Перевалов Валерий Викторович : другие произведения.

Деятельность журналиста в пространстве художественной культуры (гл.3)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Часть третья
   Практическая реализация культуроформирующих функций журналистики и профессиональный рост журналиста, пишущего на темы культуры
  
   параграф первый
   Необходимое жанровое разнообразие журналистских текстов на темы культуры
  
   Мир культуры безбрежен и описать события культуры в каком-то одном журналистском жанре невозможно. Необходимо использовать все многообразие средств СМИ. Как это сделать?
   Привлечение методологии системы показывает, что из разных элементов и связей между ними можно как из деталей конструктора "собирать" тексты различных жанров: аналитические (очерк, рецензия, исторический обзор и так далее), информационные - репортажи с тех или иных культурных мероприятий, заметки, или прямые трансляции.
   Кроме того, огромное значение имеет и гипертекст, который возникает в результате синтеза всех опубликованных на протяжении большого времени журналистских текстов (как печатных, так и электронных СМИ).
   При этом формирование такого гипертекста может быть как целенаправленным, осуществляемым в ходе реализации определенных, строго разработанных проблемно-тематических линий СМИ, так и спонтанным. Но гипертекст существует всегда, там где есть СМИ.
   Ведущей группой жанров журналистских текстов составляют аналитические жанры. К ним жанрам можно отнести аналитическую статью, рецензию, аналитический и исторический обзор, аналитический очерк. К характерным чертам аналитических жанров можно отнести историзм, наличие идеала, описываемого автором как объективно существующая цель развития описываемого события культуры или как цель, наличие которой автор только предполагает. Аналитические жанры также показывают аудитории возможный результат той или иной деятельности в сфере культуры. В этих жанрах также объясняется, насколько описываемое культурное событий приближает общество к достижению данного результата.
   Промежуточным жанром между аналитическими и информационными может считаться жанр интервью. С одной стороны, в нем сообщается некая новость, с другой стороны, в нем собеседник журналиста раскрывается как думающая личность во всем многообразии своих личных качеств и недостатков.
   Следующую группу жанров составляют информационные и информационно-аналитические жанры. К ним относятся заметка, информация (как жанр краткого журналистского материала на актуальные темы), репортаж. Причем репортаж, лучшие образцы журналистских материалов, написанных в этом жанре, как правило, несет в себе черты как информационного, так и аналитического жанров. Существуют также информационные очерки.
   Для информационных жанров наиболее важными характеристиками являются точность, оперативность, краткость и емкость. В сфере культуры информационные жанры особенно полезны для того. чтобы показать все многообразие культурной жизни общества. Это могут быть и подборки кратких информаций из различных регионов. Это может быть и подборка сообщений из разных культурных мероприятий, происходящих в одно и то же время в одном населенном пункте.
   Еще одну группу жанров составляют так называемые трансляционные жанры, то есть жанры, обеспечивающие прямую трансляцию тех или иных культурных мероприятий на массовую аудиторию.
   Параграф второй
   Первичная деятельность журналиста в пространстве художественной культуры. Этапы поиска информации на темы культуры в общедоступных и закрытых источниках
  
   Для начинающих журналистов очень серьезной проблемой является поиск информации на темы культуры. Поэтому крайне важно с самого начала необходимо научиться искать нужную информацию в общедоступных источниках. Это могут быть сообщения пресс-служб различных организаций культуры: театров, музеев, учреждений государственного управления культурой и многие другие. В настоящее время такая информация зачастую публикуется на официальных интернет-сайтах данных учреждений культуры. При этом данную информацию можно рассматривать также как первичную "рыбу" или бэкграунд для собственного материала, поскольку в этих сообщениях, как правило, достаточно точно описывается, что и когда произойдет, в чем суть предстоящего события культуры, кто именно примет в нем участие и многое другое.
   Разумеется, такая информация не может быть полностью достоверной по определению, как и любой другой анонс. В концерте или в театральном спектакле могут быть замены исполнителей, на выставках часть произведений может принимать участие в вернисаже (первом дне работы) , а затем их могут снять с показа или приобрести. Или, наоборот, какие-то произведения могут быть показаны в течение одного-двух дней в ходе работы выставки. Варианты бывают разные. Поэтому личное участие журналиста в событии, по поводу которого он собирается опубликовывать тот или иной материал, как правило, необходимо.
   Интересной информацией для получения повода посещения того или иного культурного мероприятия может быть также реклама в СМИ. В ней, как правило, указываются все театральные премьеры или какие-то выставки, от работы которых ожидается особый резонанс в СМИ.
   Следующим этапом творческой работы журналиста в сфере культуры должно стать получение комментариев специалистов или авторов по поводу происходящего события в сфере культуры. В настоящее время такие комментарии зачастую публикуются на официальных сайтах учреждений культуры, но поскольку журналисту необходима особая оперативность в публикации своих материалов, то приходится прибегать к интервью, а также налаживать работу с источниками информации.
   Такими источниками могут быть все люди, так или иначе связанные с описываемыми событиями культуры: режиссеры, исполнители, рабочие сцены, звукооформители - для театральных и массовых постановок, писатели, творческие работники издательств - для прозы, художники и работники выставочных залов и музеев - для изобразительных видов искусства.
   Есть только одно требование при работе с источниками информации: у них можно брать информацию только в сфере их профессиональной компетенции. Причем, желательно, получать у них согласие на публикацию данной информации со ссылкой непосредственно на них. Только таким образом можно гарантировать точность получаемой информации.
   Наконец, вершиной творческого роста журналиста, пишущего на темы культуры, является создание аналитических материалов. В них журналист, со всей серьезностью оценивая деятельность тех или иных деятелей культуры или творческих коллективов, намечает для них определенные точки дальнейшего роста. Это могут быть рассуждения о том, что определенному художнику неплохо было бы попробовать себя в некоем ином жанре, поскольку в том жанре, что он работает, он уже добился выдающихся успехов. Это могут быть материалы о том, что тому или иному театру необходимо (желательно) добавить в свой репертуар или классики или, наоборот, современных пьес.
   Надо только учитывать, что, во-первых, данная информация не должна исходить от самих людей культуры (хотя иногда они могут даже сами просить опубликовать подобную информация в качестве "пробного шара", чтобы оценить реакцию своей аудитории), а, во-вторых, надо учитывать, что творческие люди - чрезвычайно обидчивы и самолюбивы. Поэтому подобные публикации должны быть крайне осторожны.
   Но это только одна сторона аналитической деятельности журналиста в сфере культуры.
   Гораздо более сложной является создание аналитических материалов, в которых на основе текущей ситуации в сфере культуры делаются выводы об общем состоянии культуры в обществе, о проблемах и перспективах развития, о необходимых мерах государственного или общественного вмешательства (помощи, стимулирования) или о необходимости на определенный период оставить тех или иных художников "в покое".
   Параграф третий
   Юридическая база культуры и культуроформирующей деятельности журналистики
  
   Надо отметить, что культура, тем более деятельность журналистики в сфере культуры, очень плохо поддается описанию в виде юридических понятий и терминов. По крайней мере каким-то единым законом описать эту деятельность практически невозможно. Нет упоминаний о деятельности журналиста в сфере культуры в Законе "О СМИ РФ". Но это отнюдь не означает, что на журналиста не действуют в данной связи профессиональные обязанности и обязательства. Существует Закон РФ "Основы Законодательства Российской Федерации о культуре", по которому культурная политика (политика государства в области культурного развития) определяется как "совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры". Это может быть описано как "комплекс операциональных принципов, административных и финансовых видов деятельности и процедур, которые обеспечивают основу действий государства в области культуры". В этом же законе определяются суть культуры в современной России, а также формы и методы деятельности в данной сфере.
   Для журналиста особо важно, что признается принципиальное равенство всех возможных видов и типов культур перед законом, а также защищается свобода деятельности творцов. Это означает, что реально сколько-нибудь серьезных успехов на поприще культуроформирующей деятельности может лишь тот журналист, который сможет стать наравне с крайне свободолюбивыми, зачастую эгоистичными, талантливыми художниками, писателями. артистами...
   Одним из наиболее серьезных профессиональных обязательств, накладываемых на себя журналистом при исполнении профессиональных обязанностей, является профессиональная этика.
   В настоящее время в России существует несколько текстов профессиональной этики. Но мы будем ориентироваться на требования Союза журналистов РФ.
   Согласно этим требованиям основным профессиональным требованием к российскому журналисту является требование (именно требование) точности публикуемой информации. Зачастую молодые журналисты обходятся без этого из внешне благих пожеланий: показать свою особую осведомленность, "поймать" горячую тему и так далее. Но в абсолютном большинстве случаев публикация непроверенной информации приводит к обратному эффекту - потере профессиональной репутации. Возможен лишь путь постепенного врастания в тему, обрастанием источниками информации, осознанием внутренних пружин события. Как показывает практика, для уверенного вхождения в тему журналисту необходимо 2-3 года. Ускорять этот период у серьезных журналистов не получается.
   Параграф четвертый
   Использование методов самоконтроля для профессионального роста
  
   Следующим фактором творческого роста журналиста является его умение использовать различные методы самоконтроля в оценке актуальности и эффективности своего труда.
   При рассмотрении литературы в области социологического анализа содержания текстов массовой информации было найдено, что одним единственным методом освоить и интерпретировать предлагаемый СМИ объем разноплановой и разнонаправленной информации практически невозможно.
   Соответственно, необходимо определиться с набором методов исследования. Чрезвычайно широко использовать для подобных исследований контент-анализ, опросы общественного мнения, вторичный анализ данных, полученных другими исследователями, метод изучения отдельного случая (case study). Существуют и несколько иные наборы методик и инструментария подобных исследований.
   Для анализа единичных текстов существует давно апробированный метод контент-анализа. При использовании этого метода должны приниматься в расчет прежде всего те единицы текста, которые так или иначе связаны с избранным понятием. Поскольку в настоящей работе исходным является определение культуроформирующих функций журналистики как деятельности по предоставлению необходимой информации для выработки у массовой аудитории способности к разрешению возникающих проблем на путях саморазвития и привлечения всего накопленного человечеством опыта, то исследоваться должно прежде всего наличие в тексте данной статьи подобной информации в виде совокупности таких сравнительно легко фиксируемых в текстах элементов (категорий анализа): а) субъекты деятельности (действий, операций); б) признаки (параметры) и функции субъектов; в) объекты (предметы) деятельности, их признаки и функции; г) мотивы (включая потребности и интересы) и цели деятельности; д) процессы, виды деятельности (действий, операций), их признаки и функции; е) инструменты (средства) деятельности; ж) результаты деятельности (факты действительности).
   Сведя эти и подобные им элементы в систему, получаем матрицу аналитических категорий, четко очерчивающих предмет исследования. В высшей степени важно, что при описанном подходе оказывается принципиально возможным четко различать: 1) характеризует та или иная структурная единица текста (трансформируемая затем в социальный показатель) собственно структуру культуроформирующей деятельности журналистики, либо 2) объективный продукт нужной нам деятельности, либо 3) предметы, мотивы или условия исполнения культуроформирующих функций журналистики.
   При контент-анализе тексту приписывается некая мера информативности, поддающаяся измерению, которая может быть как первичной (характеризующей потенциальную способность конкретного текста донести до потребителя замысел, основное коммуникативное намерение его автора), так и вторичной (характеризующей потенциальную способность конкретного текста служить источником тех сведений, которые ищет в нем потребитель). Причем, эти два понятия не только не совпадают друг с другом, но и в абстракции могут иметь прямо противоположный смысл.
   Далее необходимо рассмотреть синтаксический состав информации и определить, приводит ли знакомство с подобной информацией к овладению методологией использования уже имеющегося в социуме знания и выработке принципиально нового. Таким образом будут исследованы коммуникативные составляющая культуроформирующих функций данного текста.
   По мере освоения коммуникативной компоненты культуроформирующих функций, должно произойти углубление в нижележащие слои - признаваемых за нормальные технологий сложившихся в социуме понятий о данной деятельности и ее долговременных социальных последствиях и функции обеспечения отношения к основным средствам совместной жизнедеятельности людей.
   Выбор изданий для практических исследований осуществлялся методом экспертной оценки тиража, социальной направленности, подбора публикуемых авторов и тематикой изданий.
   Однако иногда для исследования сложных социальных явлений традиционных приемов одного только контент-анализа может оказаться недостаточно. Существуют и другие возможности оценки культурного содержания материалов СМИ. Существует, например, информативно-целевой метод анализа текстов. Данный метод является взаимосвязью двух методик: одна, ориентированная на анализ собственно текстов, а другая - на анализ ответов, полученных в ходе опросов населения, а также наблюдений самого исследователя. При информативно-целевом анализе текстов должны приниматься в расчет прежде всего те единицы текста, которые так или иначе связаны с избранным понятием.
   Однако любые данные о деятельности самой по себе недостаточно информативны, если не учитывать условий, в которых данная деятельность совершается. Сами эти условия оказываются для анализа не менее важны, как и деятельность, поскольку они детерминируют ее в той или иной мере, и только анализ условий деятельности способен прояснить причины, характер и целенаправленность деятельности.
   То есть нам необходимо определить:
   - знакомит ли журналистика (СМИ) аудиторию с информацией на темы культуры;
   - приводит ли такое знакомство к овладению некими новыми способами разрешения стоящих перед аудиторией проблем, к повышению культурного уровня аудитории;
   - какую социальную среду (атмосферу) создает журналистика вокруг того или иного социального объекта с точки зрения создания условий для саморазвития данного объекта.
   Постоянный анализ по этой методике собственного творчества станет хорошим подспорьем для творческого роста.
   Параграф пятый
   Профессиональное общение как стимул творческого роста. Участие в творческих конкурсах.
  
   Помимо самоанализа хорошей школой может также стать и профессиональное общение журналистов. Необходимо только учитывать специфику профессии: журналистика - профессия индивидуалистическая и конкуренция в этой профессии велика как ни в какой иной. Просто так никто никому помогать или что-то советовать не будет (хотя иногда такое все же возможно).
   С другой стороны, надо понимать, что высшей похвалой со стороны профессиональных журналистов будет лишь "ну ты даешь", высказанное с едва скрываемой досадой за твой успех, а любое "ты сделал все, что мог...", или "ты же хотел как лучше", что практически всегда означает лишь едва скрываемую радость от твоей неудачи, которая означает, что одним конкурентом на рынке труда становится меньше.
   Вместе с тем есть и достаточно объективные показатели профессионального успеха. Это - различные профессиональные конкурсы. Их довольно много. Самый знаменитый - Бал прессы, который проходит в двадцатых числах января каждого года. Награды, вручаемые на нем, очень высоко котируются в профессиональном mass community.
   Критериями профессионального роста при работе в сфере культуры могут быть как достаточно субъективные показатели как расширение базы данных (знакомств) с деятелями культуры, особенно из высшего разряда. Этими критериями могут быть также уважительные высказывания в ваш адрес со стороны деятелей культуры. Очень серьезным показателем того, что Ваш профессиональный рост происходит "нормальным образом" может стать тот факт, что через 5-6 лет профессиональной работы в сфере культуры вы через каждые 1-2 года будете издавать книги статей и очерков по сфере Ваших профессиональных интересов.
   Есть также крайне специфичный, но очень точный критерий успеха Вашей профессиональной деятельности - рост Ваших гонораров за публикации и рост Вашей заработной платы, с одновременным получением приглашений на работу в серьезные издания.
   Есть, наконец, и аудиторные показатели Вашего профессионального успеха - количество и содержание писем от читателей.
   Дерзайте!
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"