Пересмешник : другие произведения.

Mas

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Встреча с подтекстом



02-01-1998
02-08-1998
02-09-1998

                             1.

В этот день под вечер пошел дождь, и он снова вспомнил слова
Мастера. "Почему многие люди грустят, когда идет дождь ?" - спрашивал
Мастер, и сам же отвечал, так как его ученик уже убедился в том,
что знает недостаточно.

"Дождь - индикатор настроения и внутреннего состояния человека.
Если человек отличает такой день от других только из-за погоды,
значит, что-то разладилось внутри него. Настоящий человек должен
уметь хранить солнце внутри себя в любое время, чтобы освещать
им свою жизнь".

Мастер освещал не только свою жизнь. Он был не только наставником
- самой жизнью. Между ними образовалась такая прочная связь,
что теперь, когда его уже не было в живых, это не ощущалось.
Мастер подготовил его, воспроизвел самого себя в нем. Передав
все свои знания, он только оставил место под опыт, простой жизненный
опыт, который нелегок и не всегда положителен.

Он столько знаний принял от Мастера, что теперь почти на любую
ситуацию вспоминались его слова. В этих словах - тысячелетняя
мудрость, что передавалась от поколения к поколению. Что там
говорил Мастер насчет баров (неужели они существовали и в те
далекие времена ?) ?

"Зачем человеку нужен алкоголь ? Что несет он, кроме разрушения
организма ? Ложные ощущения и обманчивые чувства, в которых легко
можно увидеть еще одно проявление человеческой глупости. Если
человеку он помогает преодолевать страх, то следует бояться как
раз алкоголя. Страх может победить только подготовленный, тогда
как загнать его вглубь и не думать о нем может любой пьяница.
Кроме того, алкоголь еще дает возможность отложить проблемы,
но никак не помогает в их разрешении".

А еще он говорил так: " Человек слушающий обычно чуть-чуть уязвимее,
чем говорящий. Говорящему нет нужды слушать самого себя и он
может наблюдать за реакцией собеседника. У него есть оружие -
его речь. Конечно, человек, который слушает, тоже смотрит на
говорящего, но не отдает себе отчет, что зависит от него и подсознательно
связан его речью". Обычно подобный монолог кончался репликой,
что человек подготовленный (Мастер, наверное, имел в виду кого-то
равного себе) может с легкостью отключаться от беседы, незаметно
для окружающих.

- Эй, приятель, у тебя нет желания выслушать мой рассказ ?

                             1.1

Туч нагнал бродяга-ветер
И испортил день, что светел
Должен был бы быть.
Тень накроет летний город,
Тот, что сердцу очень дорог;
Хочется грустить.
В день, окрашенный печалью,
Солнце за дождей вуалью
Скрылось до зари.
Не грустите - вот ответы:
И закаты, и рассветы
Есть у нас внутри.

                             2.

Забегаловка была самой заурядной, если не сказать, что самой
плохой. В неоновой вывеске ее названия не горела половина букв,
а другая почти образовывала неприличное слово. Однако это не
смущало посетителей (народ здесь собирался бывалый), равно как
грязные столы и безобразная выпивка, характеризуемая мерзкими
вкусом, цветом, запахом и убойными градусами.

Человек, предложивший рассказать историю, уже сел напротив другого
и смущенно катал полупустой стакан в широких ладонях, словно
не зная как начать. Сидевший напротив был чем-то похож на него.
Он медленно потягивал из своего стакана и до сих пор не произнес
ни слова (ответом подошедшему был утвердительный кивок головы).

Подошедший подозвал официантку (если можно так было назвать это
уродливое толстое бесполое существо - что-то другое здесь просто
не прижилось бы), сделал заказ на двоих и дождался его появления.
Только потом он принялся за обещанный рассказ.

"Что же, слушайте. Как станет надоедать, скажите прямо - я не
обижусь. До какого-то периода мою жизнь трудно назвать таковой
- очень она была тусклой, безликой, похожей на сотню других.
Семья моя жила в бедном квартале и едва сводила концы с концами.
Рано я понял, что за меня уже все выбрала судьба и все уже предопределено.
У меня уже не было шансов получить приличное образование, стать
специалистом - пришлось бы стать обыкновенным работягой. Скоро
я понял, что судьбу надо менять. Именно тогда, когда я начал
менять ее и началась моя жизнь.

Тогда я познакомился с одним удивительным человеком.

                             3.

"Я пропустил всю эту историю и поздно услышал о нем. Я слышал,
что какой-то китаец, живущий в нашем квартале, открыл здесь что-то
вроде школы самообороны. Кстати сказать, я до сих пор не знаю
его настоящей национальности, просто все соседи сразу определили
его расу по цвету кожи, а сам он не противился. Хотя, думается
мне, это было ему не совсем по душе. Не знал я его имени и возраста.
Потому и звал - Мастер.

Я опоздал - когда я пришел к нему в школу, ее уже закрывали.
Не знаю, что там было - может, властям понадобилось какое-нибудь
разрешение или что-то еще. А может, кому-то было мало денег и
он решил, что может получить больше прибыли, закрыв школу. Я
застал хозяина, когда он забирал свои последние вещи - это были
тетради и циновки (для меня тогда просто коврики).

Он спросил, зачем я хотел пойти в его школу. "Чтобы изменить
свою жизнь". "Считай, что ты уже изменил ее", - сказал он и поручил
мне нести его коврики. Потом он сказал, что я могу прийти к нему
домой на следующий день.

Назавтра он поручил (ну не сказать же, что заставил ?) мне уборку
его квартиры. Я полдня разгребал завалы мусора у него дома, а
когда пожаловался, что устал, он отослал меня домой. Больше подобных
жалоб он от меня не слышал никогда. Единственное, что я позволил
себе на другой день, так это робко поинтересоваться, как он живет
на этой свалке (слова были другие). "Главное, чтобы был порядок
внутри человека", - таков был ответ. И это была только первая
мудрость, хотя я тогда посмеялся в душе.

Целую неделю я ходил к нему домой и наводил порядок. Но пыль,
грязь и мусор вновь возникали там, где накануне сияла чистота.
На второй неделе появились подозрения, и я сказал Мастеру, что
хочу учиться, а не убирать за ним.

"Нет уже того уважения и почтения, как раньше", - усмехнулся
он, - "Я полгода убирал за своим учителем и боялся лишнего слова
сказать, хотя догадался почти сразу. Он тоже специально много
мусорил".

                             4.

На другой день началось обучение. Трудно описать, из чего оно
состояло: в один день он обучал меня упражнениям, на другой -
рассказывал разные истории и всякие полезные вещи. Я выслушал
кучу легенд, научился многим хитрым штукам, многие из которых
были практически бесполезны в обычной жизни. Было много медитаций,
как говорил Мастер, они помогали слушать самого себя.

В первый день мы начали с ножек стула. Мастер открутил у одного
стула две деревянные, чуть сужающиеся ножки, которые были гладкими
(покрыты лаком ?). "Повтори", - сказал он и дав ножку, прокрутил
свою в одной руке вокруг среднего пальца. Он повторил трюк, который
был очень похож на вращение пистолета на указательном пальце,
только было непонятно, как это ему удавалось.

Только через час я смог сделать нечто отдаленно напоминающее,
но даже тогда у меня не получилось сделать оборот два раза подряд.
Не говоря о том, что выглядело это коряво и выполнялось гораздо
медленнее. Когда я показал свое достижение, Мастер раскрутил
свою ножку от стула до бешенной скорости и закрыв глаза, словно
его не волновал сверкающий пропеллер в правой руке, начал говорить.

"Можно неделю стоять и наблюдать за работой жонглера, когда он
жонглирует тремя кольцами. Если достаточно долго смотреть и очень
стараться, можно скопировать его действия и получить что-то похожее.
Однако, всегда будет достаточно жонглеру перейти на булавы или
что-то иное, как придется все повторять заново. Хватит даже,
если жонглер просто добавит еще одно кольцо.

Надо не слепо копировать то, что видишь, а целенаправленно изучать
сам принцип. Тогда твое мастерство не будет зависеть от предметов.
Настоящее искусство состоит в том, чтобы уметь познать предметы
вокруг, узнать их характеристики. Совершенство наступает тогда,
когда для тебя не важно, что за предмет перед тобой. Я могу жонглировать
десятком разнокалиберных предметов, половины из которых будут
гореть, а остальные будут мокрыми и скользкими. Изменятся ведь
не предметы, а мое отношение к ним; зная суть вещей, легко можно
управлять ими и подчинять своей воле".

Когда я, после многих безуспешных попыток, оправдывался тем,
что первый раз в жизни держу ножки для стула, Мастер ответил
мне тем же. "Если бы я взял палочки для еды, как сделал мой учитель,
ты тоже сказал бы, что никогда раньше не жонглировал ими. А почему
ты решил, будто я уже делал это ?"

                             5.

В другой раз он рассказал про страх.

"Представь себе доску, шириной в твою ступню, лежащую на земле.
Ты смог бы пройти по ней ? А пробежать ? А если бы под ней было
ущелье, бездонная пропасть ? Что значит нет ? В первый раз ты
не боялся оступиться и был уверен в своих силах. Доска ведь не
изменилась. Не изменилось и твое физическое состояние. В чем
же дело ?

Ты испугался не препятствия - побоялся за свои силы. Главное
понять то, что изменение произошло там, где оно фактически не
имеет реальной власти над тобой. Надо просто уметь сконцентрироваться
и отсечь ложные страхи. По такой доске пройти можно, можно и
пробежать. Страх должен стать просто сигналом для повышенного
внимания. Хотя и это не обязательно.

Люди боятся того, в чем не чувствуют уверенности. Зато ощущают
себя в безопасности рядом с теми вещами, которые укорачивают
им жизнь. Поэтому чаще всего люди опасаются будущего, несмотря
на то, что оно зависит от них же.

Страх - это твой враг. Если ты боишься - борешься с двумя противниками:
опасностью, вызвавшей страх и своим страхом. Получается, что
ты сам затрудняешь себе положение, тратя силы и время на борьбу
с самим собой. И наоборот: если ты уверен в себе и своих силах,
то на твоей стороне сражается твоя уверенность".

Он помолчал и снова продолжил: "Жаль, что у меня нет под рукой
клетки с тигром - я быстрее научил бы тебя бороться со страхом".
Так как он вновь замолчал, мне пришлось задать естественный вопрос.
"Это очень просто. Тигра надо долго не кормить, а потом закинуть
в клетку тебя".

"Но я бы там погиб !" - удивленно воскликнул я. "Может быть.
Я сам едва не погиб. Только в последний момент мне удалось, как
здесь теперь говорят, найти общий язык со зверем. Я смог взять
себя в руки и вспомнить все наставления своего учителя. Тигр
знал только то, чему его научила природа. Моя сила была в знании
предков. Перед моими глазами стояло перечеркнутое шрамами лицо
учителя, но знание того, что ему удалось подобное, все же помогло
мне".

Минут пять я молчал, обдумывая услышанное. Потом медленно спросил:
"А что было бы, если бы Вы не смогли собраться и побороть свой
страх ?" Незамедлительно (как будто он был заготовлен заранее)
прозвучал ехидный ответ: "Тогда бы ты просто не услышал этой
поучительной истории".

                             6.

Как-то раз я рискнул спросить у Мастера про его возраст. Он вновь
ответил (вернее сказать, не ответил - я не получил ответа на
свой вопрос) в своем уклончивом стиле:

"Вот тебе еще несколько парадоксов людей. У человека большая
проблема, он постоянно думает о ней. Чем чаще он вспоминает о
ней, тем труднее ему кажется ситуация, тем слабее он кажется
самому себе. Получается такой вот снежный ком. Человек попусту
расходует свои силы, еще не приступив к решению проблемы.

Каждый день рождения, а тем более юбилей лишний раз, да нет -
тысячу раз - напоминает о твоем возрасте, о безвозвратном течении
времени. Человек начинает сравнивать, вспоминать - это тоже делает
его слабее. Грузом давит сознание того, что с определенного возраста
он просто должен иметь проблемы  со здоровьем, потому что это
считается нормальным.

Пока я считаю себя молодым, пока у меня есть основания думать
так - я не знаю своего возраста и особенностей, связанных с ним,
я и буду молодым. А когда я начну считать свои дни, то в какой-то
момент мне может показаться, что их слишком много. Тогда их будет
действительно слишком много. Ибо почти всегда подобное знание
обременительно".

                             7.

Чуть позже он попросил принести из кухни самое грязное куриное
яйцо. В холодильнике выбора большого не было - яйцо было одно,
но оно было действительно грязным. Мастер принял его от меня
в ладони как какое-то большое сокровище и жестом показал сесть.

"Слушай еще одну легенду на тему разделения человечества, вы
должно быть такие любите (я не понял, кого он имел в виду, но
кивнул). Однажды курица снесла яйцо, вот такое обычное яйцо (он
плавно раскрыл ладони и показал миру этот куриный шедевр). Рядом
с ним собрались люди и начали рассуждать.

"Не вижу проку в нем", - сказал глупец, - "Это просто что-то
ужасно грязное, здесь не может быть ничего интересного или полезного
для меня. Я даже трогать его не буду". Сказав это, он отошел.

Следующим к яйцу подошел эстет ("Человек с богатым внутренним
миром и ценящий настоящую красоту, вроде меня или, быть может,
тебя", - пояснил он). Он повертел яйцо в руках, но у него уже
не было того брезгливого выражения лица, как у глупца. Внимательно
рассмотрев, он вымыл его и вытер рукавом".

Произнося это, Мастер вручил мне яйцо, и мне пришлось опять
сходить на кухню и вымыть яйцо. Естественно, я вытер его насухо
и поспешил вручить учителю. Тот вновь заключил яйцо в чашечку
из ладоней и продолжил рассказ, дождавшись, когда я вновь сел
напротив него.

"Эстет внимательно рассмотрел результат своего труда и воскликнул:
"Чудо ! Что я вижу ? Какой прелестный белый цвет, какие совершенные
формы ! Вот воистину редкое и удивительное творение природы !
Я могу любоваться этим до скончания моих дней."

У эстета яйцо забрал мудрец и произнес: " Я смотрю на эту вещь
и вижу труд одной курицы, но в тоже время из этого яйца родятся
тысячи куриц. Здесь заключено целое поколение, отрезок вечности.
Я могу долго размышлять о совместимости пространства и времени,
о бесконечности и ничтожности, глядя на это яйцо".

С сожалением мудрец передал яйцо следующему человеку. Тот взял
его и недолго думая, выпил содержимое, положив конец этому спору".
Мастер быстрым движением руки щелкнул по верхушке яйца, проделав
дыру в нем, ненадолго задержал его у носа, а потом опрокинул
в рот содержимое. С довольным выражением лица он пояснил мне:
"Даже яйца бывают разные - моему учителю досталось протухшее.
Но он узнал это только после того, как рассказал всю историю".

                             8.

Один раз я случайно затронул тему смерти. Тогда Мастер спросил
меня, боюсь ли я ее. Вынужден был ответить, что да. Услышав мой
ответ, учитель отложил свои дела, чтобы вновь поделиться своей
мудростью.

"Нельзя бояться того, что неотвратимо, как нельзя бояться восхода
солнца или прилива, хотя это несравнимые вещи, ведь все это когда-нибудь
кончится. Смерть кончиться не может - она будет всегда идти рядом
с жизнью. Надо просто принять ее, как одно из самых главных,
хотя может и несправедливых, свойств жизни. Они дополняют друг
друга до целого, поэтому невозможно согласиться с существованием
только части предмета, не зная его всего целиком.

Если бы не было смерти, люди совсем не ценили бы жизнь, как самый
большой подарок на земле. Рождение - это кредит, а жизнь дается
для того, чтобы отработать его. К этому больше ничего нельзя добавить.

Мне уже можно говорить о смерти. Я не чувствую страха - почти
весь мир, который я знал, уже там. Поэтому, что бы там ни было,
знакомых и родных у меня там много, больше, чем здесь. Мой кредит
уже заканчивается".

Возникла пауза, во время которой Мастер посмотрел на меня и увидел
что-то на моем лице, что заставило его поспешно продолжить: "Советую
тебе не забивать этим голову - рано еще. Подумай лучше о том,
сколько людей, среди которых были и поумнее нас с тобой, уже
бились над этой загадкой (проблемой, парадоксом - выбирай что
хочешь). Что в итоге ? (Мастер смешно развел руки и пожал плечами)
Они все там и, думается мне, до сих пор не определились с ответом".

                             9.

Все чаще я убеждался в своей беспомощности и однажды сказал Мастеру:
"Как мало я знаю и умею ! И как далек путь до Вашего мастерства,
который я хочу пройти !" Мастер внимательно посмотрел на меня
и сказал:" Вижу, что тебе уже пора в школу".

Школа оказалась необыкновенная и находилась довольно далеко.
К тому времени я стал самостоятельным (родители с этим смирились)
и мог легко впервые в жизни покинуть родной город. Дело было
только в разрешении (благославлении Мастера). Это был своеобразный
пропуск в школу для избранных; он представлял собой особую по
сложности и красоте татуировку, которую я ношу руке уже много
лет. Это была своеобразная роспись, которая своя у разных учителей,
а на весь мир их не больше десятка, я говорю только о настоящих
Мастерах.

...Мастера знали в школе - это я понял по тому приему, какой
оказали мне. Было даже как-то неудобно пользоваться тем, что
не заслужил. Трудно было представить, какую встречу организовали
бы самому Мастеру.

Полтора года пролетели для меня в школе как один день. Там было
очень интересно, каждый день я был и учеником и учителем. Мне
доверили обучение начинающих и, обучая их, я воспитывал сам себя.
Мне довелось рассказывать множество историй и легенд, которые
слышал от Мастера. Я видел разинутые рты (в переносном смысле,
конечно) - царила безмолвная тишина, а лица учеников напоминали
мне меня самого некоторое время назад.

...В один такой день меня вызвали прямо с очередного занятия.
По темным лицам и сжатым губам я сразу понял, что произошла беда.
Мне пришлось вернуться в свой город.

Мастер умирал.

                             10.

К нему в этот день приехал сын из родной деревни. Он уговорил
Мастера навестить родину (где он не был несколько лет), но этим
планам не суждено было сбыться. На улице Мастер стал свидетелем
убийства (которому он не успел помешать) и с этого момента был
обречен.

Это был наемный убийца мафии, организации, которая оплела весь
город. Без ее участия не проходило ни одного важного мероприятия.
А последний год, когда мафия поставила во главе города своего
человека, стал самым страшным за всю историю.

Наемный убийца был единственным исполнителем приговоров мафии;
он разыскал учителя. Он убил сына и нанес смертельное ранение
Мастеру. Это был особый удар - человек, получивший его был обречен,
хотя мог прожить еще около суток.

Этот печальный рассказ я услышал от Мастера, которому оставалось
жить считанные часы. Он лежал в больнице, где врачи действительно
разводили руками, будучи не в состоянии помочь ему. Мне очень
трудно было что-то сказать, но было необходимо кое-что выяснить.
Я прямо спросил Мастера: убийца был ему знаком ?

Мне сразу это стало понятно, так как такой секретный удар я выучил
в школе. Ясно было, что убийца тоже должен был быть знаком с
этим боевым искусством (Мастер всегда был против этого названия
- он именовал это не иначе как "средство выживания").

Учитель довольно неохотно подтвердил это и заставил меня поклясться
отомстить за его сына (тело не было найдено, но Мастер стоял
на своем). "Мой кредит уже закончился, а ты должен рассчитаться
за моего сына", - сказал он, сжимая мою руку.

После меня оттащили врачи.

                             11.

Я начал охоту.

По крохам собирая информацию, я время от времени посматривал
в газеты, надеясь увидеть заметку о том, что найден труп сына
Мастера. Это мне дал бы хоть какой-нибудь ориентир (пусть даже
неправильный). Но я напрасно надеялся.

Я подкупал проституток и карманников, просиживал в самых отвратительных
кабаках..."

В этот момент в двери забегаловки попытался выйти основательно
нагрузившийся клиент. Но это ему не удавалось сделать, так как
зрение было здорово расфокусировано, а нижняя половина тела вообще
плохо слушалась. При этом он умудрялся громко петь (скорее, орать)
неприличную песню, когда ему не мешала сильная икота.

Рассказывающий посмотрел через плечо слушающего на источник шума;
тому (слушающему) пришлось отодвинуться, развернуться и тоже
полюбоваться на ходячую рекламу алкогольных напитков. Пользуясь
этим, тот, кто так долго рассказывал о своей судьбе, быстро закинул
в стакан напротив маленькую горошину. Она мгновенно потерялась
в пучине алкоголя и растворилась.

Наконец относительный порядок был восстановлен и рассказ продолжился.
"Это был адский труд. Многое из того, что я узнал, здорово помогло
бы стражам порядка, но это было не то, что нужно.

В конце концов, я наткнулся на девушку, которая знала подручного
самого босса мафии. Она была просто бесценным источником информации,
надо было только с ней познакомиться. Когда я узнал все, что
требовалось, можно было переходить к военным действиям.

                             12.

За две недели с мафией в городе было покончено. Остались быть
может только мелкие сошки, которые тут же попрятались по своим
раковинам. Босс хотел было удрать за границу, но его пристрелил
какой-то другой наемник (может быть, это была другая мафия ?).

Но мне нечем было хвастаться, ведь самое главное - мой наемник,
который и был моей главной мишенью - сбежал в другой город. Я
приехал сюда, но что толку - моя клятва так и останется невыполненной.
Этот город еще больше - как я найду здесь его ?"

Последовала долгая пауза, во время которой каждый прихлебывал
из своего стакана (справедливо будет упомянуть, что за время
рассказа говоривший успел угостить своего слушателя не одной
порцией).

Так долго слушавший, наконец, оторвался от своего стакана и улыбнулся,
потом открыл рот, собираясь что-то сказать, но не смог. Небольшая
судорога пробежала по его лицу, на котором осталось выражение
безмерного удивления. Глаза сфокусировались на какой-то далекой
точке, и голова мягко легла на стол.

Поделившийся своей историей медленно допил свою порцию пойла.
Потом он закатил правый рукав на руке лежавшего и посмотрел на
то место, где должна была быть татуировка, точно такая же, как
у него. Ее там не оказалось - на этом месте была изуродована
кожа, остались следы вытравливания кислотой.

Он кивнул (одной проблемой меньше), встал, оставив на столе одну
крупную банкноту и вышел на улицу.

                             13.

Дождь уже закончился, а темная печаль все еще наполняла его сердце.
Тогда он в который раз вспомнил слова Мастера.

"Если ты знаешь свою слабость, она обращается в твою силу. Если
враг знает твою силу, она становится твоей слабостью. Нельзя
врагу дать почувствовать тебя опасным для него. Знание - вот
что является самым главным в этом мире. А знание другого человека
является вообще бесценным.

Человечество так любит себя делить. По расам, континентам, месту
проживания, происхождению... Самое главное деление, до которого
весь мир еще не додумался, известно лишь избранным. Это правило
очень короткое и мудрое. Человечество делится на две части: первых
губит сознание собственной слабости, вторых - уверенность в своей
силе".

Убийца знал, кто идет по его следу. Знал, что уйти от него будет
нелегко, и поэтому сам выбрал место. Подготовился, через посторонних
людей довел до него информацию о том, что будет в этом баре.
Поскольку здесь было многолюдно, выбор у мстителя был невелик,
если вообще был. Здесь можно было только отравить.

Но он не мог догадаться, что его противник тоже додумается до
всего этого. После года обучения в школе учили тому, как противостоять
людям, знакомым с разными школами и направлениями. Тот, кто самовольно
ушел из школы через полгода, не мог знать, что дальше будет изучаться
особый яд. В обычном виде он не опасен, он рассчитан лишь на
тот случай, когда жертва использует противоядие.

Противоядие, принятое накануне, смешалось с этим веществом и
образовало смертельный яд. Так получилось, что щит, заготовленный
убийцей заранее, обратился в копье, его самого и поразившее.
Это тот случай, который назывался в школе "Мастер над Мастерами".

                             14.

Конечно, учителю было проще считать, что его сына убили. Но ведь
все факты говорят против этого.

Никто из соседей не видел приехавшего в гости сына. Татуировка,
которая хоть и была уничтожена, все же о чем-то говорила. До
сих пор необнаруженное тело. А еще оставался вопрос: как убийца
смог нанести свой удар ? Он смог это сделать только тогда, если
бы Мастер даже не пытался защищаться. Почему ?

Но не ему быть судьей, он просто выполнил свою клятву. А сам
Мастер раньше (давным-давно) говорил так: "Тому, кто отрицает
существование солнца, в доказательство достаточно выколоть себе
глаза".

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"