Осень - время сбора плодов, подведения итогов. Осень - время, когда можно оглядать прошедшее, осознать прошлое.
Для писателя осень жизни - время серьезных, итоговых произведений. Так было и в случае с Л. Толстым, и в случае с Достоевским ( которого не любил Набоков ).
Однако в это время Набоков создает "игровые" произведения - "Смотри на арлекинов", "Радости страсти".. Создается такое впечатление, что в это время писатель настойчиво ИЩЕТ.
"Лаура" отлична от всех этих творений. Это в самом деле финальное произведение автора - финальное в том смысле, что в нем на первый план выходит тема "исчезновения".. Эта загадочная тема, подходы к ней писатель пытался обозначить в терминах буддизма.
Оксфордский словарь английского языка
Нирвана задувает (гасит)
.. исчезновение.
В теологии буддизма - и растворение в верховном духе.
(нирванное объятие Брахмы)
бонза = буддийский монах
бонзастырь, бонзастыри
учение о буддийском воплощении Брахманство = растворение в божественной сущности
"соединение с Брахмой (индуизм), достигаемое чрез подавление личностного существования"
Буддизм: Блаженное духовное состояние
Это фрагменты его карточек к "Лауре", здесь же высказывается скептическое отношение к буддизму. Но след от буддистских представлений, легкий след - на карточках остается.
На одной из последних карточек - список синонимов:
изглаживать
искоренять
вымарывать
зачеркивать
стирать
вычищать
Четыре из них относятся именно к труду писателя.. Создается впечатление, что задачей своей осени жизни Набоков видел не столько созидание нового "текста", сколько подчищение, очищение уже имеющегося.
Так сама природа очищается в осеннюю пору.
В каком-то смысле подход писателя к теме можно назвать философским. Так философские размышления появлялись еще в романе "Прозрачные вещи".
"Подобно некоторым частицам или звездам, эта книга может показаться маленькой, однако на самом деле у нее высокая плотность, - написал Дмитрий Набоков в своем предисловии к переводу этого романа на итальянский язык, -
Прозрачность предметов и двусмысленность пространства-времени пронизывают каждую ее тему, причем до такой степени, что сами становятся основной темой".
Безусловно,
"осенняя тема" Набокова начинается еще в "Защите Лужина". Осень здесь - некое расставание с детством ( детство ассоциируется с летней порой ), расставание с дачными "реалиями", с теплой погодой, с непринужденной игрой в шахматы в беседке.
Маленький Лужин не зря предпринимает попытку побега - которую повторит через десятилетия в Берлине - побега-возвращения в дачный дом, где он был счастлив.
"Только сегодня, в день переезда из деревни в город, в день, сам по себе не сладкий, когда дом полон сквозняков, и так завидуешь садовнику, который никуда не едет, только сегодня он понял весь ужас перемены, о которой ему говорил отец. Прежние осенние возвращения в город показались счастьем. Ежедневная утренняя прогулка с француженкой,-- всегда по одним и тем же улицам, по Невскому и кругом, через Набережную, домой,--никогда не повторится".
Лужин почти как маленький разведчик - он умеет прятаться, прокрадываться. Так прячется от друзей маленький Путя в рассказе "Обида".
"Он прокрался вдоль стены, увидел, что окно гостиной открыто, и, взобравшись около водосточной трубы на зеленый облупленный карниз, перевалился через подоконник. В гостиной он остановился, прислушался".
С осенней порой связаны у героя воспоминания о школе. Как было доказано в моем исследовании "Онтологические сюжеты романа "Защита Лужина" - это воспоминания о темноте, тесноте, холоде - школа становится частью "нижнего мира" в онтологии писателя.