Беспокойное время беспокоит. Что-то тянет в разные стороны, рвет на части - "суета сует меня куда попало". Быть бы собранней, а то расплещешь все свои силы, да заболеешь еще, чего доброго. Может, стоит смириться с совершенным выбором, определиться с самой собой и спокойно идти своим путем?
Говорю, словно живу на юге, где все идет своим чередом под ленивым солнцем, и никто никуда не спешит, и каждый знает, зачем родился и как ему жить. Южане холоднокровны, как ящерицы, но такие же юркие - правда, распыляются на тысячи мелких радужных брызг, оседающих так же стремительно, как и вспыхивающих на солнце.
Северные народы сдержанней, но собранней, устремленней, сильнее духом. В их условиях приходится экономить энергию и в порывах души, и в желаниях плоти, и в словах. Оттого они и воинственные, и гордые, и безжалостные. Север - глухие леса и слепые степи, дикие звери и холод, холод три четверти года (жизни). Степные южные кочевники не в счет, ибо - кочевники, разбойники по призванию, принцы крови в переносном, но более точном понимании этого термина.
Сам Петербург - абсолютно северный город по духу, совершенно несвойственный России. Холодный, строгий, часто снобистский, отстраненный. Город-рептилия. (Москва - гигантская плотоядная устрица, прокачивающая сквозь себя тонны жизней во имя
маленькой жемчужины, до которой никому не добраться).
Это твой город по твоему нынешнему самоощущению, но твой ли изначально и окончательно? Смотри, опять тянет в странствие. Стал ли твой город тебе домом? Думаешь ли ты о нем, как о доме, тоскуешь ли, хочешь ли вернуться, когда покидаешь его?
Вот есть место - как отправная точка пути, откуда можно уезжать и куда можно возвращаться. Ждущий очаг - неяркий, холодноватый, но зеркалом отражающий своего хозяина, создателя. Дом - это то, что в центре мира, а мир видится и оценивается относительно дома. Как изнутри, так и "от окраины к центру" - ведь, в конце концов, каждый странник ищет свой дом, осознает он это или нет. Даже побег от дома, от оседлости есть поиск - иного дома, иного понимания дома, "дом на колесах".
Странничество - древнерусское понятие, историческое, философское и религиозное (духовное). У мусульман ходжа - совершивший паломничество к Каабе. У нас странник - вечный паломник. Образ жизни, мышления, состояние души - все это не те термины, узкие понятия. Странничество - это крест. И речь не о бездомных. Скорее, об обретших
и ищущих Истинный Дом, "город золотой".
Ученые лбы оярлычили духовную жажду странничества дромоманией - тягой к перемене мест. У них что не соц.норма, то клиника. А для русского-то общества нормой как раз является состояние вечного пути - не кочевье, а духовный поиск, испытания, очищение дорожной пылью.
В маленькой стране, каковой является практически любая страна Европы, всегда чувствуешь ее границы. Ограниченность ведет к мелким бурям социального протеста. А русская земля до того обширна, что волей-неволей от нее как бы отрываешься, влечет ввысь. Тут не замыкание в себе, а углубление во внутренний мир. Затворничество не как побег от бурлящей жизни, но как отрицание суеты за ненужностью, мелочностью ее. Отсюда и отсутствие внешнего лоска, блеска, шума, напускная туманная тишина, замедленность кадра - от насыщенности внутренней жизни, от концентрации на мысли, чувстве, творчестве в противовес действию, эмоциям, карьерному и материальному
самоуверждению. Одно не лучше другого, просто - иное. Если же и лучше, то лишь тем, что не навязывает себя всем поголовно как единственный путь.
Западная модель успеха и его проявления в материальном русскому человеку чужда. Неправда денег - правда русской души. Все потемки в ней нагнаны искусственно, нарочно смущают православную душу. Потому что против ясности и чистоты никому не устоять.
Святой - лучший воин.
Святой - это прошедший через все искушения, познавший их и устоявший перед их властью. Русский же народ скорее блаженный - в грязи не ведает, что это грязь, поет псалмы посреди публичного дома, до комичного гордо питается подаянием, скоморошничает и свято верит в силу своего духа, в землю, в историю, в русскую кровь.
Истинно русское явление юродивого как божьего человека, пророка и бесноватого в одном лице. Истинно русская вера в заступничество и потому долженствование своему народу - его правителя. Истинно русский гимн поэтому, гимн всей России - "Боже, царя храни". Истинно русская непогрешимость - в раскаянии и всепрощении. Отсюда и дом - храм Божий, семья - домашняя церковь, само тело - вместилище Божьего духа. Отсюда
и странничество, и отстраненность от мира даже человека мирского. Любовь к миру как детское удивление перед ним, а не идолопоклонство и служение его нелепым законам. Любовь как смирение, а не рабство. Любовь как путь, крестный путь - за Крестом, со своим крестом, даже если на крест. Любовь как дом, который внутри нас.