Павлова Татьяна Владимировна: другие произведения.

Петя и волк

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Работы оформлена электронной книгой и выставлена на Mybook.


   Павлова Татьяна Владимировна
   Tvp55@mail.ru
  
:

 [] Петя и волк

  
   Урок сольфеджио в музыкальной школе подходил к концу. Ребята заканчивали писать диктант, отличники уже начали сдавать исписанные листочки преподавательнице Ираиде Алексеевне. Музыкальный диктант, это совсем не то, что диктант по русскому языку. Вместо текста наигрывается на фортепиано мелодия, а ученики должны определить ее тональность и записать все ноты. Вот-вот! Без музыкального слуха тут ничего не сделаешь.
   Кое-кто из ребят еще мурлыкал мелодию себе под нос, внося последние исправления, когда Ираида Алексеевна вдруг объявила:
   - Внимание! Завтра занятий не будет. Мы пойдем слушать музыкальную сказку Сергея Сергеевича Прокофьева "Петя и волк". В этом году исполняется сто двадцать лет со дня рождения этого великого композитора, и в Доме музыки открылась посвященная ему выставка. Я думаю, всем будет интересно, потому что, несмотря на солидную дату, творчество Прокофьева, истинного композитора - новатора, современно и сегодня. На уроке мы с вами уже слушали аудиозапись этой сказки, а теперь вы будете слушать настоящий оркестр. Надеюсь, это поможет вам научиться понимать и любить симфоническую музыку.
   Все обрадовались, а Петя Калашников надулся. Во-первых, сейчас опять начнутся шуточки насчет волка. Еще на том самом уроке, когда они слушали запись "Пети и волка", Аркашка, косясь на него, то украдкой помахивал ладошками, мол, птичка, то изображал ими щелканье зубов волчьей пасти. А потом, он ничего тогда не понял. Как там отличают флейту от фагота, скрипку от виолончели, кошку от утки, волка от дедушки?
   Хорошо Никите! У него абсолютный слух. Абсолютный слух - это когда тебе сыграют два аккорда, а ты так спокойненько называешь все ноты, из которых они состоят. Как фокус! И диктанты по сольфеджио Никита пишет быстрее всех, для него это вообще пустяк. Вот у Прокофьева тоже был абсолютный слух, он музыку сочинять начал в пять лет, а в девять - написал оперу. А когда в тринадцать лет приехал поступать в Петербургскую консерваторию, то чуть не сгибался под тяжестью нот собственных произведений. Конечно же, его сразу приняли.
   И ему, Пете Калашникову, скоро исполнится девять лет, и он пробует сочинять песенки на понравившиеся стихи. Это совсем несложно, надо нараспев прочитать стихотворение, уловить его ритм и готово. Пой! Правда, мама при этом говорит, что мелодии его уже слышала в других песнях. Все равно здорово! А еще мама сказала, что придумать что-нибудь новое и интересное гораздо труднее. А Прокофьев в этом деле был мастер, с детства никому никогда не подражал, даже инструменты пытался порой заставить звучать необычным образом, по-своему.
   Нет, пожалуй, нужно сходить послушать еще раз эту сказку.
  

* * *

   На следующий день большая группа ребят из детской музыкальной школы собралась в вестибюле Дома Музыки. Ученики принарядились, большинство мальчиков пришли в костюмах, девочки в красивых платьях. Петя был в темном костюме и белой рубашке с черной атласной бабочкой. Он украдкой оглядывал себя с разных сторон в большом зеркале около гардероба, и всякий раз оставался доволен.
   И наконец, по широкой белой лестнице, устланной красными коврами, Ираида Алексеевна повела ребят наверх в зрительный зал. В этот момент вдруг из распахнутых дверей фойе полилась музыка - марш из комической оперы Сергея Прокофьева "Любовь к трем апельсинам". Сразу почувствовалось, что марш сказочный, на торжественную важную поступь аккордов нанизывались гирлянды озорных арпеджио. Этот марш - своеобразная визитная карточка композитора. Ребята сразу оживились, настроились на встречу с чем-то сказочным и интересным.
   Выставка, о которой говорила учительница, занимала все фойе концертного зала. Она была какая-то удивительно яркая, праздничная, театральная. Необычные красочные афиши спектаклей, сценические костюмы и рисунки с эскизами костюмов, декораций, фотографии исполнителей и сцен из постановок на музыку Сергея Прокофьева. На карте мира были изображены виды городов и знаменитых театров, в которых с успехом шли оперы и балеты русского композитора. В 1918 году Сергей Сергеевич уехал в заграничное турне, растянувшееся на долгие пятнадцать лет. Он побывал в Европе, в Америке, в Японии, на Кубе. Успех был огромный, но Прокофьев не мыслил своего творчества в отрыве от России. В 1933 году он вместе с семьей возвратился на родину.
  
   Петины одноклассники во главе с Ираидой Алексеевной под звуки бравого марша начали обход выставки с темы "Любовь к трем апельсинам". На рисунках костюмы персонажей оперы были составлены из разноцветных геометрических фигурок, кружков, треугольников, вытянутых прямоугольников. Кое-кто даже начал хихикать. Уж очень необычно и смешно выглядели человечки в этих костюмах. Ираида Алексеевна пояснила, что эти костюмы выполнены в стиле авангарда, модного в то время.
   А вот большая черно-белая фотография красивой женщины на фоне старинного замка. Она одета в платье с короткими пышными рукавами, ее волосы стянуты ажурной сеточкой, одну руку она откинула в сторону, как будто защищаясь от какой-то опасности. Петя посмотрел надпись внизу - "Народная артистка СССР Галина Сергеевна Уланова в роли Джульетты. Сцена из балета на музыку Сергея Сергеевича Прокофьева " Ромео и Джульетта".
   В центре фойе красовался настоящий театральный макет, изображающий сцену из балета "Золушка". Очаг в доме лесника, внутри его горит красно-желтое пламя. Рядом стоит маленькая стройная фигурка Золушки с крошечной метлой, а в центре две нелепые фигурки, это сестры Золушки - Злюка и Кривляка. Над очагом висят малюсенькие кастрюльки, миски, чайничек. Дрова, размером с половинку спички, сложены в корзину у ног Золушки. Крошечные детали можно рассматривать бесконечно, их очень много - оконные рамы, цветы на подоконнике, шторы, часы на стене, стол со стульчиками у высокого окна....
  
   Еще один небольшой макет изображал сцену из оперы Сергея Прокофьева "Война и мир", один из моментов бородинского сражения. Несмотря на то, что макет был совсем небольшой, прекрасно были видны все детали русской и французской военной формы.
   - Вот это реально здорово, - авторитетно сказал Петя стоящему рядом Аркашке. У него дома было несколько раскрашенных металлических солдатиков русской и наполеоновской армий, бои между ними шли ожесточенные.
   - Эх, взять бы в руки этих солдатиков, хоть потрогать.
  
   Около окна в небольшой нише на стене висел большой плоский телевизор. На экране показывали фильм Эйзенштейна "Александр Невский".
   "Вставайте, люди русские!
   На славный бой, на смертный бой!"
  
   И вот новгородский князь Александр громит тевтонских рыцарей - крестоносцев, лед под ними трещит. Победно звучит мелодия победы русского воинства под затухающие хрипы тевтонских труб.
  
   "На Руси большой,
   На Руси родной
   Не бывать врагу"

* * *

   Петя уже почти закончил осмотр выставки, когда всех пригласили пройти в концертный зал. Ребята заторопились к входу, где каждому вручили программку.
   Концертный зал Пете сразу понравился, мягкие кресла, обитые темно-красным бархатом, серое ковровое покрытие, отовсюду, с потолка и со стен льется свет, а светильников не видно. Даже запах какой-то праздничный. Места были удобные, недалеко от сцены. Петя сидел рядом с Никитой и Аркашкой. На коленках у него лежала программка, где были расписаны исполнители главных ролей:
  
   " Петя - струнные инструменты
   Дедушка - фагот
   Птичка - флейта
   Утка - гобой
   Кошка - кларнет
   Волк - три валторны "
  
   А под названием каждого инструмента в скобочках была написана фамилии исполнителя - музыканта.
  
   В глубине сцены на темно-красной портьере висела большая фотография Прокофьева. На ней композитор был почти лысый и в очках, но вытянутое лицо было симпатичное, веселое, а выражение глаз за очками такое, как будто он сдерживает смех.
   Свет в зале стал медленно гаснуть, не выключился, а как бы таял. Петя завертел головой во все стороны, пытаясь понять, куда он девается, и пропустил момент выхода исполнителей. И только услышав аплодисменты, взглянул на сцену и тут же захлопал в ладоши.
   Музыканты были в длинных черных фраках, белых рубашках с такими же бабочками, как у Пети, а женщины - в черных платьях с серебряными искорками. Самым красивым был дирижер, которого представила ведущая.
   Одет он был тоже в черный фрак, но блестящий, с каким-то фиолетовым отливом, на плечи спускались длинные вьющиеся волосы. Очень красиво!
   - Надо тоже отрастить волосы, - подумал Петя и сразу же представил себя за дирижерским пультом в атласном фраке, переливающемся при каждом движении.
   Еще ему понравилось, что все музыканты расселись группами, каждый со своими инструментами, как перед сражением во главе с главнокомандующим - дирижером. Теперь не придется ломать голову, какой инструмент играет, не то, что на уроке. Все видно, понятно. Петя успокоился и приготовился слушать.
   Первыми в атаку пошли скрипки, удивительно слаженно вспорхнув смычками над сидящим оркестром. Их поддерживали виолончели. Мелодия быстрая, легкая и радостная, а главное - знакомая. Какое это удовольствие расслышать в симфоническом произведении знакомую мелодию. Сразу чувствуется, что это тема главного героя - Пети.
   Девушка-музыкант с короткой стрижкой поднесла к губам изящную флейту и по залу разнеслись птичьи трели. Здорово! Петя невольно повернул голову в сторону Аркашки и поймал его смеющийся взгляд. Ничего - ничего! Пожалуйста! Теперь ему совсем не обидно, он все сам прекрасно слышит.
   Важный мужчина с бородкой клинышком задул в тонкую трубку, прикрепленную к солидному полированному инструменту, похожему на старинное ружье. Фагот! Музыка преобразилась в тяжелую походку старого ворчливого человека. Топ - топ, топ - топ. Так тяжело и осторожно ходят старые люди. Дирижер даже чуть приподнимался и опускался в такт тяжелым шагам, помогая себе взмахами обеих рук.
   Конечно же, это Петин дедушка. У самого мальчика дедушка был совсем не старый, он иногда после работы забирал Петю из музыкальной школы на машине, а по выходным катался с ним на велосипеде. Но Петя часто видел, как во дворе их дома в хорошую погоду гуляли два старика, так вот, они ступали точно так, топ - топ, топ - топ, и палкой - тук, тук. Несмотря на низкие ноты то тягучей, то отрывистой мелодии, в ней не было никакой угрозы, но было требование уйти из леса, где опасно, пересыпанное для убедительности барабанной дробью. Как он мог на уроке принять дедушку за волка?
   - Дедушка, - шепнул Петя сидящему рядом Никите, и тот в ответ согласно улыбнулся.
   Кошку Петя узнал по кларнету. Кларнетист сидел рядом с флейтой сразу за скрипками. Очень красивый звук у этого инструмента. Петя любил кошек. Но музыка чуть встревожилась, как бы предупреждая, что не для всех пушистики бывают безобидны. Птичкам-то они не очень нравятся.
   Вот интересно! Музыкальные инструменты на сцене действительно исполняли роли, то они выступали по одному - соло, то по очереди - диалог Пети и птички, а порой все вместе - получалась массовая сцена. Как будто все удирают от волка, все быстрее, быстрее, быстрее.... Мелькание смычков почти сливается в белую рябь.... Ух, спаслись.
   А вот, наконец, и волк пожаловал. Его представляли три валторны. Ах, до чего же валторны красивы! Золотой блеск ажурных улиток - украшение всего оркестра. В школе Петя слышал, что происходит валторна от древнего охотничьего рога, а сейчас это один из самых мелодичных духовых инструментов за счет специального устройства внутри улитки, которое при помощи вентилей удлиняет лабиринт ее трубок до трех метров и позволяет инструменту "петь". Композитор, видимо, и выбрал валторну на роль волка именно за ее дикую природу. Когда они все три очень громко "рявкнули" аккорд, получилось настоящее рычание хищника. Тревога!
   А где же утка? Петя посмотрел в программку, когда услышал утиное кряканье гобоя. Из зала Пете трудно было внешне отличить гобой от кларнета и флейты, они действительно похожи, но мальчик уже так освоился в этом симфоническом оркестре, что сразу определил гобой по звучанию и даже насмешливо фыркнул на недотепу - утку. Впрочем, ее надо пожалеть, ведь для волка она - главная жертва. Гобой испуганно закрякал и смолк. Ам! И готово.
   Против волка выступили Петя с птичкой. Струнные и флейта. Кот отсиживался, лишь подавая реплики с безопасного расстояния. А храбрая птичка, кружась перед самым носом хищника, заманила волка в ловушку, где Петя его связал.
   В общем, им удалось справиться с этим хищником. Тут уж весь оркестр заиграл бодрый марш. Шествие героев. Даже со спины было видно, как ликует дирижер. Играли абсолютно все инструменты, как ни странно, и гобой. Видно проглоченная утка продолжала крякать в животе у волка.
   Когда музыка смолкла, на какое-то мгновение в зале установилась тишина. Как будто слушатели еще не поняли, что сказка кончилась. Они уже разобрались с героями и погрузились в прекрасную остроумную музыку, а тут - конец. Затем, словно смирившись с неизбежным, зал разразился аплодисментами. Ребята даже встали с мест и подняли ладоши кверху, чтобы исполнители могли разглядеть, как им понравилось их представление.
   Петя был в восторге, он почувствовал, что может понимать сложные ходы симфонической музыки, слышать звучание инструментов в оркестре. Это похоже на то, как будто человек долго изучал иностранный язык и вдруг стал понимать, о чем говорят вокруг люди в чужой стране.
   Дирижер кланялся, широким жестом приглашая поприветствовать весь оркестр, музыканты тоже благодарно кланялись, принимали букеты цветов. Потом они отложили инструменты, повернулись к фотографии Сергея Сергеевича Прокофьева и вместе с залом стали аплодировать автору чудесной музыкальной сказки. Композитор улыбнулся всем с фотографии на сцене.
  
    []

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) Л.Савченко, "Последняя черта"(Антиутопия) М.Олав "Охота на инфанту "(Боевое фэнтези) К.Корр "Бестия в академии Ангелов"(Любовное фэнтези) Л.Огненная "Академия Шепота 2"(Любовное фэнтези) И.Головань "Десять тысяч стилей"(Уся (Wuxia)) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) А.Тополян "Механист"(Боевик) А.Эванс "Дракон не отдаст свое сокровище"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала! или Жена для тирана"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"