--
История исследований. Диссертация Л.В. Деменковой.
--
Тема природы.
--
Тема детства.
--
Тема труда.
--
Послесловие.
Вся жизнь прошла -
В один рассвет.
Весь путь пролег -
Одной сторонкой.
Свой век прошел - прожил поэт
С душой и совестью ребенка.
Прошелестел, как ветерок...
Расцвел в росинке
Яркий лучик...
Придет на тихий бугорок
Седой, как лунь,
Лесной Плакунчик..
Владимир Балачан.
1. Несколько слов о методике данной работы.
Целью работы является доскональное исследование образов, мотивов, сюжетов и тем лирики Тимофея Белозерова на примерах ряда его известных стихотворений.
Для этого мы воспользуемся возможностями тематического, мотивного и сюжетного анализа. Тематический анализ - самый поверхностный. Он использовался мною, например, в работе "Сюжеты и темы ранних песен Земфиры". В сочетании с другими, более глубокими, видами анализа дает неплохие результаты.
Мотивный анализ знаком нам по работам известных советских литературоведов. Они не только внесли вклад в теорию мотива как такового, но и дали нам практические образцы разложения лирики на мельчайшие единицы - мотивы.
Сюжетный анализ был обоснован нами как инструмент литературоведа в работе "Основы сюжетосложения в прозе Владимира Набокова" ( моей незащищенной кандидатской диссертации ). Примеры сюжетного анализа литературного произведения можно найти в указанной работе, а также в статье "Анализ романов В.Набокова".
Сюжетный анализ обращается к трем разным уровням единиц анализа:
1. Сюжетные ситуации ( смотри, например, мою работу "Сюжет и герои романов Ильфа и Петрова "12 стульев" и "Золотой теленок"" ).
2. Действия героя.
3. События ( события - значимые не только для героя, но и для ряда других персонажей, для героини, для общества, для народа единицы повествования ).
Сюжетный анализ я считаю наиболее глубоким из всех видов литературоведческого анализа ( обоснование чему можно найти в той же моей многострадальной диссертации ).
Традиционно лирика Тимофея Белозерова рассматривается с помощью тематического и мотивного анализа. Можно ли использовать для этого особенности анализа сюжетного? Можно, если мы зададимся целью проследить изменение статуса лирического героя и путь его взаимодействия с окружающим миром в стихотворениях Белозерова.
Можно выделить три вида лирических героев Белозерова:
--
Поэт. Лирический герой, которого Белозеров рисовал с себя.
--
Ребенок. Это подчас субъект, наивное восприятие которого позволяет открыть покровы природы
--
Деревенский житель.
Все лирические герои взаимодействуют с природой.
С первым, кроме того, связана тема поэтического труда. С третьим - крестьянского труда. Ребенок открывает тему детства у Белозерова.
Какие действия героев возможны в лирике Белозерова, спросите Вы. Попробую ответить.
--
Взаимодействие с волшебным природным персонажем ( помните, такие волшебные персонажи встречались у Крапивина в цикле "В глубине Великого Кристалла" ), который является искренне любящему родную природу поэту или ребенку.
--
Трудовая деятельность. Свойственна первому и третьему типу героев. В ходе трудовой деятельности герой все сильнее влюбляется в природу Сибири. И тоже взаимодействует с ней.
--
Взаимодействие со своими родными - братом, сестрой, родителями, бабушкой и дедушкой. При этом родные выписаны всегда с симпатией и уважением.
В этом исследовании мы рассмотрим три темы, связанные с указанными действиями героев: тему природы, тему детства и тему труда.
2. История исследований. Диссертация Л.В. Деменковой.
Впервые системному литературоведческому осмыслению лирика поэта была подвергнута в работе Лидии Васильевны Деменковой, которая называлась "Лирика Т. М. Белозерова :Между классикой и художественным примитивом" ( кандидатская диссертация 2003 года ).
Какие же методы были взяты в качестве исследовательских Л.В.Деменковой?
Основной метод - эстетический анализ с элементами сравнительно-исторического и герменевтического. А "сочетание историко-литературного, теоретического и культурологического подходов, обусловленное спецификой литературного материала и характером поставленных задач, определило в качестве основной методологической базы обращение к трудам литературоведов, занимающихся общими проблемами анализа художественного текста, анализом лирики, анализом циклических объединений (М.М.Бахтин, В.М.Жирмунский, Ю.М.Лотман, М.Л.Гаспаров, В.Е.Хализев, Л.Я.Гинзбург, Т.И.Сильман, М.Н.Эпштейн, М.Н.Дарвин, Л.Е.Ляпина, О.В.Мирошникова и др.), а также к трудам искусствоведов и литературоведов, исследующих на конкретном материале специфическую содержательность эстетики наивности в художественном примитиве".
Речь идет о "поэтике стилизаций" Белозерова, заимствовании в его произведениях ценностей и традиций поэтов 19-20 веков.
Речь идет и о феномене наивного художественного сознания и творчества, который обозначается с легкой руки Т.И.Подкорытовой как "художественный примитив". Выделены черты этого "примитива" в поэзии Белозерова.
Рассмотрены хронотопические особенности лирики Белозерова, выявлены аксиологические приоритеты "наивного художника".
В заключении диссертации отмечено, что поэтическое творчество Т.М.Белозерова - "одна из самобытных страниц в истории сибирской литературы 60-80-х гг. XX века. Пройдя достаточно сложный и в то же время во многом типичный путь литератора советской эпохи, он вошел "в ряд видных советских писателей для детей" (96, с. 172)".
Феномен лирики Белозерова, по словам Деменковой, лежит на стыке нескольких культурных сфер. Прежде всего - детской лирики и почвеннической поэзии ( к слову, на мой взгляд, на основании последнего он может быть сравнен с Солоухиным - см. мою работу "Жанры лирики В.Солоухина" ).
Деменкова считает, что Белозеров - поэт "реального", земного мира ( а ведь некоторые поэты назывались филологами певцами мира потустороннего ). "Его художественный мир отчетливо геоцентричен, что подтверждает сравнительный анализ стихотворения Т.Белозерова "Ночлег" и стихотворения А.Фета "На стоге сена ночью южной". Взгляд субъекта лирического высказывания в лирике Белозерова сосредоточен на конкретной детали реального пространства, она максимально укрупнена, до предела заполняя все текстовое пространство и, таким образом, "точка" наделяется метонимической функцией - свидетельствовать о целом - о реальном мире, который представляет собой некий континуум, внутренне гармоничный и целесообразный".
3.Тема природы.
Стихи о родной природе ассоциируются чаще всего с летним временем. В это время Белозеров наблюдает за шмелями ( стихотворение "Шмель" ), за шумящими березами ( стихотворение "Мчится в солнечной ракете" ), за светлячками ( стихотворение "Светлячок" ). Все это приметы дорогой его сердцу родины.
В небольших стихотворениях, посвященной летней поре, речь идет и о совенке ( "О чем кричал совенок в таинственном бору?" ), и о речке, которая "искрится как мед", о бекасе и кукушке ( смотри одноименные стихотворения ). О коршунах, о жеребятах.
Есть и приметы малой родины - речь идет о большом, величавом Иртыше.
Уж то хорошо, что за окнами дома
Всё также течёт величавый Иртыш
И девичья песня с гудками парома
Плывёт в луговую полдневную тишь.
Отдельное стихотворение посвящено стрижам. В стихотворении "В конопле" фигурируют воробей, синица, голуби и щеглы.
В поле зрения поэта - как домашние, так и дикие животные. Например, хитреца лиса, забравшегося в овин, он ласково кличет - "Лисовин".
Ряд стихотворений - "Ромашка", "Осенние цветы", "Осень", например, - посвящены осенней поре. она ассоциируется с печалью, разором, прощанием с теплотой.
Кажется, даже облака в это время стремятся на юг, -
Сверху - летние, снизу - осенние
Проплывают на юг облака.
За осенью наступает зима. Печаль усиливается - например, в стихотворении "Взошла луна. И свет ее печальный". Все в природе замирает - до будущей весны. Все обретает некую "тайну". Засыпает медведь в берлоге. Только зимние птицы шныряют по лесу.
А также "лихо скачут белки". Оказывается, и в зимней поре есть своя поэтическая нота. Подробности зимней жизни видны в стихотворении "Водовоз" -
В шарф, в усы упрятал нос
Дядя Гриша, водовоз.
В сани с сеном вмёрзла кадка,
Льдом затянуто ведро.
С чёлкой рыжая лошадка
Смотрит живо и хитро.
"Заяц", "Лиса-плясунья", "Снегири" - эти названия стихов о зимней поре говорят сами за себя.
Человек не одинок и в эту пору. Его окружают птицы, животные ( как сказала бы Юля Хвостенко - легендарная староста 13 группы филфака ).
Завершается сборник 1983 года - "Апрель" - стихотворениями на весенние темы.
Как пишет одна из энциклопедий, "в 1970-80-е ведущим жанром в творчестве Б. становится лаконичная пейзажная зарисовка. Критика отмечает тяготение Б. "к акварельному эскизу, миниатюре, наброску" (С. Поварцов), вбирающим темы сибирской природы, малой родины, детства, гармоничной жизни в социуме, обеспеченной патриархальным бытовым укладом, крестьянским трудом".
Л.В.Деменкова считала, что Белозеров - певец земного мира, склонный к худож. примитиву. Как сказать, как сказать.. Метафоры его порой отнюдь не примитивны.
На горе -- берёзы да осины,
Дождиком расцвечена листва.
На припёке, в блёстках паутины,
Сушатся ядрёные дрова.
На горе стреноженная лошадь
Не спеша бредёт по облакам
И хвостом -- лишь чуть трава поплоше --
Солнце бьёт по розовым щекам.
Впрочем, действительно, они уступают в изощренности многим поэтам, которых так и тянет высказаться изысканно ( в формальном отношении ).
В природных, бытовых стихотворениях Белозерова будто как максимум два плана. Третий, четвертый, философский, идеологический, формальный - как будто отсутствуют.
Тишина в саду и в доме,
Спит телёнок у плетня.
Возле погреба в соломе
Воробьиная возня.
Домашние животные часто появляются в стихах Белозерова. Они похожи своими повадками на людей, чуть ли не очеловечиваются.
Еду,
Еду я с покоса,
Ночь осенняя темна.
В сене возятся колёса,
Ноют руки и спина.
Еду, лёжа на возу,
Лошадь
фыркает
внизу.
Вот и щами потянуло
Из протопленной печи.
Осветили переулок
Прясел
Белые
Лучи.
( стихотворение "С покоса" ).
В стихотворении "После птичьего прощального концерта" птицы, дающие "концерт", подспудно сравниваются с людьми:
Смолкли птицы. Выйдя из криницы,
Грач помчался за грачихой чёрной...
У лесной опушки, между ветками,
Словно в клубе между табуретками,
Стало пусто, сорно и просторно.
Тема природы воплощается и в стихах о животных. Речь идет не только о домашней живности, но и о дикой. В одной из белозеровских "Небылиц" находим:
Я видел подснежник в осеннем лесу,
Где заяц тащил по опушке лису
И волк за охотником крался...
Я слышал -- охотник зубами стучал,
Я слышал, как он "Помогите!" кричал
И громко от страха смеялся!
Охотнику, волку, лисе и зайцу здесь приписывается "несвойственная роль", как сказали бы знатоки психиатрии из журнала "Наука и Жизнь".
В пьесе "Прощай, робот" лиса и волк, обнявшись, поют застольную песню -
Шумел камыш, деревья гнулись, -
правда, в своей версии.
А вот что пишет в работе "Презентация к внеурочному занятию по Омскому Прииртышью на тему: Тимофей Максимович Белозеров" учитель Елена Васильева:
- Скажите, пожалуйста, в каком городе мы с вами живем?
- В Омске.
- А вы знаете, чем богата наша родная Омская земля?
- Степные просторы, таёжные леса, полноводные и тихие тенистые реки, многочисленные озера и роскошные луга, богатый животный и растительный мир.
Так постепенно, исподволь автор урока подводит нас к теме белозеровского творчества.
- Я исходил и изъездил свой край вдоль и поперек... Все мои книги о том., что я видел", - говорил поэт. А видеть довелось очень много!
- Давайте же узнаем что довелось видеть Т.Белозерову.
- Откройте учебники на с. 30.
Опять эти "опостылевшие школьные учебники", как говорилось в рассказе "Шахматный набор"!
Уникальна не только сибирская природа, изображенная в стихах Белозерова, считает автор урока. Уникальна сама лексика, несущая подчас на себе печать того или иного прииртышского диалекта.
Тимофей Белозеров -- сибиряк, и слова в его стихах встречаются особенные, диалектные, употребляемые только в Сибири. Знаете ли вы, что сибирское слово "лыва" означает "лужа"?
А если собственного опыта не хватает, как узнать значение слова?
А теперь определите значения следующих диалектных слов:
1 группа. В сказке "Бука" мы читаем:
"Рядом в кресле -- бабка,
А у бабки шапка,
Одеяло
И пимы.
То-то было кутерьмы."
Пимы -- это:
- игрушки;
- одежда;
- книги;
- обувь.
2 группа.
В стихотворении "Бабушка" мы видим избу и "с шанежками печь".
Бабушка
Бабушка Маланья!
Ласковая речь.
В туесках варенье,
С шанежками печь,
Бабушка Маланья!
Колотый орех,
Санки, рукавицы,
Белый,
Белый
Снег!
Шанежки -- это:
- рисунки;
- булочки;
- посуда;
- полотенца.
3 группа. Вертушок
Поёт в ограде вертушок
С хомутиком на спинке,-
Весёлый солнечный кружок
С гвоздём посерединке.
Он ветерку любому - брат,
С любым готов сдружиться,
С ним день и ночь вертеться рад
И день и ночь -
кружиться!
Вертушок означает:
- петушок;
- флюгер;
- неспокойный человек;
- верхушка растения.
Вот такие занятные задачки - загадки предлагает детям автор урока по творчеству Белозерова.
Забавный психологический этюд можно почерпнуть из сказки "Игнатовы страхи" ( "Игнат из мурашек" ). Герой сказки - сельчанин Игнат, который боится разнообразных явлений окружающего мира природы.
Когда он идет на охоту, то боится бродячего медведя. Когда идет на покос, - боится лая щенка у него за спиной. Во время сельского праздника - боится скрипа снежка.
Финал сказки таков:
Недавно забрёл я в деревню Мурашки,
Где шляпы не в моде, а только фуражки.
Увидел я смелый весёлый народ,
Взглянул на Игната сквозь щёлку ворот.
Навек мне запомнилась эта картина:
Сидит здоровенный, обросший детина,
Сидит на крыльце у себя во дворе,
Привязанный к дому,
Как пёс к конуре!
Герой, которого пугают явления природы, не вызывает сочувствия у автора. Скорее поэт порицает его.
Поэт Яков Аким, по словам Татьяны Ейды, очень точно заметил, что Тимофей Белозёров "живёт, ощущая себя частью родной сибирской природы, царства листвы, трав, бегущей воды, слышит и открывает нам удивительную музыку этого волшебного мира".
По мнению автора "Внеклассного мероприятия", Тимофей Белозёров знает родную сибирскую землю, её природу, её людей. "Знает и любит любовью искренней и трепетной. Эта любовь и трепетность передаётся совершенно естественно, без малейшего нажима".
Стихи Белозерова о природе действительно просты. Незамысловаты. Незаумны, оттого и легко запоминаются. Как, например, вот это -
Подкралась я на цыпочках
К весеннему ручью.
Играет он на скрипочке
Песенку свою.
Выводит тонко-тоненько
Невидимым смычком,
Танцует вальс соломинка
С берёзовым сучком.
( стихотворение "Ручей" )
По мнению Т.Ейды, отличительная черта дарования Тимофея Белозёрова - наблюдательность. "Даже в самой обычной вещи поэт умеет открыть нечто интересное, заманчиво увлекательное. Он раскрывает перед тобой красоту мира и питает этим любовь к нему. Таковы его стихи "Таёжный светофор", "На радуге", "В жаркий полдень" и многие другие".
Вывод: своими стихами поэт создал огромный, многокрасочный ковёр родной природы. "И ты не перестаёшь восхищаться яркими красками этого прекрасного полотна".
Обращение к теме русской природы помогает автору раскрыть чувство любви к родине. Родина - это "бани, кузницы, лабазы", "школы и дворцы", базары, села, аулы и города Омской земли.