшафтом подземного царства.
Раз уж в прошлом разделе упоминался Тартар, с него и начнем описание царства мертвых.
Медной оградою Тартар кругом огорожен. В три ряда
Ночь непроглядная шею ему окружает, а сверху
Корни земли залегают и горько-соленого моря.
Там-то под сумрачной тьмою подземною боги Титаны
Были сокрыты решеньем владыки бессмертных и смертных
В месте угрюмом и затхлом, у края земли необъятной.
(Гесиод, 'Теогония', 718-723)
Итак, получается, что Тартар это бездна, где содержались самые страшные создания и преступники. Все античные авторы сходятся в том, что места ужаснее этого не существует. Но также, если верить Платону, именно отсюда берут начало все реки и здесь же они заканчиваются.
Есть в Аиде и место для благочестивых - поля Элизиума, куда попал и отец Энея Анхиз. Вот как описывает нам это чудное место Вергилий:
В радостный край вступили они, где взору отрадна
Зелень счастливых дубрав, где приют блаженный таится.
Здесь над полями высок эфир, и светом багряным
Солнце сияет свое, и свои загораются звезды.
(Вергилий, 'Энеида', 6 книга, 638-641)
В этой области царства мертвых, тени могут заниматься тем, что любили при жизни: оружием, состязаниями, содержанием колесниц или разведением коней. Все они носят священную белоснежную повязку и странствуют по этой прекрасной земле.
Еще одним интереснейшим местом Аида являются поля Скорби, куда попадают тени тех, чья жизнь оборвалась из-за любви. Души умерших здесь все еще тоскуют и переживают о своей потерянной любви. Они скрываются в непроходимых лесах или скитаются по широким степям. Именно здесь оказалась после смерти Карфагенская царица Дидона. Все в этой части Аида пропитано печалью и горем.
Для теней есть лишь один способ избавиться от своих горестей и страданий - испить воды из Леты. Именно возле этой реки собираются души, которые хотят вернуться в мир живых, начать новый круг жизни. Но не все достойны возродиться вновь, не любая тень может вернуться в мир живых. Для каждой тени уготована своя судьба, которую вершат подземные боги и тени-судьи Минос, Эак и Радаманф.
Практически во всех произведениях античной литературы, которые я анализировала, встречается образ Миноса, сидящего на троне и выносящего приговоры теням. Подземные боги вмешивались лишь в самых серьезных и важных делах. Миноса можно охарактеризовать как честного и справедливого судью, который дает теням лишь то, что они заслужили. Но не все умершие могут рассчитывать даже на суд. Не у всех есть деньги, чтобы перебраться через Ахеронт.
Есть при входе в Аид место, где толпятся тени, которым нечем заплатить за въезд в подземное царство. Их не похоронили и не дали денег на оплату услуг перевозчика Харона.
Лодочник этот - Харон; перевозит он лишь погребенных.
На берег мрачный нельзя переплыть через шумные волны
Прежде тенями, чем покой обретут в могиле останки.
Здесь блуждают они и сто лет над берегом реют, -
Только потом к желанной реке их вновь допускают
(Вергилий, 'Энеида', 6 книга, 326-330)
Есть в подземном царстве и пылающий город, сторожевая башня, которую охраняет чудище, дворец Аида и Персефоны.
Еще важной частью Аида является Эреб - мрак, в который погружено царство мертвых, хотя, как мы видели в Элизиуме светит солнце, все же остальное пространство занимает Эреб.
Аид совмещает в себе красоту подсолнечного мира и ужасы мира подземного. В нем одновременно властвуют законы людей, которые здесь работают куда жестче и бескомпромисснее, чем в землях Зевса. Здесь все должны соблюдать строгие правила, а за их нарушение непременно последует жестокое наказание.
Глава 2. Обитатели царства мертвых
Можно выделить четыре наиболее важных категории граждан для Аида: боги, чудовища, тени и гости из мира живых. Каждая из этих групп необходима для гармоничного существования царства мертвых.
2.1 Боги
Начать следует с властителей подземного царства - богов. Царство это принадлежит в первую очередь Аиду (Плутону) и Персефоне (Прозерпине). Этих богов авторы античной литературы наделили постоянными эпитетами, которые отображают то место, где живут подземные боги мрачный Аид и Персефонея ужасная.
Иногда в Аид наведываются вестники богов Гермес, который проводит к царству мертвых души мужчин и Ирида, выполняющая ту же функцию, но для женщин.
Нашлось здесь место и другим богам. Функции их ужасны и страшны:
Скорбь ютится и с ней грызущие сердце Заботы,
Бледные здесь Болезни живут и унылая Старость,
Страх, Нищета, и Позор, и Голод, злобный советчик,
Муки и тягостный Труд - ужасные видом обличья;
Смерть и брат ее Сон на другом обитают пороге,
Злобная Радость, Война, приносящая гибель, и здесь же
Дев Эвменид железный чертог и безумная Распря
(Вергилий, 'Энеида', 6 книга, 274-280)
Все эти страшные боги населяют мрачный Аид, все они помогают вершить правосудие над тенями и охраняют границы мира мертвых от мира живых. Одну из богинь следует выделить отдельно, ибо ее функции очень четко выписаны в 'Энеиде'. Это Тизифона, одна из Эриний, которая и день и ночь сидит на железной башне и бичует тени преступников. Богиня эта страшна обличием и душой, в ней нет ни жалости, ни сострадания, она не спит и не отдыхает все 'стережет преддверия Дита'.
Аид охраняют не только боги, но и чудовища, ведь никто не хотел, чтобы однажды Титаны и тени самых страшных преступников вырвались из своих темниц.
2.2. Чудовища
Самым известным стражем царства мертвых является Цербер (Кербер). 'Услышав шаги Геракла, Кербер проснулся, вскочил, зарычал и стремительно бросился на Геракла. Выставил Геракл вперед левую руку, обернутую львиной шкурой, а правой схватил пса за шею. Завыл Кербер, дикий вой его разнесся по всему подземному царству. Зубами всех трех голов он впился в львиную шкуру, змеи на спине пса стали плеваться ядом, а голова дракона, росшая на кончике его хвоста, защелкала острыми зубами у босых ног Геракла'. Как писал Лукиан в своем произведении 'Менипп, или Путешествие в загробное царство', Кербер вместе с Химерой помогали мучить тени преступников. Так Химера разрывала их на части, а Кербер пожирал. Этот трехглавый пес мог легко пропустить любого в Аид, но вот чтобы пройти обратно требовалось либо разрешение богов, либо хитрость.
Образ Химеры еще более расплывчатый. Есть несколько описаний этого чудища. Согласно Гомеру, у Химеры голова и шея льва, хвост змеи и туловище козы. Несколько другое описание дает нам Гесиод:
Мощной, большой, быстроногой Химерой с тремя головами:
Первою - огненноокого льва, ужасного видом,
Козьей - другою, а третьей - могучего змея - дракона.
Спереди лев, позади же дракон, а коза в середине;
Яркое, жгучее пламя все пасти ее извергали.
(Гесиод, 'Теогония', 315-319)
Также в Аиде есть Гидра, которая стережет вход в Тартар, как нам говорит Вергилий:
Гидра огромная там, пятьдесят разинувши пастей,
Первый чертог сторожит. В глубину уходит настолько
Тартара темный провал, что вдвое до дна его дальше,
Чем от земли до небес, до высот эфирных Олимпа
(Вегрилий, 'Энеида', книга 6, 576-579)
Сторукий велика Бриарей тоже несет вечную вахту в чертогах могучего Аида и Персефонеи ужасной.
Есть в Аиде и перевозчик мертвых. Мы уже выяснили, что подземное царство отличается обилием рек и озер, которые не переплыть простому смертному или умершему, поэтому их возит в своей ладье Харон, за умеренную плату, разумеется. Как известно, во многих произведениях греческой и римской литературы вода символизировала грань между живыми и мертвыми, так и Харон - посредник между смертными и тенями.
2.3. Тени умерших
Самыми многочисленными обитателями подземного царства являются, конечно же, тени умерших. В Аиде их великое множество и меньше их не становится. Все новые и новые души подходят к вратам царства мертвых с целью остаться здесь, если уж не навсегда, так надолго - точно. Судьба теней в Аиде зависит от того, как вели себя эти люди при жизни.
2.4. Живые
Последней категорией существ, бывавших в Аиде можно считать редких гостей из мира живых. Количество смельчаков, решившихся пересечь реки Ахеронта можно пересчитать по пальцам. Все эти люди попадали в царство мертвых не из праздного любопытства: кому-то было нужно пророчество, кого-то принудила совершить это опасное путешествие клятва, или надо было забрать с собой что-то жизненно необходимое. Некоторым героям удавалось благополучно попасть сюда и также удачно вернуться обратно, другие же уходили, так и не достигнув цели, или оставались в мрачной обители Аида навечно.
Глава 3. Условия пребывания теней в Аиде
В данной главе мне хотелось бы рассказать о том, как же живется теням в Аиде и как подземное царство принимает своих немногочисленных гостей.
3.1. Тени не упокоенных
Есть несчастные души, которые не могут попасть в Аид или вернуться к живым. Это те, кого не смогли похоронить. У них нет денег на оплату услуг перевозчика, и они вынуждены целое столетие ожидать, скитаясь по берегу Ахеронта, лишь после этого они смогут попасть на суд Миноса и занять положенное место в Аиде. О душах таких несчастным нам рассказывают и Гомер, когда Одиссей встречается с тенью Ельпенора, погибшего во владения Цирцеи и Вергилий, описавший судьбу этих теней. Хочется отметить, что когда Одиссей встретил Ельпинора и тот рассказал ему о своей судьбе, многомудрый царь Итаки сразу пообещал погибшему товарищу найти его останки и захоронить их. Да и как могло быть иначе? Одиссей не мог отказать Ельпинору в этой просьбе, ведь оставлять умерших непогребенными считалось страшным преступлением. Вспомнить хотя бы то, что Ахиллес будучи обуреваем яростью все же отдал тело Гектора отцу, чтобы тот совершил должный обряд и захоронил тело сына.
3.2. Тени благочестивых
В отношении душ людей, которые при жизни соблюдали все законы и проявляли отвагу, мнения античных авторов расходятся. Гомер в 'Одиссее' говорит нам устами Ахилла о том, что:
'Я б на земле предпочел батраком за ничтожную плату
У бедняка, мужика безнадельного, вечно работать,
Нежели быть здесь царем мертвецов, простившихся с жизнью'
(Гомер, 'Одиссея', 11 песня, 489-491)
Гомер представляет нам существование в Элизиуме, как нечто печальное и унылое, с чем такой человек, как Ахилл не может смириться. Воин, привыкший к битвам, славе и почету, он не может находиться среди безвольных душ, которые уже не могут менять мир вокруг себя. Они лишь тени, которые лишь влачат жалкое бесправное существование.
В эпосе Вергилия картина куда более радостная. Тени, которым по решению суда предстояло жить в Элизиуме, могли заниматься всем, чем хотели. Люди могли жить так, как им было угодно в награду за свои деяния. В Аиде были все условия для их благостного существования.
Но были также места вне Аида, куда попадали души благочестивых. Это Острова Блаженных, которые по некоторым версиям находились не в Аиде, а в укромном уголке земли.
Есть и другой путь. Некоторые люди были в награду за свою достойную жизнь превращены богами в деревья или цветы, другие же помещены на небо. Марк Тулий Цицерон в 'Сне Сципиона' говорит о том, что самые достойные люди после смерти станут звездами и созвездиями, чтобы иметь возможность наблюдать за течением жизни на Земле.
3.3. Тени преступников
Жизнь благочестивых и не упокоенных теней можно назвать относительно спокойным и однообразным процессом, для преступников же была масса наказаний. Авторы античной литературы не скупятся на описания пыток и всевозможных мучений.
Каждый герой, спускавшийся в Аид, видел там Тантала, Сизифа, Иксиона и Тития. За свои преступления они были наказаны вечными пытками, от которых нет возможности избавиться. Другие смертные, посмевшие нарушить законы при жизни, имели право на искупление своей вины, пройдя все испытания, они подходили к Лете и могли возродиться вновь.
Те, кто при жизни враждой родных преследовал братьев,
Кто ударил отца, или был бесчестен с клиентом,
Или, богатства нажив, для себя лишь берёг их и близким
Не уделял ничего (здесь таких бессчетные толпы),
Или убит был за то, что бесчестил брачное ложе,
Или восстать на царя дерзнул, изменяя присяге,
Казни здесь ждут. Но казни какой - узнать не пытайся,
Не вопрошай об участи их и о видах мучений.
Катят камни одни, у других распятое тело
К спицам прибито колес...
(Вергилий, 'Энеида', 6 книга, 608-617)
Были и те тени, наказание для которых было вечное пребывание в огненной реке. Они должны были вымаливать прощение у своих жертв, иначе попадали в Тартар.
Место пребывания теней преступников мрачно, там всегда полыхает пламя или царит кромешный мрак. Атмосфера пугающая и вселяющая настоящий ужас. Думаю, любая душа умершего была готова на все, чтобы избежать вечных мук и начать жизнь сначала.
3.4. Живые
Для немногочисленных живых, которые рисковали пробраться в Аид и надеялись выбраться отсюда, был предусмотрен индивидуальный подход. Все зависело от того, зачем тот или иной путник переправлялся через Ахеронт. Геракла, например, дядя принял довольно тепло, разрешил забрать с собой Цербера, опустим, что трехглавого пса сначала надо было победить голыми руками. Боги благосклонно отнеслись к герою, а вот несчастные тени шарахнулись от силача, боясь вызвать его ярость.
Орфею боги и тени благоволили, ведь он очаровал их своей прекрасной музыкой и трогательной историей о любви к своей погибшей жене, которую он хотел вывести из подземного царства. Здесь Аид с Персефоной тоже были удовлетворить просьбу героя, но не без выполнения условия, с которым, Орфей к сожалению, не справился.
Совсем другая участь ждала двух других смертных, посмевших вторгнуться в Аид, чтобы похитить жену владыки царства мертвых Персефону. Тесей и Перефой были жестоко наказаны. Аид приговорил их к вечному нахождению в Аиде, правда, позже Геракл спас Тесея и смог вернуть его к солнцу и живым людям.
Как мы видим, отношение к теням и душам было разным. Можно также сказать, что боги и судьи подземного царства были справедливы и никого не карали зря.
Глава 4. Влияние мира живых на мир мертвых
4.1. Ритуалы над умершими и жертвы подземным богам
Как бы это не банально звучало, но смерть играла важную роль в жизни древних греков и римлян. Эти народы всегда старались соблюдать все погребальные ритуалы и вовремя возносить жертвы подземным богам.
Из исторических и литературных источников нам известно, что у греков и римлян были приняты два типа погребальных обрядов: захоронение тела в землю и захоронение с предварительным сожжением останков умершего. Нас интересует второй способ, потому что именно его чаще всего освещают в литературе.
Мы встречаем подробную сцену сожжения и похорон у Вергилия. Эней, прежде чем отправиться в Аид должен был совершить погребальный обряд над своим товарищем Мизеном.
Сложен высокий костер из дубовых стволов и смолистых
В сторону глядя, несут к костру опрокинутый факел,
Отчий обычай блюдя. И сгорают в пламени жарком
Ладан, яства, елей, из сосудов пролившийся емких.
После того как огонь прогорел и угли угасли,
Жаждущий пепел вином, омывая останки, залили;
Кости собрал Кориней и сокрыл их в бронзовой урне,
Он же, с чистой водой обошедши спутников трижды,
Всех окропил, увлажнив плодоносной ветку оливы;
Этим очистив мужей, произнес он прощальное слово.
(Вергилий, 'Энеида', 6 книга, 214-231)
Из этой красочной и подробной цитаты видно, что весь ритуал делится на предварительную подготовку, акт сожжения и погребение, и последующее очищение живых.
Еще было важно приносить жертвы подземным богам, чтобы те заботились об усопших и не гневались на живущих сейчас. Также жертвы должны были приносить те, кто собирался отправиться в подземное царство, о чем подробно рассказывают Гомер и Вергилий.
Для каждого конкретного случая жертвы и ритуал были особыми. Одиссею нужно было напоить тени умерших жертвенной кровью, чтобы они смогли говорить, а туши зверей сжечь в честь богов
Выкопал яму. Была шириной и длиной она в локоть.
Всем мертвецам возлиянье свершил я над этою ямой -
Раньше медовым напитком, потом - вином медосладким
И напоследок - водой. И ячной посыпал мукою.
Главам бессильных умерших молитву вознес я с обетом,
В дом свой вернувшись, корову бесплодную, лучшую в стаде,
В жертву принесть им и много в костер драгоценностей бросить,
Старцу ж Тиресию - в жертву принесть одному лишь, отдельно,
Черного сплошь, наиболе прекрасного в стаде барана.
(Гомер, 'Одиссея', 11 песня,25-33)
Здесь и в других произведениях античной литературы и мифологии мы видим, что в жертву подземным богам приносили именно черный скот, а также то, что без крови тени не имели силы. Еще Геракл заколол одну из коров, принадлежавших Аиду, чтобы заговорить с тенями умерших.
4.2. Магия - посредник между живыми и умершими
Анализируя все античные источники, которые мне удалось найти, можно сказать, что магия и колдовство - обязательные посредники между миром живых и царством мертвых. Ни один человек без помощи колдуньи или жрицы, или хотя бы не посвященный в мистерии не мог пробраться в Аид. Волшебство было еще одной границей, охраняющей спокойствие мертвых от вмешательства смертных. Знание того, что без специальной подготовки и помощи колдуньи или жрицы вы никогда не попадете в подземное царство не умерев, останавливало многих безрассудных смельчаков, желавших приблизиться к богам. Из первых глав видно, сколь тщательно охранялся подземный мир. Думаю, все это было сделано для того, чтобы люди ни при каких условиях не решили, что могут сами что-то решать и вторгаться в мир небожителей. Подземное царство должен был быть надежно закрыт от глаз смертных. Все они могли лишь догадываться, что ждет их по ту Сторону Ахеронта.
Мир живых всегда хотел контролировать и мир богов и мир мертвых, но это людям удавалось плохо. Лишь несколько смельчаков смогли пробраться в царство мрачного Аида, еще несколько, связанных с магией человек могли быть посредниками между живыми и мертвыми.
Глава 5. Влияние мира мертвых на мир живых
5.1. Скорбь по умершим - способ политического влияния
Когда люди поняли, что обязательно умрут? Когда они начали думать, что их ждет что-то после смерти? Почему они создали Аид именно таким, каким мы его сейчас представляем? Вряд ли найдется человек, который сможет ответить на эти вопросы, я лишь хочу выдвинуть несколько предположений, которые, увы, мне нечем подкрепить, разве что здравым смыслом.
Мне всегда казалось, что любая религия или мифология, в конце концов, а может быть, и с самого начала случайно или вынужденно помогала политикам воздействовать на умы людей. Представьте, как резко падает уровень преступности, когда люди верят, что после смерти их ждет вечная жизнь и условия ее зависят от того, как они жили в бытность смертных. А как удобно говорить своим подданным, что в полисе голод не потому, что власти вовремя не позаботились о заготовке зерна или о поливе полей, а потому, что граждане не принесли жертву Деметре или разгневали Посейдона. Но, быть может, это взгляд современно человека, привыкшего, что все на этой планете покупается и продается, а когда-то все было иначе и Аид порождение не политиков, желавших управлять, а людей надеявшихся, что их погибшие близкие продолжают жить.
Можно сказать, что греко-римский мир мертвых соответствует обеим целям мифологии. Люди во что-то верят, политики и жрецы грозят страшными муками Тартара. Вот так когда-то давно появилось очередное средство воздействия и давления на умы людей, а также главная надежда человека на то, что душа его бессмертна.
5.2. Отличия представлений о загробном мире у греков и римлян
Римский и греческий народы имеют много общего в культуре и государственном устройстве, но и различий между ними тоже великое множество. Эти отличия были видны практически во всех областях их жизни. Вот и загробный мир, греки и римляне видели несколько по-разному.
Греки большую часть времени полагались на рок и богов, римляне же видели себя центром мира и считали, что смогут повелевать всеми. Даже в Аиде римлянин не терял своей индивидуальности и существовал в достойных условиях. Тени римлян оставляли за собой большую часть человеческих качеств, за исключением тела, пожалуй.
Теория Цицерона о том, что после смерти достойные граждане Рима станут звездами тоже довольно смела и отвечает всем условиям главенства Рима надо остальными городами и государствами. Вечные звезды, которые надменно взирают на деяния смертных.
Еще одно отличие в изображении подземного царства можно проследить по тому, как античные авторы относились к участи Тесея. В греческой мифологии его уводит с собой Геракл, да и сам поступок Тесея не вызывает осуждения. Он ведь пытался выкрасть Персефону, связанный клятвой. Римляне же по-другому относятся к афинскому царю, приросшему к скале. Вергилий в 'Энеиде' показал его с точки зрения преступника, обреченного на вечные муки. Можно сказать, что Вергилий презирает слабость Тесея. Ему не могут простить и стенаний. Если бы Тесей был римлянином, то обязательно смог бы поступить правильно или избежать наказания.
Главным отличием греческого Аида от римского является то, что Эней смог увидеть в подземном царстве будущее. Греки никогда не стали бы отдавать будущее в руки Аида. В подземном царстве все мертво и нет места надежде. Это просто неприемлемо для греков видеть в царстве мертвых еще не родившиеся души. Но римский эпос допускает подобные вольности. Ведь для Вергилия несомненно важно было показать то, что тевкры смогут основать Рим и будут править миром.
5.3. Значение Аида в сатирической литературе
Подземное царство для сатириков было идеальным образом для отображения пороков человечества и наказания за них. Где, как не в Аиде можно проследить судьбы тех, кто, по мнению авторов, не соответствовал идеалам общества. Но изображать подземное царство было делом довольно опасным, ведь можно было попасть в немилость богов. Поэтому у нас не так много источников, в которых действие происходит в Аиде. Среди них следует выделить комедию 'Лягушки' Аристофана и сатиру 'Менипп, или Путешествие в загробное царство' Лукиана.
Комедия 'Лягушки' говорит нам о том, что современная трагедия в упадке и надо искать лучшее в прошлом. Тогда бог Дионис - покровитель артистического искусства в Афинах решает спуститься в Аид и забрать с собой лучшего трагика. А где, как не в подземном царстве с его неподкупными судьями можно провести соревнования между авторами трагедий?!
Также важной частью данной комедии является концовка, в которой Аид просит передать некоторым царям, что он их уже заждался. Здесь Аристофан показывает свое отношение к правителям, не порицая их власть напрямую.
Еще одно замечательное сатирическое произведение - 'Менипп, или Путешествие в загробное царство'. Здесь события тоже разворачиваются в царстве мертвых. Менипп запутался в том, что есть истина и как следует жить. Он решает обратиться за помощью к мудрому старцу Тиресию.
В этом произведении Лукиан не только изображает все наказания преступников в Аиде, но и насмехается над учениками Зороастра, чьи заклинания невнятны, а ритуалы ужасают. Линию осмеяния лжепророков, магов и колдунов можно проследить во всем творчестве Лукиана.
Примечательно, что Лукиан помещает в Аид и скелеты - телесные, а не духовные части человека. Из-за этого создается очень яркая, но не соответствующая традиции картинка.
Итак, изображение Аида в сатирических произведениях было очень ярким и несло не только функцию помощника в обличение, но носило дидактический характер. Когда автор так наглядно и живо описывал все пороки и наказания за них, я думаю, живые еще раз задумывались о том, стоит ли им преступать земной или божественный закон.
5.4. Атеистические направления в поздней античной литературе
В более поздней научной литературе появляется теория о том, что Аида вообще быть не могло. Ведь не существует ничего вечного, соответственно душа не может жить вечно и она умирает вместе с телом, а если нет души после смерти, то и загробного царства быть не может.
Лукреций в своей работе 'О природе вещей' доказывает теорию о смертности души и невозможности существования загробного царства. Лукреций говорит о том, что вечно ничто существовать не может. Ни один преступник не мог вечно подвергаться пыткам.
Подобную теорию можно было считать революционной, ведь здесь появляется мысль о том, что богов вообще не существовало. Эта идея кардинально меняла представление человека античного мира о жизни и том, какая кара может последовать за нарушение закона. Теперь божественный закон терял свое значение, лишь нормы морали и человеческие законы могли руководствовать делами людей.
Заключение
В данной работе я постаралась объяснить, как представляли себе загробный мир древние греки и римляне. Рассмотрела разнообразные литературные и мифологические источники и постаралась восстановить наиболее точное описание топографии Аида. Также целью данного исследования было показать, как существуют души умерших в представлении античных авторов. Ответить на вопрос, кому и зачем было выгодно появление мифологии и подземного царства в частности. Показать, как сказывалось знание о мире мертвых на морали и соблюдении законов живыми.