Перевалов Валерий Виктрович : другие произведения.

Анекдоты и С.М.И.

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  АНЕКДОТЫ КАК КРИТЕРИЙ АДЕКВАТНОСТИ МАССОВО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  
  Среди всех проблем функционирования журналистики особую, можно сказать фундаментальную, проблему представляет рассмотрение адекватности проводимого массово-информационного процесса реальной жизни общества, ее информационных запросов, потребностей и интересов. Можно долго и мучительно выискивать выразительные средства для повышения эффективности материалов. Можно старательно набирать сенсационные материалы и завлекать цветными обложками. Можно использовать в качестве основы для лексикона журналистского произведения искусственные идеологемы (или иные модные словосочетания). В работе Н.А.Купиной приводится целый список подобных речевых оборотов. Но если основной смысл произведения журналиста находится в явном противоречии с реальной действительностью, то говорить об адекватном восприятии данного материала, а тем более об использовании в жизни и деятельности предлагаемых в нем алгоритмов деятельности не может быть и речи.
  Более того, при явном противоречии предлагаемой информации реальной практики личности и социума происходит процесс инверсии содержания информационной посылки, когда тема остается прежней, но ее раскрытие становится полностью противоположным.
  Лучше всего данный процесс можно наблюдать с помощью анекдотов.
  Рассмотрению подлежали некоторые немецкие анекдоты времен Третьего рейха и советские анекдоты с середины 1960-х годов по настоящее время.
  Наиболее характерным для народного юмора является резкое неприятие бессмысленных идеологем, особенно если они употребляются к месту и не к месту. Вот, например:
  Адольфу Гитлеру мы обязаны всем здоровым подрастающим поколением. Здоровые крестьяне производят здоровый скот.
  Сын спрашивает у отца:
  - Папа, у нас уже построен социализм, или будет еще хуже?
  Или для современной России:
  - А почему вы решили, что когда будет свобода, вас по-прежнему будут кормить?
  Резко высмеивает народный юмор просчеты в широко разрекламированных производственных программ:
  Хрущев обратился к Кеннеди с просьбой продать зерно. Кеннеди продал, но спросил:
  - А когда вы распространите коммунизм по всей Земле - где тогда хлеб покупать будете?
  В 1979 году с помпой достойной лучшего применения прошел очередной Пленум ЦК КПСС, посвященный проблемам на железнодорожном транспорте. Все газеты были забиты материалами о совершенствовании работы МПС. Народный юмор тут же уловил суть проблемы:
  Едут в одном вагоне Сталин, Хрущев и Брежнев. Вдруг поезд остановился - рельсы кончились. Выходит из вагона Сталин:
  - Гдэ началник дороги? Расстрэлят!
  Потом ткнул пальцем в какого-то парнишку:
  - Тепер ты началник дороги. Строй!
  Едут дальше. Вдруг опять стоп, опять рельсы кончились. Выходит из вагона Хрущев:
  - Ну-ка, к едрене фене, берем рельсы с конца и переносим вперед.
  Едут дальше. Опять рельсы кончились. Выходит Брежнев:
  - Значит так, дорогие товарищи. Вот вы берете в руки веточки с листьями и бегаете вдоль вагона, а вот вы раскачиваете вагон и громко кричите: Тук-тук, тук-тук, тук-тук!
  Достаточно характерным для анекдота является использование омофонов, то есть, различных по смыслу слов, звучащих примерно одинаково.
  Встречаются два врача-психиатра. Одни говорит:
  - Хайль, Гитлер!
  Другой отвечает:
  - Лечи его сам!
  На заседании Политбюро Брежнев тихо дремал, вдруг встрепенулся:
  - Идея.
  Все к нему:
  - А, что? Какая идея? Что пришло в вашу гениальную голову?
  А Брежнев и говорит:
  - Мы вот тут посовещались и спрашиваем: И где я?
  Народный юмор очень четко и грубо отслеживает самые уязвимые точки господствующих кумиров.
  Почему это фюрер всегда держит фуражку ниже живота? Это он заботится о последнем безработном.
  Брежнев выступает на Политбюро:
  - У нас процветает грубость и неуважение к человеку. Вчера, когда мы хоронили товарища... Кстати, где он? Когда же заиграла музыка, только я один догадался пригласить даму на танец.
  Несмываемым черным пятном на российской журналистике будет лежать печать написания за "дорогого и уважаемого генсека" трилогии "Малая земля", "Возрождение" и "Целина". Народный юмор отреагировал на непристойную возню вокруг этих произведений таким образом.
  По прямому проводу Сталин звонит на фронт Жукову, а телефонист ему и отвечает:
  - Извините, товарищ Верховный Главнокомандующий, но маршал Жуков сейчас советуется с полковником Брежневым по поводу предстоящей войсковой операции.
  Немецкий народный юмор также прошелся по полководческим талантам своего "отца нации":
  - В чем разница между Адольфом Гитлером и солнцем. Солнце на востоке всходит, а Гитлер на востоке закатится.
  - Фольксштурмисты в возрасте от 50 до 60 лет могут быть освобождены от службы, если они представят справки, что их отцы находятся на фронте.
  - По кладбищу идут с лопатами двое мужчин. Какой-то старик кричит им вслед: "Вы что, хотите откопать замену для фольксштурма?"
  Никогда и никому не удавалось и не удастся обмануть народ по поводу истинных основ того или иного строя, его квинтэссенции.
  Для гитлеровской Германии это выразилось в ставшем крылатом выражении:
  - Наполеон жалуется: ах, как жаль, что у меня не было доктора Геббельса. Франция никогда бы не узнала о моем проигрыше в войне с русскими.
  Для эпохи Хрущева эта ключевая фраза звучала уже так:
  - Ну что, будем сеять кукурузу, или будем сажать?
  - Нет, лучше сеять!
  Для эпохи Брежнева:
  - Хорошо работаешь, на БАМ пошлем!
  Для новых русских времен:
  Новый русский на очередном банкете спит, уткнувшись в тарелочку с черной икрой. Его приятель поднимает его голову и спрашивает:
  - Как жизнь, Вася?
  - Удалась, - произнес тот и снова уткнулся лицом в тарелочку с икрой.
  Так же и появление новых действующих лиц в истории России, т.н. "новых русских", которых журналисты кинулись во все лады расхваливать, как людей, способных вдохнуть новые силы в слабеющую российскую экономику, было рассмотрено народом, что называется, под лупой, и появились анекдоты-диагнозы умственных, деловых и культурных способностей "новых русских".
  Новый русский рассказывает о своем бизнесе:
  - А чё! Я конкретно закупаю в Германии цистерну пива на тысячу баксов. Гоню ее сюда. А здесь продаю за три тысячи баксов. Вот на эти два процента я и живу.
  Купил новый русский "шестисотый". Через неделю приходит и покупает еще один. Потом еще через неделю еще один. Ошарашенные продавцы его спрашивают:
  - Что с автомобилями?
  - Да там пепельницы маленькие. Засоряются быстро.
  Новый русский приценивается к иномарке. Продавец расхваливает машину:
  - Такой комфорт, сплошная автоматика, по дороге идет как ласточка.
  - А скорость?
  - Ну вот если прямо сейчас вы поедете в Санкт-Петербург, то будете там в четыре утра.
  - Не, братан, не пойдет.
  - Как, почему?
  - Ну ты сам чисто конкретно подумай. Ну и на фига мне Санкт-Петербург в четыре утра?
  Выходит новый русский из Эрмитажа. Его спрашивают:
  - Ну, как?
  - Братаны, все конкретно по понятиям. Бедненько, но чисто.
  В то же время мы видим, что народ, сколь бы не старались журналисты, очень четко различает истину и ложь, клевету и обман и героизм и самоотречение. Ведь сколько ни пытались журналисты, например, "Аргументов и фактов" опорочить подвиг Зои Космодемьянской, ничего у низ не получилось. А усилий было приложено очень много. Сначала речь шла о том, что не было никакой Зои Космодемьянской, а были фанатики-комсомольцы, и их групповые диверсии и были вознаграждены в лице одной девушки. Затем, речь пошла о том, что выбор Зои Космодемьянской случаен, поскольку не производилось правильного опознания мертвой диверсантки "Тани". Затем, Зою Космодемьянскую представили сумасшедшей девицей. Усилия журналистов по дискредитации народной героини пропали даром. Таким образом, анекдоты можно рассматривать как независимый и объективный метод контроля идеологической работы в обществе, компетентности, полноты и оперативности массово-информационной деятельности.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"