Павлова Татьяна Владимировна: другие произведения.

Петя и волк

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Работы оформлена электронной книгой и выставлена на Mybook.


   Павлова Татьяна Владимировна
   Tvp55@mail.ru
  
:

 [] Петя и волк

  
   Урок сольфеджио в музыкальной школе подходил к концу. Ребята заканчивали писать диктант, отличники уже начали сдавать исписанные листочки преподавательнице Ираиде Алексеевне. Музыкальный диктант, это совсем не то, что диктант по русскому языку. Вместо текста наигрывается на фортепиано мелодия, а ученики должны определить ее тональность и записать все ноты. Вот-вот! Без музыкального слуха тут ничего не сделаешь.
   Кое-кто из ребят еще мурлыкал мелодию себе под нос, внося последние исправления, когда Ираида Алексеевна вдруг объявила:
   - Внимание! Завтра занятий не будет. Мы пойдем слушать музыкальную сказку Сергея Сергеевича Прокофьева "Петя и волк". В этом году исполняется сто двадцать лет со дня рождения этого великого композитора, и в Доме музыки открылась посвященная ему выставка. Я думаю, всем будет интересно, потому что, несмотря на солидную дату, творчество Прокофьева, истинного композитора - новатора, современно и сегодня. На уроке мы с вами уже слушали аудиозапись этой сказки, а теперь вы будете слушать настоящий оркестр. Надеюсь, это поможет вам научиться понимать и любить симфоническую музыку.
   Все обрадовались, а Петя Калашников надулся. Во-первых, сейчас опять начнутся шуточки насчет волка. Еще на том самом уроке, когда они слушали запись "Пети и волка", Аркашка, косясь на него, то украдкой помахивал ладошками, мол, птичка, то изображал ими щелканье зубов волчьей пасти. А потом, он ничего тогда не понял. Как там отличают флейту от фагота, скрипку от виолончели, кошку от утки, волка от дедушки?
   Хорошо Никите! У него абсолютный слух. Абсолютный слух - это когда тебе сыграют два аккорда, а ты так спокойненько называешь все ноты, из которых они состоят. Как фокус! И диктанты по сольфеджио Никита пишет быстрее всех, для него это вообще пустяк. Вот у Прокофьева тоже был абсолютный слух, он музыку сочинять начал в пять лет, а в девять - написал оперу. А когда в тринадцать лет приехал поступать в Петербургскую консерваторию, то чуть не сгибался под тяжестью нот собственных произведений. Конечно же, его сразу приняли.
   И ему, Пете Калашникову, скоро исполнится девять лет, и он пробует сочинять песенки на понравившиеся стихи. Это совсем несложно, надо нараспев прочитать стихотворение, уловить его ритм и готово. Пой! Правда, мама при этом говорит, что мелодии его уже слышала в других песнях. Все равно здорово! А еще мама сказала, что придумать что-нибудь новое и интересное гораздо труднее. А Прокофьев в этом деле был мастер, с детства никому никогда не подражал, даже инструменты пытался порой заставить звучать необычным образом, по-своему.
   Нет, пожалуй, нужно сходить послушать еще раз эту сказку.
  

* * *

   На следующий день большая группа ребят из детской музыкальной школы собралась в вестибюле Дома Музыки. Ученики принарядились, большинство мальчиков пришли в костюмах, девочки в красивых платьях. Петя был в темном костюме и белой рубашке с черной атласной бабочкой. Он украдкой оглядывал себя с разных сторон в большом зеркале около гардероба, и всякий раз оставался доволен.
   И наконец, по широкой белой лестнице, устланной красными коврами, Ираида Алексеевна повела ребят наверх в зрительный зал. В этот момент вдруг из распахнутых дверей фойе полилась музыка - марш из комической оперы Сергея Прокофьева "Любовь к трем апельсинам". Сразу почувствовалось, что марш сказочный, на торжественную важную поступь аккордов нанизывались гирлянды озорных арпеджио. Этот марш - своеобразная визитная карточка композитора. Ребята сразу оживились, настроились на встречу с чем-то сказочным и интересным.
   Выставка, о которой говорила учительница, занимала все фойе концертного зала. Она была какая-то удивительно яркая, праздничная, театральная. Необычные красочные афиши спектаклей, сценические костюмы и рисунки с эскизами костюмов, декораций, фотографии исполнителей и сцен из постановок на музыку Сергея Прокофьева. На карте мира были изображены виды городов и знаменитых театров, в которых с успехом шли оперы и балеты русского композитора. В 1918 году Сергей Сергеевич уехал в заграничное турне, растянувшееся на долгие пятнадцать лет. Он побывал в Европе, в Америке, в Японии, на Кубе. Успех был огромный, но Прокофьев не мыслил своего творчества в отрыве от России. В 1933 году он вместе с семьей возвратился на родину.
  
   Петины одноклассники во главе с Ираидой Алексеевной под звуки бравого марша начали обход выставки с темы "Любовь к трем апельсинам". На рисунках костюмы персонажей оперы были составлены из разноцветных геометрических фигурок, кружков, треугольников, вытянутых прямоугольников. Кое-кто даже начал хихикать. Уж очень необычно и смешно выглядели человечки в этих костюмах. Ираида Алексеевна пояснила, что эти костюмы выполнены в стиле авангарда, модного в то время.
   А вот большая черно-белая фотография красивой женщины на фоне старинного замка. Она одета в платье с короткими пышными рукавами, ее волосы стянуты ажурной сеточкой, одну руку она откинула в сторону, как будто защищаясь от какой-то опасности. Петя посмотрел надпись внизу - "Народная артистка СССР Галина Сергеевна Уланова в роли Джульетты. Сцена из балета на музыку Сергея Сергеевича Прокофьева " Ромео и Джульетта".
   В центре фойе красовался настоящий театральный макет, изображающий сцену из балета "Золушка". Очаг в доме лесника, внутри его горит красно-желтое пламя. Рядом стоит маленькая стройная фигурка Золушки с крошечной метлой, а в центре две нелепые фигурки, это сестры Золушки - Злюка и Кривляка. Над очагом висят малюсенькие кастрюльки, миски, чайничек. Дрова, размером с половинку спички, сложены в корзину у ног Золушки. Крошечные детали можно рассматривать бесконечно, их очень много - оконные рамы, цветы на подоконнике, шторы, часы на стене, стол со стульчиками у высокого окна....
  
   Еще один небольшой макет изображал сцену из оперы Сергея Прокофьева "Война и мир", один из моментов бородинского сражения. Несмотря на то, что макет был совсем небольшой, прекрасно были видны все детали русской и французской военной формы.
   - Вот это реально здорово, - авторитетно сказал Петя стоящему рядом Аркашке. У него дома было несколько раскрашенных металлических солдатиков русской и наполеоновской армий, бои между ними шли ожесточенные.
   - Эх, взять бы в руки этих солдатиков, хоть потрогать.
  
   Около окна в небольшой нише на стене висел большой плоский телевизор. На экране показывали фильм Эйзенштейна "Александр Невский".
   "Вставайте, люди русские!
   На славный бой, на смертный бой!"
  
   И вот новгородский князь Александр громит тевтонских рыцарей - крестоносцев, лед под ними трещит. Победно звучит мелодия победы русского воинства под затухающие хрипы тевтонских труб.
  
   "На Руси большой,
   На Руси родной
   Не бывать врагу"

* * *

   Петя уже почти закончил осмотр выставки, когда всех пригласили пройти в концертный зал. Ребята заторопились к входу, где каждому вручили программку.
   Концертный зал Пете сразу понравился, мягкие кресла, обитые темно-красным бархатом, серое ковровое покрытие, отовсюду, с потолка и со стен льется свет, а светильников не видно. Даже запах какой-то праздничный. Места были удобные, недалеко от сцены. Петя сидел рядом с Никитой и Аркашкой. На коленках у него лежала программка, где были расписаны исполнители главных ролей:
  
   " Петя - струнные инструменты
   Дедушка - фагот
   Птичка - флейта
   Утка - гобой
   Кошка - кларнет
   Волк - три валторны "
  
   А под названием каждого инструмента в скобочках была написана фамилии исполнителя - музыканта.
  
   В глубине сцены на темно-красной портьере висела большая фотография Прокофьева. На ней композитор был почти лысый и в очках, но вытянутое лицо было симпатичное, веселое, а выражение глаз за очками такое, как будто он сдерживает смех.
   Свет в зале стал медленно гаснуть, не выключился, а как бы таял. Петя завертел головой во все стороны, пытаясь понять, куда он девается, и пропустил момент выхода исполнителей. И только услышав аплодисменты, взглянул на сцену и тут же захлопал в ладоши.
   Музыканты были в длинных черных фраках, белых рубашках с такими же бабочками, как у Пети, а женщины - в черных платьях с серебряными искорками. Самым красивым был дирижер, которого представила ведущая.
   Одет он был тоже в черный фрак, но блестящий, с каким-то фиолетовым отливом, на плечи спускались длинные вьющиеся волосы. Очень красиво!
   - Надо тоже отрастить волосы, - подумал Петя и сразу же представил себя за дирижерским пультом в атласном фраке, переливающемся при каждом движении.
   Еще ему понравилось, что все музыканты расселись группами, каждый со своими инструментами, как перед сражением во главе с главнокомандующим - дирижером. Теперь не придется ломать голову, какой инструмент играет, не то, что на уроке. Все видно, понятно. Петя успокоился и приготовился слушать.
   Первыми в атаку пошли скрипки, удивительно слаженно вспорхнув смычками над сидящим оркестром. Их поддерживали виолончели. Мелодия быстрая, легкая и радостная, а главное - знакомая. Какое это удовольствие расслышать в симфоническом произведении знакомую мелодию. Сразу чувствуется, что это тема главного героя - Пети.
   Девушка-музыкант с короткой стрижкой поднесла к губам изящную флейту и по залу разнеслись птичьи трели. Здорово! Петя невольно повернул голову в сторону Аркашки и поймал его смеющийся взгляд. Ничего - ничего! Пожалуйста! Теперь ему совсем не обидно, он все сам прекрасно слышит.
   Важный мужчина с бородкой клинышком задул в тонкую трубку, прикрепленную к солидному полированному инструменту, похожему на старинное ружье. Фагот! Музыка преобразилась в тяжелую походку старого ворчливого человека. Топ - топ, топ - топ. Так тяжело и осторожно ходят старые люди. Дирижер даже чуть приподнимался и опускался в такт тяжелым шагам, помогая себе взмахами обеих рук.
   Конечно же, это Петин дедушка. У самого мальчика дедушка был совсем не старый, он иногда после работы забирал Петю из музыкальной школы на машине, а по выходным катался с ним на велосипеде. Но Петя часто видел, как во дворе их дома в хорошую погоду гуляли два старика, так вот, они ступали точно так, топ - топ, топ - топ, и палкой - тук, тук. Несмотря на низкие ноты то тягучей, то отрывистой мелодии, в ней не было никакой угрозы, но было требование уйти из леса, где опасно, пересыпанное для убедительности барабанной дробью. Как он мог на уроке принять дедушку за волка?
   - Дедушка, - шепнул Петя сидящему рядом Никите, и тот в ответ согласно улыбнулся.
   Кошку Петя узнал по кларнету. Кларнетист сидел рядом с флейтой сразу за скрипками. Очень красивый звук у этого инструмента. Петя любил кошек. Но музыка чуть встревожилась, как бы предупреждая, что не для всех пушистики бывают безобидны. Птичкам-то они не очень нравятся.
   Вот интересно! Музыкальные инструменты на сцене действительно исполняли роли, то они выступали по одному - соло, то по очереди - диалог Пети и птички, а порой все вместе - получалась массовая сцена. Как будто все удирают от волка, все быстрее, быстрее, быстрее.... Мелькание смычков почти сливается в белую рябь.... Ух, спаслись.
   А вот, наконец, и волк пожаловал. Его представляли три валторны. Ах, до чего же валторны красивы! Золотой блеск ажурных улиток - украшение всего оркестра. В школе Петя слышал, что происходит валторна от древнего охотничьего рога, а сейчас это один из самых мелодичных духовых инструментов за счет специального устройства внутри улитки, которое при помощи вентилей удлиняет лабиринт ее трубок до трех метров и позволяет инструменту "петь". Композитор, видимо, и выбрал валторну на роль волка именно за ее дикую природу. Когда они все три очень громко "рявкнули" аккорд, получилось настоящее рычание хищника. Тревога!
   А где же утка? Петя посмотрел в программку, когда услышал утиное кряканье гобоя. Из зала Пете трудно было внешне отличить гобой от кларнета и флейты, они действительно похожи, но мальчик уже так освоился в этом симфоническом оркестре, что сразу определил гобой по звучанию и даже насмешливо фыркнул на недотепу - утку. Впрочем, ее надо пожалеть, ведь для волка она - главная жертва. Гобой испуганно закрякал и смолк. Ам! И готово.
   Против волка выступили Петя с птичкой. Струнные и флейта. Кот отсиживался, лишь подавая реплики с безопасного расстояния. А храбрая птичка, кружась перед самым носом хищника, заманила волка в ловушку, где Петя его связал.
   В общем, им удалось справиться с этим хищником. Тут уж весь оркестр заиграл бодрый марш. Шествие героев. Даже со спины было видно, как ликует дирижер. Играли абсолютно все инструменты, как ни странно, и гобой. Видно проглоченная утка продолжала крякать в животе у волка.
   Когда музыка смолкла, на какое-то мгновение в зале установилась тишина. Как будто слушатели еще не поняли, что сказка кончилась. Они уже разобрались с героями и погрузились в прекрасную остроумную музыку, а тут - конец. Затем, словно смирившись с неизбежным, зал разразился аплодисментами. Ребята даже встали с мест и подняли ладоши кверху, чтобы исполнители могли разглядеть, как им понравилось их представление.
   Петя был в восторге, он почувствовал, что может понимать сложные ходы симфонической музыки, слышать звучание инструментов в оркестре. Это похоже на то, как будто человек долго изучал иностранный язык и вдруг стал понимать, о чем говорят вокруг люди в чужой стране.
   Дирижер кланялся, широким жестом приглашая поприветствовать весь оркестр, музыканты тоже благодарно кланялись, принимали букеты цветов. Потом они отложили инструменты, повернулись к фотографии Сергея Сергеевича Прокофьева и вместе с залом стали аплодировать автору чудесной музыкальной сказки. Композитор улыбнулся всем с фотографии на сцене.
  
    []

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Малюдка "Конфигурация некромантки. Адептка"(Боевое фэнтези) В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2"(Боевая фантастика) С.Волкова "Игрушка Верховного Мага 2"(Любовное фэнтези) Е.Вострова "Канцелярия счастья: Академия Ненависти и Интриг"(Антиутопия) А.Верт "Нет сигнала"(Научная фантастика) М.Атаманов "Искажающие реальность-6"(ЛитРПГ) В.Пылаев "Пятый посланник"(ЛитРПГ) В.Свободина "Темный лорд и светлая искусница"(Любовное фэнтези) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) Н.Александр "Контакт"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"