Юрий Павлович Казаков известен в первую очередь своими рассказами, но мне бы хотелось поговорить о его публицистике, а точнее, о "Северном дневнике".
Можно ли пересказать "Северный дневник"? Думаю, нет. Скорее вышло бы так, что я скопировала бы большую часть произведения и вставила в этот очерк. По-другому никак. Как говорил Юрий Казаков: "Фабульность, занимательность, по-моему, чужда русскому рассказу (за исключением, может быть, "Повестей Белкина"), попробуйте пересказать, например, содержание "Дома с мезонином". Ну, а сюжет - как же без сюжета! Герой, как правило, покидает страницы рассказа иным, изменившимся по сравнению с тем, каким он появился. Вообще же придумывать сюжет для меня всегда намного труднее, чем писать". С "Северным дневником" проблемы сюжетности не возникло - это серия путевых очерков о Русском Севере. И пусть многие герои придуманы, многих событий не было, но это все равно правдивое повествование, рисующее прекрасную картину жизни на берегах Северного моря. И в этом произведении мы сталкиваемся с образом писателя, который путешествует по Северу, именно от его лица ведется рассказ.
"Северный дневник" - это интереснейшее произведение, которое гармонично сочетает в себе множество жанров и стилей. Иногда это сказка, иногда былина, порой повествование или очерк, а бывает, что и статья, основанная на статистике. Странно, что все эти жанры могут уживаться в одном произведении. Мне хотелось бы показать, что Казаков смог стать тем писателем, о которых рассуждает в своих "Литературных заметках". Его произведение о Севере разнообразно и, тем не менее, едино.
Сизый край - именно таков Север Казакова. Именно этот цвет чаще всего встречается на страницах "Северного дневника". Хотя, нельзя не сказать, что цветопись - один из излюбленных приемов Юрия Павловича в этом произведении. Наверное, это роднит его с Буниным - лучшим русским колористом. Белое море, сизое небо, черная вода, рыжие искры костра - Север играет разними красками, но все они приглушенные, спокойные и благородные. Автор уводит нас за собой в место красивое, спокойное и величественное, он словно сказывает былину, добавляя нереальность происходящему. В описаниях Севера всегда есть элемент загадки, тайны и чего-то древнего, сильного и необъяснимого.
Пейзажные описания уносят нас в какую-то волшебную страну, в которую самим никогда не попасть. Это роднит "Северный дневник" с очерком Михаила Михайловича Пришвина "Черный араб", где автор водит читателя между реальностью и чудесными миражами, заставляет постоянно сомневаться, что происходит на самом деле, а что придумывает пустыня. То же самое ощущение возникает и при чтении произведения Казакова, только в данном случае, писатель никогда не дает нам забыть о том, что Север есть, каждый раз напоминает об этом бытовой сценой. Иногда они появляются очень неожиданно, словно вырывают читателя из сна.
Вместе с темой повествования меняется и стиль рассказчика. Иногда он плавный, неспешный, словно жизнь на Севере, а иногда резкий, прерывистый, как Белое море в шторм. Из спокойного сказителя, герой превращается в журналиста, способного одной емкой фразой описать ситуацию, дать четкую и точную характеристику тому или иному событию.
Посмотрите, как точно и лаконично Казаков рисует нам две деревни: среднерусскую и северную:
"У нас летом сенной дух по лугам, дороги среди ржи или пшеницы, яблоки и вишни в садах, равнинные извилистые речонки, частые деревни, гуси ходят по дорогам, ночные зарницы, пыльные автомашины и комбайны, запахи клевера и ромашки".
А вот деревня Севера:
"Переведешь взгляд дальше, и уже звучит деревянная музыка Севера, видишь изломанные линии изгородей, бегущих вверх и вниз, дворы, бани, дома, расположенные ниже и выше, под разными углами к тебе, старые, сизые - и новые, с висящим из пазов мхом, деревянные гати-мостовые и дощатые мостики в проулках, а дальше к горизонту - невысокая пустынная гряда холмов, почти плоская тундровая равнина и река, странно текущая вспять в часы прилива.
Что-то здесь присутствует, какая-то сила в этих домах и людях, и этой природе, которая делает Север ни на что не похожим, - древность ли живет здесь и властвует над всяким приезжим, или века, которые здесь как бы и не текли, новгородская ли жизнь, которая у нас давно прожита и забыта, а здесь отдается еще, как эхо, или белые ночи и море, раскинувшееся за холмами?
Да и то сказать, у нас земля, здесь море, глушь, редкие поселения, порядки, заведенные еще прадедами..."
В нескольких строках о среднерусской деревне Юрий Павлович показал нам правдивую картинку, которую узнает каждый, кто хоть раз там побывал и неважно, было это вчера, десять лет назад или в прошлом веке.
Ну а несколько абзацев о Севере - целый отдельный очерк в очерке с тем самым волшебным настроением, которое не покидает читателя.
Еще в "Северном дневнике" присутствует постоянный мотив дороги, она изменяется, никогда не остается прежней, проезжая по одним и тем же местам, все равно замечаешь перемены. Ты путник, который может все это увидеть и запомнить, но не изменить. Наверное, это отголосок чеховской "Степи".
Что же касается жителей Севера, то их в очерках Казакова достаточно. Мы видим совершенно разных людей: возраст, положение в обществе, характеры - ничто их не объединяет, кроме места жительства. Но все они живые и настоящие, со своей речью, привычками, нуждами. Каждый герой Казакова запоминающийся, в них нет шаблонности и искусственности. Вы долго будете помнить и капитана сейнера, и безного старика, и рыбаков. Все эти персонажи создают образ Севера, который увидел Юрий Павлович и в который нельзя не влюбиться или хотя бы не прочувствовать.
Говоря о недостатках произведения нельзя не сказать о множестве экономических подробностей в седьмой части произведения, как говорил сам автор в своем интервью: "Я ввел в "Северный дневник" экономические данные (может быть, даже в ущерб художественности, но всё равно для будущего историка интересно): кто сколько зарабатывает и так далее". Этот отрывок произведения действительно сильно отличается ото всех остальных. Возможно, историкам данные пригодятся, но для читателя подробности лишние и сбивающие с толку.
Также иногда Казаков словно забывает о том, что он приезжий писатель и начинает говорить языком Севера, но такие моменты крайне редки и практически не бросаются в глаза.
Что можно сказать о произведении в целом? Это, не огромное эпическое полотно, но оно запечатлевает жизнь Севера с разных сторон. Истории людей складываются в тихий гул голосов, присущих именно этой местности, погружают тебя в атмосферу жизни на побережье Белого моря. А пейзажи пополняют картину, делают ее цельной и живой. "Северный дневник" со своими разношерстными героями, с неповторимым языком, окрашенный в цвета Севера - это картинка жизни очень четкая, точная и запоминающаяся.
А мотивы и образы, напоминающие нам другие произведения русской классики, еще больше расширяют границы произведения, создавая безграничный мир. Это уже не просто Север, это особая реальность, в которой хочется остаться.