Петраков Игорь Александрович :
другие произведения.
Энциклопедия пользователя эвм. Часть 2
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Петраков Игорь Александрович
(
petrak-igor@yandex.ru
)
Размещен: 10/11/2015, изменен: 10/11/2015. 467k.
Статистика.
Справочник
:
События
Скачать
FB2
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Энциклопедии
- А это - последний портрет Пушкина, на-
писанный неизвестным художником Иваном
Федоровичем Линевым...
/ из доклада Ольги Бердышевой /
Энциклопедия Православия
"Энциклопедия Православия" знакомит читателя с основными традициями и учением Православной
Церкви, наставлениями Русских Святых и теперешней богослужебной практикой. "Энциклопедия
Православия" составлена из нескольких тематических разделов и частей, снабженных соответству-
ющими рисунками / изображениями / и пояснениями. Большая часть энциклопедии посвящена тому,
как правильно вести себя в храме, как готовиться к богослужениям. Поясняется смысл каждого
богослужения, обосновывается необходимость соблюдения постов и постоянного молитвенного
правила. Каждый из двенадцати разделов "энциклопедии" содержит подробные наставления, нраво-
учительные выдержки из жизнеописаний Святых.
В целом "энциклопедия" представлена в виде трех больших отделений, - в нижнем размещены наз-
вания двенадцати разделов. При указании на любой из них открывается список тем и заметок,
входящих в его состав, а в большом отделении в правой части экрана появляется описание того или
другого правила. В третьем отделении / самом маленьком / размещены изображения - в частности,
картины храмов, икон, изображения предметов внутрихрамовой утвари, а также церковных
облачений.
Каждое из представленных здесь изображений можно рассмотреть подробно: для этого следует
дважды быстро нажать на левую клавишу устройства управления курсором: на экране появится
предназначенное для этого отделение подпрограммы "Предварительного просмотра" изображения.
Есть и другой способ рассмотреть нужное изображение: для этого следует в программе "Поиск",
расположенной в правой части основного меню "Пуск" указать на строку с надписью "изобра-
жения" / также о том, как верно обращаться с названной программой см. в разделе "Ведем не-
случайный поиск" второй части настоящей брошюры "Что такое операционная среда хр" / и
нажать на кнопку "найти" - среди обнаруженных "помощником" в среде картинок наверняка вы
увидите те, которые сейчас необходимы.
Верхняя строка меню "Энциклопедии" представляет собой список, состоящий всего из трех
строк: "файл", "Правка" и "О программе". Третья из них используется, в частности, для ознаком-
ления с возможностями и правилами работы с "Энциклопедией" - в ней рассказывается о особен-
ностях, правильном применении средств просмотра, ею предоставляемых, правильной работы с
ее содержанием. В меню "Файл" можно выполнить сохранение просматриваемого в настоящий
момент раздела "Энциклопедии" в одну из папок или напечатать его на принтере. Меню "Правка"
позволяет устанавливать тот или другой необходимый для чтения объем шрифта- для этого здесь
предназначены строки "увеличить" и "уменьшить шрифт".
Первая из двенадцати частей энциклопедии носит название "Православный храм" и состоит
из двух разделов: "архитектура" и "внутреннее устройство храма" / здесь же содержатся
описания церковной иерархии и правил поведения в храме /. В первом - "архитектура храма" -
рассказывается о символике, его устроении, о создании первых храмов на Руси. Речь идет о
Софии Новгородской, Софийском соборе в Киеве, Владимирском Успенском соборе и также
о некоторых храмах, построенных в середине шестнадцатого века - Вознесенской церкви в селе
Коломенское, храме Василия Блаженного на рву - "все эти храмы традиционно сохраняют трех-
частное / или двухчастное / символическое деление и в устройстве внутреннего пространства
и внешнего оформления следуют истинам Православия. Так, символично количество храмовых
куполов: один купол знаменует единство Бога, совершенство творения... три купола
знаменуют Святую Троицу; четыре купола - Четвероевангелие и четыре стороны света" -
встречаются также храмы, с которыми возвышаются пять или семь куполов. Во втором -
"внутреннее устройство" - подробно описывается строение храма, рассказывается о том, что не-
пременно в нем можно увидеть: об алтаре и Святом престоле, солее и амвоне, иконостасе
и средней части храма, церковной паперти и притворе. И здесь же говорится о том, что названия
частей и устройство внутреннего храма отнюдь не случайны, каждая объяснена и служит
одному предназначению. В этой же части "энциклопедии" идет речь о церковных колоколах
и колокольном звоне.
Особый раздел посвящен правилам поведения в храме, сформулированным в виде наставлений
для "начальных" верующих, - они весьма поучительны / приведем малую часть из них -
"При входе в храм на паперти следует перекреститься и поклониться, а войдя в храм - совершить
три поясных / в праздники / или три "земных" / в обычные дни / поклона. Затем, пройдя вглубь
церкви, следует приложиться / то есть поклониться и поцеловать / к праздничной иконе и
к наиболее почитаемым святыням храма. До этого можно приобрести на свечном ящике свечи,
чтобы поставить их перед святынями... выходя по окончании службы из церкви, перед выходом
надо перекреститься и поклониться, как при входе. Особый порядок необходимо соблюдать
в такие моменты, как помазание на всенощном бдении, целование креста после Божественной
литургии" /. Также здесь рассказывается о правилах обращения к священнослужителям, церков-
ной иерархии, священных и повседневных одеждах служителей церкви. Эта, первая, часть
"энциклопедии Православия" согласно установленной последовательности описания содержит
следующие рисунки и изображения: "Архитектура храма", "Свято-Успенский Псково-Печерский
монастырь", "Оптина пустынь", "Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь", "храм Веры,
Надежды, Любви на Вятке", "храм Василия Блаженного", "храм Владимирской иконы Божьей
Матери в Сретенском монастыре", "В алтаре", "Литургия", "Служба", "Дарохранительница",
"Семисвечник", "Святой престол", "тайная вечеря", "Крест напрестольный", "Средняя часть храма",
"Иконостас", "Солея", "Аналой", "Свечи", "Паникадило", "Подлампадники", "Троице-Сергиева
лавра", "Суздаль, Звонница Спасо-Ефименского монастыря", "Свято-Троицкий Серафимо-
Дивеевский монастырь", "Церковь Александра Невского", "Архиепипскоп Тульский и Белевский
Алексей", "Святитель Митрофан Воронежский", "Иерейское облачение", "Малый омофор", "Митра",
"Протодьяконский орарь", "Ряса", "Скуфья", "Фелонь".
Вторая часть названа "Иконы", - здесь поясняется, в чем состоит предназначение и важность
иконы для молитвенного отношения, называются виды икон, школы иконописцев, а также
разъясняются отличия между иконой и картиной, рассказывается о четырех уровнях восприятия
икон - буквальном, символическом, назидательном и также о молитве. Среди иконописных школ вы-
деляются новгородские, суздальские, владимирские - для каждого из них характерны особый стиль
, манера письма.
Третий раздел "энциклопедии" посвящен некоторым обрядам Православной церкви, - Крещения,
покаяния, Причащения, Елеосвящения и Священства. Речь здесь идет о Имянаречении / при
Крещении /, последовании Святого Крещения, так называемых "запретительных" молитвах,
исповедании Символа веры / Никео-Цареградский Символ веры, принятый на Первом Вселенском
Соборе в Никее /, обряде Крещения, некоторых особенностях приготовления к нему / разумеется, не
таких живописных, как в рассказах М.Ардова /, миропомазании / "помазании чела, очей, уст, ушей,
персей / груди /, рук и ног священным миром" / следующем за Крещением и совершающимся
сразу же после троекратного погружения в купель, шествии вокруг купели, которое совершается
во второй части чинопоследования, а также о его завершающих обрядах, здесь же говорится о том,
какие лица могут быть "крестными"-восприемниками, как им следует вести себя при совершении
обряда. Следующий раздел посвящен рассказу о покаянии и чине исповедания. Речь идет о том,
как должно подготовиться к Причащению или Евхаристии, как поститься, как приступать к исповеди,
здесь же рассказывается о Божественной литургии / богослужении, на котором совершается
Евхаристия /.
Кроме того, речь идет и о Елеосвящении, указываются случаи, при которых оно может совершаться,
подробно рассказывается о том, что именно необходимо для совершения этого обряда.
Четвертый раздел называется "Богослужения Православной Церкви" и состоит из пяти основных
частей: "Всенощное бдение", "Литургия", "Пения", "Малые чинопоследования Православной церкви"
"Заупокойное Богослужение и поминовение усопших". Всенощное бдение - особое Богослужение,
совершаемое в церкви перед праздником или воскресным днем, состоит из трех частей - вечерни,
утрени и "первого часа" - причем порядок Богослужения перед воскресным и праздничным днем
может различаться. Рассказывается подробно о порядке Богослужения, о том, как следует вести себя
при чтении канона, повященного празднику и помазании елеем. Затем речь идет о Богослужении,
которое называется Литургией / другие, распространенное, название - обедня /, которая также
состоит как бы из трех частей: проскомидии / в продолжение которой священник читает молитвы
и вынимает частицы из просфоры /, литургии оглашенных / важна для готовящихся к принятию
Крещения / и литургии верных. О пениях, которые совершаются в особых случаях, идет речь
в третьей части раздела. Рассказывается о порядке совершения пений / после литургии, после утрени
или вечерни /, молитвенных чинах пений, совершающихся по просьбам верующих, приводится также
акафист / акафистами называют Богослужебные последования, особенно прославляющие Господа,
Матерь Божию или Его святых / Пресвятой Богородице Одигитрии. В этой же части рассказывает-
ся о том, что иногда пения могут сопровождаться водоосвещением / самые важные из которых
совершаются накануне и в день Крещения Господня /, и идет речь о свойствах святой воды, ее
применении в "повседневной" жизни /.
В части "Малые чинопоследования Православной Церкви" можно найти некоторые замечания и
напоминания, касающиеся освещения нательных крестов, икон, освещения дома. В части
"Заупокойное Богослужение и поминовение усопших" содержатся замечания о церковных канонах
и обычае чтения Псалтыри, об отпевании усопших / последование которого состоит из чтения так-
же псалмов и молитвословия заупокойного канона /, а также о некоторых случаях, при которых
отпевание не может совершаться / о лицах "непризванных" и некрещенных /. Кроме того, в
Православной Церкви есть особые Богослужебные последования, называемые "лития" и
"панихида" - они тоже предназначены для моления об усопших. Следует заметить, что здесь же
идет речь об особых днях поминовения усопших, к которым относятся - Вселенская "мясопустная"
суббота - суббота перед началом недели, предшествующей Великому посту, субботы второй,
третьей и четвертой седмиц / недель / Великого поста, Радоница, Троицкая / накануне праздника
Святой Троицы, см. также первую часть "сочинений" / и Дмитриевская / перед днем памяти
великомученика Дмитрия Солунского / субботы. В третьей и четвертой части "энциклопедии"
можно обнаружить соответствующие их темам изображения: "В алтаре", "Вынос запрестольного
креста", "Литургия - Перед причастием", "Перед исповедью", "Богослужение", "Прихожане",
"Служба", "Чтение Евангелия", "Помазание", "Вечерня - благословение хлебов", "Кадило",
"Каждение прихожан", "Просфора", "Приготовление просфоры", "дискос", "чаша", "Троице-
Сергиева Лавра", "водоосвещение", "Ефрем Сирин", "Иисус воскрешает дочь начальника синагоги",
"Иисус воскрешает Лазаря", "Серафим Саровский", "Спасо-Андроников монастырь", "Храм
святителя Николая Чудотворца".
Пятая часть "энциклопедии" называется "Молитва" и рассказыает о сути молитвенного
отношения к Богу, а также посвящена умному и правильному деланию молитв. Молитва согласно
Православному учению есть возношение ума и сердца Богу и является благоговейным словом
человека к Богу. Обычно выделяют молитвы четырех видов: славословные, просительные,
покаянные и молитвы благодарения / "самые совершенные" из них - славословия /. Также молитва
может быть общецерковной / когда вся церковь молится за свох чад / и личной - когда сам
верующий возносит молитву к Господу, Пресвятой Богородице или святым угодникам Божиим.
Молитвы часто собираются в особые "молитвословы", которые можно увидеть в каждом храме.
Тремя главными молитвами Православия авторы "энциклопедии" называют "Символ веры"
/ в "Символе веры" изложены основы Православного учения /, "Отче наш", Иисусову молитву.
Кроме этих трех основных, непременных для каждого верующего, молитв известны и так
называемые молитвы "на разные случаи", большинство из которых тоже размещены в
Молитвослове. Это молитвы "Трисвятое", молитва ко Пресвятой Троице, молитва Пресвятой
Богородице, молитва перед вкушением пищи и молитва после вкушения, а также утреннее и
вечернее молитвенное правило. В этой же части можно прочесть наставление о том, как совершать
такие "молитвенные правила", и приведены все необходимые для верующего утренние / молитва
мытаря, предначертательная молитва, молитва "Царю Небесный", молитва ко Превятой Троице,
молитва Господня / "Отче наш" /, Троичные тропари, молитва ко Пресвятой Троице, псалом
"пятидесятый", "Символ веры", молитвы Макария Великого, молитва ко Пресвятой Богородице,
тропарь кресту и молитва за отечество, молитва о живых и молитва об усопших / и вечерние / также
молитва мытаря, предначертательная молитва, молитва "Царю Небесный", молитва ко Пресвятои
Троице, "Отче наш", молитва святого Иоанна Златоуста, молитва Пресвятой Богородице, покаянная
молитва, молитва святого Иофанникия, молитва Честному кресту / начинающаяся словами "Да
воскреснет Бог и расточатся врази его..." / / Предусмотрены и особые молитвенные правила,
называемые "просительными молитвами" - Серафимово правило, молитва Оптинских старцев,
Богородичное правило, тропари праздников - Введению во храм Пресвятой богородицы, Успению,
Благовещению, Сретению, Рождеству Христову. Также здесь содержатся и некоторые - важные -
наставления - как следует правильно подготовиться к молитве и следует ли молиться "своими
словами". Молиться можно также Святым угодникам Божиим, прославленным подвигами святости
и добродетельного жития. Молитвы Святым возносят нередко в пору болезни - при болезнях глаз
молятся Казанской иконе Божией Матери, Святителю Николаю Чудотворцу, безсеребреникам и
чудотворцам Косме и Дамиану, блаженному Василию, мученику Лаврентию, святителю Никите
Новгородскому, Казанским чудотворцам Гурию и Варсонофию, от зубной боли - святителю Ионе,
митрополиту Всея Руси, чудотворцу, в головной боли - Иоанну Предтече, великомученику и
целителю Пантелеимону, Святителю Гурию Казанскому, в болезни желудка - великомученику
Артемию, преподобному Феодору Студиту, при болезнях легких, бронхов - Святителю Дмитрию
Ростовскому, священномученику Харлампию. Об исцелении болезни горла просят священномучени-
ка Власия Севастийского, при боли в ногах молят об избавлении Праведного Симеона Верхотурско-
го / известного тем, что будучи сам поражен болезнью ног, совершил пеший путь "из России
в Сибирь" /, мученикам Антонию, Евстафию и Иоанну Виленским / Литовским /, мученикам благо-
верным князьям Борису и Глебу, преподобному Серафиму Саровскому, при боли в руках - пре-
подобному Иоанну Дамаскину, об избавлении от безсонницы - преподобного Иринарха, затворника
Ростовского. В случаях, когда приходится претерпевать муки грусти или уныния, по мнению
составителей "энциклопедии", следует обращаться с молитвой к великомученице Варваре,
Святителю Николаю Чудотворцу. При входе в новый дом и при основании дома молятся архангелу
Михаилу и Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. В этом же
разделе приведены необходимые молитвы об исцелении от недугов, которые могут помочь при забо-
те о больном: это молитвы Господу, молитва Святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери
их Софии, молитва мученику Трифону, молитва Святителю Иоанну Златоусту, молитва Святои
великомученице Варваре. Также можно читать Евангелие. Изображения икон мучеников и святых,
икон Господа и Богородицы, к которым также возносятся молитвы, можно найти в этой же части
"энциклопедии" - назовем их - это "Воскресший Спаситель", "Спас Вседержитель", "Николаи
угодник", "Серафим Саровский", "Варвара мученица", "Василий Блаженный", "Гурий Казанскии",
"Евстратий Севастийский" "Елена" "Иоанн Богослов" "Зотик сиропитатель" "Иоанн Новгородскии",
"Иоанн Новый", "Иоанн Предтеча", "Иоанн Рыльский", "Иоанн праведный Обручник", "Ипатии
Печерский", "Иринарх затворник", "Кирилл и Мефодий", "Косма и Дамиан", "Макарии
Александрииский", "Максим Грек", "Марон Сирийский", "Мартин Милостивый", "Мученик
Вонифатий", "Мученик Лонгин Сотник", икона Богородицы "Неупиваемая чаша", "Никита
Новгородский", "Никонт Кипрский", "Паисий Великий", "Параскева Пятница", "Преподобныи
Виталий", "Преподобный Павел Препростый Варсонофий", "Пророк Наум" "Святители Харалампии
и Власий", "Святитель Иоанн Златоуст", "Святитель Иона", "Святой мученик Трифон", "Симеон
Богоприимец", "Симеон Верхотурский", "Спиридон Тримифунтский", "Феодор Тирон", "Апостол
Фома", "Александр Свирский", "Анастасия Узорешительница", "Андрей Первозванный" "Антонии
Великий", "Апостол Филипп", "Афанасий Афонский", "Богородица Скоропослушница".
Следующая часть "энциклопедии" - Православные Праздники. В ней речь идет о праздниках
Православной Церкви: празднике Светлого Воскресения Христова, Пасхи Господней, Вознесения
Господня, Троицы, Преображения Господня, Успения Господня, Рождества Пресвятой Богородицы,
Воздвижения Креста Господня, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Христова,
Крещения Господня, Сретения Господня, Благовещения Пресвятой Богородицы, Входа Господня в
Иерусалим / так называемых двенадцати великих двунадесятных праздниках /, а также о пяти
великих Праздниках Церкви. В каждом из посвященных великим праздникам разделов даны
сведения о установлении праздников, в некоторых случаях речь также идет о характерных для их
празднования обычаях / о святках, Светлой седмице, масленичных гуляньях /, традиционных
блюдах, приготовляемых к Пасхе или к празднованию Рождества Христова, приводятся тропари к
праздникам. Некоторым праздникам предшествуют посты - самый продолжительныи из которых -
еликий пост перед Страстной седмицей - и также Рождественский / Филлипов / и Успенскии.
"Величайший праздник" Православной Церкви - Светлое Христово Воскресение, Пасха.
Праздничная пасхальная служба состоит из Торжественной пасхальнои утрени и следующеи
за ней Божественной литургии - "Пасхальное богослужение начинается около половины
двенадцатого с совершения перед плащаницей, располагающейся посреди храма, полунощницы
с чтением особого канона / после совершения полунощницы плащаница заносится священно-
служителями в алтарь и полагается на престол /, Торжественная пасхальная утреня начинается в
полночь с крестного хода вокруг храма / с крестом, Евангелием, иконами и хоругвями, под звон
колоколов / с пением стихиры: "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас
на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити" / затем / начинается пение пасхального канона.
За пасхальной утреней следует Божественная литургия, в конце которой происходит освящение
артоса. По окончании богослужения верующие за домашним столом могут начать трапезу -
кусочком пасхального кулича, крашеными яйцами и пасхой / приготовляемой обычно из творога /"
В этой части "энциклопедии" содержатся изображения икон, а также представлены некоторые
эпизоды изложенных в Евангелии событий: Пасхи, Преображения Господня, Рождества Христова,
Крещения Господня, Сретения Господня, Благовещения, Входа Господня в Иерусалим, таинои
вечери, Перед Пилатом, плащаницы, Воскресения Христова, Воскресшего Спасителя, Вознесения
Господня, Святой Троицы, Преображения Господня, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества
Пресвятой Богородицы, Воздвижения Креста Господня, Введения во храм Пресвятой Богородицы,
Покрова Превятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи.
Следующая часть "энциклопедии Православия" рассказывает о тех постах, которые принято
соблюдать в соответствии с наставлениями церкви. К таким постам относятся как так называемые
"однодневные", так и большие - их всего четыре: Великий, Петров, Успенский и Рождественский.
"Постные дни и периоды установлены Церковью для упражнения верующих в воздержании, -
вопреки распространенному мнению, пост - не просто отказ от определенных видов пищи, -
утверждают авторы, - в дни поста главное - очистить свою душу, а телесное воздержание должно
способствовать этому, дисциплинируя нашу волю. Истинное значение поста - не в том, чтобы
строго соблюдать правила ограничения пищи. Во время постов православные люди стараются
избегать развлечений, суеты. Пост - время, которое должно быть максимально посвящено умнои
молитве, работе над своей душой и посильной помощи окружающим нас людям. Пост может быть
строгим и нестрогим. Строгий пост предписывает воздержание от мяса, молока, яиц и рыбы; при
нестрогом посте рыба разрешается". К "однодневным" постам относятся дни Крещенского сочельни-
ка, Усекновения главы Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня, а также все среды и
пятницы в течение года, кроме приходящихся на Святки / с восьмого по семнадцатое января / и
сплошные седмицы / так называются недели без однодневных постов /. Кроме того, речь идет и о