На сцене стоит большой стол, вокруг него расставлены стулья. На сцену выходят из-за разных кулис актеры и рассаживаются за столом.
ПЕРВАЯ АКТРИСА
А на улице такая ужасная погода, ужас, просто ужас.
Из-за кулис слышен громкий смех. Выходят ПЕРВЫЙ и ВТОРОЙ актеры.
ПЕРВЫЙ АКТЕР
А тот ему и говорит: "Всех не замочишь!", а Путин и отвечает: "А кого не замочу, того повешу"!
ВТОРОЙ АКТЕР громко смеется
ПЕРВАЯ АКТРИСА
(недовольно)
Вот она современная артистическая молодежь. Вам бы только на Новый год Дедов морозов играть, а не служить высокому искусству театра!
ВТОРОЙ АКТЕР
Да мы же...
ПЕРВЫЙ АКТЕР тянет его за руку к другому концу стола
ПЕРВЫЙ АКТЕР
Леня, идем, не связывайся.
ПЕРВАЯ АКТРИСА
(припудриваясь)
Вот, они уже даже говорить со мной брезгуют. Нет, театральное искусство в глубочайшем кризисе!. Как так можно, на сцене рассказывать скабрезные анекдоты, смеяться
(показывает)
гы-гы-гы, как лошадь. Где высокие идеалы? Где творчество, наконец?
Выходит ВТОРАЯ АКТРИСА
ВТОРАЯ АКТРИСА
(улыбаясь)
А это вы тут зудите. Ну и что послужило на этот раз поводом для ваших глубокомысленных сентенций о гибели культуры в России - понос или запор? Или просто - глисты?
ПЕРВАЯ АКТРИСА
(вспыхивает)
Ну знаете ли, голубушка! Это уже слишком!
На сцену стремительно выходит РЕЖИССЕР
РЕЖИССЕР
Коллеги, очень рад вас всех видеть в целости и сохранности после каникул. Должен сообщить вам радостную весть: мы будем ставить Чехова.
ПЕРВЫЙ АКТЕР
(с каменным лицом)
Ну кто бы мог подумать! Ну надо же.
ВТОРОЙ АКТЕР
А на фига нам Чехов? Его же все наизусть знают. Будут на него ходить всякие старички с внучатами. От них ни в кассе, ни в буфете - никакой пользы. Вот поставить бы какой-нибудь водевильчик с визжащими девицами - сбор бы был, наконец, да и самим поиграть в таком интересно.
РЕЖИССЕР
Коллеги! Напоминаю, что в театре есть жесткий порядок. И я попрошу этот порядок соблюдать. Сказано, будем играть Чехова, - значит, будем играть Чехова.
ВТОРОЙ АКТЕР
А то что? Уволишь? Или как?
РЕЖИССЕР
(неуверенно)
Если надо будет - то и уволю! Сейчас с этим проблем никаких. Разгоню всех к едрене матери и наберу новую труппу.
ВТОРОЙ АКТЕР
Ага, так прям все и набежали пустой водицы с черным хлебушком похлебать.
ВТОРАЯ АКТРИСА
Петька, заткнись! Нечего тут выпендриваться.
РЕЖИССЕР
Итак, господа, актеры. Мы начинаем читку пьесы Антона Павловича Чехова. Первая реплика!
ИНТ. ТЕАТРАЛЬНАЯ СЦЕНА ДЕНЬ
На сцене вокруг стола и на столе сидят грустные актеры. Вторая актриса читает текст своих слов.
ВТОРАЯ АКТРИСА
Ну и чего им не жилось. Спокойно пили, ели, веселились.
ПЕРВЫЙ АКТЕР.
Подсчитали, прослезились...
ПЕРВАЯ АКТРИСА
Друг мой, ваши слова банальны...
ВТОРАЯ АКТРИСА
Нет, ну серьезно, чего им всем не хватало?
ВТОРОЙ АКТЕР
Денег...
ТРЕТИЙ АКТЕР
Денег всегда всем не хватает. Вот мне бы кто одолжил пару штук до получки...
ПЕРВАЯ АКТРИСА
(возмущенно)
Причем здесь вообще деньги? Они жили предчувствием надвигающейся катастрофы. Они видели, что Россия движется к краю гибели и не могли ничем этому помешать. И самое грустное, не хотели. В пьесах Чехова высочайшее предчувствие глубочайшей культурной катастрофы в России, уничтожения целого мыслящего класса и выхода на арену всяких бородатых мужиков без идеалов, без целей, с одними деньгами в голове.
ТРЕТИЙ АКТЕР
Ну это вы загнули. Болел мужик, здорово болел. Он же врач, он сам себе диагноз поставил, и сам себе время отмерил. Не зря же он, когда приехал в Германию, так и сказал: "Приехал, мол, умирать!" И нечего больше придумывать.
ПЕРВЫЙ АКТЕР
Лопахин, вообще, самый страшный персонаж Чехова. Он же ведь научил миллионы людей тому, что можно быстро стать богатым. Причем, буквально ни на чем. Он и в пьесе, если разобраться, пацан еще совсем, а уже с зубами. Если бы он не любил Раневскую, он бы ее голой оставил... А она бы и пикнуть не смела.
ТРЕТИЙ АКТЕР
Ну почему же ни на чем. Он же вот
(тычет пальцем в бумаги)
засеял тысячу десятин маком, и на этом заработал кучу денег. Как раз хватило, чтобы купить старинное дворянское поместье.
ВТОРОЙ АКТЕР
Да, были времена, когда сельское хозяйство доход приносило!
ПЕРВЫЙ АКТЕР
Ну да, когда случилось несчастье...
ВТОРАЯ АКТРИСА
Какое еще несчастье?
ПЕРВЫЙ АКТЕР
Когда нам в девяносто первом волю всем всучили. Когда нам волю дали, то что - народ работать стал? Фигушки. Полстраны начали торговать, а другие полстраны - покупать. Когда те все продали, а эти все купили, то роли поменялись. А поскольку и то, и другое мы делали плохо, то скоро всем стало невмоготу. И тут понеслось...
ПЕРВАЯ АКТРИСА
Да уж, только олигархи и обогатились...
ПЕРВЫЙ АКТЕР
Вот уж, глупости, олигархи, кругом сплошные олигархи. Если в кране есть вода, знать олигарх нассал туда! Вообще, что такое за зверь - олигарх, кто знает? Может ты знаешь? Или ты?
(показывает на ТРЕТЬЕГО актера)
ТРЕТИЙ АКТЕР
Кончай трепаться.
ПЕРВЫЙ АКТЕР
Ну так вот. Все эти олигархи - просто бывшие комсомольские работники, которых старшие партийные товарищи канули под поезд - авось, да выживут в условиях рынка. Кто-то, действительно, выжил. Что самое смешное, все знают, что есть такие зловредные олигархи. Полстраны готово их разорвать на клочки. А вот тех, кто у них в серых кардиналах, кто реально проводит все их дела - никто не знает. А денег-то у них не меньше. а то и больше, чем у этих самых олигархов. Вот ведь в чем загвоздка. Вот в чем причина, что бедствия так долговечны!
ТРЕТИЙ АКТЕР
Причем здесь Шекспир? Мы же вроде как Чехова репетируем?
ТРЕТЬЯ АКТРИСА
(отрываясь от чтения пьесы)
Да сколько же можно играть весь этот нафталин!
ВТОРАЯ АКТРИСА
(насмешливо)
Но в нем же рассматриваются самые актуальные проблемы современности.
ПЕРВЫЙ АКТЕР
Какие актуальные вопросы современности? Разорение помещиков и переход сельского хозяйства на капиталистические методы управления, бурное строительство железных дорог, взрывной рост промышленности, резкий рост населения страны и связанное с этим перенаселение городов, особенно рабочих окраин? Выход на политическую арену новых классов - европейски образованных купцов и городского мещанства - и дикое, безрассудное, фанатичное и самоубийственное противодействие этому старой дворянской элиты. Какая из этих проблем особо актуальна сейчас?
ВТОРОЙ АКТЕР
Ну зачем же так утрировать? Есть же вечные проблемы: добра и зла, порядочности и беспринципности, власть денежного мешка и бессилие честных людей.
ТРЕТЬЯ АКТРИСА
Бессильных, потому и честных. Были бы у них в руках власть и деньги - еще надо посмотреть, что бы и как они делали!
РЕЖИССЕР
Все, заговорились. Объявляю перерыв.
ИНТ. ТЕАТРАЛЬНАЯ СЦЕНА ВЕЧЕР
На театральной сцене РЕЖИССЕР и РАБОЧИЙ СЦЕНЫ.
РАБОЧИЙ СЦЕНЫ
(втаскивает большой тяжелый желтый платяной шкаф)
Тяжел, зараза! Ну что, этот сгодится?
РЕЖИССЕР
(возмущенно)
Михалыч, етит твою мать! Ты чего припер? Шкаф нужен вишневый! Понимаешь, вишневый. Красненький такой, с прожилочками. А ты чего притащил? Это же банальная сосна.
РАБОЧИЙ СЦЕНЫ
Ну почему же сосна, обижаешь. Это дуб.
РЕЖИССЕР
Сам ты дуб! Неси его назад, ищи шкаф из вишневого дерева.
РАБОЧИЙ СЦЕНЫ
Ну и где же это, спрашивается, я его найду? Рожу или на рынке куплю? Вот так вот везде только шкафы из вишневого дерева и стоят. Иди и бери. Этот-то пока нашли, да пока сюда подняли - упарились.
РЕЖИССЕР
Это меня не касается. Вообще, вам за это деньги платят, вот и ищите и таскайте.
РАБОЧИЙ СЦЕНЫ
Тоже мне деньги. Если хочешь знать, я такие деньги в легкую на любом заводе за день заработаю. Я здесь, если хочешь знать только из любви к искусству работаю. Люблю я это дело очень!
РЕЖИССЕР
(обходит шкаф, бьет ладонью по нему)
Халтура, сразу видно.
РАБОЧИЙ СЦЕНЫ
А ты это, вот что сделай...
Подходит к краю сцены, смотрит на балкон с осветительной аппаратурой и кричит
РАБОЧИЙ СЦЕНЫ
ВАСЬКА, а ВАСЬКА, кончай спать. Эй!
ОСВЕТИТЕЛЬ
(недовольно)
Чего орешь?
РАБОЧИЙ СЦЕНЫ
Слышь, Василий, а ну-ка освети-ка нам этот шкаф красненьким.