Эдуард Успенский. Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы.
Эдуард Успенский. Элс де Грун. Год хорошего ребенка.
Андрей Нуйкин. Посвящение в рыцари.
Булат Окуджава. Прелестные приключения.
Владислав Крапивин. Оранжевый портрет с крапиками.
Владислав Крапивин. Выстрел с монитора.
Владислав Крапивин. Застава на Якорном поле.
Евгений Велтистов. Золотые весла времени, или Уйди-уйди.
Илья Москвин. Форвард - в защиту.
Марина Москвина. Не наступите на жука.
Лия Симонова. Круг.
Анна Масс. Тень от тени.
И. Карнаухова. Наши собственные.
Юрий Сотник. "Крокодиленок".
Кир Булычев. Сто лет тому вперед.
Кир Булычев. Каникулы в космосе, или Планета Пять-Четыре.
Кир Булычев. Речной доктор.
Т.Александрова. Домовенок Кузька.
Александр Лесь. День исполнения желаний.
ПРЕДИСЛОВИЕ, ИЛИ ПОЧЕМУ Я ВЗЯЛСЯ ЗА ЭТУ РАБОТУ
На этот вопрос ответить не так просто, как кажется. Наверное, настала пора вспомнить сюжеты детской литературы, на которых вырос я и выросло все мое поколение. И облечь благодарность, которую я чувствую к их авторам, из аморфной в зримую, конкретную форму. Это тем более необходимо сделать в связи с тем, что сюжеты детской советской литературы и сегодня не потеряли свою "актуальность", как говорят литературоведы. Вспоминаем мы их сегодня и в связи с кризисом концептуальности, характерном для постсоветского общества. Теперь, как известно, на смену идеологии строителей коммунизма пришла "рыночная" идеология ( или попросту говоря - усовершенствованная буржуазная идеология ), которая не предложила ничего существенно нового в деле воспитания подрастающего поколения.
В советское время существовала стройная, объяснимая модель воспитания юношества ( октябрята - пионеры - комсомол ), которому четко давали понять, к чему ему надо стремиться. Теперь эта модель размыта, на смену единому мощному вектору воспитания пришла многовекторность путей развития человека, которую каждый из писателей, творящих для детей и юношества, понимает по-своему. В демократическом обществе каждый из писателей тащит одеяло на себя, не заботясь о том, как его произведения будут встроены в современную систему воспитания и образования.
Собрав воедино более трех десятков объемных произведений советских писателей, предназначенных для детей, которые я ценю, я обнаружил, что они, к счастью, за редким исключением, не идеологизированы. Они не напоминают те рассказы о пионерах-героях, книжка с которыми была в моем распоряжении в юном возрасте, где настойчиво предлагалось следовать образцу поведения героев, пожертвовавших своей жизнью ради абстрактных идеалов. Они могли бы появиться и в "российское" время, ибо основной упор на них сделан на то, что М.С.Горбачев ( не к ночи будь он помянут ) называл "общечеловеческими ценностями". В самом деле, в них мало "советского", идеологического, и основной упор сделан на вечные, непреходящие ценности - дружбу, любовь к родителям, справедливость, честь, доброту к другим людям. Герои их - те же советские дети, но наделенные отличающими их, выделяющими из ряда сверстником качествами, - храбростью, сообразительностью, чувством юмора, способностью поддержать товарища в трудную минуту. В.Крапивин даже назвал своих героев особым словом - "койво" ( дети, наделенные сверхспособностями, которые, впрочем, не сразу заметны постороннему человеку ).
Теперь немного - о "методе" настоящего исследования ( куда же без него ). Это прежде всего рассмотрение произведений писателей для детей на уровне сюжета и образов героев. Сюжетный анализ позволит нам лучше понять, как выстраиваются эти замечательные произведения, что держит в напряжении или просто привлекает внимание читателя в них. Концепт "Образы героев", его изучение предполагает рассмотрение связанных с героями произведений детских писателей устойчивых характеристик - мотивов, речевых характеристик героев и персонажей, их связей с другими героями. Другая цель данного исследования - познакомить читателей с, может быть, им еще неизвестными произведениями советской детской литературы, пробудить в читателях интерес к ним и побудить их к чтению заявленных книг.
Произведения детских советских писателей в свое время издавались немалыми тиражами, и поэтому оказывали влияние на умы подрастающего поколения. В отличие от работ современных детских писателей, которые, по сравнению с их советскими коллегами, читают единицы. Видимо, власть придержащие в современной России считают, что у власти есть более важные заботы, нежели популяризация важных для воспитания детей книг детских авторов. При этом нельзя отделаться от мысли, что, вероятно, современные детские писатели так и не предложили никакой концептульной содержательности в своих произведениях, способной увлекать молодых их читателей. Может быть, они просто не сберегли свой талант ( если он у них когда-то был )?
Вы заметите, что большинство произведений, рассмотренных мною, относится к годам "перестройки" - второй половине 80-х годов прошлого века. Это было время расцвета детской ( да и взрослой ) советской литературы. Объявленные гласность и плюрализм позволяли писателям высказываться в своих книгах без набивших уже оскомину идеологических клише. В какой-то степени это было и время смелых экспериментов в области сюжетов и героев. Новизне сюжетов и образности книг будет уделено в моем исследовании особое внимание.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Г.Белых. Л.Пантелеев. Республика ШКИД.
Максим Горький в своих "Заметках читателя" посвятил этой повести такие строки - "На днях прочитал замечательную книгу "Республика ШКИД".. В этой книге авторы отлично, а порой блестяще рассказывают о том, что было пережито ими лично и их товарищами за время пребывания в школе.. Книга еще раз говорит о том, что в России существуют условия, создающие действительно новых людей". Об авторах повести Горький сказал, что они "удивительные ребята", сумевшие написать преоригинальную живую книгу.
В этой во многом документальной повести, написанной тогда еще молодыми авторами, воссоздано особое время-пространство -- Школы социально-индвивидуального воспитания имени Достоевского, сокращенно -- ШКИДы. ШКИДа состояла из двора школы, классов, спален, столовой и большого зала, в котором показывались спектакли
и кинопремьеры ( фильмов, созданных шкидовцами ). Часть действия происходит, однако, на улицах, рынках, скверах и бульварах, окружающих школу.
Более десятка различных сюжетов возникают благодаря участию героев. Главным, так шкать, метасюжетом повести С.Маршак, например, считает чаще всего непримиримую борьбу двух лагерей ШКИДы -- учеников, изобретательных шкидовцев -- и "халдеев" - их преподавателей. Чаще всего к учителям шкидовцы относятся с какой-то классовой неприязнью. Они могут бунтовать против них ( устраивать бузу ), отказываться подчиняться и срывать уроки.
Теперь вернемся к словам Горького и подумаем -- в чем секрет того, что книга о ШКИДе получилась такой живой? Прежде всего, особую роль в воссоздании "живой" атмосферы школы на страницах книги играет особая лексика, свойственная ШКИДовцам. Она вобрала в себя опыт создания неологизмов в первые годы Советской власти, а также небольшую часть лексики, популярной в уголовном мире тех лет.
Поясню на примере. Само название школы в сокращенном виде вынесено в заголовок повести. Ее воспитанники называют себя не иначе как "шкидовцами". Самые основные преподавателя называются сокращенно -- методом сложения первых слогов их имен, отчеств и фамилий -- Викниксор, Эланлюм. Одного из учителей зовут Павлом Ванычем.
Метод сложения первых слогов слов для образования нового слова, неологизма -- широко использовался в первые годы Советской власти. Об этом написал, например, юмористический рассказ Аркадий Аверченко. В этом рассказе руководитель не понимает, что означают слова Перпетун и Трепетун ( Первый петроградский университет и Третий петроградский университет ). Также методом сложения первых букв имен или слов создавались новые имена, которыми называли детей в эту пору. Позже, в 90-е годы ХХ века, этот способ был использован редактором журнала "Бузовик" ( журнал студентов и выпускников филологического факультета ОмГПУ ) для создания новых, актуальных имен, например:
- Бониель ( Борис Николаевич Ельцин ),
- Влавожир ( Владимир Вольфович Жириновский ),
- Севлаяр ( Сергей Владимирович Ярковой ).
Кроме того, учениками школы часто использовались "жаргонные слова", подборка которых приведена в конце произведения. Солидная часть из них связана с различными нарушениями общепринятых норм поведения, а нередко -- и просто с нарушениями закона ( как говорил А.Г.Невзоров, "Редакция же Секунд вынуждена заявить, что не может заявить о своей поддержке ни карманным ворам, ни растлителям детей, ни другим нарушителям Закона, в том числе -- Закона Основного" ). Приведем некоторые из них:
Бузить -- скандалить, хулиганить, драться,
Бузовать -- бить кого-либо,
Бузовик -- человек, устраивающий скандалы и участвующий в безщпорядках.
Гопничать -- бродяжничать.
Зексать -- охранять орудующего вора.
Легавый -- доносчик, предатель; сотрудник милиции.
"Фискал", "Чинаш", "Ни псула", "Огрести" - эти и еще три десятка словечек находятся в актуальном словаре обитателей Республики.
Но неверно было бы думать, что их словарный запас зело ограничен. Среди граждан ШКИДы появляются и весьма начитанные. Именно им посвящена глава "О шестой державе". Глава повествует о том, как в Республике распространились на определенный период времени рукописные газеты и журналы. Названия их поражают разнообразием. Это "Зеркало", "Комар", "Мухомор", "Пулемет", "Бузовик", "Зори", "Клоун", "Вестник техники" и другие. Все эти журналы и газеты имеют своих издателей и конкурируют друг с другом. Порой редакторы помещают в своих изданиях едкие статьи с критикой публикаций своих конкурентов. Стоит Горбушке поместить в своих "Зорях" лирический опус -
Мне стало все жальше и жальше
Смотреть из пустого окна.
Умчаться бы куда подальше,
где новая светит земля -
как на него откликается "Комар". В заметке говорится, в частности, что Горбушка только и занят тем, что наблюдает, как "все время из труб идет дым". "Кроме того, Горбушке хочется "умчаться куда подальше". Мы с удовольствием исполним его желание и посылаем милого поэта "куда подальше"".
К слову сказать, именно шкидскому "Бузовику" обязана своим названием газета студентов филфака - "Бузовик", основанная нами в мае 1995 года на одной из скучных лекций в аудитории 217 второго корпуса ОмГПУ. В этой рукописной газете соседствовало друг с другом немало замечательных рубрик, среди которых - "Мудрые мысли и афоризмы", "Японская поэзия", "Встреча с интересным человеком", "Уголок демократической хозяйки", "Снимается кино", "Что означают Ваши имена", "Загадки", "Шахматные баталии" и другие. Именно в "Бузовике" печатались ( вернее, публиковались ) замечательные стихотворения Алексея Липина, плодовитого лирического поэта современности, одно из которых было посвящено нашему декану -
В деканате я сижу
И на стенку я гляжу,
Книжки умные читаю
И того гляди .. рожу
Монографию большую,
про себя в ней расскажу -
на филфаке всех умнее,
всех румяней и белее,
строгий профиль, гибкий стан..
Трепещите! Я -- декан.
Дальше мы последовательно рассмотрим пять наиболее примечательных эпизодов из повести.
1. "Великий ростовщик".
Великий ростовщик - это некто Слаенов ( по-моему, по имени его авторы так и не называют ). Слаенов - чрезвычайно предприимчивый гражданин Республики ШКИД. Он чем-то напоминает приснопамятного министра Егора Тимуровича из 90-х. Даже своим внешним видом - "Слаенов был маленький, кругленький шкет. Весь какой-то сдобный, лоснящийся. Даже улыбался он как-то сладко, аппетитно. Больше всего он был похож на сытого, довольного паучка". Добавьте к этому еще и довольное причмокивание - и вы получите натуральный портрет известнейшего борца за рыночную экономику.
В ШКИДе Слаенов пробует ввести рыночные порядки. Он выстраивает целую продуктовую империю. Пользуется он в основном двумя методами:
1. Дает в долг хлеб своим сотоварищам. При этом если он дает в долг осьмушку хлеба, то назад требует уже четвертинку ( а это двести процентов ).
2. Выигрывает в карты у своих незадачливых соперников. Игра идет на тот же хлеб.
Для поддержания порядка в своей продуктовой империи ( хлеб, сахарин, кипяток, конфеты, пирожные, сгущенное молоко, колбаса, ветчина ) Слаенов подкупает старшеклассников ШКИДы. Он кормит и поит их безплатно, чем приводит в состояние восторга. Слаенова превозносят накормленные им старшеклассники, покруче, чем наше российское телевидение - власть придержащих: "Преклоните колени, шествует его величество хлебный король", "Виват хлебному королю! Да будет благословенна жратва вечерняя. Сдвигайте столы, дабы воздать должное питиям и яствам повелителя нашего". Слаенова в буквально смысле носят на рувках, при этом поя:
Славься ты, славься,
Наш золотой телец!
Славься ты, славься,
Слаенов-молодец.
Эти восторженные оды напоминают.. речи современных деятелей популярного искусства, благодарных своей власти. Но вернемся к советскому времени, времени повествования в этом произведении. Чем же заканчивается торжество Слаенова? Оно заканчивается весьма печально. Некто Туркин отказывается ему платить хлебный оброк. Туркина поддерживает влиятельный Янкель. "Нынче вышел манифест. Кто кому должен, тому крест", - провозглашает он. Слаенов идет к старшим и приводит в спальню Цыгана, чтобы тот "выбил" долг у Туркина. Цыган, выслушав Слаенова, взрывается: "Думаешь, я держиморда или вышибала какой? Я вовсе не обязан ходить и защищать твою поганую морду". С этими словами Цыган хлопает дверью и уходит. Слаенов остается один среди недружелюбно настроенных ШКИДовцев. Далее следует сцена избиения Слаенова, в ходе которой провозвестник рыночного уклада экономики страны получает немало тумаков от осерчавших школьников. "Били долго, с ожесточением, словно всю жизнь голодную на нем выколачивали". Через пару дней Слаенов бежит из ШКИДы. Похождения ростовщика авторы называют "тяжелыми и грязными" страницами истории республики ШКИД.
2. "Лотерея-аллегри".
Мысль о лотерее-аллегри приходит в голову шкидовцам на одной из скучнейших лекций по русскому языку, которую читает халдей Асси. Его фразы кое-что могли бы сказать нам, филологам - "Карамзин.. Сентиментализм.. Романтизм.. "Бедная Лиза". Начало девятнадцатого века. "Пантеон словестности"". На фоне скучной лекции идея о лотерее кажется гениальной.
Японец, Янкель, Пантелеев после занятий собираются вместе и устраивают совет. Они решают устроить безпроигрышную лотерею. В лотерее участвуют 130 билетов, каждый стоит 5 копеек золотом или полфунта хлеба. Среди призов:
- первосортные беговые коньки "Джексон",
- прекрасные суконные обмотки последнего лондонского образца,
- изящные часы без механизма,
- полный комплект журнала "Нива" за 1909 год,
- дамасский кинжал вороненой стали,
- зажигалка,
- "Пошехонская старина",
- статуэтки, карандаши, листы бумаги.
В Белом зале собирается вся Шкида. Участвует даже Викниксор, который выигрывает дамасский кинжал вороненой стали. Потом - воспитанники. Купец вытягивает будильник "оне механизмус". Обнаружив, что фраза на иностранном языке означает всего лишь - "будильник без механизма", Купец кричит: "Аферисты, жулики, мошенники!" и бросает будильник на пол. Коньки выигрывает Якушка, самый маленький гражданин республики. В завершение истории с лотереей выясняется, что собранные организаторами хлеб и деньги украли. Согласитесь, что это просто обидно.
3. "Шкида влюбляется"
В этой главе помещены две истории - Кости и Янкеля ( Гришки ). Начинается глава с истории Гришки. Он знакомится в распределителе с девочкой Тоней Маркони. У них завязывается дружба. Тоня много читает и пересказывает Грише прочитанное. Гриша читает только детективную литературу, и рассказы Тони ему внове. Тоня рассказывает Грише о своих родителях, о том, как она попала в распределитель. Тоня сообщает Грише, что ее отец - знаменитый изобретатель Маркони. Гриша в ответ пытается "для завлекательности" соврать:
- Отец у меня тоже этот, как его..
- Граф?
- Ага.
- А как его фамилия?
- Дамаскин.
- Дамаскин.. Замаскин.. Таких фамилий у графов не бывает.
Гриша смущается и говорит, что отец, мол, служил у графа кучером. С тех пор Тоня начинает его называть "Графский кучер". Однажды Тоня приходит в Шкиду, чтобы добиться свидания с Гришей. Но вместо Гриши к ней выходит подосланный им Мамочка:
- Вам Гришу? Ну, так Гриша велел вам убираться к матери на легком катере. Шлет вам привет Нарвский совет, Путиловский завод и сторож у ворот, Богомоловская улица, петух да курица, поп Ермошка и я немножко.
Девочка уходит. В следующий раз раскаявшийся Гриша отправляется к Тоне в распределитель. Тоня встречает его довольно холодно и говорит, что "все кончено". Так завершается эта "лав стори".
Во второй истории Костя ищет свою "Лорелею". Он находит ее в скверике. "Лорелея" садится напротив Кости на скамью, близорукий Костя робко глядит на нее и думает, как же заговорить с этой красавицей. Во время одной из таких безмолвных встреч девушка оброняет обертку от конфеты "Баядерка". Костя, волнуемый разнородными чувствами, с тоской рассматривает ее.
Во время следующего рандеву с незнакомкой к последней подходит какой-то парень. Он в совершенстве владеет отборными ругательствами, с помощью которых и ведет неторопливую беседу со своей подругой. Потом он замахивается на девушку. Та кричит:
- А-а! Убивают.
Костя решает вмешаться. Он задерживает парня. Собирается толпа любопытных. Торжествующий Костя только в этот момент разглядывает свою визави. "Он впервые увидел близко Лорелею. На него глянуло тупое раскрасневшееся лицо, изрытое оспой и окруженное рыжими растрепанными волосами. В довершение всего от этой особы исходил густой запах спирта". Костя стоит "окоченев".
- Что случилось? - спрашивают граждане.
- Да вот.. Я с бабой стою тихонько, разговариваю, - объясняет противник Кости, - а он драться лезет.
"Лорелея" поддерживает своего друга, обзывая Костю "хулиганом".
- Я заступиться хотел! - возражает Костя.
- Я покажу тебе, как заступаться! Я тебе дам, понт паршивый.
- И правильно, - поддакивает какой-то доброхот, - Учить таких..
Так завершается эта грустная, но тоже довольно-таки любовная история.
4. "Шкидкино"
История эта начинается с того момента, когда шкидовцы Янкель и Пантелеев возвращаются в школу после киносеанса в "Олимпии". Они загораются ( будучи под впечатлением от кинокартины ) идеей сделать собственное кино. И действительно, через непродолжительное время ученики ШКИДы обнаруживают афишу, приглашающую их на безплатный показ фильма "Пупкин у разбойников". В назначенное время ребята собираются в Белом зале. "Кинематограф" представляет собой проекционное окошко, через которое проходит бумажная лента с отдельными "квадратами". Они освещаются сзади сильной электрической лампой.
Первый сеанс почти настоящего кино имеет большой успех. Он возникает благодаря качественным рисункам, заменяющим фильм, и веселым стихам, подписанным под ними, например:
Как-то в сумерки летом,
лет пять тому назад,
захватив от скуки газету,
забрался Антоша в сад.
Сюжет фильмы прост: на отдыхавшего в саду Пупкина набрасываются разбойники, которые затем затаскивают его в подвал и уходят. Пупкин с помощью различных ухищрений, которые авторы позаимствовали из детективных фильмов, выбирается на волю.
Окрыленные успехом, Янкель и Пантелеев решают подзаработать на своем кино. Но на платный сеанс приходит всего 10 человека. Тогда авторы фильмов придумывают такой ход -- раздают на руки пригласительные с заманчивым текстом -
СЕГОДНЯ
в 8 часов вечера в "Шкидкино"
идет новый фильм ТОЛЬКО ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
ПУПКИН ДОН-ЖУАН
Белый зал был переполнен. Фильм имел большой успех. Но на следующий день в газете "Юнком" появилась статья о "разлагающем действии" кино и с призывом прикрыть лавочку. Статья доходит до Викниксора, и тот запрещает ребятам заниматься постановкой фильмов.
5. "Спектакль".
К ноябрьским праздникам ( в очередную годовщину Октябрьской революции ) ребята решают подготовить спектакль. Все роли в нем ( в том числе женские ) исполняют мальчики. Ельничек к спектаклю приносят с кладбища, отрядив туда целую экспедицию ( ну и нравы ). Декорации делают из американских одеял. И вот все готово к спектаклю, который приглашены посмотреть гости ШКИДы, родственники учеников ( вся эта атмосфера напоминает нам посвящения в студенты на филологическом факультете ОмГПУ, проходившие во второй половине девяностых годов прошлого века, а также КВН по исторической грамматике -- на которых, правда, выступающие особенно не думали о декорациях, делая упор на сильный сценарий и непревзойденную актерскую игру ).
Перед спектаклем едва не случается конфуз. Занавес отказывается открываться. Слышно восклицание:
- Дергай, сволочь, изо всей силы! Дергай, задрыга!
Занавес открывается, и зрители получают возможность лицезреть постановку о гражданской войне. Здесь опять случается заминка. Некий Купец приказывает:
- Матрена, подавай на стол!
На что ему из-за кулисы Матрена ( а это был Мамочка ) возражает:
- Что же я тебе вынесу, дубина? Слопал все до спектакля, а теперь просишь.
Японец приказывает Мамочке вынести пустые тарелки -- и спектакль продолжается. Во втором действии происходит новая заминка. Саша Пыльников, играющий шпионку белых, попадает в штаб красной армии. По сценарию ему нужно зажечь спичку, чтобы рассмотреть при ее свете план наступления красных. И он вспоминает, что спички находятся под юбкой, в кармане брюк. Зрители наблюдают, как шпионка лезет под юбку -- и видят под ней "знакомые черные брюки".
После спектакля гостей ШКИДы приглашают к столу ( здесь есть ужин и чай с бутербродами и булками ). После пира начинаются танцы с 12 воспитанницами соседнего детдома.
Постепенно старые обитатели покидают школу. Колька Цыган пришет письмо из техникума, обещая поднимать сельское хозяйство в стране. Прослежены судьбы и некоторых других выпускников школы. В письме Кольки, например, прослеживается то, что он теперь не хочет воровать, а желает трудиться на благо страны. Здесь будет уместно привести соответствующие строки из гимна ШКИДы -
Мы из разных школ пришли,
Чтобы здесь учиться.
Братья, дружною семьей
Будем же трудиться.
Бросим прежнее житье,
Позабудем, что прошло.
Смело к новой жизни.
Аркадий Гайдар. Тимур и его команда.
Мое двойственное отношение к фигуре Гайдара объясняется тем, что, с одной стороны, я не могу игнорировать взгляд на этого автора, опубликованный Владимиром Солоухиным ( который обличает Гайдара как очень жестокого красного командира, виновника едва ли не массовых побоищ ), а с другой стороны, вынужден признать талант Гайдара, проявившийся в его повести "Тимур и его команда". О достоинствах этой повести будет сказано ниже, здесь же нужно добавить, что формированию у меня положительного образа Гайдара послужила еще и опубликованная в журнале "Пионер" в конце 1980-х годов повесть "Голиков Аркадий из Арзамаса", в которой Гайдар обрисован как герой, достойный подражания.
Итак, каковы же достоинства повести?
Перед нами явлен тип положительного героя, на которого можно смело равняться пионерам ( Набокову, например, такие типы не удавались -- Лужин у него кончает счеты с жизнью, выпрыгнув из окна, Гумберт -- эротоман, Герман -- убийца, едва ли не маньяк ). Он организует вокруг себя "команду", которая помогает семьям бойцов Красной армии, ушедшим на фронт. Он помогает Жене выбраться из ловушки, в которую она попадает, оказавшись в доме одна напротив собаки. Он помогает также Жене встретиться с ее отцом в Москве, доставив девочку в столицу на мотоцикле. Он проучает Квакина и его шайку, которые занимаются воровством яблок с участков семей, находящейся под охраной тимуровцев.
Второе достоинство -- мягкий, неназойливый юмор, который проявляется в основном в беседах героев. Вот, например, реплики из беседы Георгия ( дяди Тимура ) и Ольги ( старшей сестры Жени ):
- С этой негодной девчонкой хлебнешь горя! Ну, если бы еще мне было лет сорок или хотя бы тридцать. А то ей тринадцать, мне- восемнадцать, и поэтому она меня совсем не слушается.
- Сорок не надо. Восемнадцать куда как лучше!
Колоритна речевая характеристика Тимура ( данная в его письме к Квакину ) и самого предводителя хулиганов:
- "Атаману шайки по очистке чужих садов Михаилу Квакину..." Это мне,- громко объяснил Квакин. -- С полным титулом, по всей форме, "...и его, - продолжал он читать, - гнуснопрославленному помощнику Петру Пятакову, иначе именуемому просто Фигурой..." Это тебе, - с удовлетворением объяснил Квакин Фигуре. - Эк они завернули: "гнуснопрославленный"! Это уж что-то очень по-благородному, могли бы дурака назвать и попроще, "...а также ко всем членам этой позорной компании ультиматум". Это что такое, я не знаю, - насмешливо объявил Квакин. - Вероятно, ругательство или что-нибудь в этом смысле.
- Это такое международное слово. Бить будут, -- объяснил стоявший рядом с Фигурой бритоголовый мальчуган Алешка.
- А, так бы и писали! -- сказал Квакин. -- Читаю дальше. Пункт первый: "Ввиду того что вы по ночам совершаете налеты на сады мирных жителей, не щадя и тех домов, на которых стоит наш знак -- красная звезда, и даже тех, на которых стоит звезда с траурной черной каймою, вам, трусливым негодяям, мы приказываем..."
- Ты посмотри, как, собаки, ругаются! -- смутившись, но пытаясь улыбнуться, продолжал Квакин. -- А какой дальше слог, какие запятые! Да! "...приказываем: не позже чем завтра утром Михаилу Квакину и гнусноподобной личности Фигуре явиться на место, которое им гонцами будет указано, имея на руках список всех членов вашей позорной шайки. А в случае отказа мы оставляем за собой полную свободу действий".
Набоков наверняка бы мог приветствовать слог Тимура, особенно его замечания о гнусности противника -- хулигана ( вспомним слова о гносеологической гнусности Цинцинната Ц ).
Итак, что же делает "команда" Тимура? Она помогает сложить поленья, успокоить детей, найти убежавшую козу. Кроме того, она проучила "шайку" Квакина - ребята заперли хулиганов в будку на базарной площади. Сам Тимур приносит к дому дочери лейтенанта Павлова букет цветов и делает в саду качели. Не будем забывать и о том, что Тимур доставляет Женю в Москву на мотоцикле. Многие дела делаются тайно, часто - под покровом ночи, не афишируются. Даже когда Женя встречается с отцом в Москве, Тимур появляется не сразу. Его фигуру поначалу скрывает портьера. "Он снимал кожаные автомобильные краги. Висок его был измазан желтым маслом. У него было влажное, усталое лицо честно выполнившего свое дело рабочего человека. Здороваясь со всеми, он наклонил голову.
- Папа! - вскакивая с колен отца и подбегая к Тимуру, сказала Женя. - Ты никому не верь! Они ничего не знают. Это Тимур - мой очень хороший товарищ".
Наверняка представителям пролетариата ( который так не любил профессор Преображенский из "Собачьего сердца" ) этот фрагмент повести Гайдара пришелся бы по душе.
Завершается повесть проводами в армию Георгия - дяди Тимура. Хитрая Женя пробирается на чердак, где находится штаб Тимура и подает "общий" сигнал на сбор ребят. Тотчас собираются человек.. пятьдесят. Они идут провожать Георгия.
"Они шли по зеленым улицам, обрастая все новыми и новыми провожающими. Сначала посторонние люди не понимали: почему шум, гром, визг? О чем и к чему песня? Но, разобравшись, они улыбались и кто про себя, а кто и вслух желали Георгию счастливого пути. Когда они подходили к платформе, мимо станции, не останавливаясь, проходил военный эшелон".
Повесть Гайдара в формальном отношении отличается от тех же набоковских произведений, здесь нет изощренных поворотов сюжета и все довольно предсказуемо. Критики отмечают, что повесть "Тимур и его команда" была переведена на 75 языков, множество раз переиздавалась. "После выхода произведения в СССР началось целое движение "тимуровцев" - ребят, которые помогали старикам и людям, потерпевшим утраты в годы Великой Отечественной войны. Повесть А. Гайдара учит детей добру, отзывчивости, уважению к старшим по возрасту людям".
Особое место в повести занимает описание противостояния команды Тимура и шайки Миши Квакина. Среди сподвижников Тимура есть Коля и Гейко ( помните шутку КВН-щиков: - А Гейку взяли в армию? - Сейчас в армию геек не берут ). Сначала они, казалось, терпят поражение в столкновении с хулиганами -
- За такие ультиматумы надо бы вам набить шею, - подходя к Гейке, сказал Квакин. - Но... мы люди добрые. До ночи мы запрем вас вот сюда, - он показал на часовню, - а ночью мы обчистим сад под номером двадцать четыре наголо.
- Этого не будет, - ровно ответил Гейка.
- Нет, будет! - крикнул Фигура и ударил Гейку по щеке.
- Бей хоть сто раз, - зажмурившись и вновь открывая глаза, сказал Гейка. - Коля, - подбадривающе буркнул он, - ты не робей. Чую я, что будет сегодня у нас позывной сигнал по форме номер один общий.
Но это только начальный момент сюжетной ситуации. Как говорил автор "Романа с кокаином" - "Добродетельные герои почти гибнут" перед тем как восторжествовать ( описывая постановку в театре ). Сима Симаков видит, что "наших бьют" и бежит к Жене. Слух о том, что соратников Тимура заперли в башне, доходит до главного героя. Он вместе с ребятами излавливает Фигуру и заставляет его лезть в башню на место Коли и Гейки. Тимур пишет записку на дверях - где от имени Фигуры обращается к Квакину с просьбой не открывать башню. Приходит Квакин, он слышит, как стучит в железную дверь изнутри Фигура, но думает, что это Гейко рвется на свободу.
В назначенное время в назначенном месте ( как сказал бы Марат Башаров ) компания Квакина собирается на "дело" - грабить очередной сад. На "шухере" ( как любит говорить Глеб Самойлов ) остается часовой Алешка. Его первым атакуют тимуровцы. Алешка успевает лишь свистнуть. В саду тимуровцы, превосходящие числом хулиганов, успевают накрыть всю шайку. Ее участников сажают под замок, а самого Квакина отпускают. Квакин зело раздосадован этим поворотом событий и обещает поймать Тимура и драться с ним "один на один". Затем Тимур отдает распоряжения.
- Ладыгин и твоя пятерка, вы свободны, - сказал Тимур. -- У тебя что?
- Дом номер двадцать два, перекатать бревна, по Большой Васильковской.
- Хорошо. Работайте!
Рядом на станции заревел гудок. Прибыл дачный поезд. С него сходили пассажиры, и Тимур заторопился.
- Симаков и твоя пятерка, у тебя что?
- Дом номер тридцать восемь по Малой Петраковской. - Он рассмеялся и добавил: - Наше дело, как всегда: ведра, кадка да вода... Гоп! Гоп! До свиданья!
Победить хулиганов при численном превосходстве ( как говорит Квакин, "у них - сила" ) - дело, в общем-то, нехитрое. Другой вопрос - как Тимуру удалось добиться такой популярности и такого влияния у сверстников? Коварный Квакин побежден, а Женя встретилась с отцом в Москве. Да и последняя сцена повести - проводы Георгия в армию - полна торжествующего пафоса. В финале звучит тезис, который созвучен булгаковскому "Все будет правильно. На этом построен мир" - "- А я? - закричала Женя. - А они? - Она показала на товарищей. - А это? - И она ткнула пальцем на красную звезду. - Будь спокоен! - отряхиваясь от раздумья, сказала Тимуру Ольга. - Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же". Высказывание это звучит оптимистично. А между тем, нам по собственному педагогическому опыту известно, что работа с людьми - самая неблагодарная.
Евгений Шварц. Золушка.
Евгений Шварц известен как мастер жанра сказки. Однако не все, далеко не все его сказки предназначены детям. Вспомним хотя бы драматичного "Дракона", социально-фмлософскую "Тень", фантазийную пьесу о любви "Обыкновенное чудо". Тем не менее, некоторые произведения Шварца адресованы в первую очередь детям, которые, как известно, больше, чем мы, взрослые, могут поверить в чудо и волшебство. Одно из таких произведений - "Золушка".
Сюжет этой сказки, или вернее, киносценария ( экранизированного в 1946 году на "Ленфильме" ) строится вокруг чудесного преображения работящей дочери Лесничего на королевском балу. Там-то в нее и влюбляется чуткий ко всему прекрасному молодой принц. Золушка, боясь разоблачения, бежит с бала и теряет хрустальную туфельку, подаренную ей мальчиком -- помощником Феи -- крестной. По этой-то туфельке и находят ее солдаты короля. Финал завершается свадьбой Золушки и Принца ( как сказал бы наш Владимир Набоков, "в финале все женятся по симметричной схеме" ).
Таков вкратце сюжет этой замечательной сказки, по-своему интерпретированной Шварцем. Подробно о ней ( и о еще полутора десятках произведений писателя для взрослых и детей ) было рассказано в моей книге "Дом, который построил Шварц" ( книгу можно найти на моей странице на сайте "Самиздат" или приобрести в моем магазине ). Здесь мы, постаравшись не повторятся, обратим внимание на сюжет и колоритный язык героев сказки ( их речевые характеристики ).
Особенностью сказки являются песни, которые исполняют ее персонажи. Песни помогают лучше понять сюжетные ситуации, в которые они попадают, служат средствами их портретной характеристики. Поют -
1. Золушка ( "Дразнят Золушкой меня" ). Из песни становится ясен ее психологический портрет и тип поведения ( "Надрывалась с утра до глубокой ночи" ),
2. Кучер, который зачитывает стихотворное приглашение Короля на бал ( "Уже вечерняя роса цветочки оросила" ). Песня служит сюжетным ходом, необходимым поворотом в развитии сюжета.
3. Тыква, которая превращается в карету ( "я тыква, я дородная царица огородная" ).
4. Мыши, которые под влиянием волшебной палочки Феи-крестной превращаются в коней ( "Дорогие дети, знайте, что для всех" ). Кстати, в этой песне проявляется мягкий юмор Шварца -
Но мы счастья выше
в мире не найдем,
чем из старой мыши
юным стать конем.
5. Кучер, поющий куплет про то, что овес вздорожал до такой степени, что даже Кучер заржал ( как говорил несколькими годами раньше герой Ильфа и Петрова - "Что, овес нынче дорог?" )
6. Принц ( "Ах папа, я в бою бывал, под грохот барабана" ), который в песне признается папе, что в лице Золушки он встретил "свою судьбу".
7. И еще раз Принц ( "Пред Вашей красотою словно мальчик я дрожу" ), поющий песню Золушке. При этом его песня служит важнейшим средством "некоторого рода объяснения в любви" ( как сказал бы герой Набокова Федор Годунов-Чердынцев в "Даре" ).
Любопытно, что отрицательные персонажи, не склонные к сантиментам -- Мачеха и ее дочки -- песен не исполняют. Они изображены как весьма прагматичные особы. До поры до времени они живут в общем-то неплохо. Мачеха, по ее собственным словам, бегает, хлопочет, ходатайствует, очаровывает. Благодаря ей в церкви ее дочки сидят на придворных скамейках, а в театре -- на директорских табуреточках ( случалось и Вашему автору сидеть на директорском стуле -- в "Химике" на выступлении команды КВН "Уральские пельмени" в ту пору, когда за них выступала еще Алена Тиглева ).
Дочери мачехи до смешного не наблюдательны. Они считают Золушку некрасивой и неуклюжей. Золушка работает на них не покладая рук. Она готовит для них платья на бал, которые мачеха с дочками снисходительно принимают. Уезжая на бал, Мачеха наказывает Золушке:
- Прибери в комнатах, вымой окна, натри пол, выбели кухню, выполи грядки ( как здесь не вспомнить дачу в Осташково -- И.П. ), посади под окнами семь розовых кустов, познай самое себя и намели кофе на семь недель.
Этот список не может не вызвать улыбку. Чуть позже обнаружится знакомство с ним и Феи-крестной, которая говорит:
- Полы натрут медведи -- у них есть воск, которые они наворовали в ульях. Окна вымоет роса, стены выбелят белки своими хвостами. Розы вырастут сами. Грядки выполют зайцы. Кофе намелют кошки. А самое себя ты познаешь на балу.
Появившись, Фея-крестная начинает творить волшебство. Для начала она тренируется на мальчике-паже ( который влюбляется в Золушку, - это позже всплывет в пьесе ), превращая его то в цветок, то в кролика, а затем приступает к превращениям подвернувшихся ей предметов и существ в карету, кучера, лошадей. В завершение Фея одевает нашу героиню для бала, а мальчик-паж дарит ей хрустальную туфельку.
На балу Король и Принц приходят в восторг от появления Золушки. Мачеха и сестры не узнают ее и принимают за королеву красоты. Добрый волшебник ( как выясняется, к волшебству способна в этой сказке не только Фея-крестная ) раскуривает свою волшебную трубку, дым наполняет танцевальный зал, и вот уже уединившиеся Принц и Золушка обнаруживают себя в волшебной стране плывущими по озеру, освещенному луной, на легкой лодке. В своей песне Принц сравнивает Золушку со сном или виденьем -
Вы как сон или виденье.
Вдруг нечаянно коснусь,
вдруг забудусь на мгновенье
и в отчаянье проснусь.
Сказочная страна исчезает. Перед нами снова бальный зал. Оказывается, каждый из героев под влиянием Доброго волшебника за 9 минут успел побывать там, где ему было более всего приятно.
"- Какие там магазины! - восхищается Мачеха Золушки.
- Какие духи! - стонет Анна.
- Какие парикмахерские! - кричит Марианна" ( Анна и Марианна -- это дочки Мачехи ).
Наконец принц признается Золушке в любви. Но как раз в этот момент начинают бить три четверти часы. За четверть часа Золушка успевает сбежать по ступенькам дворца, сесть в карету и добраться до дома Лесничего. Из этого описания можно, к слову, сделать вывод о том, что дом Золушки находится совсем недалеко от дворца принца и короля. То есть она живет в престижном районе.
Принц объясняет отцу, что любит Золушку. Правда, он опасается того, что она его не любит.