Персиваль Пустозвонов : другие произведения.

Галопом по философам. Лекция вторая. Философия средневековья

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Насчёт философии средневековья...


  
  

Галопом по филосОфам

Лекция вторая

Философия средневековья

  
  
   Насчет философии средневековья
   В ученых кругах существует присловье,
  
   И в этом о том говорится присловье,
   Была что служанкой она богословья.
  
   Я с этим согласен, скажу вновь и вновь я,
   Да только не вышло бы тут многословья...
  
   Чем долее наш ты предмет изучаешь,
   Тем больше неясностей в нем замечаешь.
  
   Ну, вот вам такая хотя бы неясность:
   Когда началось все - не очень понятно.
  
   Начало в истории средневековья -
   Четыреста семьдесят... в общем какой-то,
  
   А вот в философии это начало
   Из первых в одном из столетий настало,
  
   Но в первом ли, третьем, втором ли, четвертом,
   Учебник не может сказать это твёрдо.
  
   Язычников злых одолели не сразу.
   Был первый период патристикой назван -
  
   От pater-отец, стали "церкви отцами"
   Они, сочинения те кто писали
  
   С Христа агитацией и пропагандой.
   Талантлив особенно Тертуллиан был.
  
   Сказал он: "Я верую, ибо нелепо"
   И тем убедил иудеев и греков,
  
   Что "нету ни эллина, ни иудея",
   А есть христианская только идея.
  
   И эта идея людьми овладела.
   И вот Константин государственной сделал
  
   Религию, названную христианством.
   Ну, патеры, что же ещё тут желать вам?
  
   Однако желали, чего-то писали,
   Проблемы отнюдь не простые решали.
  
   Какие проблемы? Ну, ангелов сколько
   Поместится на острие на игольном.
  
   (В период схоластики это уж было,
   Который на смену патристике прибыл.)
  
   Иль вот еще спор был - об общих понятьях
   (Был спор у схоластов любимым занятьем).
  
   Есть вещи отдельные, должен сказать я,
   И общие есть, существуют понятья.
  
   Так вот, как одни - реалисты - считали,
   Понятья те есть, существуют "в реале".
  
   (Ну, вы, молодежь, что такое "в реале",
   Конечно же, поняли (или понЯли).)
  
   Другие же - номиналисты их звали -
   Есть только отдельные вещи, считали.
  
   Понятий же нету, они только nomen -
   Ну, имя (для тех перевод, кто не понял).
  
   И этот их спор продолжался веками -
   Большими же были они спорщикАми!
  
   И вот появился Фома (ну, Аквинский),
   Умен он был, просто что твой Папа Римский.
  
   Всю жизнь он трудился: ни мало ни много
   Доказывал существование Бога.
  
   И пять доказательств ни много ни мало
   Собрал и принес на конклав кардиналов.
  
   Конклав кардиналов сказал: "Очень рады!
   Теперь отдыхай, старый друг наш, Фома, ты!"
  
   Хотелось бы мне завершить тут рассказ мой,
   Но надо сказать вам о бритве Оккама.
  
   Был некто Оккам, и придумал он бритву,
   Ну как бы попроще о том объяснить вам...
  
   Ну, в общем, должны мы все бритвою этой,
   Оставив что есть, отрезать чего нету,
  
   Должны забраковывать те мы теорьи,
   Где слишком все сложно и много всего, и...
  
   И вот, всё, случилось Оккама что позже,
   Я бритвой сейчас отрезаю его же.
  
   Довольно с нас патеров и схоластОв, и
   Нас Нового времени ждут филосОфы!
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

2

  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"