Перевалов Валерий Виктрович : другие произведения.

Анекдот и народ

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Оружие безоружных
  
  Почему-то в среде либеральной интеллигенции широко распространено мнение о некоей "патологической" амбивалентности "простого" народа. Дескать, и не понимает он ничего, и готов поддерживать любую дурость властей, и вообще...
  Смею с этим не согласиться и могу в свою пользу привести массу примеров. Но ограничусь только одним, с которым мы все сталкиваемся постоянно - это политические анекдоты. Действительно, наши славные журналисты - элита mass media community - долго и мучительно выискивает "выразительные средства" для повышения эффективности тех или иных идеологических материалов, что было и во времена СССР, что есть и сейчас. Журналисты старательно набирают для "завлекухи" и "оживляжа" сенсационные материалы и завлекают цветными обложками. Часто используются искусственные идеологемы (или иные модные словосочетания). Но если основной смысл произведения журналиста находится в явном противоречии с действительностью, то говорить о реальном восприятии данного материала, а тем более об использовании в жизни и деятельности предлагаемых в данном материале алгоритмов деятельности не может быть и речи.
  Народ мгновенно "просекает" ложь. И происходит чудный по своим последствиям процесс - инверсия, когда при явном противоречии предлагаемой информации реальной практике личности и социума тема и словесное обрамление текста остается прежней, но ее раскрытие становится полностью противоположным.
  Лучше всего данный процесс можно наблюдать с помощью анекдотов. Причем, для всех тоталитарных режимов они в чем-то схожи.
  Наиболее характерным для народного юмора является резкое неприятие бессмысленных идеологем, особенно если они употребляются к месту и не к месту. Вот, например:
  Адольфу Гитлеру мы обязаны всем здоровым подрастающим поколением. Здоровые крестьяне производят здоровый скот.
  Сын спрашивает у отца:
  - Папа, у нас уже построен социализм, или будет еще хуже?
  Или для современной России:
  А почему вы решили, что когда будет свобода, вас по-прежнему будут кормить?
  Резко высмеивает народный юмор просчеты в широко разрекламированных программах:
  Хрущев обратился к Кеннеди с просьбой продать зерно. Кеннеди продал, но спросил:
  - А когда вы распространите коммунизм по всей Земле - где тогда хлеб покупать будете?
  В 1979 году с помпой достойной лучшего применения прошел очередной Пленум ЦК КПСС, посвященный проблемам на железнодорожном транспорте. Все газеты были забиты материалами о совершенствовании работы МПС. Народный юмор тут же уловил суть проблемы:
  Едут в одном вагоне Сталин, Хрущев и Брежнев. Вдруг поезд остановился - рельсы кончились. Выходит из вагона Сталин:
  - Гдэ началник дороги? Расстрэлят!
  Потом ткнул пальцем в какого-то парнишку:
  - Тепер ты началник дороги. Строй!
  Едут дальше. Вдруг опять стоп, опять рельсы кончились. Выходит из вагона Хрущев:
  - Ну-ка, к едрене фене, берем рельсы с конца и переносим вперед.
  Едут дальше. Опять рельсы кончились. Выходит Брежнев:
  - Значит так, дорогие товарищи. Вот вы берете в руки веточки с листьями и бегаете вдоль вагона, а вот вы раскачиваете вагон и громко кричите: Тук-тук, тук-тук, тук-тук!
  Достаточно характерным для анекдота является использование омофонов, то есть, различных по смыслу слов, звучащих примерно одинаково.
  Встречаются два врача-психиатра. Одни говорит:
  - Хайль, Гитлер!
  Другой отвечает:
  - Лечи его сам! (нем. heilen (читай, хайлен) - лечить)
  На заседании Политбюро Брежнев тихо дремал, вдруг встрепенулся:
  - Идея.
  Все к нему:
  - А, что? Какая идея? Что пришло в вашу гениальную голову?
  А Брежнев и говорит:
  - Мы вот тут посовещались и спрашиваем: И где я?
  Народный юмор очень четко и грубо отслеживает самые уязвимые точки господствующих кумиров.
  Почему это фюрер всегда держит фуражку ниже живота? Это он заботится о последнем безработном.
  - Брежнев выступает на Политбюро:
  - У нас процветает грубость и неуважение к человеку. Вчера, когда мы хоронили товарища... Кстати, где он? Когда же заиграла музыка, только я один догадался пригласить даму на танец.
  Про Путина...
  Несмываемым черным пятном на российской журналистике навсегда будет лежать печать написания за "дорогого и любимого генсека" трилогии "Малая земля", "Возрождение" и "Целина". Народный юмор отреагировал на непристойную возню вокруг этих произведений таким образом.
  По прямому проводу Сталин звонит на фронт Жукову, а телефонист ему и отвечает:
  - Извините, товарищ Верховный Главнокомандующий, но маршал Советского Союза Жуков сейчас советуется с полковником Брежневым по поводу предстоящей войсковой операции.
  Немецкий народный юмор также прошелся по полководческим талантам своего "отца нации":
  В чем разница между Адольфом Гитлером и солнцем? Солнце на востоке всходит, а Гитлер на востоке закатится.
  Никогда и никому не удавалось и не удастся обмануть народ по поводу истинных основ того или иного строя, его квинтэссенции.
  Для гитлеровской Германии это выразилось в ставшем крылатом выражении:
  - Наполеон жалуется: ах, как жаль, что у меня не было доктора Геббельса. Франция никогда бы не узнала о моем проигрыше в войне с русскими.
  Для эпохи Хрущева эта ключевая фраза звучала уже так:
  - Ну что, будем сеять кукурузу, или будем сажать?
  - Нет, лучше сеять!
  Для эпохи Брежнева:
  Сидит мужик перед телевизором, а там Брежнев что-то бубнит. Мужик переключает на второй канал - а там опять Брежнев, Переключает на тертий - и там Брежнев. Мужик переключает на четвертый, а там мужик в шляпе и в штатском:
  - Я тебе сейчас пощелкаю!
  Для новых русских времен:
  Новый русский на очередном банкете спит уткнувшись в тарелочку с черной икрой. Его приятель поднимает его голову и спрашивает:
  - Как жизнь, Вася?
  - Удалась, - произнес тот и снова уткнулся лицом в тарелочку с икрой.
  Кстати, появление новых действующих лиц в истории России, т.н. "новых русских", которых журналисты кинулись во все лады расхваливать, как людей, способных вдохнуть новые силы в слабеющую российскую экономику, было рассмотрено народом, что называется, под лупой, и появились анекдоты-диагнозы умственных, деловых и культурных способностей "новых русских".
  Новый русский рассказывает о своем бизнесе:
  - А чё! Я конкретно закупаю в Германии цистерну пива на тысячу баксов. Гоню ее сюда. А здесь продаю за три тысячи баксов. Вот на эти два процента я и живу.
  Выходит новый русский из Эрмитажа. Его спрашивают:
  - Ну, как?
  - Братаны, все конкретно по понятиям. Бедненько, но чисто.
  В то же время мы видим, что народ, сколько бы не старались приближенные к власти журналисты, очень четко различает истину и ложь, клевету и обман, героизм и трусость.
  На заседание Политбюро ЦК КПСС врывается мужик с автоматом:
  - Где Ельцин?
  Все начали пальцами тыкать в его сторону:
  - Вот он.
  Мужик и говорит:
  - Боря, пригнись!
  Столь же конкретное отношение у народа и к президенту Путину. На сайте Олега Наумова можно найти много тому примеров.
  Конечно, анкедоты придумывают конкретные авторы. Но их живучесть определяет именно народ. Анекдоты можно рассматривать как независимый и объективный метод контроля идеологической работы в обществе, компетентности, полноты и оперативности массово-информационной деятельности. Нет у народа другой возможности выразить свое истинное отношение к властям всех рангов и мастей. Другое дело, что выраженное в анекдоте отношение вполне может стать руководством и к практической деятельности. Как это было, например, в 1991 году. И в этой связи не лишним будет заметить, что ни одной современной политической партии России не удалось еще удостоится своего: "Боря, пригнись!" Не потому ли, что либеральная интеллигенция всерьез уверена в патологической амбивалентности народа...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"