Сергий Радонежский - один из самых мощных святых русского народа.
Более шестисот лет тому назад жил и творил благо для своего народа
 
великий сын Руси Сергий Радонежский. (от рождения и до по-
 
стрижения в монахи в 23 года- Варфоломей)
 
События, описанные в поэме о Варфоломее-Сергии, являются
 
Они зафиксированы в летописи биографом Варфоломея-Сергия -
 
Епифанием. Летопись читал Д. Балашов (его памяти посвящается поэма) -- современный  русский  летописец старины. Он написпл
 
Не имея возможности ознакомиться с летописью  в оригинале, я
 
перевела прозаический роман Д. Балашова на поэтический язык,
 
ибо было великое тяготение написать поэму о неповторимом
 
человеке, могучем сыне русского народа Сергии Радонежском, который и сейчас с небес посылает нам своё благословение.
 
Он был собирателем Руси в единое Московское государство,
 
вдохновителем Дмитрия Донского на битву с татаро-монгольским ханом Мамаем, и предвещал победу.
 
Сергий был пророком, создал ммного монастырей по всей Руси Московской.
 
          Монастыри воспитывали человека: вселяли мужество, патриотизм, учили читать, развивали иконописное мастерство. Сергий лечил людей молитвами и травами. совершал чудеса с помощью молитв.Сергий обладал мощной энергией, а посему был ясновидящим и яснослышащим.
   
                                         Слава Сергию!
   
   "События зримые совершаются всегда и везде
   под воздействием невидимых внешне духовных устремлений. Сергий оказался центральной фигурой мощного духовного движения, которое привело Владимирскую Русь на Куликово поле и создало новое госуларство, - Русь Московскую на развалинах разорванной, 
   захваченной татарами и Литвой, давно померкшейзолотой Киевской Руси. Великийй и трагический четырнадцатый век."
                                                                  Д. Балашов
     "Много может усиленная молитва праведного" (Евангелие. Иакова - 5:16)
   
        Сергий с детства постиг учение Иисуса Христа о нравственном и
   духовном возрождении человечества земли, и всю свою жизнь духовно
   просвещал русичей. Преподобный Сергий был праведником, усиленно молился за русский народ, за освобождение Руси от
   татаро-монгольского ига. Его молитвы услышал Бог.
   
                             П Р О Л О Г
   
   Бежит четырнадцатый век
   И спотыкается кроваво:
   Сер, дик ведь человек,
   Ещё не развит разум здравый.
   
   А посему - грабёж, война,
   Пожары, плен и душ терзанье.
   Коль веком правит сатана,
   Идёт народу наказанье.
   
   За что наказан весь народ?
   Не все же дикие и злые.
   Среди князей пошёл разброд:
   Исчезли силы удалые.
   
   Коль так, то сирый тоже враг
   Момент нашёл, ордою двинул,
   Разрушил древний Киев-град,
   А с ним и Русь - ударом в спину.
   
   Идёт четырнадцатый век
   И спотыкается кроваво,
   В нём рос и зрел уж человек, 
   Блестнувший солнцем величаво.
   
   Варфоломеем в детстве был,
   Ушёл в монахи, принял постриг,
   Иное имя уж носил:
   Он Сергий; жизнь его вся - подвиг. 
   Эй вы, киевские детушки,
   Древнерусские поля,
   Залилась слезами матушка -
   Наша милая земля.
   Слёзы горькие, кровавые.
   Стон, пожары, плен - беда:
   Расплескались силы славные,
   Богу ведомо, куда.
   Плачут реки, рожь волнуется:
   Урожай давать, иль нет;
   И без солнца небо студится
   Вот уж много-много лет.
   Люди дышат еле-елечки,
   Страх сковал, как лёд реку.
   Все разрушены постелечки
   Во тринадцатом веку.
   
   СВЯТОЕ МНЕНИЕ
   
   А четырнадцатый силушку
   Постепенно набирал,
   Чтоб страну родную милушку
   Враг степной не разодрал
   До конца, до основания,
   Весь народ не погубил;
   Уж росло святое мнение:
   "Не допустим, чтобы бил
   Нас народ степной, да злющий же,
   Чтобы в плен народ наш гнал".
   По Руси неслись зовущие 
   Голоса: "Восстать" - сигнал.
   
   Велик народ, коль после боли
   После падения  встаёт,
   Коль возмужает его воля,
   Урочный час тогда пробьёт.
   
   Свои растерянные силы
   Он соберёт, и грянет гром,
   Когда взрастит народ унылый
   Героя с праведным умом.
   
   Таков был Сергий Преподобный,
   Велик душой и сердцем мил;
   В нём - Божий глас громоподобный,
   Им страх в народе он затмил.
   
   Он воспитал в народе твёрдость,
   И поднял дух и ободрил:
   Взошла зарёй над Русью гордость.
   Рассвет над родиной парил.
   
   ГИМН СЕРГИЮ
   
   В нём - Свет и Вера, мыслей взлёт,
   В нём наша Родина большая,
   В нём - труд упорный,  весь народ,
   Он нас над миром возвышает.
   
   В нём - наши рожь и васильки,
   В нём - наши милые берёзы,
   Зеркальность вод и ручейки,
   А в них - при солнце - жемчуг-слёзы.
   
   В нём - монастырские кресты,
   Церквей величье, звон всесильный,
   Руси могучие версты,
   Благоуханье всей России.
   
   В нём - наша русская душа:
   Душевность, ясность, сила духа.
   Он с детства шёл за шагом шаг
   К величью, к святости. И руки
     
   Его трудились над бревном,
   Над телом, немощным и хилым.
   Он жил давно, давным-давно:
   Шестьсот уж лет...  И до могилы
   
   Был прост, сердечен, величав,
   Нищ, беден, к благам равнодушен;
   Сам блага мощно источал,
   Свет Божий сеял, святость в души.
   
   В нём - мыслей взлёт, сердец размах
   И подвиг, подвиг до могилы;
   В нём - мощи суть, в людских умах -
   Стремленье сбросить иго силой.
   
   Благословил природу-мать
   В могучем образе медведя.
   Народ на битву поднимать:
   О том от Бога он уж ведал.
   
   В нём грусти нет, он смел, силён,
   Серьёзен, прост, отваги полон,
   Трудом был с детства закалён:
   Светло родительское лоно.
   
   В нём - лес и поле, ветра звон
   И щебет ласточек игривых.
   Церковных дел - устав, канон,
   Друг-конь с величественной гривой.
   
   Рать на конях вела борьбу,
   Конь - в пашне, в деле, в созиданье,
   Тянул на праведном горбу
   Основу жизни - выживанье.
   
   Высокий Господа завет
   Конь исполнял, а с ним и пахарь.
   Труд есть начало. Жизни нет,
   Коль нет труда, нет Бога знака.
   
   Нет государства, языка,
   Нет хлеба, жизненного дела.
   Трудись, нога, трудись, рука,
   И голова, трудись, и тело!
   
   РОДИТЕЛЬСКОЕ ЛОНО
   
   Родители Сергия жили в Ростове -
   Бояре древнейшего  рода Руси.
   Но бедного-бедного, очень простого,
   Разоры оставили род сей без сил.
   
   Великая набожность в доме царила.
   Спокойствие, лёгкость в общенье с людьми,
   Порядочность, совесть - их жизни мерило;
   И ласковый, добрый родительский мир.
   
   Уже подрастал первый сын и учился
   В Ростове, в затворе, учился легко,
   У Марьи с Кириллом второй сын родился.
   Пред родами случай случился такой:
   
   Идёт литургия в Ростовском соборе.
   Народа полно - к Богу люди пришли.
   У Матери-женщины дитятко вскоре
   Родиться должно - нет чудесней вершин!
   
   Стояли, молились и вдруг услыхали,
   Как нежный ребёнок три раза вскричал.
   У матери щёки вовсю полыхали:
   "К чему это чудо? Каких же начал
   
   Является крик этот в женской утробе?
   Что Бог уготовил? Какую судьбу?
   Не быть бы ребёнку заранее в  гробе!
   О, Боже Святой, обо мне не забудь!"
   
   Младенец вскричал первый раз перед чтеньем
   Святого  писанья, заветов Христа.
   Второй прокричал при божественном пенье,
   А третий - закончили пенье уста.
   
   Боярыню бабы кольцом окружили,
   Общупали всю, в удивленье пришли:
   Земле уж немало годов послужили!
   Кричащее чудо нигде не нашли!
   
   Про то, что ребёнок святым зародился,
   Не мыслили люди земные тогда...
   Над Марьей иной человек и глумился.
   Она же чиста, как святая вода.
   
   Отец Михаил успокоил Марию,
   Читал из писаний святые ряды.
   Но била тревога в хоромах Кирилла.
   Мария взялась за святые труды:
   
   Молилась часами, постилась по средам,
   По пятницам тоже; держала себя
   В большой чистоте, и Бог всё это ведал,
   И вёл её к родам, премного любя.
   
   Родился сынок с голубыми глазами,
   Открытыми миру, искристый в них свет.
   И взгляд у Марии с тревогою замер:
   В глазах у ребёнка - прозрение: дед!
   
   А сколько терпения, выдержки, воли!
   Сосал плотно, ровно, как будто трудясь.
   По пятницам, средам сосок лишь мусолил,
   Не ел: он привык, в животе находясь.
   
   Прозренье в глазах отошло с месяцами;
   И рос он весёлым, спокойным в игре,
   Упитанный, крепкий, и мир созерцал он
   В своём родовом, уж в упадке дворе.
   
   Так всё описал Епифаний-биограф.
   Рос мальчик послушным, старательным был.
   Любил он коней и траву за забором,
   Зверей и букашек защитником слыл.
   
   Он часто играл в одиночку, и сидя
   С игрушкой в руке, напевал, бормотал.
   Кто знает, что мальчик в игрушечке видел...
   Добро с молоком материнским впитал.
   
   Был назван сын Варфоломеем.
   Святое имя - Бог предрёк;
   В нём - то величье, что имеем,
   И грандиозность всех дорог,