Сумбурные впечатления после первой встречи с Анастасией Ивановной Цветаевой 6 июня 1989 года у нее дома
Три розы. Три рубля каждая. Итого девять. Магические числа, опустошившие мой кошелек на рынке. Торговка поздравила себя с почином за мой счет. А я осталась с розами и всю дорогу напевала: "Розовые розы...Светке Соколовой..." Розы действительно были розовыми. Но мне такое попадание не казалось удачным. Мучилась немыслимым: что делать с букетом, если дверь не откроется. Оставить на полу с запиской? Или без записки, но тоже оставить? Только бы донести. Доволочь. Дотянуть. Домучиться. Отмучиться. А там - выбросить, если не откроют. Хоть на пол, хоть в урну. Но дверь открылась, будто за ней ждали мои розы. А перед этим я топталась в подъезде, дергала входную дверь - закодированную, искала глазами на стене три цифры для забывчивых жильцов или непрошенных гостей, но не находила. Пока меня не нашел один из жильцов и не впустил за собой. Провел мимо кода, как мимо вахтера, покровительственно обронив: это со мной. А я ускользнула в лифт, интуитивно не почувствовав нужный этаж и проскочив на пятый, чтобы потом снизойти до третьего. Опять тройка! А 5 + 8 = 13. 58 - номер квартиры, где мне открыли, хотя не ждали. Мужчина - друг дома. Таких друзей дома, у которых одна корысть: быть рядом, быть нужными, приобщиться, как причаститься - здесь хватает. Людей "при". Чтобы потом черкнуть в мемуарах для домашнего пользования, поведать внукам: имел честь служить тому-то, был около... Околоточные А.И. Цветаевой. Она не очень утруждает себя запоминанием их имен, лиц. Запомнятся - славно. Нет - переспросит.
Она лучше помнит свою жизнь, давно прошлую, нежели события недавние. В 70-х и 80-х путается. О деде, родителях, картине в столовой дома, об Италии, выздоровлении мамы, о Горьком может говорить с удовольствием, как по писанному. Будто в голове кассета заложена. Выдает записи. Без начала и конца. У нее эти записи не раз прокручены и ей известно, что вслед за чем прозвучит. Какие-то куски она проматывает про себя. Отсюда рваность и непонятность. Но я все еще стою с розами в прихожей и беседую с Юрием Ивановичем из Магадана. Пока объясняю, кто я и зачем, левый глаз засекает движение на кухне. Кто-то копошится. Когда же Юрий Иванович советует лучше позвонить и непосредственно с А.И. договориться о встрече, когда она позволит, по телефону, так как сейчас она отдыхает после телесъемок, я отдаю ему розы, он шепчет: вы прямо сейчас из автомата и позвоните, я возьму трубку и приглашу А.И. - и пытается вернуть мне букет: при встрече с ней и вручите, вдруг она вам на сегодня и назначит, - я отпихиваю и в этот миг обнаруживаю, что копошение на кухне и есть Анастасия Цветаева в момент уборки. Оттуда раздается: "кто пришел?" Я окончательно отпихиваюсь от цветов, благодаря растерянности замершего Юрия Ивановича и выскакиваю за дверь, так как мне только что внушили, что А.И. не любит, когда без договоренности. Мне не хочется, чтобы меня с самого начала не полюбили.
Из-за закрывшейся двери слышу доклад о себе. Не дослушав, бегу на улицу к автомату. Все произошло по-задуманному: Юрий Иванович сказал "алло", я представилась вторично, попросила, как вежливая барышня, Анастасию Ивановну, он пригласил, и ее строгий голос, попеняв мне за несвоевременность, наказал быть сегодня в 19.00 по адресу... она спросила: знаю ли я, где она живет? Я испугалась разоблачения и не рискнула признаваться, что стою рядом с ее домом и вообще только что была в ее прихожей, поэтому сказала туманно: адрес я знаю. На что она тут же парировала:
адрес знать мало, надо суметь добраться. И я выслушала подробнейшее описание пути с площадями, улицами, поворотами, указателями. В конце пути - квартира 58 с обязательными тремя звонками в дверь. Она повторила: три звонка!
Без пяти три звонка семь я была в подъезде, а потом снова в прихожей. Меня опять встретил Юрий Иванович. Анастасия Ивановна сидела в комнате с журналом "Дружба народов" и вычитывала свой рассказ. На кухне, куда меня провели, переснимали фото и говорили о цветаевском.
На фотографии две девочки: Марина и Анастасия. Круглолицые, длинноволосые, с ленточками. Похожи. Только одна выше ростом, выше возрастом, выше талантом. Все оборвалось в 41-ом. Другая - с затаенным ожиданием и желанием перерасти. Выживает долготерпение?
Она не желает быть тенью тени Марины. Она сама хочет заслонять. Но...
Она как была, так и будет - СЕСТРОЙ таланта.
В ней ищут черты, звуки, цвета Марины. К ней идут за ее сестрой. Она - не как она. Она - как хранительница той, легендарной, не дожившей до паломничества к живой. Вся пристальность интереса досталась младшей сестре. Но и ей - чего это стоило!
А.И.: "...Теперь уж я одна осталась, кто знал Макса (Волошина)". И не только его. Настал ее звездный срок, когда она "только" и осталась. С памятью. В здравости.
А.И.: "Я была в семье самой младшей, а стала самой старшей"... Чего здесь больше: горечи или гордости?
Прежде комнаты - кухня. До Цветаевой - цветаеведы. Своеобразные цветоводы, благо фамилия сама подсказывает сравнение. Они заботятся о цветнике памяти. Разыскивают могилы Цветаевых, сохраняют их дома, добавляют новые цветаевские места в Москве к сорока известным ("сорок сороков"), и все добровольно, безвозмездно, ради Цветаевых и своего имени рядом, пусть скромно, робко, незаметно - в уголке мелким шрифтом. Они устраивают цветаевские чтения у костра в Тарусе. И спорят на кухне чьим годом объявят 1992: Цветаевой или Паустовского, который был признан прижизненно-пожизненно, был любим и знал об этом. Потому год нужно отдать Цветаевой - решили на кухне. За муки и лишения. За подвиг самоубийства.
Женщина-художник уже восстановила интерьер комнаты Марины в Борисоглебском переулке. Теперь делает макет Песчаного дома в Тарусе, чтобы восстал из танцплощадки, в которую когда-то обратили.
Смотрим большие красивые цветные фотографии немецкого мастера, который, по словам А.И., два часа прыгал перед ней обезьяной, а снимки ей не понравились: "Я на них идиотка с полузакрытыми глазами... и волосы желто-белые, будто я не умею краситься" (хотя она вообще не красится).
Абы в чем фотографироваться она не желает. Лежа - отказывается. Она хочет ВЫГЛЯДЕТЬ!
Гордится своим многолетием.
А.И. получила 90 рублей - гонорар за фильм Марины Голдовской "Мне 90 лет, легка еще походка..." По рублю за прожитый год.
А.И.: "Я писательница, а не рассказчица!" (о телесъемках: она вспоминала о Мандельштаме - опять только она и осталась?).
А.И. графоманно говорит и пишет. Пишет образнее, чем говорит. Впрочем, на 95-м году жизни банальности обращаются в афоризмы.
Ее пересаживали со стула на диванчик, с диванчика на стул - для фотографа. Она покорно исполняла чужой ритуал. Так же покорно надписывала книги. Крупнее и разборчивее, чем мне открытку, видимо, потому что без очков, чтобы самой видеть, что рука пишет.
Вошла в кухню со словами: "Лихачева увезли со съезда в тяжелом состоянии". Потому всем уходящим велела: "Думайте о Лихачеве", - словно: молитесь о нем. Она непременно напишет ему письмо в поддержку, хоть и знакома с ним мало - была у него раз и три часа говорила.
Ее любимый торт - вафельно-шоколадный. Сахар-соль - без ограничений. Кефир, лаваш, гречневая каша - обыденно.
Перед чаем помолилась в нескольких фразах, перекрестилась. Сели за стол. Она на стуле, мы - на диване. Ей захотелось показать нам иконы. Как дорогие лица перебрала, перецеловала. Одна икона - на бумаге - прислана была ей в ссылку сестрой Валерией (двоюродной). Она дорожит двумя синими чашками. В одну ей налили, другая мне досталась. Я пила и дрожала от осторожности и благоговения.
Ее квартира на охране. Она звонит на пульт, чтобы узнать, не нарушили ли чего телевизионщики.
Сосульки седины - седина тонкими, легкими, прямыми прядями. Глаза, обращенные долу из-за век, то и дело надвигающихся на глаза, будто под собственной тяжестью. Все, что за пределами слышимости и видимости, не воспринимаемо. На руках-кистях цветки кровеносных сосудов, набухших над осевшей кожей, словно перед взрывом. Сила и величие ее лица - в носе. В его горбинке, в породистости этой горбинки.
Длинный, теплый, темный (в цветочках) халат.
Много кошек календарных на кухне. Три стены кошек. Любит. Спрашивает: как нам ее кошки?
Цветаеведы истово служат Марине через Анастасию и Анастасии - через Марину.
На кухне - диванчик, давно утерявший упругость, покорный, податливый для чужой воли, как его хозяйка. На батарее - корки граната. Для аромата, наверное, чая. На стуле - пачки "Геркулеса". Каша детей и стариков. Банка венгерского компота на полке серванта. Это звонко сказано: сервант! На самом деле - дряхлая деревяшечка с посудой в своем нутре.
А.И. боится заведения тараканов и просит уходящих прятать продукты.
У нее полуприкрытые от света глаза. Общаясь с ней, лучше быть не на одном уровне, а ниже, тогда она видит собеседника, а на высокого веки не дают взглянуть. Потому я либо сгибалась в полупоклоне, либо сидела, чтобы заглянуть в ее глаза снизу вверх. Оттого ее маленькая худенькая фигура кажется возвышенней.
С ней общаешься, как с океаном. Знакомый океанолог рассказывал, что при радиосвязи надо, чтобы говорил один, потом другой, то есть по очереди, но не вместе, иначе оба ничего не услышат. Я кричала А.И. вопросы, четко проговаривая слова, как велели, на расстоянии сорока сантиметров от уха. И только резкими кивками могла подтверждать свое внимание и понимание, проглатывая междометия, типа "да", "ага", "угу".
Юрий Иванович - педагог из Магадана, популяризатор Цветаевых в чукотских газетах - убегая, дал мне двадцать минут. А.И. сжалилась на тридцать. Я пообещала Юрию Ивановичу пожалеть до пятнадцати. В результате проговорили сорок пять, и я засовестилась продолжать - ее голос звучал все слабее, веки поднимались все реже и медленнее. Но говорить она готова была еще и еще. Все свою жизнь выговорить: рукой ли, устами.
Одна комната. На комоде фото Горбачева, прислоненное к бюсту, кажется, греческого Философа. Фото из тех, что продают в магазинах - под портрет: плакатно напудренный и гладкий лик. Почти икона, хотя так сказать - кощунство над иконой.
Много пластинок. Видела краешек Анны Герман. В книжном шкафу культ Марины на разных языках.
12 июня она летит в Эстонию до сентября. Будет писать.
Ей приятно это мельтешение почитателей, все-таки настигшее ее при жизни, очередь журналистов, суета.
Мое счастье: я - ее последнее "светское" интервью. Она устала. Самое последнее - завтра - духовное, патриаршеству.
Фотографии в комнате, похоже, больше не для нее, уже не для нее, а для посетителей, как фон, как интерьер: вот в какой обстановке живу. Как в музее - для показа.
Она очень самостоятельная - до самообособления, отстранения, ограждения себя. С ней трудно быть в близких отношениях. Дистанция - на Вы.
Я шла к ней, как ходили к старцам в пустошь: за святым словом, за истиной, за напутствием.
"На фоне Пушкина снимается семейство". А мы - на фоне Цветаевой.
Она, как копилка, из которой высыпаются рассказики. Не связные для постороннего, но с одной ниточки - для нее. Ей стоит только подкинуть полу слог, полу взгляд, фото, как она начинает делиться, не сомневаясь, что это значительно, ценно и важно для слушания больше, нежели для рассказа.
Ее улыбка - для фотогеничности, для птички - кажется улыбкой лукавого беса-искусителя, настоявшего на своем и получившего желанное: душу, которая тешится верой, что это она искусила и заполучила.
Она живет среди фотографий, словно сама уже снимок из семейного альбома.
Ее завет: жить в борьбе с собой (побеждая в себе дурное). Гордится рисунками внучки Маргариты.
А. И.: "Для замужества нужна психическая тяга. Нельзя спешить. У нас как женятся. Она надеется облегчить жизнь себе. Он - себе. В результате оба начинают друг друга доить, теребить, требовать. Только не отдавать. В этом ошибка".
Она воспитывалась в католическом пансионе в детстве.
Пример борьбы с собой: ребенок - и конфета перед ним, конфета под запретом: не брать!
На прощание перекрестила меня и коснулась губами моей правой щеки, а я - ее правой. Живое - к живому. Миг единения. На моем 25-м - ее 95-м. Благословила: храни вас Бог. Сказала, что я приду к вере, дескать, она верит в меня, а я должна поверить в Бога.
А.И.: "Смерть летит на нас отовсюду. Не задумывайтесь на дорогах". (Горький рассказывал о погибающих на дорогах Запада под колесами авто от неосторожности). Как я могу не задумываться. Вышла из подъезда на дорогу и тут же замерла, чтобы еще раз прослушать в себе ее напутствие. В 23.00 машин, к счастью, почти нет...
Она надписала книгу: "На 95-ом году жизни". Для нее каждый прожитый день - в счет. Каждое мгновение выстрадано с благодарностью. "На 95-ом году жизни" звучит, как "Спасибо, что живу".
Откуда мне знакома эта фраза: "На девяносто пятом году жизни..."? Так пишут в некрологах.
К подготовленной для печати рукописи нашей беседы, которую я передала Анастасии Ивановне для возможных исправлений и ее последующего согласия на публикацию (когда-то это было непременным профессиональным требованием в жанре интервью, чтобы герой визировал текст своей росписью. Ну или хотя бы устно выражал одобрение), я приложила письмо. Хамелеонство, оно же лукавству журналиста заключается в том, чтобы соблазнить собеседника сначала на встречу, а потом уподобиться ему словами и взглядами, говорить с ним на одном языке, солидаризироваться с его позицией, если, конечно, цель - расположение собеседника, а не его разоблачение. Хотя ради последнего тоже имеет смысл прикинуться своим и втереться в доверие. Этим и объясняется стиль моего письма и мысли, в нем изложенные. Была надежда получить ответы на дополнительные вопросы и анализ дополнительных ситуаций, которые я не успела из-за лимита времени озвучить при встрече с героиней.
Уважаемая Анастасия Ивановна! Здравствуйте!
Посылаю Вам, как договорились, материал, еще не готовый, а лишь заготовленный для работы. Но после Вашей правки, если она будет, я не притронусь к Вашим словам. Стану работать только над своими. Обязательно сделаю вступление и какое-то послесловие. Надеюсь, что в совершенно готовом виде смогу показать Вам в сентябре, когда вернетесь в Москву.
Простите, если допустила какие-то вольности. Не умышленно. Беседа с Baми послужила для меня своеобразным духовным толчком. К вере!
Никогда не была атеисткой. Но с рождения лишена веры, не обрела ее по сей день. Лишь шажок сделала к обретению. Еще мой дедушка - мамин отец - велел бабушке вычеркнуть Бога из сердца, а иконы утопить. У него был свой бог - партия. И он решил, что его вера надежнее. И хотя мои родители беспартийные, но от веры далеки. Так что я - без веры во втором поколении. Не хочу, чтобы пустота передалась моим детям.
Анастасия Ивановна, я, наверное, глупая и потому не понимаю. Люди ведь разные, и каждый понимает Библейские заповеди по-своему, рискну сказать, приспосабливает к себе.
И еще о церкви. Не является ли она неким надсмотрщиком над верующими, не обюрократилась ли она? Простите за кощунственную резкость. Все от безверия. От отчаяния. Но мне кажется: носи Бога в себе и держи ответ перед ним как перед собой, перед собой как перед ним. Ведь церковные обряды навязывают некую усредненную веру, общую для всех. А толпа всегда не привлекательна, особенно в среде верующих.
Учение по выстраданное не становится для учеников своим.
Оттого и предательства, способность к отречению от одной веры и перехода к более удобной, своевременной.
Я страшусь машины, заглатывающей души. Такой мне видится церковь. Но душа страдает от пустоты. Что же делать?
Вера - это интимное, таинственное, не поддающееся объяснению.
Вы говорили о развлечениях. Молодежь слишком много развлекается? А может быть, это заполнение души - за неимением лучшего. Неопределенность духовная ведет к метаниям телесным, разве нет?
Я болезненно ощущаю свою духовную невоспитанность и со страхом думаю, кого же и как сама воспитаю? Какую культуру, сама некультурная, смогу возродить?
Анастасия Ивановна! Вы любезно предложили написать Вам. Я возликовала, и схватилась за бумагу. В продолжение нашей беседы. Мое недоговоренное. Дотерпела до оказии - интервью - и решилась приложить письмо.
Спасибо Вам! С нетерпением буду ждать возвращения своих страничек. Простите, что с опечатками. Очень торопилась.
Всего Вам самого-самого доброго!
Но, увы, письменный диалог не состоялся. В ответ я получила незначительно исправленную рукопись интервью и пару строк на письме: "Читала. Одобрила", автограф и все то же "на 95-м году!" Интервью в еженедельнике "Неделя" было опубликовано в конце ноября 1989 года, поэтому на газете Анастасия Ивановна написала уже "на 96-м году жизни".
Спасибо, что живу
- Анастасия Ивановна, что для вас служит опорой в экстремальных ситуациях?
- Только религия. Во все годы. Меня в первый раз арестовали в 1933 году, но в тюрьме я была только два месяца и четыре дня. Горький отхлопотал, узнав от своей жены Екатерины Павловны Пешковой, а ей об аресте рассказал Борис Пастернак. В 1937 году меня снова арестовали, и следователь сказал: "Горький умер, поэтому он за вас не заступится". Таи я узнала, что Алексей Максимович просил за меня.
Я спросила следователей: "В чем вы меня обвиняете?" Они ответили: "Мы вас не обвиняем, мы подозреваем. Вы были за границей и вернулись". - "Это что, плохо?" - "Нет, не плохо, но мало ли? Вам могли дать какое-то задание за границей". Я сказала: "Ну, а вы на что? Десять лет прошло, как я от Горького приехала в 27-м, если за эти годы вы меня ни на чем не поймали, то в чем же сейчас хотите обвинить?" - "Мы вас не обвиняем". Вот такой вышел разговор. И так как статью, по которой обвинение выносят, получаешь только после суда, а на суде я не была, то на Дальний Восток ехала под буквами "КР" (контрреволюция) и "КРД" (контрреволюционная деятельность). Десять лет провела в лагерях. Но я сказала следователям: "Вы только исполнители воли божьей. Если б Бог не захотел, чтобы я ехала в лагерь, то я бы и не поехала". Один следователь говорил: "Она витает в облаках". Другой добавил: "Мы ее опустим на землю". А первый: "Мы ее опустим под землю". И я завершала: "Вот там-то уж мы с вами встретимся, там-то вы от меня никуда не уйдете".
Значит, Бог считал полезным мне туда попасть и увидеть ту сторону жизни, которую я здесь не видала. Жила в бараке с проститутками, убийцами, воровками, в большом бараке на сто человек. И мужчин таких никогда не встречала, какие там были: они хвастались своими преступлениями. Теперь тех следователей нет на свете, а я еще живу. Судьба идет странными путями...
Во время войны жизнь на воле была страшнее, чем в лагере. Мы все-таки имели паек, кров. А на воле бежали люди, терялись дети, горели дома, бегущих догоняли пули. Я вовсе не считаю себя героем, что выжила. Раз не умерла, то выжила - какой же тут героизм? А что не бросаюсь ни на кого с местью, так это вот мои рассуждения, что такая была судьба мол. Правда, меня не били, многих били...
- На притяжении десятилетий мы утрачивали нравственную культуру, наконец, опомнились, забеспокоились, как восстановить, возродить утраты... Можно ли нравственную культуру воспитать в себе или она передается генетически?
- Генетически многое дается, безусловно. Это нельзя не принимать во внимание. Но есть ведь люди самородки, тот же Ломоносов. Образование необходимо. Но мы знаем очень много образованных мерзавцев. Не каждому оно идет впрок. Человек может все вглотнуть в себя, а сам не бороться ни с какими дурными желаниями, знакомствами, идти по линии наименьшего сопротивления.
- Что входит в понятие нравственная культура?
- Я по собственному опыту знаю, что покой приходит главным образом тогда, когда человек делается верующим. У каждого это идет совершенно по-разному. У кого от несчастного случая, у кого -от размышлений, у кого - от того, что читал иного об этом. По-разному...
Библией даны человеку десять заповедей: чего не надо делать. Я сейчас особенно обращаю внимание на пятую заповедь. Она гласит: чти отца твоего и матерь твою и благо ти будет и долголетен будешь на земли. Будет благо в ответ на то, что почитаешь единственных двух людей, через кого явился на свет.
Я наблюдаю в мои старческие годы, как люди, нарушающие эту заповедь, нередко уходят из жизни. Несколько лет назад познакомилась с молодой комсомолкой, которая очень хорошие стихи пишет, вероятно, будет печататься, она учится в университете, изучает два-три языка. Когда она первый раз ко мне пришла, я сразу задала ей главный вопрос: как у вас дома, какие отношения с родителями? Она ответила: "С матерью полный контакт, а с отцом никакого, он меня не понимает". Я подумала: но ведь ты его тоже не понимаешь. Рассказала ей про эту заповедь: "Если вы не хотите подпасть под наказание, создавайте контакт с отцом, ему это не обязательно, он содействовал вашему рождению, он вас воспитывает, частично кормит, потому что мать тоже работает, и никогда вы ни с каким человеком, как с матерью и отцом, не будете в таких однородных отношениях. Можете дружить, можете любить, но вы явились на свет только от этих двух особей, поэтому, как бы ни хотели от них отбрыкнуться, вы таинственно с ними связаны: и генезисом ваших черт, и даже без генезиса чувством благодарности за то, что получили жизнь..."
Другая моя знакомая говорит сейчас "моя мама", а раньше говорила "моя мать": "Моей матери сорок восемь лет, а мне двадцать шесть, обе работаем, друг от друга не зависим, почему она может требовать, чтобы я приходила домой не поздно?" Я ей возразила: "Но она вас воспитала! Она ваша мать, а вы ее дочь". Она прислушалась к моему терпеливому повторению. Уже на мать не жалуется, живут мирно, вместе. А та комсомолка месяца через три после первой встречи пришла ко мне, я спросила: "Как у вас с папой?" - "Мы стали разговаривать. Он начал относиться ко мне как к взрослой, а раньше мне казалось, что я для него девчонка, и потому не хотелось с ним общаться". Прошло три года. Теперь у нее прекрасные отношения с отцом. Значит, сумела повернуть. А другие... Вы слыхали про моего племянника Георгия Мура, сына Марины? Он, может быть, и любил ее, как медвежонок любит медведицу, но он ее нисколько не почитал. И ушел очень рано, в 19 лет...
Знаю супружескую пару. У них единственная дочь была. Она не только не почитала мать, но даже не любила ее, не заботилась о ней, когда подросла, не чувствовала за собой долга. И ушла из жизни-красавицей была - ушла довольно быстро от рака. Так, смотришь, несколько случаев с близкими мне людьми: как только нарушают эту заповедь, нарушается жизнь, устройство жизни, равновесие, и человек, по болезни ли, по навету какому, уходит. Когда мог бы еще жить.
В католическом пансионе, где я воспитывалась, нас учили: человек живет в борьбе с собой, он должен выработать свои моральные устои и не нарушать их, не причинять зло окружающим... Вот еще такая история. У бабушки с дедушкой жила любимая внучка. Они ее буквально на части рвали своей любовью. Позволяли все, чего ей хотелось. Когда сразу дважды "все", начинаются капризы, внучка стала дерзить, превратилась в маленькую злючку. Я не могла на это спокойно смотреть и рассказала капризнице про веселую игру из своего детства: "Заведи тетрадку, раздели на две части страницу. Разграфи по числам. Когда поймаешь себя на дурном поступке, злом слове, ставь себе минус в этот день. За хорошее, доброе-ставь плюс. А потом подсчитывай, сколько минусов заработала за день. Очень полезная игра".
- А какие у вас отношения с сыном?
- Мы с сыном очень разные, потому что он пошел в своего отца. Наружностью похож на меня, а характер другой. Но и теперь - мне 95, ему 77 - он у меня бывает, каждый день звонит, справляется о здоровье, помогает во всем, в чем я нуждаюсь, хотя и сам уже в возрасте и у самого семья. Хорошо исполняет заповедь.
Мы посланы жить, значит, должны прожить. Но я осуждаю в людях, особенно в молодежи, их стремление главным образом к развлечениям. И очень мало - к знаниям. Скажем, человек окончил школу, работает на каком-нибудь скромном месте, отработал, пришел домой и начинает развлекаться, упуская основное: мы живем для того, чтобы внутренне расти, познавать, обращаться к своим ошибкам, исправлять их. Я часто вижу, люди совсем не стремятся к исправлению ошибок, к одним добавляют другие, потому что не воспитано в них чувство долга. Ведь можно жить по долгу, и жить неплохо. Потому что плохо начинается там, где человек не исполняет долг. С чувством долга гораздо легче жить. Хотя и труднее: надо все время бороться - со своей ленью, равнодушием, в том числе равнодушием к покаянию, которое так нужно. Когда живешь как попало, накапливается внутренняя тоска, но рано или поздно приходишь к необходимости покаяться. Нужно стараться, чтобы это время пришло раньше...
Какие дикие драки видела я в лагере! Как женщины насмерть убивали друг друга. Я не могла допустить, чтобы при мне убили человека, поэтому бросалась и старалась разнимать. Правда, они, какой бы низкий уровень у них ни был, понимали, что разнимаю их для их же блага, чтобы не добавили срок за убийство. Если одна хватала полено и бросалась на другую, я повисала у нее на руке и говорила: "Опомнись! Ты получишь срок!" И так шесть лет. Постоянные драки. А многие сидели равнодушные. Сидит старушка и вяжет. Я говорю: "Видите, что они делают?" - "Наплевать, пускай, два паука, что я буду спасать?" - "Это не два паука, это две души, они потом могут покаяться. Одна из них может стать убийцей - надо же удержать!"
Через шесть лет у меня уже не было сил ввязываться в драки. Тогда изобрела другой способ разнимать. Брала большую кружку воды и лила за шею дерущимся. Очень хорошо помогало.
Меня перебрасывали из лагеря в лагерь. Помню, попала в маленькую комнату: нас две старушки и с нами озорная девушка. Нарочно озорничала. Раздевалась зимой донага и бегала по зоне. Конечно, охрана ее сейчас же ловила, велела одеться... А иногда она приходила замерзшая и начинала топить печь. Кедровые дрова мгновенно нагревали печурку и получалась такая дикая жара, что мы не могли дышать. А девушка говорила: "Я замерзла. Вам жарко, подите погуляйте". И мы действительно - ну, такая хулиганка, что с ней делать - одевались и шли гулять, и вот как мне удалось обойтись с этой Наташей Панченко - так ее звали. Может быть, вспоминает меня, если жива. Она из воровок была. Однажды опять затопила. Мы гуляли-гуляли, пришли, она все топит. Я прошу: "Наташа, хватит". Она мне угрожающе: "Чтоо-о?" Мол, как я смею ей указывать. Я продолжаю: "Больше не топи, мы не можем терпеть". Тогда она хватает бревно и бросается ко мне. Я наклоняю голову: "Бей!" Она этого не ожидала. Я могла получить по голове, но не рисковать жить нельзя. Она с матерным ругательством бросила бревно. Где-то у нее все же оставалось чувство, что я ей в матери гожусь. Ее удивило, что я - каэровка - вдруг показала себя такой смелой.
В другой раз увидела Наташу, которая шла по зоне и шаталась. Выпила. И если конвой ее увидит, то посадят в карцер - на хлеб и воду. Я, подходя к вахте, взяла ее под руку: "Крепко держись за меня". Провела через вахту. Мне тогда было все-таки лет 45-46, еще были силы. Привела в нашу комнату, уложила, и она уснула.
Потом нас разлучили - меня перевели в другой лагерь. Наташа вскоре освободилась и прислала мне с воли письмо. Невиданный случай, чтобы воровка... Воры презирают неворов, говорят: у вас на лбу написано "работать", а мы никогда работать не будем, чужой работой проживем... Несмотря на это, Наташа Панченко прислала мне письмо: не могу забыть, как вы меня спасли, сколько я с вами хулиганила, а вы со мной добром. Вот такое покаянное письмо. Она чувствовала, что это большое благодеяние с ее стороны, что она - воровка - пишет презренной каэровке, да еще старухе. Видите, какие бывали любопытные переживания.
- Вы говорите, что каждый человек должен исполнять свой долг, а в чем ваш долг сейчас?
- Сейчас? В интервью. Меня много лет уже спрашивают - я говорю. Но силы иссякают, совсем не получается отдыха. А потом, а же пишу. Пока могу - буду писать. У меня семья. Внучки, трое правнуков. Сколько могу - помотаю им. Покуда росли внучки, учила их языкам. Одну из внучек мне привезли в ссылку, ей было пять лет, и она со мной прожила несколько лет. Мы осуждены были жить в Сибири до смерти, но Сталин умер раньше нас, а новое правительство освободило. Сейчас внучке сорок один год, а когда уезжали из ссылки, ей около девяти было, и мы с ней говорили только по-английски. Она усвоила язык как родной. Окончила школу, институт - английское отделение - курсы добавочные, чтобы работать в "Интуристе"; изучала историю Третьяковской галереи, русской живописи, иконописи... Водит экскурсии и этим зарабатывает. Ее дочка - Оля Мещерская - замечательно рисует. Ей 13 лет. У этой девочки внезапно умер отец - во время сердечного приступа три года назад. На нее это очень подействовало. Он всегда, как она напишет картину, окантовывал, рамку делал. У матери не было ни сил, ни времени этим заниматься, поэтому Оля стала охладевать к живописи, пишет, но гораздо меньше, чем раньше. Она научилась вязать и в свободные часы вяжет с увлечением. А я радуюсь, потому что в будущем это даст ей возможность подработать при необходимости. И на нервы это хорошо действует. Марина в пожилые годы очень любила вязать, когда чувствовала, что устала, писать не может...
Так что у каждого свой долг. Если человек верующий, то он может узнать, в чем его долг, от священника. И старый человек тоже может дать хороший совет. Мало думают молодые о том, что время уходит. А потом спохватываются: куда ушла жизнь?
Человек создан по образу и подобию божьему, но забывает этот образ и грешит, соблазняется злом, делает то, что легче. Действуют люди не думая - вот что страшно. И не спрашивают себя: зачем я на свете живу? Добро и зло, мол, пустяки, старухи болтают. А это не старухи болтают, это правда, что есть добро и есть зло. И надо различать и знать, на чьей ты стороне. Если живешь как попало, так у тебя и жизнь такая будет. Когда-нибудь раскаешься, а поздно - годы ушли.
P.S. Анастасия Цветаева скончалась 5 сентября 1993 года. В возрасте 98 лет.
ПАР0В03ИКИ
Две беседы с Еленой Камбуровой
У каждого человека, наверное, есть вещи, с которыми связано для него значительное. В квартире певицы Елены Камбуровой каждый сантиметр стен, пола обжит, сообщает хозяевам и гостям полезную информацию. Хозяевам - о них самих, какими были миг назад, десять мигов назад. Гостям - о хозяевах, какие они есть, из чего состоят, как формировались. То есть ступени, этапы пути в этих, на взгляд постороннего, безделицах, сувенирах, вроде деревянного идола какого-нибудь острова, в пластинках, в фотографиях.
Но фото - ближе и значимее. Это как иконы, иконостас-ликоностас. Безгласные - глазные - молитвы к людям-паровозикам, которые везут нас к нам самим.
- Елена Антонова, когда у нас еще нет или уже нет веры в себя, находятся люди, вещи, происходят события, которые возвращают нам эту веру. Если вы храните эти вещи: статуэтки, пластинки, фотографии - значит, они для вас много значат, в них - опора, вы - в них? Вы человек привязчивый к людям, предметам?
- Может, я выскажу крамольную мысль, но я привязываюсь легче, охотнее к животным, к творениям природы, к местам, чем к людям. К людям привыкаю медленно, трудно. Не всех, к кому даже привыкну, душа допускает к себе. По-настоящему близких немного. Может, оттого что не умею легко и всех прощать. По-христиански. Не нахожу оправданий, как ни уговариваю себя порой, для человека убившего, укравшего, совершившего подлость. Я строга к людям. Но не из стремления оградить себя от плохого. Просто не могу переступить через барьер, который грешник сам воздвигает вокруг себя. Жалею его за крест, что он взвалил на плечи, но не умею побороть в себе отчужденность к нему. Может, это уже мой грех?
Меня всегда привлекали люди истовые, умирающие от внутреннего пожара и воскресающие от желания гореть еще и еще.
Беседа с Еленой Камбуровой в ее квартире 5 октября 1989 года
- Что вас завораживало в Леониде Енгибарове?
- Его влюбленность в дело, уверенность в себе, абсолютное ощущение музыки, ритма. То, чем он занимался - это ритм. Действительно трагический клоун, с осенью в душе, по-разному называли... Он мог о своей профессии говорить 24 часа в сутки. Для него это было все. Сама себе в тот момент я была совершенно не интересна. Даже когда у него была сумасшедшая, мне кажется, мысль, чтобы мы вместе сделали программу, тогда я не была к этому абсолютно готова. Вот я, может быть, сегодня к этому готова и, может быть, пошла на это, зная, что я там буду маленьким дополнением и что все равно он заполонит собой все. Когда он появлялся на манеже, вокруг возникала одушевленная материя. В нашем общении я была благодарным слушателем.
В свое время я дружила с Роланом Быковым, который в какой-то степени тоже человек-монолог и тоже было интересно все время его слушать.
- А Фаина Георгиевна Раневская?
- Тут-то нас точно чудо свело. Вдруг включить радио в тот самый момент, когда я читаю горьковскую "Нучу", написать письмо в редакцию, которое начиналось словами: "Я впервые пишу на радио"... Для меня было чудо получить такое письмо, правда, я не сразу решилась познакомиться после этого с ней. Прошло еще несколько лет.
Мой знакомый ехал к ней, и я попросилась с ним, было очень смешное первое посещение, потому что он к ней ехал не званный, она не из деликатных людей и ясно дала ему понять, что он приехал без звонка... И вот в момент ее гнева она увидела меня: "А вы кто?" И я вынуждена была сказать. И тут же поменялась интонация, она сказала: "Деточка, как хорошо, что вы не фифа".
С этого началась как бы наша... Прошло еще какое-то время, она переехала с Котельнической набережной в Южинский переулок и последние годы ее жизни я у нее очень часто была, все как-то не верится, что не надо туда ехать... Я вырывалась из своей суеты... Я очень люблю слушать классическую музыку, хоровую, но такая суета, занятость и в общем, непонятно что, что нет сил, чтобы просто сесть и слушать. Я или в наушниках где-то, или едучи куда-то... ужасная какая-то жизнь. А тут вырывалась, брала свои пластиночки и к ней, особенно летом, в 82,83,84... эти лета... Театр уезжал, те, кто ее посещал, тоже уезжали, а она даже не могла выехать на дачу, потому что так безумно любила свою собачку, что ей некуда было с ней выехать, и она с ней просиживала в полном одиночестве. И я, конечно, счастлива, что нарушала его. Нарушала не столько собой, сколько музыкой, и надо было видеть, как она слушала музыку.
- Наверное, для того, чтобы не быть суетливым, нужен иной внутренний мир?
- Да, сейчас очень сложно, как будто бы все сговаривается: вот так, эдак, обрастаешь и друзьями, и знакомыми, и то и другое, и с тем надо встретиться. В этом смысле фильм "Жил певчий дрозд", мой любимый фильм, это про меня. Я завидую людям, которые встают с утра и занимаются только своей профессией. У них хватает сил отбросить остальное. Я же на сегодняшний день только пытаюсь это сделать всеми силами, правдами и неправдами, но мне плохо удается.
- А Фаине Георгиевне удавалось?
- В общем, удавалось... У нее был довольно закрытый дом, она мне не раз говорила о том, что: вы понимаете, что я, конечно, не одинока, я могу... и тут же, конечно, будет масса людей, но я всех... а вас, деточка, я хочу видеть.
- Она сознательно себя ограждала?
- Ограждала очень сильно.
- Именно с целью сберечь себя для работы, для искусства?
- Конечно, от суеты. Ну, право же, люди раньше жили... во-первых, не было вокруг нас столько еще суеты и информации, уж не говорю о сегодняшнем дне. Если взять только печать периодическую. Даже одно это уже ввергает нас в суету.
- Читаете много?
- Пытаюсь читать, но мне нужно работать с пленками. Тяжелейшее сознание упущенного времени, которое... плохо, говорят, жаловаться, но я заменяю слово жаловаться словом констатировать. Я констатирую, что у меня было своровано очень много времени. Организацией, в которой я работала, очередями, в которых я стояла, я не говорю про общественные очереди, только очереди то к начальству, то еще куда-то, к доступности аппаратуры. Миллион потерянного времени зря. Я понимаю, если бы я его потеряла, в природе растворяясь, не знаю, работая с животными, а это просто пустота, которая может родить только пустоту. Это осознание сейчас происходит: что времени очень мало, а могла бы сделать очень многое, в общем, страшно.
- Помимо того многого, что давало одно общение с Раневской, она вам что-то советовала в творческом плане? Или вы такой человек, который все предпочитает решать самостоятельно?
- Дело в том, что мне не очень хотелось ее загружать. Мы говорили на другие темы. Я старалась ее больше слушать: рассказы об Ахматовой, о старом театре. К сожалению, она часто спрашивала меня о моих делах, и я буквально начинала плакаться ей в жилетку, она вынуждена была это все слушать, а мне не хотелось взваливать на нее свои проблемы.
(Перед нашей беседой я слушала, как Елена Антоновна репетирует песню Жака Бреля "Вальс на тысячу тактов").
Театр эстрады. Москва. Осень 1966. Концерты Бреля. Она попала на последний. Потрясение от "врастания" в его поле. Сразу после его отъезда состоялись концерты, в которых она выходила на ту же сцену в группе артистов. Из группы она явно тянула на соло - парила над сценой - и чувствовала себя талантливой, всемогущей. Открывала в себе то, о наличии чего сама не подозревала. Так велико было поле Бреля!
- Чем вам интересен Жак Брель?
- Я не знаю другого такого артиста, который бы так выкладывался на сцене.
- Эдит Пиаф?
- Я не видела ее на сцене. Может, она гениальна, но моя привязанность - Брель. Такая степень благородства в искусстве, честность, при том, что он находился в коммерческом искусстве. На Западе все коммерция. И умудрится при этом думать прежде всего о духовной стороне творчества - это удивительно! И обидно сейчас с наступлением такой массовой ужасающей культуры обидно за тех людей, для чего же это все было? Если это все выродилось вот в такое...
- Вы думаете, они зря работали, зря бились, зря жили?
- Нет, не зря, хотя бы потому, что это поколение было пропитано ими. А сейчас мы все больше и больше приближаемся к состоянию, когда искусство может быть ненужной игрушкой в руках человечества. У актера жизнь мотылька. Очень важно, как его сегодня понимают, как относятся.
- Как вы нашли свой образ?
- Я не искала. Это органика. Мне помогли песни Окуджавы, Новеллы Матвеевой, когда они меня нашли, я поняла, что именно такие песни для меня единственные. И потом уже я искала их. Я говорю на таком языке и не могу говорить на другом, скажем, на языке эстрадных певцов.
- Ваша библиотека - это любимые книги ваши, мужа, случайно подобранные?
- Библиотека - это моя боль. Библиотека ради библиотеки - я не из тех людей. Мне хочется, чтобы у меня были все книги настольные. Книги, которые берешь и там у меня уже все отмечено, я люблю отмечать в книгах. А больно оттого, что масса книг нечитанных. Обожаю читать, но не успеваю. Не помню себя сидящей днем с книгой, все на ночь, в транспорте, в поездках.
- Общаясь с личностями сильными, энергетически подавляющими вы чувствовали, что меняется ваш внутренний облик?
- Можно это чувствовать-не чувствовать, но то, что он меняется, совершенно точно. Я думаю, что общение с Ларисой Критской, пианисткой, которая со мной работала долгие годы, самые трудные годы, когда меня со всех сторон били, конечно, очень многое мне дало. Мы очень разные с ней. Лариса - человек яркого темперамента, и с агрессивным, я бы сказала, отношением к тому, что ненавистно ей, без дипломатии, человек, влюбленный в литературу. Может быть, как раз все мои литературные привязанности были продиктованы тогда ею, она просто говорила мне, что надо читать. И круг музыкальных привязанностей тоже... Но тогда это не ощущалось, так, как, допустим, сейчас, когда мы с ней давно расстались... она эмигрировала...вот так...
- Судьба сводила вас с этими людьми или вы искали именно таких людей? Тянуло к ним?
- Нет, я никогда не искала. Судьба. Во всех случаях.
Расшифровка беседы с Еленой Камбуровой в Москонцерте 31 октября 1989 года
- Как вы познакомились с Мансуровой?
- Одна из студенток училища, куда я поступала, она уже училась на втором курсе, сказала мне, что в принципе таких как я и нужно брать, она слышала, как я читала, и добавила, что очень важно, чтобы меня послушала Цецилия Львовна Мансурова. Я впервые услышала это имя. Студентка сказала: вы просто или домой к ней подойдите, или в училище. И тогда я действительно пришла к ней домой. Она, конечно, на разрыв - и туда и сюда.
- Не страшно было идти домой к великой актрисе? Или от незнания того, к кому вы идете, страха не было?
- Да, от незнания, конечно, поэтому и пошла. Страх был. Он вообще во всем сквозил, что касается поступления. Это тяжелая история. Хорошо помню, что Мансурова очень спешила в училище, она недалеко от училища жила. И по дороге она говорит: вы можете прямо вот сейчас что-нибудь мне начитать. Не помню, что я ей начитала. Она меня сразу поразила необычным характером. Таких как Мансурова просто нет... Можно быть прекрасной актрисой, но в жизни как-то вот так... никак... нейтрально все, а она очень яркая, очень любимая, мы пока шли, она со всеми раскланивалась, все ей улыбались, в лучших традициях любви к человеку. Тут лед сразу был прорван, и она сказала, чтобы я к ней пришла еще через какое-то время.
Я пришла к ней домой, и она меня уже серьезно послушала. И я что-то спела. Она сказала какие-то очень хорошие слова и добавила: ну, у нас могут не взять, у нас же этот идиотизм, что нужны и рост, и внешняя представительность... И действительно, когда я на третьем туре читала, меня чуть было не взяли, Мансурова говорила: вот кого надо брать. Но все-таки меня не взяли. После этого началась наша дружба.
У меня началось тяжкое время. Мне негде было жить. Я исчезла из ее поля зрения. Я знаю, как это тяжело, тогда нависаешь на человека со своими... пользуясь... Я тогда ничего ей не говорила. Иногда звонила по телефону, что вот, работаю, все в порядке. Когда у меня чуть-чуть стали получше дела, тогда я начала приходить к ней в гости.
- Когда вы пропали из ее поля зрения, это вы работали в Подмосковье?
- На стройке. Строила железнодорожную станцию. Был, без дураков, тяжелый период. Как я вообще выдержала? И жить негде было, я маме говорила, что у меня здесь все в порядке, она не знала, в каком я положении. Что называется, между небом и землей, ни одного человека знакомого в Москве, кроме Мансуровой, которую я не имела права обременять.
- Потом она с вами занималась?
- Нет. Но мы подружились. Она очень обрадовалась, когда я потом, будучи студенткой циркового и эстрадного училища, куда меня приняли, прочитала горьковскую "Нучу". Она тоже читала ее на радио. И была счастлива именно тем, что не ошиблась во мне. Я помню, что на днях рождения дома я обычно не пою, но тут было исключение. Мы с Ларисой Критской приходили к ней, и я пела
- Вы с Ларисой Критской уже тогда были дружны?
- Да, мы с 66 года знакомы. И до последнего бывали у Мансуровой. У нее прелестная квартира... рояль... Она настолько была энергетически насыщена, даже просто снимаешь телефонную трубку, и "аллё" на том конце обычно... это другая интонация, особенно сегодня у людей... усталая, уже усталая, она же всегда жизнерадостно, даже кокетливо: "аллё-о". Всегда на подъеме. Я не знаю, сохранилась ли эта видеозапись, ее снимали, она рассказывала о Вахтангове. Она там такая, какая она есть, потому что она не притворялась никогда. На ТВ она такая же, как дома. Не делилась.
- Она не была одинока?
- Во всяком случае так вот об этом впрямую я не помню, чтобы она, в отличие, допустим, от Фаины Георгиевны, которая говорила: смертная тоска, смертное одиночество, все ушли. Нет, она никогда об этом не говорила, все время была в гуще, она совершенно другая, чем Фаина Георгиевна, очень общительная, масса знакомств, училище, ведь Раневская нигде не преподавала, наоборот ограничивала себя от общения. Поэтому Цецилия Львовна никогда не казалась одинокой.
- В каком случае вы доверяетесь человеку полностью и доверяетесь ли?
- Я мечтаю о таком человеке, которому можно было бы полностью довериться, но я такого не нашла. Мне очень необходима... плетка - не плетка, в общем, работа без дураков, но с человеком, которому я бы действительно доверяла. У кого-то не хватает, как мне кажется, вкуса, я могу ошибаться, конечно, но все те, кто имеет отношение к эстраде, это... просто мы в разных мирах живем - я и они. Это не мое. Театральные режиссеры ... им не до меня. То есть они хотели бы вроде заниматься мной, но не получилось... Сколько таких прожектов было.
Ролан Быков. Ну, конечно, он мог бы сделать со мной интереснейшую программу, и были у него задумки, но... Никогда я не становилась главным делом хотя бы на время для кого-то из них. Ни для Мотыля, ни для Анатолия Васильевича Эфроса, ни для Быкова.
- А что для этого нужно было? Может быть, большей активности от вас?
- Наверное, у меня не хватало такой назойливой настойчивости. К сожалению, я не такой человек. А потом, вся обстановка вот в этой организации (Москонцерт), когда ни копейки ни на что, она не потратила на меня ни копейки, я, оказывается, ни на что не имела права, ни на режиссера, ни на кого...
- Вы для них самый бесценный человек?
- Да, очень бесценный. Вот именно. Поэтому денег у меня самой никогда не было. На альтруистических началах я тоже не могла никого из них эксплуатировать. Я же помню, когда я пришла в Москонцерт говорить об Анатолии Васильевиче Эфросе, о том, чтобы с ним заключили договор, мне сказали, что это не наш режиссер, вот он сделал одну эстрадную программу, очень интересную, рассчитанную на интеллигентного зрителя, она один раз прошла в концертном зале "Россия" - и все... Это им не выгодно.
- А ваша борьба с рок-музыкой...
- Да разве это борьба! Я только выражаю свое мнение. Борьба разве что заключается в том, что я выступаю, но масштабы моих выступлений так малы, если бы была хоть какая-то часть аудитории, которая увидела бы во мне альтернативу року и стала бы приходить ко мне, я бы могла захватывать этих зрителей... Имею в виду не только себя. Если б мы смогли отвоевывать часть аудитории.
- Думаете, что это надо?
- Так вырастает же совершенно другое общество. Ведь это же не просто, вот слушает человек музыку и все. Но ведь это же очень влияет на весь строй его жизни.
- Может быть, тогда облагораживать рок?
- Я хотела бы увидеть, как можно облагородить рок и какая революция должна произойти с этими ребятами, чтобы они этот облагороженный рок могли воспринимать.
- Но ведь это все равно не ваша аудитория?
- Так это она сегодня не моя, потому что она с детского сада слушает рок-музыку. Это ничего не значит... Она могла быть моей, могла бы слушать чтецов... Ведь я любую программу чтеца, даже среднего, не променяю на рок-панораму!
- Но это уже воспитание...
- Воспитание, правильно, но начинать надо с детского сада. И с генного фонда, когда их родители уже были... когда еще с 37 года всю интеллигенцию вырезали. Что ж вы хотите? Да еще вот это все, дебильная вся эта история...
- Ну вот почему вы такая выросли? Почему вас не испортил детский сад, школа?
- Меня воспитало потихонечку, может быть, все-таки то, что я хотела быть в театре. Вольно или невольно сразу потянулась к стихам, потом вольно или невольно начала различать плохие и хорошие стихи, потому что я очень неразборчива... я сама писала стихи, мне казалось, что они прекрасны, а на самом деле это была настоящая посредственность, я просто зарифмовывала свои мысли. Это не поэзия.
- А как театр возник на горизонте? Родители на это повлияли?
- Я бы не сказала. Время такое было, как-то не принято было, чтобы нами уж так сильно занимались... Меня формировало наше радио, с утра до ночи слушала его, и жила по измерению вот этого бодрячества.
Я родом из маленького украинского города Хмельницкий. Мама - врач, отец - инженер. Почему, откуда у меня возникла мечта о театре, о том, что буду актрисой, непонятно даже мне самой. Наверное, то был зов свыше, иначе не объяснить. Ну, видела я в своей провинции один-два спектакля, конечно, они произвели на меня впечатление: все как в жизни! - но почему это связалось с тем, что я сама должна быть в театре? Я жутко закомплексованная, боялась публичного одиночества, казалось бы, не мое это дело - сцена. Но тем не менее приехала в Москву и попробовала поступить в театральное училище имени Щукина.
- И потом влияние тех, кого вам посчастливилось встретить на пути...
- Да уж, конечно. Я даже помню, что песни Окуджавы и Новеллы Матвеевой... я не сразу поняла их огромное отличие от всех остальных. Только когда начала их петь, прочувствовала, в душе началась работа.
- Как получилось, что вы записали "Орленка"? Очень необычное, неожиданное исполнение.
- "Орленок"... Как только я попала в эту организацию - Москонцерт - с песнями Новеллы Матвеевой, Окуджавы, мне сразу за пессимизм приклеили ярлык...
(Проходивший мимо мужчина поздоровался с моей собеседницей и спросил: "Сколько вы стоите?")
- Это всегда так спрашивали: сколько вы стоите?
- Нет, это сейчас. Мы сейчас на нулях больших, потому что купили звуковую аппаратуру, нужны деньги на свет, но это уже особая история... Нельзя творчество закабалять денежными рамками. Сначала, когда я здесь работала, оно было в жестких рамках цензуры, зато сейчас в рамках выгоды, денег. Надо как-то существовать, и это очень трудно. Сейчас вообще спад интереса к искусству, тем более к серьезному, требующему работы мысли, души. Мы еще как-то можем, существуем, а кто-то совсем нет. Крест. Ужасно. Я стараюсь об этом не думать...
- Самоокупаемость, самофинансирование помогут артистам - так говорили...
- Каким артистам? Вот Хазанову, и пятерым еще, и этим рок-бандам, а все остальные - как? Как может чтец себя окупить? Или скрипач? Когда у нас абсолютно полный ноль зрительский. Каким-то чудом мы еще выползаем, с большим трудом....