Аннотация: это всё же повесть, что бы там не выделывал этот дурацкий самиздат!
Гитара для рок-н-ролла
- Ты слышишь снег?
- Да, но разве это не она?
(Блюз зимнего вечера)
*******
А Лиля мне и говорит:
- Кажется, наступил такой момент в жизни, когда совершенно отпадает необходимость взаимообитания.... То есть терпение, подвластно переполненной чаше. Но глупо предлагать воды тонущему....
- Что ты говоришь? - спросил я.
Но я то понимал, что она имеет в виду. Просто не ожидал, что она, дура дурой, заговорит такими фразами, впрочем, только дуры и могут так говорить.
Я улыбался своей бессмысленной улыбкой. Лиля смотрела на меня со всей серьёзностью, немного прищурив свои огромные карие глаза.
Но я всё же спросил:
- Ты хочешь, что бы я валил?
- Зачем так грубо? - спросила она другим тоном. Но выражение её лица, будто высеченное из камня совсем не изменилось.
Мне, вообще, кажется, Лилю ничто не может тронуть. Я видел, конечно, как она смеётся. Уголки губ слегка поднимаются, и приоткрывается её детский ротик. Но я никогда не видел, как она плачет. Мне даже не представить её слёз.
Конечно, я знал, что рано или поздно она помашет мне ручкой. Спичка догорает и начинает жечь пальцы. Танцуй не танцуй, пляши не пляши, а руку разожмёшь. Конечно, я знал.... Но я умею отчаянно жмуриться!
В этом я обставлю кого угодно на сто очков вперёд! Вот звонит мне Лиля и заявляет весёлым голосом сквозь шум патефона: "Приехать не могу, метро закрыто!". Я мило улыбаюсь, кладу трубку и натужно начинаю вспоминать, когда же она в последний раз ездила на метро? Потом слушаю наставления Хрюши и Степашки перед сном и закрываю глаза.
И вот странно, мы прожили с ней больше двух лет, но никогда не заводили разговор о наших отношениях. И тем более о женитьбе, хотя я, дурак, думал, бывало, как это может выглядеть. Напьюсь, буду громко материться, и язвить её родственникам. Потом вывалюсь на сцену, и мы с Кирей и Вовой зарубим панк-рок. Впрочем, один раз она спросила меня, "какие у нас теперь будут отношения?". Это было ещё в самом начале. Мы лежали в кровати, и я, как алигофрен впитывал телевизионные голоса. На экране мелькали голые волосатые ноги и мячики "Ротейро". Её вопрос о наших отношениях был подобен утреннему восклицанию - "Кстати, а как тебя зовут?". Я тогда ничего не ответил ей. А потом она не спрашивала.
- Послушай, - сказал я, - может нам удастся это уладить?.... Прости, что я повесил сушиться носки на форточку. Я больше не буду.
- Да причём здесь носки?! - воскликнула она. Вдруг маска её лица покачнулась. Будто рябь прошла по вечной глади мёртвого океана.
--
Я больше не буду слушать футбол из туалета....
--
Да причём здесь твой футбол?!
--
Из-за телефона? - спрашиваю. - Я больше не буду отвечать твоим знакомым на немецком. Тем более, ты знаешь, что никакого немецкого я и не знаю....
--
Мне плевать, - сказала она. Её глаза были, как два пожара. - Делай, что хочешь, звони, кому хочешь, разговаривай на каком хочешь языке! Но не со мной!
--
Не со мно-о-ой, - затянул я.
--
И хватит петь!
Я осёкся.
--
Я не буду больше петь....
--
Да ты и петь нормально не можешь! Максим, посмотри на себя! Кого ты строишь? Музыканта? Что вы там постоянно репетируете? Рок-н-ролл? Ты этим словом прикрылся, как тазом. Твердишь одно и тоже. Я устала твоих выходок! Мне надоели твои замашки!
--
Ты же сама говорила, что некоторые песни тебе нравятся... - зачем-то сказал я.
--
Да плевать мне на эти песни! - крикнула она. Я давно не слышал, что бы Лиля кричала. - И никому они не нужны! Сейчас это никто не слушает. Сейчас другое время и другая музыка. И я не могу больше слушать эти твои ретро-диски Битлзы и Дорзы.
--
Дура, - сказал я.
Лиля ничего не ответила. Она смотрела на меня, сощурив глаза.
--
Скажи, Максим, - сказала она, - Чего ты достиг?
--
У меня, - говорю, - самая большая коллекция пивных крышек в Европе!
Лиля не замечала моих слов.
--
Тебе сколько лет? А что ты добился в жизни? К чему ты стремишься?
--
У меня высшее образование, - зачем-то ляпнул я.
--
И что это НИЗШЕЕ образование дало?
--
Не знаю, - честно ответил я.
Такой Лилю я не видел никогда. Видно, когда спичка догорает, ничего не узнать.... Ей бы очень подошла должность старшего инспектора в детской колонии...
В ярости она была прекрасна. Вся сияла, у неё так пылали щёки....
--
Почему ты улыбаешься? - воскликнула она.
--
Просто....
--
Посмотри на себя!
--
Что там? - спрашиваю.
--
И зачем ты постоянно бреешь голову?
--
Лагеря мордовские... - промямлил я.
--
Что ты мелишь?
--
Зато я устрашающе выгляжу! - ободрился я.
--
Для кого? - усмехнулась Лиля. - Кого ты можешь напугать?
--
Вчера маленькую девочку напугал в метро, - говорю гордо, - Я ехал с работы утром, злой и страшный. А впереди на эскалаторе стояла маленькая девочка. Она оторвалась от родителей и боялась спуститься к ним. Всё с ужасом на меня глядела. И маме говорила - "Я боюсь! Я боюсь!".
Лиля больше ничего не говорила. Стало так тихо, молчание стало бить меня по затылку.
- Знаешь, - сказал я, - в следующей жизни мы будем эхом в горном ущелье. Как ты думаешь, бывает эхо без людей? Мы будем эхом ветра, деревьев, птиц, и даже снега!
- Я устала, - сказала она. - Уходи.
Я сделал самое нелепое, что можно было сделать в этой ситуации - подошёл и обнял её. Мне очень нравилось обнимать её, чувствовать тепло её грудей на себе. Лиля застыла в моих объятьях, как кошка, которую схватишь, и она замирает на несколько секунд, будто готовится к чему-то. И потом взрывается в едином мышечном порыве, пытаясь вырваться. Кошки свободолюбивый народ....
--
Нет, я взрослый, у меня паспорт есть, - говорю.
--
Мне не нужен твой паспорт.
--
Нет?
--
Я прошу тебя, хватит, - Лиля заговорила тише. Она и в самом деле устала. - Забирай вещи и уходи.
Моя реприза подошла к своему финалу. Я хотел, было отбить чечётку, но это у меня никогда не выходило....
Лицо Лили вновь окаменело, побледнело, она скучно смотрела на меня.
Какая же она скучная. Сколько мне приходилось выделываться, что бы хоть на миг сломать это вечное выражение лица. Но куда мне до вечности!
Лиля скрылась за зеркальцем в наведении своего вечернего марафета.
- Я спешу на встречу... с братом, поторопись, - сказала она, выглядывая из-за своей любимый игрушки. Её губы блестели под свежей помадой.
Она всех своих любовников называла братом. Меня, наверное, только не называла. Я так и не узнал её отношения ко мне.
Я слонялся по квартире в поисках своего двухсот литрового походного рюкзака. Заглянул даже к соседу. Последний раз трезвым я видел его года полтора назад. Он тогда зашёл ко мне и спрашивал отвёртку для часов. Решил починить старые отцовские часы. Время, говорит, сам понимаешь - ценить надо. И загадочно добавил, - а то всё под кир пошло.
Петя посмотрел на меня болотным взглядом и развёл руками. Разговаривать с ним мне не хотелось.
Рюкзак нашёлся в антресоли туалета. Он был спрессован до немыслимых размеров.
Я стал думать, что сложить в него. Пустота в рюкзаке наводила тоску. Ведь мы прожили с Лилей почти два года, почти, как семья.... И я что-то покупал, что-то принёс со старой квартиры. А взять мне было нечего. Это напомнило мне монолог Довлатова с его "Чемоданом". Но он то, хотя бы чемодан насобирать смог. А мне совсем нечего было забирать. Одежда? Лиля всю жизнь стыдила меня рваными джинсами и ботинками "Ленвест", в которых я ходил ещё в институт. На моей полке в шкафу высилась гора грязных футболок и носков. Книги? Моих книг в доме было немного. Я читал их, потом раздавал. На полках ровненько стояли полные собрания сочинений Достоевского, Толстого и Пушкина, ещё ряды романов - сериалов в глянцевых обложках. Книги в квартире были частью мебели. Лиля старалась всё выдерживать в чётком блестящем стиле. А мои бумажные Вонегуты и Селенджеры только портили вид. Отдельная полка отводилась психоанализу. Если я, вдруг, срывался и начинал ей цитировать Туве Янсон, Лиля выражала независимость на лице и говорила, что начала читать Фрейда, очень интересная книжка.... Больше пятнадцати страниц Лиля ничего не прочитывала....
Да и куда я потащу книги? Но, ведь, что-то должно быть у меня. Не бывает так, что бы у человека совсем ничего не было.
Я посмотрел на неё.... Она стояла в углу. Старый чехол потрепался и одна лямка была оторвана. Из кармашка торчали листки с текстами песен и рваные струны. Это всё, что у меня было.
Гитара
История её покупки не совсем обычна. Я многим и по несколько раз её пересказывал. Конечно, где-то приукрашивал.... Но как же без этого?! И теперь я уж точно не вспомню, что было на самом деле, а что мне показалось. Но в доказательство - у меня остался шрам на подбородке. Такой - в виде микро улыбочки. Мне и улыбаться специально не надо. Всё равно будет этот след дурацкой ухмылки. Вот воистину, Гуимплен, который всегда смеётся!
Мы с Андрюхой направились в Комарово.
Он тогда пытался зарабатывать деньги игрой на улице. Не шибко у него получалось. Но ему нравилось. Он отращивал длинные волосы и строил из себя Джона Леннона, разве не пел "Рил Лав". Зато он пел "Русское поле экспериментов" и на тринадцать минут был непроницаем, как кирпич в стене, и краснел, как пивной рак. На Летова он и вправду несколько походил.
Я над ним усмехался. Но, по правде говоря, тайком завидовал. Вокруг него ещё в школе собиралась толпа, он брал в руки гитару и, как наш карманный пророк, начинал свой путь.... Хорошо помню, как мы стояли утром, после бурной ночи празднования выпускного под Володарским мостом, и Андрюха завывал "Чёрного пса". Я написал тогда стишок о струнах на своих рёбрах, о тучах на небе и рассвете в душе. Может, и нет никакой души, но тогда вся жизнь лежала у ног, как дохлый бродяга, клянчащий на водку. И, казалось, ты можешь перешагнуть его и лететь, куда душе угодно.
Царство камня и бетона за мутным окном электрички сменилось на лысеющие деревья и чёрные вскопанные поля. В вагоне остро пахло дешёвым портвейном и горелыми электрическими кабелями. Взад и вперёд горланили продавцы журналов "Лиза", горячих калачей, дождевиков, пультов ДУ, канделябров, наборов "Юный химик", ридикюлей, камнедробилок и других полезных в быту вещей.
--
Тебе нужна камнедробилка? - спросил я Андрюху.
--
Зачем?
--
Камни дробить.
--
А...
Андрюха задумался. Потом и вовсе обо мне забыл. У него такое случалось. В такие моменты его лицо становилось настоящим живописным полотном.
На улице издыхала осень. Жёлтые и красные листики падали в огромные лужи или на взъерошенную землю и потом становились чёрными и склизкими, как пиявки. Мне нравится осенью загородом. Тишина и покой. Только хрипы какого-нибудь бомжа у станции, да мат продавщицы, которая высунула круглую яблочную физиономию из маленького окошка ларька и поносит нерадивого пассажира, опоздавшего на всё, что только можно опоздать. Бомж отходит в сторону и гордо, как британский наследник ложится у обочины. Загородом осенью хорошо. Можно прилечь на жухлую травку и вздремнуть. И никто паспорта не проверит.
Целью нашего пути была дача одного человека.
--
Пипл, что надо, - сказал Андрюха. - Может за раз шестнадцать литров пива выпить.
--
Зачем? - спрашиваю.
- Как - зачем? - удивился Андрюха. И добавил: - У него есть, что тебе надо.
Рассказ о том, что летом 82 года на этой даче побывал сам Майк Науменко и даже играл на гитаре хозяина дачи (и мало того - оставил на ней автограф!), я слышал раз пятьсот.
--
А он точно её продаст? - спросил я.
--
Куда ему деваться?! - воскликнул Андрюха. - А спрячется, найдём!
--
Да ведь, денег то у меня не чемодан.
В моём кармане лежало ровно две стипендии, за вычетом маленького костлявого беляша. А в конце девяностых, должен заметить, это были очень скромные накопления. Но я собирался стать вторым Джимом Хендриксом, не меньше. Ну, на худой конец Девидом Гилмором. Для этого мне была нужна гитара. Предложение Андрюхи было чертовски заманчиво. И требовал хозяин, по словам Андрюхи, за гитару совсем немного.
Нужный нам дом стоял на краю садоводства. Напротив опушки леса, прямо у свалки мусора....
--
Эх, хорошо на природе! - воскликнул Андрюха, вдыхая помоечный воздух, широко раздутыми ноздрями.
--
А если его дома нет? - спросил я.
--
Ничего, подождём.
Андрюха постучался, задержался на миг, и смело открыл незапертую дверь. Обстановка старенького фанерного дома напоминала тоскливое запустение после праздничного утра. Только у чёрной печки высилась аккуратная кучка дров. На дровах красным фломастером были выведены слова. Я пробрался ближе. Это были стихи. Точнее двустишья.
По выжженным прериям моей вчера ещё брады
Бездомно плелись кочевые вшиные стады....
Я заметил, стихи были выведены на всём, что могло их нести. Даже на окнах и между строк старых ещё непереведённых журналов "Rolling Stone". Огромные стеклянные пустоты по всему дому сами говорили, что хозяин здесь, натура творческая....
--
Подождём немного, - сказал Андрюха, усаживаясь на скрипучий древний топчан.
Хозяин появился через три с половиной часа.
Я отложил журнал в сторону. Всё это время я тщетно пытался перевести статью о выходе нового альбома Pink Floyd "The Wall". Правда, я только и смог понять, что Пинк Флойд и что Стена....
Тот, кого мы так страстно ожидали, оказался маленький мужичёк лет сорока пяти, с огромной бородой, в серой спецовке "БАМ". Его взгляд был мутным, заспанным. Он ненавистно осмотрел нас и вдруг сказал высоким благородным голосом:
--
Простите благодушно, что заставил вас ожидать. Меня дома не было, я в опочивальне на втором этаже отдыхал.
--
В этом сарае ещё второй этаж есть, - прошептал я Андрюхе.
--
Ну, на чердаке, - сказал остроухий мужичёк.
--
Максим, - сказал я и протянул руку.
--
Тексмен! - радостно сказал мужичёк. Рука у него была крепкой, как у лесоруба. - Ты не думай, таксистом я никогда не был. Это я от песни Битлов такой. "Тексмен" знаешь?
Тут он затянул высоким скрипучим голосом:
--
Иф ю драйв а кар! Коз айм зе тэксмен! Е - е! Тексмен!
К сдвинутым знакомым Андрюхи я привык. Он и сам себя Фомой именовал. Что не мешало мне называть его "Фокой, который никаким боком!".
А что, - ненавязчиво спросил Тексмен. - Шестнадцать литров пива не захватили?
--
Нет, - сказал я.
--
Жаль. А то я могу за раз выпить....
--
Наслышаны.
--
Лестно, - сказал Тексмен.
--
Что ж, - сказал он, неловко помявшись на месте. - Заходите, располагайтесь.
--
Мы уже, как бы того.... Четыре часа здесь.
--
Тексмен, - сказал Андрюха. - Мы по поводу гитары.
Взгляд мужичка настроился, как линзы дорогого фотоаппарата "Кэнон". На линзах мелькнуло удивление.
--
Какая гитара?
--
Ну, как же? На дне рождения Филина, в зоопарке, ты обмолвился, о продаже гитары....
--
Филина?
Линзы просветлились.
--
Фома! - радостно воскликнул Тексмен. - Друзья! А я то думаю, что за козлодои городские в мою хазу завалились. Фома, родной, заходи, присаживайтесь!
--
Да, мы уже того....
--
Тексмен, - сказал Тексмен и протянул мне руку. Я снова представился. Люблю неловкие положения. Но здесь был явно перебор.
--
Есть мнение, - сказал Тексмен, засветившийся при виде своих, как лампочка Ильича, - Стоит запалить мало-мало костровище. Вот я и дрова подготовил.
Костёр разошёлся быстро. Тексмен легко и безжалостно уничтожал свои стихи. Андрюха благоговейно смотрел на это зрелище. В движениях Тексмена чувствовалась сила человека одарённого.
Я спросил, его ли это стихи. На что он пространно ответил: "Бог дал, Бог взял". Огонь съел всё без остатка. Тексмен жёг полена молча, как на похоронах. Зрелище, и вправду, было захватывающим.
--
Есть мнение, - сказал Тексмен, когда всё было кончено. - Нужно подзарядить наши батареи. И, значит, негативно повлиять на наши печени. Что вы думаете о пагубном влиянии алкоголя?
--
Пагубно, - ответил Андрюха.
--
Верно, - подтвердил Тексмен. - Так что, деньги есть?
--
Есть, - говорю. - Но они на гитару.
--
Разберёмся, - сказал Тексмен. - Какая же операция купли-продажи у русских людей без освежающего влияния глинтвейна?!
Всеми было решено отправить за покупками самого молодого. Самым молодым, как всегда оказался я. Впрочем, оставаться наедине с Тексменом мне хотелось ещё меньше. Я послушал наставления и поплёлся в посёлок. На улице зарядил мелкий, колючий дождик. Дороги размякли, как в оргазме. Деревья понурились, будто совсем утомились. Кто-то называет такую погоду скучной. А по мне она так в самый раз. Хорошо осенью загородом....
- Батя, - услышал я где-то снизу, около самого порога в магазин. - Помоги жертве ельцинских реформ.
Блаженным хриплым голосом говорил деревенский пропойца. Его щёки и подбородок были до того выбриты, что блестели синевой. Что больше всего меня и удивило. Я и сам то не любитель бриться. Я попытался пройти мимо. Но мужичёк ловко ухватился за мою ногу. Мне сразу стало грустно. Но денег я ему так и не дал - вырвался.
Магазин был, как магазин, деревенский. Рядом с водкой продавались консервированные щи, рядом с колбасой - туалетная бумага. Воздух стоял тяжёлый, тёмный, как в бане. Запах разливался странный - из моего детства. Пахло деревянными ящиками с соломой, и сладким привкусом портвейна. Такая тара была в восьмидесятых, а может ещё и раньше. Тогда я не жил - не знаю. Воистину - время здесь ничто! С закопченного потолка, как новогодние гирлянды, свисали ловушки для насекомых. Старые засохшие трупики, ещё летних мух, красноречиво вещали об отношении к непрошеным гостям....
За прилавком сидела тощая, как ветка сосны, продавщица и с грохотом лузгала семечки. Будто это были и не семечки, а боеголовки титанового сплава. Она так ловко жонглировала семечками, что я засмотрелся.
--
Ну что зыришь? - гаркнула она, и подкинула в рот следующую горсть.
--
Мне бы это....
Я глянул в сторону. За одним из старых пластмассовых столиков сидела девушка. Синие, как небо глаза. Широкие скулы и русые волосы, сплетённые в две косы, как у школьницы. Она изумлённо глядела на меня, даже приоткрыла рот. Я промямлил что-то продавщице о вине. Не сводил глаз с девушки, которая будто что-то хотела мне сказать. А у самого в голове крутилась какая-то чушь. "Истина в вине, истина в вине...".
Но, вдруг мир преломился. Сломался, как сон. Девушка закричала.....
Загудели сирены. Засмеялись чёртики из сериала "белая горячка", зашуршали мёртвые мушки на новогодних гирляндах.
--
Ты! Ты! Господи, ведь это ты!
Девушка обозналась, уныло подумал я.
Потом она бросилась на меня. Ей богу, я не вру. Она повисла на моей шее и стала целовать. Она делала это так лихорадочно и ненасытно, будто мы не виделись с ней целую вечность (а мы, и вправду, не виделись с ней всю мою жизнь). Её мокрые тёплые губы попадали куда попало. Наконец она успокоилась. И я заметил в её синих, как небо глазах, слёзы.
- Я знала, что ты вернёшься.... Я знала, знала! А эти.... дураки.... Женечка уже совсем подрос. А что я могу ему сказать? Что там рай, а здесь ад?
Я с ужасом стал ворошить память. Но, по правде говоря, мне и ворошить нечего было. Ведь, мне не стукнуло и восемнадцати. Никаких фотоальбомов со своими бесчисленными пассиями я не имел. Просто оттого, что было их далеко не так бесчисленно. Мне бы хватило пальцев одной руки. И даже, будь я трёхпальцевым калекой, мне и этого хватило бы....
Девушку с длинными косами, в синем слесарным комбинезоне я не знал. Клянусь на "Пригородном блюзе"!
Она разрыдалась на моём плече, и я совсем не знал, что делать. Я всегда подозревал, что мир вокруг меня не логичнее бреда.
Девушка потащила меня к выходу. Я успел кинуть на прилавок две мятые десятитысячные бумажки и получить, как бонус за переживание пакет с тремя бутылками "Алазанской долины". Всё-таки, я не забыл свою основную миссию.
За спиной я только и услышал:
- Ай, молодец Надюшка, шалава....
Моя сладкая N вела меня в свою обитель. Дураку было понятно. Только я спросил, как можно больше добавляя значительности своему голосу:
--
Куда мы держим путь, Надежда?
--
Домой, милый, - проурчала она.
Вообще, я не люблю женщин-кошек. Мне сразу становится грустно от их актёрства. Но Надя плакала так натурально....
Я ослеп от бриллиантов твоих глаз, я оглох от музыки твоего голоса, я умер от аромата твоего тела. Или я точно свихнулся. Точно. Чувствовал я себя нелепо, неловко и глупо. Не описать. Надя привела меня в свой дворец на курьих ножках. Усадила за стол и раскупорила бутылку "Алазани", вконец разрушая мою миссию. Она разлила вино в чайные кружки. Мы стали пить. Она молчала и улыбалась. Я пил быстро, не задумываясь. Очень скоро пришлось открыть вторую бутылку. Появилась ложная лёгкость. Я заговорил:
--
Ну, что дальше?
--
А дальше - мы будем любить друг друга, - сказала она, улыбаясь.
Нравится мне простота деревенских девушек. Никаких тебе кривляний, вытягивания денег, капризов и в итоге - "прощайте Динамо, или как вас там...".
Она присела на высоченную перину, положила руку на огромный треугольник подушки, и даже расстегнула одну лямку своего синего слесарного комбинезона.
Вылезла, будто пьяная, кукушка из ходиков над столом, закудахтала на иностранном. Я не орнитолог, не разбираюсь. По моим расчётам часов девять уже было. Самое время вернуться кому-нибудь с работы.
Кто-нибудь и вернулся. Анекдот. Приходит муж с работы. А там жена полуголая и студент зелёный уши развесил, вино хлещет, готовится.... Муж и говорит: "Уважаемый, а не желаете вы рому иностранного. Что вы эту отраву употребляете. Да ещё на желудок пустой? Пустой ведь? Непорядок. Отведайте оситринки заливной". А студент и отвечает: "Весьма благодарен, но мой экспресс отходит в восемь. Всего доброго". Печальный анекдот вышел, только жизнь ещё печальнее....
Мужик хмуро смотрел на меня из-под карнизов обезьяньих бровей. Тельняшка на его километровой груди так и просила порваться. Рому предлагать он, кажется, не собирался. Мне опять стало грустно. Хорошо, что я выпил целую бутылку "Алазанской долины". Ватный мир не так пугал.
--
Сейчас я буду тебя убивать, - тихо, как глав врач сказал матрос и медленно порвал тельняшку.
Так я и думал, потянулось в моей голове, - в этом театре все роли расписаны.
--
Вано! Какими судьбами?! - завопила Надя. По ней было видно, матросика она не ожидала видеть.
Мне не хотелось мешать их встрече. Я начинал подумывать, как бы покинуть сие обитель.
Кулаки у Вано был, как четыре моих. Говорила мне бабушка, насмотревшаяся "Жемчужину кунг-фу" - становись внучёк каратистом, никого не забоишься!". А я не слушал. Вот и результат....
Врут, кто говорит, что пьяному ничего не больно. Ещё как больно! Только эта боль, будто с краю. Будто ты сидишь рядом и смотришь. И всё вокруг из стекловаты. Я упал с табуретки, отлетел к стене и медленно стёк на пол. Вано поднял табуретку и замахнулся. Жизнь коротка. Отпускаю реверанс всем присутствующим в моей судьбе. За стеной трещал хит ансамбля "Балаган Лимитед" - "Чё те надо?". А я всегда думал, под какую песню я буду прощаться с жизнью. Я бы хотел, что бы это были Битлз. Песня длинной дороги ветра.
А за стеной лишь стучала какая-то дрянь. Видно не время. Надя, неожиданным спасителем, повисла на железной руке матросика и завизжала, как резаная.
--
Надька, сука позорная, - хмуро сказал он.
--
Милый, зачем же ты так?! Ведь это Панкрат. Отец твоего сына!
Она так радовалась. Расплылась в лошадиной улыбке, как Кэмирон Диаз.
А я всё думал, надо такое сказать - "Отец твоего сына"! в жизни не слышал большего бреда. Дамочка явно не в себе. И всё же было приятно, получить внезапное отцовство. Я даже успел представить, как буду воспитывать сына. В духе Фореста Гампа и Джона Леннона вместе взятых. Будет такой маленький хайрастый чувачёк. Киндер, как говорит Андрюха.
Но зря она это сказала Вано. Глав врачом он не был. Да и матросиком едва ли. Рваная тельняшка висела на нём, как боевой Андреевский флаг на разъяренном броненосце "Могучий". Но убить он меня точно хотел.
--
Сейчас я этого Панкрата панкратить буду, - сказал он.
Я потерял надежду. То есть, она была здесь. Но не эта Надежда, другая.... Вера, Надежда... кто там ещё?
А потом всё... Звук был чугунный, звонкий. Будто у Вано была не голова, а чан со щами. Он упал на пол медленно, как разговаривал. На его лице появилось нездоровое умиротворение. И не удивительно, здорового ничего нет, когда бьют сковородкой по голове.
Надя стояла довольная, со сковородой в руках, как добропорядочная домохозяйка.
- Пойдём родной, - прошептала она и кивнула на перину. - Минут двадцать у нас есть. Раньше Иван не очухается.
--
Благодарю, - сказал я. - Но меня ожидают друзья. Мне не хотелось бы их подводить. Спасибо за гостеприимство.
--
Как жаль, - грустно сказала она. В её руках всё ещё была сковорода....
Я бежал через весь посёлок. Занимайся я спортом, из меня вышел бы неплохой стайер. Я могу бежать и бежать, от Тихого океана до Атлантики, через двенадцать штатов....
Упал я уже возле дома Тексмена. На дороге валялось огромное берёзовое бревно. В наступившей темноте, я, конечно, не заметил его. Взлетел над землёй, как трагический дельтапланерист и упал лицом на толстую ветку.
Заиграла весёлая траурная музыка, сменившаяся печальным гимном звёздному небу и тяжёлым осенним тучам. Настоящая песня для шоссе, дождя и коров. Я перевернулся на спину и стал разглядывать белую сыпь звёзд в дырах непроглядных ночных туч. Эх, хорошо загородом ночью, да ещё осенью....
Хорошо всё-таки, что я выпил целую бутылку "Алазани". Третью и последнюю я ловко утащил из "Дворца Надежды". После моего падения она осталась жива. На душе стало легче.
Дом Тексмена я нашёл по огромному пацифистскому знаку, начертанному на остатках забора и подписи "Смерть врагам пацифизма!". Осенью в лен области не так темно, чтобы нельзя было читать лозунги целого поколения. Я нерешительно открыл дверь, и меня захватила темнота.
Я, было, подумал, что всё-таки моя поразительная зрительная память подвела меня. Но сомнения, как травимые керосином блохи, отпали, лишь я наткнулся на бездыханное тело Андрюхи. В печке дотлевало "пожарище" из стихов Тексмена. В красноватом свечении я разобрал неестественно вывернутые руки и голову Андрюхи. Его борода норвежского рыбака топорщилась вверх, как колосья ржи.
- А напиток Пепси-кола чрезвычайно полезен, - сказал я, и сам удивился своему занудству.
Тексмена нигде не было. Видно, он отдыхал в опочивальне.
Я присел на диван, или что-то похожее. Закрыл глаза, и ко мне пришёл призрак звезды рок-н-ролла. У него были длинные, как у Маугли волосы, чёрные солнцезащитные очки. Во рту его дымилась сигарета.
--
Зачем тебе гитара? - спросил он, не вынимая сигарету.
--
Надо, - сказал я.
--
Надо шоколада, а гитара тебе зачем?
--
Хочу сочинить "Райдерс оф зе Сторм".
Призрак звезды молчал.
--
На худой конец, песню про Арнольда Лейна, - говорю.
--
Зачем?
--
Как зачем?
--
Может ты хочешь славы и халявного портвейна?
--
Нет, - соврал я.
--
Тогда ты хочешь быть флагом? Революцией? Лежать у всех на виду в постели, как Джон и Йоко?
--
Нет, флагом я не могу. Я же не тряпичный.
--
А какой, деревянный? - засмеялся призрак. И смеялся пока не стал похожим на клоуна Красти - Будешь деревянным флагом, как флюгер. Куда ветер подует....
--
Не знаю....
Эх, что же это за разговоры лезут мне в голову. Почему нельзя просто представлять? Нет никого неба, нет никакой религии. Колокольчики звенят. Звенят и звенят. Может, я слишком много отдаю этому звону? Но всё очень просто - мне бы расти вровень с колокольнями!
- Не знаешь? - вдруг сказал призрак глухим могильным голосом. - А другого ничего нет. Фикция, красочный мираж, за которым ничего.... Останется только поссать на свою могилу.
Он стал стремительно стареть, проваливаясь назад. Его лицо осунулось и поплыло, как горячий воск.
Бывает же, думаю, видения. Всё из-за долины....
Призрак засмеялся остатками гитарных рифов. Луна, как последний софит дрожащим сиянием подчеркнула его фигуру. Запели женские голоса. Сем Браун ловко подхватила "Ой, да не вечер". Кто-то, видно, нашёптывал ей на ушко слова. А призрак всё скалился.
Мне было не до смеха.
Он стал повторять чьи-то слова, будто последняя кровь из раны:
- Когда колокольчики под дугой, всё. Заряжай, поехали! Заряжай, поехали! Заряжай....
Мне стало сниться время, когда люди ходили голыми и питались яблоками с деревьев. Только никакого неба всё равно не было. Они и были небом. Как это, спросите, вы меня. А вот так, отвечу. Её глаза, как небо....
Я проснулся днём, сидя в кресле. Мутное окно окрашивало синее небо. Жёлтые, сорвавшиеся листья косяками улетали на юг. В печке потрескивали стихи Тексмена. Над огнём, как Геродот склонился Андрюха.
Напротив меня с открытыми глазами спал призрак звезды рок-н-ролла. Белый, гладко выбритый подбородок казался кукольным на тёмном загорелом лице. Это был Тексмен. Я сначала подумал, что он задумчиво сквозит меня взглядом. Но наполненное удовольствием лицо говорило о том, что сон прекрасен и нет ничего другого.... На всю стену краснела надпись, которую я не заметил вчера: "Dream N 9".
Когда и зачем Тексмен побрился, я не знал. Но за последнее время я перестал удивляться.
Я коснулся своего подбородка. Под губой запеклась кровь. Да и рана, видно, была немалой. Шрам у меня так и остался (тот самый - в виде улыбочки). Только мне было не смешно! Казалось, вчера кроме той ветки, о которую я шарахнулся, ничего и не было.
- Мне нужна гитара, - монотонно повторял я, будто заклинание, лишь взгляд Тексмена настроился, как линзы дорого фотоаппарата "Кэнон".
--
Будет тебе гитара и шампанское с лимузинами, - сказал он, но встал и куда-то пошёл.
--
Андрюха... - заныл я. (Я всегда так делаю, если ничего не остаётся).
Андрюха ничего не ответил. Разогнулся из своей "геродотовской" позы, уныло посмотрел на меня и побрёл за Тексменом.
К вечеру Тексмен гитару всё же приволок. И не буду рассказывать, чем я занял день. Будет грустный, если не сказать трагичный, рассказ. А нам бы хотелось, что бы трагедии разыгрывались только на сцене, или в кино, ну на худой конец - в глупых книжках. А глупые книжки любят только глупые люди, впрочем, пальцем показывать не буду.
Это была "классика" фабрики Луначарского, деревянно-жёлтого цвета. Меня, конечно, первым делом заинтересовал обещанный автограф Майка Науменко, который, по навязчивому приданию Тексмена, "самолично оставил его на корпусе". Ещё он добавлял, что именно на этой даче был написан (и впервые наигран на этой же гитаре) русский рок-н-рольный гимн "Пригородный блюз". На чём он, впрочем, не настаивал, и говорил, что может ошибаться. Но меня, как непризнанного биографа Майка, провести было сложно. Я то знал, каким годом датируется этот блюз....
- Вот, - гордо, как чиширский кот или даже король Франции произнёс Тексмен.
Он показал мне выбоину внизу деки. Она была небольшой и несквозной, и не нарушала звучания гитары.
- Этим местом он ударил меня по голове, - гордо сказал Тексмен, убрал руку с гитары и указал на свою лысеющую макушку.
Мне стало грустно. Вообще, мне и до этого уже было грустно. Но в тот момент особенно заволокло.... Андрюха благоговейно, как тело любимой, потрогал деку. Я тоже, как дурак, коснулся. И мне стало плевать. Может, это всё и глупо звучит, по-детски, банально и ещё как-то там. Мне, в самом деле плевать. Меня не сильно тревожат чужие усмешки. Может "Пригородный блюз" и не был написан на этой гитаре. Но я то уж точно собирался это сделать!
- Господа! - вдруг заорал Тексмен. - Откроем все карты! Особым постановлением ЦК партии, деньги вперёд, а то шарага не прокатит!
Другими словами Тексмена накрыло, как чистое голубое небо Лос-Анджелеса инопланетная тарелка в фильме "День Независимости".
Лицо Тексмена выражало гордую независимость. Мои опустевшие за трудные сутки карманы могли только голодно почавкивать. Я растерялся и совершенно не знал, что ответить.
Тексмен от злости начал приплясывать и настойчивее требовать деньги. Он стал похож на полевой цветок, который возомнил себя тигром или даже львом - королём джунглей! Он громко клацал зубами и выкрикивал фамилии членов 20 съезда партии.
Всю эту шаманскую свистопляску прекратил Андрюха, который выудил из-за кресла нераспитую бутылку "Алазани" и чётко отрезал:
--
Есть!
Тексмен сразу присмирел, будто цветок устал быть тигром. Не мне судить людей. Но мне не нравится, когда взгляд людей ТАК меняется.... Мне вспомнилось восковое лицо призрака звезды, который привиделся прошлой ночью, и весёлые гитарные рифы над бездонной пропастью...