Российская академия государственной службы при Президенте РФ
Кафедра информационной политики
Валерий Перевалов
Начала hi-tech журналистики
Москва, 2005
исправлено и дополнено, 2006
исправлено и дополнено, 2007
Завершающее дополнение
Дорогие друзья, коллеги и критики! Благодаря вам этот текст стал самым популярным ресурсом в Рунете на данную тему. Спасибо большое за помощь в написании, за искреннее внимание и активное использование идей, описанных в этом учебнике. Но поскольку все в нашей жизни когда-нибудь устаревает или попросту перестает отражать реальную ситуацию, то неудивительно, что пришел конец и этому тексту.
Мной принято решение прекратить обновления, поскольку тексту требуется принципиальное обновление в полном соответствии с новыми и перспективными тенденциями развития российской цивилизации и журналистики в частности. Но не огорчайтесь! В настоящее время я пишу новый учебник, который будет называться "Журналистика информационной цивилизации". Где-то к концу мая- началу июня текст учебника будет полностью готов и вывешен на моей странице "Самиздата". Так что прошу набраться терпения. Еще раз - большое всем спасибо. Надеюсь, эти три года мы провели с большой пользой для всех нас.
Содержание
Предисловие
Введение
Что такое hi-tech журналистика?
глава первая
Исторические основания hi-tech журналистики
глава вторая
Теоретические основания hi-tech журналистики СМИ
глава третья
Практическая реализация различных проектов новых СМИ и перспективы развития hi-tech журналистики
глава четвертая
Основные проблемы на пути распространения hi-tech журналистики
Завершение
Все еще только начинается...
Библиография
Предисловие
Введение
Что такое hi-tech журналистика?
Из названия новой дисциплины специализации можно понять, что hi-tech журналистика - это журналистика, которая возможна лишь там, где есть новейшие технологии поиска, обработки, передачи и получения массовой информации.
Hi-tech журналистика сочетает в себе последние достижения в сфере глобальных коммуникаций (интернет), в технологиях доступа к этим коммуникациям и хранимой в их недрах информации (мобильная связь, электронная почта, подкастинг), в технологиях миниатюризации и мобильности средств звуко- и видео-записи при одновременном значительном повышении технических характеристик и снижении цены каждого из устройств передачи звуковой, видео- и текстовой информации.
Hi-tech журналистика предъявляет особые требования к оснащению журналиста, который хотел бы работать в этой сфере: журналист должен не только уметь находить и обрабатывать полученную информацию, но и выстраивать каналы передачи информации на массовую аудиторию и получения информации из Среды пользователей мобильной связью и интернет. Он должен уметь быстро перерабатывать полученную разноформатную информацию в необходимый для распространения на массовую аудиторию вид. Он должен уметь выявлять из массы пользователей мобильной связью и интернет тех, кто по складу ума и характера, по уровню образования и еще по многим психологическим и когнитивным качествам может быть использован в качестве надежного источника информации, а также в качестве способа проверки полученной из неизвестного источника информации. И это при всем при том, что журналиста и его визави может разделять пространство в многие тысячи километров...
Журналист, работающий в сфере hi-tech журналистики должен быть еще и хорошим экономистом, поскольку пользование каналами мобильной связи - удовольствие не из дешевых, а любой труд и особенно труд по поиску и передаче эксклюзивной информации - должен быть хорошо оплачен.
Обо всем этом и пойдет речь в нашем учебном пособии.
глава первая
Исторические основания hi-tech журналистики
Конец 1980-х годов привнес в жизнь цивилизации мобильную связь и интернет. В связи с этим лексикон людей расширился некоторыми терминами, знание которых совершенно необходимо для изучающих hi-tech журналистику .
Вот они:
SMS (Short Messagе Serviсе - служба коротких сообщений) - наиболее на сегодняшний день популярная технология обмена неголосовыми сообщениями.
В SMS нет прямого соединения с другим телефонным номером -- информация передается в центр коротких сообщений, хранится там, а затем доставляется адресату. SMS позволяет передавать трудно воспринимаемую на слух информацию: адреса, номера телефонов, имена и т. п.
Для получения информации от сервисных служб необходимо направлять запросы на различные короткие номера, например: 1012 -- курсы валют, 2011 -- прогноз погоды, 1002 -- пробки на дорогах, 1014 -- автокоды регионов. Кроме подобной информации сервисные службы организуют также рассылку разного рода занимательных текстов, например: 4040 -- открытки, логотипы и мелодии, 4446 -- полифонические мелодии и логотипы, 4242 -- логотипы и мелодии, 1001 -- анекдоты, 1004 -- гороскопы, 1006 -- афоризмы, 1007 -- биоритмы, 1008 -- знаменательные даты, 1009 -- тосты, 1010 -- подарки, 1013 -- цитаты, 1015 -- признание в любви. Есть большой сектор SMS-игр: "Пиранья", "Воины трафика", "Послание нежности", "Деды отморозы", "Олигарх", "Дикий Запад", "Мобильные шахматы" и многие другие. Кроме того, например, абоненты МТС могут, отправив запрос на номер 2001, получить интересующую их информацию о чемпионате России по футболу (премьер-лиге), а на номере 2003 - о чемпионате Формулы 1.
Единственным ограничением для SMS-сервисов является вынужденная краткость - не более 160 знаков в одном сообщении при максимальных 1.500 знаков при отправке разового сообщения с одного мобильного телефона.
MMS (Multimedia Messaging Service - служба мультимедийных сообщений) является внешне очень похожим на SMS сервисом передачи неголосовых сообщений, но имеет существенные различия в технологии. MMS позволяет передавать не только текстовые сообщения, но и всевозможные мультимедиа-файлы: голосовые записи, музыку, картинки (фотографии, графика, анимация), видео. Можно передавать, например, фотоснимок или видеофрагмент со звуковым сопровождением, оснащенный кроме того текстом или оформленный в виде PowerPoint-презентации.
Интерфейс MMS-услуг для абонента мобильной связи выглядит практически так же, как и для SMS-сервиса. Так, например, по запросу 5656 можно получить "Забавный календарь" - картинки на каждый день года, всего 365 картинок. А с помощью сервиса 7575 "MMS Фото" можно организовать мобильное пространство для хранения собственных MMS-фотографий, сгруппировывать их в фотоальбомы и даже организовывать их печать и доставку по нужному адресу.
Нечто подобное сервис организовала также компания "Мегафон", назвав его "Глаз народа". Любой абонент, ставший свидетелем какого-либо интересного события и сумевший запечатлеть его с помощью своего мультимедиа телефона, может сделать это мгновение доступным тысячам других пользователей. Для этого ему необходимо послать MMS сообщение на короткий номер MMS101 (667101) в сети МегаФон-Москва или Билайн. MMS сообщение будет автоматически опубликовано в галерее "Глаз народа" в одном из разделов. В настоящий момент можно присылать MMS репортажи в разделы "Репортажи для всех" и "Репортажи для взрослых". Посетители сайта "Глаз народа" могут отправить любой понравившийся репортаж на свой мультимедиа телефон или на телефоны своих любимых, друзей и знакомых.
Максимальный размер сообщения составляет у разных компаний-провайдеров от 200 до 100 Кб, реже меньше.
MMS-сервис осуществляется посредством технологий GPRS.
GPRS (General Packet Radio Service - служба пакетной передачи информации по радиоканалам) -- технология, которая позволяет входить в интернет через каналы мобильной связи через телефон, оснащенный такой технологией. Для работы в интернете используется мобильный терминал: компьютер, чаще в исполнении "ноутбук", электронный органайзер (Palm Pilot, Psion, Cassiopea или иные), либо коммуникатор - телефон, оснащенный различными приложениями для оперативной работы текстовом, графическом редакторах, электронных таблицах, имеющий фото- и видеокамеру и многое другое. С помощью технологии GPRS предоставляется возможность работы абонентов компаний мобильной связи с WAP-сайтами (специально приспособленными для мобильной связи со всеми имеющимися в ней ограничениями) непосредственно с телефонного аппарата с максимальной скоростью до 171,2 Кбит/с (реально 50-70Кбит/с).
Улучшенная версия GPRS называется EDGE (Enhanced Data for Global Evolution - продвинутая система распространения данных). Она также известна как EGPRS (улучшенный - Enhanced - GPRS). Технология позволяет передавать данные по мобильной сети со скоростью до 200 кбит/сек., что уже подтверждено на практике. Для доступа к современным услугам через EDGE достаточно использовать карту SonyEricsson GC85 или Sierra AirCard 775 (или любое другое устройство с поддержкой этой технологии) - в тестовой зоне он автоматически выбирает EDGE вместо GPRS, никаких дополнительных действий от пользователя не требуется.
Зачем это нужно?
В настоящее время профессионалу нужно нечто большее, чем просто оставаться на связи со своими клиентами и коллегами, находясь вне офиса. Для подавляющего большинства специалистов, пользующихся мобильной связью, актуальна возможность работать в дороге. В связи с этим чрезвычайно востребованы технологии, обеспечивающие подключение портативного компьютер к офисной сети, общение по электронной почте с коллегами и клиентами в реальном времени.
В первых числах января 2005 года в ряде районов столицы и Подмосковья в сети "МегаФон-Москва" началась тестовая эксплуатация EDGE.
WAP (Wireless Application Protocol - беспроводной протокол склейки) -- это протокол беспроводного доступа к информационным и сервисным ресурсам Интернета непосредственно с мобильных телефонов. Развитием технологий WAP занимается Wap Forum, в которую входят все крупные участники рынка телекоммуникационных услуг. Основным преимуществом WAP является возможность работы в интернете без каких бы то ни было дополнительных устройств (компьютера и модема), обходясь лишь мобильным телефоном (с поддержкой этого протокола, то есть, практически любым). WAP-сайты располагаются на веб-серверах информационных компаний (например, широко известен WAP сайт газеты "Комсомольская правда" wap.kp.ru) и представлены в специальном формате Wireless Markup Language (WML).
Недавно появилась очередная версия спецификации WAP. По сравнению с предыдущей версией (WAP 1.2) WAP 2.0 значительно расширяет возможности мобильных устройств при работе в Интернет. WAP 2 предусматривает передачу мультимедиа контента, а также прямую связь с сервером по протоколу http и безопасный тип соединения между участниками сети. Три крупнейших производителя оборудования подвижной связи -- Ericsson, Nokia и Motorola -- объявив своей поддержке новой версии WAP 2.0, выразили намерение создавать продукты, информационные ресурсы и услуги на основе данного стандарта, что дает все основания говорить о предстоящем глобальном расширении географии этого стандарта.
Руководство этих компаний считает, что спецификация WAP нового поколения наряду с усовершенствованными телефонами и другими устройствами сотовой связи создает намного лучшую среду для разработки передовых мобильных услуг. Основываясь на широко распространенных стандартах Интернета, включая TCP (Transmission Control Protocol) и HTTP (Hypertext Transfer Protocol), а также на других составляющих, специально адаптированных для беспроводной передачи, новая версия WAP 2.0 предоставит простой, но мощный инструментарий для удобной разработки и внедрения множества полезных для пользователей услуг.
За основу языка разметки в версии WAP 2.0 принят XHTML (Extensible Hypertext Markup Language) Basic. Этот язык, разработанный консорциумом W3C, будет использоваться для создания всего контента, независимо от того, предназначен он для Сети с фиксированным доступом или же для мобильного Интернета.
Среди других стандартов Интернета, которые приняты в версии WAP 2.0, -- Сascading Style Sheets (CSS) и Transport Layer Security (TLS). Услуги в мобильных сетях 2,5/3G будут основываться на этих и подобных им стандартах, и поэтому технология WAP будет в них органично интегрироваться.
WAP 2.0 поддерживает первую версию Multimedia Messaging Services (MMS) -- услуги, разработка которой осуществлена совместно с 3GPP (Third Generation Partnership Project), ведущей организацией в области стандартизации технологий мобильной связи третьего поколения.
Важно отметить, что WAP 2.0 -- открытый стандарт, дающий возможность взаимодействия программных и аппаратных средств разных производителей. В результате, например, Yahoo представила обновленную версию поискового движка Search on Mobile, которая поддерживает формат XHTML, используемый в мобильниках с WAP 2.0. Теперь искать на портале Yahoo могут пользователи WAP-совместимых браузеров. Ранее это было доступно только владельцам таких телефонов, как Treo.
Этими технологиями не ограничивается разнообразие мобильных средств коммуникации. В настоящий момент для передачи данных и неголосовых услуг, а также для предоставления множества других услуг все чаще используется технология USSD (Unstructured Supplementary Services Data - служба неструктурированных элементарных данных). Эта технология как нельзя лучше подходит для работы с информационными сервисами, подразумевающими диалоговую структуру. USSD позволяет организовать высокоскоростное интерактивное взаимодействие между абонентом и сервисными приложениями оператора в режиме передачи данных в рамках установленной сессии.
Первоначально USSD-связь имела чисто техническую роль и была предназначена для предоставления абоненту возможности самостоятельно управлять профайлом своих услуг в HLR (база данных с информацией об абонентах). Позднее эта технология была расширена за счет возможности подключения внешних приложений.
Технология USSD поддерживается всеми телефонами стандарта GSM, но при этом для абонента эта технология проще, чем даже SMS, при всем при том, что обеспечивает полную взаимозаменяемость с SMS. В силу облегчения интерактивного взаимодействия у оператора появляются возможности предоставлять новые услуги, некоторые из которых по своим свойствам подобны WAP-сервисам. Хотя есть и различия. USSD, как и SMS, использует в своей работе только сигнальный канал - это является важным достоинством и той, и другой технологии. Однако в силу отсутствия промежуточного хранилища время транзакций при передаче USSD-пакетов значительно меньше, чем при передаче коротких сообщений. В частности, абоненту не требуется вхождение в меню телефона, поэтому можно использовать функции быстрого набора номера и записную книжку.
Определенным недостатком USSD по сравнению с SMS можно было бы назвать отсутствие гарантированной доставки сообщения на сервисное приложение (равно как и в обратную сторону - на абонентский терминал). SMS использует промежуточное хранилище сообщений, что дает возможность использовать механизм их повторной доставки. В случае USSD, при отсутствии ответа от сервисного приложения, сессия не состоится, о чём абонент будет оповещён. Но проблема эта решается при соответствующей интеграции сервисного приложения, USSD-сервера и SMS-центра, Тогда при отсутствии возможности оказать услугу через USSD-приложение, возможна отправка сообщения при помощи SMS.
Есть еще различные технологии беспроводного доступа в интернет. Одна из них называется WiMax. Она заключается в следующем: в определенных точках населенных пунктов, в зданиях, в транспортных средствах (в железнодорожных ваганах, в салонах самолетов, в автобусах) создаются hot spot (участки доступа). Через них (в радиусе до 100-200 метров) можно осуществлять через специальный конвертор беспроводной выход в интеррнет в стандартном интерфейсе с весьма высокой скоростью (50-100Мбит/с). В конце 2005 года Организация по стандартизации IEEE утвердила стандарт WiMax для мобильных устройств. Теперь вендоры могут приступать к созданию новых изделий. Ожидается, что массовое производство чипсетов начнется в 2008 или 2009 году. Стандарт, названный 802.16e, был разработан еще два месяца назад и формально ратифицирован на прошлой неделе Институтом инженеров по электротехнике и электронике (IEEE).
Рис.1 Принцип передачи USSD-сообщений
Рис.2 Принцип передачи SMS- и MMS-сообщений
Рис.3 Принцип мобильного доступа в интернет
Понятно, что новые технологии распространения информации требуют и нового жанрового и формального оформления текстов.
В этом процессе нет ничего необычного или пугающего: развитие новейших технологий передачи информации является продолжением исторического процесса становления человеческих технологий.
Посудите сами.
История развития СМИ и журналистики показывает, что существует четко отслеживаемая привязка методов распространения информации и имеющихся в распоряжении человечества материальных "носителей" этой информации.
Сначала были книги из дерева и пергамента.
Как и первые системы письма, первые книги появились 5-6 тыс. лет до н.э. в Шумере, Египте, Китае (2 тыс. лет до н.э.), Индии (3 тыс. лет до н.э.).
Эти книги не могли быть прочными и легкими одновременно, поэтому нет никаких оснований говорить о том, что в этих цивилизациях существовало какой-либо иной способ оперативного распространения массовой информации, кроме изустного. Даже в Древней Греции и Древнем Риме, с появлением пергаментных книг, ничего подобного нашим газетам и журналам не было. Даже в стране, являющейся своего рода образцом по организации внутренних коммуникаций - Древнем Китае - при наличии широко распространенной практики создания настенных газет из тряпичной бумаги "бао" - газет и журналов "индивидуального пользования", с отражением множества точке зрения на происходящие события - не было.
Справедливости ради надо сказать, что в Европе - колыбели современной земной цивилизации - до X-XI веков с литературой было очень трудно. Хотя в VIII веке в Европу и пришла китайская технология создания бумаги, но плоть до XV-XVI веков все сколько-нибудь серьезные тексты писались лишь и только на пергаменте. Тексты попроще писались на деревянных дощечках (немецкое das Buch и английское book как раз и являются историческими памятниками того времени, когда в качестве материала для книг использовалось белая и прочная древесина букового дерева).
Но подлинный расцвет распространения информации связан с бумагой.
Бумага появилась в Китае в V веке н.э.. В IV веке одним из тамошних императоров был издан специальный указ о переходе с бамбуковых планок на бумагу. В Европе широкое применение бумаги началось в итальянских государствах. В Венеции с XV века практика распространения новостей на листках бумаги стала обычной. На мосту Риальто было открыто бюро новостей, в котором в любой день можно было купить листок со злободневной информацией за "газетту" - тогдашнюю мелкую монету.
Расцвет бумажных носителей информации произошел с появлением техники книгопечатания, поскольку одновременно с этим появилась и технология тиражирования текстов. В итоге, например, практически все европейцы одновременно узнали в напечатанных в огромных тиражах письмах Америго Веспуччи о новом материке. Эти письма оказали настолько серьезное воздействие на умы европейцев, на развитие всей европейской цивилизации в целом, что можно уверенно говорить, что их эффект продолжается и поныне. Какое еще нужно доказательство в пользу СМИ?
И вот настало время периодических изданий. Правда, понадобилось без малого два века развития книгопечатания, чтобы в XVII веке начали появляться жанры СМИ: юмористический, политический, информационно-познавательный и развлекательный, а также научно-популярный.
Первым политическим изданием Европы принято считать издание Теофраста Рендо из Лудона, выпущенное 30 мая 1631 г. Первым информационным изданием стали амстердамские "Куранты, или Ежедневные новости из Италии, Германии, Венгрии, Испании и Франции" 1620 года. Первым развлекательным изданием стал франкфуртский "Забавный Меркурий" (1654г), а первым литературоведческим, критическим изданием стали "Новости республики литературы" 1684, изданные в Роттердаме издателем Пьером Бейлем. Можно видеть, что уже тогда литература и искусство не были просто развлечением, а отражением наиболее актуальных и острых проблем общества. Не зря же этот журнал стал одним из первых нелегальных изданий. Наконец, в 1665 году в Париже начал издаваться "Журнал ученых". В принципе, тем самым было завершено формирование тематического разнообразия тогдашних СМИ.
Чтобы подчеркнуть уже тогда понимаемую важность средств массовой информации можно напомнить, что в 1697 году в Гамбурге была издана книга "Приятность и польза газет" в которой так прямо и говорилось: "Кто хочет достичь мудрости, тот должен постоянно читать газеты, запоминать их и уметь обращаться с ними".
К концу XIX века становление жанров и системы печатных СМИ было практически завершено. Наступило время адаптации этих жанров и типологии СМИ к новым средствам распространения информации, поскольку с XIX века наступает эра телеграфа.
Правда, принцип передачи информации на расстоянии "витал в воздухе" с древнейших времен. Так, в 450 г до н.э. древнегреческие философы Демокрит и Клеоксен предложили создать оптический факельный телеграф. Разбив 24 буквы греческого алфавита в 5 строк (по 5 в каждой, кроме последней строки), ночью - при помощи факелов, а днем - флажками, можно было указать, ту или иную букву. От их изобретения ничего не осталось, кроме самого слова "телеграфировать", что означает по-гречески "писать на расстоянии".
Но первый реально работающий телеграф был построен во Франции в 1789 году Клодом Шаппом, а в Великобритании в 1796 году лордом Джорджем Мурреем. Павел Львович Шиллинг в 1832 г создал электрический стрелочный телеграфный аппарат. В 1836 г в Петербурге (вокруг Адмиралтейства) впервые в мире была построена экспериментальная линия его телеграфа. В 1837 г. в Великобритании был запатентован "Электромагнитный телеграф системы Уитстон-Кук", широко применявшийся вплоть до 70-х годов XIX века. В 1846 г американцем Р.Хауссом была запатентована собственная конструкция телеграфного аппарата, а в 1906 г между США и Китаем была завершена прокладка подводного кабеля для телеграфной связи. В 1838 г Самюель Морзе предложил один из первых вариантов своей азбуки.
Развитие новых технических средств распространения информации породило новые информационные институции, успешно объединивших бумажные и электронные носители информации: информационные телеграфные агентства, - в которых передача информации осуществлялась с помощью электрического тока, а считывание - на бумажных лентах. Считается, что первым стало в 1820 году "Нью-Йоркская Ассоциация утренних газет" (Association of Morning Newspapers). В 1856 году была основана "Ассоциация главных новостей" (General News Association). В 1870 году от этой ассоциации отделилась New York Associated Press, рассылавшая новости в ежедневные газеты по всей стране. В 1882 году появилась United Press. В 1892 году эти агентства объединились под названием Associated Press of Illinois, именуемым сейчас Associated Press.
В Европе первое информационное агентства было создано в 1835 году в Париже и называлось оно "Гавас" (Havas). В 1849 году начало распространять свои сообщения "Континентальная Берлинская телеграфная компания" или иначе "Агентство Вольфа" (Wolff Agency). В 1851 году начала работу "Телеграммная компания Рейтера" (The Reuter Telegram Company of London).
Для настоящего исследования важно отметить, что освоение бумаги и различного рода основанных на ее использовании технологий распространения массовой информации заняло (с момента появления бумаги на территории современной Европы) более полутора тысяч лет.
Время вполне достаточное для появления традиций, профессиональных школ и династий и прочих исторических атрибутов. Среди которых, например, ритуал "борьбы с цензурой". Вся история развития журналистики является историей борьбы журналистов за право публикации всего, чему они станут свидетелями, так "как оно было на самом деле", с желанием власть имущих показывать на страницах газет и журналов как это все "должно было бы быть", согласно приказов и распоряжений властей.
Современная журналистика, таким образом, началась с XIX века. С этого времени и до начала 90-х годов XX века немногое изменилось в работе журналистов. Менялось лишь техническое оснащение их рабочего места: появились пишущие машинки, автоматические ручки, блокноты, фотоаппараты, телеграф, телефон - что позволило резко повысить оперативность публикаций.
Даже с появлением в конце XIX века первого варианта по-настоящему "электронных СМИ" - радио - первоначально немногое изменило в работе редакций. "Говорящие газеты" были хороши тем, что исключалась вся полиграфическая цепочка: набор - верстка - печать - распространение, - что давало возможность сообщать новости практически мгновенно с момента их появления. Все определялось лишь скоростью бега журналиста до телефонного аппарата и силой его локтей при расталкивании столпившихся вокруг него коллег из других редакций. Но принцип работы редакций оставался прежним.
Кроме того, радио не смогло потеснить печать и скорее стало фактором, повышающим интерес к печатной продукции, потому что в сводках новостей в обязательном порядке давались изложения номеров центральных газет и давались анонсы ведущих "передовых" материалов.
Кроме того, радио при всех своих преимуществах для аудитории: простота пользования, насыщенность музыкой и другим, - отличалось чрезвычайной сложностью и массивностью передающей аппаратуры: общий вес механизмов, установленных в самой большой типографии, не идет ни в какое сравнение с массой и потребляемой мощностью передающих устройств радиостанции диапазона длинных либо средних волн. Кроме того, текст, передаваемый по радио, живет лишь в момент его передачи и нуждается в подтверждении печатным текстом, а сравнение и анализ различных трактовок того или иного события возможно вообще лишь с помощью напечатанного (зафиксированного) текста. Эта оговорка, кстати, весьма актуальна на сегодня.
С 1930-х годов в жизнь людей вошло телевидение. Его практическое воздействие оказалось настолько мощным и всеобъемлющим, что современную эпоху не зря называют именно "эрой телевидения".
Можно видеть, что в своем развитии телевидение прошло самые разные этапы, когда менялось и отношение к этому СМИ, и ведущие концепции деятельности телевидения. Так, 40-50 годы - время поиска лица. На экранах немногочисленных еще телевизоров - "говорящие головы" с рассказами об успехах в соцсоревновании, кинофильмы и киноконцерты, и рассказы о том, что будут показывать в кинотеатрах тех городов, где есть свои телестудии: в Москве, в Ленинграде, во Владивостоке и иных. В 60-70-е годы - начало эпохи "выезда в свет", осложненный тем простым фактом, что все оборудование для телесъемки занимает объем большого фургона, а общий вес телеэкспедиции может достигать нескольких десятков тонн. Но все равно появилась возможность и репортажей с места события, и создания "живой" картинки с потрясающим "эффектом присутствия"...
80-е годы стали этапными для российских электронных СМИ с телевидением во главе. На экранах появилась жизнь, возобновился прямой эфир. Все это завершилось прямыми трансляциями с баррикад у Белого дома и установлением периода "свободы слова" в первый период существования новой российской государственности.
Наконец, 90-е годы стали точкой водораздела - периодом появления "непосредственного" телевидения, устранения государственной монополии на владение телеканалами, завершение эпохи государственного контроля за содержанием и формой подачи информации по каналам телевидения.
А еще в это время начался Интернет и мобильная связь. В самом своем начале - безумно дорогие игрушки для военных и чокнутых технарей, сейчас - всеобъемлющие каналы распространения массовой информации.
Наконец, в 1992 году, в канун католического рождества инженер компании Vodafon Нейл Папуорт отправил с сотового телефона своим сотрудникам короткое сообщение "Merry Cristmas!" Это была самая первая SMS-ка. Потом об SMS забыли на 7 лет. И лишь в 2000 году компании стали предоставлять эту услугу. С тех пор SMS сообщения прочно вошли в нашу жизнь. Больше всего изобретение популярно среди молодежи, а точнее среди студентов. Не в последнюю очередь - из-за принципиальной дешевизны продукта..
В итоге, стремительный прогресс технических средств распространения массовой информации привел к тому, что результат, который еще 10-15 лет назад можно было получить экспедиции из 5-6 человек, оснащенных 1,5-2 тоннами разных "железяк", сейчас может сделать один человек с камерой весом 0,5 килограмма и ноутбуком весом 2-2,5 килограмма. И это - не предел "мобилизации": все идет к тому, что все оснащение репортера унитарных, то есть объединяющих в себя и газету, и радио, и телевидение СМИ в 2010 году будет заключаться в небольшой коробочке весом граммов 100-150, не больше, с качеством и звука, и "картинки" аналогичному "нормальному" телевидению нынешнего времени. Так, в продажу поступили интернет-планшеты Nokia 770 Internet Tablet, предназначеного для выхода в интернет через домашнюю точку доступа сети Wi-Fi. В тех местах, где сеть Wi-Fi недоступна, доступ в Сеть может быть осуществлен посредством мобильного телефона, оснащенного технологией Bluetooth. Новый планшетный компьютер для работы в Сети весит около 230 г и имеет сенсорный экран диагональю 10,2 см, оснащенный функцией распознавания рукописного ввода. При работе используется стилус и виртуальная клавиатура. Оснащение этого планшета необходимыми драйверами для работы с голосовыми файлами и цифровым фото- и видео делает из планшета своего рода "мобильную редакцию", в корне изменяя всю внешнюю атрибутику работы журналиста: роль программной платформы играет операционная система Internet Tablet 2005, построенная на основе Linux; предустановленное программное обеспечение включает файловый менеджер, веб-браузер, клиент электронной почты, калькулятор, мировые часы, игры, медиаплеер и приложение для просмотра графических файлов. Nokia 770 Internet Tablet способно воспроизводить музыку в форматах MP3, AAC, WAV, AMR, MP2, видео, сжатое по стандартам MPEG-1/4, H.263, AVI, 3GP, и цифровые фотографии в форматах JPEG, GIF, BMP, TIFF, PNG. Следует также упомянуть многоязыковой интерфейс (в том числе русскоязычный).
И в этой связи встает такой вопрос: "А почему этот человек с подобной "коробочкой" должен быть специально обученным, специально оснащенным и имеющим какие-то специальные права человеком? Если все оборудование современного журналиста можно купить в любом магазине, продающем мобильные телефоны, то почему ту же самую картинку с места события не может передать любой человек, оказавшийся в нужном месте, в нужное время, и почему человек, способный сделать связный текст, не может самостоятельно передать его по каналам СМИ, и ему обязательно надо воспользоваться услугами знакомого журналиста?"
Ответа на это вопрос нет. На сегодняшний день просто потому, что его еще никто не задавал. Но когда пользователей "продвинутых" коммуникаторов станет несколько миллионов, и качество передаваемой ими информации станет сопоставимым с качеством информации, распространяемой профессональными журналистами, - он будет звучать все чаще.
И только недостаток знаний и умений в работе с большим объемом неструктурированной и не детерминированной редакционной политикой информации будет являться единственным препятствием в возникновении и развитии мобильных СМИ в России.
Вот эти теоретические основания для возникновения мобильной журналистики мы и рассмотрим подробнее.
Вопросы для самопроверки:
1.Как изменялась форма изложения информации в зависимости от изменений носителей информации? 2. Почему профессия "записывателя новостей" из принадлежности замкнутой касты писцов перешла в разряд массовых? 3. В чем заключаются ключевые отличия технологий передачи SMS- и MMS-? 4. Назовите наиболее популярные WAP-сайты.
Глава вторая
Теоретические основания hi-tech журналистики и СМИ
Средства массовой информации, действующие в конкурентном мире, должны опережающе соответствовать следующим требованиям: мобильность в освещении события, точность в передаче сути и деталей произошедшего, наличие гарантированного статуса у источника информации.
С точки зрения оперативности освещения события, разумеется, никто не сравнится с миллионами "простых" людей с мобильными телефонами, оснащенными фотокамерами. Ни одно событие не произойдет (и не происходит, достаточно вспомнить тысячи фотографий событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке или "картинки" с мобильных телефонов, снятые в вагонах лондонской "подземки" во время террористической атаки) без сотен или даже тысяч свидетелей, готовых сфотографировать событие, описать в прямом эфире свои ощущения и дать по этому поводу свои комментарии.
Безусловно, назревает период очень серьезной конкуренции в стане журналистов-репортеров. У них появляется "страшный враг" - огромное количество "посторонних", которые к тому же, зачастую, обладают возможностью прохода в те места и те учреждения, куда ни одного журналиста даже во времена всеобщей свободы никогда не пустят.
В результате, на наших глазах происходит одна из самых замечательных социальных революций - революция масс-медиа. Из простого канала передачи принимаемых "на верху" решений в лоно "массовой аудитории", которой дозволено лишь внимать и дивиться мудрости "властей", СМИ стали существенной частью политической, экономической, социальной, культурной жизни российского общества. Более того, масс-медиа превратились в один из важнейших формирующих факторов, определяющих как внешний стиль жизни и деятельности, так и устанавливавших самые глубинные ценностные ориентиры жизни и деятельности.
Как реакция профессиональных журналистов на происходящие в обществе изменения, произошли серьезные процессы дифференциации и в самих средствах массовой информации, кардинально разделившие их на несовместимые, более того, противоборствующие институции. Водораздел происходит, прежде всего, по уровню "профессионализации", уровню "журнализма" того или иного канала передачи массовой информации.
1) Профессионализм - 100%. Это, разумеется, "толстый" журнал, который стал последним оплотом людей, по праву носящих звание "журналистов-профессионалов", то есть людей, отслеживающих не только некие последние события и тенденции, зачастую носящих временных и случайных характер, но и способных предложить профессиональному mass media community цели и деятельностные механизмы, способные выводить все общество к решению тех или иных животрепещущих проблем России и мира. Сам факт участия в работе таких журналов является подтверждением высочайшей профессиональной репутации журналиста, к публикуемым на станицах таких журналов мнениям и предлагаемым вариантам решения проблем с глубоким интересом прислушиваются органы управления государством и крупнейших корпораций. Случайных людей в таких изданиях не бывает. Ни в творческом коллективе, ни в техническом персонале редакции, ни среди читателей и читательской почты. На их страницах публикуют свою рекламу лишь наиболее серьезные российские и иностранные компании, причем объем рекламы, как правило, крайне не велик.
Облик этих СМИ постоянен. Все участие новых средств получения и передачи информации сводится к компьютерам, которые используются в качестве пишущих машинок и архивных ящиков. Иллюстрации, как правило, только вредят таким изданиям, поскольку отвлекают читателя от логики рассуждений авторов аналитических материалов.
2) Профессионализм - 80%. Следующую ступеньку занимают, на наш взгляд, ежедневные общественно-политические газеты, в которых основную массу журналистов занимают, безусловно, настоящие профессионалы, но вместе с тем на их полосах публикуются еще и довольно большое количество случайных людей. Реклама становится для таких изданий существенным фактором существования, а тематика публикаций настолько обширна, что рассчитывать на серьезную проработку тех или иных проблем в этих изданиях не приходится.
На аналогичной позиции находятся также общественно-политические радиостанции, редакторы которых, безусловно, - люди, отчетливо понимающие цену своим авторам и участникам эфира, способные организовать настоящее обсуждение наиболее острых проблем с людьми, действительно способными предложить реальные и эффективные решения актуальных проблем, но вместе с тем, в их эфире довольно большое место получают и проплаченные выступления представителей тех или иных политических партий, тех или иных бизнес-структур. И этот факт, с одной стороны, накладывает большую ответственность на творческий коллектив, поскольку любая реклама недоброкачественного продукта, будь то политические декларации или некие товары всегда наносят огромный вред на сами СМИ, с другой стороны, заставляет всегда относиться очень ответственно к "нормальным" журналистским выступлениям, поскольку только они и являются гарантией стабильности рейтингов, аудитории и рекламных поступлений.
3) Профессионализм - 60%. С точки зрения среднего уровня профессионализма творческого коллектива на этом уровне находятся иллюстрированные печатные издания и телевидение в основной своей массе. С одной стороны, руководство, технический персонал и основа творческого коллектива этих СМИ, безусловно, отвечает самым жестким требованиям журналистского профессионализма, но и среди авторов и среди творческих работников очень много случайных людей, зачастую не имеющих никакого отношения к профессии. Это плохо с той точки зрения, что ведущие даже центральных телеканалов могут позволить себе перлы типа: "Резкий запах азота" и т.п., а на страницах подобных печатных изданий появляются публикации, чей литературный и фактический уровень не выдерживает никакой критики, и которые основываются лишь на сплетнях, вымысле, либо на прямом политическом (экономическом) заказе. Объем рекламы в таких СМИ раздражающе велик, хотя и находится в строго определенных законом рамках. Вообще, внимание к таким СМИ со стороны государства и общественных организаций, профессиональных сообществ максимален именно потому, что эти СМИ являются наиболее востребованы обществом.
В то же время можно видеть, что именно такая ситуация приводит к очень высокой мобильности и оперативности публикуемых материалов, их высокой повседневной актуальности и высокой эффективности и действенности.
4) Профессионализм - 40%. На этой ступени находятся популярные печатные издания типа всевозможных "Инфо", "Экспрессов", "Вот так" и т.д. и различного рода коммерческие телеканалы, занимающиеся показом платных программ и прямой рекламы товаров разного рода "телемагазинов". В этих СМИ наблюдается практически полное отсутствие журналистики как профессии, как способа создания новых текстов и образов. В этих СМИ наиболее наглядно проявляется капиталистический характер такого способа приобретения прибавочной стоимости в информационную эпоху развития человечества. Отсутствие профессиональных журналистов в этих СМИ обусловлено именно тем, что профессионалам в них делать нечего, поскольку основное содержание их основано либо на показе мнимых или реальных преимуществ назойливо рекламируемых товаров, либо на перемывании давно известных фактов, анекдотов, кроссвордов, бородатых шуток и большого количества полупорнографических либо явно порнографических фотографий.
5) Профессионализм - 20%. К этому каналу передачи массовой информации можно отнести, прежде всего, интернет. Безусловно, в сети много чрезвычайно высокопрофессиональных информационных агентств - "Интерфакс", РБК, on line версий изданий из верхних групп СМИ, но все же основную массу публикаций в сети составляют кустарно сделанные и наполняемые людьми, имеющими весьма приблизительное мнение о том, что такое журналистика, сайты, чаты, конференции и многое другое.
Вместе с тем этот канал является наиболее динамично развивающимся, в нем уже выработалась определенная культура подачи информации, и он уже стал существенной частью мировой экономики.
В этой связи можно сказать, что наличие в сети небольшого количества профессиональных журналистов является своего рода эталоном, поднимающим общий уровень публикуемой информации. И это дает основание надеяться, что в дальнейшем профессионализм этого канала будет только возрастать.
Мы остановились на 20%-м уровне профессионализма в деятельности каналов передачи массовой информации. Но по логике вещей ничто не мешает создать такой канал передачи массовой информации, уровень профессионализма которого составит 0%, то есть его целиком будут наполнять люди, не имеющие никакого отношения к профессиональной журналистике.
Информационная цивилизация и создание принципиально новых технических средств общения людей (имеются в виду мобильные телефоны, оснащенные SMS- и MMS-опциями) приводит к пониманию того непреложного и неотвратимого факта, что мы стоим перед фактом создания такого принципиально нового канала распространения массовой информации, наполнять контентом который будут все владельцы мобильных телефонов. Они в сегодняшней России отличаются активной социальной позицией, высоким уровнем образования, высокой тягой "к перемене мест" и возможностью присутствия в самых интересных местах, где реально и происходят самые интересные события. И потому можно смело, что есть потенциальная возможность получения актуальной информации от сотен тысяч корреспондентов, причем информации в большинстве случаев от людей компетентных, понимающих, в чем суть происходящего, или в крайнем случае находящихся в таких местах, куда "нормального" журналиста не пустят ни под каким видом.
То есть, самым неожиданным итогом прихода информационной цивилизации в Россию стало то, что журналистика лишается де-факто монопольного права на пользование каналами передачи массовой информации. Сейчас ей составляют мощную конкуренцию с одной стороны PR- и рекламные средства информации, а с другой стороны - различные источники информации, которые можно назвать непрофессиональными, и которые в основном группируются в интернете и в сфере мобильной связи.
В этой связи возникают принципиально новые проблемы и возможности в работе журналиста, которые требуют неких принципиально новых решений.
Так, в частности, едва ли не впервые в истории российской журналистики появилась проблема публикации новостей. И речь даже не идет о привычном дефиците места в печатных изданиях. Дело в том, что сложилась практика, когда все сообщения о том, что кто-то создал нечто новое в науке, технике, экономике, политике, выпустил некую новую продукцию, даже провел некую благотворительную акцию - немедленно объявляются PR-акцией и публикуются только за деньги.
С другой стороны, исчезла проблема поиска информации, поскольку новейшие технологии связи (интернет-форумы, электронная почта, SMS- и MMS-сообщения) сделали практически невозможным утаить сколько-нибудь серьезную и имеющую важное значение для общества в целом информацию. Можно сказать, что в настоящий момент каждый пользователь интернета и каждый владелец мобильного телефона (тем более, со встроенной фото- или видеокамерой) может стать если не журналистом, то, по крайней мере, папарацци, оказавшимся в нужном месте в нужное время.
В таких условиях привычная традиционная журналистика, имеющая столетние традиции и идеалы профессионального существования в качестве социального субъекта, свободы слова и иных демократических традиций, - уходит, и этот процесс совершенно объективен. Для российского mass community, лишь совсем недавно добившегося уважения со стороны властей страны, пользовавшейся свободой слова менее 20 лет, - этот процесс особенно остр, вызывает массу недоразумений и даже попросту обиден.
И все же необходимо возникающие проблемы решать и решать как можно быстрее, поскольку другой стороной информационной цивилизации является резкое (примерно в 5-7 раз) ускорение социальных процессов, и для того, чтобы журналистика не отстала от социального и политического развития страны и мира в целом - необходимо развиваться.
Прежде всего, необходимо на уровне профессиональной терминологии и на уровне правовых терминов определиться с терминологическим аппаратом новой журналистики. Необходимо, в частности, отказаться от нынешнего расширительного понимания PR и рекламы. Вместе с тем, возможно, пора осознать, что и СМИ и экономика - суть разные стороны одного социального явления и потому надо переходить от феодального отношения: "ваши деньги - наша реклама" без гарантии эффективности рекламной кампании, и создавать условия для активного участия СМИ в деятельности предприятий, путем, например, участия в доходах.
Необходимо уточнить смысл деятельности журналиста, имея ввиду постоянно ведущиеся "информационные войны", которые в принципе лишают журналистику последних доводов в пользу ее особой "свободы" в обществе...
Необходимо осознать также, что смысл деятельности журналиста в таких условиях становится совершенно иным, чем тот, что считался единственно возможным еще пару десятков лет назад и который получил свое оформление в виде закона "О СМИ" 1991г. Понятия "свобода слова" и "свобода СМИ", еще недавно воспринимавшиеся не просто как синонимы, но и считавшиеся неотделимыми друг от друга, становятся принципиально различными. Но одновременно резко возрастают требования к профессионализму журналиста, и опять-таки не потому, что это чья-то прихоть или злая воля, а потому, что наличие большого количества глаз и ушей в обществе делают вступление в профессию журналиста чрезвычайно простой. Одновременно резко усиливается и конкуренция в этом секторе рынка труда, и удержаться в профессии смогут только настоящие профессионалы, что резко усиливает роль уровня получаемого профессионального образования, а также повышает роль послевузовского образования и повышения квалификации. Простого умения "успеть на пожар", с которого, зачастую, начиналась карьера целого ряда журналистов недалекого прошлого, уже недостаточно.
На место корреспондента, репортера, папарацци, обозревателя придет Текст-лидер (от английского неологизма texting - передавать неголосовую информацию по каналам мобильной связи). Его основной профессиональной обязанностью станет создание профессиональных блогов, в которых он станет размещать всю полученную и переработанную им за день информацию в самых разных видах и жанрах (видео- и аудиофайлы, "классические" тексты, цифровые фотографии и многое другое, что будет изобретено в ближайшее время.
Его основным профессиональным инструментом станет интернет-планшет, оснащенный предустановленым веб-браузером, почтовым клиентом, а также такими дополнительными приложениями, как программное обеспечение для прослушивания интернет-радио, несколько медиа-проигрывателей, программы для просмотра и редактирования изображений и чтения-написания цифровых книг.
Ключевой обязанностью текст-лидеров станет создание каналов сбора-передачи информации от большого количества "источников" по всей стране, то есть организация деятельности большого количества пользователей мобильной связью, оснащенных мобильными телефонами с фото- и видео-камерами.
Текст-лидер будет получать от них информацию как в "пассивном" (что пришлют), так и в активном (по специальному заказу) режиме. Далее, используя профессиональные знания и свое понимание актуальных информационных потребностей общества, текст-лидер сводит полученную информацию в тот или иной вид, в тот или иной жанр. Далее следует рассылка полученного информационного продукта по тем или иным СМИ: как по газетам и журналам, так и по радио, телеканалам, в сети интернет (включая, подкастинг) и в сетях мобильной телефонии (по WAP-сайтам).
В этой связи наиболее очевидными профессиональными качествами текст-лидера должны стать высокие профессиональные знания и умения в сфере достижений высоких технологий для сферы mass media, поскольку только в таком случае текст-лидер сможет быстро оперировать большими объемами информации, различающейся по типу, по формату, по содержанию и сводить все это в тексты, пригодные для размещения как в прессе, так и в электронных СМИ. Текст-лидер должен быть в какой-то мере педагогом, для того, чтобы в "рабочем порядке" учить своих "мобильных" корреспондентов тем или иным азам журналистского ремесла. Текст-лидер должен быть и психологом, для того, чтобы уметь завоевывать сердца и умы своей корреспондентской сети, держать их в состоянии постоянной боевой готовности и стимулировать их желание сообщать все новое и интересное, чему они станут свидетелями. Текст-лидер должен быть еще и грамотным экономистом, поскольку hi-tech журналистика - весьма дорогостоящее занятие, хотя и значительно дешевле, чем, например, "нормальное" телевидение.
Развертывание деятельности текст-лидера возможно в три этапа (с вариациями, разумеется).
Первый этап - с минимальными первоначальными денежными вливаниями должен будет опираться на имеющиеся у текст-лидера личные связи в "своей" аудитории и во многом повторять принцип деятельности обычных СМИ, но только применительно к мобильной связи.
Имеющуюся у него информацию текст-лидер может распространять, в первую очередь, своим наиболее близким друзьям, коллегам, соратникам, родственникам и т.д. Они, в свою очередь, распространяют информацию своим знакомым и близким. Те - другим. В итоге, образуется своего рода информационная "волна".
Рис. 4 Принцип массово-информационной "волны" в hi-tech журналистике
Легко подсчитать, что при 100 человек на первом этапе и имеющихся у каждого из них еще 100 адресатов, на втором этапе "волны" будет проинформировано уже 10.000 человек. При сохранении этих пропорций на третьем этапе аудитория нашего тест-лидера составит уже 1 млн человек и так далее.
От некоторых из элементов к текст-лидеру идут линии обратных связей. Наличие таких обратных связей крайне важно. Во-первых, таким образом, и сам текст-лидер, и те, кто финансирует его деятельность, могут контролировать успешность работы информационной "волны". Во-вторых, наличие таких обратных связей может гарантировать присылку в случае необходимости информации от собственно "получателей" информации. То есть, в случае, если наш "получатель" становится свидетелем заинтересовавшего его события, то он отправляет фото- или видеоизображение "по этапу". Тем самым, начинает действовать и "субъект-субъектная" концепция СМИ и гражданское общество получает серьезное подспорье в виде миллионов "глаз и ушей", располагающих возможностью контролировать ход вещей в стране и, главное, практически моментально делать эти события известными всем гражданам России.
На втором этапе развертывания деятельности текст-лидер становится основным действующим лицом в системе мобильных СМИ. Он как получает информацию от пользователей мобильной связи, распространяет получаемую информацию в массовой аудитории, продает наиболее интересную информацию "старым" СМИ: пресс, радио, ТВ, информационным агентствам, так и организует информационные потоки, что крайне важно и является принципиально важным для hi-tech журналистики.
Рис. 5 Принцип организации деятельности Текст-лидера
В данной схеме присутствует блок под названием "Блог". Что это такое?
Блог - это сокращение от словосочетания web log - сетевой журнал, то есть такой ресурс, который представляет собой сборник текстов, представляющих для их автора какой-то интерес. Иногда собранная информация представляет интерес и для массовой аудитории. Не зря же в последнее время журналисты крупнейших журналов и газет приходя на пресс-конференции технологических фирм с удивлением отмечают, что все лучшие места в зале зачастую уже заняты блоггерами.
Как отмечает Wall Street Journal, в США это уже нормальная ситуация. Блоггеры сидят с ноутбуками и мгновенно публикуют новости в интернете. Внимание широкой публики приковано именно к этим блогам, которые обновляются в реальном режиме времени. Кто будет дожидаться выхода завтрашней газеты и читать, что происходило вчера?
Появление и распространение блогов было предсказано еще на заре интернет-эпохи. Правда, считалось, что традиционные СМИ падут к ногам целой армии специализированных блогов, но в реальности оказалось, что читаются и оплачиваются лишь немногие из них -- избранная техноэлита. Информационная власть над мнением широкой публики просто перешла из одних рук в другие: от традиционных медиа - к лучшим блоггерам. Например, к блогу TechCrunch, который рассказывает о представителях новой волны стартапов, так называемых компаниях Web 2.0. Блоггер, который ведет TechCrunch -- Майкл Аррингтон (Michael Arrington) -- в последнее время приобрел фантастически большое влияние в среде венчурных инвесторов и предпринимателей, ищущих финансирование. Можно смело утверждать, что внимание техноэлиты перешло от традиционных СМИ к блогам. Почему? Просто пока в блогосфере действуют более эффективные правила естественного отбора, которые выдвигают на первый план более талантливых личностей. И на месте ведущего TechCrunch может оказаться любой другой блоггер, который окажется более умным, талантливым, опытным и дальновидным.
Для российских СМИ создание новой системы работы с журналистами означает изменение принципиальных основ работы всей системы mass media. Вместо вертикальной иерархии специалистов: главный редактор, редактор, руководитель отдела, обозреватель, корреспондент, репортер, - и подобной по структуре иерархии СМИ: деловой журнал, общественно-политический журнал, общественно-политическая газета, массовая газета, рекламно-информационное издание, информационное агентство, - создается принципиально новая система, в которой центральное место занимает именно журналист, а все остальное выстраивается вокруг него.
Есть на схеме еще один блок, который пока еще не является распространенным в России - сервер подкастинга. Что это такое?
Подкастинг - это новая модель распространения аудиоконтента, когда аудиофайлы передаются с использованием популярного стандарта RSS 2.0. Пользователи интернета могут подписаться на нужный RSS-канал и автоматически получать свежие выпуски интересующих их аудиотрансляций - подкастов. Слушать подкасты можно как на компьютере, так и на любом цифровом аудиоплеере, а также оснащенным функцией поддержки MP3 мобильного телефона. Название подкастинг происходит от названия самого популярного на Западе MP3-плеера Apple iPod и слова broadcasting - широковещание. В настоящее время подкастингом занимаются, в основном, владельцы блогов, хотя некоторые радиостанции тоже экспериментируют с новым для себя форматом.
До сих пор производители программных плееров и портативных устройств в большинстве своем не поддерживали подкастинг. Однако компания Apple решила положить этому конец. Выступая на организованной изданием The Wall Street Journal Конференции D, глава Apple Стив Джобс пообещал встроить поддержку подкастинга в новую версию медиаплеера iTunes, а также в прошивку плееров iPod. Кроме того, подкасты будут распространяться и через онлайновый музыкальный магазин iTunes Music Store. Появление новой версии iTunes с номером 4.9 произойдет в ближайшие два месяца.
На том же самом мероприятии состоялась и демонстрация первого телефона Motorola с поддержкой iTunes. Продемонстрировал новое устройство лично генеральный директор Motorola Эд Зандер. Телефон имеет встроенный медиаплеер, совместимый с iTunes. Телефон также оснащен встроенным микровинчестером и мегапиксельной камерой.
С помощью сервера подкастинга появляется возможность закачки новостной аудиоинформации в свой мобильный телефон. Тем самым можно ожидать получения заказанной информации точно к тому времени, когда она актуальна: например, информацию об итогах прошедшего дня к утру, к выходу из дома и прослушать ее по пути на работу.
Такая ситуация является пока принципиально новой для российской журналистики. Можно прогнозировать, что принятие новой схемы работы в качестве одной из основных для mass media будут сопровождаться значительными усилиями по консервации прежней структуры. Будут попытки сломать самих текст-лидеров и принудить их работать в "нормальном режиме". Выживут на переломе деятельностной парадигмы немногие. Но им достанется весь рынок.
О третьем этапе развертывания деятельности текст-лидеров мы будем вести речь в следующей главе.
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите основные СМИ, представляющие различные типы журналистики. 2. Как поменяются профессиональные требования к журналисту в связи с наступлением эры hi-tech журналистики? 3. Что такое "блог", и почему эта форма передачи массовой информации становится основной в нынешних условиях? 4. Когда появилась услуга подкастинга и какую информацию можно передавать с помощью данного сервиса? 5. Что нужно знать и уметь, чтобы добиться профессионального успеха в сфере hi-tech журналистики? 6. Какими профессиональными навыками должен обладать текст-лидер?
Глава третья
Практическая реализация различных проектов новых СМИ и перспективы развития hi-tech журналистики
Жанровое разнообразие в hi-tech журналистике определяется как разносторонней природой создаваемой и распространяемой информации, так и техническими характеристиками средств и способов ее распространения.
SMS-сообщение потому так и называется (Short Media Sending - короткое сообщение), что имеет очень точные и конкретные ограничения по объему пересылаемой текстовой информации: по объему текста не более 1.500 знаков в одном тексте, длинные сообщения автоматически разбиваются на более мелкие величиной не более 160 знаков, пересылаемых затем автоматически в произвольном порядке, написание текста в латинице (для нерусифицированных аппаратов), так и в силу четко установленной абонентом тематики и стиля подачи информации (при подписке).
Это все является крайне жесткими ограничителем, как по объему распространяемой информации, так и по ее жанровому разнообразию.
Мультимедийные MMS-сообщения дают гораздо больший простор корреспонденту. Появляется возможность передачи как текстового, та и аудио-, и даже видео-сообщения объемом до 100 килобайт, причем, и наиболее технически сложные аудио- и видео-сообщения как раз являются наиболее простыми для пользователя (корреспондента), поскольку для их создания нужно лишь в определенном порядке нажать на три-четыре кнопочки мобильного телефона.
В итоге появляется возможность передачи практически всех новостийных сообщений (репортажей с места события) и даже аналитических статей с графикой (диаграммами, рисунками и т.д.).
Все вместе позволяет говорить, что SMS- и MMS-сообщения могут успешно взаимно дополняться при освещении неких событий. На SMS-канал может возлагаться роль передачи различного рода анонсов о предстоящем событии и первой, совершенно оперативной эксклюзивной информации о том, что произошло некое важное событие - "новость одной строкой". MMS-сообщение даст подробную информацию о том, что же, собственно, случилось, как это все произошло, почему, и к чему все это привело. Более того, участники событий пользуясь каналом передачи MMS-сообщений могут обменяться между собой и с подоспевшими корреспондентами информационных агентств полученными "картинками" и аудио-записями с места события.
Все это может выглядеть следующим образом:
Сначала идет предварительный анонс: "220705 Мск Олимпийский рок-концерт Утамурман" (44 знака). Затем, может быть передан развернутый анонс: "220705 1900 мск кз Олимпийский Утамурман прощальный концерт билеты от 100 рублей с пивом не пускают" (98 знаков). В день концерта анонс может выглядеть таким образом: "Кз Олимпийский прощальный концерт Утамурман аншлаг билеты у входа от 500 долларов" (81 знак). В случае обычной на подобных концертах потасовки среди фанатов SMS-сообщение может выглядеть так: "Утамурман драка 1000-1500 милиция собаки скорая" (47 знаков). По завершении концерта в эфир выпускается следующий анонс: "Подробности Утамурман по 050612 для аудио 050613 для видео" (58 знаков). И дальше наступает черед MMS-сообщений с места событий, которые аудитория может самостоятельно заказывать у контент-провайдера.
То есть, система жанров hi-tech журналистики может выглядеть следующим образом:
Аналитические жанры
Основными аналитическими жанрами должны быть: анонс, развернутый анонс, дайджест тематический, дайджест номинативный (по определенным СМИ), прогноз тематический, комментарий по прозвучавшему в СМИ анонсу, обзор отрасли (тематический), аналитическая статья (анализ соответствия цели и результатов деятельности в определенной теме).
Информационные жанры таких СМИ: информация (лента новостей), развернутая информация (главные новости), репортаж (с места события), статья (описание цели и результатов события).
Наконец, завершающим сектором системы жанров hi-tech журналистики должны стать информационно-развлекательные жанры: информация (интерактивная лента новостей), блоговая аннотация, блоговая рецензия, блоговый обзор, блоговый комментарий, блоговая статья, чат, конференция (без участия аудитории), интерактивная конференция, форум.
Можно оценить, как и каким образом воплощается hi-tech журналистика в современных условиях.
22 июня 2004 года в рамках работы третьей московской Летней Школы по Журналистике и Коммуникациям, проходящей на факультете журналистики МГУ, компания INFON представила журналистам проект нового типа электронного СМИ: "Мобильный журнал".
Мобильный журнал - этот вариант дизайна WAP-сервиса с возможностями чтения информации и просмотра графики. Он выполнен в виде загружаемого Java2ME-приложения, доступного для скачивания только для мобильных телефонов с поддержкой технологии Java2ME.
Как отмечают разработчики, в дальнейшем появится возможность выбора одного из вариантов компоновки и структурирования текстов по различным информационным блокам: политика, экономика, общество, происшествия и т.п. Размещаемые в мобильном журнале тексты могут нести фотографии и гиперссылки. Вся информация, доступная для пользователей мобильного журнала, будет храниться в базе данных контент-провайдера.
В настоящее время подобный "мобильный журнал" признан совершенно отдельным полноправным СМИ. Как отмечается, принимавший активное участие в дискуссии декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский согласился с тем, что проект "Мобильный журнал" имеет серьезные перспективы, и выразил свою уверенность в том, что это очень интересное и новое направление журналистики.
Весьма активно развиваются и иные сервисы мобильных СМИ. Например, мобильный телефон может заменить не только фотоаппарат, игровую приставку и записную книжку, но и телевизор! За небольшую плату порядка 20 долларов США в месяц абоненты сети "Мегафон" могут просматривать телевизионные программы в прямом эфире, выпуски последних новостей, интересные видеосюжеты и музыкальные клипы.
Но подлинный расцвет hi-tech журналистики еще только ожидается. И в предвидении этого события (цепи событий) можно спрогнозировать необходимость создания принципиально нового канала сбора, обработки и распространения информации с помощью hi-tech журналистики.
Понятно, что для работы с огромным потоком неорганизованной, неструктурированной и неожиданной по тематике информации необходимо организовать принципиально новый канал распространения массовой информации.
Речь должна идти о создании информационного агентства MobileNews, в рамках которого реализуются следующие сервисы:
- GoldenGate, аналитико-прогностический мобильный SMS-/MMS-сервис высшего уровня,
- "Россия сегодня", информационный сервис с участием профессиональных журналистов и наиболее подготовленных "стрингеров" из числа обычных граждан России,
- Mobile News, канал распространения информационно-развлекательной информации (чаты, конференции, слухи, большое количество случайной неструктурированной информации). Служит также способом выявления кандидатов в "стрингеры".
Рис.5 Модель деятельности ИА Mobile News:
То есть, "источник", получая от внешней среды некую информацию, которую он считает необходимой для распространения на массовую аудиторию, производит ее "кодирование", выражение в текстовой или иллюстративной форме, необходимой для передачи в требуемом "передатчиком" формате. "Передатчик" переводит закодированный сигнал в электромагнитную или иную форму, требуемую "каналом" для передачи информации на требуемое расстояние до "приемника". "Приемник" производит перевод полученной информации в формат восприятия "декодером". "Декодер" производит выражение полученной информации в ее первоначальный вид и предоставляет для восприятия "аудиторией". По каналам массовой информации "аудитория" воздействует на "источник" и, шире, в целом на социум, составной частью которого является "источник" с целью коррекции деятельности социума.
Кроме того, надо учитывать, что на "канал" действует широкая гамма воздействий различного рода, которую принято называть "шум", и которая способна исказить передаваемую информацию до неузнаваемости, что делает необходимость множества каналов передачи информации особенно актуальной.
Для ИА Mobile News эта модель актуальна в отмеченных пунктиром полях. То есть, для деятельности ИА Mobile News необходим "источник" информации, а также "приемник", "декодер" и "аудитория", которой на приведенной схеме выступает само агентство.
Порядок деятельности ИА Mobile News
Получение и обработка информации происходит следующим образом:
а) сбор информации источником - создание информационных сообщений в текстовом или иллюстративном форматах (SMS- и MMS-сообщений, соответственно) о различных аспектах окружающей действительности, случайным либо неслучайным свидетелем которых стал владелец мобильного телефонного аппарата.
При этом решение о том, достойно ли данное событие быть отраженным в информационном потоке социума, принимает непосредственно владелец мобильного телефона. Источник также должен отчетливо понимать, что вся передаваемая информация имеет четкую привязку к его мобильному телефону, к его паспортным данным, и в случае передачи незаконной, либо лживой (клеветнической) информации он будет нести ответственность согласно действующему законодательству. Кроме того, источник должен четко понимать, что передача сведений, представляющих государственную тайну, запрещена. Это его понимание определено при заполнении формы авторизации.
б) передача информации от источника в агентство - передача в виде SMS-, либо MMS-сообщений созданных источником сообщений по каналам мобильной телефонной связи на короткий, либо московский, либо федеральный телефонный номер агентства.
При этом источник должен понимать, что его сообщение в материальном плане должно представлять собой приемлемый для него компромисс между объемом передаваемой информации и причитающейся за это оплаты за пересылку SMS-, MMS-сообщений. Неавторизованный источник информации должен понимать, что решение о гонораре за его сообщение принимается непосредственно редакцией и в случае минимального интереса к ней может не оплачиваться вообще.
в) сортировка информации в агентстве - вся получаемая от источников информация приходит на входящий сервер агентства, в котором она находится в закрытом режиме. Текст-лидер просматривает получаемую информацию на предмет ее соответствия заявленному разделу (подразделу) и предоставляет просмотренной информации открытый статус и распределяет по разделам.
В случае необходимости он удаляет из входящего сервера (переводит в сервер незаконной информации, либо "архив") информацию, носящую откровенно незаконный характер.
г) размещение полученной информации в информационном пуле агентства - просмотренная и открытая для общего пользования редактором информация размещается в общем сервере агентства, а также на соответствующую ленту новостей интернет-сайта агентства (как в открытую, так и в закрытую).
В этом сервере должна быть реализована функция сортировки и поиска необходимой информации как по разделу (подразделу), так и по ключевым словам для последующего копирования накопленной на этом сервере информации на исходящий сервер агентства.
д) передача информации потребителям по разовому запросу - потребитель информации (любой владелец мобильного телефона) имеет право на разовый запрос необходимой ему информации по тому или иному разделу. Для этого источник направляет со своего мобильного телефона запрос в виде SMS- сообщения: